Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 3. Создание концепции комплектования для музеев исторического профиля ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
комплектование коллекция исторический музей Полнота и разнообразие фондовых коллекций оказывает решающее влияние на научно-исследовательскую работу, экспозиционную и образовательно-воспитательную деятельность учреждения культуры. В настоящее время музееведение располагает методической литературой в области комплектования, накоплен опыт. Это позволяет разработать и внедрить в деятельность исторических музеев научную концепцию комплектования фондов. Такой документ является неотъемлемой частью концепции музея. Концепция формирования фондов направлена на планомерное комплектование и заложена в основе деятельности музея исторического профиля на всех этапах его существования. Комплектование фондов должно пониматься музеями как планомерная и целенаправленная теоретическая и практическая деятельность музея по выявлению предметов музейного значения, их приобретению и документированию. Развивая это направление, музей должен опираться на комплекс исторических дисциплин и одновременно вырабатывать собственный подход. На отбор предметов влияет следующие принципы: · определение общих направлений комплектования в соответствии с профилем музея; · выделение значимых факторов, объектов для музейного изучения с целью комплектования фондов; · отбор предметов из среды бытования в качестве музейных источников. Подходы к комплектованию фонда исторического музея должны учитывать, прежде всего, гражданскую и военную историю региона, к которому принадлежит музей. Для этого необходимо: 1. проанализировать работу музея исторического профиля по отбору предметов музейного значения за время существования музея; . описать основные этапы процесса комплектования музейных фондов и раскрыть научные методы отбора предметов музейного значения. Целью формирования фонда музея исторического профиля является актуализация роли территории как развивающегося культурного региона и укрепления имиджа через позиционирование межнациональных и межкультурных контактов посредством выявления, собирания, хранения значимых культурных ценностей и передового опыта использования современных музейно-выставочных технологий работы с предметами и памятниками историко-культурного наследия, а также научное изучение культурных и исторических ценностей и введение результатов данной работы в научный оборот (публикация, представление на семинарах и конференциях). Задачи формирования фондов: . выявление культурных ценностей; 2. собирание культурных ценностей; . хранение культурных ценностей; . позиционирование историко-культурного наследия этносов проживавших в регионе через комплектование музейных коллекций; . внедрение инновационных интерактивных технологий в выставочную деятельность, модернизация имеющейся экспозиции с учетом применением собранных музейных предметов и современных средств экспонирования и информационного обеспечения; . изучение и распространение знаний и новейших методик работы и приобретение нового опыта музейными работниками. Для реализации проекта развития территории в качестве культурного региона, в музейной сфере необходима серьезная работа по комплектованию фондов музеев исторического профиля, исходя из следующих параметров: · музеи должны рассматриваться в городе, соседних регионах и за рубежом, как хранилища уникальных, дорогостоящих предметов, каждый из которых не только обладает исторической и культурной ценностью, но и представляет собой культурную ценность и относится к культурному достоянию РФ; · музеи должны занимать активную позицию в деле комплектования фондов, своими силами вести поиск предметов, достойных пополнения музейных коллекций, инициировать их приобретение, в том числе и из-за рубежа; привлекать экспертное сообщество региона и специалистов Росохранкультуры к определению подлинности и культурной ценности таких предметов; · пассивный прием музеем старых вещей от населения необходимо свести к минимуму, как дающий малое количество предметов, относящихся к культурному достоянию и захламляющий помещения хранилищ; исключение должно быть сделано для предметов, в отношении которых независимой экспертизой сделан вывод об их культурной ценности. Исходя из результатов мониторинга ресурсов сети интернет, в том числе и авторских блогов, посвященных антикварным и музейным предметам, предлагаются следующие категории музейных предметов, которые могут быть приоритетными при комплектовании фондов музеев исторического профиля, исходя из значительного интереса к ним со стороны общественности, и особенно молодежи: . Холодное оружие (бытовавшие в XIX - 1-й трети ХХ вв. в регионе, включая российские, европейские и азиатские образцы). 2. Огнестрельное оружие (бытовавшие в XIX - 1-й трети ХХ вв. в регионе; включая российские, европейские и азиатские образцы). . Награды. Россия до 1917 г.; награды Временного правительства и режимов периода Гражданской войны; награды СССР - РСФСР и награды РФ после 1993 г. . Драгоценности (ювелирные изделия и предметы декоративно-прикладного искусства, представляющие культурную ценность). . Предметы культа (иконы, утварь, предметы католической, мусульманской и буддийской конфессий, связанные с историей региона. . Предметы военной униформы. . Предметы техники (оптические приборы, печатные устройства, телефония и т. п. до 1935 г.). . Предметы, связанные с археологией и этнографией. Наиболее приоритетными для приобретения в фонды являются предметы, относящиеся к дореволюционному (до 1917 г.), довоенному (1922 - 1941 гг.) периодам и периоду Гражданской войны (1917 - 1922 г.). Комплектование фондов исторического музея можно разделить на три этапа:. Планирование комплектования фондов - исходит из научной концепции комплектования фондов и согласуется с конкретными задачами, возникающими в ходе научной работы, и созданием выставок и экспозиций. В процессе комплектования принимают непосредственное участие работники отдела фондов и научные сотрудники. Важно привлечение специалистов в области истории, археологии, вспомогательных исторических дисциплин и искусствоведения. Можно выделить следующие подэтапы: . выделение интересующих музей исторических фактов; определение целей, направлений, форм комплектования осуществляется в связи с конкретными потребностями музея. Расширить состав фондов за счет материалов и документов по истории региона, особо охватив историю основания. В работе музея исторического профиля целесообразно использование комплексного подхода, объединяющего задачи систематического и тематического комплектования. Это дает возможность проводить полноценное документирование той реальности, которой интересуется музей, удовлетворять запросы экспозиционно-выставочной и образовательной деятельности. Определение формы комплектования согласуется с целями, стоящими перед сотрудниками музея, и уровнем материального финансирования; . предварительная научно-исследовательская работа: определение объектов действительности в качестве объектов музейного изучения, состава памятников, тематики будущих коллекций, изучение среды бытования; изучение перспектив реализации связей с авторами и владельцами предметов, интересных музею. Данная работа должна проводиться научными сотрудниками с использованием военно-исторической, краеведческой и научно-методической литературы. В итоге предполагается, что сотрудники, участвующие в сборе материалов, овладеют необходимой информацией, которая позволит более грамотно отобрать и атрибутировать предмет; . обеспечение необходимой документацией для экспедиций: командировочными удостоверениями, рекомендательными письмами; . обеспечение материально-технической и финансовой базой.. Практическая деятельность по выявлению, сбору и предварительной экспертизе предметов музейного значения, изучение среды их бытования, атрибуция и составление первичной документации. Под этим в настоящее время понимается реализация программы комплектования фондов. Можно выделить следующие подэтапы собирательской работы: . Определение оптимальных форм комплектования: · историко-бытовые и археологические экспедиции. Их организация предполагает наличие связей с коллекционерами, дилерами антиквариата и поисковыми отрядами; · научные командировки на предприятия, в учреждения и т. д.; · закупки в специализированных, букинистических и комиссионных магазинах, у частных лиц. Исходя из современных реалий это направление работы должно быть признано основным в деятельности музея. При закупках музейных предметов следует исходить, прежде всего, из возможности превращения их в полноценный музейный продукт, способствующий привлечению посетителей в музей и повышению прибыли; · дары от частных или юридических лиц; · получение экспонатов по завещанию через нотариальную контору; · получение вещей, конфискованных в результате работы правоохранительных органов; · оперативное комплектование музея на месте событий (в залах заседаний, во время демонстраций, праздников); · инициативное документирование событий и фактов (фотографии, видеофильмы, запись воспоминаний и т. д.); · обмен предметами с другими музеями, коллекционерами. . Процесс собирания материалов должен сопровождаться предварительной экспертизой, которая преследует следующие цели: · научная экспертиза предмета, направленная на определение общих свойств и социально значимой информации, носителем которой он является; · предварительное определение музейной ценности предмета, т. е. значимости предмета для музейного использования; · изучение и определение социальных связей предмета со средой его бытования и их фиксации в первичной документации; · ключевым в экспертизе является определение предмета как культурной ценности. Для этого необходимо провести атрибуции, т. е. выявить присущие предмету признаки по следующим параметрам: · физические свойства: материал, способ изготовления, форма, размер, вес, цвет; · функциональные свойства: устройство вещественного источника, тема и сюжет изобразительного, письменного источника; · внешние характеристики: авторство, время и место создания, этническая и социальная среда бытования, отношение к событию, явлению, принадлежность к конкретному лицу. Важно соблюсти принцип мемориальности с выявлением автора, владельца, дарителя. Выявление и отбор предметов музейного значения проводится по темам. В основе отбора лежит система критериев, наиболее значимых из которых являются: уникальность и культурная ценность. Музейный предмет - это основа музейного продукта, который музей передает посетителю. Соответственно уникальность музейного предмета, вместе с его востребованностью у аудитории, и подлинностью являются ключевыми. Дополнительными критериями являются: · информативность - способность отражать, а также воплощать процессы, происходящие в обществе и природе; · репрезентативность - способность предмета музейного значения с наибольшей полнотой среди однотипных предметов отражать эпоху, явление, среду; · экспрессивность - способность воздействовать на эмоциональную сферу человеческой личности, вызывать эмоции; · аттрактивность - способность привлекать внимание за счет своих внешних характеристик; · сохранность. Все полученные данные вносятся в карточку научного описания. Методика атрибуции музейных предметов изложена в специальной литературе и инструкции.. Научная организация музейного предмета. На данном этапе предмет поступает на временное хранение в фонды для рассмотрения его на экспертной фондово-закупочной комиссии, где принимается окончательное решение о включении его в музейную коллекцию или отклонении. Эта работа состоит из нескольких этапов: . работники фондов до ЭФЗК проводят дополнительную атрибуцию предметов, проверяя: · сохранность предметов с точки зрения их дальнейшего хранения в музее и полноты возможного зрительного восприятия их информации не только в данный момент времени, но и с учетом проведения реставрации; · подлинность предмета, что доказывается сопоставлением всех его признаков, находящихся в неразрывном единстве; · достоверность источника, что зависит от степени соответствия его содержания отражаемому явлению или событию; · проведение сравнительного анализа собранных предметов с предметами, уже входящими в состав музейного собрания, конкретных коллекций, широко практикуется сопоставление вещественных материалов с фотографиями и письменными источниками; определение возможностей функционирования предмета в музее - его способности «моделирования» исторического процесса, информационного и научного потенциала. . На основании акта временного хранения предметов до их рассмотрения на ЭФЗК, карточки научного описания, заключений специалистов и собственных наблюдений члены ЭФЗК музея принимают решение о приеме и включении предметов в основной или научно-вспомогательный фонд или отклонения их. . После принятия предметов в фонд и внесение их в учетную документацию проводится распределение предметов на группы согласно существующим коллекциям. Описанный выше подход к комплектованию музея исторического профиля позволит: пополнить фонды музея подлинными предметами, имеющими действительную культурную, историческую и художественную ценность; сделать коллекции музея интересными для исследователей и посетителей. Реализация данной концепции позволит позиционировать музей как место, где собираются, хранятся и изучаются уникальные предметы. И избежать ряд проблем, таких как: · перенасыщение тиражированными и копийными материалами, поэтому необходимо разработать жесткие критерии отбора материалов в основной и научно-вспомогательный фонды; · фрагментарность персональных и тематических коллекций; · отсутствие подготовительного этапа комплектования фондов, предполагающего изучение объекта комплектования, среды бытования, сферы деятельности конкретного человека; · отсутствие взаимосвязи и взаимозависимости фондовой работы с научно-исследовательской; · отсутствие научно-исследовательского подхода к изучению музейных предметов и музейных коллекций; · метод комплектования, конечной целью которого определяется не документирование исторического процесса, а лишь организация выставки. При таком подходе в фондах будут оседать только отдельные предметы, которые не смогут передать всю полноту и сложность исторического явления или события. Заключение
Комплектование коллекций музейных предметов - отправная точка создания и становления музея любого профиля. Одной из важнейших задач научных исследований в области комплектования фондов исторических, и любых других музеев, является разработка научной концепции комплектования. Разработка научной концепции музеяпредставляет собой всестороннее обоснование целей и задач создания, функционирования и развития музея, а также способов и средств их реализации. Она исходит из требований общества, опирается на общие положения исторической науки ее новейшие исследования, а также на музееведческие исследования каждого музея. Научная концепция комплектования включает в себя следующий комплекс работ: · оценку структуры и содержания имеющегося музейного фонда, включая анализ уже сложившихся коллекций и определение степени их полноты; · обоснование направленности и характера комплектования или пополнения коллекций; · определение критериев отбора материалов в фонды с учетом целей и задач, стоящих перед музеем; · определение круга и объема информации, фиксируемой в документах комплектования; · разработку системы каталогов комплектования. Основной результат научно-исследовательской работы в области комплектования фондов - это создание или пополнение музейных коллекций. По результатам этой работы составляются научные отчеты, создаются выставки новых поступлений, издаются печатные каталоги новых поступлений, публикуются научные статьи и монографии. Концепция формирования фондов направлена на планомерное комплектование и заложена в основе деятельности музея исторического профиля на всех этапах его существования. Коллекции исторических музеев документируют историю человечества с древнейших времен до сегодняшнего дня, могут включать материал по истории человечества в целом, ориентироваться только на национальную историю, могут быть и узкоспециализированными: археологическими, этнографическими, нумизматическими и т.п. На рубеже 1980-1990-х гг. в РСФСР насчитывалось около 300 исторических музеев и около 200 филиалов. До сих пор исторические музеи остаются одной из самых крупных профильных групп отечественных музеев. Самый крупный представитель данной профильной группы в Российской Федерации - Государственный Исторический музей. Его огромное собрание, единственное в стране по численности и полноте, представляет историю и культуру многонационального российского государства с древнейших времен до наших дней. Коллекции музея располагаются в 14 фондовых отделах и 6 филиалах. Подобная структура позволяет представлять музейное собрание в единой системе, быстро находить необходимое, классифицировать те или иные поступающие материальные документы разных эпох. К подобной структуре музей шел методом проб и ошибок, путем многочисленных реорганизаций и реэкспозиций. В результате выполнения дипломной работы были сделаны следующие основные выводы: . Комплектование - одно из основных и очень важных видов музейной деятельности. Без него не обходится ни один музей. . Для успешного целенаправленного комплектования необходима научная концепция комплектования, которая представляет собой письменный документ, где изложены цели, задачи, формы комплектования, принципы и критерии отбора материала. . Перспективы комплектования определяются через программу, в которой излагаются конкретные действия на ближайшие несколько лет, в ней формируются темы, объекты, источники и формы комплектования, указываются годы, в которые будут проводиться работы по тому или иному объекту комплектования. . Комплектование в музеях исторического профиля делится на несколько этапов: · выделение интересующих музей исторических фактов или фактов современной жизни; · определение объектов действительности в качестве объектов музейного изучения с целью комплектования фондов; · Выявление предметов музейного значения; · Их приобретение и превращение в музейные предметы. . Направления комплектования фондов в музеях исторического профиля следующие: · создание типологических коллекций, структурно отражающие мир вещей и стоящие за ним дела и отношения людей. Формирование типологических коллекций тесно связано с работой фондовых отделов над систематизацией музейных предметов по их типологическим признакам. · создание тематических коллекций, группирующих разнотипные предметы вокруг общественно значимых событий, биографий, форм производства, быта, явлений культурной жизни. Они отражают интересы музея и области исторической проблематики и отвечают группировке предметов по тематико-хронологическому принципу. Оба направления находят выражение в организации комплектования фондов, которое осуществляется и как систематическое, и как тематическое комплектование. . Реализация данной концепции позволит позиционировать музей как место, где собираются, хранятся и изучаются уникальные предметы, избежать ряд проблем, таких как: · перенасыщение тиражированными и копийными материалами, поэтому необходимо разработать жесткие критерии отбора материалов в основной и научно-вспомогательный фонды; · фрагментарность персональных и тематических коллекций; · отсутствие подготовительного этапа комплектования фондов, предполагающего изучение объекта комплектования, среды бытования, сферы деятельности конкретного человека; · отсутствие взаимосвязи и взаимозависимости фондовой работы с научно-исследовательской; · отсутствие научно-исследовательского подхода к изучению музейных предметов и музейных коллекций; · метод комплектования, конечной целью которого определяется не документирование исторического процесса, а лишь организация выставки. При таком подходе в фондах будут оседать только отдельные предметы, которые не смогут передать всю полноту и сложность исторического явления или события. . Комплектование музейных коллекций Государственного Исторического музея происходило усилиями научной общественности всей России, а также за счет даров коллекционеров. Среди фондообразователей - государственные и общественные учреждения, монастыри, архивы, библиотеки, академии, институты, университеты, издательства. Особое внимание уделяли музею меценаты из купеческих фамилий. Поэтому опыт комплектования данного музея заслуживает такого пристального внимания. |
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы