Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лекция 5. Сказания Уладского цикла.



1. Проклятие Махи.

2. Рождение Кухулина.

.   Пес Кулана.

.   Получение оружия Кухулином.

.   Сватовство к Эмер.

.   Кухулин в землях Скатах.

.   Первый набег Кухулина и похищение Эмер.

.   Бурый бык из Куальнге.

.   Предсказание Федельм и наложение гейса на войско Медб.

.   Брод Ствола (поединки Кухулина с Лохом и Орламом).

.   Битва Кухулина с Фер Диадом (Фергусом) и гибель Фер Диада.

.   Битва быков.

.   Безумие и смерть Кухулина.

Практическое з анятие 5. Сказания Уладского цикла

Вопросы для подготовки:

1. Проклятие Махи.

2. Рождение Кухулина.

.   Детство и юность Кухулина.

.   Первый набег Кухулина, его женитьба.

.   Бурый бык из Куальнге.

.   Сражение Кухулина с войском королевы Медб.

.   Битва быков.

.   Смерть Кухулина.

Основная литература:

1. Похищение быка из Куальнге. Литературные памятники. - М.: Наука, 1985.

2. Роллестон. Т. Мифы, легнды и предания кельтов. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2010.

.   Широкова Н.С. Мифы кельтских народов. - СПб, 1994.

.   Энциклопедия Кельтской Мифологии. - М., 2005.

Лекция 6. Принятие христианства в Ирландии.

1. Первые христиане в Ирландии.

2. Святой Патрик.

.   Трансформация языческих божеств в христианских святых.

.   Интерпретация древних легенд.

.   Христианские монастыри как хранилище древних устных традиций.

Практическое з анятие 6. Принятие христианства в Ирландии

Вопросы для подготовки:

1. Первые христианские монастыри Ирландии.

2. Святой Патрик.

.   Трансформация языческих божеств в христианских святых.

Основная литература:

1. Предания и мифы средневековой Ирландии. - М.: МГУ, 1991.

2. Роллестон. Т. Мифы, легнды и предания кельтов. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2010.

.   Шкунаев С. В. Община и общество западных кельтов. - М.: Изд-во МГУ, 1989.

Лекция 7. Саги цикла Оссиана

1. Кто такой Оссиан?

2. Отличия Оссиановского цикла от Уладского.

.   Финн МакКумал и фении. Рождение Оссиана.

.   Оссиан и Ниам.

.   Путешествие Оссиана в волшебную страну.

.   Оссиан и Св.Патрик.

.   Зачарованная пещера и источник Традабана.

.   Диармайд и Грайне.

.   Конец войска фениев и смерть Финна Мак Кумала и Оссиана.

Практическое занятие 7. Саги цикла Оссиана

Вопросы для подготовки:

1. Оссиан - правда и вымысел.

2. Легенды, входящие в Оссиановский цикл (Финн МакКумал и фении.Рождение Оссиана. Оссиан и Ниам. Путешествие Оссиана в волшебную страну. Оссиан и Св.Патрик. Зачарованная пещера и источник Традабана. Диармайд и Грайне. Конец войска фениев и смерть Финна Мак Кумала и Оссиана).

Основная литература:

1. Макферсон Д. Песни барда Оссиана - М, 1991.

2. Коллис Д. Кельты: истоки, история, миф. - М.: Вече, 2007.

.   Роллестон. Т. Мифы, легнды и предания кельтов. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2010.

Дополнительная литература:

1. Энциклопедия Кельтской Мифологии. - М., 2005.

2. Фриман М. Искусство кельтского сказительства. - СПб, 1987.

Лекция 8. Легенды и предания Уэльса.

1. Бардическая философия.

2. Ненний.

.   Гальфрид Монмутский.

.   Кретьен де Труа.

.   Король Артур - реальность или вымысел?

.   Мерлин.

.   Рыцари Круглого стола.

.   Легенды о Граале.

Практическое з анятие 8. Легенды и предания Уэльса

Вопросы для подготовки:

1. Бардическая философия.

2. Имена знаменитых уэльских писателей

.   Личность короля Артура

.   Сказания о Мерлине

.   Легенды о рыцарях Круглого стола

.   Легенды о Граале

Основная литература:

. 100 великих мифов и легенд. - М.: Вече. 2008.

. Диллон М., Чедвик Н. К. Кельтские королевства. - СПб.: Евразия, 2002;

. Мифологический словарь. / Под ред. Е. М. Мелетинского. - М., 1992.

. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т. / Под ред. С. А. Токарева. - М., 1991.

. Широкова Н. Мифы Кельтских Народов. - М.: АСТ, 2006.

Дополнительная литература:

1. Гальфрид Монмутский. Жизнь Мерлина. - М. Наука, 1984.

2. Литературная энциклопедия в 6 т. Т.2. - М, 1985.

.   Ненний. История Бриттов. - М.Наука, 1987.

.   Роллестон. Т. Мифы, легнды и предания кельтов. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2010.

Лекция 9. Роль кельтской мифологии в европейской культуре.

1. Художественно-эстетическое значение кельтской мифологии.

2. Мифологические темы и сюжеты в литературе и искусстве.

.   Мифологическая традиция в топонимии современной Европы.

.   Отголоски мифов в повседневной жизни.

Практическое з анятие 9. Роль кельтской мифологии в европейской культуре

Вопросы для подготовки:

1. Художественно - эстетическое значение кельтской мифологии.

2. Персонажи «артуровского» цикла в изобразительном искусстве (Артур, Мерлин, рыцари Круглого стола - Ланселот, Гавейн, Парсифаль).

.   Божества древних кельтов в изобразительном искусстве.

.   Традиционный кельтский орнамент.

.   Мифологическая традиция в топонимии современной Европы.

.   Кельтские предания в современном кинематографе.

.   Отголоски мифов в повседневной жизни.

Основная литература:

1. Гюйонварх К, Леру Ф. Кельтская Цивилизация. -М, 1996.

2. Йетс У.Б. Кельтский элемент в литературе. - М, 1983.

.   Пауэлл Т. Кельты. Воины и маги. - М., 2003,

.   Роллестон. Т. Мифы, легнды и предания кельтов. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2010.

.   Филип Я. Кельтская Цивилизация и ее Наследие. - Прага, 1961.

Дополнительная литература:

1. Кар де Л. Прерафаэлиты. Модернизм по - английски. - М.: АСТ, 2002.

2. Прерафаэлизм. Иллюстрированная энциклопедия. - СЭКЭО Кристалл.: СПб, 2006.

.   Джим Фицпатрик. Картины по мотивам кельтских мифов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //mith.ru/treasury/fantasy/fitz/index.htm

План - конспект лекции по теме «Легенды и предания Уэльса»

Бардическая философия кельтов. В древней кельтской литературе нет космогонических мифов или вообще каких бы то ни было рассказов о происхождении и строении мира. В Уэльсе существует текст, претендующий на то, что в нем приоткрывается хотя бы отчасти учение друидов, которое, как сообщает Цезарь, передавалось только посвященным. Учение это содержится главным образом в «Барддас».

«Эта книга не претендует на статус чисто друидической, поскольку она изобилует образами и эпизодами из христианской истории. Однако в ней можно проследить и ряд идей, которые не являются христианскими и наследуют некоей независимой философской системе.

В этой системе фигурируют две изначальные сущности: Бог и Китраул, обозначающие соответственно созидательное начало и разрушающее начало. Вселенная, по мнению бардов, состоит из нескольких кругов - Аннувин, Абред, Гвинфид. Человек, прежде чем родиться, должен пройти все эти круги и в конце вернуться в Гвинфид».[8, с. 17 - 18]

«Ненний (лат. Nennius) - валлийский историк VIII-IX века, автор «Истории бриттов» (лат. Historia brittonum), где описывается история Британии от заселения острова до эпохи короля Артура (VI в.) и приводятся отдельные данные по более поздним периодам.

Имя и биография уэльского ученого Ненния спорны: в предисловии он называет себя учеником епископа Эльводуга (Эльвода), о кончине которого в 809 году сообщают валлийские анналы. «История бриттов» дошла в нескольких редакциях: пространной, краткой с предисловием и краткой без предисловия. Произведение Ненния остаётся одним из основных письменных источников по истории раннесредневековой Англии. «История бриттов» повествует о римском владычестве, набегах пиктов, скоттов и саксов и их борьбе с бриттами, появлении германских племен (англов и саксов) в Британии, англосаксонском завоевания Британии. Фактически «История бриттов» является компиляцией из ирландских и англосаксонских анналов, эпических поэм бриттов; кроме того, она содержит одну из ранних версий истории о происхождении ирландцев, которая позднее была разработана в «Книге захватов Ирландии».

Впервые появляется легенда о «короле Артуре», которого Ненний называет римским именем Арторий, считая его вождем бриттов, одержавшим двенадцать побед над германцами. Кроме того, в «Истории бриттов» изложена генеалогия англосаксонских королей до 796 г. Средневековый ирландский перевод Ненния (так называемая Lebor Breatnach) также является ценным историческим источником». [15, с. 61 - 62]

«Гальфрид Монмутский. Гальфрид Монмутский (около 1100-1154 или 1155) - священник и писатель, сыгравший важную роль в развитии истории в Британии и заложивший основы артуровской традиции в известном сегодня виде.

Гальфрид создал несколько заметных литературных произведений. Самое раннее из них - «Пророчества Мерлина», написанное до 1135 года. Они представляют собой несколько текстов, которые Гальфрид представил как принадлежащие волшебнику Мерлину. «Пророчества» были первым приписываемым Мерлину произведением, известным вне Уэльса. «Пророчества» получили большую известность, и многие им верили.

Ещё один труд Гальфрида - «История королей Британии» (Historia Regum Britanniae). Гальфрид представил её как истинную историю Британии от заселения её Брутом, потомком троянского героя Энея, до смерти Кадваладра в VII веке. В частности, в этом труде содержатся рассказы о вторжении Цезаря, Леире и Кимбелине (пересказанные Шекспиром в «Короле Лире» и «Цимбелине»), и короле Артуре. Можно считать, что именно с него начинается артуровский канон.

Наконец, между 1149 и 1151 годом Гальфрид написал «Жизнь Мерлина». Это эпическое повествование, написанное гекзаметром, является пересказом валлийских традиций о Мерлине. Все свои произведения Гальфрид создавал на латыни, так что они были хорошо известны по всей средневековой Европе».[15, с. 48 - 49]

«Кретьен де Труа. (ок. 1130 - ок. 1191). Автор самого раннего из сохранившихся средневековых повествований о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Его часто называют создателем жанра рыцарского романа. О его личности и жизни известно немногое - только то, что можно почерпнуть из его текстов. В прологе к своему второму роману, «Клижес» (Cligé s, ок. 1164), Кретьен с гордостью перечисляет предыдущие труды: переводы из Овидия, в настоящее время все, за исключением, может быть, одного (Филомена), утраченные; сочинение о короле Марке и Изольде, также утраченное; и сохранившаяся до наших дней поэма «Эрек и Энида» (Erec et Enide, ок. 1162) - самый ранний из известных нам рыцарских романов о короле Артуре и рыцарях Круглого стола

В «Эреке и Эниде» рассматриваются проблемы совместимости супружеского долга с обязанностями странствующего рыцаря. В «Клижеce» Кретьен связал мир Византии и двор короля Артура, сочинив историю о юном сыне константинопольского императора, отправившемся ко двору короля Артура - в Мекку истинного рыцарства. В поэме различима перекличка с романом о Тристане и Изольде. В поэме «Ланселот, или Роман о телеге» (Lancelot, ou le chevalier de la charrette, ок. 1168) величайший из Артуровских рыцарей, Ланселот, впервые предстает в европейской литературе. В этом сюжете рассказывается о похищении Гиневры, супруги Артура, и вызволении ее Ланселотом».[15, с. 71 - 72]

Король Артур - реальность или вымысел? Легенда об английском короле Артуре и его Круглом столе известна многим. Но происходило ли все это в действительности?

Отделить историческую правду от вымысла довольно трудно, учитывая древность сказаний, появившихся в VI веке н.э. Эти века не случайно овеяны фантастическими историями о великом короле Артуре и его знаменитых рыцарях Круглого стола, совершивших массу невероятных подвигов.

«Можно предположить, что реальный Артур скрывался под прозваниями «Вортигерн» или «Риотамус», так как все это не личные имена, а всего лишь звания: «верховный король» и «суверенный король». Вортигерн в начале 5 века сумел перессорить врагов между собой и способствовал продлению золотого века Римской Британии на 30 лет. А о Риотамусе, который водил свою армию через пролив в конце 60х того же века, упоминают заслуживающие доверия континентальные документы»[18, Т.1, с. 82].

Следующее документально упоминание об Артуре принадлежит Неннию. В своем труде «История бриттов» он ограничивается перечислением двенадцати подвигов Артура, среди которых и битва на горе Бадон.

«В те дни сражался с ними (саксами) военачальник Артур совместно с королями бриттов. Он же был главою войска».В те смутные времена политическая власть была так связанна с военной, что «король» и «военачальник» вполне могли быть понятиями взаимозаменяемыми.

Существует биография Артура, принадлежащая Гальфриду Монмутскому. Вкратце события у Гальфрида развиваются таким образом: Король Утер Пендрагон, чьим советником являлся в это время волшебник Мерлин, влюбился в жену наместника Корнубии Игрейну и решил завладеть ею. Мерлин помогает Утеру принять облик мужа Игрейны и проникнуть к ней. В ту же ночь наместник Корнубии погибает в битве, и Артур рождается уже в законном браке.

Его венчают на царство в пятнадцать лет, и он совершает вместе со своими рыцарями множество подвигов, строит новый город - государство Камелот и т.д. Но в конце жизни Артуру приходится сражаться со своим племянником Мордредом, он был ранен и перевезен на остров Авалон.

«В 1190 году в аббатстве Гластонбери нашли могилу с останками людей и крест с надписью, который и позволил думать, что это могила короля Артура и его жены. По некоторым рассказам там были еще и кости его убийцы Мордреда. Это без сомнения привлекло туда паломников и, вообще, принесло аббатству немалый доход. Именно этот факт и заставляет историков ставить достоверность этих сведении под сомнение. Хотя многие и считают, что именно аббатство и есть Аввалон, потому что весной окрестности холма затопляло водой и он становился островом, и название Аввалон, содержащее в своей внутренней форме корень «яблоко», перекликается с названием холма, на котором находилось аббатство: «плодоносный». [21, с. 74]

Мерлин. О нем стоит поговорить особо, т. к. этот персонаж не только часто упоминается как советник и друг короля Артура. По сути, легенды о нем даже старше «артуровского цикла». Об этом говорит нам разнообразие имен этого персонажа - Мерлин, Эмрис, Мерддин, Аннвад ель Ллиан и др. Латинский вариант Merlinus встречается впервые у Гальфрида Монмутского.

«Происхождение Мерлина, как и жизнь, окутано мифами. Согласно одним источникам, его мать была одной из чистейших и добрейших девушек за историю человечества, и зло никогда не рождалось в её душе. Дьявол искал путей к ней, но не находил. Однажды её сестра, злая женщина и полная ей противоположность, пришла домой пьяной и начала несправедливо бранить и оскорблять сестру. Девушка разгневалась, открыв тем самым свою душу злу, и дьявол овладел ею. Так был зачат Мерлин. Во время беременности она молила Бога, чтобы он помиловал её и ребёнка, а также обращалась за помощью-советом к своему духовнику-священнику Блезу. Блез решил, что следует «окрестить Мерлина, сразу по его рождению» - окрестив Мерлина, Блез уничтожил «всё тёмное наследие Мерлина», но у Мерлина остались необычайные «способности мудреца и провидца».[22, с. 51-52]

Самым полным собранием эпизодов из легендарной жизни Мерлина обычно принято считать книгу сэра Томаса Мэлори «Смерть Артура».

Смерть Мерлина описывается в эпизоде с Морганой - злой колдуньей, извечной противницей рыцарей Круглого Стола. Она околдовывает Мерлина, погружая его в вечный сон, выведав его тайны с помощью девушки Нимуэ. Согласно легенде, Мерлин спит где-то под холмом вечным сном, но ещё может проснуться.

Рыцари Круглого стола. Самые известные имена это:

Гавейн - племянник Артура, его «правая рука», герой многих романов.

Ланселот - рыцарь, совершивший множество подвигов, но влюбился в жену Артура Гвиневру и послужил причиной гибели королевства.

Парсифаль - один из рыцарей, защищавших Святой Грааль.

«Гавейн - в кельтской мифологии самый учтивый рыцарь короля Артура, враг сэра Ланселота. Самый известный эпизод, связанный с ним - Поединок Гавейна и Зеленого рыцаря.

У Кретьена де Труа Гавейн - авантюрист, баловень судьбы и любимец женщин. Он был рыцарем со сложившимся характером, образцовым, но не идеальным. Он был смел и благороден, но в чувствах своих - поверхностен и непостоянен. Он часто влюблялся, но редко по-настоящему любил. Гавейн кидался очертя голову в приключение не ради любви, не во имя совершенствования своих качеств рыцаря, а лишь из-за неодолимой жажды ещё и ещё раз столкнуться с опасностью. В романах XIII века именно Гавейн стал чистым вариантом странствующего рыцаря, вызвав затем нескончаемые подражания.

Ланселот - в кельтской мифологии один из благороднейших рыцарей короля Артура по прозванию Озерный - в детстве Владычица озера окунула его в волшебные воды.

Существует миф о похищении Гвиневры рыцарем Мелегантом, который давно желал обладать королевой. Ланселот вовремя освободил королеву из замка Мелеганта. Но тот успел поведать королю Артуру о связи Ланселота и королевы Гвиневры. Узнав об измене супруги, король решил казнить ее, но Ланселот вновь с боем освободил свою любимую. Его действия раскололи единство рыцарей Круглого стола и подорвали могущество державы Артура.

Больше всего сюжетов, связанных с Ланселотом, повествуют именно о его любви к королеве. Упоминаний о других его подвигах крайне мало, и зачастую они не соответствуют друг другу.

Парсифаль - один из персонажей легенд о Граале, собственно его имя только там и упоминается. Созданы эти легенды были, по - видимому, в IX - X веках, поскольку носят ярко выраженную христианскую окраску: прославляют благочестие, религиозность, верность церковным обетам. Сын Парсифаля - Лоэнгрин, также стал одним из самых известных героев средневековых сказаний».[22, с. 81 - 84]

Легенды о Граале. «Предание о Святом Граале средневековой европейской литературы представляет собой наследие древней религии кельтов, но легенда о чаше была переосмыслена в христианском духе. В наиболее популярной версии легенды это та чаша, из которой Иисус и апостолы пили на Тайной Вечере, или та, в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь Христа, пригвожденного к распятию.

У кельтов чаша, полная вина, пива или меда, которую юная девушка подносила вступающему на престол королю, является символом верховной власти. Со временем это значение переносится на чашу Грааля, на поиски которой отправляются рыцари Круглого Стола.

Если обратиться к кельтским мифам, то волшебная чаша присутствует и в них и, предположительно, их образ мог повлиять на сложение идеи Грааля. В них есть ведьмин расколотый волшебный котел Керидвен. Хранится он в некоем замке, куда попасть могут только совершенные люди с чистыми помыслами. А прочим он не виден. Место это именуется Аннун. В тех же кельтских преданиях есть и другой миф, связанный с камнем Граалем. Это был особый камень, который умел кричать. Криком он признавал истинного короля и был установлен в древнеирландской столице Таре.

Для рыцарской культуры средневековья важность Грааля как символа состояла в том, что она соединяла дух рыцарских приключений, вольную игру фантазии, использующей осколки полузабытой мифологии, и христианскую мистику. Эта чаша является символом душевного здоровья и стремления возвыситься, ибо только те из ищущих, кто обладает абсолютной чистотой сердца, могут достичь успеха на своем пути. Всякий недостойный, приблизившийся к святыне, бывает наказан раной и недугом, однако, может ожидать исцеления от той же святыни. Грааль - это тайна, которая открывается лишь самым достойным».[22, с. 87 - 90]

Примеры контрольно - измерительных материалов по теме «Легенды и предания Уэльса»

Вариант I.

Задание 1. Из скольких кругов состоит Вселенная, согласно воззрениям кельтских бардов?

А) 3

Б) 9

В) 12

Г) 4.

Задание 2. Кто является автором «Истории бриттов»?

А)Гальфрид Монмутский

Б)Ненний

В)Плиний Старший

Г)Гай Юлий Цезарь.

Задание 3. Кого из средневековых авторов считают родоначальником «артуровского» цикла?

А) Ненний

Б)Гальфрид Монмутский

В)Кретьен де Труа

Г)Имя неизвестно.

Задание 4. Кто является автором произведений «Клижес», «Эрек и Энида», «Ланселот или Роман о телеге»?

А)Ненний

Б)Гальфрид Монмутский

В)Кретьен де Труа

Г)Данте Алигьери.

Задание 5. Споры о существовании этого героя ведутся до сих пор. О ком идет речь?

А) Мерлин

Б) Артур

В) Ланселот

Г) Утер.

Задание 6. Как переводится название острова Авалон?

А)Туманный берег

Б)Скалистый край

В)Страна воинов

Г)Яблочный холм.

Задание 7. Где, согласно легенде, расположена могила Артура и Гвиневры?

А)Сильбури - Хилл

Б)Стоунхендж

В)Гластонбери

Г)Вестминстерское аббатство.

Задание 8. Как звали советника и друга короля Артура?

А)Мерлин

Б)Утер

В)Мордред

Г)Парсифаль.

Задание 9. Как звали главного противника Мерлина?

А)Нимуэй

Б)Ланселот

В)Утер

Г)Моргана.

Задание 10. Какой город - государство, согласно легендам, помог основать Мерлин?

А)Лондиниум

Б)Эльсинор

В)Эдинбург

Г)Камелот.

Задание 11. Кто из рыцарей Круглого стола чаще всего изображался странствующим воителем?

А)Ланселот

Б)Гавейн

В)Парсифаль

Г)Мордред.

Задание 12. Кто из рыцарей считался возлюбленным королевы Гвиневры?

А)Ланселот

Б)Лоэнгрин

В)Гавейн

Г)Парсифаль.

Задание 13. Имя какого рыцаря чаще других упоминается в легендах о Граале?

А)Парсифаль

Б)Артур

В)Ланселот

Г)Лоэнгрин.

Задание 14. У кельтов чаша, полная вина, пива или меда, которую юная девушка подносила вступающему на престол королю, является символом верховной власти. С каким библейским сюжетом можно связать эту легенду?

А)Брак в Кане Галилейской

Б)Встреча Иисуса с самаритянкой у колодца

В)Тайная Вечеря

Г)Исцеление дочери Иаира.

Задание 15. Какой предмет из кельтских легенд стал прообразом Грааля?

А)Котел бога Дагда

Б)Ведьмин котел Керидвен

В)Копье бога Луга

Г)Грааль - собирательный образ.

Вариант II.

Задание 1. Аннувин, Абред, Гвинфид - что это такое?

А)Королевства кельтов

Б)Имена кельтских правителей

В)Имена кельтских божеств

Г)Круги, из которых состоит Вселенная.

Задание 2. Какое произведение принадлежат Неннию?

А)История бриттов

Б)Пророчества Мерлина

В)История королей Британии

Г)Эрек и Энида.

Задание 3. Какие произведения принадлежат Гальфриду Монмутскому? (Укажите несколько вариантов)

А)Пророчества Мерлина

Б)Крежес

В)История королей Британии

Г)Ланселот или Роман о телеге.

Задание 4. Кого из этих авторов считают родоначальником «рыцарского» романа?

А)Ненний

Б)Гальфрид Монмутский

В)Франческо Петрарка

Г)Кретьен де Труа.

Задание 5. Кем, по мнению историков, мог быть реально существовавший Артур? (Вычеркните неверный ответ)

А)Вортигерн

Б)Риотамус

В)Он был не королем, а лишь военачальником

Г)Марк Антоний.

Задание 6. Как, согласно легенде, назывался меч короля Артура?

А)Жуанвиль

Б)Экскалибур

В)Дюрандаль

Г)Сигурд

Задание 7. Какая находка была сделана в аббатстве Гластонбери?

А)Могила Артура и Гвиневры

Б)Могила Мерлина

В)Круглый стол короля Артура

Г)Святой Грааль.

Задание 8. Эмрис, Мерддин, Аннвад ель Ллиан - имена одного и того же героя легенд. Кто это?

А)Король Артур

Б)Мерлин

В)Ланселот

Г)Гавейн.

Задание 9. Как, согласно легенде, Мерлин получил свои магические способности?

А)Приобрел в процессе обучения

Б)Получил «в наследство» от отца

В)Он совершал волшебство с помощью артефактов

Г)Получил в дар от Владычицы Волшебного Озера.

Задание 10. Как, согласно легенде, умер Мерлин?

А)Был отравлен

Б)Погиб в битве

В)Он был погружен в волшебный сон

Г)После смерти Артура переправился на остров Авалон.

Задание 11. Что считалось главным подвигом сэра Гавейна?

А)Битва с Зеленым рыцарем

Б)Охрана Святого Грааля

В)Сражение с Мордредом

Г)Сражение за Камелот.

Задание 12. С какими событиями чаще всего связаны легенды о Ланселоте Озерном?

А)Святой Грааль

Б)Рыцарские турниры

В)Соперничество с Артуром за сердце Гвиневры

Г)Битва с Зеленым рыцаремЗадание 13. Кто из рыцарей Круглого стола является отцом Лоэнгрина?

А)Ланселот

Б)Парсифаль

В)Гавейн

Г)Мерлин

Задание 14. У кельтов, помимо легнды о чаше, был еще один Грааль. Чем он являлся?

А)Волшебным оружием

Б)Священным местом

В)Это имя мудреца

Г)Это камень, своим криком признававший истинного короля

Задание 15. Какими свойствами обладал Грааль? (Укажите несколько вариантов)

А)Был невидим для посторонних глаз

Б)Тот, кто пил из него, исцелялся от всех болезней

В)Дарил богатство своему обладателю

Г)Тот, кто прикасался к нему, мог предсказывать будущее.


Заключение

 

В процессе решения первой задачи были получены следующие выводы:

1. Факультативное занятие - это тоже урок, но учащийся имеет определенное право относительно его выбора и посещения. Это право определяется учебным планом вуза и факультета. Система учебных предметов и факультативов вузов, направленных на формирование у студентов активной жизненной позиции, диалектико-материалистического мировоззрения, призвана обеспечить усвоение учащимися закономерностей общественного развития, роли и соотношения общественного и индивидуального сознания.

2. Факультативные занятия не только обеспечивают более высокий уровень знания основных предметов, изучаемых студентами, но и предоставляют возможность проявить себя в других сферах научного знания, применять полученную информацию в учебной и, позднее, в своей профессиональной деятельности. При составлении планов факультативов должны учитываться общий уровень подготовки студентов, направленность обучения (точные или гуманитарные науки). Также, в план занятий должны включаться темы, которые наиболее интересны студентам. Использование различных форм деятельности на факультативных занятиях позволяет успешно реализовать функции и принципы этих занятий.

В ходе решения второй задачи деятельность на факультативных занятиях была поделена на учебную и внеучебную. К учебной относятся различные виды занятий (усвоение материала, его закрепление) и формы (лекции, семинары, экскурсии, диспуты). К внеучебной деятельности можно отнести игры, туристические походы, краеведческие исследования, создание так называемых «клубов по интересам», волонтерские движения и т. д. При гармоничном сочетании учебной и внеучебной деятельности программа факультативных занятий будет реализовываться в достаточно высокой степени, позволяя студентам овладевать новыми компетенциями и повышать уровень уже освоенных. Факультативные занятия могут проводиться различными способами - кружки познавательной направленности, научное общество учащихся, интеллектуальные клубы (по типу клубов «Что? Где? Когда? »), киноклубы, библиотечные вечера, дидактические театры, фестивали культур, познавательные экскурсии, олимпиады, викторины.

Также была разработана программа курса «Репрезентации образов кельтской мифологии в культуре Европы (Средние века - XIX век)», составлен план - конспект лекции по теме «Легенды и предания Уэльса», и разработаны варианты контрольно - измерительных материалов по этой же теме (в форме теста)

Ввиду того, что все поставленные задачи были решены успешно, основная цель исследования - разработать факультативный курс «Репрезентация образов кельтской мифологии в культуре Европы (XII - XIX)» была достигнута.


Источники

 

1. 100 великих мифов и легенд. - М.: Вече. 2008.

2. Азимов А. Занимательная мифология. Новая жизнь древних слов. - М., 2010.

.   Артамонова М.В. Общеуниверситетские факультативы как опыт нелинейной формы учебного процесса // Проблемы введения системы зачетных единиц в вузе: Межвузовская научно-методическая конференция, г. Москва, 23 ноября 2004 года, Государственный университет - Высшая школа экономики: Тезисы докладов. - М.: Изд. ГУ-ВШЭ, 2009.

.   Бордовская, Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. - СПб: Питер, 2010.

.   Гальфрид Монмутский. Жизнь Мерлина. - М. Наука. 1984.

.   Голосовкер Я. Э. Логика мифа. - М., 2007.

.   Голуб Б.А. Основы общей дидактики: Учебное пособие для студентов педвузов. - М.: ВЛАДОС, 2009.

.   Грейвс Р. Белая богиня. - М., 1996.

.   Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 2006.

.   Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 2008.

11. Запрудский, Н И., Добриневская А. И. Организация факультативных занятий в 11-летней школе. - Минск: Зорны верасень, 2008.

. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М., 1986.

. Коллис Д. Кельты: истоки, история, миф. - М.: Вече, 2007.

14. Краюшкина С.В. Образование от студента// Студенчество: Диалоги о воспитании. - 2010. - №3(51). - с.7-8.

15. Литературная энциклопедия в 6 т. Т.2. - М, 1985.

. Мелетинский. Е. М. Поэтика мифа. - М., 2010.

. Мифологический словарь. / Под ред. Е. М. Мелетинского. - М., 1992.

18. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т. / Под ред. С. А. Токарева. - М., 2009.

.   Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М., 2003.

.   Похищение быка из Куальнге. Литературные памятники. - М.: Наука, 1985.

.   Пауэлл Т. Кельты. Воины и маги. - М., 2008.

.   Роллестон Т. Мифы, легенды и предания кельтов. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2010.

.   Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М., 2008.

.   Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М., 1980.

.   Скок Г.Б., Лыгина Н.И., Колесникова Н.И., Низовских Е.В. Как спроектировать учебный процесс по курсу: Учебное пособие для преподавателей. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008.

.   Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 2009.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.162 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь