Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Объект, предмет, методы и структура культурологи.



Основы культурологии

 

Объект, предмет, методы и структура культурологи.

Объект: различные культурные аспекты общества; выявление особенностей основных КИТов; Анализ тенденций и основных процессов в социокультурной среде.

Предмет: Происхождение, функционирование, развитие, культуры, как человеческого образа жизни.

Методы:

) Эволюционный;

) Структурный;

) Функциональный;

) Археологический;

) Биографический;

) Семиотический

Структура культуры: Прежде всего в культуре можно выделить широкие области или сферы культуры, соответствующие определенным потребностям, которые они удовлетворяют. Это экономика, институты, регулирующие совместную жизнь, такие как право, государство, обычаи, знания и наука, идеология, искусство, религия и др.

В каждой сфере культуры существуют составные единицы, или элементы. Ими могут быть как предметы, так и идеи, вокруг которых концентрируются другие средства деятельности.

Из лекции: в структуре культурологи принято выделять 3 подсистемы:

) Технологическая;

) Социальная;

) Идеологическая;

Понятие культуры. Множество подходов к определению культуры.

В качестве рабочего определения можно предложить формулировку известного русско-американского социолога П.А. Сорокина: культура - это " совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения.

В современном словоупотреблении понятие культуры чрезвычайно многозначно, причём не только на обыденном уровне осмысления, но и научно-теоретическом. Можно выделить несколько основных и самых распространённых методологических подходов, сложившихся в современном культурологическом знании: Антропологический - Согласно ему культура представляет собой всё, что создано человеком; Аксиологический - в качестве основы культуры здесь берётся система ценностей; Нормативные - согласно данному направлению культура - это социальные нормы, определяющие поведение человек; Деятельностный - согласно данной научной позиции, в основе бытия человека лежит деятельность - целенаправленная, орудийная и продуктивная активность; Знаково-символический подход интерпретирует культуру как мир смыслов, либо особую негенетическую " память" человеческого общества, которая кодируется, хранится и передаётся из поколение в поколение с помощью знаков;

Значение и функции культуры. Этимология слова.

Этимология слова: Своим появлением слово " культура" (лат. cultura) обязано древним римлянам, которые обозначали им возделывание, обработку почвы. Со временем термин " культура" был перенесен на процесс " возделывания" человека через воспитание, формирование нравственных и гражданских добродетелей, что в древнегреческом языке выражалось словом " пайдейя". В данном смысле понятие культуры впервые употребил Цицерон (106-43 гг. до н.э.), определивший философию как " культуру души".

Значение и функции: значение культуры на мой взгляд раскрывается в её функциях - 1) Преобразование мира;

) Познание мира;

) Обеспечение условий общения (культура не существует без коммуникации);

) Установление и поддержание системы ценностей;

) Защитная - при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений (орудий труда, лекарств, приспособлений и т.д.);

) Коммуникативная (включает передачу информации: устное и письменное сообщение, общение людей, групп, народов, использование технических средств и т.п.);

) Нормативная (создание норм, стандартов, образцов для поведения: обычаи и традиции, приказы, постановления, распоряжения, законы, этикет, манеры, нравы);

Культура и общество. Культура и цивилизация.

Культура и общество. В современных социальных условиях, когда образовательная активность захватывает почти все сферы жизни человека, распространяясь на свободное время и сферу досуга, чрезвычайно важно обеспечить гармоничное сочетание личных целей ученика и социально значимых целей общества во взаимодействии культуры и образовании.

Культура и цивилизация. В Новейшее время. Культура и цивилизация разведены, не случайно уже в концепции Шпенглера культура и цивилизация выступают как антиподы. Научное понимание цивилизации связано со спецификой предмета исследования, то есть напрямую зависит от той области науки, которая раскрывает это понятие: эстетика, философия, история, политология, культурология. В зависимости от специфики исследования в цивилизации видят:

культурно-исторический тип (Данилевский, Тойнби),

смену культурной парадигмы, проявляющуюся через форму и стиль (Шпенглер),

взаимозависимость ментальности и хозяйственного уклада (Вебер),

логику эстетического развития (Бродель).

(нашёл мало инормации по факту)

Структурные элементы культуры.

Основные структурные элементы культуры.

. Массовая и элитарная культура. (Элитарная культура (от фр. Elite) это культура особого слоя общества - элиты. (Массовая культура массовой культурой называется совокупность явлений культуру ХХ века, а так же некоторые особенности производства культурных ценностей в указанную эпоху. Они рассчитаны на массовое тиражирование и потребление культурных ценностей)

. Религия в системе культуры. (Религия - это стремление человека к жизни в единстве со сверхчувственным абсолютом (Богом или богами), который воплощает в себе высшее совершенство, могущество и смысл бытия)

. Мораль в системе культуры. (Сферу морали образуют отношения между людьми построенные по

законам самой человеческой жизни. Мораль представляет собой систему ценностей регуляторов человеческого поведения возникших на основе представлений о добре и зле.)

. Искусство в системе культуры. (Искусство - это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира.)

. Наука и техника в системе культуры. (Наука - это способ освоения бытия, имеющий своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. В широком смысле слова наукой можно назвать любой способ построения рациональной картины мира.)

Символы и язык культуры.

Языком культуры в широком смысле этого понятия называются те средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры - это универсальная форма осмысления реальности, в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла).

Исследователи культуры выделяют 5 основных знаковых систем:

·   естественные,

·   функциональные,

·   конвенциальные,

·   вербальные,

·   системы записи.

Ценности и нормы культуры.

Ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, важное условие существования ценности, это то, что ценность должна быть пережита (только тогда ты поймешь истинную цену вещей).

Ценности различают во времени и пространстве, для каждой культуры характерны свои ценности. Классификация ценностей:

) Религиозные;

) Моральные;

) Эстетические;

) Экономические;

) Политические;

) Социальные;

) Витальные (относящиеся к жизни: Пр.; сохранение жизни, улучшение здоровья и т.д.);

Норма - Образец поведения или действия.

Типология норм:

) Правовые нормы;

) Политические;

) Экономические;

) Социальные;

) Культурные;

) Нравственные;

Социокультурная динамика. Теории развития культуры.

Социокультурная динамика.

Проблема культурных изменений принадлежит к числу фундаментальных в научном знании. Именно поэтому ее разработкой в той или иной мере занимались практически все исследователи культуры, а потребность в результатах этих исследований имеет место во всех сферах социальной жизни. Особенно актуальной она становится тогда, когда в связи с резкими переменами, происходящими в обществе, возникает необходимость в управлении, прогнозировании и проектировании разного рода процессов (не только собственно культурных, но и политических, экономических, технико-технологических и др.).

Когда речь идет не просто о культурных изменениях, а об изменениях, в которых имеет место целостность и направленность, когда можно проследить определенные закономерности, то говорят о динамике культуры. Если иметь в виду, что культура является содержательным аспектом совместной, то есть, социальной жизни людей, то будет правильно говорить о социокультурной динамике.

изменения в культуре могут быть прогрессивными и регрессивными, постепенными, эволюционными и революционными, могут быть состояния кризиса и застоя. Все это многообразие и исследуется в рамках проблемы социокультурной динамики.

Во взглядах на социокультурные динамические процессы можно выделить две крайние позиции и большой диапазон концепций между ними. Представители первой позиции утверждают, что единой истории человечества не существует, а каждое поколение имеет по-своему интерпретировать историю.К. Поппер, например, считал, что вера в закон прогресса сковывает историческое воображение.

Другая крайность - полагать, что ход истории, судьба народов и жизнь каждого человека управляются " высшими силами" и предопределены. Это может быть и божественное провидение, и рок, и астрологическая карта, и карма. Человек бессилен перед этой предопределенностью, он может лишь попытаться угадать свою судьбу.Э. Дюркгейм считает, что иллюзией являются как воображаемые способности колдунов и магов преобразовывать одни предметы в другие, так и представления о том, что в социальном мире все произвольно и случайно и воля одного законодателя может изменить облик и тип общества.

Теории развития культуры.

Единство теории и истории культуры. Развитие культуры во времени и пространстве.

Культуру можно исследовать, основываясь на динамике общественно - исторического развития, когда происходит смена поколений. Каждое поколение осваивает доставшееся ему и продолжает унаследованную деятельность; вместе с тем оно изменяет эту деятельность в силу новых условий. В этом плане понятие “культуры" фиксирует человечески содержательный аспект общественных отношений, его можно определить через вовлекаемые в процесс общественного производства объекты (предметы, знания, символические системы и т.п.), сспособы деятельности и взаимодействия людей, механизмы организации и регуляции их связей с окружением, критерии оценок окружения и связей с ним. Здесь культура понимается как процесс, результат и поле осуществления потенций человека в данное время. Социальное влияние культура приобретает, прежде всего, в качестве необходимого аспекта деятельности общественного человека, которая в силу своего характера предполагает организацию совместной деятельности людей, а, следовательно, ее регулирование определенными правилами, аккумулированными в знаковых и символических системах, традициях и т.д. Освоение духовных сокровищ народов мира, бережное и, вместе с тем, соответствующее современным задачам обращение с культурным богатством предшествующих поколений позволяет постичь смысл забытых уроков истории, дает возможность выявить живые, развивающиеся культурные ценности, без которых невозможен ни социальный прогресс, ни само совершенствование личности. В основе истории мировой культуры лежит концепция взаимосвязи культур мира, их взаимодействие. С этой концепцией связана модель культурной диффузии, т.е. межкультурные заимствования осуществляются при помощи следующих механизмов: завоевания, когда в менее развитую культуру вносятся существенные элементы более развитой (технология вооружения, элементы стратегии, элементы структуры власти, определенные способы политической интеграции), мирное заимствование и добровольное подражание образцам иной культуры (искусство, урбанизация, профессиональная специализация, организационная дифференциация). В культуре различается обыденный слой и ее специализированные сферы - искусство, религия, философия, наука, а также политическая, экономическая и правовая области, которые ориентированы как на поддержание социального порядка, так и обеспечение социальной значимости знания и поведения людей. Мировая культура во времени и пространстве пестра, неисчерпаема в своих единичных проявлениях, поражающе богата формами, многообразна. В современном ее состоянии она представлена буржуазной и социалистической культурой, многообразными культурами развивающихся стран и т.д. Наряду с этим в современном состоянии мировой культуры существуют как вершинные проявления культурного творчества, выраженные в успехах развитой науки, новейших технологиях, свершениях искусства, так и ее реликтовые, архаические образования, подобные тем, которые еще имеются у аборигенов Андаманских островов, дебрей Амазонки или внутренних районов Новой Гвинеи. Еще более многолики и многокрасочны проявления культуры, взятые в их истекшем историческом бытии. Не говоря уже о первобытных формах человеческой жизни на заре истории, даже начиная с твердо зафиксированных шумерской и древнеегипетской культур, взор исследователя наталкивается на трудноисчислимое множество подчас почти несовместимых фактов культурного бытия, на неповторимое своеобразие граней и оттенков явлений культуры. Сегодня в разных уголках мира живут и действуют своеобразные, неповторимые, уникальные культуры, подчас настолько не похожие друг на друга, что диву даешься. Во всяком случае, несомненно, что культура от своего возникновения и до наших дней никогда не была трафаретно-однообразной, безлико монотонной, она не похожа на уныло одинаковые, конвейерно-серийные продукты.

Период Римского владычества

После того, как Греция подпала под власть Рима, архитектурная деятельность почти совершенно прекратилась в ней самой; но её художники, хлынувшие в вечный город, перенесли в него традиции своего отечественного искусства и много способствовали облагорожению римского зодчества, хотя и должны были приноравливаться к напыщенному вкусу народа-победителя. Вообще в последний период своей истории греческая архитектура уже сливается с историей римского искусства.

Культура Византии.

Вплоть до конца XII столетия Византия оставалась наиболее культурной страной. Здесь не было глубокого перерыва культурной традиции по сравнению с Западной Европой. Непрерывное существование государственных институтов и городских центров предполагало сохранение определенного уровня грамотности и культуры.

В Византии светское государство ограничивало духовную власть церкви.

Находясь на стыке между Европой и Азией, Византия не только не утратила культурного наследия античности, но и испытала мощное воздействие восточных цивилизаций, что придало византийской культуре неповторимый колорит. В течение столетий Византия была огромной мастерской, где синтезировались культурные течения всего Средиземноморья и Ближнего Востока. Православие - восточное христианство - стало основой византийской культуры. Будучи государственной религией, православная церковь утверждала свое идеологическое господство, закрывая школы, университеты, библиотеки, преследуя античную философию, науку и литературу. В борьбе с ересями теоретики христианства более активно стали обращаться к мыслителям древности, сохраняя тем самым культурное наследие античности. Господство богословия в литературе привело к появлению такого нового жанра, как “Жития святых”, в которых восхвалялось подвижничество, самоотречение мучеников за веру. В формировании православного образа Византии огромная роль принадлежит изобразительному искусству - росписи храмов, мозаике, иконописи, книжной миниатюре. Проникаясь средневековым религиозным мировоззрением, художественная культура изменяет образную природу. Представление о ценности человека переносится в потустороннюю сферу. Изображения становятся плоскостными, их выразительность раскрывается с помощью созвучий чистых пятен света, ритмической красоты линий обобщенных силуэтов. Человеческие образы наделяются устойчивым эмоциональным смыслом. Византийская живопись изображала исключительно фигуры людей. Тело имело значение лишь как символ духа, поэтому люди изображались абстрактно, неестественно, упрощенно.

Основным элементом фигуры были лицо и глаза, торс, имевший в античном искусстве большое значение, в иконописи никакой роли не играл. Отсюда и понятие натуры не имело при создании иконы никакого смысла. Достаточно было схемы (канона). Икона предназначалась не для обозрения, а для набожного сосредоточенного созерцания, для молитвы. (как раз есть про религию, искусство.)

Заключение

 

В сложных исторических и природных условиях Россия выстояла, создала свою самобытную оригинальную культуру, оплодотворенную влиянием как Запада, так и Востока, и, в свою очередь, обогатившую своим воздействием другие культуры, перед современной отечественной культурой стоит сложная задача - выработать свой стратегический курс на будущее в быстро меняющемся мире. Для этого есть важная предпосылка - достижение всеобщей грамотности, значительный рост образованности народа. Тем не менее решение этой глобальной задачи чрезвычайно сложно, так как упирается в необходимость осознания глубинных противоречий, присущих нашей культуре на всем протяжении ее исторического развития.

Основы культурологии

 

Объект, предмет, методы и структура культурологи.

Объект: различные культурные аспекты общества; выявление особенностей основных КИТов; Анализ тенденций и основных процессов в социокультурной среде.

Предмет: Происхождение, функционирование, развитие, культуры, как человеческого образа жизни.

Методы:

) Эволюционный;

) Структурный;

) Функциональный;

) Археологический;

) Биографический;

) Семиотический

Структура культуры: Прежде всего в культуре можно выделить широкие области или сферы культуры, соответствующие определенным потребностям, которые они удовлетворяют. Это экономика, институты, регулирующие совместную жизнь, такие как право, государство, обычаи, знания и наука, идеология, искусство, религия и др.

В каждой сфере культуры существуют составные единицы, или элементы. Ими могут быть как предметы, так и идеи, вокруг которых концентрируются другие средства деятельности.

Из лекции: в структуре культурологи принято выделять 3 подсистемы:

) Технологическая;

) Социальная;

) Идеологическая;


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.05 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь