Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Раздел I . Психолого-педагогические основы использования музыки для активизации учебной деятельности младших школьников на уроках физической культуры



Оглавление

Введение

Раздел 1. Психолого-педагогические основы использования музыки для активизации учебной деятельности младших школьников на уроках физической культуры

1.1 Сущность понятий " деятельность", " активизация деятельности", " учебная деятельность"

1.2 Специфика деятельности младших школьников на уроках физической культуры

1.3 Методические основы музыкальной стимуляции уроков физкультуры

1.4 Отбор музыкальных произведений

1.5 Повышение результативности вводной части урока

1.6 Активизация уставших учащихся (в основной части урока)

1.7 Оптимизация заключительной части урока

1.8 Формы урока и методические особенности использования музыки на уроках

Раздел 2. Методы, организация и результаты собственных исследований

Заключение

Библиография

Приложения


Введение

 

Целью физического воспитания является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств, связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечение на этой основе подготовленности каждого члена общества к различным видам трудовой и другим видам деятельности [27, 13].

Успешность достижения данной цели находится в большой зависимости от характера деятельности учителя на уроках физической культуры. В общеобразовательной школе ученика невозможно научить, если он не захочет научиться сам. Овладение знанием и развитие происходят только в собственной активной деятельности, в целеустремленных усилиях по получению запланированного результата [5, 43].

Только активная, эмоционально окрашенная деятельность, в которую человек вкладывает душу, в которой полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность, приносит удовлетворение, становится источником энергии и вдохновения. Важна не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, которая в этой деятельности проявляется [24, 12].

В этой связи перед учителем физической культуры встаёт задача максимальной активизации деятельности учащихся на уроках. Ставить подрастающего человека в позицию активного деятеля, вооружить его такими способами деятельности, которые дают возможность активного приложения сил, раскрыть его потенциальные возможности таковы функции воспитания, разумно направляющего процесс развития личности. [24, 15].

Средства активизации учебной деятельности младших школьников на уроках физкультуры достаточно многообразны. В своей работе мы попытались доказать, что музыка является средством активизации учебной деятельности детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры.

В соответствии с объективными психофизиологическими закономерностями поведения человека, для успешного выполнения учебных заданий, предлагаемых учащимся на уроках физкультуры, необходимо прежде всего умело и ненавязчиво возбудить у занимающихся положительное отношение к предстоящей работе.

А отношение это во многом определяется связанными с данной работой эмоциями, которые способствуют или, наоборот, препятствуют проявлению активности осуществляемой деятельностью.

В силу указанной закономерности учащиеся инстинктивно стремятся максимизировать (т.е. усилить, продлить, повторить) учебную работу, связанную с положительными эмоциями и минимизировать (ослабить, прервать) работу, связанную с отрицательными эмоциями.

Таким образом, возникаемые на уроке эмоции выступают в роли внутренних регуляторов поведения учащихся, спонтанно управляющих их учебной деятельностью

Выполняя физические упражнения под приятную, специально подобранную музыку, занимающиеся непроизвольно начинают испытывать выражаемые в ней чувства и настроения.

Даже не имея особых причин для радости, слушатель музыки невольно начинает ощущать это настроение в себе самом и связывать его с выполняемой при этом работой, которая начинает казаться гораздо приятней, привлекательней и менее утомительной, чем обычно.

Мы придерживаемся мнения Коджаспирова Ю.Г. " Под влиянием музыки на уроках физической культуры учебная деятельность детей младшего школьного возраста активизируется" [9, 5].

Анализ научной литературы и педагогической реальности обуславливает выбор проблемы: является ли музыка средством активизации учебной деятельности детей младшего школьного возраста на уроках физкультуры.

Объект исследования - учебная деятельность детей младшего школьного возраста на уроках физкультуры. Предмет исследования - музыка как средство активизации учебной деятельности детей младшего школьного возраста на уроках физкультуры.

Цель: выявить влияние музыки на активизацию учебной деятельности на уроке физической культуры.

С учетом поставленной цели, а так же в соответствии с проблемой и предметом исследования решались следующие задачи:

● раскрыть сущность базовых понятий: " деятельность", " учебная деятельность", " активизация";

● дать характеристику видов деятельности младших школьников на уроках физкультуры;

● проанализировать научную литературу по данной теме;

● рассмотреть оптимизацию деятельности учащихся в различных частях урока под влиянием музыкального сопровождения.

Гипотеза: мы предполагаем, что под влиянием музыки учебная деятельность активизируется при соблюдении следующих условий:

- правильный отбор музыкальных произведений для этапов урока физической культуры;

- учет связи музыкального сопровождения и выполняемых на уроке упражнений;

- учет связи музыкального сопровождения и поставленными задачами на каждый урок.

Для решения поставленных задач и проверки гипотетического предложения использовался комплекс методов исследования: анализ литературы по проблеме исследования, беседы с учащимися, тестирование (тест САН).

Экспериментальной базой выступила: МОУ " Туровецкая средняя общеобразовательная школа".

Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы, приложений.

 


Раздел 2 Методы, организация и результаты собственных исследований

Заключение

Обучение развивает человека не самого по себе, не непосредственно, а лишь тогда, когда имеет деятельные формы. Связующим звеном между обучением и развитием человека выступает деятельность учения.

Успешность учения находится в большой зависимости от того, насколько учащийся стал субъектом учебной деятельности. Овладение знанием и развитие происходит только в собственной активной деятельности, в целеустремленных усилиях по получению запланированного результата.

Полноценное развитие детей младшего школьного возраста без активных физкультурных занятий практически невозможно. Ведь физкультурная активность в период развития и роста организма существенно облегчает решение общевоспитательных задач.

Перед учителем физической культуры встает задача максимальной активизации учебной деятельности учащихся на уроках, в вооружении его такими способами деятельности, которые дают возможность активного приложения сил, раскрытия потенциальных возможностей.

На наш взгляд одним из эффективных средств активизации учебной деятельности младших школьников на уроках физической культуры выступает музыка.

В данной работе мы попытались выяснить, при каких условиях использование на уроках физической культуры музыки способствует активизации учебной деятельности младшего школьника. В этой связи мы рассмотрели сущность понятий " деятельность", " активизация деятельности", " учебная деятельность", определили специфические особенности деятельности младших школьников на уроках физической культуры, на каких этапах и видах уроков целесообразно использовать музыку, рассмотрели методические основы музыкальной стимуляции уроков физической культуры.

Выделили условия использования музыки, соблюдение которых, по нашему мнению, обеспечивает активизацию деятельности младшего школьника, провели экспериментальную проверку данных педагогических условий на практике

Анализ психолого-педагогической литературы, педагогической реальности, результаты констатирующего и формирующего эксперимента позволили выделить следующие положения:

● деятельность есть активность субъекта по преобразованию или познанию объекта, который предполагает достижение сознательно поставленной цели. Структура деятельности: цель, мотив, средства, результат, условия протекания деятельности;

● учение представляет собой деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных учителем на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку;

● совершенствование разнообразных психолого-педагогических методов, организованных форм учебной деятельности обеспечивают теоретическую и практическую деятельность учащихся во всех звеньях учебного процесса;

● повышение активности детей в процессе учебной деятельности определяется понятием активизации деятельности;

● на уроках физической культуры учащиеся включаются в систему взаимосвязанных между собой типов двигательной деятельности: ходьба на лыжах, гимнастика, легкая атлетика, подвижные игры. Возрастные особенности младшего школьника особенно ярко проявляются в игре. Именно игра переводит ребенка из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта деятельности.

● способствуя более эффективному решению самых разнообразных педагогических задач, музыка становится верным и надежным помощником преподавателя в деле дальнейшего повышения коэффициента полезного действия проводимых им уроков.

● сравнение результатов входящей и итоговой диагностики самочувствия, активности, настроения младших школьников на уроках физической культуры при реализации вышеперечисленных условий использования музыки, позволили сделать следующие выводы:

▫ у большинства учащихся уровень самочувствия и настроения соответствует диагностическим характеристикам высокого уровня;

▫ увеличилось число учащихся с высоким уровнем активности;

▫ отсутствуют учащиеся с низким уровнем активности.

Следовательно, мы можем говорить, что музыка является средством активизации учебной деятельности детей младшего школьного возраста.

Грамотное и целенаправленное практическое применение музыки ведет к утверждению нового, более высокого типа педагогической организации урока, отвечающего возросшим требованиям времени в духе происходящих в нашей стране общественных преобразований, направленных на благо человека.


Библиография

 

1. Боброва, Г.А. Художественная гимнастика в школе. - М.: " Физкультура и спорт", 1978 - 200 с. ил.

2. Видякин, М.В. Начинающему учителю физкультуры Волгоград.: " Учитель", 2004-153 с.

3. Дмитриева, Л.Г., Черноиваненко, Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений, - Второе издание, стереотип - М.: Изд. центр " Академия", 1998-240с.

4. Дубровин, И.В. и др. Психология: Учеб. для студентов средних педагогических учебных заведений (И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.И. Пригожий.) - М: Изд. центр " Академия", 1999-464с.

5. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация - М.: Изд. Центр " Академия", 2001 - 192 с.

6. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учебник для студентов ВУЗов - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2000-304с, ноты.

7. Качашкин, В.М. Методика физического воспитания: Учеб. пособие для учащихся педагогических училищ - Пятое изд., дополнительное. М.: Просвещение, 1980. - 304 с., ил.

8. Коджаспирова, Г.А., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь, М.: Асадегша, 2000, -с 45

9. Коджаспиров, Ю.Г. Физкультура! Ура! Ура! - М.: Просвещение, 1999-238с Ю.Крутецкий, В.А. Психология: Учебник для учащихся педагогических училищ - М.: Просвещение, 1980 - 352с, ил.

11.Лисицкая, Т.С. Аэробика на все вкусы - М.: " Физкультура и спорт" - 1994 -194с.

12. Лисицкая, Т.С. Ритм, пластика - М.: " Физкультура и спорт", 1987 - 160с, ил.

13. И.Лифиц, И.В. Ритмика: Учеб. пособие для студентов средних и высших учебных заведений - М.: издательский центр " Академия", 1999 - 224с. 14. Музыкально-энциклопедический словарь (Главный редактор Г.В. Келдыш) - М.: Советская энциклопедия, 1990 - 672с, ил.

15. Мухин, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студентов ВУЗов 6-е издание, стереотип М.: Издательский центр " Академия", 2000.

16. Никитин, Н.Н., Петухов, М.А., Желуякова, О.М. Основы профессионально-педагогической деятельности - М.: " Академия", 2000.

17. Общая психология /под ред. Петровского А.В. - М.: " Просвещение", 1977. 18. Ожегов, С.П., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 т. слов и фразеологических выражений. Русская академия наук, институт русского языка им. В.В. Виноградова 4-е издание, допол. - М.: Азбуковник, 1999-944с.

19. Петровский А.В. Краткий психологический словарь - М.: Политиздат, 1985 -431с.

20. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности г. Ростов - на - Дону, изд. " Феникс", 1996 -512с.

21. Ротерс, Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ - М.: Просвещение; 1989-175с, кл.

22. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студентов ВУЗов и средних учебных заведений (С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов - 3-е издание, испр. и доп. - М.: Издательский центр " Академия", 1999-512с.

23. Смоленский, В.М., Ивялев, Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики - М.Просвещение, 1992-80с, кл.

24. Столяренко, Л.Д. Педагогика. Серия " Учебники, учебные пособия". Ростов-на-Дону.: " Феникс", 2000-448с.

25. Физическая культура: Сценарии праздников и игровых занятий: 1-6 кл., книга для учителя - М.: Изд. " Первое сентября", 2003-224с, кл.

26. Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. " СА-ФИ-ДАНСЕ". Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. СПб.: " Детство-пресс", 2001. 350 с., ил.

27. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов ВУЗов - М.: Изд. центр " Академия", 2000-480с.

28. Чаленко, И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе – Ростов – на - Дону.: Феникс, 2003-256с, ил.


Приложение 1

Приложение 2

Пример системы упражнений, использовавшейся в IV классе на уроках физической культуры ( II четверть)

Ходьба

Музыкальное сопровождение: В. Шаинский. " Вместе весело шагать" Перестроение из колоны в две колоны

- Ходьба на носках, не сгибая ног, руки на поясе, держать туловище прямым.

- Ходьба на внешней стороне ступни с поджатыми во внутрь пальцами.

- Ходьба с различными движениями рук (круговые движения рук вперед, рывки руками)

- Ходьба с изменением направления по сигналу.

- Ходьба с изменением длины шагов.

Бег и прыжки

Музыкальное сопровождение: Е.Крылатов. " Кабы не было зимы"

1. Бег с заданием:

- прямолинейный бег с параллельной постановкой стоп;

-бег с высоким поднимание бедра;

-бег с изменением направления по сигналу;

-бег с захлестыванием голени.

2. Прыжки:

-прыжки на 2-х ногах на месте;

-прыжки на 2-х ногах с подниманием вперед;

-прыжки ноги вместе ноги врозь;

-прыжки на правой и левой ноге,

- прыжки с поворотами кругом.

Приложение 3

Таблица 1 Диагностические характеристики уровней самочувствия, активности, настроения

Критерии состояния Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Самочувствие Чувство того, что ты сильный, полный сил, расслабленный, здоровый, свежий, бодрый и отдохнувший Недостаточно хорошее самочувствие, присутствует чувство напряженности, усталости Самочувствие плохое, чувство слабости, разбитости, чувство боли, усталости
Активность Полная активность и подвижность, увлеченность, присутствие желания работать Выполнение упражнений с ошибками, малоподвижный, медлительный, недостаточно уверен в себе, но есть увлеченность Очень низкая активность, пассивность, малоподвижность, равнодушие, рассеянность
Настроение Яркое эмоциональное состояние в течение длительного времени, радостное, веселое, бодрое, спокойное, восторженное Печальный, подавленный, унылый, но хочется что-нибудь новое, спокойное Отсутствие способности довести дело до конца, печальный, угнетенный, раздраженный

Приложение 4

Таблица 2 Показатели уровней самочувствия, активности, настроения при входной диагностике

Уровни развития Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Самочувствие 60% 40% -
Активность 20% 30% 50%
Настроение 60% 40% -

Гистограмма 1

 


Приложение 5

Таблица 3 Показатели уровней самочувствия, активности, настроения при промежуточной диагностике

Уровни развития Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Самочувствие 70% 30% -
Активность 70% 10% 20%
Настроение 80% 20% -

 

Гистограмма 2

 


Приложение 6

Таблица 4 Показатели уровней самочувствия, активности, настроения при итоговой диагностике

Уровни развития Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Самочувствие 80% 20% -
Активность 80% 20% -
Настроение 90% 10% -

Гистограмма 3


Приложение 7

Типовая карта методики САН

Фамилия, инициалы_________________________________________________

Пол_____________________Возраст___________________________________

Дата______________________________Время___________________________

 

 


 


Приложение 8

Таблица 5 Карта входной диагностики самочувствия, активности и настроения учащихся 4 класса на уроке физической культуры

№№ п/п Фамилия, имя учащегося Самочувствие Активность Настроение
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Бекназаров Леша Бойко Алена Викулев Дима Вяткин Артем Косоуров Вася Кузнецова Вика Куфтырева Анжела Пасынкова Надя Чучуляну Алена Чучуляну Ксюша 5, 9 5, 4 5, 5 5, 4 4, 6 6, 1 5, 6 4, 4 4, 6 6, 4 5, 5 3, 5 4, 9 3, 5 2, 4 6, 1 2, 4 4, 9 2, 4 4, 9 6, 5 5, 0 5, 4 4, 0 4, 8 6, 7 6, 8 4, 3 4, 8 5, 3

Приложение 9

Таблица 6 Карта промежуточной диагностики самочувствия, активности и настроения учащихся 4 класса на уроке физической культуры

№№ п/п Фамилия, имя учащегося Самочувствие Активность Настроение
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Бекназаров Леша Бойко Алена Викулев Дима Вяткин Артем Косоуров Вася Кузнецова Вика Куфтырева Анжела Пасынкова Надя Чучуляну Алена Чучуляну Ксюша 6, 4 6, 4 6, 2 6, 4 4, 8 4, 9 6, 2 4, 8 7, 0 6, 6 5, 0 5, 2 4, 9 3, 5 6, 6 6, 9 4, 9 6, 6 6, 9 6, 2 6, 6 6, 6 6, 2 4, 6 4, 7 5, 6 6, 8 6, 5 6, 4 6, 8

Приложение 10

Таблица 7 Карта итоговой диагностики самочувствия, активности и настроения учащихся 4 класса на уроке физической культуры

№№ п/п Фамилия, имя учащегося Самочувствие Активность Настроение
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Бекназаров Леша Бойко Алена Викулев Дима Вяткин Артем Косоуров Вася Кузнецова Вика Куфтырева Анжела Пасынкова Надя Чучуляну Алена Чучуляну Ксюша 6, 2 4, 2 6, 0 6, 2 6, 4 6, 2 4, 0 6, 4 6, 6 6, 5 5, 4 6, 2 4, 9 4, 9 6, 5 6, 4 5, 0 6, 5 6, 5 6, 6 6, 3 6, 6 4, 2 6, 3 6, 4 6, 6 6, 2 5, 4 6, 0 6, 6

Приложение 11

Приложение 12. Конспект урока физической культуры.

Тема: Ритмика.

Задачи: 1. Разучить комбинацию упражнений под музыкальное сопровождение.

2. Развивать ритмичность.

3. Развивать выносливость, силу, гибкость.

Класс: 4

Время: 45 мин.

Литература: журнал " Физическая культура в школе" №6, 1999 год.

 

 

Ч/у Частные задачи Содержание Доз- ка Методические указания Муз. сопровождение
П О Д Г О Т О В И Т Е Л Ь Н А Я     О С Н О В Н А Я   З А К Л Ю Ч И Т Е Л Ь Н А Я 1. Организовать класс на урок. 2. Подготовить организм к основной части.     Разучить упражнения под муз. Сопровождение по сериям Построение, рапорт, сообщение темы и задач урока Упр-е 1. 1-4 – четыре шага на носках. Руки вверх ладонями вперед, кисти на каждый шаг перемещать то вправо, то влево 5-8 – четыре шага в полуприседе, руки согнуты, кисти над плечами, повернуты пальцами к голове и ими на каждый шаг выполняют движение вперед и назад. Упражнение 2. 1-2 – два шага на носках, руки вверх 3-4 – два шага в полуприседе, руки вниз 5-8 –четыре прыжка со сменой ног из стороны в сторону, руки движутся поочередно вперед одноименно ноге, выносимой в сторону. Упражнение 3. И. п.- о.с. руки на поясе 1-полуприседая на левой, правая в сторону в пятку, носок на себя, поворот туловища в сторону выносимой ноги 2-и.п. 3-4- то же, что на счет 1-2, но с другой ноги и в другую сторону. Упражнение 4. И.п. о.с. руки на пояс 1- шагом правой в сторону, выпад левой, туловище и носок правой ноги повернуты в сторону опорной, правая рука вверх, пальцы в кулак. Рука, туловище и правая нога составляет прямую линию, стопы плотно прижаты к полу, масса тела на опорной ноге 2-и.п. 3- то же, что на счет 1, но в другую сторону с другой ноги 4-и.п. Упражнение 5. И.п.- о.с. руки на пояс 1-4 четыре шага, высоко поднимая колени и с хлопками руками 5- шаг правой в сторону с небольшим полуприседом на ней 6-левую приставить к правой, руки вправо 7-8-то же в другую сторону Упражнение 1. И.п.-о.с. 1-2 – приставной шаг вправо 3-шаг правой в сторону 4-левая вперед на пятку, хлопок в ладоши 5-8- то же с другой ноги в другую сторону. Упражнение 2. И.п.- о.с. 1- шаг правой вперед в сторону 2-шаг левой вперед в сторону, в стойку ноги врозь 3-шаг правой назад 4-шаг левой назад в и.п., руки движутся как при ходьбе. Упражнение 3. И.п. - полуприсед на обеих ногах 1-поворот туловища вправо, руки на правом бедре сбоку, поворот головы вправо 2-то же, что на счет 1. Но в другую сторону 3-возвращаясь в и.п., согнутые руки ладонями положить на грудь 4-подняться на носки, руки вверх Упражнение 1. И.п. - стойка ноги врозь, полуприсед, руки согнуты у пояса, предплечья вперед, пальцы в кулак 1-8- на каждый счет перемещения стоп, то на внутреннюю, то на наружную поверхность, руки перемещаются в ту сторону, в которую смещаются колени, туловище слегка наклонено вперед Упражнение 2. И.п.-стойка ноги врозь 1-сгибая правую, таз движется влево, круговое движение правой над головой 2-то же в другую сторону и другой ногой Упражнение 3 И.п. - предплечье 1-й руки над предплечьем другой 1-шаг правой вперед 2-приставить левую к правой предплечьями на каждый шаг выполнять круговое движение 3-4-то же, что на счет 1-2, но шаг вперед выполняет другая нога 5-8- то же, что на счет 1-4 Упражнение 4. И.п.-руки ладонями на груди, локти в стороны 1-шаг правой назад в полуприседе, руки в стороны, ладонями вперед 2-шаг левой назад, руки в и.п. 3-шаг правой назад, руки вверх 4-шаг левой назад, руки в и.п. 5-8-то же, что на счет 1-4 шаги назад небольшие и выполняются на полусогнутых ногах. Упражнение 1. И.п.-о.с. 1-шаг правой вперед 2-приставить левую к правой в полуприсед на обеих, руки вперед, наклон головы вперед 3-шаг левой назад, руки вниз 4-приставить правую к левой в полуприсед, наклон головы назад 5-шаг правой в сторону, правая рука в сторону 6-приставить левую к правой в полуприседе, наклон головы вправо 7-8-то же, что на счет 5-6, но в другую сторону и с другой ноги. Упражнение 2. И.п.-о.с. 1-полуприсед на левой, правая вперед на носок, руки впереди, округленные 2-правая в сторону на носок, руки в стороны 3-правую на носок скрестно за левой, правая рука вверх, левая рука за спину, наклон влево 4-и.п. то же с другой ноги. Упражнение 1. И.п.-о.с. 1-шаг вперед правой 2-левая, согнутая в колене, назад, правая рука вперед, левая в сторону 3-4-то же, что на счет 1-2, но с другой ноги 5-8-то же, что на счет 1-4 Упражнение 2. И.п. -стойка ноги врозь 1-4-четыре прыжка назад, ноги врозь, руки: одна – вперед - вниз, другая - назад - вниз, положение меняется при каждом прыжке 5- в полуприседе ноги врозь, поворот носков вправо, а туловища и согнутых вперед рук-влево 6-поворот носков влево, а туловище -в противоположную сторону 7-8-то же, что на счет 5-6. Упражнение 3 И.п.-о.с. 1-поднять согнутую правую вперед, руки на правом бедре 2-опустить правую скрестно перед левой 3-положения счета 1 4-и.п. 5-8-то же с другой ноги. Упражнение 1. И.п.-лежа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы на полу, руки за головой 1-2-на выдохе, напрягая мышцы живота, приподнять голову и плечи от пола 3-4-медленно опуститься в и.п.-вдох. Упражнение 2. И.п.-лежа на спине, ноги вытянуты, руки вдоль туловища 1-2-медленно поднять вверх слегка согнутые ноги, сделав выдох 3-4-медленно ноги опустить до касания носками пола, вдох. Упражнение 3. И.п.- лежа на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, сохраняя положение ступней на одной линии с ягодицами, медленно положить ноги вправо на пол, с усилием прижимая их к полу, верхняя часть тела неподвижна, правая рука на полу, левая за головой 1-2-сделать вдох 3-4-на выдохе поднимая голову и плечи, притянуть их к коленям 5-8-то же, что на счет 1-4. Упражнение 1. И.п.-сед на пятках, наклон туловища вперед, руки вытянуты вперед, голову прижать к коленям. Упражнение 2. И.п.-стойка ноги врозь, наклон вперед прогнувшись, туловище параллельно полу, пружинящие движения туловищем. Упражнение 3. И.п.-о.с. Выпад правой ногой вперед, руки над головой в замок. Прогнуться. Потянуться руками вверх. Упражнение 4. И.п.-ноги на ширине плеч, руки на пояс, наклониться вправо, левую руку вверх. Построение, подведение итогов.     4 р.   4 р.   4 р.     8 р.     8 р.   4 р.   8 р.   8р.   8 р.   8 р.     8 р.     8 р.     8 р.     8 р.     8 р.   8 р     8 р.   10 р.     10 р.     10 р.   8 р.     8 р.     4 р.   8 р. Класс, равняйсь, смирно, на вытянутые руки разомкнись 1 серия. Упражнение выполняется под счет. Повторить все упражнения (1, 2, 3, 4, 5) 2-3 р.     Нос все время направлен в потолок, голова и плечи движутся вместе как одно целое. Упражнение 2-поясницу не прогибать     После выполнения 1 раза в одну сторону, затем повернуть ноги в другую сторону и сменить положение рук, блок (1-3 серии) повторить 2 р. с первого отдыха     Упражнения на растягивание зафиксировать зафиксировать     Зафиксировать положение на 8 сек. На этом урок закончен, в одну шеренгу становись Музыкальное сопровождение: А. Пахмутова " Ритмы времени".     2 серия   Блок (серии 1, 2, 3) повторить 2-3 раза (до конца песни).   Д. Кабалевский " Медленный вальс".     2 серия   3 серия Блок ( серия 1, 2, 3) Повторить 2-3 раза   1 серия Музыкальное сопровождение " Городские цветы"     Упражнение 1.2 (серия) Повторить 4 р. Музыкальное сопровождение: М. Дунаевский " Городские цветы".     1 серия А. Михайлов " Веселый экспресс"     2 серия повторить данный блок 2-3 раза     А. Тедике " Медленный вальс"   Упражнение 1, 2 (1 серии в 5-й песне) повторить 8 раз.     2 серия (блок серии 1, 2) повторить 3 раза   1 серия Д. Кабалевский " Медленный вальс"   2 серия     3 серия     М. Дунаевский " Ветер перемен"

 

Оглавление

Введение

Раздел 1. Психолого-педагогические основы использования музыки для активизации учебной деятельности младших школьников на уроках физической культуры

1.1 Сущность понятий " деятельность", " активизация деятельности", " учебная деятельность"

1.2 Специфика деятельности младших школьников на уроках физической культуры

1.3 Методические основы музыкальной стимуляции уроков физкультуры

1.4 Отбор музыкальных произведений

1.5 Повышение результативности вводной части урока

1.6 Активизация уставших учащихся (в основной части урока)

1.7 Оптимизация заключительной части урока

1.8 Формы урока и методические особенности использования музыки на уроках

Раздел 2. Методы, организация и результаты собственных исследований

Заключение

Библиография

Приложения


Введение

 

Целью физического воспитания является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств, связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечение на этой основе подготовленности каждого члена общества к различным видам трудовой и другим видам деятельности [27, 13].

Успешность достижения данной цели находится в большой зависимости от характера деятельности учителя на уроках физической культуры. В общеобразовательной школе ученика невозможно научить, если он не захочет научиться сам. Овладение знанием и развитие происходят только в собственной активной деятельности, в целеустремленных усилиях по получению запланированного результата [5, 43].

Только активная, эмоционально окрашенная деятельность, в которую человек вкладывает душу, в которой полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность, приносит удовлетворение, становится источником энергии и вдохновения. Важна не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, которая в этой деятельности проявляется [24, 12].

В этой связи перед учителем физической культуры встаёт задача максимальной активизации деятельности учащихся на уроках. Ставить подрастающего человека в позицию активного деятеля, вооружить его такими способами деятельности, которые дают возможность активного приложения сил, раскрыть его потенциальные возможности таковы функции воспитания, разумно направляющего процесс развития личности. [24, 15].

Средства активизации учебной деятельности младших школьников на уроках физкультуры достаточно многообразны. В своей работе мы попытались доказать, что музыка является средством активизации учебной деятельности детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры.

В соответствии с объективными психофизиологическими закономерностями поведения человека, для успешного выполнения учебных заданий, предлагаемых учащимся на уроках физкультуры, необходимо прежде всего умело и ненавязчиво возбудить у занимающихся положительное отношение к предстоящей работе.

А отношение это во многом определяется связанными с данной работой эмоциями, которые способствуют или, наоборот, препятствуют проявлению активности осуществляемой деятельностью.

В силу указанной закономерности учащиеся инстинктивно стремятся максимизировать (т.е. усилить, продлить, повторить) учебную работу, связанную с положительными эмоциями и минимизировать (ослабить, прервать) работу, связанную с отрицательными эмоциями.

Таким образом, возникаемые на уроке эмоции выступают в роли внутренних регуляторов поведения учащихся, спонтанно управляющих их учебной деятельностью

Выполняя физические упражнения под приятную, специально подобранную музыку, занимающиеся непроизвольно начинают испытывать выражаемые в ней чувства и настроения.

Даже не имея особых причин для радости, слушатель музыки невольно начинает ощущать это настроение в себе самом и связывать его с выполняемой при этом работой, которая начинает казаться гораздо приятней, привлекательней и менее утомительной, чем обычно.

Мы придерживаемся мнения Коджаспирова Ю.Г. " Под влиянием музыки на уроках физической культуры учебная деятельность детей младшего школьного возраста активизируется" [9, 5].

Анализ научной литературы и педагогической реальности обуславливает выбор проблемы: является ли музыка средством активизации учебной деятельности детей младшего школьного возраста на уроках физкультуры.

Объект исследования - учебная деятельность детей младшего школьного возраста на уроках физкультуры. Предмет исследования - музыка как средство активизации учебной деятельности детей младшего школьного возраста на уроках физкультуры.

Цель: выявить влияние музыки на активизацию учебной деятельности на уроке физической культуры.

С учетом поставленной цели, а так же в соответствии с проблемой и предметом исследования решались следующие задачи:

● раскрыть сущность базовых понятий: " деятельность", " учебная деятельность", " активизация";

● дать характеристику видов деятельности младших школьников на уроках физкультуры;

● проанализировать научную литературу по данной теме;

● рассмотреть оптимизацию деятельности учащихся в различных частях урока под влиянием музыкального сопровождения.

Гипотеза: мы предполагаем, что под влиянием музыки учебная деятельность активизируется при соблюдении следующих условий:

- правильный отбор музыкальных произведений для этапов урока физической культуры;

- учет связи музыкального сопровождения и выполняемых на уроке упражнений;

- учет связи музыкального сопровождения и поставленными задачами на каждый урок.

Для решения поставленных задач и проверки гипотетического предложения использовался комплекс методов исследования: анализ литературы по проблеме исследования, беседы с учащимися, тестирование (тест САН).

Экспериментальной базой выступила: МОУ " Туровецкая средняя общеобразовательная школа".

Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы, приложений.

 


Раздел I. Психолого-педагогические основы использования музыки для активизации учебной деятельности младших школьников на уроках физической культуры

1.1 Сущность понятий " деятельность", " активизация деятельности", " учебная деятельность"

 

В широком смысле под деятельностью понимается многообразие занятий человека, всё то, что он делает.

В словаре русского языка С.И. Ожегова деятельность определяется как 1) занятие, труд (научный, педагогический); 2) работа каких-нибудь органов, а также сил природы [18, 164].

С точки зрения философии, деятельность – специфически


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.094 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь