Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Билет № 1 Понятие операционной системы. Расположение операционной системы в общей структуре компьютера



Билет № 1 Понятие операционной системы. Расположение операционной системы в общей структуре компьютера

Операционная система – совокупность программных средств, обеспечивающая управление аппаратной частью компьютера и прикладными программами, а также их взаимодействие между собой и пользователем.

ОС образует автономную среду, не связанную ни с одним из языков программирования. Любая же прикладная программа связана с операционной системой и может эксплуатироваться только на тех компьютерах, где имеется аналогичная системная среда. Прикладные программные средства, разработанные в среде одной операционной системы, не могут быть использованы для работы в среде другой операционной системы, если нет специального комплекса программ (конвертера), позволяющего это сделать. В таком случае говорят о программной несовместимости компьютеров.

Расположение ОС в общей структуре компьютера.

Современная компьютерная система состоит из одного или нескольких процессоров, оперативной памяти, дисков, клавиатуры, монитора, принтеров, сетевого интерфейса и других устройств, т.е. является сложной комплексной системой. Написание программ, которые следят за всеми компонентами, корректно используют их и при этом работают оптимально, представляет собой крайне трудную задачу. По этой причине компьютеры оснащаются специальным уровнем программного обеспечения, называемым операционной системой. ОС отвечает за управление всеми перечисленными устройствами и обеспечивает пользователя программами, имеющими простой, доступный интерфейс для работы с аппаратурой. Состав компьютерной системы условно можно разбить на три уровня:

§ аппаратный уровень;

§ системный уровень;

§ программный уровень.


Билет №2 Понятие операционной системы. Классификация операционных систем

Операционная система — программа, которая загружает ПК и работает напрямую с аппаратными частями ПК, является транслятором (переводчиком) с человеческого языка на машинный.

Без Операционной системы ПК функционировать не может.

Операционная система обеспечивает совместное функционирование всех устройств ПК и предоставляет пользователю доступ к его ресурсам.

WINDOWS 95, WINDOWS 98, WINDOWS ME, WINDOWS XP.

Билет №3 Понятие операционной системы. Основные функции операционной системы

Операционная система — программа, которая загружает ПК и работает напрямую с аппаратными частями ПК, является транслятором (переводчиком) с человеческого языка на машинный.

Без Операционной системы ПК функционировать не может.

Операционная система обеспечивает совместное функционирование всех устройств ПК и предоставляет пользователю доступ к его ресурсам.

WINDOWS 95, WINDOWS 98, WINDOWS ME, WINDOWS XP.

Состав Операционной системы:

7) Программный модуль, управляющий файлами.

8) Командный процессор (выполняет команды пользователя).

9) Программы, обеспечивающие управление работой различных устройств (ввода, вывода, хранения).

10) Графический модуль.

11) Справочная система.

12) Приложения.

Этапы загрузки Операционной системы:

7) Включение ПК.

8) Процессор обращается к ПЗУ за командами начальной загрузки.

9) Тестирование подключенных устройств.

10) Вывод характеристик найденных устройств.

11) Загружается Операционная система из внешней памяти (HDD) в оперативную.

12) Операционная система готова принимать задания от пользователя (Рабочий Стол).

К функции обслуживания файловой структуры относятся следующие операции, происходящие под управлением ОС:

- создание файлов и присвоение им имён;

- создание каталогов (папок) и присвоение им имён;

- переименование файлов и каталогов (папок);

- копирование и перемещение файлов между дисками компьютера и между каталогами (папками) одного диска;

- удаление файлов и каталогов (папок);

- навигация по файловой структуре с целью доступа к заданному файлу, каталогу (папке);

- управление атрибутами файлов и каталогов (папок).

Функции операционной системы.

Операционная система обеспечивает доступ пользователя и прикладных программ к аппаратным средствам компьютера. Основные функции операционной системы включают:

управление файлами и защита данных

обеспечение взаимодействия программ

управление системными ресурсами: процессор, память, жесткий диск и другие.

(иконка аппаратного средства) – Процессор, память, жесткий диск, видеоадаптер, периферийные устройства являются системными ресурсами. Доступ к любому системному ресурсу осуществляется через операционную систему. Операционная система регулирует использование всех аппаратных средств с целью обеспечения максимальной производительности компьютера.

(программа Word)- В тех случаях, когда программе требуется несколько ресурсов, операционная система разбивает ее на несколько параллельных процессов. Каждый из процессов взаимодействует с одним системным ресурсом (процессор, память, жесткий диск, принтер, видеоадаптер и др.). Операционная система отслеживает и синхронизирует выполнение процессов внутри одной программы.

(иконка программы) - Каждая прикладная программа использует определенные аппаратные средства: процессор, память, жесткий диск, принтер, клавиатура, мышь. Чтобы программа смогла получить доступ к устройству необходимо разрешение операционной системы. Операционная система регулирует использование всех аппаратных ресурсов с целью обеспечения максимальной производительности компьютера.

 

Билет № 4 Понятие вычислительного процесса и ресурса. Основные виды ресурсов компьютера

 

Понятие « вычислительный процесс » (или просто – « процесс ») является одним из основных при рассмотрении ОС. Как понятие, процесс является определенным видом абстракции. Последовательный процесс (иногда называемый «задачей») – это выполнение отдельной программы с её данными на последовательном процессоре. Концептуально процессор рассматривается в двух аспектах:

§ он является носителем данных;

§ он (одновременно) выполняет операции, связанные с их обработкой.

В качестве примеров можно назвать следующие процессы (задачи):

§ выполнение прикладных программ пользователей;

§ выполнение утилит;

§ выполнение других системных обрабатывающих программ;

§ редактирование какого-либо текста;

§ трансляция исходной программы;

§ компоновка исходной программы;

§ исполнение исходной программы.

Ресурсы могут быть разделяемыми, когда несколько процессов могут их использовать одновременно (в один и тот же момент времени) или параллельно (в течение некоторого интервала времени процессы используют ресурс попеременно), а могут быть и неделимыми

Билет № 7 Классификация программного обеспечения. Прикладное программное обеспечение

Классификация ПО

Традиционно программное обеспечение подразделяют на два класса:

1) системное программное обеспечение (СПО) и

2) прикладное (пользовательское) программное обеспечение (ППО)

Прикладные программы предназначены для решения функциональных задач, они выполняют обработку информации различных предметных областей.

Это самый многочисленный класс программных продуктов.

В свою очередь он условно подразделяется на две группы.

1 группа – программы для решения отдельных, самостоятельных задач. Эти программы выполняются независимо друг от друга и представляют собой набор разрозненных, не связанных между собой знаний. Конечно, и они могут быть весьма сложными и очень необходимыми задачами.

2 группа - системы программ для решения классов задач из различных специализированных областей науки техники и промышленности. Часто такие системы называют пакетами прикладных программ. Программы, входящие в пакет, выполняются не отдельно друг от друга, а совместно, в различных комбинациях, в зависимости от конкретной решаемой задачи.

 

Загрузка 2000

Системная BIOS считывает главную загрузочную запись ( Master Boot Record), которая располагается в первом секторе жесткого диска. После загрузки MBR в память, управление передается коду, содержащемуся в MBR, который в свою очередь сканирует таблицу разделов в поисках системного раздела. Таблица разделов (partition table) – таблица, хранящаяся в первом секторе жесткого диска, в которой указано, какой из разделов является системным. Системный раздел – раздел, который содержит файлы, необходимые для загрузки Windows 2000. К ним относятся: ntldr – загрузчик ОС, ntdetect.com – программа, предназначенная для сбора информации об аппаратных средствах, bootsect.dos – файл, необходимый для систем с двойной загрузкой, где в качестве альтернативаной ОС используется Windows 9x, boot.ini – файл, который считывает загрузчик и отображает на экране. Когда системный раздел найден, MBR загружает в память его нулевой сектор, который является загрузочным. Загрузочный сектор – сектор, в котором располагается код, предназначенный для нахождения и загрузки в память загрузчика Windows 2000 (NTLDR). После этого, загрузочный сектор должен распознать файловую систему для поиска загрузчика. На томах FAT структура данных, называемая загрузочным сектором, действительно занимает один физический сектор. На томах FAT32 – 2 сектора. На томе NTFS – до 16 секторов. Затем загрузочный сектор загружает в память NTLDR и передает ему управление.

После того, как управление получает NTLDR, он выполняет следующие функции:

переключает процессор в защищенный режим;

считывает, находящийся в корневом каталоге системного раздела файл boot.ini и отображает его содержимое на экране;

если выбрана система Windows 9x, то NTLDR загружает в память файл bootsect.dos, в котором содержится копия загрузочного сектора раздела, находящегося на основном разделе до установки Windows 2000

если выбрана система Windows 2000, то запускается программа ntdetect.com

загружает и запускает ядро Windows 2000 (Ntoskrnl.exe) и уровень аппаратных абстракций – HAL.


Интерфейс пользователя

Интерфейс – совокупность средств и правил, которые обеспечивают взаимодействие устройств, программ и человека.

Графический интерфейс – интерфейс, где для взаимодействия человека и компьютера используются графические средства.

Режимы работы с компьютером.

Все ОС способны обеспечивать как пакетный, так и диалоговый режим работы с пользователем.

Пакетный режим – ОС автоматически исполняет заданную последовательность команд.

Диалоговый режим – ОС находится в ожидании команды пользователя и, получив её, приступает к исполнению, а, исполнив, возвращает отклик и ждёт очередной команды. Диалоговый режим основан на использовании прерываний процессора и прерываний BIOS (которые, в свою очередь, также основаны на использовании прерываний процессора). Опираясь на эти аппаратные прерывания, ОС создаёт свой комплекс системных прерываний. Способность ОС прервать текущую работу и отреагировать на события, вызванные пользователем с помощью управляющих устройств, воспринимается нами как диалоговый режим работы.

Виды интерфейсов пользователя.

По реализации интерфейса пользователя различают следующие ОС:

- неграфические;

- графические.

Неграфические ОС реализуют интерфейс командной строки. Основным устройством управления является клавиатура. Управляющие команды вводят в поле командной строки, где их можно и редактировать. Исполнение команды начинается после её утверждения нажатием клавиши ENTER. Для компьютеров платформы IBM PC интерфейс командной строки обеспечивается семейством ОС MS-DOS (MS-DOS 1.0 – MS-DOS 6.22).

Графические ОС реализуют более сложный тип интерфейса, в котором в качестве органа управления кроме клавиатуры может использоваться мышь или адекватное устройство позиционирования. Работа с графической ОС основана на взаимодействии активных и пассивных экранных элементов управления.

В качестве активного элемента управления выступает указатель мыши – графический объект, перемещение которого на экране синхронизировано с перемещением мыши.

В качестве пассивных элементов управления выступают графические элементы управления приложений (экранные кнопки, значки, переключатели, флажки, раскрывающиеся списки, строки меню и многие другие).

Характер взаимодействия между активными и пассивными элементами управления выбирает сам пользователь. В его распоряжении приёмы наведения указателя мыши на элемент управления, щелчки кнопками мыши и другие средства.

 

Менеджер ресурсов xrdb

xrdb [option] filename

основные опции:

-load ресурсы загружаемые из файла перезаписывают существующие

-merge ресурсы загружаемые из файла объединяются с существующими

-remove ресурсы указанные в файле удаляются из собственности менеджера

ресурсов.

-edit поместить ресурсы собственности менеджера в файл

Для задания ресурсов используют строку вида:

[client_name] * resource: value

или

[client_сlass] * resource: value

Чтобы несколько программ могло работать с одним ресурсом (процессор, память), необходима система управления ресурсами.

Способы распределения ресурса:

· Временной - когда программы используют его по очереди, например, так система управляет процессором.

· Пространственный - программа получает часть ресурса, например, так система управляет оперативной памятью и жестким диском.

 

Структура ОС

Монолитная система

Структура системы:

1. Главная программа, которая вызывает требуемые сервисные процедуры.

2. Набор сервисных процедур, реализующих системные вызовы.

3. Набор утилит, обслуживающих сервисные процедуры.

В этой модели для каждого системного вызова имеется одна сервисная процедура (например, читать из файла). Утилиты выполняют функции, которые нужны нескольким сервисным процедурам (например, для чтения и записи файла необходима утилита работы с диском).

Этапы обработки вызова:

· Принимается вызов

· Выполняется переход из режима пользователя в режим ядра

· ОС проверяет параметры вызова для того, чтобы определить, какой системный вызов должен быть выполнен

· После этого ОС обращается к таблице, содержащей ссылки на процедуры, и вызывает соответствующую процедуру.

Многоуровневая структура ОС

Обобщением предыдущего подхода является организация ОС как иерархии уровней. Уровни образуются группами функций операционной системы - файловая система, управление процессами и устройствами и т.п. Каждый уровень может взаимодействовать только со своим непосредственным соседом - выше- или нижележащим уровнем. Прикладные программы или модули самой операционной системы передают запросы вверх и вниз по этим уровням.

Преимущества:

· Высокая производительность

Недостатки:

· Большой код ядра, и как следствие большое содержание ошибок

· Ядро плохо защищено от вспомогательных процессов

Подкачка

Файл подкачки (swap-file, paging-file) – файл на жестком диске (pagefile.sys; имеет атрибуты Скрытый, Системный), используемый Windows для хранения частей программ и файлов данных, не помещающихся в оперативной памяти. По мере необходимости Windows перемещает данные из файла подкачки в оперативную память (для их использования программами) и обратно (для освобождения места для новых данных). Синонимы: своп-файл, свопинг-файл, файл виртуальной памяти.

Виртуальная память – совокупность оперативной памяти и файла подкачки.

Свопинг (swapping) – подкачка в оперативную память недостающей страницы виртуальной памяти, затребованной программой.

Виртуальная память — технология, которая была разработана с целью увеличения общего объема памяти, организации множества адресных пространств памяти, их защиты и автоматизации процесса перемещения машинного кода и данных между основной памятью компьютера и вторичным хранилищем.

В настоящее время эта технология имеет аппаратную поддержку на всех современных процессорах.

В случае расположения данных на внешних запоминающих устройствах память может быть представлена, например, специальным разделом на жёстком диске (partition) или отдельным файлом на обычном разделе диска.

Также существует термин swap (англ. swap, /swɔ p/) также означающий виртуальную память (точнее способ её представления), или же означает подкачку данных с диска.

Применение механизма виртуальной памяти позволяет:

· упростить адресацию памяти клиентским программным обеспечением;

· рационально управлять оперативной памятью компьютера (хранить в ней только активно используемые области памяти);

· изолировать процессы друг от друга (процесс полагает, что монопольно владеет всей памятью);

Ввод-вывод.

В информатике, ввод/вывод (в англ. языке часто используется сокращение I/O ) означает взаимодействие между обработчиком информации (например, компьютер) и внешним миром, который может представлять как человек, так и любая другая система обработки информации. Ввод — сигнал или данные, полученные системой, а вывод — сигнал или данные, посланные ею (или из нее). Термин также может использоваться как обозначение (или дополнение к обозначению) определенного действия: «выполнять ввод/вывод» означает выполнение операций ввода или вывода. Устройства ввода-вывода используются человеком (или другой системой) для взаимодействия с компьютером. Например, клавиатуры и мыши — специально разработанные компьютерные устройства ввода, а мониторы и принтеры — компьютерные устройства вывода. Устройства для взаимодействия между компьютерами, как модемы и сетевые карты, обычно служат устройствами ввода и вывода одновременно.

Обработчики прерываний

Прерывания должны быть скрыты как можно глубже в недрах операционной системы, чтобы как можно меньшая часть ОС имела с ними дело. Лучше всего блокировать драйвер, начавший ввод-вывод.

Алгоритм:

1. Драйвер начинает операцию ввод-вывод.

2. Драйвер блокирует сам себя,

3. - выполнив на семафоре процедуру down

4. - выполнив на переменной состояния процедуру wait

5. - выполнив на сообщении процедуру receive

6. Происходит прерывание

7. Обработчик прерываний начинает работу

8. Обработчик прерываний может разблокировать драйвер (например, выполнив на семафоре процедуру up)

 


Логическое расположение драйверов устройств

 

На самом деле обмен данными между контроллерами и драйверами идет по шине. Драйвера должны взаимодействовать с ОС через стандартные интерфейсы.

Стандартные интерфейсы, которые должны поддерживать драйвера:

· Для блочных устройств

· Для символьных устройств

Раньше для установки ядра приходилось перекомпилировать ядра системы.

Сейчас в основном ОС загружают драйверы. Некоторые драйверы могут быть загружены в горячем режиме.

Функции, которые выполняют драйвера:

· обработка запросов чтения или записи

· инициализация устройства

· управление энергопотреблением устройства

· прогрев устройства (сканера)

· включение устройства или запуска двигателя

Буферизация

Рассмотрим несколько примеров буферизации.

 

 

a) Не буферизованный ввод - после ввода каждого символа происходит прерывание

b) Буферизация в пространстве пользователя - приходится держать загруженными необходимые страницы памяти в физической памяти.

c) Буферизация в ядре с копированием в пространство пользователя - страница загружается только когда буфер ядра полный, данные из буфера ядра в буфер пользователя копируется за одну операцию. Проблема может возникнуть, когда буфер ядра полный, а страница буфера пользователя еще не загружена.

d) Двойная буферизация в ядре - если один буфер заполнен, и пока он выгружается, символы пишутся во второй буфер.

Сообщения об ошибках

Наибольшее число ошибок возникает именно от операции ввода-вывода, поэтому их нужно определять как можно раньше. Ошибки могут быть очень разные в зависимости от устройств.

История ОС

Первые (1945-1955г.г.) компьютеры работали без операционных систем, как правило, на них работала одна программа.

Когда скорость выполнения программ и их количество стало увеличиваться, простои компьютера между запусками программ стали составлять значительное время. Появились первые системы пакетной обработки (1955-1965г.г.), которые просто автоматизировали запуск одной программ за другой и тем самым увеличивали коэффициент загрузки процессора. Системы пакетной обработки явились прообразом современных операционных систем. Совокупность нескольких заданий, как правило, в виде колоды перфокарт, получила название пакета заданий.

Многозадачность (1965-1980) - это способ организации вычислительного процесса, при котором на одном процессоре попеременно выполняются несколько задач. Пока одна задача выполняет операцию ввода-вывода, процессор не простаивает, как это происходило при последовательном выполнении задач, а выполняет другую задачу. Для этого создали систему распределения памяти, когда каждая задача загружается в свой участок оперативной памяти, называемый разделом.

Спулинг (spooling-подкачка) в то время задания считывались с перфокарт на диск в том темпе, в котором они появлялись в помещении вычислительного центра, а затем, когда очередное задание завершалось, новое задание с диска загружалось в освободившийся раздел.

Системы разделения времени - вариант многозадачности, при котором у каждого пользователя есть свой диалоговый терминал. Это было сделано, чтобы каждый программист мог отлаживать свою программу в реальном времени. Фактически это была многопользовательская система. Естественно стали возникать проблемы защиты задач друг от друга.

В это время была разработана многопользовательская система MULTICS, которая должна была обеспечивать одновременную работу сотни пользователей.

В это время также стали бурно развиваться мини-компьютеры (первый был выпущен в 1961г.), на которые была перенесена система MULTICS. Эта работа в дальнейшем развилась в систему UNIX.

Появилось много разновидностей несовместимых UNIX, основные из них были System V и BSD. Чтобы было возможно писать программы, работающие в любой системе UNIX, был разработан стандарт POSIX. Стандарт POSIX определяет минимальный интерфейс системного вызова, который должны поддерживать системы UNUX.

В 1974г. был выпущен центральный процессор Intel 8080, для него была создана операционная система CP/M. В 1977г. она была переработана для других процессоров, например Zilog Z80.

В начале 80-х была разработана система MS-DOS, и стала основной системой для микрокомпьютеров.

В 80-х годах стало возможным реализовать графический интерфейс пользователя (GUI - Graphical User Interface), теория которого была разработана еще в 60-е годы. Первой реализовала GUI корпорация Macintosh.

С 1985 года стала выпускаться Windows, в то время она была графической оболочкой к MS-DOS вплоть до 1995г., когда вышла Windows 95.

Уже тогда было ясно, что DOS с ее ограничениями по памяти и по возможностям файловой системы не может воспользоваться вычислительной мощностью появляющихся компьютеров. Поэтому IBM и Microsoft начинали совместно разрабатывать операционную систему OS/2. Она должна была поддерживать вытесняющую многозадачность, виртуальную память, графический пользовательский интерфейс, виртуальную машину для выполнения DOS-приложений. Первая версия вышла 1987г.

В дальнейшем Microsoft отошла от разработки OS/2, и стала разрабатывать Windows NT. Первая версия вышла в 1993г.

В середине 80-х стали бурно развиваться сети персональных компьютеров, работающие под управлением сетевых или распределенных операционных систем.

Состав ОС

Утилиты ОС

Внешние команды (утилиты) содержаться на дисках в виде отдельных файлов, и поэтому командный интерпретатор должен для выполнения такой команды сначала найти ее на диске, ориентируясь на имя команды, совпадающее с именем программного файла. Эти программы выполняют действия обслуживающего характера, например, форматирование дискет, проверку дисков и т.д. и находятся обычно в каталоге DOS или в подкаталоге COMMAND каталога WINDOWS. Остановимся более подробно на утилитах обслуживания жесткого диска.

1. Разбиение физического диска на несколько логических (FDISK).

На фирме-изготовителе жестких дисков выполняют предварительную проверку поверхности диска на наличие сбойных участков, так называемое низкоуровневое форматирование (Low Level Format). В дальнейшем пользователь при необходимости создания нескольких логических дисков на одном физическом диске (для разграничения доступа различных пользователей, при использовании различных операционных систем, для повышения степени защищенности компьютера от вирусов, при отсутствии программ поддержки больших дисков) разбивает диск на несколько логических разделов (partitions), один из которых является глобальным, а остальные - локальными.

2. Форматирование дисков (FORMAT в DOS и WINDOWS и SFORMAT в Norton Utilites).

Различают форматирование низкого и высокого уровня.

При форматировании низкого уровня происходит разбивка диска на кольцевые дорожки (треки) и радиальные сектора по 512 байт, установка секторных меток (как правило, жесткие диски проходят форматирование низкого уровня на заводе-изготовителе).

При форматировании высокого уровня производится определение на диске двух областей: системной (System) и области данных (Data). В системной области заносятся: Master Boot Record (MBR - Главная загрузочная запись, у дискет отсутствует), Boot Record (BR - Загрузочная запись), две копии File Allocation Table (FAT - Таблица размещения файлов), Root Directory (корневой каталог). Также производится тестирование поверхности диска. Сбойные (например, размагниченные) участки отмечаются в FAT.

При форматировании гибких дисков (дискет) и низкоуровневое и высокоуровневое форматирование проводится одновременно.

Внутренние команды

Внутренние команды наиболее часто используются и поэтому содержатся непосредственно в самом командном интерпретаторе - файле COMMAND.COM и выполняются немедленно. К внутренним командам DOS относятся:

CLS - очистка экрана,

DATE - установка текущей даты,

TIME - установка текущего времени,

DIR - вывод оглавления каталога,

VER - вывод на экран установленной версии DOS,

CD - смена каталога,

COPY - копирование файлов,

DEL - удаление файлов,

REN - переименование файлов,

TYPE - вывод на экран содержимого файла,

VERIFY - проверка правильности операций ввода/вывода информации на дисках,

REM - вводит комментарий в командной строке.

Исполняемые файлы типа COM не требуют настройки адресов после их загрузки в ОЗУ, а программы типа EXE при загрузке с диска в ОЗУ нужно настроить по месту размещения, то есть задать соответствующие адреса сегментов.

При загрузке в ОЗУ командный процессор распадается на две области: резидентную, которая располагается вслед за модулями ОС, и нерезидентную, которая располагается на старших адресах ОЗУ. Резидентная часть содержит подпрограммы стандартной обработки прерываний с десятичными номерами 34 - 36 - теми, которые разработчик прикладной системы может переопределить по-своему. Здесь же находится программа подзагрузки нерезидентной части в ОЗУ. Кроме того, в состав резидентной части входит подпрограмма инициализации, которая обрабатывает файл AUTOEXEC.BAT при запуске машины в MS DOS и файл WIN.INI при запуске машины в WINDOWS. Нерезидентная часть включает программу обработки команд ОС, поступающих с терминала или из командных файлов. В нерезидентную часть входит загрузчик внешних программ, задачей которого является чтение очередной программы с диска в оперативную память, настройка адресов и переход на ее исполнение. Поскольку нерезидентная часть командного процессора располагается на старших адресах оперативной памяти, любая прикладная программа, загружаемая на младшие адреса, может частично или полностью занять и " затереть" эту область памяти. По окончании такой программы управление всегда возвращается в резидентную часть командного процессора, который в этом случае пытается восстановить затертую нерезидентную часть, загружая ее с системного диска.

Подпрограмма инициализации располагается в конце резидентной части командного процессора. Поскольку она срабатывает лишь один раз при запуске машины, занимаемая ею память может быть использована прикладными программами; поэтому первая же прикладная программа размещается в ОЗУ на месте этой подпрограммы, что позволяет экономно использовать оперативную память.

Загружаемые модулем COMMAND.COM пользовательские (прикладные) программы и программы-оболочки (типа NORTON COMMANDER, DOS NAVIGATOR или PC TOOLS), обеспечивающие более удобный и наглядный способ общения с ПК, выполняют все необходимые графические, текстовые и расчетные работы, а также реализуют утилиты MS DOS, WINDOWS или Нортона.

Файлы IO.SYS, MSDOS.SYS и COMMAND.COM, программа-загрузчик ОС Boot Record и BIOS, входящие в базовое программное обеспечение (операционную систему) ПК, составляют минимально необходимый набор программ для работы компьютера. Диск, который содержит набор этих программ (за исключением BIOS, которая " вшита" в микросхему на Материнской плате), называется загрузочным или системным. С такого диска можно запустить (загрузить) компьютер в случае выхода из строя жесткого диска с операционной системой.

 

История ОС

Первые (1945-1955г.г.) компьютеры работали без операционных систем, как правило, на них работала одна программа.

Когда скорость выполнения программ и их количество стало увеличиваться, простои компьютера между запусками программ стали составлять значительное время. Появились первые системы пакетной обработки (1955-1965г.г.), которые просто автоматизировали запуск одной программ за другой и тем самым увеличивали коэффициент загрузки процессора. Системы пакетной обработки явились прообразом современных операционных систем. Совокупность нескольких заданий, как правило, в виде колоды перфокарт, получила название пакета заданий.

Многозадачность (1965-1980) - это способ организации вычислительного процесса, при котором на одном процессоре попеременно выполняются несколько задач. Пока одна задача выполняет операцию ввода-вывода, процессор не простаивает, как это происходило при последовательном выполнении задач, а выполняет другую задачу. Для этого создали систему распределения памяти, когда каждая задача загружается в свой участок оперативной памяти, называемый разделом.

Спулинг (spooling-подкачка) в то время задания считывались с перфокарт на диск в том темпе, в котором они появлялись в помещении вычислительного центра, а затем, когда очередное задание завершалось, новое задание с диска загружалось в освободившийся раздел.

Системы разделения времени - вариант многозадачности, при котором у каждого пользователя есть свой диалоговый терминал. Это было сделано, чтобы каждый программист мог отлаживать свою программу в реальном времени. Фактически это была многопользовательская система. Естественно стали возникать проблемы защиты задач друг от друга.

В это время была разработана многопользовательская система MULTICS, которая должна была обеспечивать одновременную работу сотни пользователей.

В это время также стали бурно развиваться мини-компьютеры (первый был выпущен в 1961г.), на которые была перенесена система MULTICS. Эта работа в дальнейшем развилась в систему UNIX.

Появилось много разновидностей несовместимых UNIX, основные из них были System V и BSD. Чтобы было возможно писать программы, работающие в любой системе UNIX, был разработан стандарт POSIX. Стандарт POSIX определяет минимальный интерфейс системного вызова, который должны поддерживать системы UNUX.

В 1974г. был выпущен центральный процессор Intel 8080, для него была создана операционная система CP/M. В 1977г. она была переработана для других процессоров, например Zilog Z80.

В начале 80-х была разработана система MS-DOS, и стала основной системой для микрокомпьютеров.

В 80-х годах стало возможным реализовать графический интерфейс пользователя (GUI - Graphical User Interface), теория которого была разработана еще в 60-е годы. Первой реализовала GUI корпорация Macintosh.

С 1985 года стала выпускаться Windows, в то время она была графической оболочкой к MS-DOS вплоть до 1995г., когда вышла Windows 95.

Уже тогда было ясно, что DOS с ее ограничениями по памяти и по возможностям файловой системы не может воспользоваться вычислительной мощностью появляющихся компьютеров. Поэтому IBM и Microsoft начинали совместно разрабатывать операционную систему OS/2. Она должна была поддерживать вытесняющую многозадачность, виртуальную память, графический пользовательский интерфейс, виртуальную машину для выполнения DOS-приложений. Первая версия вышла 1987г.

В дальнейшем Microsoft отошла от разработки OS/2, и стала разрабатывать Windows NT. Первая версия вышла в 1993г.

В середине 80-х стали бурно развиваться сети персональных компьютеров, работающие под управлением сетевых или распределенных операционных систем.

Реестр

Иерархическая централизованная база данных, используемая в ОС Microsoft Windows 98, Windows CE, Windows NT и Windows 2000 для хранения сведений, необходимых для настройки операционной системы для работы с пользователями, программными продуктами и устройствами.

В реестре хранятся данные, которые необходимы для правильного функционирования Windows. К ним относятся профили всех пользователей, сведения об установленном программном обеспечении и типах документов, которые могут быть созданы каждой программой, информация о свойствах папок и значках приложений, а также установленном оборудовании и используемых портах.

Системный реестр заменяет собой большинство текстовых INI-файлов, которые использовались в Windows 3.x, а также файлы конфигурации MS-DOS, такие как Autoexec.bat и Config.sys. Версии реестра для разных версий операционных систем семейства Windows имеют определенные различия.

Куст реестра - это группа разделов, подразделов и параметров реестра с набором вспомогательных файлов, содержащих резервные копии этих данных. Вспомогательные файлы для всех кустов за исключением HKEY_CURRENT_USER хранятся в системах Windows NT 4.0, Windows 2000, Windows XP, Windows Server 2003 и Windows Vista в папке %SystemRoot%\System32\Config. Вспомогательные файлы для куста HKEY_CURRENT_USER хранятся в папке %SystemRoot%\Profiles\Имя_пользователя. Расширения имен файлов в этих папках указывают на тип содержащихся в них данных. Отсутствие расширения также иногда может указывать на тип содержащихся в файле данных.

Файл — это упорядоченная совокупность данных, хранимая на диске и занимающая поименованную область внешней памяти. Величина файла характеризуется объемом содержащейся в нем информации. Для того чтобы систематизировать порядок хранения файлов на дисках их объединяют в каталоги


Работа с мастером функций

Безусловно, функцию можно ввести, набрав ее прямо в ячейке. Однако Excel предоставляет на стандартной панели инструментов кнопку Вставка функции. В открывшемся диалоговом окне (см. рис.2) Мастер функций – шаг 1 указывается нужная функция, затем Excel выводит диалоговое окно Аргументы функции, в котором необходимо ввести аргументы функции (рис. 3).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.116 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь