Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Как основа европейской культуры Нового времени



Новый Гуманитарный Университет Натальи Нестеровой

 

Факультет туризма и гостиничного бизнеса

 

 

РЕФЕРАТ

 

По культурологии

 

на тему:

Протестантский тип человека

Как основа европейской культуры Нового времени

 

Студентка У1А2

Исакадзе Натья

 

 

Москва

2001


Содержание

 

Введение.......................................................................................................................................... 3

Глава 1. Сущность и предпосылки Реформации............................................................................... 5

Глава 2. Протестантская этика и её роль в формировании европейской культуры.......................... 7

2.1. Формирование протестантской трудовой этики..................................................................... 7

2.2. Макс Вебер и его исследование " духа капитализма".............................................................. 8

Глава 3. Влияние Реформационной мысли на историю.................................................................. 11

3.1. Положительное отношение к миру....................................................................................... 11

3.2. Возрождение идеи призвания христианина........................................................................... 12

3.3. Протестантская трудовая этика............................................................................................ 12

3.4. Реформационная мысль и происхождение капитализма...................................................... 13

Заключение..................................................................................................................................... 14

Список использованной литературы............................................................................................... 15

 


Введение

 

Пятьсот лет назад в Западной Европе началась религиозная Реформация, которая стремительно распространилась на многие страны. В итоге это движение не только полностью реформировало церковь, но также преобразовало экономику и культуру всех стран, которые оно затронуло. В основе Реформации лежало стремление прогрессивной части церкви вернуться к чистоте Слова Божия от наносного человеческого, приобретенного церковью в Средние века. Основателем лютеранской церкви и вдохновителем реформаторского движения мы по праву считаем Мартина Лютера[1], одного из величайших гениев человечества. Семя живого Слова Божия, которое проповедовал Лютер и другие реформаторы того времени, посеянное в человеческих сердцах, давало всходы, преображая жизни людей, освобождая их от греха. Целые народы осознали и стали использовать тот потенциал, который Бог даровал им, что изменило лицо всей Европы и затронуло весь мир.

В нашей религиоведческой литературе протестантизм обычно рассматривается как явление, целиком принадлежащее истории христианства, а именно как совокупность религиозных организаций и вероучений, возникших в результате реформации католицизма, начиная с XVI века. Такой подход вытекает из представления о религии как о некоей " тёмной" силе, искусственно навязанной человеческой культуре и до сих пор постоянно тормозившей развитие научной и гуманистической мысли. Религию следует понимать как звено действительного мира, объясняя её содержание " саморазорванностью и самопротиворечивостью" земной основы.

Отражая образ жизни людей, религия как массовая " практическая" идеология во многом определяет их повседневную деятельность. Протестантизм в этом отношении весьма поучителен. Религиозные конфликты, столь характерные для эпохи Возрождения - Реформации, были формой обнаружения ключевых проблем социального развития и их разрешения, оказывали на него заметное воздействие. Так, протестантизм выдвинул новые представления о личности и нравственности, о месте религии в обществе, равно как и предугадал ведущую тенденцию развития теологической, философской, правовой мысли Нового времени.

Религиозные представления составляли существенный элемент массового сознания, оказывая значительное влияние на политические и социальные битвы той поры (например, взгляды Т. Мюнцера[2] и Ж. Кальвина[3]), на развитие национальной культуры и языка (М. Лютер), образования (Ф. Меланхтон[4]), на формирование миротворческой мысли (С. Франк[5]) и политики веротерпимости (С. Кастеллио[6]) - одним словом, на всю духовную жизнь. Можно сказать, что религия - в ту эпоху идеология господствующая - наиболее концептуально оформляла опыт массового сознания, обнаруживая общее направление развития культуры.


Глава 1. Сущность и предпосылки Реформации

 

Начало XVI века в Европе - великая эпоха радикального перелома в европейской культуре, когда закладывается основа её развития на столетия вперёд. Это время благородных порывов и сожжения " еретиков", увлечения античной культурой и облав на ведьм, благочестивых диспутов и изощрённых пыток. Но все эти несовместимые элементы, идейные тенденции сливаются в единый поток социального развития, формируют новое мироощущение.

Яростной защитницей средневековых порядков выступает католическая церковь. В XVI веке церковь пользуется огромной властью, и везде, где назревает или только замышляется протест против старых порядков, появляются папские буллы, вспыхивают костры инквизиции. Однако к этому времени антицерковные движения достигают высшей точки. Их социальная база пестра: правители, добивающиеся политической независимости от Рима, промышленники и торговцы, страдающие от поборов и феодальной раздробленности, обедневшее дворянство и рыцарство, видящее в церкви ненасытного конкурента по обиранию подданных, деятели науки и культуры, страдающие от церковной догмы. Но для того чтобы эти разнородные силы выступили вместе, нужна была какая-то объединяющая их программа. 31 октября 1517 года в Виттенберге местный священник Мартин Лютер прибил к воротам своего собора тезисы, в которых обличал практику продажи индульгенций. Эти тезисы " оказали воспламеняющее действие, подобное удару молнии в бочку пороха" [7]. Первоначально Лютер не помышлял о какой-либо радикальной реформе церкви. Главная идея его тезисов была в том, что для спасения требуется внутреннее покаяние грешника, которое нельзя заменить денежной жертвой.

Реформация возникла по поводу толкования теологических идей, но богословские идеи определили линию социальной борьбы, за которой стояли классы и сословия, судьбы реальных государств. Корнями своего возникновения и результатами своего разрешения она выходила за рамки религиозной полемики. Поборники Реформации её центральным вопросом считали вопрос о человеке, его совести, свободе и разуме. Итогом столь бурных событий ХVІ века стало появление лютеранского и кальвинистского протестантизма. Победы, одержанные в ХVІ веке в ряде стран Западной Европы протестантизмом над католицизмом, были идеологическим выражением происходившего тогда в Европе процесса разложения феодального строя и зарождения капиталистических отношений. Протестантизм явился духовным детищем постепенно формировавшейся буржуазии, еще очень разнородной по своему составу и уровню развития.

Важнейшими особенностями протестантизма являются спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного писания. В отличие от католицизма протестантизм считает, что сверхъестественная способность общения с Богом присуща не только духовенству, но и всем христианам, независимо от того, миряне они или священники. Отсюда и вытекает протестантский принцип священства всех верующих. И этой своей сверхъестественной способностью обязаны исключительно личной, внутренней вере в Христа и в его искупительную миссию. Отсюда вытекает другой протестантский принцип – спасение личной верой. Протестанты порвали с католическим Священным преданием – совокупностью постановлений церковных соборов и римских пап – и вернулись к Священному писанию.

Из этих черт протестантизма следуют другие его особенности. В протестантизме нет церковной иерархии; он уравнивает всех людей перед богом: все в одинаковой степени перед ним греховны; протестантское духовенство не имеет специальных одеяний, у него нет и особых прав, он подотчетен своей общине, в которой все члены имеют право голоса в её делах. М. Лютер и Ж. Кальвин отвергли католическое разделение мира на мирскую и религиозную сферы и ввели концепцию “призвания” для объяснения мирских обязанностей верующего, тем самым как бы освятив сферу мирской жизни человека. Давая духовное обоснование идее “призвания”, они рассматривали повседневный труд человека как выражение божественного предначертания выполнять определенные обязанности в мирской жизни. Причем ценность всякого труда измерялась не его местом в иерархии занятий, а прилежанием и успехом.


Заключение

Появление протестантизма стало переломным моментом во всей европейской культуре. Повышенный интерес протестантизма к внутреннему, личностному миру человека, объясняет его огромное влияние на европейскую историко-культурную традицию. Поскольку христианская вера рассматривается как мотивация всей повседневной жизни, то для того, чтобы понять характер этой веры, необходимо принимать во внимание совокупность его нравственно-духовных переживаний, его специфичность жизненного мира. В последствии протестантский акцент на внутреннем мире человека и практической религиозности сказался на развитии немецкой классической философии, в частности на учении И.Канта[10].Идеи Реформации несли в себе потенциал перемен. Реформация являлась движением, в котором религиозные идеи сыграли ведущую роль. В этом движение были и другие факторы - социальные, экономические и культурные, которые вполне заслуживают внимания. Некоторым современным светским исследователям этого движения иногда трудно понять религию как историческую силу. Поскольку их мир напрямую не определяется религией, они предполагают, что так было всегда. Однако это не так. Нам, вероятно, еще предстоит освоить самый трудный из исторических навыков: способность погружаться в уже не существующий культурный мир и представлять себя в среде, в которой религиозные идеи и настроения играли ведущую роль.

Список использованной литературы

1. Биографические очерки: Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола. - М.: Республика, 1995

2. Вебер М. “Протестантская этика и дух капитализма” в книге " Избранные произведения", М. Просвещение, 1990

3. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. М.: Знание, 1996

4. Краткий катехизис д-ра Мартина Лютера и христианское учение. Издание Финляндской Церкви Лютеранского Исповедания STLK, - Лахти, Финляндия, 1992

5. Кузнецова Т.М. и др. Очерки по истории мировой культуры. Учебное пособие. М.: “Языки русской культуры”, 1997

6. Лютер Мартин. Избранные произведения. - Санкт-Петербург, Издательство " Андреев и согласие" и Фонд Лютеранского Наследия, 1994

7. Протестантизм. Словарь. - М.: Политиздат, 1990

8. Радугина А.А. Культурология: Курс лекций. Учебное пособие. Составитель и ответственный редактор Радугина А.А.. М.: Центр, 1996

9. Энгельс Ф. Сочинения в 9 томах. Т.7. - М. Политиздат, 1991

10. Материалы Лютеранского Вещания, Представительство в Интернете - www.konkordia.ru


[1] Лютер Мартин (1483-1546) - теолог и общественный деятель эпохи Реформации, основатель немецкого протестантизма.

[2] Мюнцер Томас (1490-1525) - идеолог народной немецкой Реформации, предводитель Крестьянской войны в Германии в 1524-1525 гг.

[3] Кальвин Ковен Жан (1509-1564) - один из деятелей Реформации, основатель кальвинизма.

[4] Меланхтон Филипп (1497-1560) - немецкий гуманист, теолог и педагог, друг и сподвижник Лютера, систематизатор лютеранской теологии.

[5] Франк Себастьян (1499-1542) - немецкий историк, теолог, гуманист.

[6] Кастеллио Себастьян Шатильон (1515-1563) - французский гуманист, сподвижник Кальвина.

[7] Ф.Энгельс. Сочинения. Том 7, с.392

[8]  " Хозяйственная этика мировых религий" (1916-1919 гг.).

[9] Мартин Лютер. Избранные произведения. СПб, 1994

 

[10] Кант Иммануил (1724-1804) - немецкий философ, основоположник классической немецкой философии. Свою философскую систему, исходящую из признания " вещей в себе" и их принципиальной непознаваемости, Кант применил к проблемам религии и морали.

Новый Гуманитарный Университет Натальи Нестеровой

 

Факультет туризма и гостиничного бизнеса

 

 

РЕФЕРАТ

 

По культурологии

 

на тему:

Протестантский тип человека

как основа европейской культуры Нового времени

 

Студентка У1А2

Исакадзе Натья

 

 

Москва

2001


Содержание

 

Введение.......................................................................................................................................... 3

Глава 1. Сущность и предпосылки Реформации............................................................................... 5

Глава 2. Протестантская этика и её роль в формировании европейской культуры.......................... 7

2.1. Формирование протестантской трудовой этики..................................................................... 7

2.2. Макс Вебер и его исследование " духа капитализма".............................................................. 8

Глава 3. Влияние Реформационной мысли на историю.................................................................. 11

3.1. Положительное отношение к миру....................................................................................... 11

3.2. Возрождение идеи призвания христианина........................................................................... 12

3.3. Протестантская трудовая этика............................................................................................ 12

3.4. Реформационная мысль и происхождение капитализма...................................................... 13

Заключение..................................................................................................................................... 14

Список использованной литературы............................................................................................... 15

 


Введение

 

Пятьсот лет назад в Западной Европе началась религиозная Реформация, которая стремительно распространилась на многие страны. В итоге это движение не только полностью реформировало церковь, но также преобразовало экономику и культуру всех стран, которые оно затронуло. В основе Реформации лежало стремление прогрессивной части церкви вернуться к чистоте Слова Божия от наносного человеческого, приобретенного церковью в Средние века. Основателем лютеранской церкви и вдохновителем реформаторского движения мы по праву считаем Мартина Лютера[1], одного из величайших гениев человечества. Семя живого Слова Божия, которое проповедовал Лютер и другие реформаторы того времени, посеянное в человеческих сердцах, давало всходы, преображая жизни людей, освобождая их от греха. Целые народы осознали и стали использовать тот потенциал, который Бог даровал им, что изменило лицо всей Европы и затронуло весь мир.

В нашей религиоведческой литературе протестантизм обычно рассматривается как явление, целиком принадлежащее истории христианства, а именно как совокупность религиозных организаций и вероучений, возникших в результате реформации католицизма, начиная с XVI века. Такой подход вытекает из представления о религии как о некоей " тёмной" силе, искусственно навязанной человеческой культуре и до сих пор постоянно тормозившей развитие научной и гуманистической мысли. Религию следует понимать как звено действительного мира, объясняя её содержание " саморазорванностью и самопротиворечивостью" земной основы.

Отражая образ жизни людей, религия как массовая " практическая" идеология во многом определяет их повседневную деятельность. Протестантизм в этом отношении весьма поучителен. Религиозные конфликты, столь характерные для эпохи Возрождения - Реформации, были формой обнаружения ключевых проблем социального развития и их разрешения, оказывали на него заметное воздействие. Так, протестантизм выдвинул новые представления о личности и нравственности, о месте религии в обществе, равно как и предугадал ведущую тенденцию развития теологической, философской, правовой мысли Нового времени.

Религиозные представления составляли существенный элемент массового сознания, оказывая значительное влияние на политические и социальные битвы той поры (например, взгляды Т. Мюнцера[2] и Ж. Кальвина[3]), на развитие национальной культуры и языка (М. Лютер), образования (Ф. Меланхтон[4]), на формирование миротворческой мысли (С. Франк[5]) и политики веротерпимости (С. Кастеллио[6]) - одним словом, на всю духовную жизнь. Можно сказать, что религия - в ту эпоху идеология господствующая - наиболее концептуально оформляла опыт массового сознания, обнаруживая общее направление развития культуры.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь