Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Психоаналитические теории накопления капиталаСтр 1 из 2Следующая ⇒
Введение В основе притягательности, которой обладают деньги практически во всех обществах, лежит приобретенный драйв. Драйв, или побуждение к получению денег обычно появляется довольно рано в жизни человека - обычно, как только дети обнаруживают, что деньги позволяют им достичь несравнимо больше целей, чем любое другое средство. Многие исследователи использовали в своих интересах всеобщую привлекательность денег. То, что деньги можно обменять на многие виды товаров, услуг и привилегий, придает им значение сильного возбудителя. Бизнес - это обмен пользы на деньги. Причем «польза» в этом обмене первична, а деньги - лишь универсальное средство обмена. Целью начинающего предпринимателя является повышение уровня потребления посредством денег. Цель именно расходование заработанных денег, так как деньги в наличной или безналичной форме не имеют смысла, например, на необитаемом острове. Их нельзя съесть, использовать как одежду, ими невозможно согреться - т. е. удовлетворить первичные потребности человека. Обмен одной пользы на другую пользу не редкое явление (например, бартер), в то время как обмен одной суммы денег на такую же сумму денег и в той же валюте не имеет смысла. Цель данной работы - исследовать психологические закономерности отношения к деньгам в бизнесе. Сущность и природа денег
Люди воспринимают деньги таковыми, потому что и другие их воспринимают аналогичным образом. «Кусочки бумаги» напечатанные государством имеют ценность, потому что так думают все, а каждый думает так, потому что его жизненный опыт дает ему право так думать. То есть в основе денег лежит некое необыкновенное соглашение такой силы, что люди будут придерживаться его даже в экстремальных условиях. Но это соглашение не нерушимо, иногда они действительно могут восприниматься лишь как кусочки бумаги, и в этом случае люди будут искать замену. Джон С. Миль говорит, о том, что нет вещи, которая имела бы сама по себе меньше значения в общественной экономии, чем деньги; они важны лишь как остроумное средство, служащее для сбережения труда и времени. Это - машина для производства быстро и с удобством того, что было бы произведено и без нее, - хотя менее скоро и менее удобно. Подобно многим другим видам машин, и эта начинает действовать в известном смысле независимо лишь тогда, когда приходит в расстройство. Продолжающаяся нестабильность мировых финансов, - перспективы «валютных войн», дискуссии о выходе из европейской валютной системы ведущих государств, слухи о введении амеро вместо доллара и т. п. подчеркивает актуальность работ посвященной сущности денег (подробнее об этом см.: [4]). Ведущие мировые экономисты и политики сходятся во мнении о необходимости решения вопроса о достижении глобального консенсуса по перспективам развития мировой денежной системы, выработки новых принципов, стимулирующих финансовую активность. Одно из направлений дискуссии - изменение существующего мирового денежного порядка и создание мировой или системы региональных валют на базе переосмысления сущности денег. В настоящее время в западном научном мире признана парадигма, что деньги это не более чем универсальный актив. (Систематическое изложение, анализ и классификация существующих денежных теорий: см.: [3]). Деньги выполняют функции средства обращения и платежа; сущность денег в том, что это «смазочный материал экономики», «язык рынка». Впервые деньги сравнил со «смазкой», которая облегчает проведение трансакций между разными действующими лицами экономики, лауреат Нобелевской премии Пол Самуэльсон. Фредерик Мишкин также говорит о деньгах как о «смазочном материале экономики», позволяющем ей функционировать более плавно за счет уменьшения операционных издержек, углубления специализации и разделения труда. При этом для экономики неважно, в каком виде деньги - ракушек, бриллиантов, золота или бумажных денег, но в отличие от других активов (акций, облигаций или домов и т. п.) - деньги в первую очередь выполняют функцию обмена, но также единицы учета и сбережения. Американский профессор Эдвин Долан характеризует деньги как «язык рынка». Реальная деловая информация состоит главным образом из высказываний, описывающих разного рода денежные платежи, которые либо кем-то произведены, либо кем-то получены. Изрядную роль в информации играют и цены, отражающие относительную стоимость различного рода товаров и услуг, выраженную в денежных единицах, а также будущие финансовые обязательства, выражающиеся в денежной форме. Поэтому, деньги следует определять исходя их выполняемых ими функций: это средство оплаты товаров и услуг, средство измерения стоимости, а также средство сохранения стоимости.
Психоаналитические теории накопления капитала деньги психология капитал нищета Если и есть психоанализ денег, то он должен начаться с гипотезы, что комплекс денег имеет существенную структуру религии - или, если угодно, отрицание религии. Психоаналитическая теория денег должна начаться с суждения, что деньги, по словам Шекспира, - это «видимый Бог»; по словам Лютера, «Бог этого мира.» Деньги являются и религией и отрицанием религии, потому что комплекс денег мотивирован нашей религиозной потребностью искупить нас (наполнить смыслом его нехватку). В буддийских терминах, негативные следствия попыток «я» сделать себя реальным (то есть, воплотить себя), схватывая духовное в этом мире. Это может быть сделано только подсознательно, то есть, символически. Сегодня, наш самый важный символ - деньги. Шопенгауэр отмечает, что деньги - человеческое счастье in abstracto; следовательно, тот, кто больше не способен к конкретному счастью, стремится к деньгам. Сомнительно, есть ли действительно такая вещь, как счастье в абстракции, но вторая половина верна: в какой-то степени человек становится озабоченным символическим счастьем, человек не осознает конкретное счастье. «Психоаналитическая теория денег З. Фрейда рассматривала влечение к деньгам как следствие подсознательных процессов накопления, начинающихся еще в раннем детстве, когда ребенок задерживает дефекацию, воспринимая фекалии как свое первое богатство. Это дает маленькому ребенку определенную власть над собственными родителями, так как дефекация, произведенная должным образом, радует родителей, в противном случае они сердятся. Такие аспекты анального поведения со временем превращаются в экономическое поведение».
Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебера
В своем анализе Вебер особо опирается на строки из наставления Бенджамина Франклина для юношества, представляющие собой, по мнению Вебера, канон ранней американской модели капитализма в целом. Анализ Вебера обоснованно доказал, что такого рода этика и такое отношение к деньгам послужило очевидным базисом успеха для многих раннекапиталистических предпринимателей. С этим анализом в определенной мере пересекается и тот факт, что описания истории отечественного предпринимательства (см. 12; 46) также свидетельствуют: в дореволюционной истории российского бизнеса наиболее успешно проявили себя носители старообрядческих традиций, чьи каноны истового трудолюбия и бережливости оказались во многом близки положениям протестантизма. Однако было бы слишком большим преувеличением утверждать, что такое отношение к делу и деньгам является единственно возможным для бизнеса.
Заключение
Если начинающим предпринимателем движет желание повышения уровня жизни, то у состоявшегося предпринимателя проблема с избытком денег. Здесь также людьми управляют стеретипы. Первая стандартная тактика - это вложение лишних денег в недвижимость. Люди покупают жилье, дачи, производственные помещения исключительно с целью сдачи их в аренду. Эта тактика была оправдана при росте рынка недвижимости. Сейчас, когда доход от аренды сравнялся с доходом по банковским вкладам, хлопоты с имуществом являются чрезмерными. Негативным моментом является то, что владельцы сдаваемых помещений прагматичны и цена аренды становится препятствием для развития малого бизнеса. Другой стандартной тактикой является увод капитала из страны либо для приобретения недвижимости за границей, либо в качестве подготовки для иммиграции. И то и другое деструктивно для родины. С одной стороны такие действия оправдываются политической нестабильностью, с другой - усталостью предпринимателей от собственной деятельности. Если начинающий предприниматель испытывает естественный «голод» на деньги, то «сытый» теряет мотивацию для их добывания. Таким образом, главный актив для предпринимателя - это творческий процесс создания пользы в обмен на деньги. Только творчество доставляет человеку удовлетворение без привыкания и надоедания. А если оно приносит не только моральное удовлетворение, то жизнь человека приобретает иной смысл, как для него самого, так и для общества в целом. Список литературы 1. Агеев B.C. Социальная идентичность личности // Социальная психология: Хрестоматия. Составители: Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М., " 2009. 356 с. 2. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопр. психол. 2006. № 1. 143 с. . Бахарева Н.К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности: автореф. дис.… канд. психол. наук / Н.К. Бахарева. - Хабаровск, 2004. -352 с. . Белицкая Г.Э. Особенности отношения к деньгам: деньги как предмет личностного осмысления. // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года: В 8 т. T.I. СПбГУ. 2005. - 382 с. . Бойков В.Э. Ценности нравственного сознания: опыт социологического изучения 2002 г. [Электронный ресурс] / В. Бойков. - URL: http: //www.rags.ru/node/377 . Бочарова Е.Е. Взаимосвязь ценностных ориентаций, стратегий поведения и субъективного благополучия личности: автореф. дис. … канд. психол. наук / Е.Е. Бочарова. - Саратов, 2005 - 189 с. . Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 2010. - 612 с. . Горбачева Е.А. Купрейченко А.Б. Отношение личности к деньгам: нравственные противоречия в оценках и ассоциациях. http: //kluver.ru . Дейнека О.С. Динамика отношения российских предпринимателей к деньгам // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года: В 8 т. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. (компакт-диск) Введение В основе притягательности, которой обладают деньги практически во всех обществах, лежит приобретенный драйв. Драйв, или побуждение к получению денег обычно появляется довольно рано в жизни человека - обычно, как только дети обнаруживают, что деньги позволяют им достичь несравнимо больше целей, чем любое другое средство. Многие исследователи использовали в своих интересах всеобщую привлекательность денег. То, что деньги можно обменять на многие виды товаров, услуг и привилегий, придает им значение сильного возбудителя. Бизнес - это обмен пользы на деньги. Причем «польза» в этом обмене первична, а деньги - лишь универсальное средство обмена. Целью начинающего предпринимателя является повышение уровня потребления посредством денег. Цель именно расходование заработанных денег, так как деньги в наличной или безналичной форме не имеют смысла, например, на необитаемом острове. Их нельзя съесть, использовать как одежду, ими невозможно согреться - т. е. удовлетворить первичные потребности человека. Обмен одной пользы на другую пользу не редкое явление (например, бартер), в то время как обмен одной суммы денег на такую же сумму денег и в той же валюте не имеет смысла. Цель данной работы - исследовать психологические закономерности отношения к деньгам в бизнесе. Сущность и природа денег
Люди воспринимают деньги таковыми, потому что и другие их воспринимают аналогичным образом. «Кусочки бумаги» напечатанные государством имеют ценность, потому что так думают все, а каждый думает так, потому что его жизненный опыт дает ему право так думать. То есть в основе денег лежит некое необыкновенное соглашение такой силы, что люди будут придерживаться его даже в экстремальных условиях. Но это соглашение не нерушимо, иногда они действительно могут восприниматься лишь как кусочки бумаги, и в этом случае люди будут искать замену. Джон С. Миль говорит, о том, что нет вещи, которая имела бы сама по себе меньше значения в общественной экономии, чем деньги; они важны лишь как остроумное средство, служащее для сбережения труда и времени. Это - машина для производства быстро и с удобством того, что было бы произведено и без нее, - хотя менее скоро и менее удобно. Подобно многим другим видам машин, и эта начинает действовать в известном смысле независимо лишь тогда, когда приходит в расстройство. Продолжающаяся нестабильность мировых финансов, - перспективы «валютных войн», дискуссии о выходе из европейской валютной системы ведущих государств, слухи о введении амеро вместо доллара и т. п. подчеркивает актуальность работ посвященной сущности денег (подробнее об этом см.: [4]). Ведущие мировые экономисты и политики сходятся во мнении о необходимости решения вопроса о достижении глобального консенсуса по перспективам развития мировой денежной системы, выработки новых принципов, стимулирующих финансовую активность. Одно из направлений дискуссии - изменение существующего мирового денежного порядка и создание мировой или системы региональных валют на базе переосмысления сущности денег. В настоящее время в западном научном мире признана парадигма, что деньги это не более чем универсальный актив. (Систематическое изложение, анализ и классификация существующих денежных теорий: см.: [3]). Деньги выполняют функции средства обращения и платежа; сущность денег в том, что это «смазочный материал экономики», «язык рынка». Впервые деньги сравнил со «смазкой», которая облегчает проведение трансакций между разными действующими лицами экономики, лауреат Нобелевской премии Пол Самуэльсон. Фредерик Мишкин также говорит о деньгах как о «смазочном материале экономики», позволяющем ей функционировать более плавно за счет уменьшения операционных издержек, углубления специализации и разделения труда. При этом для экономики неважно, в каком виде деньги - ракушек, бриллиантов, золота или бумажных денег, но в отличие от других активов (акций, облигаций или домов и т. п.) - деньги в первую очередь выполняют функцию обмена, но также единицы учета и сбережения. Американский профессор Эдвин Долан характеризует деньги как «язык рынка». Реальная деловая информация состоит главным образом из высказываний, описывающих разного рода денежные платежи, которые либо кем-то произведены, либо кем-то получены. Изрядную роль в информации играют и цены, отражающие относительную стоимость различного рода товаров и услуг, выраженную в денежных единицах, а также будущие финансовые обязательства, выражающиеся в денежной форме. Поэтому, деньги следует определять исходя их выполняемых ими функций: это средство оплаты товаров и услуг, средство измерения стоимости, а также средство сохранения стоимости.
Психоаналитические теории накопления капитала деньги психология капитал нищета Если и есть психоанализ денег, то он должен начаться с гипотезы, что комплекс денег имеет существенную структуру религии - или, если угодно, отрицание религии. Психоаналитическая теория денег должна начаться с суждения, что деньги, по словам Шекспира, - это «видимый Бог»; по словам Лютера, «Бог этого мира.» Деньги являются и религией и отрицанием религии, потому что комплекс денег мотивирован нашей религиозной потребностью искупить нас (наполнить смыслом его нехватку). В буддийских терминах, негативные следствия попыток «я» сделать себя реальным (то есть, воплотить себя), схватывая духовное в этом мире. Это может быть сделано только подсознательно, то есть, символически. Сегодня, наш самый важный символ - деньги. Шопенгауэр отмечает, что деньги - человеческое счастье in abstracto; следовательно, тот, кто больше не способен к конкретному счастью, стремится к деньгам. Сомнительно, есть ли действительно такая вещь, как счастье в абстракции, но вторая половина верна: в какой-то степени человек становится озабоченным символическим счастьем, человек не осознает конкретное счастье. «Психоаналитическая теория денег З. Фрейда рассматривала влечение к деньгам как следствие подсознательных процессов накопления, начинающихся еще в раннем детстве, когда ребенок задерживает дефекацию, воспринимая фекалии как свое первое богатство. Это дает маленькому ребенку определенную власть над собственными родителями, так как дефекация, произведенная должным образом, радует родителей, в противном случае они сердятся. Такие аспекты анального поведения со временем превращаются в экономическое поведение».
|
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы