Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 1: Школа психоанализа.



Введение.

Глава 1: Школа психоанализа.

1.1Зигмунд Фрейд

1.2 Карл Густав Юнг

1.2.2 Факторы, препятствующие психологическому развитию

1.3Альфред Адлер

1.3.1 Факторы, препятствующие психологическому развитию.

1.4 Эрик Эриксон

1.4.1 Факторы, препятствующие психологическому развитию.

Глава 2: Гуманистическая школа.

2.1 Абрахам Маслоу

2.1.1 Факторы, способствующие психологическому развитию.

2.1.2 Факторы, препятствующие психологическому развитию.

2.2 Карл Роджерс

2.2.1 Факторы, препятствующие психологическому развитию.

Глава 3: Самостоятельные теории личности

3.1 Джордж Келли

3.1.1 Факторы, способствующие и препятствующие личностному развитию.

3.2 Курт Левин

3.2.1 Факторы, способствующие личностному развитию.

3.2.2 Факторы, препятствующие личностному развитию.

Глава 4: Сравнительная характеристика

Заключение.

Литература:


Введение.

 

Идея развития личности является одной из центральных в истории становления психологии как науки, однако, в рамках каждой теории, занимавшейся рассмотрением данного вопроса, разрабатывалось своё видение данного вопроса.

Исследование разных взглядов на идею развития позволяет составить комплексное представление о подходах к пониманию данного понятия.

Актуальность выбранной темы, определяется повышенным вниманием к идее развития личности в современных школах практической психологии, в  рамках тренинговых и терапевтических программ.

Цель работы: изучение подходов к пониманию развития личности в трудах ключевых исследователей данной области.

В рамках данной работы понятие развития личности рассматривается не с позиции её онтогенеза, а с позиции характеристик личности.

Предмет исследования: теории личности выдающихся учёных, уделявших внимание данному вопросу.

Методологическая основа исследования: описательный и сравнительный метод.

Задача исследования: нахождение ответа начетыре вопроса:

1. Что понимает автор рассматриваемой теории под понятием развития личности?

2. Какие характеристики, критерии здоровой (в достаточной мере развитой) личности выделяет автор теории?

3. Какие факторы, по мнению автора теории, способствуют психологическому росту?

4. Какие факторы создают помехи, препятствуют психологическому росту?

В первой главе данной работы рассмотрен подход к развитию личности в рамках психоаналитической школы, и будут представлены взляды З.Фрейда, К.Г.Юнга, А.Адлера и Э.Эриксона

Во второй главе изучается видение идеи развития личности представителями гуманистической школы: А.Маслоу, К.Роджерса.

В третьей главе анализируются взгляды таких учёных, как Д.Келли и К.Левин.

В итоговой четвёртой главе представлена сводная таблица.

 


Глава 1: Школа психоанализа.

Вследствие нетерпимости З. Фрейда, основателя теории психоанализа, к инакомыслию и иным трактовкам структуры личности, большая часть его учеников и последователей (Адлер, Юнг, Хорни, Фромм, Ранк и другие) разорвали отношения с Фрейдом и основали собственные теории и подходы к пониманию личности на основе психоанализа. В связи с этим, некоторые учёные склонны полагать, что глубинная психология (психоанализ) является скорее не школой, а набором отдельных теорий бессознательного. Что возможно рассматривать и как положительный момент, так как каждая концепция стала оригинальным и самобытным взглядом на бессознательное и его роль в психической жизни человека, положив начало собственным школам и сохранив лишь относительную связь с исходной теорией.

Тем не менее, несмотря на существенную модернизацию многих положений Фрейда, некоторые методологические принципы, заложенные в его теории, остались неизменными. К ним относятся следующие положения:

1) понимание психического развития как мотивационного, личностного;

2) рассмотрение развития как адаптации к среде. Хотя среду впоследствии другие психоаналитики не понимали как полностью враждебную, однако она всегда противостоит конкретному индивиду;

3) движущие силы психического развития всегда врожденные и бессознательные и представляют собой психическую энергию, данную в виде влечений или стремлений человека и стремящуюся к разрядке (т. е. удовлетворению);

4) основные механизмы развития, которые также являются врожденными, закладывают основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве. Отсюда интерес психоанализа к воспоминаниям о раннем детстве и травмах, полученных в этом возрасте.[1]

Зигмунд Фрейд

 

Развитие психики есть приспособление, адаптация к окружающей, преимущественно враждебной, среде. Эта биологическая детерминация и направляет процесс становления психики. Движущими силами психического развития служат врожденные и бессознательные влечения. С точки зрения психоанализа, основой психического развития является не интеллектуальная сфера, а эмоции и мотивы человека; познавательное же развитие есть как бы следствие мотивационного.

Либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера человека, и, исходя из закономерностей ее развития, Фрейд создал свою периодизацию. Он считал, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом Фрейд уделял большое внимание тому, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах. На этих основаниях он выделял три больших этапа, разделяющихся на несколько стадий.

1. Первый этап- либидо-объект - характерен тем, что ребенок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо. Этот этап длится до года и носит название оральной стадии, так как удовлетворение происходит при раздражении полости рта. Фиксация на этой стадии происходит в том случае, если ребенок в данный период не смог реализовать свои либидозные желания (например, ему не давали соски). Для этого типа личности характерна, с точки зрения Фрейда, определенная инфантильность, зависимость от взрослых, родителей даже в зрелом возрасте. Причем такая зависимость может выражаться как в конформном, так и в негативном поведении.

2. Второй этап, который длится до начала полового созревания, называется либидо-субъект и характеризуется тем, что для удовлетворения своих инстинктов ребенку не требуется никакой внешний объект. Иногда Фрейд называл этот этап периодом нарциссизма , считая, что для всех людей, у которых произошла фиксация на данном этапе, характерна ориентация на себя, стремление использовать окружающих для удовлетворения собственных нужд и желаний, эмоциональная отгороженность от них. Этап нарциссизма состоит из нескольких стадий. Первая, которая длится примерно до трех лет, - анальная , при которой ребенок не только учится определенным навыкам туалета, но у него начинает формироваться и чувство собственности. Фиксация на этой стадии формирует анальный характер , который характеризуется упрямством, часто жесткостью, аккуратностью и бережли. С трех лет ребенок переходит на следующую, фаллическую стадию , на которой дети начинают осознавать свои сексуальные отличия, интересоваться своими гениталиями. Фаллическую стадию Фрейд называл критической для девочек, которые впервые начинают осознавать свою неполноценность в связи с отсутствием у них пениса. Это открытие, считал он, может привести к позднейшей невротизации или агрессивности, которая вообще характерна для людей, фиксированных на этой стадии. В этот период растет напряженность в отношениях с родителями, прежде всего с родителем своего пола, которого ребенок боится и к которому ревнует родителя противоположного пола. Напряженность ослабевает к шести годам, когда наступает латентная стадия в развитии либидозного влечения. В этот период, который длится до начала полового созревания, дети обращают большое внимание на учебу, спорт, игры.

3. Третий этап начинается в подростковом возрасте и называется, как и первый, либидо-объект , так как для удовлетворения либидозного влечения человеку опять необходим партнер. Эту стадию также называют генитальной , так как для разрядки либидоз-ной энергии человек ищет способы половой жизни, характерные для его пола и типа его личности[2].

Основатель теории психоанализа считал, что зрелая личность – это личность, способная и стремящаяся работать, чтобы создать нечто полезное и ценное, способная любить другого человека «ради него самого».

 

Карл Густав Юнг

 

Согласно Юнгу, у каждого человека есть тенденция к индивидуации или саморазвитию. Юнг считал, что психика имеет врожденное стремление к целостности.

Индивидуация означает становление единого, цельного существа, Мы, следовательно, могли бы интерпретировать индивидуацию как „путь к личности“ или „самореализацию“[3]

Индивидуация — естественный, органичный процесс. В ней раскрываются наша сокровенная природа и главный путь каждого из нас. Индивидуация — процесс достижения целостности и, таким образом, стремление к большей свободе. Процесс включает развитие динамической связи между эго и самостью с интеграцией различных частей психики: эго, персоны, тени, анимы и анимуса и других архетипов бессознательного. Когда люди становятся более интегрированными, они начинают выражать эти архетипы более тонкими и сложными способами.

«Насколько больше мы осознаем себя через самопознание и действуем соответственно этому, настолько уменьшается пласт личного бессознательного, накладываемый на коллективное бессознательное. При этом возрастает сознание, которое больше не заточено в ограниченный, сверхчувствительный личный мир интересов цели. Это расширенное сознание больше не будет ранимым, эгоистическим набором личных желаний, страхов, надежд и амбиций... Напротив, оно принимает на себя функцию связи с миром объектов, приводящих человека к абсолютной, связующей и неразрывной общности с миром в целом»[4]

Работая в качестве аналитика, Юнг обнаружил, что пациенты, которые приходят к нему в первой половине своей жизни, не слишком включены во внутренний процесс индивидуации; они нацелены в первую очередь на результат, на успех в достижении целей эго. Пациенты старшего возраста, уже достигшие этих целей, добиваются других: стремятся к интеграции больше, чем к достижениям, и ищут гармонию с общностью психики.

С точки зрения эго рост и развитие включают интегрирование в сознание нового материала, это процесс приобретения знаний о мире и о себе. Рост для эго — лишь возрастание осведомленности сознания. Индивидуация, напротив, является развитием самости, а с точки зрения самости целью является единство сознания и бессознательного.

Юнг обозначает следующие этапы индивидуации[5]:

1 Раскрытие персоны

В начале процесса индивидуации мы должны начать раскрытие персоны и рассматривать ее, скорее, как полезный инструмент, чем как постоянную часть самих себя. Хотя персона выполняет важные защитные функции, она также является маской, скрывающей самость и бессознательное.

2 Борьба с тенью

Мы вынужденно сталкиваемся с тенью, когда смотрим на то, что стоит за внешними проявлениями. Мы можем освободиться от влияния тени в той мере, в какой приняли реальность темной стороны каждого из нас и одновременно поняли, что представляем собой больше, чем тень.

3 Противостояние аниме и анимусу

Следующим шагом является столкновение с анимой или анимусом. Мы должны относиться к этому архетипу как к реальному человеку или людям, с которыми мы можем общаться и учиться у них. Например, Юнг спрашивал у являвшихся ему персонажей анимы об интерпретации символов сна, подобно тому, как пациент консультируется у аналитика. Мы также узнаем, что фигуры анимы или анимуса достаточно автономны и могут влиять на нас и даже управлять нами, если мы игнорируем их или слепо принимаем их образы и планы за свое собственное личное создание.

4 Развитие самости

Целью и кульминацией процесса индивидуации является развитие самости. По Юнгу: «Самость — это цель нашей жизни, так как она и есть наиболее полное выражение пророческого сочетания, которое мы называем индивидуальностью». [6]«каждый должен быть тем, кто он есть; каждый должен раскрывать свою собственную уникальность, центр личности находится на одинаковом расстоянии от сознания и бессознательного; мы должны стремиться к той идеальной цели, которую природа выявляет, чтобы направить нас»[7]

Альфред Адлер

 

Поведение определяется не прошлым, а наследственностью и окружением. Люди движимы целями, выбранными ими самими, которые, по их ощущению, принесут им счастье и успех.

«Психологическое развитие происходит только тогда, когда у личности есть цель. Постановка цели, как нам известно, предполагает способность меняться и некоторую свободу передвижения. Духовное обогащение индивидуума, происходящее благодаря свободе передвижения, не следует недооценивать.»[8]

Главная движущая сила личности — стремление к совершенству или к превосходству. Это утверждение можно сравнить с концепцией самореализации (self-realization) Хорни (Horney) или с самоактуализацией (self-actualization) Маслоу (Maslow).

Поэтому Адлер выдвинул идею, согласно которой личность вырабатывает специфическую жизненную цель, используя ее в качестве ориентира. На жизненную цель человека влияют его личный опыт, его ценности, склонности и личные свойства. Жизненная цель не есть ясная и осознанная цель.

.Адлер указывал, что черты характера не являются ни врожденными, ни неизменяемыми, они вырабатываются как интегральные части нашей целевой ориентации

Согласно Адлеру, ключ к пониманию поведения человека находится в скрытых целях, которыми он руководствуется.

По Адлеру, формирование жизненной цели, жизненного стиля и схемы апперцепции, в сущности, есть творческий акт. Творческая сила индивидуума организует и направляет его реакцию на окружающий мир. Адлер приписывал личности уникальность, самосознание и контроль над своей судьбой

Со своей холистической точки зрения Адлер видел человека не только как нечто цельное само по себе, но и как часть большей целостности: семьи, сообщества друзей и знакомых, общества, человечества. Социальный интерес — это нечто большее, чем забота о непосредственном социальном окружении или конкретном обществе. В самом широком смысле он является заботой об интересах «идеального сообщества всего человечества, которое есть основная цель эволюции» (Adler, 1964 b, p. 35). Социальный интерес включает в себя чувство родства со всем человечеством и привязанности к жизни в целом. Один из важных аспектов социального интереса — формирование способности сотрудничать.

Адлер считал, что только взаимодействуя друг с другом, принося пользу обществу, мы можем преодолеть нашу реальную неполноценность или наше чувство неполноценности.

Сущность психологического роста состоит прежде всего в движении от эгоцентричной цели достичь личного превосходства к позиции конструктивного воздействия на окружающую среду и на развитие общества. Конструктивное стремление к превосходству плюс сильный социальный интерес и кооперация — вот основные черты здоровой личности. Адлер рассматривал три главные жизненные задачи, стоящие перед человеком: работу, дружбу и любовь.

Работа включает в себя деятельность, полезную для общества, а не просто те занятия, которые приносят доход. По Адлеру, работа приносит чувство удовлетворения и самоуважения только тогда, когда она полезна для остальных.

Дружба обусловлена нашей принадлежностью к человеческой расе и необходимостью постоянно приспосабливаться к другим существам нашего вида и взаимодействовать с ними. Дружеские отношения позволяют обзавестись жизненно важными связями, так как ни один индивидуум не может быть привязан к обществу абстрактно. Дружеские, совместные усилия есть важный элемент конструктивной работы.

Любовь рассматривается Адлером в смысле гетеросексуальной любви. Она приводит к близкому взаимодействию на физическом и ментальном уровне и порождает высокую степень сотрудничества между людьми противоположных полов. Любовь возникает из интимных отношений, которые необходимы для продолжения нашего рода. Адлер писал, что тесные узы семейных отношений требуют от нас величайшей способности взаимодействовать с другим человеческим существом, а успешный, счастливый брак создает наилучшую обстановку для воспитания в детях общительности и социального интереса.

По Адлеру, эти три компонента (работа, дружба и любовь) взаимосвязаны. Успех в чем-то одном ведет к успеху в других. Фактически все три задачи являются разными сторонами одной проблемы — как жить конструктивно в окружающем нас мире.[9]

Эрик Эриксон

 

Основной вклад Эриксона в изучение личности заключается в том, что, наряду с фрейдовскими стадиями психосексуального развития, он, во-первых, показал, как человек одновременно проходит стадии психосоциального развития и стадии развития эго, и, во-вторых, доказал, что развитие личности продолжается всю жизнь и что каждая стадия развития может иметь как положительный, так и отрицательный результат.

Свою модель стадий человеческого развития Э.Эриксон называл эпигенетической. По Э.Эриксону, психологический рост личности похож на развитие эмбриона. Понятие эпигенез подразумевает, что каждый элемент развивается над остальными частями. «Эпи» означает «над», а «генезис» — рождение (греч.).Модель Э.Эриксона по структуре напоминает эмбриональное развитие, при котором возникновение каждой последующей стадии определяется развитием предыдущей.

Каждая стадия характеризуется специфической задачей развития, или кризисом, который должен разрешиться для того, чтобы человек перешел к следующей стадии. Силы и способности, развивающиеся в процессе его успешного разрешения, влияют на личность в целом. Эриксон указал, что успешное разрешение кризиса каждой стадии способствует развитию определенной психосоциальной силы и навыка.

Младенчество - Базисное доверие против базисного недоверия Первая стадия, «базисное доверие против базисного недоверия», наступает в тот период, когда человек совершенно беззащитен и зависит от физической заботы и внимания окружающих. В начале жизни у младенца сразу возникает относительное чувство доверия и недоверия к вещам и людям. Опыт общения ребенка с матерью является решающим для установления баланса ощущений безопасности и тревоги.

В результате достижения баланса между базовым доверием и базовым недоверием появляется новая способность или сила — надежда. Надежда лежит в основе развития веры.

Раннее детство - Автономия против стыда и сомнения. Следующая стадия, «автономия против стыда и сомнения», проходит в период мышечного созревания и сопутствующей ему способности удерживать и отпускать. На этой стадии дети быстро приобретают разнообразные умственные и физические способности. Базовые методы этой стадии — удерживание и отпускание. Удерживание и отпускание имеет как позитивный, так и негативный смысл. Чувство автономии развивается одновременно с осознанием свободы выбора.

На этой стадии приобретается сила воли. Наличие воли не подразумевает упрямства, оно означает умение контролировать свои потребности, оценивать их и различать. Человек учится принимать решения, несмотря на неизбежную фрустрацию.

«Итак, воля есть твердая решимость воспользоваться свободой выбора и самоограничением, вопреки неизбежному ощущению стыда и сомнения»[11]

Воля формирует основу для принятия нами закона и внешней необходимости. Она коренится в понимании того, что родительским воспитанием движет дух справедливости.

Дошкольный возраст - Инициатива против вины Основное занятие этого возраста — игра. Ребенок охотно учится, ему нравится все делать хорошо. Необычайно сильно любопытство и открытость обучению. Ребенок познает ценность предварительного планирования и начинает развивать ощущение руководства и решительности.

У ребенка развивается совесть, родительское отношение к предметам, которое укрепляет самонаблюдение, самоконтроль и самокритику. На этой стадии ребенок должен научиться устанавливать себе ограничения.

«Целеустремленность заключается в том, чтобы иметь смелость ставить и достигать поставленные цели, не сдерживаясь крушением детских фантазий, чувством вины и разочаровывающего страха наказания»[12]

Целеустремленность и воля придают действиям направленность и законченность, поддерживаются фантазиями, основанными на реальных фактах, и ограничиваются, хотя и не сдерживаются полностью, чувством вины.

Абрахам Маслоу

 

А. Маслоу считал, что точная и жизнеспособная теория личности должна рассматривать не только глубины поведения личности, но и высоты, которых может достичь каждый индивид.

«Мы никогда не разберемся в человеке, если будем по-прежнему игнорировать его высшие устремления. Такие термины как " личностный рост", " самоактуализация", " стремление к здоровью", " поиск себя и своего места в мире", " потребность в совершенстве" (и другие, обозначающие устремление человека " ввысь" ) следует принять и широко употреблять уже потому, что они описывают общие, а, быть может, даже универсальные человеческие тенденции.

Принадлежность к роду человеческому дает человеку право дочеловечиваться, то есть воплощать в действительность все потенциально присущие ему человеческие возможности. Человечность как принадлежность к человечеству должна определяться не только в терминах бытия, но и в терминах становления. Мало родиться человеком, нужно стать им. В этом смысле младенец – не более чем возможный человек, ему еще предстоит дорасти до человечности, и в этом ему должны помочь семья, общество и культура

Это понимание, в свою очередь, поставит перед нами весьма деликатную задачу поиска и раскрытия характера, конституции, скрытых наклонностей каждого индивидуума, с тем, чтобы индивидуум мог расти и развиваться в своем стиле, индивидуальном и неповторимом.»[16]

Понятие высот, развития и человеческого роста А.Маслоу связывал, прежде всего, с понятием самоактуализации.

В основу теории «иерархии потребностей» А. Маслоу (рис 1) легли следующие утверждения:

· Все человеческие потребности можно условно разделить на 5 групп: физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность в любви и принадлежности, потребность в уважении и потребность в самоактуализации.

· Все группы потребностей находятся в отношениях иерархии. То есть существуют потребности пяти уровней: от самого низкого до самого высокого.

· В процессе удовлетворения потребностей человек движется от базовых (физиологических) до высших (в самоактуализации), что соответствует движению от основания пирамиды к её вершине.

· Потребности каждой ступени могут быть удовлетворены только при условии удовлетворения всех потребностей более низких уровней.

·

Рис 1 – иерархия потребностей по А.Маслоу

 

Физиологические потребности включают в себя потребность в пище, питье, кислороде, сне и сексе. Однако если биологические потребности не удовлетворяются соответствующим образом, то индивид почти полностью посвящает себя поискам возможностей для их удовлетворения. Некоторые психологические потребности тоже следует удовлетворять, чтобы сохранить здоровье. К основным психологическим потребностям А. Маслоу относит: потребность в безопасности, защите, потребность стабильности; потребность любви и чувства принадлежности, а также потребность в самоуважении и оценке. Дополнительно каждый индивид имеет потребности роста: потребность развивать свои потенциальные возможности и способности, а также потребность самоактуализации. Однако стремление к самоактуализации не может проявиться, пока у индивида доминируют потребности более низкого уровня, такие, как потребность в безопасности или потребность в уважении.[17]

Маслоу в общих чертах определял понятие самоактуализации как «полное применение талантов, способностей, потенциалов и т. д.»

Самоактуализация — не застывшее состояние. Это действующий процесс, при котором способности индивида применяются полностью, творчески и радостно.

Обычно самоактуализирующиеся люди смотрят на жизнь более свободно. Они не слишком эмоциональны и более объективны, они не позволят надеждам, страхам, а также попыткам защитить свое «я» разрушить те представления, которые они вынесли из своих наблюдений. Маслоу обнаружил, что все они без исключения полностью отдают себя своей работе или делу. Для личностного роста важны два требования: посвящение себя чему-то более высокому, чем собственное «я», и успешное выполнение поставленной задачи. Креативность, непосредственность, смелость и упорная работа — это основные характерные черты самоактуализирующихся людей.


Карл Роджерс

 

Тенденция к самоактуализации присуща любому живому организму. Самоактуализация — это стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей своего организма

Роджерс считает, что стремление к полной самореализации является врожденным для каждого из нас. Так же, как растения развиваются, чтобы вырасти здоровыми, как семя содержит в себе стремление стать деревом, так и человек склоняется к тому, чтобы обрести целостность и наиболее полно реализовать себя. Хотя Роджерс не включал в свои формулировки никаких религиозных или духовных аспектов, другие ученые развили его теории и внесли в них понятия о трансцендентных.

Стремление к здоровому развитию не является подавляющей силой, которая сметает в сторону любые препятствия на своем пути. К.Роджерс видит ее просто как преобладающую и мотивирующую силу в человеке, действующем свободно, силу, которая не ослаблена ни событиями прошлого, ни установками настоящего. Утверждение о том, что рост возможен и является главной целью организма — один из главных постулатов Роджерса.

Для Роджерса тенденция к самоактуализации является не просто каким-то одним побуждением среди множества других, а центром, на котором сфокусированы все остальные стремления.[23]

Глава 3: Самостоятельные теории личности

Джордж Келли

 

Д.Келли полагал, что любой человек, в независимости от того является ли он учёным-теоретиком или простым человеком, подвержен процессу постоянного изменения и роста.

Основным понятием в работах Д. Келли является понятие «конструкта», с помощью которого человек воспринимает себя, события и создаёт картину мира. Конструкт – это своего рода призма, через которую человек воспринимает реальность. По мнению, Д. Келли не существует абсолютных понятий и истин. Каждый человек видит реальность по-своему, субъективно, интерпретируя её на основе своей системы конструктов. Конструирование событий – попытка предвосхитить будущее событие на основе прошлого опыта и приобретённых знаний.

Посредством конструктов, люди устанавливают связь с внешним миром, и некоторые конструкты, в этом смысле могут оказаться более эффективны, чем другие (эффективные конструкты работают во благо человека).

В любой конкретный момент времени индивидуум может быть понят как система, имеющая более или менее определенные размеры. Однако это вовсе не обязательно что-либо говорит о том, чем способен стать данный индивидуум в будущем.

По мнению Д.Келли, человеческие конструкты довольно гибки, поскольку люди способны видоизменять и заменять их. А так же имеется неограниченный выбор возможностей для построения конструктов ситуаций и собственной личности, что обеспечивает возможность изменения и роста.

В любой конкретный момент времени индивидуум может быть понят как система, имеющая более или менее определенные размеры. Однако это вовсе не обязательно что-либо говорит о том, чем способен стать данный индивидуум в будущем.[25]

Курт Левин

 

К.Левин является автором и основателем психологической теории поля. Теория психологического поля – метод анализа жизненного пространства отдельного человека или группы людей, описывающий закономерности поведения и взаимодействия индивидов, а так же раскрывающий различные психологические явления.

 

 

«Лучше всего теорию поля охарактеризовать, как метод, а именно метод анализа причинных соотношений и построения научных конструкций»[26]

 

Основы теории поля заключены в следующих понятиях: Жизненное пространство является ключевым понятием в теории поля Курта Левина. Содержание этого термина включает в себя все множество реальных и нереальных, актуальных, прошлых и будущих событий, которые находятся в психологическом пространстве индивида в данный момент времени. Это могут быть ожидания, цели, образы притягательных (или отталкивающих) объектов, реальные или воображаемые преграды на пути достижения желаемого, деятельность человека и т. д. В общем, все, что может обусловить поведение личности. Исходя из этого, поведение — это функция личности и ее жизненного пространства в данный момент времени.

Психологическое пространство состоит из разных секторов, регионов, которые графически изображаются разделенными границами. Границы обладают свойством проницаемости. Чем «жестче» граница, барьер, тем толще линия, ее изображающая. Факт жизненного пространства — все, что может быть осознано человеком. Событие — результат взаимодействия нескольких фактов. Количество секторов, регионов определяется количеством фактов, находящихся в данный момент в жизненном пространстве.[27]

Связь между регионами осуществляется посредством локомоций.Локомоции (действия) могут происходить как в реальном физическом пространстве, так и в нереальном, воображаемом. Функция локомоций заключается в регуляции напряжения в жизненном пространстве человека. Уровень напряжения одного сектора может регулироваться за счет осуществления локомоций в другом секторе.

Притягательный регион имеет положительную валентность, а отталкивающий — отрицательную. Под валентностью понимается свойство объекта притягивать или отталкивать. То есть речь идет о ценности региона для человека.Есть регионы, которые имеют для человека нейтральную валентность.

Заключение.

 

В результате проделанной работы, были получены ответы на вопросы поставленные в рамках задачи.

Резюмируя проведённое исследование, и находя общее в изученных теориях личности, можно сделать ряд выводов:

1. Развитие личности носит преимущественно позитивный характер.

2. По мнению большинства представленных авторов, развитие является органичным и естественным жизненным процессом.

3. Развитие движимо внутренними силами личности или природными силами.

4. Ограничения в развитии, как правило, связываются в равной степени, как с неблагоприятными условиями среды, преградами внешнего мира, так и с внутренними трудностями.

Если обобщить определения понятия «развитие личности», существующие в рамках различных психологических теорий и школ (К.Юнг, К.Левин, К Роджерс, А.Адлер, З.Фрейд, А.Маслоу и других), то можно сказать, что развитие личности традиционно понимается как: процесс изменения качества личности, в результате которого:

· происходит расширение зоны возможностей, сферы проявления;

· достигается внутренний баланс и целостность;

· устанавливается гармоничное и эффективное взаимодействие в социо-культурной среде.

 


Литература:

 

1. Хьелл Л., Зиглер Д. Основные положения, исследования и применения теории личности. – СПб.: Питер, 2003.

2. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 544 с.

3. Р Фрейджер, Д.Фейдмен Личность: теории, упражнения, эксперименты. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. – 864 с.

4. Абрахам Маслоу Мотивация и личность; СПб.: Евразия, 1999, перевод А.М. Татлыбаевой

5. В.В.Мироненко, А.В.Петровский Хрестоматия по психологии; Москва «Просвещение», 1987

6. Б. Мещеряков, В. Зинченко –Большой психологический словарь – СПб.: Питер, 1999.

7. А.Адлер Понять природу человека Гуманитарное агентство «Академический проект, Санкт-Петербург, 1999

8. Л.Я. Аверьянов Хрестоматия по психологии М., 1997

9. Фрейд 3. " Я" и " ОНО". В 2-х т. Тбилиси, 1991.

10. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991

11. Юнг К. Проблемы души нашего времени..

12. Ярошевский М. Г. История психологии. - М., 1996.

13. Карл Рождерс Теория личности, М., " Ваклер", 1997

14. Э.Эриксон Детство и общество - СПб., 1996.

15. Левин К. Теория поля в социальных науках. - СПб., 2000


[1] Марцинковская Т.Д. «История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений». - М.: Издательский центр «Академия», 2001, стр 338-339

[2] Марцинковская Т.Д. «История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений». - М.: Издательский центр «Академия», 2001, стр 347- 349

[3] Юнг К. Проблемы души нашего времени. М., 1993 – 146 стр

[4] Юнг К. Проблемы души нашего времени. М., 1993 – стр 201

[5] Р Фрейджер, Д.Фейдмен «Личность: теории, упражнения, эксперименты». – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002.стр 101-103

[6] Р Фрейджер, Д.Фейдмен «Личность: теории, упражнения, эксперименты». – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. – 97

[7] Юнг К. Проблемы души нашего времени. М., 1993 – стр 224

[8] А.Адлер «Понять природу человека» Гуманитарное агентство «Академический проект, Санкт-Петербург, 1999 – стр 56

[9] Р Фрейджер, Д.Фейдмен «Личность: теории, упражнения, эксперименты». – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. – стр 124.

[10] А.Адлер «Понять природу человека» Гуманитарное агентство «Академический проект, Санкт-Петербург, 1999 – стр 142

[11] Э.Эриксон «Детство и общество» - СПб., 1996 – стр 97

[12] Э.Эриксон «Детство и общество» - СПб., 1996 – стр 84

[13] Э.Эриксон «Детство и общество» - СПб., 1996 – стр 131

[14] Э.Эриксон «Детство и общество» - СПб., 1996 – стр 152

[15] Марцинковская Т.Д. «История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений». - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 544

[16] Абрахам Маслоу «Мотивация и личность»; СПб.: Евразия, 1999, стр 293

[17] Хьелл Л., Зиглер Д. Основные положения, исследования и применения теории личности. – СПб.: Питер, 2003 – стр 115

[18] Р Фрейджер, Д.Фейдмен «Личность: теории, упражнения, эксперименты». – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. – стр501

[19] Абрахам Маслоу «Мотивация и личность»; СПб.: Евразия, 1999, стр 301

[20] Абрахам Маслоу «Мотивация и личность»; СПб.: Евразия, 1999, стр 234

[21] Абрахам Маслоу «Мотивация и личность»; СПб.: Евразия, 1999, стр 242

[22] Абрахам Маслоу «Мотивация и личность»; СПб.: Евразия, 1999, стр 133

[23] Р Фрейджер, Д.Фейдмен «Личность: теории, упражнения, эксперименты». – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. – 452 стр.

[24] Карл Рождерс «Теория личности», М., " Ваклер", 1997 – 234 стр.

[25] Р Фрейджер, Д.Фейдмен «Личность: теории, упражнения, эксперименты». – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. –410 стр

[26] Левин К. Теория поля в социальных науках. - СПб., 2000, стр73

[27] Ярошевский М. Г. История психологии. - М., 1996 – 245 стр.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.133 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь