Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Краткая история «Дела Божьего»



 

Ватиканскую прелатуру, известную под названием «Опус Деи» («Дело Божье») основал в 1928 году испанский священник Хосемария Эскрива де Балагер‑и‑Альвас. Эскрива родился 9 января 1902 года в испанской провинции Уэска, в семье мелкого торговца, хотя и имевшего, как утверждает официальная история «Опус Деи», благородное происхождение.

Организация «Опус Деи» выросла из ядра, сформировавшегося вокруг Эскривы и его семьи, а дом его был «общежитием, скорее, даже домашним очагом, где он принимал своих последователей».

Вскоре после основания «Опус Деи» в Испании была установлена франкистская диктатура, которая десятилетия продержала страну в изоляции, и философия и практика ордена оказались полностью подчинены церковному авторитаризму. Именно тогда «Опус Деи» начинает выполнять свою великую миссию, в основном за счет проникновения в разные университетские сообщества и организации. В экономической сфере создание испанского Народного банка можно считаться первым их достижением; благодаря этому члены «Опус Деи» располагали собственной экономической мощью. 6 октября 2002 года папа Римский Иоанн Павел II канонизировал Эскриву, за десять лет до этого причисленного к лику блаженных. В своей речи на церемонии канонизации папа сказал:

 

«Святой Хосемария был избран Господом, чтобы донести святой призыв и чтобы указать нам, что жизнь каждодневная, в совместных трудах, является дорогой к святости. Можно сказать, что он был святым в миру».

 

Одновременно «Опус Деи» расширял сферы влияния. Из родной Испании он распространил свое влияние по всему миру. Первыми послами ордена были: Фернандо Майкас (Франция), Луис Мария Гарридо (США) и Рамон Монталат (Бразилия). Очень скоро под влияние организации попали Англия, Италия, Португалия и Мексика. Начиная с 1950‑х годов «Опус Деи» стал действовать в Венесуэле, Канаде, Аргентине, Германии, Швейцарии, Голландии и других странах, как на Европейском, так и Американском континентах. Позже орден распространил свою деятельность и на другие страны и континенты – на Японию, Кению, на север Африки, на Австралию, Нигерию, Филиппины и так далее.

 

«Семья» «Опус Деи»

 

Как и в других организациях тайного толка, в «Опус Деи» говорят на особенном языке, который понятен только членам общества и который служит своего рода фильтром, отсеивая действительность внешнего мира и приспосабливая ее к миру внутреннему. Привычка говорить по‑другому, не так, как обычные люди, отделяет новообращенного от его прежней жизни и развивает в нем чувство повиновения, формируя очень прочную связь с остальными членами общества.

В этом отношении обращают на себя внимание названия членов братства. Существуют специальные термины. Основатель ордена Эскрива известен как «Отец», «Дело Божье» – «Мать», а все члены общества – «дети», а между собой они – «братья». Мать Эскривы зовется «бабушкой», а его брата и сестру называют «тетушка Кармен» и «дядюшка Сантьяго». Термин «семейная жизнь» относится к совместной жизни членов ордена «Опус Деи».

 

В настоящее время орден насчитывает более 800 тысяч членов примерно из 60 стран и, как сказано в «Коде да Винчи», имеет резиденцию в Нью‑Йорке, стоимость которой приближается к 47 миллионам долларов.

 

Структура «Опус Деи»

 

Какова же организация «Опус Деи»?

На первый взгляд «Опус Деи» – некая копия бюрократического строя римской церкви. Деятельностью на международной арене в ордене занимаются президент и Генеральный совет, расположенный в Риме, рядом с Ватиканом. Совет состоит из секретаря, прокуратора, четырех консультантов, префекта и управляющего.

Исполнительными органами являются региональные советы. Связь между представителями в различных странах поддерживается так называемым миссусом, почтенным посланником Отца. Схожие задачи в ватиканской системе выполняет папский нунций.

В отношениях с Ватиканом «Опус Деи» опирается на кардинала‑протектора – чрезвычайно почетный пост при Святом престоле; он служит посредником между организацией и различными учреждениями Ватикана.

Ниже Генерального совета в пирамиде власти стоят так называемые местные советы, они находятся во всех городах, где организации удалось закрепиться.

В каждом доме «Опус Деи» есть директор – обязательно служитель церкви – и заместитель директора. Последний пост занимает обычно энергичный и активный молодой человек. Директор отвечает за духовную жизнь подчиненных и новообращенных, в то время как заместитель занимается практическими вопросами функционирования местной организации. Существуют даже такие должности, как «посредник Святого Габриэля», который отвечает за решение бытовых проблем, «посредник Святого Рафаэля», работающий с новыми членами общины, и «посредник Святого Михаила», который занимается нумерариями и монахами. Обычно на эти должности назначает заместитель директора.

 

Члены «Опус Деи»

 

Как же выстроена эта организация? «Опус Деи» состоит из нескольких «классов» и по своей жесткой структуре похож на индийскую кастовую систему. Разделение основано на таких критериях, как материальное благополучие, принадлежность к определенной социальной группе, красота и физическое здоровье.

♦ Нумерарии: в этот класс входят люди холостые, обоих полов, красивые, имеющие высшее образование. Последнее требование не обязательно, вместо этого член ордена может внести определенную сумму или обладать хорошими социальными связями или исключительными личными качествами. Это элита членов ордена, живут они в центрах образования «Опус Деи».

♦ Служители: тоже люди не женатые (также обоих полов), но либо без высшего образования, либо имеющие какой‑то физический недостаток или страдающие хронической болезнью, либо обязанные заботиться о своей семье.

♦ Супернумерарии: к этой категории относятся семейные люди обоих полов или те, кого по каким‑либо причинам организация посчитала «неподходящими» для включения в другой класс. Их считают армией организации, поскольку они должны дать жизнь «всем детям, которых им пошлет Господь». Дети обучаются в колледжах ордена.

♦ Сотрудники: это последний класс, от них даже не требуется быть католиками. Они не считаются настоящими членами «Опус Деи», и единственной их обязанностью является помогать ордену экономически и предоставлять информацию.

 

Методы вербовки

 

Но где и как «Опус Деи» находит сторонников и единомышленников? Прежде чем перечислять конкретные места, надо сказать, что по первым же страницам книги Эскривы «Путь» становится ясно, что «Опус Деи» идет путем жесткого отбора – старается привлечь на свою сторону власть имущих, образованных или же обладающих незаурядными личными качествами. В «Конституции Священного общества Святого Креста и Дела Божьего» написано буквально следующее:

 

«…работать усиленно, чтобы тот класс общества, который называется интеллектуальным, который должен быть проводником общества в образовании и которому нет равных по престижу и по трудности выполняемых задач, чтобы этот класс принял заветы Христа Господа Нашего и воплотил их на практике».

 

В этом отношении «Опус Деи» не отличается от любой другой секты, которая ищет главным образом личности как можно более способные, активные и образованные.

Хотя с момента создания и до сих пор организация в первую очередь обращается к профессионалам и молодежи, однако она не оставляет без внимания и публику попроще, не столь элитные общественные группы, для которых существует «питомник» «Опус Деи», называющийся «Труды Святого Рафаэля».

 

Хосемария Эскрива

 

В первую очередь организация получает выход на молодежь через образовательные учреждения. Некоторые из них целиком принадлежат «Опус Деи», в других ему разрешено осуществлять только духовное воспитание. Но проводниками пропагандистских идей в основном являются не преподаватели, а студенты и люди, которые уже состоят в обществе. Важные пункты вербовки – университеты. Однако на самом деле вербовка может происходить (и происходит на деле) в любом образовательном учреждении или клубе, где собирается достаточное количество людей. Когда новичка считают пригодным, его приглашают в так называемый кружок Святого Рафаэля. На собраниях, в которых участвуют не более десятка человек, руководитель кружка объясняет некоторые положения христианского учения через призму видения «Опус Деи». Потом он в индивидуальном порядке беседует с каждым участником. Таким образом, с применением методик убеждения собеседника и не исключая методов эмоционального шантажа (см. «Промывание мозгов»), молодых людей привлекают в ряды «Опус Деи».

Однако пропаганда не ограничивается лишь учебными заведениями. В клиниках, где практикуют члены «Опус Деи», благодарным пациентам также рассказывают об идеях ордена.

 

Прием в орден

 

Чтобы вступить в «Опус Деи», сначала необходимо отослать письмо, приложив к нему четыре фотографии кандидата. В письме тот должен кратко изложить свои пожелания и указать, на какой ступень он претендует (нумерарий, служитель, супернумерарий или сотрудник). Последнее условие очень важно, так как речь идет о пирамидальной структуре и функционирование всей организации обеспечивается ее жесткой иерархией. Указанную ступень рекомендует кандидату член общества, который направляет его подготовку.

На жаргоне «Опус Деи» этот первый шаг называется «питар» (по‑испански «свисток»). Письмо вместе с докладом ответственного лица отсылается в Рим, в Генеральный совет «Опус Деи».

В последующие месяцы (примерно через полгода) происходит процесс «адмиссии» (допущения) – принятия кандидата в организацию. Проходя эту процедуру, он юридически оформляет свои взаимоотношения с орденом. Церемония приема довольно проста. Кандидат читает краткую молитву перед простым черным крестом, без распятого Христа, а свидетелями являются руководитель местного отделения дома «Опус Деи» и священник. Кандидат приносит обеты бедности, целомудрия и послушания.

Через год после адмиссии ритуал приема наконец подходит к концу. Через полтора года после «питара» считается, что новичок живет в согласии с «духом «Опус Деи» и уже может успешно выполнять задания ордена.

Каждый год 19 марта (в день Св. Иосифа) проходит церемония возобновления обетов, данных прежде на адмиссии. Служится месса, участники церемонии причащаются и подтверждают свою преданность «Опус Деи».

Через шесть лет после вступления в орден проводится последний ритуал – обет верности, дав который член «Опус Деи» подтверждает, что вся его жизнь без остатка принадлежит ордену. С этого момента ему нет необходимости возобновлять свои обеты в день Св. Иосифа. На этой церемонии членам общества вручают кольцо, которое они должны носить всю жизнь и по которому их опознают как членов «Опус Деи».

 

Методы воспитания

 

Конечно, чтобы управлять подобной иерархической структурой и поддерживать ее в надлежащем равновесии, необходимо «формировать», воспитывать, убеждать тех, кто состоит в обществе, что они идут по правильному пути. И внушаемые убеждения должны быть настолько сильными и глубокими, чтобы адепты ордена с готовностью ежедневно умерщвляли свою плоть веригами. Как все это происходит в «Опус Деи»?

Основные методы воспитания в организации следующие.

 

Совместные учеба и проживание: курс обучения проходит 1 раз в год и длится 35 дней (для нумерариев) или 15 дней (для служителей и супернумерариев). Разумеется, каждый день учащийся должен выполнять то, что от него требуют правила повседневной жизни ордена: сюда входят изучение в аудиториях философии «Опус Деи», занятия спортом, посещение собраний после завтрака и после ужина, изучение катехизиса и теологии.

Курсы уединения: ранее были известны как «духовные упражнения», проводятся также ежегодно; их продолжительность составляет шесть дней для нумерариев и три‑пять для служителей и супернумерариев. Помимо выполнения повседневных обязанностей, от членов общества требуется уделять время медитации, беседам о «духе "Опус Деи"» и молитвам.

Краткий курс: не более двух раз в месяц или в неделю, начинается с краткого комментария евангелий, затем следует духовный экзамен, который заключается в том, чтобы повторить двадцать четыре основных положения духовности «Опус Деи»: целомудрие, послушание, бедность, преданность, подвижничество, укрощение плоти и так далее. После экзамена следует беседа, потом собрание (встреча после обеда или ужина для общения членов ордена между собой и установления «семейных» отношений), молитва (на латыни, составленная Эскривой и предназначенная исключительно для членов «Опус Деи») и своего рода «самокритика», когда человек, встав на колени перед сокурсниками, должен рассказать обо всех своих проступках.

Братское порицание: когда один член ордена указывает другому на совершенный поступок, неправильный с точки зрения «духа "Опус Деи"» или ему противоречащий. В этом случае порицающий должен сначала посоветоваться о взыскании с руководителем центра «Опус Деи» и получить от него одобрение дальнейшим действиям. Он также обязан информировать руководителя центра о ходе дел.

Признание: это признание ошибок перед руководителем центра или членом Совета либо перед другим заслуженным и уважаемым членом местного отделения «Опус Деи». «Опус Деи» не только требует от членов признания вины, но и считает необходимым «лепить» по своему усмотрению характер человека и вкладывать в него «дух "Дела Божьего"».

Собеседование: каждые 15 дней его проводит священник. Обычно это беседа в группе.

 

Однако все эти методы с безобидными названиями в конечном счете являются лишь средством, скрывающим самый опасный способ контроля – промывание мозгов.

 

«Путь»:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-20; Просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь