Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
I . Становление советской философии. Вытеснение немарксистских теченийСтр 1 из 5Следующая ⇒
Оглавление
Введение.Становление советской философии. Вытеснение немарксистских течений. Советская мысль 30- начала 50-ых ггФилософская мысль в 30-е ггОсобенности философских исследований в конце 30 - первой половине 40-х ггФилософская мысль в послевоенный период: основные черты. Новые тенденции и направления в философских исследованиях (60-90-е гг.)Проблемы теории познания. Обоснование принципа единства сознания и деятельностиФилософия науки, общенаучные методы познания и логические исследованияНовые подходы в социально-философских исследованияхСтановление философской антропологии Заключение Список использованной литературы Введение
История русской философии - неотъемлемая часть нашей духовной культуры. Несомненно и то, что русская философия силой своего гуманистического характера оказала влияние на судьбы всей цивилизации. Развитие философской мысли в России после Октябрьской революции 1917г. претерпело кардинальные изменения. Видные представители религиозно-философских течений были высланы или эмигрировали из страны. Разработку идей всеединства, персонализма, интуитивизма, экзистенциальной философии они продолжали в зарубежных странах Материалистическая же традиция в философских, социологических и естественно-научных исследованиях получила благоприятные возможности для своего развития. Сторонники марксистского мировоззрения развернули фронтальное наступление на различные идеалистические школы, объявив их буржуазными. Впервые за всю свою историю марксистское мировоззрение получило широкую государственную поддержку, было объявлено теоретической основой развития общественного бытия и сознания, внутренней и внешней политики государства. Вследствие многочисленных идеологических кампаний был установлен партийный контроль за философскими исследованиями. Процветали догматизм, доктринерство и вульгаризация. В то же время за рамками доминировавшей официальной философии пробивались и другие тенденции, порожденные противоречивой социально-культурной обстановкой и небывалым развитием естественных наук и психологии. Именно в 20-30-е гг. появились новые идеи, связанные с разработкой проблем культурологии, тектологии, герменевтики, ноосферы и другие, получившие свое развитие позже - после 60-х гг. Актуальность выбранной темы. Философская мысль в советские годы прошла тернистый путь. В ее истории можно выделить ряд периодов, соответствующих определенным этапам развития общества. Существенные перемены произошли после осуждения культа Сталина. В результате ослабления идеологического контроля, успехов науки и техники возникли новые, неортодоксальные тенденции в философских исследованиях (60-90-е гг.), которые выходили за рамки официальной доктрины. Этому способствовал также ряд эвристических положений, сформулированных в области психологии и теории познания еще в 40-50-е гг. и связанных с обоснованием принципа единства сознания и деятельности. Сложились новые направления, новые дисциплины - философия науки, философская антропология и другие. Постепенно происходил отход ряда творчески ориентированных философов от догматических канонов, формировались школы так называемых гносеологистов, логицистов, сциентистов, антропологистов и т. д. Унифицированная версия марксистской философии уступала место нетрадиционным, более гибким подходам. Были достигнуты весомые результаты в исследованиях по логике и методологии научного познания, истории философии, философской антропологии и др. Целью данной работы является анализ периодов развития советской философии. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач: · Рассмотреть основные этапа развития советской философии; · Ознакомиться с философами советского периода; · Охарактеризовать новые направления философских тенденций; · Выявить факторы, влиявшие на советскую философию.
II. Советская мысль 30- начала 50-ых гг
В советской историографии 1929 год получил название «года великого перелома», имелось в виду начало планомерного, развернутого наступления социализма по всему фронту, форсированной индустриализации, сплошной коллективизации сельского хозяйства, ликвидации кулачества как класса. Переломным этот год стал и в другом смысле. Именно он явился годом окончательной политической победы Сталина и его единомышленников над оппозициями в партии и установления авторитарного режима личной власти. «Великому перелому» сопутствовала очередная перестройка партийного и советского аппарата. Были преобразованы и центральные философские учреждения 20-х гг. - Коммунистическая академия и Институт красной профессуры. В 1931 г. был ликвидирован очаг сравнительно самостоятельной марксистской мысли - Институт Маркса и Энгельса, возглавлявшийся Д. Б. Рязановым: он был объединен с Институтом Ленина, ставшим оплотом сталинизма, в единый Институт Маркса - Энгельса-Ленина во главе с В. В. Адоратским. В 30-е и последующие годы постепенно изменилась прежняя система коммунистических университетов и вузов, игравших значительную роль в философском процессе. Наряду с Высшей партийной школой в структуру высших партийных учебных заведений была включена созданная в 1948 г. Академия общественных наук при ЦК ВКП(б) (с 1952 г. - при ЦК КПСС). -е годы стали трагедией для ряда научных работников-философов: многие были репрессированы или вынуждены оставить философскую деятельность. По сравнению с 20-ми гг. последующий период с конца 1929 по 1953 г. существенно отличается в политическом и идеологическом отношении. Зарубежные советологи отмечали, что 20-е гг. в советской философии - это предсталинизм, а с 1931 г. она переходит в распоряжение партии и ее главной функцией становится, прежде всего, оправдание социальной, экономической и государственной деятельности. Если раньше философский процесс в стране носил в целом преимущественно стихийный и плюралистический характер с тенденцией, правда, к его монополизации высшим партийным руководством, то после 1929 г. главными ориентирами в трактовке философских вопросов стали постановления ЦК партии по идеологическим, а в нескольких случаях по специально философским вопросам, а также личные указания Сталина и других идеологов партии. В послевоенной серии партийных указаний важное место заняли выступления А. А. Жданова по идеологическим вопросам, в частности его выступление в связи с дискуссией по книге Г. Ф. Александрова «История западноевропейской философии» (1947). На философскую жизнь в стране в послевоенные годы большое влияние оказал выход в свет работ Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» (1951) и «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952).
Заключение
Советская философия - не одномерная, неоднозначная и обладающая достаточно высокой степенью внутренней противоречивости интеллектуальная традиция в СССР 30-х - 90-х 20 столетия. Как самоосознающая система идей, теорий, гипотез, а также (преимущественно) идеологически-охранительных мифов сформировалась в результате насильственного отторжения от российского обществоведения и человековедения мыслителей немарксистского толка (к концу первой четверти 20 в., выхода на господствующие позиции в системе философских академических структур и теоретических органов в СССР в 30-х просталинской группировки Митина и др.; Определенный диапазон возможных дискуссий был очерчен и санкционирован в советской философии только после Второй мировой войны (открытие журнала «Вопросы философии» в 1947). Наряду с идеологически ангажированным теоретизированием, безусловно доминировавшим в 40-80-е, в исследованиях ряда мыслителей СССР не только творчески развивались магистральные, авангардные проблемы философии 20 в., но и формировались новые научные направления, актуальные для интернационального философского знания. Благодаря усилиям философов в СССР были не только созданы авторитетные столичные и периферийные философские школы, но и подготовлена генерация профессиональных кадров, в целом отвечающая «планке» философии 3 тысячелетия Таким образом, несмотря на сложные политические и идеологические условия, диалектико-материалистическая философия в СССР в основном сохранила своё методологическое значение, приобрела начало плодотворных идей из работ известных советских ученых: общественников и естественников, историков философии, этиков, эстетиков. Сегодня в России философы продолжают работать, творить. Освободившись от жестких рамок официального марксизма, они ищут новые пути в теории, открывают для себя и других прежде неведомые пласты бытия, переживания, мышления. Список использованной литературы
1. Аблеев С.Р. История мировой философии - М., Астрель, 2005. . Алексеев П.В. История философии: учебник - М., Проспект, 2005. . Балашов Л.Е. Философия - М., 2009. . Васильев В.В., Кротов А.А., Бугай Д.В. История философии - М., Академический проект, 2005. . Введенский А.И. Общая история философии - М., Директ-Медиа, 2010. . Грицанов А.А. Всемирная энциклопедия философии - М., АСТ, 2001. . Губин В.Д. Философия - М., Проспект, 2010. . Лосский Н.О. История русской философии - М., 2000. . Кузнецов В.Г. Философия - М., Инфра-М, 2009. . Мамзин А.С. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов - СПб, Питер, 2008. . Мапельман В.М. Истории философии - М., Приор, 2000. . Маслин М.А. История русской философии: учебник для вузов - М., Республика, 2001. . Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии. Общий курс - М., Академический проект, 2003. . Марков Б.В. Философия - СПб, Питер, 2010. . Спиркин А.Г. Философия - М., Гардарики, 2000. . Фролов И.Т. Введение в философию - М., Республика, 2003. Оглавление
Введение.Становление советской философии. Вытеснение немарксистских течений. Советская мысль 30- начала 50-ых ггФилософская мысль в 30-е ггОсобенности философских исследований в конце 30 - первой половине 40-х ггФилософская мысль в послевоенный период: основные черты. Новые тенденции и направления в философских исследованиях (60-90-е гг.)Проблемы теории познания. Обоснование принципа единства сознания и деятельностиФилософия науки, общенаучные методы познания и логические исследованияНовые подходы в социально-философских исследованияхСтановление философской антропологии Заключение Список использованной литературы Введение
История русской философии - неотъемлемая часть нашей духовной культуры. Несомненно и то, что русская философия силой своего гуманистического характера оказала влияние на судьбы всей цивилизации. Развитие философской мысли в России после Октябрьской революции 1917г. претерпело кардинальные изменения. Видные представители религиозно-философских течений были высланы или эмигрировали из страны. Разработку идей всеединства, персонализма, интуитивизма, экзистенциальной философии они продолжали в зарубежных странах Материалистическая же традиция в философских, социологических и естественно-научных исследованиях получила благоприятные возможности для своего развития. Сторонники марксистского мировоззрения развернули фронтальное наступление на различные идеалистические школы, объявив их буржуазными. Впервые за всю свою историю марксистское мировоззрение получило широкую государственную поддержку, было объявлено теоретической основой развития общественного бытия и сознания, внутренней и внешней политики государства. Вследствие многочисленных идеологических кампаний был установлен партийный контроль за философскими исследованиями. Процветали догматизм, доктринерство и вульгаризация. В то же время за рамками доминировавшей официальной философии пробивались и другие тенденции, порожденные противоречивой социально-культурной обстановкой и небывалым развитием естественных наук и психологии. Именно в 20-30-е гг. появились новые идеи, связанные с разработкой проблем культурологии, тектологии, герменевтики, ноосферы и другие, получившие свое развитие позже - после 60-х гг. Актуальность выбранной темы. Философская мысль в советские годы прошла тернистый путь. В ее истории можно выделить ряд периодов, соответствующих определенным этапам развития общества. Существенные перемены произошли после осуждения культа Сталина. В результате ослабления идеологического контроля, успехов науки и техники возникли новые, неортодоксальные тенденции в философских исследованиях (60-90-е гг.), которые выходили за рамки официальной доктрины. Этому способствовал также ряд эвристических положений, сформулированных в области психологии и теории познания еще в 40-50-е гг. и связанных с обоснованием принципа единства сознания и деятельности. Сложились новые направления, новые дисциплины - философия науки, философская антропология и другие. Постепенно происходил отход ряда творчески ориентированных философов от догматических канонов, формировались школы так называемых гносеологистов, логицистов, сциентистов, антропологистов и т. д. Унифицированная версия марксистской философии уступала место нетрадиционным, более гибким подходам. Были достигнуты весомые результаты в исследованиях по логике и методологии научного познания, истории философии, философской антропологии и др. Целью данной работы является анализ периодов развития советской философии. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач: · Рассмотреть основные этапа развития советской философии; · Ознакомиться с философами советского периода; · Охарактеризовать новые направления философских тенденций; · Выявить факторы, влиявшие на советскую философию.
I. Становление советской философии. Вытеснение немарксистских течений
До 1922 г. вмешательство руководства большевистской партии и советского государства в сферу философии носило характер обычных для того времени «кавалерийских атак». Были закрыты Петербургское философское и Московское психологическое общества, прекратил свое существование журнал «Вопросы философии и психологии». Отменены научные звания. Последней философской докторской диссертацией в Московском университете стала диссертация И. А. Ильина «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». Периодически менялась организационная структура университетского образования с целью ограничения идейного, часто антисоветского, влияния старой профессуры. Ставились цели: «идеологически завоевать вузы» и пропитать их «духом марксизма». Одно время в университетах преподавание философии было сведено к минимуму: читался один исторический материализм. В первые послеоктябрьские годы возник ряд философских обществ, объединявших представителей немарксистской философской мысли: Вольная академия духовной культуры в Москве (Бердяев, Вышеславцев, Франк, Степун и др.), Вольная философская ассоциация в Петрограде (Белый, Блок, Лосский, Шестов и др.), Философское общество при Петроградском университете, аналогичные общества в ряде других городов. Петербургское философское общество издавало журнал «Мысль» под редакцией Радлова и Лосского. Под редакцией Карсавина, Лосского, Радлова начала выходить серия брошюр под общим названием «Философия». Печатная продукция русских философов-идеалистов в самые первые годы после Октября оказалась немалой. В 1918 - 1921 гг. вышел ряд их трудов по общим вопросам философии, а также по истории западноевропейской, восточной и русской философии, которые нередко были отмечены усилением апокалипсических и мистических настроений. Но в 1922 г. для многих представителей старой философской профессуры и «вольных» философов-идеалистов наступили «черные дни». Из страны были высланы деятели культуры, считавшиеся «особо активными контрреволюционными элементами», в их числе Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Б. Н. Вышеславцев, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, И. И. Лапшин, Н. О. Лосский, Л. П. Карсавин, Ф. А. Степун, П. А. Сорокин, Г. В. Флоровский, С. Л. Франк. Из немарксистских социалистических кругов в идейно-философской жизни первых послеоктябрьских лет наиболее заметно были представлены анархисты и эсеры. Что касается эпигонов классического анархизма, особенно так называемых пананархистов, то в их сочинениях возобладал крайний разрушительный нигилизм (практически во всех сферах), и рациональных идей в этих работах почти не было. Значение философских построений эсеровских теоретиков и писателей было неоднозначным. Играя явно оппозиционную роль в отношении марксизма, философские труды тех из них, кто сохранил некоторую преемственную связь с классическим народничеством П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского, с их рационализмом, научными идеями, представляли определенный противовес мистическим философским течениям. Немало рационального есть в историко-философских трудах писателей, примыкавших к эсерам. Существование в первые годы Советской власти различных немарксистских философских течений, в том числе и тех, которые в той или иной мере эволюционировали к марксизму, побуждает разграничить два связанных друг с другом процесса: становление советской философии и распространение марксистской философии. На становление советской философии оказало влияние не только философское наследие К. Маркса и Ф. Энгельса, западноевропейских идеологов II Интернационала, Г. В. Плеханова и В. И. Ленина. Некоторых философов-идеалистов типа П. П. Блонского, позитивиста В. Н. Ивановского, а также естествоиспытателей и обществоведов, начавших после Октября свою эволюцию к марксизму, вряд ли можно признать активными участниками процесса распространения философии марксизма в полном смысле этого слова, но поскольку они выдвигали и отстаивали философские идеи, в той или иной степени сходные с господствующими мировоззренческими установками, они содействовали становлению советской философии. Даже такие философы, как Г. И. Челпанов, которые успели пройти по направлению к марксизму незначительный путь и философские концепции которых в целом находились в конфронтации с утверждавшейся марксистской философией, были в определенной мере участниками этого процесса. Ведь деятельность, направленная на поддержание и оживление философской культуры в обществе, в котором после Октября в широких масштабах распространился философский нигилизм, объективно способствовала становлению советской философии. Уже в первые годы после революции партия большевиков и Советское правительство не ограничились перестройкой старой материально-организационной базы развития науки в стране, но взяли курс на создание системы организации науки, принципиально отличной от традиционной. В середине 1918г. в Москве была открыта Социалистическая академия (с 1919 г. - Социалистическая академия общественных наук, с 1924 г. - Коммунистическая академия), которую возглавил М. Н. Покровский. Академия ставила, прежде всего, задачу применения методов исторического материализма к отраслям общественной науки - социологии, психологии, этике, эстетике, истории религии, истории хозяйства, правоведения, политики. Началось издание классиков философии. До начала 1920 г. в академии функционировал философский кабинет, который затем передали в состав вновь созданного Института Маркса - Энгельса. С 1923 г. на академию была возложена задача марксистских исследований в области не только социальных, но и естественных наук. В 1924 г. здесь создаются секция научной методологии (с группой научной философии) и секция естественных и точных наук, а весной 1927 г. формируется самостоятельная философская секция. Вторым философским центром 20-х гг, стало философское отделение созданного в 1921 г. Института красной профессуры (ИКП). Им заведовал А. М. Деборин. Еще одним центром философской мысли в стране был Институт научной философии во главе с Г. Г. Шпетом, которого затем сменил В. И. Невский. Он был основан в 1921 г. при 1-м МГУ, а в 1924 г. перешел в ведение Российской ассоциации научно-исследовательских учреждений (РАНИОН). В октябре 1928 г. на совместном заседании бюро философской секции Комакадемии и коллегии Института научной философии было принято решение об объединении этих учреждений. На их основе в 1929 г. был создан Институт философии Комакадемии (его директором был назначен А. М. Деборин). В сфере преподавания и пропаганды марксистской философии особая роль отводилась системе партийных, называемых коммунистическими, университетов. Первым высшим партийным заведением стал Коммунистический университет им. Я. М. Свердлова (1919). По его типу были созданы Коммунистический университет им. Г. Е. Зиновьева в Петрограде (1921) и ряд других университетов. Возникли также новые философские общества, начавшие работать в 20-е гг.: «Общество воинствующих материалистов» и «Общество материалистических друзей гегелевской диалектики». В 1928 г. на базе этих обществ было создано «Общество воинствующих материалистов-диалектиков». Существенной предпосылкой становления советской философии явилось марксистское философское наследие. В 1918 - 1929 гг. были изданы основные философские произведения основоположников марксизма, частью в специальных сборниках. Э. Бернштейн предоставил в распоряжение Д. Б. Рязанова рукопись Энгельса, получившую название «Диалектика природы». Она была опубликована в 1925 г.; в 1927 г. опубликованы работы Маркса «К критике гегелевской философии права» и частично «Экономическо-философские рукописи 1844г.». Вышедшие в 20-е гг. в русском переводе работы К. Каутского, Ф. Меринга, П. Лафарга, А. Бебеля, других теоретиков западноевропейской социал-демократии, посвященные теории Маркса и Энгельса, составили вполне самостоятельный элемент в том мыслительном материале, на котором в те годы формировались представления о философской позиции основоположников марксизма. Уже вскоре после Октября началось переиздание трудов Г. В. Плеханова, в первую очередь преимущественно философских. В 1923 - 1927 гг. вышли 24 тома сочинений Плеханова. В популяризации представлений о философии Маркса большую роль сыграла переизданная в 1918г. работа В. И. Ленина «Карл Маркс (Краткий биографический очерк с изложением марксизма)», вышедшая большим по тем временам тиражом (50 тыс. экз.), статья «Три источника и три составные части марксизма», публикация второго издания «Материализма и эмпириокритицизма» (1920). К 1920 г. руководство партии большевиков решило развернуть идеологическое наступление на немарксистские философские течения, начать борьбу за монополию марксизма и в сфере философии. В этом же году в письме ЦК РКП(б) «О пролеткультах» была объявлена война футуризму, декадентству, русской идеалистической мысли. В связи с выходом в свет нового журнала «Под знаменем марксизма» (1922) Ленин опубликовал в журнале свою статью «О значении воинствующего материализма», в которой поставил задачи: борьба с идеализмом, пропаганда атеизма, установление союза с представителями естествознания, разработка теории материалистической диалектики на базе переработки диалектики Гегеля. Лозунг борьбы за воинствующий материализм стал главным для советских философов. На страницах печати была развернута широкая кампания критики философского идеализма, сменовеховства, евразийства и других течений. В самом начале 20-х гг. наметились определенные внутренние разногласия внутри «лагеря» советских марксистов-философов. Полемика развернулась вокруг книги Н. И. Бухарина «Теория исторического материализма» (1921) и статьи С. К. Минина «Философию за борт» («Под знаменем марксизма», 1922, № 5-6). В 1924 г. вышла статья И. И. Скворцова-Степанова «Исторический материализм и современное естествознание» (статья представляет собой приложение к книге Г. Гортера «Исторический материализм»), на которую критически откликнулся Я. Э. Стэн. Завязалась длительная дискуссия, продолжавшаяся до 1929 г., когда «механицизм» был осужден как философский ревизионизм. Кроме Скворцова-Степанова наиболее активными «механистами» являлись Л. И. Аксельрод (Ортодокс), А. К. Тимирязев и А. И. Варьяш. Их критиковали за отход от марксистской философии, непонимание основ материалистической диалектики, подмену диалектики вульгарным эволюционизмом, а материализма - позитивизмом, за отрицание роли методологии диалектического материализма в естествознании и т. п. Механицизм - это, прежде всего сведение сложных явлений и законов к простым, например биологии к физике и химии, объяснение качественных явлений исключительно количественными закономерностями. Как принцип он в той или иной форме, в том или ином объеме был свойствен тем, кого именовали «механистами». Однако какого-то единого течения, пронизанного единой «механистической» методологией, в 20-е гг. не существовало. Собственно дискуссия между «механистами» и «диалектиками» была продолжением исторического спора «физики» против «метафизики», в ней решался в первую очередь вопрос о модели философии, которая должна была бы стать определяющей в становящейся советской культуре. Главные «механисты» - «физики» ориентировались, прежде всего, на науку, на положительное научное знание. Апеллируя к идее Маркса и Энгельса о конце спекулятивной философии, они хотели оставить за философией лишь сферу науки о мышлении, сферу общей методологии и теории познания. «Диалектики» («метафизики») же взывали к плехановскому типу философствования, представлявшему своеобразную модификацию классического типа философской метафизики, особенно гегелевской. Одна из существенных причин поражения «механистов» состояла в том, что даже те из них, кто признавал методологическое значение философии и отвергал позитивистский принцип «наука сама себе философия», отстаивали тем не менее самостоятельность наук, выступали против «самоуправства» философов в конкретно-научной сфере, тогда как «диалектики», зачастую на словах отвергая тезис о философии как науке наук и указывая на методологическое значение философии, фактически, а часто и открыто провозглашали необходимость для философии «управлять» науками, «командовать» ими. «Диалектик» А. Столяров открыто провозглашал: «Область философии является теоретически «командным участком» в науке, самой высокой «командной высотой» среди командных высот». Главные «диалектики» (А. М. Деборин и др.) не были столь категоричны, но фактически стояли на той же позиции. Перевес «диалектиков» над «механистами» означал также преобладание в советской философии 20-х гг. онтологизма. Между тем «диалектики» делали упор не на общеметодологическом теоретико-познавательном содержании философских категорий, но прежде всего на их онтологическом смысле. Проблема взаимоотношений между «механистами» и «диалектиками» имела не только сугубо теоретическое значение. Она выявила, на чем будет базироваться практическая линия руководства партии и государства: в первую очередь на конкретных науках (политическая экономия, социология и т. д.) и их рекомендациях, опирающихся на философскую методологию, или в конечном счете на философию, понимаемую как наука наук, «алгебра наук», которая изучает своими специфическими методами наиболее общие проблемы природы, общества и мышления, открывает соответствующие наиболее общие законы и тем самым предопределяет все основные выводы конкретных наук. Изначально именно «механисты» предлагали более рациональные, чем «диалектики», приемы связи с практикой. Но преобладало влияние «диалектиков», что, в конечном счете, негативно повлияло на статус и науки и философии. Во второй половине 20-х гг. возобладала политико-идеологическая концепция, в соответствии с которой на философию стала возлагаться особая задача по теоретическому обоснованию практически-политической линии партии, по методологическому и мировоззренческому руководству всеми сферами культуры, литературы и искусства, всеми общественными и естественными науками, по распространению во всех слоях населения материалистических и атеистических взглядов. Таким установкам первоначально в большей степени соответствовала модель философии «диалектиков» во главе с Дебориным. В эти годы в стране зародился специфический стиль философской полемики, выходящей за рамки научной этики. Политические ярлыки, стремление связать философские ошибки с «уклонами» в партии, сконцентрировать огонь на отдельных недочетах или ошибках, игнорирование целостного контекста критикуемого автора и т. д. - все это наглядно проявилось уже в философских дискуссиях 20-х гг. |
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы