Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава II. Формирование концепции человека в трудах Мишеля Монтеня



2.1 Мишель Монтень и его " Опыты"

Одним из крупнейших мыслителей европейского Ренессанса является Мишель Монтень, знаменитый французский политический и общественный деятель. Самым интересным с культурологической и педагогической точки зрения трудом Монтеня является его сочинение «Опыты».

Мишель де Монтень - французский писатель, мыслитель эпохи Ренессанса, философ, автор книги «Опыты». Родился 28 февраля 1533 г. в городе Сен-Мишель-де-Монтень неподалеку от Бордо, в фамильном замке. Он происходил из рода зажиточных гасконских купцов, дворянский титул у них появился лишь в конце XV в. При воспитании Монтеня его отец пользовался собственной педагогической методикой: мальчик общался с учителем исключительно на латыни. В возрасте 6 лет Мишеля отдали учиться в школу. Затем он изучал право и философию в Тулузском университете.

В юности Мишель Монтень очень интересовался политикой. С помощью отца он получил должность советника Бордоского парламента. Также его дважды избирали мэром города Бордо. Монтень считался образованным, умным человеком, и был хорошо знаком со многими государственными деятелями и мыслителями своего времени. Он обладал великолепным знанием сочинений древних авторов, а также был осведомлен в области новых книг < http: //www.wisdoms.ru/68.html>, идей, тенденций.

В 1565 г. Мишель Монтень женился. В 1568 г. скончался его отец, и он стал наследником родового имения. Он вышел в отставку и с 1571 г. поселился там. В 1572 г. приступил к работе над главным трудом под названием «Опыты».

С 1572 г. Монтень начал писать эссе. В первых из них представлены отклики о прочитанных книгах. Самый большой интерес Монтень проявлял к человеческому поведению, управлению государством, войнам, путешествиям.

В 1592 г., 11 сентября скончался в собственном замке.

Работа над «Опытами» началась в 1570 году. Первое издание вышло в 1580 году в Бордо (в двух томах); второе - в 1582 (с коррективами автора). Опубликованный впервые в 1954-1960 годах русский перевод «Опытов» (он впоследствии неоднократно переиздавался) был выполнен на основе издания А. Арменго (1924-1927), воспроизводящего так называемый «бордоский экземпляр» «Опытов» (издание 1588 г. - четвёртое по счёту - с рукописными коррективами автора). Между тем во Франции наряду с этой издательской традицией существует и иная: это вариант текста, подготовленный после кончины писателя в 1595 г. Мари де Гурнон. Именно последний был положен в основу подготовленного исследовательским коллективом во главе с Жаном Бальзамо и выпущенного в серии «Плеяда» в 2007 г. издания «Опытов».

Основное сочинение Монтеня - «Опыты». Из названий глав мы видим, что Монтень пишет нечто вроде «учебника жизни». Например, «Час переговоров - опасный час», «Выгода одного - ущерб другого», «О бережливости древних», «Различными средствами можно достичь одного и того же» и др. Изначально «Опыты» задумывались Монтенем как изложение извлеченных им из сочинений Плутарха, Сенеки поучительных примеров, анекдотов, афоризмов. Но вскоре он вынужден был добавить комментарии, базирующиеся на его личном опыте.

Очень большое место в своей книге Монтень отводил критике
изъянов современного ему общества. Причины многих этих недостатков он видел в том, что образованию в обществе уделяется незаслуженно мало внимания. Монтень говорил о том, что там, где есть необразованность, там же распространяется много нелепых суеверий, и они способствуют появлению жульничества. Идеальное общество для Монтеня - это «первобытное общество», в котором господствовала счастливая жизнь и высокие нравственные принципы, что было обусловлено отсутствием сословий, имущественного неравенства.

С развитием цивилизации, по мнению автора, эти преимущества сохранить не удалось.

«Опыты» Монтеня представляют собой необыкновенно интересный и значимый образец мышления человека заката Возрождения. Это углубленное исследование человеческой природы, погружение в себя, размышление о том, что помогает человеку переносить жизненные тяготы. Это памятник своеобразного ренессансного стоицизма, дающий представление о модели человека своего времени, являющийся прекрасным памятников культуры Франции позднего Ренессанса.

 

Монтень о воспитании

Главной идеей в теории обучения Монтеня считается то, что в обучении необходимо гуманно относиться к детям: не должно быть наказаний, принуждений и насилия.

По мысли Монтеня, ребенок становится личностью не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность критически мыслить. Он подвергал резкой критике средневековую школу, и образно писал, что это " настоящая тюрьма", откуда доносятся крики терзаемых детей и опьяненных гневом учителей. Монтень сильно осуждал чрезмерное словесное обучение (" трубят в уши, будто воду льют" ). По его убеждению, традиционное обучение почти не приносит пользы: он утверждал, большая часть наук неприложимы к делу, учащийся не получает практических знаний и навыков. Монтень считал суровость средневековых школ недопустимой и выступал против такой системы обучения. Он считал, что к детям необходимо относиться внимательно. Прежде всего, по Монтеню, необходимо развивать все стороны личности ребенка, где немаловажное место занимают физические нагрузки.

Мишель Монтень в главе «О воспитании детей» обращается к госпоже Диане де Фуа, графине де Гюрсон. Он рассказывает, что никогда не углублялся в дебри наук и его знания очень поверхностны. «Вы не найдете ребенка в средних классах училища, который не мог бы вправе сказать, что он образованней меня, ибо я не смог бы подвергнуть его экзамену даже по первому из данных ему уроков». Кроме Плутарха и Сенеки, «из которых я черпаю, как из Данаиды», Монтень со свойственным многим авторам самоуничижением признается, что не знает ни одной основательной книги.

Больше всего Монтеня интересовали история и поэзия, к которой он питал особую склонность. Он никогда не был удовлетворен достигнутыми целями, видя перед собой еще неизведанные горизонты. Но, как он описал, «вижу смутно и как бы в тумане, которого не в силах рассеять». Среди своих природных способностей Монтень выделял сообразительность, но отмечал, что нельзя полагаться только на нее, рассуждая «без разбора обо всем, что только приходит мне в голову». Нужно опираться на опытных людей и их помощь, иначе можно почувствовать себя ничтожным по сравнению с такими людьми. Монтень высказывался против вставок в современные произведения чуть ли не целых разделов из древних писателей и называл тех, кто так делает, «пустоголовыми писаками». (Здесь можно вспомнить знаменитый отрывок из переписки Фр. Петрарки и Дж. Бокаччо, где Петрарка спешит признаться, что один из учеников обнаружил в его сочинении цитату из Вергилия. Петрарка делает это специально, чтобы снять с себя обвинения в плагиате, объясняя это тем, что он настолько хорошо знает и любит Вергилия, что иногда не может сказать, где его строки, а где - Вергилия. Похожее бережное и трепетное отношение к чужим текстам было характерно для гуманистической культуры и в более поздние периоды). Цитируя чужие тексты, считает Петрарка, можно только опозорить себя, а не прославить, как они надеются. «Разные авторы поступали по-разному. Философ Хрисипп, например, вставлял в свои книги не только отрывки, но и целые сочинения других авторов, а в одну из них он даже включил «Медею» Эврипида. Аполлодор говорил о нем, что, если изъять из его книг все то, что принадлежит не ему, то кроме сплошного белого места, там ничего не останется. У Эпикура, напротив, в трехстах оставшихся после него свитках не найдешь ни одной цитаты».

Монтень ставит целью показать себя таким, какой он есть сейчас, так как завтра он может стать совершенно другим. Он не пользовался особенным авторитетом, но и не желает его, так как не мог бы обучать кого-то, имея, как он сам считает, плохое образование.

Обращаясь к госпоже Диане де Фуа, Монтень указывает на то, склонности детей в раннем возрасте видны слабо и неотчетливо. Из-за этого впоследствии могут возникнуть ошибки в выборе правильного пути. В таких ситуациях, считает Монтень, нужно направлять детей в русло наиболее полезного.

Выбор наставника для ребенка очень важен, поскольку от этого зависит, насколько удачным будет воспитание. Ребенка из хорошей семьи следует обучать, чтобы сделать его просвещенным. При этом Монтень советует очень тщательно выбирать наставника. Он говорит, что «желательно, чтобы это был человек скорее с ясной, чем с напичканной науками головой, ибо, хотя нужно искать такового, который обладал бы и тем и другим, все же добрые нравы и ум предпочтительней голой учености; и нужно также, чтобы исполняя свои обязанности, он применил новый способ обучения».

Монтень говорит о том, что воспитателю следует отказаться от приема «вливания» разнообразных знаний только лишь для того, чтобы повторить все то, что было услышано. Необходимо считаться со склонностями ребенка, предлагать выбор, иногда указывать путь, иногда, наоборот, позволять отыскать этот путь ему самому. Здесь мы можем видеть, что идеи. Высказанные Монтенем, уже в XVIII столетии будет подхвачены Жан-Жаком Руссо в его «Эмиле».

Наставник не должен только лишь говорить, он должен и слушать своего ученика. «Сократ, а в впоследствии и Аркесилай заставляли сначала говорить учеников, а затем уже говорили сами».

Учителю необходимо спрашивать с ученика не только заученный урок, но и саму его суть. Объясняя что-либо ученику наставнику, следует показать предмет с разных сторон, чтобы понять понял ли ученик как следует.

Наставнику не нужно ничего насильно разъяснять в голову ученику, он должен просеивать все как бы через сито. Ученику, если ему это по силам, следует сделать самостоятельный выбор или остаться при сомнении. «Только глупцы могут быть непоколебимы в своей уверенности». Нужно иметь собственные мысли, а не слепо следовать мыслям Ксенофонта и Платона. «Кто рабски следует за другим, тот ничего не находит. Он ничего не находит; да ничего и не ищет». Проникаясь духом древних мыслителей, не нужно заучивать их наставления. Монтень отмечает, что знания человека, заимствованные у других, будут преобразованы им самим, чтобы стать его собственным творением. «Пусть он таит про себя все, что взял у других, и предает гласности только то, что из него создал».

Обучение, основанное на одних лишь только книгах, Монтень считает «жалкой ученостью». Полезно не только читать, но и общаться с людьми, а также ездить в другие страны. Это нужно для того, чтобы вывезти оттуда «знание духа этих народов и их образа жизни, и для того также, чтобы отточить свой ум в соприкосновении с умами других». Монтень советует посылать молодежь за границу в настолько раннем возрасте, насколько это возможно. Также он отмечал, что недаром все считают, что глупо обучать и воспитывать ребенка под опекой родителей: так как родители не способны наказывать своих детей за проступки из-за излишней любви. Авторитет наставника должен быть для ученика непререкаемым, и он, в свою очередь не должен быть поколеблен из-за вмешательства родителей.

Помимо души, также необходимо закалять тело ребенка. «Я-то хорошо знаю, как тяжело приходится моей душе в компании со столь нежным и чувствительным, как у меня, телом, которое постоянно ищет ее поддержки». Свое тело необходимо закалять тяжелыми упражнениями, чтобы приучить его стойко переносить боль и страдания. Избалованность и осведомленность о собственном величии и богатстве тоже является серьезной помехой в обучении. Можно сделать такой вывод, что ребенок должен узнать все тяжелые стороны жизни, чтобы быть к ним готовым.

Ребенка следует приучать к бережливости в расходовании знаний, он не должен оспаривать глупости и выдумки, так как это невежливо. Тем более, что скромность и молчаливость очень ценятся в обществе. Если ребенку что-то не нравится, пусть довольствуется исправлением себя самого, а не корит другого. Также не нужно восставать против общепринятых обычаев, следует избегать заносчивости и надменности, ребяческого тщеславия. «Следует научить ребенка вступать в беседу или в спор только в том случае, если он найдет, что противник достоин подобной борьбы; его нужно научить также не применять все те возражения, которые могут ему пригодиться, но только сильнейшие из них». Склоняться перед истиной очень важно, важно также приучать ребенка тщательно выбирать доводы. Доводы должны быть наиболее точными, а, следовательно, и краткими. Также для Монтеня очень важно, чтобы в ученике пробудилось желание быть верноподданным и беззаветно преданным слугой своего государя.

В речи ученика должны отражаться его совесть и добродетели, и он должен всегда руководствоваться разумом. Нужно научиться признавать свои ошибки, даже если они никем не были замечены. Необходимо объяснить ученику, что, бывая в обществе, он должен присматриваться ко всем и ко всему. «Оценивая достоинства и свойства каждого, юноша воспитывает к себе влечение к их хорошим чертам и презрение к дурным».

В ученике очень важно воспитать любознательность и наблюдательность. Он должен интересоваться всем без исключения. Большое значение, по мнению Монтеня, имеет изучение истории. «Обратившись к истории, юноша будет общаться с великими душами лучших веков». Наставнику необходимо преподать не только знания исторических фактов, но и умение их анализировать.

«После того как юноше разъяснят, что же собственно ему нужно, чтобы сделаться лучше и разумнее, следует ознакомить его с основами логики, физики, геометрии и риторики; и какую бы из этих наук он ни выбрал, - раз его ум к этому времени уже будет развит, - он быстро достигнет в ней успехов». Преподавать науки нужно через беседы с наставниками и с помощью книг.

Монтень советует не держать ученика в неволе, он не должен трудиться каждый день по четырнадцать или пятнадцать часов. Если он будет корпеть над изучением книг, в этом тоже мало хорошего: он станет не способен к общению с другими людьми.

«Вообще же обучение должно основываться на соединении строгости с мягкостью, а не так, как это делается обычно, когда, вместо того, чтобы приохотить детей к науке, им преподносят ее как сплошной ужас и жестокость». В связи с этим, отказавшись от насилия и принуждения, можно избежать уродства и извращения натуры, в которой изначально были хорошие задатки. Нельзя, чтобы ребенок был маменькиным сынком и был похож на изнеженную девицу. Нужно, чтобы он был сильным и крепким юношей.

Порядки, заведенные в большинстве школ, Монтеню активно критиковал. Он говорил, что вред, наносимый ими, был бы меньше, если бы воспитатели быль немного снисходительней. Монтень называл их «тюрьмами для заключенной в них молодежи». «Там развивают в ней развращенность, наказывая за нее прежде, чем она действительно проявилась. Зайдите в такой коллеж во время занятий: вы не услышите ничего, кроме криков - криков школьников, подвергаемых порке, и криков учителей, ошалевших от гнева». Очевидно, что таким способом невозможно пробудить у учеников охоту к занятиям.

Монтень сурово критиковал схоластов, а также учителей новых гуманистических школ. Монтень обвинял их в том, что они превращают изучение древних языков и культурного наследия античности в самоцель, не стремятся придать обучению воспитывающий характер, связать образование с жизнью.

Педантизм Монтень считал большим пороком и часто критиковал. Он полагал, что педантизм извращает знание, которое является самой большой ценностью. Монтень говорил, что мы стремимся лишь заполнить свою память. Педанты читают много книг, и, набравшись оттуда знаний стремятся поскорей расстаться с ними. «Наша ученость - так, по крайней мере, считаю я - состоит только в том, что мы знаем в это мгновение; наши прошлые знания, а тем более будущие, тут ни при чем».

Худшим является то, что ученики педантов «насыщаются их наукой и не усваивают ее». Наука просто передается из рук в руки и служит для того, чтобы ей хвастаться и развлекать других. Из нее делали предмет интересного разговора, «она вроде счетных фишек, непригодных для иного употребления и использования, кроме как в счете или в игре».

При этом он понимал, что в жизни все гораздо сложнее, и задавался вопросом, «каким образом может случиться, чтобы душа, обогащенная знанием столь многих вещей, не становилась от этого более отзывчивой и живой, и каким образом ум грубый и пошлый способен вмещать в себя, нисколько при этом не совершенствуясь, рассуждения и мысли самых великих мудрецов, когда-либо живших на свете, - вот чего я не возьму в толк и сейчас».

Монтень утверждал, что «чем больше заполняется наша душа, тем вместительнее она становится, и среди тех, кто жил в стародавние времена, можно встретить, напротив, немало людей, прославившихся на общественном поприще, - например, великих полководцев или государственных деятелей, отличавшихся вместе с тем и большою ученостью».

Поэтому Монтень осуждал философов, которые уклоняются от всякого рода общественной жизни. Он полагал, что их не стоит делать судьями, которые выносили бы приговор, хотя, несомненно, они с большим энтузиазмом взялись бы за это дело. Но, «прежде всего они займутся такими вопросами, как: существует ли жизнь, существует ли движение? Представляет ли собой человек нечто иное, чем бык? Что значит действовать и страдать? Что это за звери - законы и правосудие? ».

Сравнивая философов прошлого и настоящего, Монтень резко критиковал своих современников, так как они не способны выполнять общественные обязанности и придерживаются грубых и надменных нравов.

Философы древности, наоборот, поражали Монтеня своей мудростью. Он приводил в пример Архимеда, чтобы показать мудрость философов прошлого. Архимед отвлекался от «ученых разысканий» для того, чтобы применять их на практике для защиты своей родины. Сам он презирал свои изобретения и никогда не хвалился ими. Некоторые, видя недостойных людей у власти, отказались от службы государству.

Монтень считал современную практику обучения не подходящей, так как она не делает ни учеников, ни учителей мудрее, несмотря на приобретенную ученость. «И, в самом деле, заботы и издержки наших отцов не преследуют другой цели, как только забить нашу голову всевозможными знаниями; что до разума и добродетели, то о них почти и не помышляют». Знание должно быть уравновешено добродетелью. Нужно знать не больше, а лучше, то есть знание должно быть осмысленным.

Мишель Монтень говорил также о важности своих собственных суждений и поступков. «Мы умеем сказать с важным видом: " Так говорит Цицерон" или " таково учение Платона о нравственности", или " вот подлинные слова Аристотеля" ».

У нас нет собственного мнения, мы чуть, что бежим искать ответ в книгах. «Мы берем на хранение чужие мысли и знания, только и всего». Нужно иметь и собственные мысли и усваивать информацию с пониманием.

Обучение должно вызывать в нас какие-то изменения к лучшему. Суждения должны становиться более здравыми. Иначе ученик мог бы заняться и чем-нибудь другим, например, игрой в мяч. «От своей латыни и своего греческого он стал надменнее и самоуверенней, чем был прежде, покидая родительский кров, - вот и все его приобретения. Ему полагалось

бы прийти с душой наполненной, а он приходит с разбухшею; ей надо было бы возвеличиваться, а она у него только раздулась».

Монтень сравнивал современных ему учителей с софистами, говоря о том, что они только обещают быть полезными человечеству, а на деле же ничего этого нет, они только портят все.

Таких ученых писатель называет «окниженными», т.е. это те, «кого наука как бы оглушила, стукнув по черепу». И чаще всего это действительно так, и такие люди кажутся лишенными всякого здравого смысла. Ученые мужи стремятся возвыситься над окружающими и блеснуть своими знаниями, несмотря на то, что они поверхностны. «Еще не разобравшись, в чем суть вашей тяжбы, они забивают вам голову целою кучей законов. Им известна теория любой вещи на свете; надо только найти того, кто применил бы ее на практике».

Эти люди не способны понять самих себя, их память забита, а в голове совершенная пустота, как, например, у модников, к которым он относится с явным презрением. «Я ненавижу наших модников, относящихся нетерпимее к платью с изъяном, чем к такой же душе, и судящих о человеке лишь по тому, насколько ловок его поклон, как он держит себя на людях и какие на нем башмаки».

Обучение во Франции, по мнению Монтеня, преследовало только прямую выгоду. А в науку шли люди, которые хотели найти в ней средства к существованию. Но чаще всего наука приносило лишь дурные плоды, в силу их дурного воспитания и под влиянием дурных примеров. «Ведь она не в состоянии озарить светом душу, которая лишена его, или заставить видеть слепого; ее назначение не в том, чтобы даровать человеку зрение, но в том, чтобы научить его правильно пользоваться зрением, когда он движется, при условии, разумеется, что он располагает здоровыми и способными передвигаться ногами».

Монтень приводил в качестве примера рассказ Ксенофонта о воспитании детей в Персии. Персы обучали своих детей добродетели. Новорожденных детей отдавали евнухам, которые пользовались расположением царя по причине своей добродетели. Тело ребенка должно было быть здоровым и красивым, и в восемь лет его приучали к верховой езде. В возрасте четырнадцати лет мальчика отдавали под надзор четырех воспитателей: самого мудрого, самого справедливого, самого умеренного и самого доблестного. Они обучали его религиозным верованиям, учили никогда не лгать, властвовать над собой и ничего не бояться.

В своей педагогической < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0> теории Монтень выступал смелым новатором. Он призывал как можно более разносторонне развивать ребенка. Цель воспитания состоит в том, чтобы воспитать личность. Эти взгляды Монтеня оказали большое влияние на значительную часть последующей педагогики.

Восприятие Монтенем проблем, связанных с воспитанием и образованием, предложенные им педагогические методы были достаточно актуальны для его эпохи, отражали гуманистические традиции отношения к человеческой личности, а также были восприняты европейской культурой более позднего времени.

 

Идеал человека у Монтеня

 

Жизнь Мишеля Монтеня проходила во время гугенотских войн, когда многие люди чувствовали отчаяние и безнадежность. Он был членом городского магистрата, и поэтому сам лично убедился во всех несправедливостях, которым подверглись несчастные жертвы религиозного фанатизма. Он был свидетелем лицемерия, лжи и фальши «доказательств» при судебных процессах. Все это нашло отражение в его литературном творчестве, в котором он рассуждал о человеке и его достоинстве.

Противоречивую природу человека Монтень раскрыл на основе собственного опыта, и поэтому он, и его концепция стали интересны не только современникам, но и потомкам.

Для Монтеня неприемлем религиозный фанатизм, а также инквизиция, пытки, «охота на ведьм». С другой стороны, безверие так же осуждалось французским мыслителем, он выступал и против атеизма.

Монтень в своем творчестве проявил яркий интерес к человеку и к его внутренней духовной жизни. Три книги «Опытов» показывают нам картину многолетнего самоанализа и пристального внимания к самому себе. По его собственным словам, Монтень занимался «наукой о человеке».

Монтень высказал об этом ряд идей, которыми позже будут восторгаться Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой. Например, в размышлениях Монтеня появилась идея о том, что социальное бытие человека - это проблема качества общества и взаимоотношений самого человека с обществом. Монтень прекрасно понимал, что процесс самосозидания человека, живущего в обществе, где царит «распущенность и безнаказанность», невозможен без нахождения меры между ним самим и тем, что должно организовывать его жизнь. В связи с этим мыслитель говорил о вреде, который приносит людям распространенное заблуждение ума, не способного представить ничего более величественного, чем правитель того государства, в котором человек живет. Иначе говоря, не только человеку, но и обществу в целом нужна его соизмеримость с чем-то внешним для него самого.

Главный идеал Монтеня - свободный от принуждения человек, который может проявить все богатство своей индивидуальности, своих способностей, данных ему от рождения. Высший критерий этических ценностей - это отдельная человеческая личность, с ее внутренним миром, ее представлениями о благе и справедливости.

Монтень жил в эпоху Возрождения, и его индивидуализм, с одной стороны, очень далек от буржуазного индивидуализма нового времени. В нем нет оттенка эгоистичности и корыстолюбия. С другой стороны, для него не показательна и парадоксальность, столь характерная для мировосприятия, преобладавшего в XVII столетии.

Желания отдельного индивидуума не противостоит у Монтеня интересам других людей. Личное не становится частным; не изолируется, не отгораживается от общественного начала и поэтому не вступает с последним в конфликт.

Для Монтеня была важна и близка идея естественного равенства, и он идеализировал это состояние человечества, так как считал, что счастливая жизнь и исключительно высокие нравственные устои обусловлены отсутствием сословного и имущественного неравенства. Но все эти преимущества утрачены с развитием цивилизации. «Из того, что придумали люди, нет ничего боле правдоподобного и боле полезного, чем пирронизм, благодаря ему человек оказывается голым и опустошенным, признающим свою прирожденную слабость и готовым признать некую высшую силу… это - чистый лист бумаги, на котором перст Божий может начертать все, что ему благоугодно». Монтень, пользуясь методом самонаблюдения, исследует текучесть и противоречивость человеческого характера. Человек не должен ожидать счастья, которое будет ждать его на небесах, он должен быть счастлив на земле.

Монтень был скептиком, но, не смотря на это, он верил в возможность совершенствования человеческого мышления. Для этого человек должен познать законы природы. (Стоит отметить, что именно об этом говорили многие ученые в эпоху возрождения, например, Леонардо да Винчи. И картина мира эпохи Возрождения во многом была выстроена на основе идеи о том, что физические законы мироздания - познаваемы, человек изначально предназначен для того, чтобы их познать и совершенствовать мир с их помощью). Также Монтень пылко выступал против закоренелых предрассудков и предубеждений. Он доказывал, что человеческое познание и без того ограниченно, и поэтому необходимо совершенствование на основе объективного познания естественных закономерностей природы.

С другой стороны, взгляд Монтеня на человека лишен оптимизма. Человек чувствует свое ничтожество и суетность, он - существо испорченное и слабое, обладающее болезненным высокомерием, и он отнюдь не занимает центрального положения в мироздании. При этом, Монтень, предвосхищая мыслителей Нового времени, говорил о том, что человек по утверждению Монтеня, имеет право на сомнение. Сомнению подвергается средневековая схоластика, догматы католической религии, само христианское понятие о Боге.

Монтень конструктивно критиковал не только изъяны человека, но и общества своего времени, и призывал исправить их.

По убеждению Монтеня, все человеческие познания относительны и недостоверны, абсолютную истину человеческий разум постичь не в состоянии. Таким образом, всё в мире относительно.

Основными целями жизни человека по Монтеню являются стремление к счастью и самопознание. Монтень был очень популярен, как и при жизни, так и после смерти.

Монтень был очень заметной и уникальной фигурой в истории западноевропейской культуры. Он всегда волновал философскую и художественную мысль. В творчестве Шекспира есть заимствования из Монтеня, Паскаль и Декарт спорили с ним, Вольтер его защищал. Он был популярен, о нем писали, на него ссылались, вели с ним полемику или одобряли. Авторами, которые были близки к его идеям и обращались к наследию его творчества, были Бэкон, Гассенди, Мальбранш, Боссюэ, Бейль, Монтескье, Дидро, Руссо, Ламетри, Пушкин, Герцен, Толстой.

Необходимо отметить, что Монтень был не одинок ни в своем отношении к проблемам воспитания и образования, ни в своем понимании особенностей человеческой природы. Многие современники, как старшие, так и младшие, разделяли его идеи. Например, взгляды на воспитание у Монтеня близки идеям Ф. Рабле. Французский гуманист Франсуа Рабле, так же, как и Монтень выступал против средневекового воспитания и высмеивал его. Средневековая система образования получила отражение в его романе «Гаргантюа и Пантагрюэль». «Его роман наиболее полное и цельноевыражение ренессансного гуманизма».В романе Рабле миф сочетается с злободневностью. За фантастическими образами стоят живые люди, разыгрываются действительные события. В основе романа лежит большой личный опыт автора и его наблюдения. «Оcновная задача Рабле - разрушить официальную картину эпохи и ее событий, взглянуть на них по-новому, осветить трагедию или комедию эпохи с точки зрения смеющегося народного хора на площади». Он пропагандировал и поощрял развивающие игры, обсуждение прочитанного, применение полученных знаний на практике. Он, как и Монтень признавал важность телесного развития. Он предлагал ввести в обучение гимнастические упражнения, игру в мяч, плавание, фехтование.

В этой книге мы видим, как Рабле рассматривал ряд проблем современности и выражает свое мнение на различные стороны жизни. В культуре Ренессанса педагогика имела большое значение, так как этот период - время научного подхода и открытий, пришедших Средневековью, это время появления новой модели человека с новым образом мыслей. Один из персонажей Рабле - король Грангузье поручил решение вопроса воспитания Гаргантюа схоластикам и богословам сорбоннского типа, людям старой культуры и старой науки, для которых главный метод обучения - «зубрежка», в результате которой Гаргантюа выучил азбуку наизусть в обратном порядке всего лишь за 5 лет и 3 месяца. Бедный Гаргантюа стал заметно глупеть и на смену учителям-схоластикам пришли гуманисты. И здесь Рабле в очень яркой форме раскрывает свои идеалы. Воспитание по Рабле - это не только умственное, но и физическое образование, чередование различных дисциплин и отдыха, а так же не насильственное «вдалбливание» дисциплин, а свободное обучение, воспринимаемое учеником с радостью. Схоласты, будучи представителями старого мира, душили на корню новые идеалы, вот поэтому-то так жестоко осмеивает их Рабле, выставляя на посмешище их умственную немощь, издеваясь над их человеческими слабостями.

В образе Пантагрюэля Ф.Рабле выразил свой идеал монарха и человека. Пантагрюэль не похож ни на одного из реально существующих монархов. В начале книги он - великан, в середине превращается в обычного человека. Он - универсальный человек, образ большой французской нации.

Свои педагогические идеалы Ф. Рабле выразил, описывая воспитание героя романа: весь день разделен для занятий, которые должны чередоваться с играми и физическими упражнениями. Ведущее место в программе обучения принадлежит древним и новым языкам, которые открывали путь к постижению произведений античных авторов, научному анализу библейских текстов. Поэтому в романе Гаргантюа изучает греческий, латинский, арабский, еврейский языки, «незнание которых непростительно для всякого, желающего слыть образованным человеком». Важное место в образовании отводится естественно-научному познанию природы на основе «семи свободных искусств». Ф. Рабле был сторонником наглядных методов обучения, поэтому основной путь овладения знаниями - это непосредственные наблюдения молодого человека за окружающим миром.
Ф. Рабле развивал идею индивидуального образования, поскольку обучение, осуществляемое путем индивидуальных занятий воспитателя с учеником, позволяет решить задачу соединения образования и нравственного воспитания. Особое значение Рабле придавал физическому воспитанию, в котором требовал сочетания физических упражнений с активной деятельностью и освоением ремесел. Его герой «метал копье, дротик, брус, камень, рогатину, алебарду, натягивал силою мускулов огромные самострелы, целился на глаз из мушкета, наставлял пушку, стрелял в мишень. Он плавал в глубокой воде лицом вниз, навзничь, на боку, всем корпусом, высунув руку, он лазал, как кошка по деревьям; охотился, прыгал, фехтовал». Позднее глобальные идеи и Монтеня, и Ф. Рабле были развиты в теориях Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.

Значение педагогических идей Мишеля Монтеня в том, что отголоски этих идей можно найти в педагогических трактатах Яна Амоса Коменского < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9, _%D0%AF%D0%BD_%D0%90%D0%BC%D0%BE%D1%81> и Джона Локка < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%BA%D0%BA, _%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%BD>, в «Эмиле» Руссо < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BE, _%D0%96%D0%B0%D0%BD-%D0%96%D0%B0%D0%BA>, а также в статье Николая Ивановича Пирогова < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2, _%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87> «Вопросы жизни». Локком была подробно развита идея нравственного воспитания, Руссо разработал теорию естественного воспитания, основой которой была идея Монтеня в отказе от принуждения учеников и воспитания в сельской среде. Обращаясь сейчас к его творческому наследию, мы видим, что эти идеи актуальны и по сей день.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.056 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь