Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Учебный курс информатики: мировоззренческий аспект



 

Известно, что наука какосознанное исследование закономерностей явлений природы и общества возникла у древних греков; их неповторимо своеобразный характер мышления и деятельности, по мнению английского учёного Бернала, заключается именно в том аспекте их жизни, который назван нами научным способом мышления. Под этим он подразумевал «не просто знание или практику науки, а способность отделить фактическое и поддающееся проверке от эмоциональных и традиционных утверждений. В этом характерном способе мышления, - писал учёный, - можно разделить две стороны: рациональную и реалистическую, то ест способность к доказательству с помощью аргументов и обращение к общепринятому опыту».

С тех пор наука прошла долгий, трудный и противоречивый путь. Опыт древних народов свидетельствует о том, что постоянную связь с природой, веру в единое начало жизни, стремление идти в своих построениях от органического единства окружающего мира.

Как в большинстве наук, в информатике можно, правда весьма условно, поскольку это связано с исследованием и использованием одного и того же объекта - информации, выделить два важнейших направления: теоретическую информатику и прикладную информатику.

В соответствии с современной концепцией структуры предметной области информатики теоретическая информатика, являясь математической дисциплиной, широко использует методы математического моделирования для обработки, передачи и использования информации, создавая тем самым фундамент, на котором покоится всё знание информатики.

Прикладная информатика - это огромнейший набор средств информатики, включающий в себя информационно-вычислительную технику, сети и комплексы ЭВМ, технические средства связи и компьютерные телекоммуникационные системы, аудио-и видео системы, системы мультимедиа, программные средства, вычислительные и информационные среды. К прикладной информатике принято относить и информационные технологии обучения, проектирования, управления объектами, процессами, системами.

Развитость и совершенство методов и средств современной информатики позволили ей уверенно войти в среду образования и научных исследований. Именно с информатизацией образования мы сегодня связываем реальные возможности построения открытой системы образования, позволяющей каждому человеку выбрать свою собственную траекторию обучения; а также возможности коренного изменения технологии получения нового знания посредством более эффективной организации познавательной деятельности обучаемых в ходе учебного процесса на основе такого важнейшего дидактического свойства компьютера, как индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счёт программируемости и динамической адаптированности автоматизирование учебных программ.

Трудно переоценить и то влияние, которое оказала информатика на развитие практически всех областей науки. Она не только многократно расширила возможности получения всё более полных знаний об объектах изучения, но и обусловила необходимость построения новой философии научных исследований.

Масштабность процессов, происходящих в информационных технологиях на рубеже двух веков, их всевозрастающая роль формирования облик настоящего и будущего человечества невольно заставляют искать подобные примеры в веке уходящем. Оглядываясь назад и оценивая все достижения века уходящего, можно попытаться выделить в них главное: понятие относительности, заложенное А. Эйнштейном, З. Фрейдом и К. Марксом в материальном, духовном и социальном мире. Именно их гениальные прозрения дали человечеству возможность осознать, что мир не такой, каким он выглядит, что нельзя доверять эмпирическому восприятию понятий о пространстве и времени, о добре и зле, о законе и справедливости, о природе поведения человека в обществе. Они вновь вернули людям осознание того, что понятия и закономерности отражают объективную реальность не только материального мира, но и мира социального, о чём ещё в XVII веке говорил Томас Гоббс, утверждая, что «все общественные законы государства должны подчиняться тем же правилам, что и механика и геометрия». Нарушение тех и других неизбежно ведёт к катастрофе. К сожалению, прошлый век даёт нам немало примеров того, как забвение этих фундаментальных истин наносило и наносит невосполнимый ущерб природе, живому миру, самому человеку.

Человек вышел в космос, опустился в глубины морские, подобно Гефесту, создал сложнейшие машины, покорил термоядерную энергию и сам стал её заложником, научился использовать в невиданных масштабах богатство природы, но гораздо менее преуспел залечивании нанесённых ей ран.

Что же происходит сейчас, в наш период техногенной культуры развития человечества? По оценкам палеонтологов, за всё время эволюции жизни на Земле чередой пошли около 500 миллионов видов живых и растительных организмов. Сейчас их насчитывается около 2 миллионов. Только в результате вырубки лесов суммарные потери составляют - 4-6 тысяч видов в год. Это примерно в 10 тысяч раз больше естественной фоновой скорости их вымирания до появления человека.

Человек оказался не приспособленным к этому новому темпу развития цивилизации. Произошло это не сегодня, а уже в 30-е и 40-е годы XX века, когда стали вырисовываться некоторые очертания грядущих научно-технических, энергетических, космических, информационных революций. Испанский философ Ортега-и-Гасет отметил это обстоятельство в 1930 г., говоря: «На сегодня крах терпит сам человек, уже не способный поспевать за своей цивилизацией… Растущая цивилизация - не что иное, как жгучая проблема. Чем больше достижений, тем больше в ней опасности».

С тех пор, это утверждение подтверждалось сотни и тысячи раз. Наше познание становится своего рода «ящиком Пандоры», который влечёт появление на свет немалых бед. Энергетика стала обязательной спутницей любой развитой страны. Она же послужила причиной огромного числа катастроф, которые вполне могут закончиться и вселенской катастрофой. Неустанная работа лучших учёных оказалась не в состоянии уберечь мир от СПИДа, массовых болезней, алкоголизма и наркомании.

Всё это свидетельствует о совершенно неудовлетворительном состоянии общественной морали, образовательной философии и индустриально-технологической практики. Общество фактически смирилось существованием «одномерного человека», профессионального обучения, узкого миропонимания.

В связи с этим становится очевидным, что вся система знаний о мире, человеке и обществе должна быть кардинальным образом пересмотрена. В известном смысле придётся вернуться, хотя и на более высоком витке развития, к целостному знанию, философии, единому мироустройству. Иными словами - к фундаментализации образования на основе органичного единства его естественнонаучной и гуманитарной составляющих. Нужно привести в стройную систему, не отторгаемую миром и человеком, всю совокупность знаний, вер, культур, технологий. Начать следовало бы с создания универсальной модели гармоничного мира. Человек должен научно, зримо, материально увидеть свою взаимозависимость с окружающим его миром. Культура народов, экология, информатика, страноведение, религиоведение, математика, физика, биология и другие предметы должны составлять программу знаний универсального человека, целью и смыслом деяний которого будет «целостное знание» и «целостный мир».

Образование для XXI века должно иметь смыслообразующим стержнем этическую доминанту. И речь здесь идёт не только о необходимости воспитания нового поколения в духе мира, взаимопонимания и терпимости. Не менее важным стало на пороге XXI века и экологическое воспитание, а шире - формирование у каждого глобальной этики и глобальной ответственности как принципиальных норм нового гуманизма для нового единого и целостного мира.

Образование для XXI века призвано носить творческий и новаторский характер. В мире, где изменчивость стала чертой не только научного и технологического прогресса, но и образа жизни масс, школы и университеты обязаны как передавать новым поколениям ранее накопленные знания, так и готовить их к решению проблем, с которыми личность и общество ещё никогда прежде не встречались.

Образование для XXI века должно строиться на научно обоснованных знаниях. Только при этом условии оно окажется в состоянии формировать личность, владеющую знаниями, способностью к теоретическому и критическому мышлению. Образование, где наука подчинена идеологии, манипулятивная педагогическая технология, узкий прагматизм таят серьёзную угрозу деформации человека, превращения его в слепого функционёра, умеющего, но не мыслящего, а значит, безответственного.

Наконец, образование для XXI века должно быть многообразным, адекватным культурному и этнетическому многообразию человечества, удовлетворяющему всесторонние потребности социально-профессиональных и конфессиональных групп, равно как и индивидуальные духовные запросы. [17]

В настоящее же время, информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системе различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будней жизни.

«Информатика и информационные технологии» - предмет непосредственно востребованный во всех видах профессиональной деятельности и различных траекториях продолжения обучения.

Основными содержательными линиями в изучении данного предмета являются:

·   информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии как средство их автоматизации;

·   математическое и компьютерное моделирование;

·   основы информационного управления.

При раскрытии содержательной линии «Информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии как средства их автоматизации» учащиеся осваивают базовые понятия информатики; продолжается развитие системного и алгоритмического мышления школьников в ходе решения задач из различных предметных областей. При этом эффективность обучения повышается, если оно осуществляется в информационной и коммуникационной технологии - насыщенной образовательной среде, где имеются соответствующие средства визуализации процессов, датчики, различные управляемые компьютером устройства. Содержание этого раздела обладает большой степенью инвариантности. Продолжается развитие системного и алгоритмического мышления на базе решения задач в среде языка программирования. Непосредственным продолжением этой деятельности является работа в практикумах.

Программой представляется проведение практикумов - больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Задача практикума - познакомить учащихся с основными видами широко используемых средств информационных и коммуникационных технологий, как аппаратах, так и программах, в их профессиональных и учебных версиях. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекта, относящиеся к другим школьным предметам, жизни школы, сфере их персональных интересов.

Важной особенностью освоения данной образовательной области является то, что она не дублирует начала высшего профессионального образования. Её задачи иные: развитие алгоритмического мышления в математическом контексте; воспитание правильных моделей деятельности в областях, относящихся к информационной и коммуникационной технологии, и их применениям; профессиональная ориентация.

Курс информатики был введён в старшую школу в 1985 г. Под лозунгом «Программирование». Курс базировался на трёх фундаментальных понятиях современной науки (информация - алгоритм - ЭВМ). Большая часть учебных часов программы курса была посвящена теме «Алгоритмизация» и «Программирование».

Начиная с 1993 года, содержании информатики претерпевает изменения, что связано не только с возможностью новых информационных технологий, но и реализацией общекультурной направленности, гуманизацией образования.

Современный подход к курсу информатики как к общеобразовательному предмету, связан с выделением не только его общеобразовательных функций, но и потенциальных возможностей в решении задач обучения, воспитания и развития школьников.

Цель обучения - формирование информационной культуры школьника.

Задачи обучения:

формирование системно-информационной картины мира;

формирование общенаучных и общекультурных навыков работы с информацией (грамотно пользоваться источниками информации, оценка достоверности информации, соотношение информации и знания, умения организовать информационный процесс, оценить информационную безопасность);

овладение методами научного познания (формализация, моделирование, компьютерный эксперимент);

подготовка к профессиональной деятельности;

овладение информационными и коммуникационными технологиями.

Задачи развития:

логико-алгоритмического мышления;

системно-комбинированного мышления;

речевое развитие;

развитие сенсорной сферы;

развитие двигательной сферы;

Задачи воспитания:

- эмоционально-положительное отношение к практической деятельности как к критерию истинности;

умение доводить начатое дело до конца, воспитание усидчивости, воли, самодисциплины, аккуратности;

объективное отношение к результатам деятельности, критичность и самокритичность, способность отказываться от заблуждений;

бережное отношение к информации и к технике, нравственное неприятие уничтожения информации;

стремление к созидательной деятельности;

ответственность за результаты своей работы, за принимаемые решения;

потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач.

Сформировать информационную культуру школьника возможно только при определённом уровне развития общества, мышления учащегося, его мировоззрения. Культура имеет этическое (использование информации и компьютера в контексте общечеловеческих ценностей, регулирующих нормальное человеческое поведение) и эстетическое (умение видеть, ценить и создавать красивые вещи) содержание.

Основной формой организации учено-воспитательной работы с учащимися является урок.

Ю.А. Конаржевский пишет: «Исходя из современных научных представлений об уроке, его цель носит триединый характер, и состоит из трёх взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего».

 

 

Познавательный аспект триединой цели урока реализуется при обучении каждого ученика самостоятельно добывать знания (учить учиться). При этом выполняются основные требования к овладению знаниями: полнота, глубина, системность, систематичность, оперативность, прочность.

Исходя из деятельностного подхода к обучению, знания усваиваются в определённой деятельности и реализуются через конкретные умения. Поэтому большое внимание уделяется формированию умений, а также формированию навыков - точных, безошибочно выполняемых действий, в силу многократного повторения, доведённых до автоматизма.

Развивающий аспекттриединой цели урока складывается из четырёх составляющих: развития речи, развития мышления, развитие сенсорной сферы, развитие двигательной сферы.

К развитию речи относится обогащение и усложнение словарного запаса, усложнение её смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания), усиление коммуникативных свойств речи (характерность, выразительность), умение чётко и лаконично выразить свою мысль. Речевое развитие - это показатель интеллектуального и общего развития ученика.

Развитие мышления включает в себя следующие умения: анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и решать проблемы.

Развитие сенсорной сферы предусматривает развитие глазомера, ориентирование в пространстве и времени, точности различения форм, цвета, звуков, оттенков речи.

Развитие двигательной сферы подразумевает умение управлять своими двигательными действиями, мелкой моторикой мышц.

При формулировке целей (задач) развития необходимо помнить, что развитие ребёнка происходит гораздо медленнее, чем обучение и воспитание. Поэтому цели (задачи) развития целесообразно формулировать не к оному уроку, а к разделу или блоку (т.е. цель развития от урока к уроку может повторяться).

Воспитательный аспектнеразрывно связан с обучением, поскольку урок влияет на становление очень многих качеств личности. Воспитательная цель (задача) урока будет охватывать одновременно целый ряд отношений. Эти отношения достаточно подвижны из урока в урок. Это формирование отношения к себе и другим людям, включающее гуманность, товарищество, доброту, деликатность, вежливость, скромность, ответственность, честность, дисциплинированность. Формирование отношения к обществу (Родине), коллективу, труду проявляется в воспитании чувства долга, сопереживания, трудолюбия, ответственности, усердия, нравственности.

Оной из задач общеобразовательного курса информатики - это формирование научной картины мира. Следовательно, нужны теоретические обобщения, обобщённые понятия, распространяющиеся на другие сферы деятельности. Таким образом, учебники и учебные пособия являются информационной моделью обучения, сценарием учебного процесса, отражающим теорию и методику обучения, тот круг ЗУН, общей культуры и опыта деятельности человека, которые обеспечивают формирование личности.

Ранее были описаны общие сведения о современных продвижениях науки, о том как целесообразнее было бы построить процесс образования,

а вместе с ним, создав целостность этого процесса, формирование мировоззрения у учащихся. Некоторые из идей были реализованы в учебных пособиях.

Вот, например, в учебнике Н.В. Макаровой особое внимание уделяется формированию «Информационной картине мира».С этим понятием дети знакомятся уже на первой странице:

«Внедрение компьютерной техники во все сферы деятельности человека послужило толчком к зарождению новой научной и прикладной дисциплины - информатики.

Информатика определяет сферу человеческой деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера. Это означает, что в школьной дисциплине, наряду с изучением основ компьютерной техники, её программного и технического обеспечения, в первую очередь необходимо научиться целенаправленной обработки информации. Важнейшей задачей изучения информатики является развитие информационной культуры. Уровень информационной культуры наряду с общей культурой становится необходимой характеристикой грамотного полноценного члена информационного общества XXI века…

Помните! Могущество компьютера определяется человеком и теми знаниями, которыми он обладает. В процессе изучения информатики надо не только научиться работать на компьютере, но и уметь целенаправленно его использовать для познания и созидания окружающего вас мира.

Сегодня человек живёт в мире, где информация имеет огромнее значение. Жизненно важно научиться правильно с ней работать и использовать различные инструменты для этой работы. Одним их таких инструментов является компьютер, который стал универсальным помощником человеку в различных сферах деятельности.

Любой человек воспринимает информацию с помощью органов чувств и представляет её в удобной для дальнейшей работы форме с помощью какого-либо языка... Для того, чтобы ориентироваться в огромном мире разнообразной информации, необходимо знать, какими свойствами она обладает и какие действия с ней можно совершить. На всех этапах работы с информацией человеку помогают различные технические устройства, которых вы порой не замечаете. Одни из них являются привычными и удобными помощниками, другие используются в специальных случаях, где условия работы опасны для здоровья человек или просто недоступны для посещения людей.

В окружающем мире всюду протекают различные информационные процессы, управление которыми позволяет человеку грамотно организовать не только производство, но и отношения между людьми. Для того чтобы принимать продуманные, а не скоропалительные решения, надо учиться анализировать всё, что происходит вокруг, и уметь делать выводы. Это возможно только при условии, что вы научитесь работать с информацией, привлекая при необходимости современные технические средства, в том числе и компьютер… »

В данном учебнике отражены теоретические вопросы информатики, рекомендуемее в обязательном минимуме содержания Министерства образования РФ.

Для лучшего усвоения и восприятия материала в учебнике присутствуют иллюстрации, жизненные ситуации, так же своё место имеет связь с другими науками и школьными предметами.

 

2.2 Формирование мировоззрения через социокульурное содержание школьного курса информатики

Прежде всего, необходимо определить значение слов «социокультурный опыт». Это накопленный в течение столетий творческий опыт поколений, неразрывно связанный с духовными устоями, героической историей и культурой нашей страны. И это созидательный опыт межпоколенного взаимодействия, безусловно, должен активно использоваться, а не отвергаться современным образованием. Использование социокультурного опыта является педагогически целесообразным, то есть сообразуется с целями и принципами современного российского образования, заложенных в статьях 2-й 14-й Закона РФ «Об образовании», где нормативно закрепляется единство федерального культурного и общеобразовательного пространства, содействующее интеграции личности в национальную и мировую культуру. То есть, образование не может существовать в отрыве от культуры, а культура без образования, между ними должна быть восстановлена тесная взаимосвязь. Другими словами, образование должно быть сообразным культуре - культуросообразным. Принцип культуросообразности, в свою очередь, заявлен в качестве одного из ведущих принципов «Общеобразовательной программы развития воспитания детей до 2010 года», под которым понимается развитие воспитания в соответствии с отечественными историко-культурными традициями, ценностями и нормами культуры, что способствует формированию у подрастающего поколения бережного отношения к историческому опыту своего народа. Здесь необходимо особо указать на различие между реализацией принципа культуросообразности в образовании и «обучением религии», которое также допускается в системе светского школьного образования, но вне рамок обязательной программы, то есть факультативно. Таким образом, культуросообразность в образовании - это не отстранённость от вероучительной стороны жизни и не обучение религии, а живая традиция педагогического опыта нравственного воспитания подрастающего поколения в согласии с ценностными нормами отечественной духовной культуры. Решая задачу воспитания подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма, нельзя забывать, что мы - граждане России, Российской Федерации, то есть, Российского Союзного государства. Можно ли сегодня ощущать себя полноценным гражданином России без знания истории своей страны, её культурного наследия, духовных корней и государствообразующих основ, её тысячелетней традиции - Православной традиции, явившейся духовным фундаментом современного существования в едином правовом пространстве различных народов и народностей при сохранении их религиозной идентичности, национального своеобразия и культурной самобытности? И этот союз стал возможным именно в духовном пространстве русской православной культуры.

Не знать своего прошлого, значит, не понимать настоящего и не иметь будущего. И, в первую очередь это касается нас, москвичей - граждан, живущих в многонациональной столице нашей Родины. Никто из москвичей не должен чувствовать себя здесь гостем, заезжим, поселенцем, чужаком, невеждой или варваром. Каждый должен иметь возможность приобщиться к исконным для российской столицы культурным ценностям и традициям, научиться лучше понимать, уважать и ценить духовно-нравственные истоки российской культуры.

Культурное воспитание становится невозможным в условиях, когда российские дети, получая школьное образование, лишаются права познакомиться с духовным наследием своей страны, своего родного края, не имеют реальной возможности узнать об основах той веры, которой веками жили и сегодня живут их отцы и деды. Сегодня очень много говорят о необходимости духовного возрождения России. Но на деле всё ощутимее становится обратный процесс: нарушается связь времён, культурная преемственность поколений, и уже очень скоро мы рискуем превратиться в «иванов, не помнящих родства».

Быть москвичом, коренным москвичом, значит, с детства быть знакомым не только со светской городской культурой, но и с духовными корнями столичной жизни, приобщиться к её духовным богатствам, открыть для себя высокое и священное значение Москвы как сердца православной культуры в истории России. Изучение основ православной культуры в московских школах - это начало пути к обретению духовного будущего страны и верная основа воспитания подлинно гражданского самосознания, религиозной терпимости и истинного патриотизма у российских детей.

Важно заметить, что социокультурный подход направляет развитие индивидуума на самоутверждение в обществе, создаёт условия для управления внутренними ресурсами, формирует общий социокультурный стержень всех участников педагогического процесса. Социокультурный подход успешно сосуществует с иными педагогическими системами и технологиями, переплетаясь с ними и взаимообогащаясь

Содержательной основой данной системы может стать предмет «Информатика», он выступает и в качестве основы для установления межпредметных связей. Целостный образовательный процесс позволит обеспечить пять аспектов качества образования: содержательный, коммуникативный, управленческий, психологический и социокультурный.

В настоящее же время, образование в информационном обществе перестаёт быть способом усвоения готовых и общепризнанных знаний, образование становится способом информационного обмена личности с окружающими людьми, обмена, который совершается в каждом акте её жизнедеятельности и на протяжении всей её жизни, обмена, который предполагает не только усвоение, но и передачу, отдачу, генерирование информации в обмен на получение.

Различие между знанием и информацией можно определить следующим образом. Знание - это проверенный практикой общества результат познания действительности, главные особенности которого - систематичность и непротиворечивость, объективность и независимость от желаний и воли людей. Информация - сведения любого характера, выражающие чаще всего мнения говорящих, иногда сомнительной достоверности и, как правило, не совпадающие или даже противоречащие друг другу. Картина мира - непрерывно меняющая мозаика или калейдоскоп, составленный из этих основных элементов. Умножение источников информации о мире, относительность знаний вследствие быстрого устаревания - эти процессы ведут к вытеснению знаний информацией в качестве основного элемента образовательного процесса, превращению знания в информацию о мире.

Происходящий ныне процесс расслоения, дифференциации культуры, появления, а Верне, признания субкультуры и иных форм культуры, такие как техническая и гуманитарная, городская и сельская, промышленная и экологическая, светская и религиозная и т.п., в рамках общей культуры данного общества имеет одно несомненное достоинство - он создаёт возможность появления того самого самоактуализирующегося человека, относительно независимого от культуры, имеющего свободу манёвра в отношении своей культурной позиции, могущего, не теряя своей зависимости от культуры, делать её предметом своего рассмотрения и выбора и, возможно, менять свою культурную позицию.

Вытеснение знаний информацией из образовательного процесса означает, что приобретаемые сведения могут носить случайный, несистематизированный характер, могут быть неистинными и противоречивыми. Их систематизация, приведение в порядок, установление истинности и непротиворечивости - дело и забота самого обучающегося. Он не усваивает готовые представления и понятия, но сам из множества впечатлений, знаний и понятий строит своё представление о мире. «В качестве примера: Высказывания Ортега - и - Гассета и Манно о гибельности для культуры её освоение массами, её омассования напоминают о сходной ситуации, сложившейся в период распространения грамотности среди населения после изобретения книгопечатания. Книгопечатание сделало доступной Библию, а умение читать привело к тому, что читающие стали толковать её по-своему. Возникла угроза пониманию Священного Писания, которое складывалось в течение столетий в трудах отцов церкви, в борьбе с ересью и инакомыслием, пониманию, которое предполагало высокую культуру религиозного знания. И вот оказалось, что любой прихожанин, водя пальцем по буквам и складывая из них знакомые слова, начинает судить о них по-своему, выносит своё мнение о прочитанном». [6]

Возвращаясь к социокультурному опыту и раскрывая социокультурное содержание школьного курса информатики, хотелось бы привести как пример работу Липилиной Т.Н., учителя информатики I-й квалифицированной категории на тему «Нравственное и эстетическое воспитание при изучении текстовых и графических редакторов».

В данной работе, в отличие от обычных дополнительных пособий по информатике используется социокультурное наполнение в примерах, а не отвлечённые и не систематизированные картинки и тексты.

мировоззрение учебный преподавание информатика

Вот, что пишет в своей работе Липилина Т.Н.:

Если ваш воспитанник знает много…

ведет себя отлично, но в нем

не пробуждено живое внимание

к нравственному и прекрасному -

вы не достигли цели воспитания.

К.Д. Ушинский


Высшие цели жизни не экономические и не социальные, а духовные. Величие народа, его вклад в историю человечества определяются не могуществом государства, не развитием экономики, а духовной культурой.

Н. А. Бердяев.

Необходимо понять - финансы, промышленность, сельское хозяйство есть области несомненно важные, но… Начало всех начал, основа основ жизни любого общества, любого народа - его мировоззрение, включающее в себя понятия религиозно-нравственные, морально-этические. Именно оно определяет понимание добра и зла, говорит, «что можно» и «что нельзя», формирует стереотипы мышления и поведения. Здесь - корень всего, и мы обязаны очистить это «место святое» от всякой гадости и нечисти, обязаны вернуть людям ясное, четкое понимание смысла существования, воодушевленное вечными ценностями, а не погоней за долларами и безудержным звериным индивидуализмом…

И.М. Снычев

Если мы не поймем этого сердцем, то наша страна погибнет.

«Мы не должны обольщаться внешней привлекательностью, украшением западной культуры и красотой, в которую ее облекают. Здесь пять раз нужно отмерить, прежде чем один раз отрезать. У нас есть свое достояние - вера, и надо ее беречь и ценить. Нужно перенимать у западных народов полезные для жизни и быта науки, ремесла и промышленность и пользоваться западной культурой. Но необходимо предохраняться от их испорченных нравов, в особенности жадности (имеет в виду прагматизм - Ф. Баишев)

Р. Фахретдинов

…Самое важное в воспитании - это духовно пробудить ребенка и указать ему перед лицом грядущих трудностей… и искушений жизни источник силы и утешения в его собственной душе. Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренно уважать самого себя и утверждать свое духовное достоинствои свою свободу - духовную личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного сатанизма.

И.А. Ильин

Главная мысль воспитания:

научите детей с ранних лет подчинять материальную сторону жизни нравственной и духовной».

Ученье и ученость я уважаю и ставлю высоко; но еще выше я ставлю нравственность. Без нее ученье не только бесполезно, но даже, может быть, и вредно, а основа нравственности - святая вера.

Николай I

Школа, выпавшая из традиции, не передающая нравственных начал, способствует только дальнейшему разрушению общества, а не созиданию его.

А. Ридигер

Трудно в наше время школе противостоять натиску зла, насилия, разврата, которые обрушиваются на нас из СМИ, растлевая наших детей, а значит лишая нас будущего, но если не мы, то кто же?

Н.И. Пирогов

О ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

-  К чему вы готовите вашего сына?

- кто-то спросил меня.

-  Быть человеком, - отвечал я…

…И отцы, и общество, и государство должны стремиться восстановить смысл и права школы, проистекающие из самой жизни. Должно восстановить прямое назначение школы - быть руководителем жизни на пути к будущему…

Настало время, когда мы все яснее сознаем, что главною порукою за будущее благосостояние нашего общества, и мало того, - главною его основою, - должно служить воспитание наших детей и даже отчасти перевоспитание нас самих…

И что же в моем идеале воспитания выражают слова… «Ищи быть и будь человеком»?

Конечно, не новое; напротив, старое, и очень старое, но истинное. Конечно, не легкое, но достижимое…

…человеком, как я его понимаю, может быть каждый, в своем роде, приучившись с ранних лет хорошо пользоваться различными свойствами души, которыми каждого из нас наделил Бог в известной мере.

В деле воспитания главное - намерение и убеждение; они зависят от воспитателей; успех - от Бога. Все мы, к какой бы нации ни принадлежали, можем сделаться чрез воспитание настоящими людьми, каждый различно, по врожденному типу и по национальному идеалу человека, нисколько не переставая быть гражданином своего отечества и еще рельефнее выражая - чрез воспитание - прекрасные стороны своей национальности.

Но все эти идеалы человека, и, следовательно, идеалы воспитания, как бы различно ни проявлялся в них национальный тип, должны иметь одну исходную точку - Откровение.

Итак, словами «Ищи быть и будь человеком» - выражается одна главная мысль воспитания: научите детей с ранних лет подчинять материальную сторону жизни нравственной и духовной.

Вот смысл моего идеала, не нового, но и не недостижимого. Для достижения нужны: серьезный взгляд на жизнь, полное сознание нравственной необходимости воспитания, содействие духовное и материальное, теплая вера в вечную истину и добро.

Министр образования РФ В. Филиппов.

Сколько бы трудов ни было бы приложено нами в ходе проводимой реформы, чтобы превратить школу в храм знаний, все эти труды не принесут столь необходимых нашему Отечеству результатов, если не удастся воздвигнуть храм знаний одновременно и как храм духа.

Каждый из нас призван нести в этот мир свет и не оставаться равнодушным, когда гибнут наши дети, увлекаемые бездуховностью или псевдодуховностью, которые заливают нашу страну. Нам есть что сказать им, надо только вспомнить славное прошлое нашей Родины. Нравственные законы, также как и законы материального мира, действуют независимо от того, знаем ли мы их, хотим ли, чтобы они выполнялись; это мы должны понять сами и рассказать об этом детям.

Данный сборник составлен из заданий для работы с текстовыми редакторами


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.332 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь