Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Доступность мифа и его значение для человека
Доступность мифа и его значение для человека
В своей монографии «диалектика мифа» русский философ А.Ф. Лосев дает следующее определение мифа: «Миф - есть для мифологического сознания по своей конкретности, максимально интенсивная, и в величайшей степени напряженная реальность». Это - совершенно необходимая категория мысли и жизни. «Миф есть логическая, т. е. прежде всего диалектическая, необходимая категория сознания и бытия вообще. Миф не идеальное понятие, также не идея и не понятие. Это есть - сама жизнь». По Лосеву миф - особая форма выражения сознания и чувств древнего человека. В любом мифе можно выделить семантическое (смысловое) ядро, которое будет впоследствии востребовано. Одна из особенностей мифа, отличающая безошибочно его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», ибо для него нет непознанного и неизвестного. Миф является наиболее ранней, архаичной формой мировоззрения. Лосев А.Ф. совершенно верно истолковывает мифическое мировоззрение для человека, доступность мифов для простого человека: «мифическое сознание совершенно непосредственно и наивно, общепонятно». Мифология возникла на той стадии общественного развития, когда человечество пыталось дать ответы на такие вопросы, как происхождение и устройство мира в целом. В мифах привлекает человека яркость красок, чувственность переживаний, наивность и непосредственность сюжетных линий. Здесь мыслимое совпадает с переживаемым, действительное совпадает с тем, кто действует. Однако миф не исчерпал себя. Сейчас мифология используется как усилитель ценностей. Миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать её, а потому подчеркивать и даже выпячивать её. В ценностях мифа чувственное (бессознательное) и рациональное (сознательное) даны синкретно, слитно, что малодоступно другим средствам культуры XX и XXI века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мире все условно и символично. Отсюда гибкость личности, ее раскрепощение. Миф, очеловечивая явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. Упрощенная поляризация на «свой» и «чужой» всего мира. Иллюзорно-обнадеживающая картина мира. Символический характер выражения. Позитивная самооценка и запрет критической рефлексии. Опора на «ночное» сознание и иррациональные основания - все это делает мифы живучими и вечными.
Основные черты религиозного мировоззрения
Если мифологическое мировоззрение было архаичным, то религиозное мировоззрение становится цивилизованным. Оно становится социально-ориентированным (хотя частично). Главные признаки религиозного мировоззрения: Вера в сверхъестественные силы Существование двух миров(высшего-совершенного и низшего- земного, несовершенного). Оно ориентирует человека на осмысление своих отличий от природного мира и осознание своего единства с человеческим родом. Религиозное мировоззрение работает на двух уровнях: На общественно-психологическом, т. е. на уровне мироощущения На теоретико-идеологическом уровне - на уровне миропонимания Религиозное мировоззрение уже различает естественное и противоестественное, уже имеет ограничения, гораздо контрастнее, богаче красками, намного критичнее, и менее самонадеянно. Однако, все непонятное, противоречащее рассудку наше религиозное сознание объясняет универсальной силой или внешней свехсилой. Именно она манипулирует силами природы и судьбами людей. Религиозное мировоззрение есть разновидность идеализма. Идеализм признает исходной субстанцией идею, Дух, а материализм - материю. Основные черты многих религиозных мировоззрений таковы: Творение мира Богом Предопределение Богом происходящих в мире событий Целесообразность мирового устройства Идея души, как особой сущности в человеке Идея связи человека и Бога Идея воскресения и посмертного существования Идея о смерти и последних вещах Монотеизм - учение о едином боге Бог - есть Любовь, Вера и Надежда Бог - есть наша совесть Надежда на спасение Учение о доброй воле Символизм Бог стоит над природой и вне природы. Душа человека бессмертна, за гробом человека ждет вечная жизнь и встреча с Богом. В центре религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути в жизни человека. Все дела и поступки человека, даже его помыслы оцениваются, одобряются или поощряются по высшему. Абсолютному критерию. И тут уместны слова К. Яснерса: «В религии существует культ». Религиозное сознание пытается понять откровение, замысел Творца относительно человека и его истории, исходя из того, что человек в христианской теологии - «образ», «подобие» Бога. Таким образом, наше религиозное мировоззрение в отличие от науки строит лестницу в небо. Как сказал Фома Аквинский: «Вера ведет разум, разум подкрепляет веру». Основные черты религиозного мировоззрения: Теоцентризм - учение о Боге, как об абсолютном, совершенном, наивысшем бытии, источнике все жизни и любого блага. Основой нравственности служит почитание и служение Богу. А высшая цель человеческой жизни - подражание и уподобление Ему, Богу. Креационизм - учение, согласно которому Все живое и неживое, весь мир создан Творцом (Богом). Телеология - концепция, согласно которой все в мире устроено целесообразно и всякое развитие предопределено Богом. Провиденциализм - истолкование истории как проявление воли провидения, Бога. Эсхатология - система религиозных взглядов о конце света, искуплении и загробной жизни. Антропоцентризм - учение, согласно которому человек - центр Вселенной и цель всех совершающих событий в мире.
Список литературы 1. Алексеев П.В., Панин А.В., Философия. Учебник. М.: Проспект, 1999 г. 2. В. А. Канке «Основы философии». Учебник. М.: «Логос», 2000 г. . Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. Философия. М.: ЭКСМО, 2003 г. . Философия. Под ред. проф. В.П. Кохановского. Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2004 г. . В.П. Кохановский, Л.В. Жаров, В.П. Яковлев. Философия. Конспекты лекций. Ростов-на-Дону, 2004 г. . И. Г. Фролов и другие Введение в философию. Учебник для вузов. Части 1 и 2. Москва. Изд-во политической литературы, 1989 г. Доступность мифа и его значение для человека
В своей монографии «диалектика мифа» русский философ А.Ф. Лосев дает следующее определение мифа: «Миф - есть для мифологического сознания по своей конкретности, максимально интенсивная, и в величайшей степени напряженная реальность». Это - совершенно необходимая категория мысли и жизни. «Миф есть логическая, т. е. прежде всего диалектическая, необходимая категория сознания и бытия вообще. Миф не идеальное понятие, также не идея и не понятие. Это есть - сама жизнь». По Лосеву миф - особая форма выражения сознания и чувств древнего человека. В любом мифе можно выделить семантическое (смысловое) ядро, которое будет впоследствии востребовано. Одна из особенностей мифа, отличающая безошибочно его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», ибо для него нет непознанного и неизвестного. Миф является наиболее ранней, архаичной формой мировоззрения. Лосев А.Ф. совершенно верно истолковывает мифическое мировоззрение для человека, доступность мифов для простого человека: «мифическое сознание совершенно непосредственно и наивно, общепонятно». Мифология возникла на той стадии общественного развития, когда человечество пыталось дать ответы на такие вопросы, как происхождение и устройство мира в целом. В мифах привлекает человека яркость красок, чувственность переживаний, наивность и непосредственность сюжетных линий. Здесь мыслимое совпадает с переживаемым, действительное совпадает с тем, кто действует. Однако миф не исчерпал себя. Сейчас мифология используется как усилитель ценностей. Миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать её, а потому подчеркивать и даже выпячивать её. В ценностях мифа чувственное (бессознательное) и рациональное (сознательное) даны синкретно, слитно, что малодоступно другим средствам культуры XX и XXI века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мире все условно и символично. Отсюда гибкость личности, ее раскрепощение. Миф, очеловечивая явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. Упрощенная поляризация на «свой» и «чужой» всего мира. Иллюзорно-обнадеживающая картина мира. Символический характер выражения. Позитивная самооценка и запрет критической рефлексии. Опора на «ночное» сознание и иррациональные основания - все это делает мифы живучими и вечными.
|
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы