Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯСтр 1 из 6Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ Наука о цвете имеет немалую историю. Еще древнегреческие ученые - Демокрит, Аристотель и другие - пытались установить основные цвета, объяснить происхождение цвета тел и многих цветовых явлений. Ученик Аристотеля Теофраст написал целый специальный трактат о цветах. Проявляемый издавна интерес к чисто научным аспектам цвета последние десятилетия сменился интенсивным развитием всех областей науки о цвете. В целом ряде, стран имеются институты цвета, центры цвета, общества и другие группы по цвету, но преследующие одну цель - объединить национальные работы в области цвета, расширить знания о нём, централизовать и распространить информацию. На протяжении веков люди по-разному воспринимали и ощущали цвета. Можно предположить, что древние люди не видели всех тех цветов, которые видим мы. Полагают, что сначала научились различать более яркие цвета — красный и желтый, а затем уже синий и зеленый. Известно, например, что палитра древнегреческих живописцев состояла только из четырех красок: красной, охры, черной и белой. Постепенно палитра становилась богаче, но художники еще долго продолжали путать зеленый и синий цвета, а лиловую и фиолетовую краски стали различать еще позднее. Но это только предположения. Немало сделано и для изучения природы цвета и его характеристик. Мир мы видим благодаря солнечному свету. Свет, излучаемый солнцем, воспринимается нами как белый. В действительности он состоит из ряда цветных лучей. Каждый предмет способен поглощать и отражать солнечный свет. Если солнечный свет, попадая на тело, полностью отражается и рассеивается, мы это тело видим бельм. Если все лучи видимой части спектра поглощаются телом, мы его видим черным. Если тело поглощает какую-либо часть лучей видимого спектра, а остальные отражает, мы видим это тело цветным, причем его цвет определяется теми цветами, которые отразились от него. Объектом курсовой работы является процесс формирования образного восприятия цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства. Предмет исследования: методика построения урока цветоведения на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Цель курсовой работы заключается в рассмотрении особенностей структурного построения урока изобразительного искусства по формированию образного восприятия цвета. Гипотеза исследования: развивать цветовосприятие у детей, на уроках изобразительного искусства, применяя различные методы и формы. Практическое значение курсовой работы заключается в построении урока изобразительного искусства для нового восприятия цвета у школьников 3-го класса. Предмет и цель исследования определили необходимость решения следующих задач: 1. Изучить теоретические аспекты цветоведения. 2. Определить методы формирования образного восприятия цвета у младших школьников. 3. Изучить особенности структурного построения урока изобразительного искусства по формированию образного восприятия цвета. 4. Ознакомиться с применением сказочно-игровых форм и методов в формировании образного восприятия цвета у младших школьников. 5. Определить эффективность методики формирования образного восприятия цвета на уроках изобразительного искусства у школьников 3 класса. Содержание курсовой работы включает в себя введение, 2 главы, 6 пунктов, заключение, список использованной литературы и приложения. Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ Глава II. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОГО ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цвет является одним из важных средств художественной выразительности, передачи отношения к создаваемому образу; он помогает выявить основные свойства предметов, дает возможность каждому ребенку в процессе рисования проявить свою индивидуальность. Дети младшего школьного возраста видят живопись иначе, чем взрослые, поражая нас своими рисунками. Более быстрое и прочное усвоение теории материала по элементам цветоведения и основам живописной грамоты, зависит от гибкого сочетания подготовительных, кратковременных и длительных упражнений. Каждое упражнение, предложенное детям, имеет определенную цель. Выполнение их невозможно без ранее выполненных заданий. Все задания строятся по принципу от простого к сложному с последовательным, постепенным усложнением учебного материала. При сохранении основных задач тема занятия и форма его проведения могут быть изменены. Например, одни и те же законы (теплые и холодные цвета, основные и составные цвета) требуют разного изложения, и выполнение их зависит от возраста детей. В обучении изобразительной деятельности широко используется наглядность. Нельзя провести ни одного урока без использования наглядности. Наглядность существенно дополняет устное объяснение, обеспечивает связь обучения с жизнью. Приобщение к изобразительному искусству не только через восприятие, но и через практическую деятельность, духовно обогащает. Первые уроки красоты и добра, связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти ребенка на всю жизнь. Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом — основные слагаемые успеха. Прежде всего, необходимо создать условия для творческого развития ребенка — научить работать разнообразными художественными материалами, научить понимать язык изобразительного искусства, использовать средства художественной выразительности. При этом необходимо постоянно обогащать зрительные представления детей и актуализировать имеющийся у них опыт. Затем постепенно через освоение изобразительной грамоты в интересной и доступной, порой игровой, форме ребенок подготавливается к решению творческих задач. Такое обучение с использованием разнообразных современных методик помогает каждому раскрыться наилучшим образом. Одни более склонны к графическому воплощению образов, другие для их создания выбирают живописные материалы, третьи предпочитают создавать декоративные или дизайнерские композиции. Важно, что и тем, и другим предоставляется возможность совершенствовать мастерство в одном из видов деятельности и в то же время получить знания по предмету «Изобразительное искусство». Задача педагога — развить чувство меры, эстетический вкус ребенка, чтобы избежать бездумного копирования образцов, излишнего стилизаторства в работе, помочь обрести творческое лицо каждому ученику. При вариативном подходе к творческим заданиям возможен поиск новых путей. Разнообразные формы организации урока, например, коллективное выполнение заданий, значительным образом актививзирует детское творчество. Плодотворным является стремление обучать детей на основе законов, принципов и правил изобразительного искусства. Речь идет не о попытке профессионального обучения, а об общем образовании, включающем элементы знаний о работе профессионалов. Изобразительное искусство в школе — это во многом игра, импровизация, детские рисунки так выразительны, ярки, оригинальны! Основная цель занятий изобразительным искусством в общеобразовательной школе - духовное и творческое развитие личности, воспитание грамотного зрителя, любящего искусство. Очень стремительно летит время, все более насыщенными становятся информационные потоки, одни ценности приходят на смену другим, и все это находит отражение как в изобразительном искусстве, так и в восприятии этого искусства детьми. Предлагаемая система работы с учащимися построена на классических образцах живописи, графики, на традициях народного и декоративно-прикладного искусства, которым не страшно время. А вот самые современные методики обучения могут постепенно устаревать. Только творчество педагога, его постоянное стремление совершенствовать учебный процесс сориентирует его в выборе методической системы. Автор надеется, что студенты педучилищ, став учителями начальных классов, овладеют секретами преподавания изобразительного искусства, станут профессионалами своего дела и носителями национальной культуры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алёхин А.Д. Изобразительное искусство: художник, педагог, школа. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984. 2. Алёхин А.Д. Когда начинается художник. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1993. 3. Альфонсов, В. Слова и краски / В. Альфонсов. — СПб.: САГА, Азбука-классика, Наука, 2006. 4. Беда, Г. Живопись / Г. Беда. — М.: Искусство, 1971. 5. Бер, У. Все тайны цвета / У. Бер. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 6. Волков И.Д. Художественная студия в школе. Книга для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1993. 7. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Из опыта работы: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991, 8. Драгунский, В. Цветовой личностный тест / В. Драгунский. — Минск: Харвест, 1999. 9. Живопись: Книга для учащихся. (сост. Л.А.Шитов, В.Н.Ларионов. - М.: Просвещение, АО " Учебная литература", 1995. 10. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. Натюрморт и пейзаж в эстетическом воспитании детей 7-9 лет. - М.: Просвещение, 1969. 11. Иттен, И. Искусство цвета / И. Иттен. — М.: издатель Аронов, 2001. 12. Искусство в жизни детей: опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя: из опыта работы А.П.Ершова, Е.А.Захарова, Т.Г.Пеня и др. - М.: Просвещение, 1992. 13. Кантор, А. Изобразительное искусство 20 века / А. Кантор. — М.: Искусство, 1973. 14. Кандинский, В. О духовном в искусстве. / В. Кандинский. — М., 1911. 15. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Практическое пособие. - М.: Высшая шк., 1992. 16. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Изд. 3-е перераб. и доп., М.: АО " Столетие", 1994. 17. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 - 3 классах: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1979. 18. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. I - 2 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Просвещенке, 1988. 19. Кузин, В. Психология / В. Кузин. — М.: Агар, 1997. 20. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988. 21. Леонардо да Винчи. Суждение о науке и искусстве. — СПб.: Азбука-классика, 2006. 22. Люшер, М. Цветовой тест Люшера / М. Люшер. — М.: АСТ, СПб.: Сова, 2005. 23. Марков, П. Об акварели или живописи водяными красками / П. Марков. — М.: Московская государственная школа акварели С. Андрияки, 2001. 24. Мастера искусства об искусстве. — М.: Искусство, 1966. 25. Миронова, Л. Цветоведение / Л. Миронова. — Минск: Выш. шк., 1984. 26. Миронова, Л. Цвет в изобразительном искусстве / Л. Миронова. — Минск: Беларусь, 2002. 27. Михейшина М.B. Уроки рисования для младших школьников 6 - 9 ЛЕТ. - МП: Литература, 1997. 28. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова и др. Под ред. Т.С.Комаровой – 3-е изд. дораб. - М,: Просвещение, 1991. 29. Неменский Б.М. Программа с краткими методическими рекомендациями. Изобразительное искусство и художественный труд 1-8 кл. - М.: Просвещение, 1992. 30. Никологорская О.А. Волшебные краски. Книга для детей и родителей.- М.: АСТ - ПРЕСС, 1997. 31. Психология художественного творчества. — Минск: Харвест, 1999. 32. Раппопорт, С. От художника к зрителю. Проблемы художественого творчества / С. Раппопорт. — М.: Советский художник, 1978. 33. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе. – М.: Просвещение, 1980. 34. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – 3-е изд., доп. И перераб. – М.: Агар, 1998. 35. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студ. пед. Вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 368 с., 12л. ил.: ил. 36. Фетисов, И. Западноевропейская живопись 20 века / И. Фетисов. — М.: Изобразительное искусство, 1998. 37. Хижняк Ю. Н. Как прекрасен этот мир. Из опыта работы по нравств.- эстетич. воспитанию школьников. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1986. 38. Шанина Н.Ф. Сказка в творчестве русских художников. – М.: Искусство, 1969. 39. Школа изобразительного искусства: В десяти выпусках. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изобр. Искусство, 1986-1996. 40. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1977. 41. Шпикалова Т.Н. Изобразительное искусство во 2 и 3 классе. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1984.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 План урока 1. Организационный момент. 2. Повторение. 3. Объяснение нового на уроке. 4. Практическая работа учащихся. 5. Просмотр, обсуждение. Проведение урока 1. Организационный момент. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 План урока 1. Сообщение темы урока. 2. Что значит уметь фантазировать. 3. Объяснение задания. 4. Практическая работа учащихся. 5. Коллективный просмотр 6. Итоги. Проведение урока 1. На прошлом уроке мы работали свободным цветом, через пятно к форме, не используя контур " первооснову рисунка. Но все, что у вас получалось, мы сравниваем с тем, что нас окружает: животные, птицы и т.д. Художники так и работают, даже если они фантазируют, то только на основе того, что они видели. И чем больше художник видит, тем больше характерного он подмечает, тем интереснее его рисунок. 2. Много лет назад, а точнее 500 лет назад жил во Флоренции очень талантливый человек. Звали его Леонардо да Винчи, Винчи- городок, где родился художник. Он был не только художником, но и скульптором, архитектором, учёным. В 28 лет Леонардо - живописец был известен далеко за пределами Флоренции. Знали о нем и в родном городе Винчи. Однажды к Леонардо приехал его отец, синьор Пьеро и привёз ему круглую деревянную доску. 4. Практическая работа учащихся.
ВВЕДЕНИЕ Наука о цвете имеет немалую историю. Еще древнегреческие ученые - Демокрит, Аристотель и другие - пытались установить основные цвета, объяснить происхождение цвета тел и многих цветовых явлений. Ученик Аристотеля Теофраст написал целый специальный трактат о цветах. Проявляемый издавна интерес к чисто научным аспектам цвета последние десятилетия сменился интенсивным развитием всех областей науки о цвете. В целом ряде, стран имеются институты цвета, центры цвета, общества и другие группы по цвету, но преследующие одну цель - объединить национальные работы в области цвета, расширить знания о нём, централизовать и распространить информацию. На протяжении веков люди по-разному воспринимали и ощущали цвета. Можно предположить, что древние люди не видели всех тех цветов, которые видим мы. Полагают, что сначала научились различать более яркие цвета — красный и желтый, а затем уже синий и зеленый. Известно, например, что палитра древнегреческих живописцев состояла только из четырех красок: красной, охры, черной и белой. Постепенно палитра становилась богаче, но художники еще долго продолжали путать зеленый и синий цвета, а лиловую и фиолетовую краски стали различать еще позднее. Но это только предположения. Немало сделано и для изучения природы цвета и его характеристик. Мир мы видим благодаря солнечному свету. Свет, излучаемый солнцем, воспринимается нами как белый. В действительности он состоит из ряда цветных лучей. Каждый предмет способен поглощать и отражать солнечный свет. Если солнечный свет, попадая на тело, полностью отражается и рассеивается, мы это тело видим бельм. Если все лучи видимой части спектра поглощаются телом, мы его видим черным. Если тело поглощает какую-либо часть лучей видимого спектра, а остальные отражает, мы видим это тело цветным, причем его цвет определяется теми цветами, которые отразились от него. Объектом курсовой работы является процесс формирования образного восприятия цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства. Предмет исследования: методика построения урока цветоведения на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Цель курсовой работы заключается в рассмотрении особенностей структурного построения урока изобразительного искусства по формированию образного восприятия цвета. Гипотеза исследования: развивать цветовосприятие у детей, на уроках изобразительного искусства, применяя различные методы и формы. Практическое значение курсовой работы заключается в построении урока изобразительного искусства для нового восприятия цвета у школьников 3-го класса. Предмет и цель исследования определили необходимость решения следующих задач: 1. Изучить теоретические аспекты цветоведения. 2. Определить методы формирования образного восприятия цвета у младших школьников. 3. Изучить особенности структурного построения урока изобразительного искусства по формированию образного восприятия цвета. 4. Ознакомиться с применением сказочно-игровых форм и методов в формировании образного восприятия цвета у младших школьников. 5. Определить эффективность методики формирования образного восприятия цвета на уроках изобразительного искусства у школьников 3 класса. Содержание курсовой работы включает в себя введение, 2 главы, 6 пунктов, заключение, список использованной литературы и приложения. Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ |
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы