Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРЫ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ



 

На смену античности приходит эпоха средневековья (5 - 14 вв. в Западной Европе). Античное общество основывалось на рабовладельческом, средневековое - на феодальном способе производства. Феодализм базировался на натуральном хозяйстве и личной зависимости крестьян от феодалов. В конце 5 в.н.э. культура античности разлагается частично под влиянием внутренних факторов. Частично она разрушается под ударами " варваров" - народов, еще не достигших стадии цивилизации. На место огромной, охватывавшей почти всю Европу, часть Азии и Африки Римской империи приходят племена со своими представлениями о культуре человека и общества. Частично они заимствуют культуру античности - например, язык, религию, систему римского права, но большей частью разрушают ее. Огромная империя распадается на множество варварских королевств, враждующих между собой. Единственной силой, объединяющей народы Европы, оказалась религия - христианство.

Христианство возникает в начале 1 в.н.э. в одной из римских провинций - Палестине. Христианство возникает как движение, оппозиционное официальному Риму, как религия бесправных, угнетенных народов Римской империи, прежде всего римских провинций. Оно давало иллюзорное утешение - надежду на лучшее будущее в посмертной жизни. В ранних христианских общинах были сильны демократические тенденции, идеи братства, равенства, справедливости, осуждение богатства. В дальнейшем христианство претерпело эволюцию. В конце 4 в.н.э. из гонимой христианство превратилось в официальную религию Римской империи. Из движения, оппозиционного официальному Риму, христианство превращается в духовную, идеологическую опору Римского государства. Христианская церковь освящает монархическую власть и социальное неравенство. В середине века она превращается в крупного феодала, собственника земли и имущества. Церковь обладала внутри феодальной организации огромным могуществом. Духовенство в ту эпоху было единственным образованным классом.
Изменения в реальной жизни и мировоззрении людей в эпоху средневековья приводят к формированию новых представлений о культуре.

В средние века формируется теологическая концепция культуры, согласно которой бог выступает центром мироздания, его активным, творческим началом, источником и причиной всего существующего (греч. theos - бог).

Важное место в теологической концепции занимает идея провиденциализма (лат. providentia - провидение).

Провиденциализм - это такое понимание мира, согласно которому ход мировой истории и жизни человека определяется божественным провидением.

Таким образом, в христианской идеологии место человека занимает бог - творец, место понятия " культура", столь ценимого в античности, занимает понятие " культ". С точки зрения этимологической в этом понятии также имеется значение возделывания и усовершенствования. Однако, основной акцент в этом понятии переносится на заботу, поклонение и почитание. При этом имеется в виду почитание высшей, сверхъестественной силы, которая распоряжается судьбами мира и человека.

Согласно христианской концепции смысл жизни человека заключается в том, чтобы подготовиться к подлинной жизни, посмертной, потусторонней. Поэтому повседневная, земная, реальная жизнь утрачивает свою самоценность. Она рассматривается лишь как подготовка к жизни вечной, посмертной. Основной акцент делается на загробную жизнь, загробное воздаяние. Спасение даруется не всем, а только тем, кто живет по евангельским заповедям. Таким образом, в христианстве ужесточаются требования к нравственной жизни человека. Основные христианские ценности - вера, надежда, любовь.

И здесь следует сказать об отличии христианского понимания культуры от античного. В античности культура понималась как разумное, рациональное начало. Считалось, что именно разум, " рацио" способен принести в жизнь человека и общества гармонию и порядок. Чувства уходят на второй план, они контролируются разумом. В средневековую эпоху в основание культуры было положено иррациональное (нерациональное, сверхразумное) начало-вера. Вера ставится выше разума. Разум служит вере, углубляет и проясняет ее. Поэтому все виды духовной культуры - философия, наука, право, мораль, искусство - служат религии, подчиняются ей.

В христианстве формируется иное понимание человека по сравнению с античным. Античный идеал - это гармония духа и тела, физического и духовного. Христианский идеал - это победа духа над телом, аскетизм.

Аскетизм - это подавление земных желаний, чувственных наслаждений.

В христианстве приоритет отдается душе, духовному началу. А к телу формируется уничижительное отношение. Считалось, что тело греховно, бренно, является источником соблазнов, временным пристанищем души. А душа вечна, бессмертна, совершенна, это частица божественного начала в человеке. Человек должен заботиться в первую очередь о душе.

Говоря об отличиях античного и средневекового идеалов следует обратить внимание и на такой момент. Античный идеал - гармоничная личность - был вполне осуществим, достижим, реален. Средневековый идеал, подобно горизонту, был недостижим. Потому что средневековый идеал - это бог, абсолютное совершенство (добро, благо, любовь, справедливость). Человек всегда грешен, и он лишь в той или иной мере приближается к этому идеалу. Поэтому культурное развитие человека понимается как постоянное возвышение, восхождение к идеалу, богу, абсолюту, как процесс преодоления греховного и утверждения божественного в человеке.

Наряду с теологическими в средние века существовали и светские представления о культуре и культурном человеке(такие, как учтивость, рыцарские отношения). Они фиксировали человеческие способности и ценностные установки, необходимые для военной службы, общения в среде феодалов. В противовес аскетизму, который отстаивала церковь, в рыцарской культуре воспевались земные радости и ценности, такие, как любовь, красота, служение прекрасной даме.

Особый культурный пласт в эпоху средневековья представляла языческая народная культура. Она противостояла официальной культуре и вырабатывала свой взгляд на мир, отражавший тесную связь человека с природой. Смеховая народная культура, народные праздники и карнавалы питали еретические движения и наряду с рыцарской культурой представляли светское, мирское начало в культуре средневековья.

Однако, так же, как в обществе, в культуре существовала иерархия ценностей. Разные культуры ценились по-разному. На первом месте была религиозная, церковная культура. Придворная, рыцарская культура признавалась необходимой, но менее ценной. Языческая народная культура рассматривалась как греховная, низменная. В средневековье религиозная культура подчиняла себе все виды светской культуры.

ВКЛАД МЫСЛИТЕЛЕЙ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В

ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРЫ

 

Хронологические рамки эпохи Возрождения - 14-16 вв. Возрождение по-французски Ренессанс. Возрождение в истории Европы являлось переходной эпохой от средних веков к Новому времени, от феодального общества к буржуазному. В это время в европейских странах идет процесс первоначального накопления капитала, появляются мануфактуры, развивается банковское дело, международная торговля. Эпоха Ренессанса прошла под знаком великих географических открытий, освоения новых земель и территорий. Важные изменения происходят и в мировоззрении людей той эпохи. Широкое распространение получают идеи гуманизма.

В узком смысле слова гуманизм определяется как культурное течение, светское по своему характеру, то есть непосредственно не связанное с церковью, свободное от религиозных догм.

В эпоху Ренессанса начинается формирование светской культуры, отход культуры от религии и церкви, но поскольку это была переходная эпоха, то сохранялись и традиции средневековья.

В широком смысле слова под гуманизмом понимается мировоззрение, признающее человека высшей ценностью бытия.

Возрожденческий гуманизм проявляется в том, что возникает невиданный ранее интерес к человеческой личности, различным сторонам ее жизни, причем жизни земной, а не загробной, потусторонней. Представители гуманистического движения - Д. Манетти (1396-1459), Л. Вала (1407-1457), Пико дела Мирандола (1463-1494), Э. Роттердамский (1469-1536), М. Монтень (1533-1592).

С какими новыми идеями выступали гуманисты? - В эпоху Возрождения формируется новый взгляд на человека, по-новому решается проблема " человек и бог". Не отказываясь от идеи бога, гуманисты стараются приблизить к нему человека. Их сближение идет, прежде всего, по линии творчества. Манетти приводит такое сравнение: художник должен творить так, как бог творил мир, и даже совершеннее того. Таким образом, гуманисты подчеркивали творческое начало в человеке. Поэтому и культура понималась как творческая деятельность человека и ее результаты.

Гуманисты считали, что человек творит не только мир материальных и духовных ценностей, но и самого себя, свою жизнь, судьбу. Он свободен, самостоятелен в своих действиях, сам может управлять обществом, делать правильный рациональный выбор. Таким образом, принцип провиденциализма заменяется принципом человеческой активности.

Гуманистическое, творческое начало ярко проявляло себя и в искусстве эпохи Возрождения. Интерес к человеческой личности, ее духовному миру приводит к развитию жанров портрета и автопортрета. Изменяется и психология художника. На смену безымянному искусству средневековья приходит индивидуальное, авторское искусство. Возрожденческий художник обязательно оставит автограф, напишет автопортрет или изобразит себя среди других персонажей картины.

В формировании гуманистической культуры Возрождения огромную роль сыграло античное наследие. Возрождением стали называть эпоху сами итальянские гуманисты, имея ввиду Возрождение античной культуры. Впервые этот термин был введен итальянским архитектором, живописцем и историком искусств Д. Вазари в XVI веке. Какие стороны античной культуры возрождались в эпоху Ренессанса?

Возрождается:

1. интерес к человеку;

2. античный идеал человека, совершенного физически и духовно;

3. античное понимание красоты как гармонии и меры

4. реалистический, пластический язык искусства в отличие от условного, символического языка искусства средневековья.

5. сюжеты из античной мифологии и истории;

6. древние языки (древнегреческий, латинский);

7. интерес к античной философии - натурфилософии, эпикуреизму,

неоплатонизму.

Таким образом, преемственная связь Возрождения с античностью очевидна.

В эпоху Возрождения идеальным человеком считалась универсальная, всесторонне развитая личность, сочетающая в себе дарование ученого и художника. В эстетике Ренессанса происходит отождествление науки и искусства. И это был не только идеал, но и реальность. Мастеров Возрождения часто называли титанами за их необычайную универсальность, разносторонность. Возрожденческий художник был знатоком всех наук, и в первую очередь математики и анатомии.

Самой универсальной личностью Возрождения был Леонардо да Винчи (1452-1519). Он исследовал почти все сферы естествознания, предугадал многое, о чем в то время еще не помышляли. Когда стали разбирать его рукописи и рисунки, в них обнаружили механические открытия XIX века. Леонардо был не только ученым, но и живописцем, скульптором, архитектором, писателем, музыкантом, теоретиком искусства. Другие универсальные личности эпохи Возрождения - Микеланджело Буонарроти (1475-1564), Рафаэль (1483-1520), А. Дюрер (1471-1526).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь