Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Раздел 1. Общее понятие сущности характера



Содержание

Введение

Раздел 1. Общее понятие сущности характера

Раздел 2. Типология и структура характеров

2.1 Структура характера

2.2 Основные черты типичного характера

2.3 Классификации характеров

2.3.1 Типологические модели социальных характеров

2.3.2 Типологические модели индивидуальных характеров

Раздел 3. Природа характера и особенности его формирования

Заключение

Список использованных источников

Приложения


Введение

Тема данной курсовой работы – «Характер, как психологический феномен».

«Проблема характера - одна из традиционных и ведущих проблем психологической науки. Постоянный интерес к ней неизменно поддерживается ее теоретической сложностью и колоссальной практической значимостью. Известно, что успешность человека в семейной жизни, межличностных отношениях, профессиональной деятельности прямо зависит не только от его способностей интеллекта, но и от характера. Он играет немаловажную роль в процессах гармонизации личности, ее духовного роста. Он отражает уровень нравственно-этического саморазвития человека и его искусства жить.

Теоретическое осмысление данного феномена складывалось и складывается сложно, по-прежнему остаются открытыми многие вопросы, существуют противоречия.

Первые попытки составить представление о характере были сделаны еще Платоном. Введенный им термин «характер», в переводе с греческого «черта», «примета», «чеканка», в ходу был для обозначения своеобразных черт человека. Наряду с ним использовался термин «этос» - нрав, обычай. Платон полагал, что характер определяется врожденными добродетелями, и пытался составить их классификацию, основанную на этических принципах.

Первый трактат о характерах составил Теофраст. Он дал описание 30 типов с точки зрения преобладания нравственных черт - типы льстеца, болтуна, труса, лицемера и др.

К середине XIX в. возрастает количество научных работ по данной проблематике, углубляется собственно психологическое осмысление феномена характера»[1].

«Позднее философы и психологи основой для объяснения классификации человеческих характеров делали особенности строения и функций тела, морально-этические особенности общественных отношений людей, или их умственные свойства и опыт.

Каждому человеку кроме динамической стороны действий, которая проявляется в темпераменте, свойственны существенные особенности – его характер, отражающийся в виде «отпечатка» на продуктах деятельности и поведении»[2].

«Наиболее значительный вклад в учение о характерах связан с именем выдающегося русского психолога А.Ф. Лазурского. В его знаменитых работах «Очерк науки о характерах» и «Классификация личностей» на материале классической литературы, истории, жизненных наблюдений по-новому осмыслены ключевые вопросы характерологии - природа и структура характера, классификация. А.Ф. Лазурский рассматривает характер как один из аспектов личности, четко выделяя специфику данного феномена. Характер, по А.Ф. Лазурскому, представляет собой устойчивые поведенческие формы, способы, которые выражают саму личность»[3].

«Природа характерологических свойств исключительно сложна. Первооснову характера, или его внутреннее ядро, представляют врожденные нравственно-духовные побуждения, склонности, составляющие его стержень. Вокруг этого стержня структурируются волевые, эмоциональные и интеллектуальные свойства. Они образуют другое ядро - природные, генотипические свойства.

На основе нравственно-духовных и природных свойств развертывается процесс усвоения социального опыта – поведенческих установок, стереотипов, реакций. В результате складываются устойчивые привычные формы поведения, поведенческие паттерны и сложный ансамбль поведенческих форм»[4].

Цель данной курсовой работы – отразить сущность феномена характера.

Задачи курсовой работы:

- дать понятие термина «характер»;

- описать взаимосвязь характера и темперамента;

- описать структуру характера;

- раскрыть процесс формирования характера;

- рассмотреть природу характера;

- привести основные черты различных типов характера.


Раздел 2. Типология и структура характеров

 

Структура характера

«Характер – элемент психического склада человека. Характер является целостным образованием, определяющим человеческое «Я». Понимание характера как единства черт человека не исключает выделения в нем отдельных составляющих с целью познания его сущности.

Определить структуру характера – значит выделить в нем ведущие компоненты, без которых целостность характера вообразить нельзя.

В структуре характера выделяются содержание и форма. Содержание характера человека определяется условиями жизни и воспитания.

В структуре характера выделяются следующие компоненты:

- направленность,

- убеждения,

- умственные черты,

- эмоции,

- воля,

- темперамент,

- полнота,

- целостность,

- определённость,

- сила.

Направленность является ведущей в структуре характера. Она проявляется в выборочном оценочном отношении к поступкам и деятельности людей и самому себе.

Убеждения – знания, идеи, взгляды, являющиеся мотивами поведения людей, становятся чертами его характера и определяют отношение к действительности. Убеждения проявляются в принципиальности, неподкупности, правдивости, требовательности.

Умственные черты характера проявляются в рассудительности, наблюдательности, умеренности.

Эмоции лежат в основе таких черт характера, как горячность, зажигательность, сочувствие, наглость, грубость, всепрощение, бесчувственность, невозможность сопереживать.

Воля в структуре характера обусловливает его силу и твердость. Воля – деятельная сторона разума. Сильная воля делает человека самостоятельным, стойким, непоколебимым, мужественным. Особенности волевой сферы, переходя в свойства личности, образуют существенные черты характера. Однако, как ни тесна связь воли и характера, они все же не тожественны. Воля непосредственно связана по преимуществу с силой характера, его твердостью, решительностью, настойчивостью. Но характер не исчерпывается своей силой; он имеет содержание, которое направляет эту силу. Характер включает те свойства и действенные установки личности, которые определяют, как в различных условиях будет функционировать воля. В волевых поступках характер, с одной стороны, складывается и, с другой, проявляется. Идейное содержание и направленность волевых поступков, особенно в очень значимых для личности ситуациях, переходят в характер человека, в его действенные установки, закрепляясь в нем в качестве относительно устойчивых его свойств; эти свойства в свою очередь обусловливают поведение человека, его волевые поступки; решительные, смелые и т.п. действия и поступки человека обусловлены волевыми качествами личности, ее характера (ее уверенностью в себе, самообладанием, решительностью, настойчивостью и т.п.).

Необходимо иметь ввиду, что характер – это совокупность всех структурных компонент»[10].


Классификации характеров

 

«Существует множество различных оснований классификации и типологий характеров. Большую известность приобрели классификации характеров Теофраста, Ж. де Лабрюйера, Ф. Галля, Ф. Джордано, Ф. Полана, Н. Лосского, К.Г. Юнге, А.Ф. Лазурского, Э. Фромма.

Д.Я. Райгородский объединяет современные классификации характеров в две большие группы:

- типологические модели социальных характеров;

- типологические модели индивидуальных характеров.

 

Заключение

Подведём итоги. Цель курсовой работы достигнута, посредством реализации всех поставленных задач. Обобщим собранный материал и выделим основные ключевые моменты темы:

- Характер человека – это закрепленная в индивиде система генерализованных обобщенных побуждений. Характер человека – и предпосылка, и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях.

- Характер формируется в процессе развития личности как субъекта, активно включающегося в многообразную совокупность общественных отношений. Проявляясь в поведении, в поступках человека, характер в них же и формируется. Основную роль в процессе формирования характера играет воспитание.

- Основу характера образуют не сами способы поведения, а регулирующие соответствующие способы поведения генерализованные побуждения, которые в силу своей генерализованности могут абстрагироваться от отдельных частных ситуаций и закрепляться в человеке, в личности.

- Истоки характера человека и ключ к его формированию – в побуждениях и мотивах его деятельности. Ситуационно обусловленный мотив или побуждение к тому или иному поступку – это и есть личностная черта характера в его генезисе.

- Характер тесно связан с направленностью личности человека. Характер имеет своей предпосылкой его темперамент. Темперамент и характер отличны и вместе с тем тесно связаны друг с другом.

- Характер определяется всем образом жизни человека.

- В характере заключена внутренняя логика, взаимосвязь определяющих его свойств и установок, известная необходимость и последовательность.


Приложение 1

Рис. 1 Формализованная структура содержания понятия «характер» [14]


[1] Общая психология. Учебник/под ред. Р. Х. Тугушева, Е. И. Гарбера. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. [6]

[2] Максименко С. Д. Общая психология. Учебник/С. Д. Максименко. – М.: «Рефл-бук», 2004. [5]

[3] Общая психология. Учебник/под ред. Р. Х. Тугушева, Е. И. Гарбера. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. [6]

[4] Общая психология. Учебник/под ред. Р. Х. Тугушева, Е. И. Гарбера. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. [6]

[5] Максименко С. Д. Общая психология. Учебник/С. Д. Максименко. – М.: «Рефл-бук», 2004. – 528 с. [5]

[6] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии/С. Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство " Питер", 2000. [11]

[7] См. Приложение 1

[8] Общая психология. Учебник/под ред. Р. Х. Тугушева, Е. И. Гарбера. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 560 с. [6]

[9] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии/С. Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство " Питер", 2000. [11]

[10] Максименко С. Д. Общая психология. Учебник/С. Д. Максименко. – М.: «Рефл-бук», 2004. – 528 с. [5]

[11] Максименко С. Д. Общая психология. Учебник/С. Д. Максименко. – М.: «Рефл-бук», 2004. – 528 с. [5]

[12] Общая психология. Учебник/под ред. Р. Х. Тугушева, Е. И. Гарбера. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 560 с. [6]

[13] Максименко С. Д. Общая психология. Учебник/С. Д. Максименко. – М.: «Рефл-бук», 2004. – 528 с. [5]

[14] Максименко С. Д. Общая психология. Учебник/С. Д. Максименко. – М.: «Рефл-бук», 2004. – 528 с. [5]

Содержание

Введение

Раздел 1. Общее понятие сущности характера

Раздел 2. Типология и структура характеров

2.1 Структура характера

2.2 Основные черты типичного характера

2.3 Классификации характеров

2.3.1 Типологические модели социальных характеров

2.3.2 Типологические модели индивидуальных характеров

Раздел 3. Природа характера и особенности его формирования

Заключение

Список использованных источников

Приложения


Введение

Тема данной курсовой работы – «Характер, как психологический феномен».

«Проблема характера - одна из традиционных и ведущих проблем психологической науки. Постоянный интерес к ней неизменно поддерживается ее теоретической сложностью и колоссальной практической значимостью. Известно, что успешность человека в семейной жизни, межличностных отношениях, профессиональной деятельности прямо зависит не только от его способностей интеллекта, но и от характера. Он играет немаловажную роль в процессах гармонизации личности, ее духовного роста. Он отражает уровень нравственно-этического саморазвития человека и его искусства жить.

Теоретическое осмысление данного феномена складывалось и складывается сложно, по-прежнему остаются открытыми многие вопросы, существуют противоречия.

Первые попытки составить представление о характере были сделаны еще Платоном. Введенный им термин «характер», в переводе с греческого «черта», «примета», «чеканка», в ходу был для обозначения своеобразных черт человека. Наряду с ним использовался термин «этос» - нрав, обычай. Платон полагал, что характер определяется врожденными добродетелями, и пытался составить их классификацию, основанную на этических принципах.

Первый трактат о характерах составил Теофраст. Он дал описание 30 типов с точки зрения преобладания нравственных черт - типы льстеца, болтуна, труса, лицемера и др.

К середине XIX в. возрастает количество научных работ по данной проблематике, углубляется собственно психологическое осмысление феномена характера»[1].

«Позднее философы и психологи основой для объяснения классификации человеческих характеров делали особенности строения и функций тела, морально-этические особенности общественных отношений людей, или их умственные свойства и опыт.

Каждому человеку кроме динамической стороны действий, которая проявляется в темпераменте, свойственны существенные особенности – его характер, отражающийся в виде «отпечатка» на продуктах деятельности и поведении»[2].

«Наиболее значительный вклад в учение о характерах связан с именем выдающегося русского психолога А.Ф. Лазурского. В его знаменитых работах «Очерк науки о характерах» и «Классификация личностей» на материале классической литературы, истории, жизненных наблюдений по-новому осмыслены ключевые вопросы характерологии - природа и структура характера, классификация. А.Ф. Лазурский рассматривает характер как один из аспектов личности, четко выделяя специфику данного феномена. Характер, по А.Ф. Лазурскому, представляет собой устойчивые поведенческие формы, способы, которые выражают саму личность»[3].

«Природа характерологических свойств исключительно сложна. Первооснову характера, или его внутреннее ядро, представляют врожденные нравственно-духовные побуждения, склонности, составляющие его стержень. Вокруг этого стержня структурируются волевые, эмоциональные и интеллектуальные свойства. Они образуют другое ядро - природные, генотипические свойства.

На основе нравственно-духовных и природных свойств развертывается процесс усвоения социального опыта – поведенческих установок, стереотипов, реакций. В результате складываются устойчивые привычные формы поведения, поведенческие паттерны и сложный ансамбль поведенческих форм»[4].

Цель данной курсовой работы – отразить сущность феномена характера.

Задачи курсовой работы:

- дать понятие термина «характер»;

- описать взаимосвязь характера и темперамента;

- описать структуру характера;

- раскрыть процесс формирования характера;

- рассмотреть природу характера;

- привести основные черты различных типов характера.


Раздел 1. Общее понятие сущности характера

«Совокупность стойких черт представляет собой характер личности.

Характер – это совокупность стойких индивидуально-психологических свойств человека, которые проявляются в его деятельности и поведении, в отношении к коллективу, к другим людям, к труду, к окружающей действительности и самому себе.

Характер наиболее тесно связан с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения сути человека»[5].

«Темперамент - предпосылка характера человека. Темперамент и характер отличны и вместе с тем тесно связаны друг с другом. Их научное изучение шло не совпадающими, но неоднократно скрещивающимися путями.

Говоря о темпераменте, обычно имеют в виду динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпах психической деятельности. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у такого-то человека большой или небольшой темперамент, учитывая его импульсивность, стремительность, с которой проявляются у него влечения, и т. д.

Темперамент человека проявляется, прежде всего, в его впечатлительности, характеризующейся силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека.

Другим центральным выражением темперамента является импульсивность, которая характеризуется силой побуждений, скоростью, с которой они овладевают моторной сферой и переходят в действие, устойчивостью, с которой они сохраняют свою действенную силу. Импульсивность включает обусловливающую ее впечатлительность и эмоциональную возбудимость в соотношении с динамической характеристикой тех интеллектуальных процессов, которые их опосредуют и контролируют. Импульсивность – та сторона темперамента, которой он связан со стремлением, с истоками воли, с динамической силой потребностей как побуждений к деятельности, с быстротой перехода побуждений в действие

Говоря о характере, обычно разумеют те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру.

Человек с характером, выделяется, прежде всего, определенностью своего отношения к окружающему, выражающейся в определенности его действий и поступков.

Характер обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, конкретным образом относится к нему. Знать характер человека – это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, которыми определяется весь образ его действий.

Черты характера – это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются, как не совместимые с ними, им противоречащие другие. Подробнее о чертах характера будет рассказано в Разделе 2 данной курсовой работы.

Наличие у человека характера предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, чего-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит или на себя принимает. Характер представляет собой внутренние свойства личности, но это не значит, что они в своем генезисе и существе определяются изнутри, системой внутренних органических или внутриличностных отношений. Напротив, эти внутренние свойства личности, составляющие ее характер, выражаясь в отношении к тому, что значимо для человека в мире, через отношение к миру и определяются.

Для характера решающим является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека.

Характер человека – и предпосылка, и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях; обусловливая его поведение, он в поведении же и формируется.

Эта взаимосвязь характера и поступка опосредована взаимозависимостью свойств характера и мотивов поведения: черты характера не только обусловливают мотивы поведения человека, но и сами обусловлены ими. Мотивы поведения, переходя в действие и закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Каждый действенный мотив поведения, который приобретает устойчивость, – это в потенции будущая черта характера в ее генезисе. В мотивах черты характера выступают впервые еще в виде тенденций; действие переводит их затем в устойчивые свойства. Путь к формированию характера лежит через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.

Характер определяется всем образом жизни человека. Лишь исключительные по своему значению поступки человека – те, которые определяют узловые моменты в его биографии, поворотные этапы в его жизненном пути, накладывают определенный отпечаток и на его характер; вообще же в характере человека отображается его образ жизни в целом; отражая образ жизни человека, характер в свою очередь отражается в нем. Образ жизни включает определенный образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями, в которых он осуществляется. Образ же действий человека, который всегда исходит из тех или иных побуждений, включает определенный образ мыслей, чувств, побуждений действующего субъекта в единстве и взаимопроникновении с объективным течением и результатами его действий. Поэтому, по мере того как формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек. Он формируется в зависимости от объективных общественных условий и конкретных жизненных обстоятельств, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойств – прежде всего темперамента – в результате его деяний и поступков.

К характеру в собственном смысле слова относятся, однако, не все относительно устойчивые свойства личности, которые выделяются и закрепляются в человеке, по мере того как складывается его образ жизни, а только те черты и побуждения, которые обусловливают по преимуществу его действия. К характеру непосредственно не относятся физическая ловкость, вообще свойства, обусловливающие умения человека; в него включаются только те свойства, которые выражают направленность личности.

В характере заключена внутренняя логика, взаимосвязь определяющих его свойств и установок, известная необходимость и последовательность. К характеру относятся лишь те проявления направленности, которые выражают устойчивые свойства личности и вытекающие из них устойчивые личностные, а не только случайные ситуационные установки. Относительно устойчивые свойства личности, которые определяют ее качественное своеобразие и выражают ее направленность, составляют ее характер.

Поскольку в характере сосредоточены стержневые особенности личности, все индивидуальные отличия в нем приобретают особенную значимость и выраженность. Поэтому вопрос о характере нередко ошибочно сводился к одному лишь вопросу о межиндивидуальных различиях или индивидуальных особенностях личности. Между тем вопрос о характере – это прежде всего вопрос об общем строении личности. Характер – это единство личности, опосредующее все ее поведение.

Определяя господствующие побуждения, характер может выразиться как в целях, которые человек себе ставит, так и в средствах или способах, которыми он их осуществляет, как в том, что он делает, так и в том, как он это делает, т. е. характер может выразиться как в содержании, так и в форме поведения.

При этом так же как не все свойства человека относятся к его характеру, а только те, которые выражаются в его направленности, так и не все способы поведения показательны для характера.

Господствующая направленность человека, в которой проявляется его характер, означает активное избирательное отношение человека к окружающему. В идеологическом плане она выражается в мировоззрении; в психологическом – в потребностях, интересах, склонностях, во вкусах, т. е. избирательном отношении к вещам, привязанностях, т. е. избирательном отношении к людям. Поскольку они служат побуждениями к действиям и поступкам человека, а в этих последних характер не только проявляется, но и формируется, они участвуют в образовании характера. Вместе с тем характер, по мере того как он складывается, обусловливает, какие из всех возможных побуждений определяют поведение данного человека.

Характер теснейшим образом связан и с мировоззрением. Характерное для человека поведение, в котором характер и формируется, и проявляется, будучи его практическим отношением к другим людям, неизбежно заключает в себе идеологическое содержание, хотя и не всегда адекватно осознанное и не обязательно теоретически оформленное. Поскольку то или иное мировоззрение, переходя в убеждения человека, в его моральные представления и идеалы, регулирует его поведение, оно, отражаясь в его сознании и реализуясь в его поведении, существенно участвует в формировании его характера. Единство тех целей, которые оно перед человеком ставит, существенно обусловливает цельность характера. Систематически побуждая человека поступать определенным образом, мировоззрение, мораль как бы оседают и закрепляются в его характере в виде привычек – привычных способов нравственного поведения. Превращаясь в привычки, они становятся " второй натурой" человека. Можно в этом смысле сказать, что характер человека – это в известной мере его не всегда осознанное и теоретически оформленное мировоззрение, ставшее натурой человека.

Соотношение между идейными, мировоззренческими установками и действенными установками человека в конкретных жизненных ситуациях существенно определяет общий облик человека, его характер. Люди в этом отношении заметно различаются по степени цельности, последовательности, стойкости.

Потребности, интересы, склонности, вкусы, всевозможные тенденции и установки, а также личные взгляды и убеждения человека – это психологические формы выражения направленности, в которой проявляется характер; содержанием же ее является практическое отношение человека к другим людям и через них к самому себе, к своему труду и к вещам предметного мира. Ведущим и определяющим моментом в формировании характера являются взаимоотношения человека с другими людьми.

Поскольку характер выражается, прежде всего, в отношении к другим людям, в общественном по существу отношении к миру, он проявляется и формируется преимущественно в поступках. Смотря по тому, формируется ли характер в замкнутой скорлупе личного благополучия или, напротив, в общем коллективном труде и борьбе, основные свойства человеческого характера развиваются совершенно по-разному.

Взаимоотношения человека с другими людьми определяют и его отношение к своей деятельности.

В многообразных людских отношениях, составляющих основную ткань человеческой жизни, складывается и проявляется многообразие самых основных для облика личности характерологических черт. Таковыми являются:

- заботливость о человеке,

- чуткость,

- справедливость,

- благородство,

- доброта,

- мягкость,

- нежность,

- доверчивость и др. аналогичные и противоположные им свойства. При этом единство характера не исключает того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные черты. Человек может быть одновременно очень нежным и очень требовательным, мягким вплоть до нежности и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохраняться, несмотря на это, но именно в этом и проявляться.

Эти различия, противоположности и даже противоречия необходимо вытекают из сознательного отношения к другим людям, требующего дифференциации в зависимости от изменяющихся конкретных условий. Человек, мягкий при всех условиях и ни в чем не проявляющий твердости, – это уже не мягкий, а бесхарактерный человек. А человек доверчивый, который не только не страдает подозрительностью, но ни при каких условиях не способен к бдительности, – это уже не доверчивый, а наивный или глупый человек»[6].

«Первооснову характера, или его внутреннее ядро, представляют врожденные нравственно-духовные побуждения, склонности, составляющие его стержень. Вокруг этого стержня структурируются волевые, эмоциональные и интеллектуальные свойства. Они образуют другое ядро -природные, генотипические свойства.

На основе нравственно-духовных и природных свойств развертывается процесс усвоения социального опыта – поведенческих установок, стереотипов, реакций. В результате складываются устойчивые привычные формы поведения

Новое толкование данного феномена основывается на динамической теории характера, основы которой разработаны 3. Фрейдом. Он полагал, что в основе характера лежат глубинные источники психической энергии. Характер, по 3. Фрейду, представляет особую форму психической энергии. Он объяснил динамический потенциал характерологических черт сублимацией различных форм либидо. Фрейд также показал, что фундаментальная сущность характера строится не на единичных свойствах, а является целостной структурой.

Черты характера следует понимать как синдром, являющийся специфическим выражением этой особой структуры.

Современные подходы к феномену характера представлены в исследованиях В.С. Мерлина, Б.И. Додонова - в контексте гуманистических и духовно ориентированных теорий личности. Отечественные авторы разделяют понятия направленности и характера. Первые - это инициативные образования личности, выражающие отношение к проявлениям окружающего мира.

Свойства характера[7] - реактивные образования, показывающие отношение к социально-типическим ситуациям.

В.С. Мерлин определяет характер как устойчивые индивидуальные свойства, которые проявляются в способах поведения и выражают отношение к социально-типическим ситуациям. При этом он показывает, что характер складывается, формируется на почве глубинных автоматизмов и отношений личности. К автоматизмам В.С. Мерлин относит генотипические характерологические предпосылки, их комплексы - как глубоко усвоенные поведенческие установки и привычки. Процесс развития, формирования характера направляется механизмами индивидуализации, или подчинения жизненных ситуаций природным личностным свойствам, и социализации, или «подтягивания» поведенческих установок и способов к наиболее активным, динамичным отношениям»[8].

«По отношению человека к другим людям различают характеры:

- замкнутые,

- общительные.

Замкнутость в себе, ограниченность контакта с другими людьми может основываться в одном случае на безразличии к людям, на равнодушии холодной и опустошенной натуры, которой другие люди не нужны, потому что ей нечего им дать, а в другом – на большой и сосредоточенной внутренней жизни, которая в иных условиях не находит себе путей для приобщения к ней других людей и для своего приобщения к ним.

Точно так же и общительность может быть различной: у одних – широкая и поверхностная, с легко завязывающимися и неглубокими связями, у других – более узкая и более глубокая, сугубо избирательная. Общительность людей, которые в равной мере являются приятелями каждого встречного, без всякого различия, свидетельствует иногда лишь о легкости и подвижности и о таком же по существу безразличии к людям, как и необщительность других людей. Решающее значение имеет внутреннее отношение человека к человеку. Наличие общего дела, общих интересов, общей идеологии создает базу для общительности, одновременно и очень широкой, и сугубо избирательной. Тип общительности, имеющий широкую общественную основу, называют товарищеским.

Лишь в процессе общения и влияния на других людей формируется действенная сила характера, столь существенная в общественной жизни способность организовывать людей на совместную работу и борьбу; лишь в процессе общения, подвергаясь воздействиям со стороны других людей, формируется в человеке твердость характера.

Общение создает предпосылки и для самостоятельной работы человека над своим характером. В процессе общения, воздействуя на людей и подвергаясь воздействию с их стороны, человек познает других и испытывает на практике значение различных характерологических черт. Это познание других людей приводит к самопознанию, практической оценке характерологических свойств других людей, регулируемой моральными представлениями. А самопознание, сравнительная самооценка и самокритика служат предпосылкой и стимулом для сознательной работы человека над своим характером.

С отношением человека к человеку неразрывно связано тоже по существу своему общественное отношение к вещам – продуктам общественной практики – и собственному делу. В отношении к ним складывается и проявляется вторая важная группа характерологических черт. Таковы, например, щедрость или скупость, добросовестность, инициативность, мужество в отстаивании своего дела, смелость, храбрость, настойчивость и т. д.

Характер каждого человека включает черты, определяющие как его отношение к другим людям, так и его отношение к вещам – продуктам общественного труда – и к делу, которое он сам выполняет. Они взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга. Характерологически очень существенным является и то, какой из этих планов доминирует. Доминирование одного из этих друг друга опосредующих отношений выражает существенную черту характера и накладывает глубокий отпечаток на облик человека.

Опосредованно, через отношения к другим людям устанавливается у человека и отношение его к самому себе. С отношением к самому себе связана третья группа характерологических свойств личности. Таковы самообладание, чувство собственного достоинства, скромность, правильная или неправильная – преувеличенная или приуменьшенная – самооценка, уверенность в себе или мнительность, самолюбие, самомнение, гордость, обидчивость, тщеславие и т. д.

Каждая характерологическая черта в какой-то мере и каким-то образом выражает специфическое соотношение между отношением человека к окружающему миру и к самому себе. Это можно сказать и о таких, например, свойствах, как смелость, храбрость, мужество»[9].

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.067 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь