Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Взаимосвязь уровня правосознания молодежи с глубиной знания права



 

В социологических опросах ВЦИОМ, ИСПИ РАН, других научных центров среди вызывающих тревогу проблем одно из первых мест неизменно занимает проблема преступности и криминализации общества, а также то, что наиболее глубоко она поразила молодежную среду. Власти всех уровней, само общество давно уже пытаются выработать меры по решению этой проблемы, но пока что успехи их в этом направлении невелики: масштабы молодежной преступности, а также доля ее в общей преступности продолжают расти.

В СМИ одной из причин этого называется низкий уровень правосознания современной молодежи, нехватка у нее правовых знаний. Но никто никогда не приводил эмпирически обоснованных доказательств ни меры влияния этих факторов на молодежную преступность, ни наличия и глубины связей между самими названными факторами. Между тем, в ряде газетных публикаций в связи с преступлениями в учреждениях, так или иначе связанных с правосудием, можно встретить утверждения, будто на юридических факультетах вузов и сузов наблюдается снижение уровня правосознания и рост правового нигилизма среди студентов, что ведет к злоупотреблению студентами своими знаниями. Эти утверждения чреваты серьезными выводами большой общественной значимости. В связи с этим возникает необходимость узнать, характерна ли тенденция к снижению уровня правосознания для всей современной молодежи или же она является следствием получения юридического образования? Стремлением получить ответы на этот вопрос и продиктована тема нашего эмпирического исследования. Остановимся на исходных теоретико-методологических посылках и некоторых методико-процедурных вопросах этого исследования [23, c.25-26].

Для нас представляют интерес данные социологических исследований правосознания молодежи. Согласно одному из них, только 20% опрошенных отводят функцию регулирования общественных отношений праву, а почти в 1, 5 раза больше респондентов (28%) - криминальному закону. Более 18% респондентов считают вполне возможным участвовать в криминальных группировках. Согласно другому, только 13, 2% опрошенных считают, что правоохранительные органы могут реально изменить криминогенную ситуацию, в то время как 25, 6% сомневаются в этом Согласно третьему, касавшемуся девиантного поведения молодежи, 38% респондентов опрошенных, в принципе допускают совершение ими преступления, причем большинство ответивших утвердительно - молодежь с общим средним и профессионально-техническим образованием и молодежь из обеспеченных семей. В этом же исследовании было отмечено нигилистическое отношение молодежи этих групп к закону и, как следствие, к правоохранительным органам. Только 20% опрошенных отметили, что готовы помочь правоохранительным органам в их работе [23, c.27].

Теория правового нигилизма - социологическая теория, которая в качестве своего предмета рассматривает явление социально-правового и психологического характера, носящее название правового нигилизма. Правовой нигилизм - это один из дефектов правосознания, основой которого является то, что под влиянием определенных факторов индивид считает необязательным выполнение правовых норм, как для себя, так и для окружающих. Теория правового нигилизма рассматривается в рамках теории деформаций правосознания, находящейся на пересечении предметных полей социологии правосознания, теории государства и права и психологии правосознания [9, c.129].

Социология правосознания - одна из специальных социологических теорий, изучающая сущность и основные черты правосознания, а также основные закономерности его развития и факторы, влияющие на его деформацию. В рамках социологии правосознания существует теория социально-правовых установок, которая рассматривает социально-правовые установки, как социально-психологический феномен, составляющий основу правосознания и определяющий его уровень. Предполагаемая структура социально-правовых установок может быть представлена следующим образом:

Активно-позитивная установка. Эта установка присуще тем, кто чувствует личную ответственность за состояние дисциплины и общественного порядка в нашем обществе. Эти люди понимают, что определенную опасность для общества представляют не только те, кто непосредственно нарушает требования правовых норм, но и те, кто проходит мимо этих нарушений. Отношению этих людей к требованиям права, к его реализации присуща высокая гражданственность, зрелость. Они активно борются с противоправными действиями, а также пресекают антиобщественное поведение.

Традиционно-позитивная установка. В сознании людей, обладающих этой установкой, еще не произошла ломка веками культивировавшихся представлений о том, что соблюдение общественного порядка, норм трудовой и государственной дисциплины - задача уполномоченных на то соответствующих должностных лиц, организаций и учреждений. Эти люди активно и хорошо трудятся, аккуратно выполняют свои непосредственные обязанности, должным образом относятся к требованию правовых норм, сами их не нарушают, но безразличны к нарушениям со стороны других [9, c.132].

Неустойчивая установка. Так определяется социально-правовая установка тех людей, которые, как правило, не высказывают своего неодобрительного отношения к требованиям правовых норм, но вместе с тем при стечении определенных обстоятельств способны совершать правовые нарушения. Требования, выражающиеся в отдельных нормах права, эта категория людей усваивает формально, неглубоко. В связи с таким неглубоким усвоением требований некоторых правовых норм и ценностей, сознание оказывается " бессильным" удержать таких людей от совершения противоправных поступков.

Пограничная социально-правовая установка. Носителями ее выступает та часть людей, которая, как правило, не одобряет требования тех или иных правовых норм, но все-таки выполняет их, боясь отрицательных последствий. Это люди, которые могут встать на путь правовых нарушений, если будут убеждены, что их противоправное поведение не окажется достоянием гласности, и они смогут избежать ответственности.

Постоянно и негативно отклоняющаяся социально-правовая установка. Она аномальна в том смысле, что содержит негативные оценки правовых норм. Носители этой установки склонны к совершению дисциплинарных проступков, административных правонарушений и даже преступлений. Для людей с этим типом установок характерна высокая степень выраженности и стойкости неправомерного отношения к государственной и частной собственности, охраняемому законом общественному порядку. Зачастую " обладатели" этих установок не мыслят жизнь вне преступной деятельности. Они в высшей степени с пренебрежением относятся к требованиям правовых норм и к самим правовым нормам и праву вообще. Именно в категории людей с данной социально-правовой установкой и развивается правовой нигилизм [9, c.134].

Социология молодежи - одна из специальных социологических теорий, рассматривающая молодежные сообщества с точки зрения их участия в общественной жизни и влияния на них различных социальных факторов. В данном исследовании в качестве теоретического основания берется принадлежащая этой области теория молодежного максимализма [5, c.12].

Социология образования - одна из специальных социологических теорий, изучающая общественные процессы с точки зрения образования (наличие/отсутствие среднего/высшего образования, наличие/отсутствие специализации, ориентации образования в определенной области).

Социология девиантного поведения - одна из специальных социологических теорий, которая рассматривает отклоняющееся поведение отдельных индивидов или целых общностей и групп индивидов в отношении идеальной модели поведения, разработанной на основе поведения более глобальных общностей. В рамках данного исследования в качестве теоретического основания используется теория девиантных субкультур из этой отрасли социологии.

Из обозначенных нами общих теоретико-методологических посылок вытекают более частные соображения, которые и используются нами для теоретического обоснования методики нашего исследования, построения анкеты и алгоритма анализа информации, которую мы получим в результате опроса, а именно:

Теория правового нигилизма видит основной причиной возникновения правового нигилизма саму позитивистскую теорию права, с точки зрения которой право рассматривается с сугубо практической стороны, тем самым освобождаясь от духовно-нравственной нагрузки. Таким образом, позитивистская юриспруденция ориентируется на ценности среднего уровня, то есть ценности эмпирического характера. Из такого понимания права вытекает то, что юристы как носители позитивного права относятся к праву с точки зрения его практической полезности, не только не возводя его в абсолют, но и пренебрегая им.

В свою очередь, юристы, не придерживающиеся позитивистской парадигмы, по мере углубления знания законов и права видят их ущербность, неадекватность существующей социальной реальности и неспособность в полной мере выполнять функции права в обществе. Понимание этого и порождает правовой нигилизм как следствие убежденности в нежизнеспособности позитивистского права и как оппозицию существующему правопорядку.

С точки зрения теории социально-правовых установок уровень правосознания зависит от социально-правовой установки индивида, сформировавшейся под влиянием многих факторов, одним из которых вполне может быть наличие специализированного образования и глубина знаний по предмету права. Правовой нигилизм как социально-психологическое явление развивается на основе пограничной, негативно отклоняющейся и отчасти неустойчивой системы социально-правовых установок.

В рамках социологии молодежи выдвигается теория молодежного максимализма, которая и используется в данном исследовании. Поскольку личность молодого человека находится на стадии социализации, и он имеет еще не полностью сформировавшееся отношение к явлениям социальной реальности, то она намного больше подвержена влиянию со стороны и склонна все воспринимать намного ярче, нежели другие социальные группы, за счет своего максимализма, и за счет этого также в большей степени демонстрирует свое мировоззрение. Следовательно, все закономерности и тенденции социальной реальности лучше всего можно изучить именно на примере молодежи и в молодежной среде [5, c.13-14].

Поскольку социология образования изучает влияние наличия и специализации образования на отношение индивида или социальной группы к определенным общественным явлениям, то в рамках нашего исследования будет рассмотрено влияние наличия образования вообще и наличия специализированного образования, в частности, как факторов, влияющих на правосознание индивида.

В рамках теории девиантного поведения существует теория девиантных субкультур, которая утверждает, что отношение индивида к нормам и установкам определяется нормами и ценностями той субкультуры, с которой он себя идентифицирует. Субкультура, к которой человек принадлежит, влияет как на его ценностную ориентацию, так и на личность, особенно если последняя только находится в стадии формирования. В случае нашего исследования дифференциация субкультур происходит по признаку глубины знания права и правовых норм в контексте наличия/отсутствия образования и образования по предмету. В качестве девиантной субкультуры здесь выступает субкультура профессиональных юристов, противопоставленная остальному обществу по критерию знания правовых норм и собственно сущности права, носителями которого, по сути, и является данная субкультура [5, c.15].

В заключение, необходимо сказать, что исследования правосознания и деформаций правосознания проводились и до нас. По их итогам были получены некоторые данные о причинах и необходимости соблюдения закона. Но в этих исследованиях не учитывалась дифференциация объекта исследования по критерию наличия правового знания (юридическое высшее образование, неюридическое высшее образование, отсутствие высшего образования). Эти аспекты мы берем в качестве базовых, что составляет один из элементов новизны нашего исследования.


Заключение

Сегодня в нашей стране идет активная работа по формированию правового государства. Правовое государство - это не только цель, но и средство решения по существу всех задач, стоящих перед нашим обществом, правил технологии осуществления политических и экономических реформ, а главное - создание условий правовой защищенности каждого гражданина Республики Беларусь от беззакония властных структур, чиновников и криминала.

Но ни одно правовое отношение не реализуется на практике, если оно не имеет соответствующей социально-психологической основы в сознании индивидов. Правосознание молодежи - один из важнейших факторов, определяющих перспективы политического развития общества, и формирования правового государства и уверенной в защищенности и своих гражданских прав личности. Сегодня налаженная система правового воспитания населения в духе идей, ценностей и ориентиров развитой правовой культуры современности отсутствует.

Правильно построить правовое образование невозможно без достаточного знания особенностей правосознания молодежи, которое базируется на социальном опыте старших. Это - духовная память, культурное наследие, представления о своей стране, и перспективы своего будущего.

Правовые представления о справедливости, сознание прав и обязанностей человека, позволений и запретов - все это влияет на вырабатывание мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регуляцию правового поведения личности проявляется активная роль права, правосознания. Государство должно это учитывать, осуществляя свою законодательную власть.

Сегодня само государство, еще не пришедшее к идеям государства правового, в массовом, а нередко и в профессиональном правосознании продуцирует нигилистическое отношение к праву и государству. Сторонники цивилизационного подхода Данилевский, Тойнби утверждают, что эти причины лежат в основе формирования нашего типа цивилизации: Русь сложилась на общей окраине западного и византийского мира, на границе со степью, поэтому она не смогла воспринять идей античного права; расширение границ в огромных размерах способствовало экстенсивному развитию земледелия и консервации общины, формированию коллективистского сознания; уязвимость и с Востока, и с Запада обусловили необходимость в мощном государстве; а в свою очередь активная охранительная функция государства подавляла личные свободы людей, их самостоятельность и независимость; православие как государственная религия, обожествляло и поддерживало самовластную княжескую власть.

Все эти факторы оказали влияние на тип государства, который сложился в РБ. На протяжении многих веков это было государство, в котором наблюдалось преобладание недемократического типа и правления, и политического режима. Имея власть, будешь иметь все - принцип, исторически сложившийся в русском менталитете, т.к. многие годы именно от власти зависело благосостояние и жизнь каждой отдельной личности. Носитель власти может получить все от власти и в виде власти.

Характерная черта для русского сознания: власть для людей не набор прав, и что еще важнее, обязанностей, а конкретная личность, которая осуществляет власть по своему усмотрению. Для нашего менталитета характерно особое отношение к власти: перевод этого абстрактного понятия в личностную форму.

Отсюда преклонение перед личными связями, которые и заменяют правовые отношения. Тому свидетельство и словесная речь народа: " что мне законы, коли судьи знакомы", " земля любит навоз, лошадь привоз, а судья принос", " в суд ногой, в карман рукой", " в суд пойдешь - правды не найдешь". Может ли это сформировать у человека уважительное отношение к власти? " Правовая необеспеченность, искони тяготившая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины законов научила его ненавидеть другую. Он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности".

Существовавшая веками православная религия выразилась в отсутствии социального идеала запада - права частной собственности, пассивности, смирении, скромности, что, конечно, было выгодно государственной власти, так как это вызывало полное отсутствие желания добиться власти или бороться с ней за свои права. Нравственность превыше всего.

Есть точка зрения, что любая государственная система рано или поздно приходит к демократии при условии ее достаточно длительного существования. Эта эволюция приводит государство к гражданскому обществу западного образца, которое является средой для формирования правосознания. Формирование гражданского общества - процесс, который занял многие века в странах, относящихся к западному типу цивилизации, и практически замороженный в странах восточного типа (исключением является Китай).

В нашем же случае пытаются форсировать этот процесс, но наличие этатистского типа сознания мешает становлению среднего класса. Видя всемогущность власти, люди с более-менее стабильным достатком пытаются быстро улучшить свое материальное положение, прежде всего за счет вхождения во властные структуры, используя свое служебное положение, что ведет к всеобщей коррумпированности.

Та же беда и с законодательством: правовое сознание весьма консервативно в сущности, но внешне остается весьма неопределенным, не имеющим четких критериев и форм выражения - оно не легко и не сразу откликается на огромный поток регулярно изменяемых правовых норм. Законы продолжают издаваться " пакетами", но ведь дело не в количестве, а в качестве. Это может привести к возникновению дефектов правосознания, которые компетентно свидетельствуют о его несформированности а также тенденциозности.

Среди таких дефектов можно называть правовой нигилизм, идеализм, фетишизм, релятивизм, субъективизм, инфантилизм. А правосознание, основывающееся на уважении к закону, не требующему постоянного вмешательства законотворцев, проявляется в правовой активности или активном правомерном поведении личности и является основой эффективного функционирования политической и правовой систем. На данный момент наблюдается правовой вакуум - отсутствие той системы законов, которые бы полностью или по большей мере отвечали бы новым социально-политическим и экономическим отношениям.

Особенно тяжело такое состояние дел в правовой сфере сказывается на молодом поколении, не окрепшем в эмоциональном плане, не утвердившемся социально - это либо полная апатия к политической жизни страны, либо нарушение законов, либо объединение в неформальные группировки с крайними политическими взглядами, резко отличающимися от идей правового государства. Это приводит к негативному отношению людей к праву, его непониманию, отрицанию и нарушению.

Неразбериха с правовой базой государства приводит не к всеобщему повышению уровня жизни, а к расслоению общества на две антагонистические группы по критерию принадлежности к власти: властвующих и подвластных. Результатом такой ситуации может стать социальный взрыв, последствия которого будут далеко не демократическими.

В массовом сознании Запада в качестве узлового фактора жизни общества исторически утвердилось право собственности, которое выступает как право собственности частной, коллективной или долевой. Никто не может быть противоправно, произвольно лишен своего имущества. Эта идея пытается укорениться и в нашем зарождающемся правовом государстве. Но, к глубокому сожалению, это не может произойти быстро, в западных государствах эта идея крепла и развивалась веками.

Двадцать лет перехода от социалистической собственности к частной не дали еще возможности побороть такое социальное зло, как многообразные способы произвольного лишения человека собственности.

Развитие в индивидуальном и массовом правосознании уважения к праву собственности, создание необходимых социально-экономических и административных условий, исключающих не только хищения, но и саму мысль о произвольном присвоении чужого имущества, - важнейшие слагаемые по радикальному преобразованию общественных отношений и массового сознания.

Исправить ситуацию, предотвратить этот процесс возможно с помощью кардинальной переоценки ценностей, установок сознания. Справедливой идеей правосознания является недопустимость злоупотребления правом. Правосознание образует необходимый психологический и идеологический контекст для добровольного соблюдения субъектами юридических норм. Сформированное чувство права и законности, интегрированности в действующий правопорядок и правовую культуры является основной гарантией всеобщего соблюдения субъектами требований правовых предписаний. Правосознание выполняет существенные функции в процессе применения правовых норм должностными лицами.

Таким образом, необходима правовая реформа, где правовые ценности будут соотнесены с нормами морали и политики. Так как на данный момент в нашей стране еще не сформировано правовое сознание ни законодателей, ни граждан, в том числе молодежи, мы тем более нуждаемся в скорейшей переработке законов. Это не решит все проблемы правосознания и правовой культуры в одночасье, но создаст новую, крепкую основу для дальнейшего роста, развития здорового правосознания, правопонимания и надлежащего исполнения норм права.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь