Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 1. Теоретические основы формирования творческих способностей у детей на занятиях по изобразительной деятельности



Введение

 

Актуальность избранной темы объясняется тем, что развитие творческих способностей ребенка необходимо для воспитания полноценной зрелой личности. Во все времена нужны были творческие личности, т. к. именно они определяют прогресс человечества. Решение данной проблемы начинается уже в дошкольном детстве, по мнению Л.С. Выготского именно этот возраст является сенситивным для развития и формирования творческой личности. Б.М. Теплов отмечает, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для их общего развития. Дошкольная педагогика рассматривает детское творчество в тесной взаимосвязи с эмоциональным, познавательным и социальным развитием, дети имеющие задержку психического развития отличаются отставанием в развитии и несформированности всех этих компонентов, что доказано исследованиями многих авторов (Г.Е. Сухаревой, Т.А. Власовой, С. Г. Шевченко, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, Л. В. Кузнецовой и др.)

Одно из направлений, которое способствует комплексному развитию дошкольников с задержкой психического развития - это изобразительная деятельность. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

При рисовании с натуры у детей развивается внимание, а при рисовании по представлению - память.

Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению. Дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, слушать и запоминать задание, выполнять его по определенному плану, укладываться в отведенное время, оценивать работу, находить и исправлять ошибки, планировать деятельность, доводить начатое до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты, материалы (Р.Г. Казакова, В.Б. Косминская и др.).

В России проблему творчества как фактора развития личности ребенка в последние десятилетия рассматривали Н.А. Ветлугина, Л.Г. Дмитриева, А.Н. Зимина и др. а занятиях коррекционной ритмики44Однако в педагогике вопросы, непосредственно связанные с определением влияния нетрадиционных техник рисования в процессе изодеятельности на развитие творческих способностей у дошкольников с задержкой психического развития, недостаточно разработаны.

Практический аспект реализации развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста.

Цель данного исследования: изучить возможности формирования творческих способностей у дошкольников с задержкой психического развития на занятиях по изобразительной деятельности.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические основы формирования творческих способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития в психолого-педагогической и специальной литературе.

2. Выявить особенности сформированности творческих способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития.

.   Подобрать содержание занятий по изобразительной деятельности и апробировать на практике методику их проведения для формирования творческих способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Объект исследования: формирование творческих способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития в процессе изодеятельности.

Предмет исследования: творческие способности старших дошкольников с задержкой психического развития.

Методы исследования:

. изучение, анализ и обобщение данных психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

. педагогическое наблюдение с целью получения сведений о психолого-педагогическом развитии старших дошкольников с задержкой психического развития;

. беседа с педагогическим персоналом с целью выявления характерных особенностей физического, психического и творческого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;

. педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий)

. методы математической статистики и обработки данных.

База исследования: Обследование проводилось на базе ДОУ Компенситующего вида № 5 в городе Усолье-Сибирское. Были взяты дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в количестве 20 человек.


Глава 1. Теоретические основы формирования творческих способностей у детей на занятиях по изобразительной деятельности

Умение сравнивать

Анализировать

Комбинировать

Если ребенок это умеет, у него есть творческие способности. Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течении его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в " момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. (Б. П. Никитин) [45].

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Из работ таких авторов, как Дж. Смит Б.Н. Никитин и Л.Кэррол, можно выделить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей: [27, 46, 31].

. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.

. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.

. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.

. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.

. Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Однако, как указывают авторы, создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, педагогическая практика доказывает, если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели [46].

Таким образом, хорошо развитые творческие способности это один из показателей полноценно зрелой личности. В процессе творчества ребёнок воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое. В результате этого, он развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, своё умение владеть телом, голосом, речью и др. Успешное развитие творческих способностей, определяет ряд условий.


Задание №3

Тест «Круги» [41]

Направлен на изучение индивидуальных особенностей невербальных компонентов творческого воображения.

Экспериментальный материал: бланк с 10 кругами ( диаметр каждого-3 см);

Описание методики: Испытуемому предлагается бланк с кругами и дается задание нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круг как основу.

Инструкция: «У тебя на листе даны 10 кругов. Нарисуй любые предметы используя эти круги». Для обработки результатов теста использовались 3 показателя: скорость, гибкость и оригинальность творческого воображения.

Для определения скорости подсчитывается общее количество рисунков.

Для определения гибкости рисунки группируются следующим образом:

а) рисунки, изображающие природу, те предметы, вещи, явления, которые существуют без вмешательства человека («Природа»);

б) предметы, которые человек изготавливает и использует в хозяйстве, т.е. предметы быта, домоводства (Быт»);

в) предметы, используемые в научно-технической деятельности («Наука и техника»);

г) предметы, используемые в спортивных занятиях («Спорт»)

д) предметы, которые не имеют практической ценности, используются для украшения (сюда же относятся рисунки, которые невозможно идентифицировать).

Все рисунки испытуемого распределяются по указанным группам, затем подсчитывается количество переходов между группами. Это и является показателем гибкости образного воображения.

Анализ рисунков по тематике дает представление о насыщенности памяти образами и понятиями из тех или иных областей, а также о степени легкости актуализации различных образов.

За оригинальные можно принять только те рисунки, которые встречаются в группе 1-2 раза. Оригинальные рисунки можно разделить на 3 группы:

а) воплощающие образы редко встречающихся и редко вспоминающихся предметов и явлений;

б) несуществующие предметы и явления;

в) редко актуализирующиеся вне познавательной деятельности понятия, образы, зрительные представления.

Анализ результатов:

1-4 балла: Задания выполнялись медленно, ребенок рисовал не по инструкции, рисунки конкретные, из категории «Быт», не использованы все круги.

-7 баллов: задание выполнялось достаточно быстро, ребенок использовал несколько кругов для изображения предметов, присутствуют рисунки обобщающего характера, расширены категории, использовано большее количество кругов.

-10 баллов: задание выполнялось быстро, ребенок выполнил задание по инструкции, присутствуют конструктивные рисунки.

 

Заключение

 

В настоящей курсовой работе была поставлена цель практическим путем выявить наиболее эффективные приемы развития творческих способностей у дошкольников с задержкой психического развития на занятиях по изобразительной деятельности.

В процессе работы мы изучили состояние проблемы развития творческих способностей у детей в норме и с задержкой психического развития. Провели специальное обследование уровня творческих способностей по авторским методикам. Разделили детей по уровням развития творческого воображения. Выявили, что у большинства детей низкий уровень развития творческого воображения, что объясняется нарушением познавательной деятельности. Разработали цикл занятий по развитию творческих способностей, на которых целенаправленно активизировали психические процессы мышления и воображения для формирования таких умений, как умение сравнивать, анализировать, абстрагировать, воображать. Мы учитывали, что ведущий вид деятельности в старшем дошкольном возрасте - игровой. Включая элементы игры в любое из заданий, мы резко повышали интерес ребенка, активизировали его психические процессы, мобилизировали силы ребенка. Мы не знаем, в чем можно измерить творчество. Но мы видим, как на занятиях меняется сам ребенок ( его поведение, настроение, активизируются познавательные процессы), как меняется характер его рисунка, его содержание, цветовая палитра. Проведение нетрадиционных занятий вызывает неподдельный интерес ребенка. Очень важно одобрять и поддерживать его. Не сравнивать детские работы! Мы не стремились, чтобы исправлять в детских рисунках все, что нам кажется неправильным, все, что на наш взгляд не соответствовало действительности. Мы стремились воспитать творческую личность. Чтобы ребенок, став взрослым, мог так же творчески преодолевать все трудности. Поставленная цель в данной курсовой была достигнута.


Библиография

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 422 с.

2. Боровик О.В. Роль рисунка при изучении детей // Личностно-ориентированный подход в развивающем и коррекционном образовании. - Биробиджан, 1998. - С. 45 - 56

.   Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. - М.: Гном-Пресс, 2002 -64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников

.   Боровик О., Развиваем воображение// Дошкольное образование. - 2001. -№1(49)- с.14.

.   Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

.   Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с временной задержкой развития. М. - Педагогика, 1971.

.   Выготский Л.С. Обучение и развитие в детском возрасте. - М., 1956.

.   Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развитии. // Вопросы психологии.-1972.-№2.

.   Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6Т.-Т2 - М., 1982/ Воображение и его развитие в детском возрасте: 436 - 455/.

10. Грошенков ИЛ. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе: Учебное пособие для студентов дефектологичес-1сих факультетов педагогических институтов. - М., 1982, 132 с.

. Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопр. психол. 1980. № 2. С. 107-114.

12. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. - М., 1986.

.   Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей.//Вопр. психологии. 1988. № 6.

14. Екжанова ЕА.Формирование изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР. Методическое пособие. - М., 2000.

15. Ермолаева М.В.Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. - М.: Изд. НПО «МОДЭК», 1998.

16. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. - М.: Изд. НПО «МОДЭК», 1998.

17. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 Т. - М., 1986 - Т1.

18. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. - М., 1964.

.   Игнатьев Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Вып. 76. М., 1956.

20..КазаковаР.Г., Сайганова.Т.И., Седова. Е.М., Слепцова.В.Ю., Смагина. Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование \ под. Ред. Казаковой Р.Г.- М.: ТЦ Сфера, 2005- 128 с. (Серия» Вместе с детьми»).

. Кириллова Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошк. Восп.. 1971. - № 2.

22. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у детей.-М., 1970 87

23. Комарова Т. Детское художественное творчество.- М., 2005.

. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. Пособие для студ. психол. фак. высш. Учеб. заведений. - М.: Академия, 2003.-144с.

25. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.

.   Лубовский В.И. Высшая нервная деятельность и психические особенности детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1972. - № 4.

.   Лубовский В.И., Переслени Л.И. Дети с задержкой психического развития. - М., 1983.

.   Люблинская А.А., Детская психология. - М., 1971.

.   Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. - М., 1959.

.   Мухина В.С., Детская психология. - М., 1985. 272 с.

31. Немов Р.С., Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с..

32. Немов Р.С., Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 2: Возрастная психология, 1995.

. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с.

. А. В. Никитина»Нетрадиционные техники рисования в детском саду Издательство: КАРО, 2010г.

35. Орлова А.Н. Использование графического метода в скрининг-диагностике психического развития детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дисс. канд. психол. наук, 2000.

36. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М., 1977. 272 с.

. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1980. - № 3.

38. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития - вопросы дифференциальной диагностики // Вопросы психологии. - 1989. - № 1.

.   Петровский А.В. Воображение / Общая психология. - М., 1977.

.   Петровский А.В. О психологии личности. - М.: Искусство, 1998. - 176 с.

41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. Т.2. - М., 1989.

42. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. - Т. 1 - М., 1989.

.   Слободчиков В. И. Психологические Проблемы становления внутреннего мира человека // Вопр. психол. 1986. № 6. С. 14-22

.   Слепович Е.С. Психологическая структура ЗПР в дошкольном возрасте.-М 1994

.   Слепович Е.С. Игровая деятельность детей с задержкой психического развития.- М.: Педагогика, 1990.

46. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с ЗПР. - Минск, 1989.

. Столяренко Л.Д. основы психологии. Ростов н/Д. Феникс, 1996. - 736с.

48. Субботина Л.Ю. Развитие воображение детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240 с.

49. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. - М., 1990.

. Урунтаева Г.А., Дошкольная психология. - М., 1997.

51. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А., Практикум по детской психологии. - М., 1995.

Введение

 

Актуальность избранной темы объясняется тем, что развитие творческих способностей ребенка необходимо для воспитания полноценной зрелой личности. Во все времена нужны были творческие личности, т. к. именно они определяют прогресс человечества. Решение данной проблемы начинается уже в дошкольном детстве, по мнению Л.С. Выготского именно этот возраст является сенситивным для развития и формирования творческой личности. Б.М. Теплов отмечает, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для их общего развития. Дошкольная педагогика рассматривает детское творчество в тесной взаимосвязи с эмоциональным, познавательным и социальным развитием, дети имеющие задержку психического развития отличаются отставанием в развитии и несформированности всех этих компонентов, что доказано исследованиями многих авторов (Г.Е. Сухаревой, Т.А. Власовой, С. Г. Шевченко, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, Л. В. Кузнецовой и др.)

Одно из направлений, которое способствует комплексному развитию дошкольников с задержкой психического развития - это изобразительная деятельность. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

При рисовании с натуры у детей развивается внимание, а при рисовании по представлению - память.

Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению. Дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, слушать и запоминать задание, выполнять его по определенному плану, укладываться в отведенное время, оценивать работу, находить и исправлять ошибки, планировать деятельность, доводить начатое до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты, материалы (Р.Г. Казакова, В.Б. Косминская и др.).

В России проблему творчества как фактора развития личности ребенка в последние десятилетия рассматривали Н.А. Ветлугина, Л.Г. Дмитриева, А.Н. Зимина и др. а занятиях коррекционной ритмики44Однако в педагогике вопросы, непосредственно связанные с определением влияния нетрадиционных техник рисования в процессе изодеятельности на развитие творческих способностей у дошкольников с задержкой психического развития, недостаточно разработаны.

Практический аспект реализации развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста.

Цель данного исследования: изучить возможности формирования творческих способностей у дошкольников с задержкой психического развития на занятиях по изобразительной деятельности.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические основы формирования творческих способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития в психолого-педагогической и специальной литературе.

2. Выявить особенности сформированности творческих способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития.

.   Подобрать содержание занятий по изобразительной деятельности и апробировать на практике методику их проведения для формирования творческих способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Объект исследования: формирование творческих способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития в процессе изодеятельности.

Предмет исследования: творческие способности старших дошкольников с задержкой психического развития.

Методы исследования:

. изучение, анализ и обобщение данных психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

. педагогическое наблюдение с целью получения сведений о психолого-педагогическом развитии старших дошкольников с задержкой психического развития;

. беседа с педагогическим персоналом с целью выявления характерных особенностей физического, психического и творческого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;

. педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий)

. методы математической статистики и обработки данных.

База исследования: Обследование проводилось на базе ДОУ Компенситующего вида № 5 в городе Усолье-Сибирское. Были взяты дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в количестве 20 человек.


Глава 1. Теоретические основы формирования творческих способностей у детей на занятиях по изобразительной деятельности


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.051 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь