Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Предсвадебные поверья и приметы
Cоздание семьи – один из наиболее ответственных и важных моментов в жизни человека. К такому событию всегда готовились загодя, задолго до свадьбы. У всех народов есть свои обряды, сопряженные с выбором невесты, со сватаньем, рукобитьем и т.д. Естественно, всему этому сопутствуют и приметы, поверья. Все они направлены на то, чтобы предстоящая свадьба состоялась, не разладилась, чтобы будущая семья была прочной и счастливой.
Приметы и поверья · Обметешь кого-либо веником – навсегда холостым останется (замуж не выйдет). [44] Поверье связано с несколькими символами: кругом, веником, мусором. Веник символизирует крепость дома (все прутья связаны вместе), отгоняет нечистую силу. Но если им при обметании замыкается круг, то человек так и останется одиноким в этом символическом круге. Верили также, что души умерших могут найти пристанище в домашнем мусоре. · На углу стола сидеть – семь лет в девках оставаться (не жениться). [45] Четыре угла замыкают плоскость стола, его пространство. А на углу сидеть – значит угла не иметь, потому что он в этом случае вне человека, направлен от него, не захватывает его в поле своего влияния. · Сватья в доме невесты не должна садиться. Ся дет – дело не пойдет. [46] Говорят, что если сватья сядет, то и дети потом у молодых поздно на ноги встанут. Если пить согласится, то и дети пьяницами вырастут. Если уговорят поесть, то и дети обжорством страдать будут. · Перед венчаньем жениху и невесте в одежду надо булавки воткнуть. [47] Это для того делается, чтобы колдун или просто завистник не сглазил молодых. · Сваха перед началом переговоров о свадьбе греет руки у печи – иначе толку от сговора не будет. [48] Примета восходит к поверью, что в печи обитают души умерших. Грея руки, сваха как бы приветствует их. Сваху обычно встречали припевом «Ой, Лада, Лада! », чем призывали в помощь древнерусскую богиню Ладу – покровительницу любви и браков. С той поры и говорят: «свадьбу ладить», «в семье лад», то есть вспоминают имя Лады.
Пословицы и поговорки Не кормил, не поил, а целует. Кто хочет жениться, тому и ночь не спится. Иссушила молодца чужая девичья краса. Много выбирать – женатым не бывать. Не кайся, рано вставши, – кайся, рано женившись. Не найдешь паренька – выйдешь и за пенька. Просватанная девка – что проданная. Сватался, сватался, да и спрятался. Дочку замуж выдать – не пирог испечь. И хорошая невеста плохой женой становится. Чего девушка не знает, то ее и красит. Не уберечь дерево в лесу, а девку в людях. Верь хлебу в закрому, а девушке красной – в терему. О женихах, невестах, тили-тили тесто Cейчас говорят: свадьба-женитьба, а раньше не случайно в ходу было выражение свадьба-судьба или « Смерть да жена – Богом суждена». Потому что семья создавалась один раз и навсегда. К этому подходили с огромной ответственностью; в выборе жениха (невесты), в подготовке к свадьбе участвовали десятки родственников. Конечно, нужно было соблюсти все обряды, большое значение придавалось и приметам: в какое именно время лучше всего играть свадьбу; чего избегать, чтобы не навредить молодым; как уберечь их от недоброго взгляда, злых намерений и т.д.
Приметы и поверья · В мае жениться (замуж выходить) – весь век маяться. [49] В народе говорят и так: «Рад бы жениться, да май не велит» или: «Добрые люди в мае не женятся». Это связано прежде всего с тем, что в мае начинаются полевые работы, которые завершаются только осенью. Май считался тяжелым месяцем и потому, что зимние запасы уже заканчивались, а летней пищи еще не было. В мае старались не только не жениться, но и не свататься: считалось, что крепкой майская семья не будет. Близко к этому поверью и такое: «В мае родить ся – весь век промаяться». Это поверье и поныне сохраняет свою роль в сельской местности, где все подчинено земледельческому циклу. Но и горожане стараются его не игнорировать. · Потерять обручальное кольцо, – плохая примета. [50] Примета не несет на себе особой нагрузки, построена только на внешнем символе. Действительно, потеряв кольцо в такой момент, можно испортить себе и своей половине настроение, особенно если кто-то из брачующихся суеверен. Но корни у этой приметы есть, и уходят они в те времена, когда сам символ – кольцо – истолковывался как символ вечности. оброненное кольцо наводило на мысль о том, что этот брак не вечен. · У кого во время венчания свеча быстрее сгорит или погаснет, тот из брачующихся и умрет скорее. [51] · Если во время венчания венец упадет, то тот, над кем его держали, вскоре умрет. [52] Эти и многочисленные им подобные поверья построены на символах (как и поверье о кольце). Горящая свеча символизирует жизнь (погасла она – и жизнь угасла), венец – вечность, платок уронить – к слезам. Вообще молодоженам не рекомендуется ронять что-либо: это к урону, к потере. · Никто не должен жениху и невесте дорогу переходить. [53] Переход дороги кому бы то ни было истолковано в народе как ее «перерезание», наруше-цельности пути. Злые люди специально старались пересечь дорогу перед свадебным поездом, чтобы лишить молодоженов удачи в жизни. Чтобы избежать этого, впереди свадебной процессии идут люди, которые принимают на себя это зло. · Если колокола во время венчания звонят, это к счастью. [54] Время свадьбы, особенно перед венчанием, это период наибольшей уязвимости. Считается, что в этот промежуток времени злые силы, направленные против них, против их будущего семейного счастья. А колокольный звон разгоняет их, ибо это голос Божий; следовательно, молодые оказываются под покровительством светлых сил. Наукой ныне доказано, что колокольный звон и в самом деле очищает воздух. Иное дело, если колокола зазвонят, когда молодожены уже покидают церковь: это истолковывается как знак скорой смерти одного из них. · Перед тем как молодоженам в дом войти, под по рог кладут незапертый замок; как только вошли – замок запирают на ключ и выбрасывают. [55] Этот обычай символизирует, что через свою вольную, «открытую» жизнь молодые уже перешагнули. Запертый замок тут же выбрасывают – так, чтобы его нельзя было найти, – например, в колодец. Считается, что после этого муж и жена будут неразлучны. · На свадьбе всегда кричат «Горько! » Обычай этот имеет давнюю историю. Раньше невеста обходила гостей с подносом; гость клал на него деньги на обзаведение хозяйством, брал стоящую на подносе чарку, выпивал и говорил: «Горько! », подтверждая, что выпил за здоровье молодых водку, а не воду; после этого он целовал невесту. Те, кто денег не давал, просто выпивали, говоря «Горько! » и довольствуясь наблюдением за поцелуями других. Постепенно этот обычай заменился шутливым требованием все новых поцелуев от самих молодоженов. · Неожиданный дождь в день свадьбы - к богатству в молодой семье. [56] Это связано с отношением к дождю как к небесному явлению, имеющему магическую силу. Без дождя и в самом деле немыслимо плодородие, урожай, а значит, и богатство. Кое-где существует обратное поверье: дождь – это к слезам; но оно распространено значительно меньше. · Свадебный венок выбрасывать нельзя. [57] Свадебный венок – непременное украшение невесты по сей день (сейчас, правда, от него остался лишь букетик мирта в прическе невесты); он символизирует, наряду с кольцом и венцом, вечность. Во время венчания венок служил и оберегом, поскольку в него часто вплетались обереговые растения (например, базилик). А выбрасывать свадебный венок не разрешалось потому, что ему приписывались целебные и даже лечебные свойства: цветы для него и специально подбирались, и получали заряд светлой энергии в период венчания и свадьбы.
Пословицы и поговорки Девка после сговора на улицу не ходит. Выбирай такого дружку, чтоб загадки разгады вал. Наперед икону целуй, потом отца и мать, потом хлеб-соль. Под венец по оврагам не ездят. Золото с золотом свивалось, жемчужина с другою скаталась. Быть на свадьбе да не быть пьяну – грешно. Как наденут венец, так всему конец. Была под венцом – и дело с концом. Суженого и конем не объедешь. Честным пирком да за свадебку. Смерть да жена – Богом суждено. Не страшно жениться – страшно к тому делу приступиться. Страшно видится, а стерпится – слюбится. Жениться – не лапоть надеть. Женишься раз, а плачешься век. Добрая жена к дому приучает, худая от дому отлучает. Дай Бог с кем венчаться, с тем и кончаться. Жениться, так не лениться – хоть не хочется, а вставай. Женился на скорую руку, да на долгую муку. Красота приглядится, а щи не прихлебаются. Приданого – деревянный горшок да свиной рожок. С вечера – девка, с полуночи – молодка, а на заре – хозяюшка. Добрая свадъба неделю длится. Добрая жена – веселье, а худая – злое зелье. Птица крыльями сильна, жена мужем красна. У плохого мужа жена всегда дура. Честный муж одну только жену обманывает. Жены стыдиться – детей не видать. Всякая невеста ждет своего места. Жену с мужем судить, кроме Бога, некому.
3. 4. Поверья о жилище Дом для человека – одна из важнейших жизненных ценностей. В нем появляются на свет, живут и умирают. Поэтому с домом и всем, что его олицетворяет (печь, стол, угол и т.д.), связано очень много примет, поверий и суеверий. Поскольку «без дома и человек – сирота», то придумано немало суеверий, ни на чем, казалось бы, не основанных. Народ постарался зафиксировать каждую мелочь – от неожиданного стука до воя в печной трубе, от способов хранения веника до времени выметания мусора.
Приметы и поверья · Первым в новый дом пускают кошку. [58] В этом поверье есть мистический смысл. Связан он с тем, что начало нового дела, нового этапа жизни требует жертвы. Роль жертвы и брало на себя животное. Считалось, что тот, кто первым переступит порог нового дома или переночует в нем, первым и умрет. Можно добавить еще одно толкование: кошка способна найти в жилище самое здоровое, уютное место. В дом входят после того, как кошка уляжется на этом месте. Обычно там ставят кровать для молодых, а после рождения ребенка – колыбель. · На первую ночь в новом доме надо петуха запереть. [59] Ясно, что причина этого поверья в том же, что и предыдущих. Главное – принести жертву, и желательно, чтобы она была как можно менее «кровавой», не человеческой. Кроме того, петуху в славянской мифологии приписывалась способность, разгонять нечистую силу (три раза петух прокукарекал, возвещая о рассвете, – и черти разбежались). Впускают в дом петуха и по той причине, что он считался одним из символов плодородия. Следовательно, его пребывание в новой избе обеспечивало новоселам появление детей и богатство. · На Федору не выноси из избы сору. [60] В каждой избе есть «дедушка», «хозяин» – Домовой[61]. Живет он, где сам захочет, – за печкой, или в чулане, или под порогом. Любимый его предмет в доме – веник. В Федорин день(24 сентября) Домовой из-под веника не выходит, поэтому хозяйке надо быть осторожной, чтобы с мусором не выкинуть и «дедушку», не то он обидится и пакостить начнет. · Перебираясь в новый дом, старый веник с собой неси. [62] Это поверье, как и предыдущее, связано с тем, что под веником может жить Домовой. Но, кроме того, в народе сложилось непростое отношение к венику. Поскольку с помощью веника избавляются от грязи, ему приписывают и возможность избавлять от нечистой силы (метут им дорогу перед молодоженами и т.д.). Если веником выметали солому, на которой обмывали покойника, такой веник обязательно выбрасывали. Но старый веник при переезде в новый дом обязательно брали с собой: во-первых – чтобы перенести Домового; во-вторых – чтобы на выброшенный веник не наступили и тем самым не причинили хозяевам неприятностей. Не навели порчу. · Не свисти в доме - денег не будет. [63] Нельзя свистеть в доме, а то он опустеет. К свисту в народе вообще отношение отрицательное. Свист – забава бездельников. А мистически это ассоциируется со свистом ветра, который может унести из дому деньги, добро. · Мыть или подметать пол сразу после отъезда близкого или гостя – все равно что вымывать, выме тать его из дому. [64] Человек ушел, но атмосфера в доме, где он пробыл какое-то время, еще осталась, как остается и некий «духовный след» от пищи на посуде, из которой только что ели. · Веник должен стоять в углу ручкой вниз: это спасает от злого глаза. Веник воспринимается не только как предмет для уборки в доме, но и как один из немаловажных мистических символов. Мусор связывали с неприкаянными душами умерших, а веник ведь в постоянном соприкосновении с мусором. Веник – и одно из пристанищ Домового. В то же время на венике (на метле) летают ведьмы, нечистая сила заметает им свои следы, посредством оставленного где-нибудь нерадивой хозяйкой веника можно навести порчу, наслать болезнь. Ставить его ручкой вниз – значит, использовать его защитную функцию, а именно – призывать на помощь Домового и показывать врагам дома, что вы готовы их вымести. В сущности же, бережливые хозяйки всегда держат веник ручкой книзу по той простой причине, что так он дольше служит. И, наконец, ручкой вниз можно поставить только чистый веник, на что подспудно и наталкивает этот обычай. · Хранить разбитую посуду – к несчастью. [65] Разбитая посуда символизирует нецёлостность, а ее хранение в доме может привести к разладу, несогласию. Не зря сохранилось старинное поверье: «Посуда бьется – к счастью». Все уж забыли, что это имеет отношение к невесте, и повторяют, просто чтобы не омрачать себе настроение. · Двери начали скрипеть - к несчастью [66]. Это поверье может быть объяснено так же, как и поверья о печи или пороге. Дверь – не только реальная защита от посторонних, но и символическое препятствие для нечистой силы. Естественно, что ее скрип воспринимается как своего рода предупреждение. · При переезде в новый дом не оставляй в старом мусора: по нему могут порчу навести. [67] Очень дельный совет, особенно если представим те слова и мысли новых хозяев, которые будут адресованы неряхам. А слово, как известно, обладает силой! · Чтобы уберечь дом от колдунов и злых людей, надо воткнуть в дверь булавку или иглу острием наружу. [68] Поверье связано с отношением к острым предметам как к мистической защите от недоброжелателя. При этом не имеет значения, видит он иглу или нет. Главное, чтобы хозяева были спокойны, зная, что злой взгляд обезврежен. Мистическая сила приписывалась и растениям-оберегам, которые либо имеют колючки (чертополох), либо способны вызывать жжение (крапива), либо обладают резким запахо(мята), острым вкусом (перец). · Не начинай строить дом на старости лет, а то скорей умрешь. [69] Есть и другой вариант этого поверья: · Покупать новую одежду на старости лет – к смерти. [70] В основе поверья обычный закон: на старости лет не знаешь, достроишь ли ты дом, долго ли тебе носить новую одежду. · Когда в доме подметаешь, мети не к порогу, а от порога, – не то все богатство выметешь. [71] Мести к порогу – значит двигаться за пределы своего дома, своего пространства. При этом вместе с мусором можно вымести что-то свое – хорошее, ценное. Даже во дворе после выноса покойника мусор мели по направлению к дому, мотивируя это желанием, чтобы все живые в доме остались. · Передний у гол в доме трещит – несдобровать хозяину. [72] Угол для славян – не только символ собственного дома (свой угол иметь), но и одно из мест обитания Домового. В некоторых местностях считают, что в углу вообще живет нечистая сила. Неожиданные звуки — треск, стук, доносящиеся из угла, считались знаком потусторонних сил. · Стук в доме без причины – к чьей-либо смерти. [73] Считается, что чья-то душа пришла и предупреждает о скором покойнике в доме. Или другое версия – домовой выживает. · Вымести сор из дома, где покойник лежит, до его выноса – значит всех живых из дома вымести. [74] Поскольку в домашнем мусоре сохраняется часть ауры покойного, то мусор не надо выметать, пока тело находится в доме. Если это делать раньше, то душа умершего будет неспокойна: часть ее уже выметают, как бы спеша избавиться от нее. Пословицы и поговорки Держись друза старого, а дома – нового. Купи хоромину житую, а шубу шитую. Своя хатка – родная матка. В гостях хорошо, а дома лучше. Не красна изба углами – красна пирогами. Всякий дом хозяином держится. Не дом хозяина красит, а хозяин – дом. Добрая жена дом сбережет, а худая рукавом растрясет. Домом неуправил, так и городом иеуправишь. На чужбине и собака тоскует. Дома сидеть – ничего не высидеть. Своя ноша не тянет, свой дым глаз не ест. На что и клад, если в семье лад. Любовь да совет – так и нужды нет. Кума немила – и гостинцы постылы. Хорошо тому жить, у кого бабушка ворожит. У кого есть дед, у того и обед. Бабушке один только дедушка не внук. Корми деда на печи: и сам будешь там. Нет чёрта в доме – прими зятя. Хлеб-соль кушай, а хозяина слушай.
|
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы