Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПСИХОЛОГИЯ ЗИДАНА ИЛИ «УБИЙСТВО» ОДНИМ СЛОВОМ



Анализ интервью и видеоматериалов показывает, что Зидан находится в депрессии и она не простая. Попытаемся разобраться, в чём её особенность.

У каждого человека бывает момент истины, в котором буквально одним словом подписывается приговор всей его жизни. Это слово недавно услышал Зидан. В психологии такое кульминационное слово называют психологическим кодом смерти и жизни. Благодаря этому коду можно убить человека (он может покончить собой или начать страдать депрессией, которая приведёт к смерти) или «воскресить» (к человеку придёт ощущение счастья). Эти коды порой звучат от наших близких и опустошают нас настолько, что человек может потерять смысл жизни, благодаря одному произнесённому слову. Одно слово-предательство со стороны детей, родителей, близких может навсегда уничтожить ценности, которые привязывают человека к жизни. Вот такие кульминационные точки бывают в нашей жизни. В этих ситуациях человек себя ведёт так, как никогда в жизни. Именно поэтому мудрый и сдержанный Зидан совершил поступок, который увидел весь мир.

Очевидно, что это была, по-видимому, спланированная психическая атака на спортсмена. В спорте психические атаки были всегда и у шахматистов, и у боксёров. Они всегда обменивались обзываниями, дабы настроить себя на бой. Но, увы! Всё это детский лепет по сравнению со словом – кодом, благодаря которому задеваются глубинные слои психики и уничтожается всяческое желание бороться. У Зидана этой больной точкой был комплекс национальной неполноценности. С другой стороны, именно благодаря этому комплексу, он достиг того, что получила Франция. Зидан думал, что избавился от этой ранее кровоточащей раны, но её проткнули словом-кодом. Президент Франции, выступив в роли психотерапевта, пытался снять действие этого кода, высоко оценив заслуги Зидана, но насколько это было эффективно, покажет время. Оценка Зидана, как лучшего футболиста чемпионата, которая была дана, по-видимому, тоже из психотерапевических соображений, также может оказаться неэффективной.

Для Зидана этот последний матч на чемпионате мира был символичным. Он был итогом всей его жизни. Именно на этом матче Зидан должен был ощутить пик своей карьеры – код своей жизни, новместо этого он услышал нечто иное. Хочется думать, что это не было кодом смерти, благодаря которому он уйдёт в долгую депрессию и потеряет смысл жизни. Хочется верить, что у Зидана хватит духовности справится с этим словом-ловушкой и вырваться из его плена.

 

Между прочим, конец света, как и его начало тоже наступит, благодаря одному слову и эти словом будет слово… Не будем пока предполагать.

 

 

ПСИХОЛОГИЯ   ПРИНЯТИЯ СЕБЯ

Принятие себя – это, прежде всего, способность долговременно находиться со своим внутренним миром (со своими мыслями, переживаниями, фантазиями и т.п.), который для личности становится главной ценностью. Это своего рода тест на пребывание в одиночестве сам с собой, причём такое, что нельзя смотреть телевизор, засыпать, входить в общение с кем-либо и с чем либо. При этом можно общаться только с собой.

Совсем недавно под новый 2005-й год попали в кутузку двое незнакомых мужчин и находились там трое суток. Один из них был малоразговорчивым и спокойным, другой болтливым и суетливым. Последний так утомился за трое суток, что лез уже не только на стены, но и на потолок. Малоразговорчивый же, находясь в собственных думах, не заметил как быстро пролетело время. Таким образом, принятие себя – это способность долговременно и наедине находиться с самим собой, ничего не делая, не занимаясь каким либо трудом и т.п.   Казалось бы, неужели это способность… принимать себя? Тем более бездельничая… Неужели трудиться это плохо? Увы! Приходиться констатировать, что процент людей не способных принимать себя усиленно растёт. Так например, один мой знакомый как-то мне так и сказал: “Я либо как лошадь работаю и не могу себя видеть без работы, либо как свинья напиваюсь водки и пьянствую. Если нет водки, то воскресенье для меня сильное испытание, не говоря уже о новом годе, а тут ещё десятидневные каникулы придумали! ” Это и есть испытание на принятие себя. Этот мужчина не выдерживает условий, при которых он находится с самим собой и, поэтому, убегает от себя, превращаясь в другого (опьянённого), который принимается им настолько, что человек теперь уже может некоторое время находиться наедине “с собой”, с улыбкой на лице. Того мужчину трясло от принятия себя. Поэтому некоторые вместо того, чтобы принять себя, “принимают на себя”… алкоголь или наркотик. Таким образом, патологическая зависимось от труда, называемая трудоголизмом находится в одном ряду с алкоголизмом. Не в этом ли основная причина пьянства большинства людей труда? Труд необходим, но не такой, с которым вы в патологической зависимости. (В то же время, необходимо принять существование такого патологического принятия себя, которое называется аутизмом. Или ситуации, когда шизофреническая личность бежит не только от внутреннего мира, который заселён чуждыми силами и голосами, но и злобного внешнего мира. Наша статья не об этом). В целом, отсутствие способности принимать себя, имеет место не только у больных страдающих алкоголизмом, но и людей, страдающих любыми патологическими маниями и зависимостями (от труда, секса, пищи, телевизора, игровых автоматов и т.п), от отсутствия которых у людей начинается душевное беспокойство.

Почему для человека так важно уметь принимать себя? Потому, что принятие себя – это и есть истинная любовь к себе. Любовь к другому всегда основывается только на любви к себе. Таким образом, любовь к другому – это принятие другого (не путать с влюблённостью и с нечто, основанным на удовлетворении своих сексуальных потребностей).. А принимать других можно только на основе принятия себя. И не верьте тем, кто утверждает, что дескать он не принимает себя, но принимает других. Иными словами, не верьте тем, кто утверждает, что он не любит себя, но любит других. Всё это проявление фундаментального психологического принципа “внешнего через внутреннее.”

Многие настолько не принимают себя, что начинают самообманываться. Иными словами, они не любят и самообманывают (в частности пьянство – одна из форм самообмана) себя настолько, насколько не любят других и обманывают других. Таким образом, расцвет манипулятивных технологий в мире – свидетельство того, что люди и человечество всё меньше и меньше принимают себя, всё меньше и меньше любят себя.

Прошедшие десятидневные каникулы стали для россиян хорошим испытанием на принятие себя. Согласно нашим исследованиям, большинство тяжело перенесли это испытание. Кто-то не выдержал и сорвался… на работу (Нами был зафиксирован социальный феномен сопротивления каникулам). Кто не смог туда сорваться, тот сорвался и начал… пьянствовать до тех пор, пока работу не откроют. А кто-то принял себя, был с собой, поэтому принял и других. Провёл время в любви и согласии с собой, и поэтому с другими (например, с близкими). Остальные просто погрузились в депрессию.

Очевидно, что эти каникулы стали испытанием потому, что в России до сих пор не существует развитой культуры досуга, как способа убегания от себя, как спасения для тех, кто не умеет принимать себя.

Мода на каникулы пришла с Запада. У них есть основание для таких каникул в силу того, что с одной стороны, у них хорошо развита культура досуга, с другой, каникулы выгодны и приносят прибыли благодаря гигантскому потреблению на этом рынке услуг. На Западе – это изощрённый способ выворачивать у средних американцев карманы т.е. накопления. У нас же зимние каникулы, оказались лишь прихотью чиновников и возможностью хоть на десять дней парализовать нерв социальных проблем. Иными словами, мы не готовы к таким каникулам, так как нам остаётся принимать себя, а этого делать мы не умеем.

Запад тоже не способен принимать себя. Поэтому и развил свою высокотехнологичную культуру досуга, всяческие игрушки для детей и взрослых, всяческие симулякры, то есть живые знаки, которые будучи в тираже, живут по своим законам, не желающим прислушиваться к реальности. Погружение в эти виртуальные миры – это и есть наша неспособность принимать себя, обманываясь в нечто, что не существует. И чем больше мы будем уходить в эти миры, тем больше будем терять способность любить себя и других, любить живое, но любить неживое – искусственно двигающееся. Фромм был прав, но он не предполагал, что эта некрофилия достигнет таких глобальных масштабов. Этот цунами некрофилии приближается и к нам. Но кто-то может сказать, что лучше быть в плену этих внешних симулякров, чем в плену внутренних симулякров – алкогольных и наркотических миров.

Казалось бы, почему Запад, будучи в достатке, будучи цивилизованным, не способен принять то, что имеет, не способен принять себя, систематически занимаясь экспансионистской политикой? Ведь любая экспансия – это неспособность принимать себя.

И всё- таки на земном шаре есть оазис, где люди не разучились принимать себя, куда не пришёл ещё этот цунами, но, к сожалению, приходят реальные природные цунами и катаклизмы в виде бедствий и землетрясений. И для них, зимние каникулы действительно стали испытанием на принятие себя. Восток достойно выдержит эти испытания, так как всегда мог принимать себя в силу наличия на своей территории буддистской культуры и религии. (Ведь основа буддизма, на наш взгляд, это опять таки, принятие себя). Хочется верить, что это были настоящие природные цунами, а не искусственные, вызванные глубокими атомными взрывами, проводимыми Западом, с целью уничтожить способность Востока принимать себя. В противном случае, на наш взгляд, начнётся новый этап в эпохе постмодерна, при котором мир будет развиваться не только согласно культуре катастрофы, как следствия любви к симулякрам и глухоты к реальности, но и катастрофам, организуемым самими людьми. Начнётся эпоха противостояния искусственных и естественных катастроф. Искусственно вызванные катастрофы будут усугублять естественные катастрофы. Но это будет уже иная культура катастрофы, не та, которая была описана Жаном Бодрийяром. А может быть эта эпоха уже началась?!

Почему Запад уверен, что Востоку нужен ввоз достижений цивилизации. Практика показывает, что страны Востока если и принимают эти “игрушки” и технологии Запада, то только для того, чтобы достойно противостоять самому же Западу. Восточный менталитет и желание не потерять способность принимать себя, принимать свою духовную ментальность и не изменять ей, взамен бизнес-суете и западной психологии – всё это и есть основа отторжения и сопротивления Востоком Запада. ВОСТОК никогда не будет ЗАПАДать на доллар. Но удастся ли Западу совратить Восток? Успех такого совращения будет зависеть от развития вышеприведённой культуры катастрофы, нагнетаемой Западом.

Очевидно, что Запад живя в суете, не может принимать себя, поэтому не может принимать и других (см. выше). Войны и экспансия – это и есть неприятие Западом других. Бизнес – это всегда непринятие себя. Следовательно, бизнес – это всегда неприятие другого. Поэтому Запад не принимает Восток, но Восток принимает Запад, потому, что принимает себя. Суетливый Запад не принимает себя, но мнит, что может, принимать других, выдавая свою экспансию за способность принимать и даже заботиться об “отстающих ”, но, почему-то несуетливых других. Запад удивляется тому, почему Восток не суетится, оставаясь на относительно низком уровне своего развития. Ему (Западу) чуждо принятие себя, он ещё не вкусил это состояние.

Многие западные учёные, преподавая на Востоке, приходят к выводу, что как бы они не обучали там своим европейским премудростям, им не удаётся изменить восточный менталитет – способность принимать себя и долго находится с самим собой в намазе или молитве. Сами же западные учёные живя там и находясь далеко от своих цивилизованных “игрушек” начинают страдать, но до тех пор, пока сами не опускаются на колени со своими учениками. Япония, а теперь и Китай, приняли Запад, но не отравилась как другие, так как уже имели сильный иммунитет – принятия себя. ( Кстати, проблема безработицы на Востоке не так опасна как на Западе, так как не занятый восточный человек, не так опасен как суетливый западный, который не принимает себя). А мы так и не приняв себя, находясь в вечной революционной суете попытались спаразитировать и имеем то, что имеем. Поэтому в настоящее время у Ходорковского появились условия для принятия себя. Его сейчас ничто не отвлекает. А у нас, благодаря Ходорковским, стоит уже двойная задача: сначала возвратится к себе и лишь, затем принять себя.

Ну что ж… вы истосковались по себе?... Не пора ли Вам себя пригласить в гости… к себе… и принять себя! А убежать от себя вы всегда успеете, но надеюсь только для того, чтобы на новой основе опять таки принять себя.

 

 

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗ ТАТАРИНА

 

Несмотря на то, что в советском и российском кинематографе образ татарина или татарки практически не представлен, тем не менее он всегда являлся показателем отношения государственной власти к татарам.  Персонажу татарской национальности в советском кино всегда отводилась незавидная роль. На память приходят лишь некоторые короткие киноэпизоды, которые уже многие не помнят. Так например, это образ татарина-дворника в фильме о молодом Ульянове-Ленине. В фильме молодой Ульянов иронизирует над татарином, относясь к нему несерьёзно. Ульянов встречает дворника, которого призвали в армию и спрашивает его: “А что если тебе дадут приказ стрелять в меня… ты будешь стрелять? ” Тот утвердительно отвечает: “Буду…”, но после некоей паузы заявляет: “Стрелять буду… да только мимо”. На экране хитрые глаза татарина-дворника и смех.

Ещё пример. В фильме Эйзенштейна “Иван Грозный ”. На экране хитрый татарин с репликой: “Маскау манинький… Казан бальшой… ”

Архетип хитрого, но наивного татарина, говорящего с акцентом, хорошо прижился в советском кино.

Ещё пример. Образ Абдуллы-торгаша в художественном фильме “Евдоким и Евдокия ”. Эту роль сыграл наш известный актёр-чтец Айрат Арсланов. Мой отец, будучи одногруппником по театральному училищу с Айратом Арслановым, всегда восхищался талантом и порядочностью этого великого артиста. Но здесь ему была отведена негативная и невзрачная роль красивого и опять-таки хитрого татарина, совращающего русскую замужнюю женщину.

У Андрея Тарковского в фильме “Андрей Рублёв” татары представлены в маленьком, но сильном эпизоде. Теперь уже татары не хитрые лакеи, не глупые или наивные существа. Теперь это агрессивная сила, способная выкалывать у русских глаза. После просмотра этих эпизодов у многих татар начинался приступ комплекса национальной неполноценности. Это очень серьёзно. Будучи ещё очень молодым при виде этих кадров у меня внутри что-то сжималось и я задумывался: “Неужели это образ моего татарского народа? ”

Кто-то может возразить, что дескать есть фильм-сказка “Булат-батыр ” (фильм тридцатых годов) или “Клад” (фильм семидесятых годов). Но это ленты, где нет образа татар, там стояли иные задачи.

В то же время необходимо признать, что образ татарина в России до настоящего времени держался на образе мудрого и взвешенного президента Татарстана Минтимира Шаймиева. Это телевизионный образ мудрости и стабильности.

Почему татарам на советском культурном пространстве так и не достался достойный образ-земляка, который бы любили все. Грузинам в этом плане повезло. Им достался образ Мимино (Вахтанг Кикабидзе). Мимино любят все… Но это пожалуй исключение из правил. Все остальные нации могли формировать объективный художественный образ себя, имея свои национальные киностудии. У нас таковой не было никогда.

И вот, наконец, свершилось. В Татарстане произошло знаменательное событие. После различных попыток ( “Куктау”, “Тёплый ветер булгар” и др. ) на экран вышел полнометражный художественный фильм “Зулейха”, снятый Р.Ч. Тухватуллиным, по одноимённому произведению Гаяза Исхаки. На презентации фильма, проходившем в Татарском академическом театре им. Г. Камала, собралась практически вся общественность республики и ведущие СМИ. Эта лента, пожалуй, впервые претендует на более правдивый художественный образ татар в российском, да и, пожалуй, в мировом кинематографе. Это не образ татарина, но образ татарки - Зулейхи. Она и есть нерв всего фильма – нерв всего татарского многострадального народа. Её образ аналогичен образу из плаката “Родина мать зовёт! ” Но теперь это звучит: “Зулейха чакыра! ” (“Зулейха зовёт! ”). Она призывает не в явной форме, не прямо, но косвенно, то есть своим поведением. В ней собран архетип страдающей татарской женщины. Несмотря на то, что она мусульманка её насильственно крестят (Зулейха становится Марфой), насильственно заключают в монастырь, насильственно выдают замуж за русского мужика. Короткая сцена сексуального насилия Зулейхи русским мужиком вызывает сверхомерзение зрителя, несмотря на то, что зритель уже адаптировался к насилию на российском телевизионном экране. Но это особое насилие. Это насилие одной религии и национальности другой. Межрелигиозный антогонизм между мусульманами и христианами становится главным напряжением всего фильма. Это напряжение является основой эстетического переживания всего фильма. Это деструктивная, но надо признать, правдивая эстетика. Эпизод в котором мусульмане окружают и защищают свою мечеть от вторжения христиан, символичен. Силы оказываются не равными и с мечети сносится шпиль-символ ислама (луна) и на место него водружается крест. Это также глубоко воздействует на зрителя. Данная сцена бьёт по национальным чувствам татар.

Из фильма мы узнаём, что современный русский жаргон в отношении татар (“чаплашка”, “не бельмеса” и т.п.) процветал и тогда, то есть пять столетий назад.

В целом, весь фильм переполнен символами, архетипами, вещами, мелодиями и звуками, которые, с одной стороны воздействуют на национальные чувства и подсознание, а с другой, в замаскированной форме показывают наши современные этнические и религиозные проблемы.

Можно ли говорить о том, что в Татарстане начинается новое политическое время? Хочется верить, что данный фильм задуман лишь как хорошая психотерапия, снимающая комплекс татарской национальной неполноценности и не более.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь