Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
На тему: Философия А. ШопенгауэраСтр 1 из 2Следующая ⇒
КУРСОВАЯ РАБОТА На тему: Философия А. Шопенгауэра Введение
Современное демократическое общество стремительно шагает вперёд, достигая всё новых и новых результатов в своём развитии. Происходящие изменения так или иначе затрагивают все страны вне зависимости от культуры. В большинстве своём люди предают внимание материальным ценностям, а демократическая культура является обманным понятием о счастье и прогрессе. Результатом служат технические открытия, которые мешают общаться человеку с природой. Это приводит к расстройству сознания, которое не может смириться, чтобы жить в гармонии с душой, телом и природой. Уже сегодня многие люди перестали стремиться общаться с Богом. Они уже верят в технические разработки. Люди в своём развитии пришли к тому, что демократическая культура общества дала сбой и стала деградировать. Первыми критиками, выступившими против культуры демократического общества, были такие, как Вагнер, Ницше, Шопенгауэр. В то время общество отклонило метод рационального познания. Он стал неактуален, к тому же возникло новое учение Гегеля. Он рассматривал все процессы как закономерность правильного использования. Гегель придавал огромное значение разуму, полагая, что тот отличает человека от всего животного мира, что душу человека познать невозможно. Идеи Гегеля заключались в том, что человек живёт, не используя логику жизни в материальном мире. Многие философы делали неоднократные попытки познать душу разной культуры, однако их старания были тщетны, ведь они не могли объединить воедино душу, тело, культуру и мир. Это направление в философии получило название пессимистическое, а самыми яркими представителями этого направления были Фридрих Ницше и Артур Шопенгауэр. Целью работы является изучение философии Артура Шопенгауэра, а также влияния данной философии на развитие общества. Задачи: ) Исследовать взгляды и идеи Артура Шопенгауэра в контексте развития европейского иррационализма. ) Исследовать главный труд философа «Мир как воля и представление», выявить основные идеи произведения. ) Исследовать пессимизм Шопенгауэра, его вклад в развитие пессимизма. Выявить причину непопулярности произведений Артура Шопенгауэра. Актуальность учения немецкого философа Шопенгауэра состоит в том, что большое количество его мыслей многие философы взяли за основу для дальнейшего развития философских понятий. Его высказывания о воле, жизни, смерти, истине стали формироваться как человеческая мудрость, которую необходимо познать, понять, донести до всего человечества. Артур Шопенгауэр в трудах западных ученых 20 века упоминается гораздо чаще, чем философы его современности. Объясняя свои понятия, философ пытался " посеить" в окружающем мире разумное, вечное, доброе и хотел, чтобы каждый человек был по-своему счастлив. Шопенгауэр - один из самых ярких представителей пессимистического постреализма своего времени. Его учение об истине и воле в некоторых аспектах применимы в нашей современной жизни. Безвольному человеку всегда трудно жить, а волю нужно развивать, растить, вскармливать, воспитывать. Философия Артура Шопенгауэра - это огромный вклад в развитие человечества. Его труды не исчезли бесследно. Несмотря на то, что популярность пришла в последние годы жизни, а всю жизнь он неустанно отстаивал свои взгляды, философия Шопенгауэра оказала огромное влияние на многих известнейших в дальнейшем философов. Огромное значение философии Шопенгауэра заключается также в ее влиянии на общий ход философской мысли, на образование новых систем и направлений. Артур Шопенгауэр внёс неоценимый вклад в развитие иррационалистической философии XIX века. А. Шопенгауэр и европейский иррационализм Основные черты и представители европейского иррационализма
В начале XIX века в Европе зарождается такое направление в философии, как иррационализм. Иррационализм настаивает на ограниченности человеческого ума в постижении мира, предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т.п. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер действительности, постулирует невозможность познания действительности научными методами. Иррациональные философы утверждали, что вера в разум, в его могущество - источник всех социальных зол. На место разума они ставили волю, слепую, бессознательную силу [1, с.232]. Первым представителем так называемой философии жизни был немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860). Какое-то время Шопенгауэр работал вместе с Гегелем на кафедре философии в Берлинском университете. (Шопенгауэр был доцентом, а Гегель - профессором.) Интересно, что Шопенгауэр предпринял попытку читать свою философию как курс, альтернативной философии Гегеля, и даже назначал свои лекции в одно время с Гегелем. Но Шопенгауэр потерпел неудачу остался без слушателей [2, с.357]. Впоследствии со второй половины XIX века, слава Шопенгауэра затмила славу Гегеля. Неуспех лекций в Берлине был вдвойне обиден для Шопенгауэра, поскольку он резко отрицательно оценивал гегелевскую философию, называя её порой то бредом параноика, то наглой галиматьёй шарлатана. Особенно нелестным было мнение Шопенгауэра о диалектике, которую он считал хитроумным приёмом, маскирующим абсурд и недостатки гегелевской системы [3, с.427]. Среди философов иррационалистические тенденции в той или иной мере присущи также таким философам, как Ницше, Шеллинг, Кьеркегор, Якоби, Дильтей, Шпенглер, Бергсон [5, с. 12].
Основные идеи произведения «Мир как воля и представление»
В 1818 году Артур Шопенгауэр опубликовывает свой основной труд «Мир как воля и представление». В этом произведении заложены основные мысли философа, его взгляды и представления о мире. Его комментированием и популяризацией Шопенгауэр занимался до самой смерти [9]. Однако данный труд не был оценён по достоинству. В первом томе, который вышел в свет в 1818 году, изложены основные идеи всего труда. К первому тому через двадцать пять лет Шопенгауэр прибавил второй том, в котором он возвращается к различным вопросам, разбиравшимся уже в первом томе, и развивает их дальше, не переменяя в основной мысли. Однако на книгу также не обратили внимание. Затем были выданы третий и четвёртый тома [7, с.120]. Как уже отмечалось ранее, интереса у читающей публики книга не вызвала, лекции его в Берлинском университете (1819) окончились полным провалом (студенты уходили с них слушать Гегеля), и он писал: «А чтобы моя философия стала сама способна занять кафедру, нужно, чтобы наступили совершенно новые времена» [2, с.534]. В предисловии автор поясняет, что материал работы излагается систематически, с целью облегчения его усвоения, но должен функционировать как целостный организм, т.е. как единая мысль. По мысли Шопенгауэра, «в зависимости от того, с какой стороны рассматривать эту единую мысль, она оказывается тем, что называли метафизикой, тем, что называли этикой, и тем, что называли эстетикой. И она в самом деле должна быть всем этим, если она действительно то, чем, как уже было указано, я ее считаю» [4, с.15]. Как пояснил Шопенгауэр, для того, чтобы понять его книгу, следует предварительно изучить три источника: сочинения Платона, Канта и индуистскую философию, изложенную в Упанишадах, - произведении, которое, по его мысли, немцы «еще только открывают для себя» [9].
Вторая книга «Мир как воля»
Вторая книга «Мир как воля» открывается мыслью о том, что «если я признаю, что мир есть мое представление, то следует признать и то, что мир есть моя воля» [4, с.316]. Шопенгауэр считал волю основой и животворящим, хоть это слепая и бессознательная жизненная сила. Другие же идеалисты обычно принимали за исходное начало какую-либо познавательную способность человека. Таким образом, у Шопенгауэра в «человеке разумном» разум перестал считаться его родовой сущностью, ею становилась неразумная воля, а разум начинал играть второстепенную, служебную роль. Интеллект тем самым был вытеснен на второй план [1, с.249]. «Воля открывается внутренним опытом моего тела». Однако Шопенгауэр утверждает, что воля - не только психологическое качество человека. Он пишет: «Каждый истинный акт воли сразу же и неминуемо есть движение его тела» [4, с.410]. Шопенгауэр настаивает на приоритете бессознательной воли перед сознательным интеллектом: «Воля есть сущность человека, а интеллект - ее проявление» [6, с.34]. В отношении характера Шопенгауэр придерживается той точки зрения, что характер каждого человека врождён, как врождены и присущие ему добродетели и пороки. Сущность каждого отдельного человека, полагает он, задана изначала и представляет собой нечто иррациональное, необъяснимое, вытекающее из воли, проявлением которой служит тот или иной человек. Таким образом, Шопенгауэр отвергает идущее от Локка и французских материалистов мнение, согласно которому человек есть продукт среды, результат воспитания, теоретического или эстетического обучения и т.д. и т.п. [1, с.263].
Заключение
Философия является наукой особого рода. Это вековечная мудрость, в которой человечество ставит и пытается решить конечные вопросы бытия и мышления, ищет истину, добро и красоту, смысл жизни и смерти. Это - уникальная форма духовности, формирующая мировоззрение не одними только рациональными средствами. Это убедительно показал Шопенгауэр. В наши дни его философия дает пример антипозитивистского понимания этой науки. Шопенгауэр предложил системное учение, обращенное к цельному пониманию мира, человека и его поведения. В этом учении едины человек и природа. Основой этого единства является воля. Его учение о могучей мировой силе - воле, объективацией которой является человек, о воле, которая подчиняет человека мощи государства, общества, социальной среды, собственным страстям и стремлениям, о воле, которая обрекает человека на горе и страдание, о воле, которой он вынужден подчиняться как неизбывной судьбе, - все это вызывает отторжение, ибо лишает человека смысла существования. Ныне и мир в целом, и индивид теряют чувство самосохранения, даже здравый смысл. Поэтому ответы философа на вечные мучительные вопросы человеческого существования, его совет не оглядываться на прошлое, радоваться и утру как новому рождению, и сегодняшнему дню с его хотя бы маленькой удачей, и завершенному делу, его уроки противостояния судьбе самоограничением, самодисциплиной, самопринуждением, самоотречением и направленностью скованной воли наперекор судьбе - все это обещает обретение малой частички счастья, на которое человек может надеяться и которого в состоянии достичь в этом действительно жестоком мире. В этом привлекательность и жизнеспособность философии Шопенгауэра. Шопенгауэр учит любить природу, думать о ней, жить в гармонии с ней. В его учении о самоограничении видится призыв: «Чуть помедленнее кони!.. Чуть помедленнее!..» Назад к природе, в том числе к природе собственно человеческой, которой для жизни ведь нужно совсем немного. Человечество стремится к «удобной» жизни, к комфорту. Достойно ли человека это стремление? Шопенгауэр считал, что абсолютный комфорт ведет к небытию и называл это скукой. «Философия для всех» Артура Шопенгауэра - отказ от безудержных хотений, от алчности, зов к ответственности - указатель пути к спасению в нашем повседневном существовании. Артур Шопенгауэр внёс неоценимый вклад в развитие европейской философии. Он считается основателем иррационального направления в философии. Его взгляды и идеи в дальнейшем развивали многие философы. Бросая вызов тогдашним философам, он неустанно отстаивал своё мнение. Однако в силу вышеописанных причин, его философия поначалу не приобрела популярности. Истинная известность пришла к Шопенгауэру только в последние годы его жизни. Однако, прожив долгую жизнь, философ понял, что его труды не напрасны и в будущем окажут огромное влияние на развитие европейской философии. Шопенгауэр все свои идеи и взгляды изложил в своём самом большом труде «Мир как воля и представление». В нём автор затрагивает многие аспекты нашей жизни, заставляет задуматься над различными философскими проблемами. Однако данная книга, как и философия Шопенгауэра в целом, поначалу не получила поддержку в обществе. Но через некоторое время из этой книги черпали идеи многие философы. «Мир как воля и представление» и по сей день является одной из основных книг в иррациональном направлении философии. В своей философии он придерживался пессимистических взглядов, не призывал к самоубийству. Философия Шопенгауэра не получила популярности в обществе в основном из-за того, что в его работах практически полностью отсутствовали исторические знания и оценка фактов. Список литературы
1. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX - начала XX в. / А.Ф. Зотов, Ю.К Мельвиль. - Москва: Прогресс, 1998. - 556 с. 2. Нарский, И.С. Западноевропейская философия XIX в. / И.С. Нарский. - Москва: Наука, 1976. - 675 с. . Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней / Дж. Реале, Д. Антисери. - Санкт-Петербург: Петрополис, 1994-1997. - Т. 4, 874 с. . Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. - Минск: Современное слово, 1998. - 1675 с. . Фишер К. Артур Шопенгауэр / пер. с нем.; примеч. и послесл. А.Б. Рукавишникова / К. Фишер. - Санкт-Петербург: Лань, 1999. - 453 с. . Паульсен Ф. (1846-1908) Шопенгауэр как человек, философ и учитель / Ф. Паульсен. - Изд. 2-е. - Москва: URSS: Либроком, 2009. - VII, 71, [1] c. . Чуйко В.В. Льюис Шопенгауэр: Гартман; Дж.Ст. Милль; Герб. Спенсер [статьи] и два портрета Льюса / В.В. Чуйко. - Санкт-Петербург: А.С. Семенов, 1892. - XVI, 755-794 c.; 2 л. фронт. (портр.). . Паульсен Ф. (1846-1908) Шопенгауэр, Гамлет, Мефистотель / Ф. Паульсен. - Киев: издание Г.К. Таценко, 1902. - [3], V, 164 с. КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: Философия А. Шопенгауэра Введение
Современное демократическое общество стремительно шагает вперёд, достигая всё новых и новых результатов в своём развитии. Происходящие изменения так или иначе затрагивают все страны вне зависимости от культуры. В большинстве своём люди предают внимание материальным ценностям, а демократическая культура является обманным понятием о счастье и прогрессе. Результатом служат технические открытия, которые мешают общаться человеку с природой. Это приводит к расстройству сознания, которое не может смириться, чтобы жить в гармонии с душой, телом и природой. Уже сегодня многие люди перестали стремиться общаться с Богом. Они уже верят в технические разработки. Люди в своём развитии пришли к тому, что демократическая культура общества дала сбой и стала деградировать. Первыми критиками, выступившими против культуры демократического общества, были такие, как Вагнер, Ницше, Шопенгауэр. В то время общество отклонило метод рационального познания. Он стал неактуален, к тому же возникло новое учение Гегеля. Он рассматривал все процессы как закономерность правильного использования. Гегель придавал огромное значение разуму, полагая, что тот отличает человека от всего животного мира, что душу человека познать невозможно. Идеи Гегеля заключались в том, что человек живёт, не используя логику жизни в материальном мире. Многие философы делали неоднократные попытки познать душу разной культуры, однако их старания были тщетны, ведь они не могли объединить воедино душу, тело, культуру и мир. Это направление в философии получило название пессимистическое, а самыми яркими представителями этого направления были Фридрих Ницше и Артур Шопенгауэр. Целью работы является изучение философии Артура Шопенгауэра, а также влияния данной философии на развитие общества. Задачи: ) Исследовать взгляды и идеи Артура Шопенгауэра в контексте развития европейского иррационализма. ) Исследовать главный труд философа «Мир как воля и представление», выявить основные идеи произведения. ) Исследовать пессимизм Шопенгауэра, его вклад в развитие пессимизма. Выявить причину непопулярности произведений Артура Шопенгауэра. Актуальность учения немецкого философа Шопенгауэра состоит в том, что большое количество его мыслей многие философы взяли за основу для дальнейшего развития философских понятий. Его высказывания о воле, жизни, смерти, истине стали формироваться как человеческая мудрость, которую необходимо познать, понять, донести до всего человечества. Артур Шопенгауэр в трудах западных ученых 20 века упоминается гораздо чаще, чем философы его современности. Объясняя свои понятия, философ пытался " посеить" в окружающем мире разумное, вечное, доброе и хотел, чтобы каждый человек был по-своему счастлив. Шопенгауэр - один из самых ярких представителей пессимистического постреализма своего времени. Его учение об истине и воле в некоторых аспектах применимы в нашей современной жизни. Безвольному человеку всегда трудно жить, а волю нужно развивать, растить, вскармливать, воспитывать. Философия Артура Шопенгауэра - это огромный вклад в развитие человечества. Его труды не исчезли бесследно. Несмотря на то, что популярность пришла в последние годы жизни, а всю жизнь он неустанно отстаивал свои взгляды, философия Шопенгауэра оказала огромное влияние на многих известнейших в дальнейшем философов. Огромное значение философии Шопенгауэра заключается также в ее влиянии на общий ход философской мысли, на образование новых систем и направлений. Артур Шопенгауэр внёс неоценимый вклад в развитие иррационалистической философии XIX века. |
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы