Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Анализ образца по рассмотренным категориям монтажа с позиции психоэмоционального воздействия на зрителя ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Монтажная конструкция образца Клип напоминает стиль голливудского кино в жанре боевика, триллера. Идея клипа - борьба с собой до конца, и если победишь себя, сможешь справиться со всем. Не случайно в словах песни фигурирует фраза " Зигмунд Фрейд, проанализируй это". Как известно, Зигмунд Фрейд разработал систему психоанализа. Рассмотрим типы и виды монтажа, используемые в данной работе. В клипе активно используется внутрикадровый монтаж. А именно: . Свето-тональные изменения в кадре в момент: когда героиня оказывается в камере пыток и включают прожектор, когда героиня оказывается в полу-зеркальном замкнутом пространстве, также, когда в конце клипа производят манипуляции с электрическим стулом (взрывы). . Движение в кадре - во всех эпизодах. . Движение камеры. Камера редко статична. Только в эпизоде 3: 45, когда замедляется пространство, движения камеры не так активны. Так же активно используется межкадровый монтаж. Работа просто искрит импульсивной сменой кадров. Это как раз то, о чем говорил А. М. Орлов, отмечая что клиповая склейка является точкой максимальной аттрактивности видеоизображения и при восприятии создает эффект «удара по глазам». А.М. Орлов подчеркивает, что при просмотре экранного продукта, смонтированного в клиповой манере, зритель помещается в ситуацию «спарринга с видеорядом». Любая мысль по поводу увиденного, т.е. осознанное восприятие является той «задержкой», которая приводит к «пропуску удара» со стороны изображения и сокрушительному поражению зрителя. Межкадровая склейка в клиповом монтаже создает тот аттрактивный эффект, который можно назвать аттракционом формы экранного произведения и отнести к эстетике катексиса. Активный внутрикадровый и межкадровый монтаж серьезно воздействуют на восприятие. Они вызывают почти шоковые ощущения, мгновенные переходы из одного пространства в другое, многие кадры сознанием не считываются. Данное видео сделано подобно 25 кадру и в нем есть много " подводных камней" и секретов. Например, в клипе три раза фигурирует полный бородатый мужчина, представая то служащим штаба, то реставратором, а в конце вообще оказывается кричащим на электрическом стуле, словно привидение. И все эти кадры длятся меньше секунды. Это вызывает неоднозначность при просмотре. Причем, неоднозначность остается где-то внутри памяти, как будто она несознательна. Очень любопытны переходы между пространствами. . Зеркало, о котором упомянуто выше, лежащее на полу, отражает в осколках внутреннюю борьбу героини, а именно двух фехтовальщиц. . Черная героиня поражает ножом белую героиню, образуется горизонтальная рана на животе, и тут же мы видим переход в пространство№3, где она с этой же раной пластично " рисует" образ у кирпичной стены. . Перед тем, как героиню крепят к электрическому стулу, она наматывает на руку резиновую ленту. Есть один кадр, едва ли заметный сознанию, когда она поддевает конец ленты под пальцы. Кадр 2: 50. Видно, что на руке у нее плотная нитка. Это не может быть случайным. Возможно, она прячет какой-то ключ, или часть какой-то тайной конструкции, которыми пользуются секретные агенты. Но думается, именно в этом кадре спрятана тайна исчезновения героини из стула и ее " предсмертный смех", когда ее крепили. Психоэмоциональное воздействие оказывают кадры, несущие " память предков" - кадры на физиологическом уровне связанные с памятью ДНК. Подсознание - это ассоциации, символы. Их мы и будем рассматривать ниже.
4.2 Приемы монтажа. Система построения образных пространств клипа В работе доминирует параллельный ощущению и значению монтаж (образный). Метафора здесь дана, как уже говорилось, во втором пространстве, когда внутренняя борьба образно представляется через реальный бой двух фехтовальщиц. Однако, можно с уверенностью сказать, что пространство камеры пыток и электрического стула тоже может рассматриваться как метафора. Многим людям приходилось оказываться в такой жизненной ситуации, когда вставал вопрос жизни и смерти и чувство " заключенности" в подсознании вызывает самый сильный страх. И Мадонна, сыграв здесь секретного агента, взывает именно к этой эмоции - страх и борьба с ним. А в какой форме это выполнено - не столь значительно. В клипе существуют 4 пространства, которые перемежаются между собой. Два из них доминируют и являются параллельным развитием сюжетов, и два являются перебивками. Рассмотрим подробнее, что они из себя представляют и что запоминает сознание. Разберем по эпизодам. Пространство №1. Реальное. Появляется с самого начала - как ведущий сюжет. Антигерои втаскивают героиню в камеру пыток (экспозиция). Она проявляет сопротивление, борьбу (завязка), но это не мешает им допрашивать ее, пытать (ударять ее головой о стол и погружать в воду). Она борется с натиском, ей удается оказаться у цепи, с помощью которой она разбивает огромное зеркало, за которым, очевидно, генеральный штаб. После чего ее вбрасывают в комнату с электрическим стулом, где она перевязывает себе руку резиновой лентой. Руки и ноги героини ремнями прикрепляют к электрическому стулу, далее мы видим антигероев в комнате отключения системы защиты, где палач опускает ключ и включается ток (кульминация). После двух серий герои понимают, что в кресле никого нет. Вернувшись к стулу, обнаруживают знак, означающий " свобода", одно из 72 имен бога из учения Кабаллы. Этот же знак мы видели у нее на плече во время ее борьбы. Затем мы видим убегающую по коридору героиню (развязка). Пространство №2. Идеальное. Первый переход в пространство №2 происходит анимационным методом, взятым из оригинальных эпизодов бондианы. Мы видим двух фехтовальщиц в черном и белом костюме. На протяжении всего клипа они яростно сражаются различными видами оружий, разрушая всё, вокруг себя. В процессе снимают защитные шлемы, и мы видим ту же героиню. В конце белая героиня поражает черную стрелой. Пространство № 3. Вспомогательное Героиня в замкнутом полузеркальном пространстве эмоционально выражает свою внутреннюю идею, хаотично двигается под музыку. Пространство №4. Вспомогательное Я выделила как отдельное, потому что функциональное значение этих кадров принципиально отличается от остальных. Это кадры-остановки, когда в процессе развития сюжетов героиня начинает пластично двигаться в такт музыкального сопровождения и петь, глядя в камеру. Таким образом она " впускает" зрителя в развитие конфликта, делает открытым " свой спектакль". Функции первых двух - смысловая нагрузка и развитие сюжетов, связанных между собой смысловой линией. Функции последних - остановки и эмоциональное отражение отношения героини к происходящему. По своей форме оно как бы иллюстрирует понимание мира глазами секретного агента - реальность похожа на ловушку, калейдоскоп и нужно разгадать загадки, чтобы увидеть картину целиком. Метафорой этому служит разбитое зеркало, в котором героиня видит отражение идеального пространства №2. Рассмотрим, чем же ассоциативно являются эти пространства для зрителя. Пространство №1 Камера пыток. Ассоциативный ряд пространства: неизбежная мученическая смерть, замкнутость пространства, безысходность, страдания, внутренний выбор между жизнью предателя и смертью праведника. Предметный мир. Свет. Зеркало: зеркала приобретают значение, выходящее за рамки их непосредственной функции, от старого поверья о том, что отражение и оригинал соединены магической связью. В этом смысле зеркала могут удерживать душу или жизненную энергию отраженного человека. Толкование символа с точки зрения глубинной психологии смыкается с ролью зеркала в традиционных народных приметах. Цепь: вначале была символом < http: //www.symbolsbook.ru/> плена и рабства, другими словами, состояния побежденности. Но те же цепи, которые в свое время держали в плену святого Петра, стали в этом случае символом освобождения верующего человека благодаря божественному вмешательству. Кровь: Универсальный символ; наделяется культовым статусом. Кровь у многих народов понималась как вместилище жизненной силы, нематериального начала (нечто подобное душе, если последнее понятие не было развито). Кровь выступает символом жизни. Железные зубы антигероя: знак опасности, зверство, бесчеловечность. Выражение «скрежет зубовный» употребляется в значении «бешеная злоба». Возникло из евангельского описания адских мучений: «там будет плач и скрежет зубовный» (Матфей, 8, 12) Свет в этом пространстве очень символичен. Свет во всем мире является символом < http: //www.symbolsbook.ru/> божественности, духовного элемента, который после первоначального хаоса < http: //www.symbolsbook.ru/Article.aspx? id=498> тьмы < http: //www.symbolsbook.ru/Article.aspx? id=482> пронизал вселенную и указал темноте ее место. Свет и тьма представляют собой важнейшую дуалистическую систему < http: //www.symbolsbook.ru/Article.aspx? id=211> полярных сил. В древне-персидской религии наибольшее значение придавалось борьбе света с тьмой, причем царство света обладало божественными свойствами, а царство темноты - демоническими. Непосредственная и «очевидная» идея подъема, возвышения через темноту к свету является предметом большинства религиозных учений. В еврейской эзотерике каббалы первоначальный свет является олицетворением божества так же, как в христианстве Спаситель считается «светом мира». Свет: света мало, часто отраженный, возникает внезапно, быстрые вспышки, тональные переходы, мерцание. Часто подсвечивается дым. Ассоциации света: мрак, ужас, тревожное ожидание, холод, смерть, тьма. Что значительно для этого клипа - в конце героиня выбегает на свет. Это символизирует ее победу над собой, свободу. Зритель в каком-то смысле получает освобождение после катектического воздействия всеобщей " заключенности пространства". Авторы погружают нас в атмосферу ужаса, страха, смерти - по сути, в пространство фатального падения. То есть, самый коренной инстинкт человека - инстинкт самосохранения - максимально задет. И в момент, когда перед героиней ставится условный выбор, возникает завязка. Здесь появляется пространство №2 - идеальное. Пространство №2 - белая/черная комната. Ассоциативный ряд пространства: борьба, кровь, сражение, конфликт Это пространство - бой с самим собой. Духовный мир персонажа, где он вызывает себя на дуэль. Я называю его идеальным, потому что по сути - это совершенная идея, нематериальное пространство самого героя. Потому оно " вылизано в кадре", цвета абсолютно конкретные. И этот контраст между пространством №1 и пространством №2 вызывает большое противоречие, особенно при первом просмотре. Возникает вопрос, какое отношение это пространство имеет к предыдущему. Он разрешается, когда героини снимают шлема, и выясняется, что это та же самая героиня, что и в первом пространстве. Причем в противоположных значениях. Эффект неожиданности для зрителя здесь несет следующую психологическую нагрузку: до того момента, пока его вводили в атмосферу действия, он никак не был причастен к событиям, был только наблюдателем, хотя инстинкт самосохранения, конечно, был задет и сопереживание герою появилось. Однако не каждого помещали в камеру пыток и грозили электрическим стулом, и это вызывает поначалу скорее любопытство. Когда героини снимают маски, зритель понимает, что это по сути один целостный мир одного персонажа, и что сейчас он воюет с самим собой - то, что приходилось делать каждому из нас. И в этот момент он " включается в действие" полностью, ведь там - его ЧАСТЬ. Вообще узнавание - это пожалуй, самый сильный прием воздействия на человека. Человека притягивает то, в чем есть ОН.
4.3 Анализ психологического воздействия используемой цветовой палитры Воздействие цветов хорошо известно и признается большинством людей. Оно часто исследовалось в серьезных научных экспериментах. . Цвета в пространстве №1: мрачные, темно-серые, почти бесцветные, оттенки зеленого. Темно - серый воздействует спокойно и тяжело, возбуждение в нем заторможено и приглушено. Повышенная чувствительность, доминирует потребность в душевном и физическом удовлетворении. Этот цвет выражает постоянную борьбу разума с беспричинной тревогой (он лишен внутренней энергии - характеризуется такими выражениями, как “подрезаны крылья”, “убитый, поломанный, но еще живой”). . Цвета в пространстве №2: яркие, лаконичные, конкретные, энергетически сильные. Цвет: очень конкретная гамма: белый, черный, красный, золотой В начале клипа мы видим белую комнату, где белая героиня имеет ощутимо больше сил перед черной. Белый цвет понимается либо «как отсутствие цвета < http: //www.symbolsbook.ru/Article.aspx? id=503> », либо как совершенное соединение всех цветов спектра света < http: //www.symbolsbook.ru/Article.aspx? id=428>, либо как символ < http: //www.symbolsbook.ru/> нетронутой и неомраченной невинности доисторического рая или либо как конечная цель нравственно возрожденных людей, в котором это состояние воссоздается. Белые или неокрашенные одежды во многих культурах являются жреческими одеяниями с символическим значением чистоты и истины. .Белый цвет Этот цвет боится черного. Вызывает собой положительные ассоциации, т.к. представляется малое количество цвета. Положительные характеристики: нетронутость, чистота, полнота, самоотдача, единство, открытость, способность выявлять скрытое и ложное Негативные характеристики: изоляция, отрешенность, бесплодность Белый цвет характеризуется совершенством и завершенностью, демонстрирует абсолютное и окончательное решение, полная свобода для возможностей и снятие препятствий. Его фундаментальное качество - равенство, т.к. заключает в себе все цвета, они в нем равны. Он всегда вдохновляет, помогает, внушает определенную веру (дает свободу). Если белого цвета много - в силу вступают его негативные характеристики.Белый очень широко используется в христианстве, как символ веры, чистоты, истинности и светлости. Белый цвет в одежде означает начало. Белый парик судьи - символ справедливости. “белый рыцарь” - символ спасения. Белый халат (в больнице) считается также символом спасения, стерильной чистоты. В середине клипа героиню бросают в комнату с электрическим стулом. в это время параллельно смонтирована сцена, как черная героиня жестоко кидает белую в круглый стеклянный портал, ведущий в черную комнату. И далее мы видим только черную комнату. .Черный цвет Существует в противоположность белому, поглощает все цвета вокруг и никогда их не выпускает. Положительные характеристики: мотивированное применение силы, содержательность Негативные характеристики: разрушительность, подавление, пустота Черный всегда скрывает в загадочность (часто используется в фильмах ужасов).Черный цвет связан с любопытством, он притягивает к себе. Пугает (страх из-за загадочности).Черный цвет всегда бросает вызов, чтобы человек попытался освободить свою сущность, то есть человек должен пройти через черное, чтобы познать, как много в нем белого. При этом надо помнить, что он не выпустит вас таким, каким вы были раньше - он затягивает, но не заставляет что либо делать. Он всегда, как и смерть, говорит о тишине и спокойствии, означает окончание. Черный и белый цвета вместе гасят друг друга, уже не несут своей первоначальной информации, не несут давление на психику. . Красный цвет Красный цвет появляется в белой комнате, в черной его почти нет. Затем в конце он появляется в графическом элементе, ассоциируясь с кровью. Положительные характеристики: лидерство, упорство, борьба за свои права, настойчивость, динамичность Негативные характеристики: физическое насилие, жестокость, разрушение Красный цвет олицетворяет могущество, прорыв, волю к победе, он всегда добивается того, чего хочет. Он всегда в движении, всегда источник энергии. Красный цвет любит быть первым, но не всегда может им быть - это зависит от разрушительных качеств. Девиз этого цвета - " пусть выживет сильнейший". Красный цвет заставляет насторожиться при опасности, символизирует страсть, возбуждает страстность, т.е. страстно любит, страстно ненавидит и страстно верит. Ему свойственна максимальность в чувствах. Этот цвет заставляет быть активным во всем, воодушевляет и дает силы для продолжения начатого; олицетворяет победу, способность верно нанести удар. В христианстве алый как символ великолепия, пролитой крови. В древних племенах тело умершего окрашивали в красный цвет - активность и после смерти. . Золотой цвет. Золотой появляется в черной комнате. Золотой - это цвет славы, неизбежной победы. Не приносит себя в жертву и не принимает жертв, остается самим собой (ему ничего не надо). Положительный аспект - зрелость, опыт, мудрость, жизнеспособность, неистощимые ресурсы; негативны аспект - пессимизм, ограниченность, бесчестие. Золотой нимб над головой - символ всепрощения и способ преодолевать все препятствия. Золото объединяет скромность ребенка и мудрость истинного правителя. Итак, как видно из описания, в образце ярко представлены цвета, которые открывают тему клипа - борьба с собой, со своим страхом. На мой взгляд, работа с цветом здесь потрясающая, совокупность этих оттенков ассоциациями точно соответствует идее клипа.
4.4 Пластика и темпоритм в композиции видеоряда. Его соответствие музыкальному сопровождению Пластичность образа, выраженного Мадонной, раскрывает тему, и в то же время повторяет пластику музыкальной композиции. Рывковые движения, быстрые повороты, резкие смены ракурсов и постоянно меняющаяся композиция кадров соответствуют рваной, напряженной композиции. Музыка имеет особое влияние на психику человека. Такое понятие, как темп музыки, очень тесно связано с формированием у индивидуума различных психофизиологических ощущений. Например, быстрый темп музыкального ряда способствует учащению пульса, возбуждая его, а медленный, наоборот, расслабляет, успокаивает и т.д. Скрипки усиливают драматический эффект, подогревают ожидание, энергию, которая требует выхода. Интонация текста - решительность, неуклонность, бесповоротное решение. Всё это подкрепляет общую драматургию работы. Музыкальные остановки " останавливают видеоряд" - это происходит в момент поражения черной героини стрелой. Музыка выполняет в этом проекте глобальные функции: ) Создание атмосферы действия ) Дает характеристику героям в видеоряде ) Используется как своеобразный авторский комментарий, его личностное отношение к видеоматериалу. ) Музыкальное сопровождение двигает визуальную структуру. Вообще музыкальное сопровождение напоминает бесконечное движение по кругу. Это тонко вписывается в идейное содержание, а так же этому есть визуальное подтверждение используемой графикой - в конце силуэт героини " замирает в круге" (цитата бондианы).
Заключение по практической части
Проанализировав данный образец, я пришла к выводу, что: а) образец полон эпатажных компонентов (музыка, цвет, свет, пластика, образ), что сильнейшим образом воздействует на психоэмоциональную сферу зрителя; б) в образце активно применяются монтажные приемы управления этими компонентами (сложная монтажная конструкция) в) в образце есть идейное решение, которое отвечает за содержание происходящего на экране, а, следовательно, на рациональное восприятие зрителя и способность сопереживать. На мой взгляд, с позиции психоэмоционального воздействия этот музыкальный клип выполнен наилучшим образом. В нем очень грамотно использован цвет, свет, пластика, темпоритм. Важно отметить, что напряжение, созданное в течение просмотра клипа, всё-таки разрешается с позитивным для героя концом. Это важный момент, поскольку выше говорилось о том, что катексис в клиповом монтаже не дает освобождения после эмоциональной нагрузки.
Заключение
Сейчас, во времена эволюции сложнейших технологий придумываются все новые и новые способы воздействия на человеческую психику. Это происходит по нескольким причинам. Часто здесь замешена политика, экономика, религия, нравственные законы, иногда это просто развлечение. Музыкальный клип, как коллажный музыкальный жанр, использующий символы, аллегории, иллюзии, ассоциации влияет на подсознание вроде бы незаметно и мягко. Но это только кажущаяся видимость. Нынешний музыкальный клип называют “сном наяву”, и это не случайно, так как в нем, так же как и во сне, присутствует нагромождение хаотично возникающих образов. Но, честно говоря, многое из того, что я бесстрастно наблюдала по телевизору, в сети Интернет, в кафе (сейчас модно крутить нон-стоп клипы в различных развлекательных заведениях), сложило неприятное ощущение " кошмара". Если взрослые люди не так приобщены к музыкальной культуре на экране, то подростки и дети очень подвержены влиянию модных тенденций, тем более что мода - это ведь не только одежда, машины, аксессуары. Мода - это образ мысли, стиль жизни, принципы или их отсутствие, мораль, движение или возвращение во времени. Становление клипа как нового типа соединения изображения и музыки находится в настоящее время в стадии эксперимента. Его создатели стремятся активизировать сферу подсознания и в тоже время сохранить способность фиксировать все его проявления. И этот эксперимент обязательно пойдет дальше. Мне видится, что он вырвется из полей экрана и будет в каком-то смысле виртуально-осязаемым. Остается надеяться, что к этому времени с культурой аудиовизуальных пространств всё будет в порядке.
|
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы