Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные правила составления вопросов для «Брейн-ринга» и «Что? Где? Когда?».



ББК 88.3

Р-17

 

Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр. – Владимир, 200 0

 

Редактор – Жарков Г.В.

 

Работа посвящена обобщению опыта клубов интеллектуальных игр Владимирской области по развитию молодежи средствами интеллектуальных и творческих игр в некоммерческих общественных организациях, учреждениях дополнительного образования и содержит теоретическое обоснование данной модели развития, правила составления и проведения основных интеллектуальных и творческих игр, методику работы Клубов интеллектуальных и творческих игр, а так же подборку вопросов и заданий по различным интеллектуальным и творческим играм.

 

Сборник одобрен к публикации кафедрой психологии Владимирского Государственного Педагогического Университета.

 

Рецензенты:

 

- доктор педагогических наук, профессор Завражин С.А.

- кандидат психологических наук, доцент Абрамян Н.Г.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Интеллектуальные и творческие игры являются в нашей стране одним из любимейших форм организации досуга в нашей стране. Получив благодаря телевидению миллионы поклонников всех возрастов, они широко вошли в практику работы, школ, библиотек, учреждений культуры, клубов по работе с молодежью. Можно сказать, что нет такого общественного объединения, которое на том или ином этапе своей работы не применяло интеллектуальные и творческие игры как средство развития и обеспечения досуга своих членов. Международные и региональные фестивали интеллектуальных игр, проводимые под эгидой Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда? » неизменно собирают значительное число заинтересованных участников и зрителей. Во многих регионах нашей страны клубы интеллектуальных игр как некоммерческие организации проводят значительную работу среди молодежи, осуществляя не только собственно игровые проекты, но и удовлетворяя другие многообразные запросы молодых людей.

В то же время, в России, в отличие от наших друзей в Белоруссии и Украине, значительно слабее разработаны теоретические и методические вопросы организации интеллектуальных игр. При этом складывается парадоксальная ситуация, когда попытки теоретического анализа данного явления пытаются осуществить люди, далекие от практики, а практические разработки не получают достаточного психолого-педагогического обоснования. Преодоление этого разрыва и стало важнейшей целью данной работы.

В методическом пособии обобщен опыт работы клубов интеллектуальных игр трех городов Владимирской области. Среди их воспитанников – чемпионы и призеры чемпионатов СНГ по игре «Брейн-ринг», команды-члены высшей лиги по этой игре, победители и призеры многочисленных фестивалей интеллектуальных игр, участники многочисленных телепередач центрального телевидения. С гордостью можем сказать, что спецификой Владимирской области является развитие движения интеллектуальных и творческих игр в небольших городах, молодежь которых оказалась способной на равных конкурировать с представителями Москвы и Санкт-Петербурга.

Авторы пособия выражают благодарность Владимирской добровольной ассоциации некоммерческих организаций «ДА! НКО», своим коллегам по клубам интеллектуальных игр, без которых данное издание не могло бы состояться.

Естественно, данная работа не могла включить в себя весь накопленный нами материал и ответить на все вопросы практиков. Надеемся, что этот выпуск станет началом серии публикаций. Приглашаем к сотрудничеству ученых, педагогов, практиков.

 


Г.В. ЖАРКОВ

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ.

 

Несмотря на довольно обширную литературу по вопросам применения интеллектуальных и творческих игр в педагогической практике их анализа на основе деятельностно-личностного (или иного психологического научного подхода) еще не проводилось. Поэтому, мы считаем уместным начать с их психологического определения, выработанного нами в процессе экспериментальной работы во Владимирском клубе интеллектуальных игр.

Интеллектуальная игра - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности - они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.).

С другой стороны, сама по себе эта деятельность является не целью, а средством достижения игрового результата (победы в соревновании), причем и этот результат быстро теряет ценность сам по себе и цель смещается с результата непосредственно на процесс поиска и принятия решения.

В своей диссертации «Педагогические условия активизации познавательной деятельности подростков с девиантным поведением» (М., 1996) С.В.Калинина выделяет следующие требования к активизирующим задачам: сочетание посильности и определенной трудности - постепенное усложнение заданий; включение операций сравнения, сопоставления, обобщения, ведущих к активизации аналитической деятельности учащихся; введение операции «переноса знаний» в новую ситуацию; связанность заданий с интересами и жизненным опытом учащихся. К этим принципам, нами были добавлены моменты, облегчающие подросткам понимание заданий, учитывая их отставание в степени сформированности теоретического мышления (по Bollenbach C., 1986, pp.89-92) - использование двигательных упражнений при формулировании вопроса и как подсказки для поиска правильного ответа; разыгрывание импровизированных сцен по ключевым моментам задания, применение парадоксальных вопросов для вызывания эмоциональных реакций.

В нашей работе задания интеллектуальных игр были построены так, чтобы эти условия (кроме последнего, поскольку жизненный опыт современных подростков далеко не всегда располагает к его использованию в развивающих ситуациях) в максимальной степени соблюдались. Особое внимание было уделено введению операции «переноса знаний», поскольку именно она, на наш взгляд, в наибольшей степени способствует творческому развитию личности подростков.

Одной из важнейших задач работы всех учреждений дополнительного образования является работа с девиантными подростками. Учет специфики психологии девиантных подростков состоит в том, что на начальных этапах работы им предоставляются такие задания, которые не требуют применения знаний из школьной программы. Кроме того, если в классическом варианте интеллектуальные игры построены в подавляющем большинстве случаев на вербальном стимульном материале, то мы дополнили их заданиями на конкретно-образное и конкретно-действенное пространственное мышление. Именно за счет наличия этих заданий на первом этапе удалось уравнять их результаты с показателями условно-нормативной группы в общих соревнованиях.

Специальным моментом в работе было введение в задания информации, требующей выведения той или иной нравственной максимы или выявления психологической закономерности, что должно было косвенным образом повлиять на структуру Я-концепции подростков, а именно усиления ее нравственной компоненты.

Участие в интеллектуальных играх требуют от подростков развития своего хронотопа (совокупности личностных представлений о пространстве и времени), поскольку одним из обязательных их условий является ограничение времени, что предполагает необходимость его структурирования.

Кроме групповых занятий, на всех этапах работы в клубах интеллектуальных игр предусматривается и индивидуальная работа. Она не обязательно означает работу по типу консультирования - просто каждый подросток наряду с групповыми заданиями получает и свои личные, рассчитанные именно на его индивидуальные особенности. Формулирование этих задач, возможно, только после того, как у подростка возникает потребность во внутренних изменениях, и он сам обращается к руководителя клуба за помощью. Надо отметить, что для многих подростков такое действие само по себе является серьезнейшим нравственным поступком, поскольку фактически означает отказ от образа взрослого как врага или противника.

Одной из важных проблем коррекционной работы с подростками, особенно девиантными, является введение групповых правил, необходимых для успешной коррекции. Эта проблема активно обсуждается в последнее время в литературе (Лидерс А.Г., 1998; Лебедева Е.И.1998; Березников А, 1999). Это связано с тем, что введение правил неизбежно порождает у подростков активные защитные реакции, преодоление которых весьма затрудняет коррекционно-развивающую деятельность. Опора на интеллектуальные и творческие игр практически полностью снимают эти проблемы. Это происходит потому, что в нашей практике нормы и правила, очевидно заданы как начальное исходное условие игры. Что же касается правил взаимоотношений, то на первом этапе оказывается достаточным опереться на правила и ритуалы, существующие в референтной группе подростка.

Наконец, еще одним обязательным условием является недерективное введение инструкций. Более того, педагог прямо требует от подростка самостоятельности. Именно осознание собственной ответственности за свои действия и поведение является мощным стимулом для подростка в совершении даже эмоционально-трудных для себя действий. Особенно это важно для «трудных» подростков. «Трудновоспитуемые рассматривают самовоспитание как процесс, оторванный от общественного воспитания, и потому положительно оценивают его. В этом проявляется их стремление к автономному социальному миру, к действиям, не ограниченным требованиям общества». (Бухулешвили И.Т., 1986, с.13)

 

А.В. ХОЛОДНОВ

ПРАВИЛА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР

 

Все интеллектуальные игры условно можно разделить на элементарные и составные (представляющие из себя сочетание элементарных). В свою очередь, элементарные игры можно классифицировать в зависимости от количества вариантов ответов, из которых участники выбирают правильный. Естественно, что любая интеллектуальная игра может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте.

Простейшей интеллектуальной игрой являются тестовые игры, которые представляют собой набор утверждений и заданного количества вариантов ответов к ним – от 2 (это игра называется «Веришь – не веришь») до 5 («Эрудит-лото). Этот тип игр применяется обычно в качестве разминки, для игр с залом или в перерывах между «основными» интеллектуальными играми. Их достоинство – высокая роль везения, что позволяет добиваться успеха даже не слишком подготовленным участникам, а так же возможность варьировать сложность заданий.

Наиболее сложной из этих игр являются так называемые «странные обстоятельства», когда об искомом объекте сообщаются последовательно все более конкретные сведения. Чем раньше человек (команда) разгадает зашифрованное понятие, тем больше очков он получает.

Стандартный объем этих игр – 15 вопросов «Веришь – не веришь» или 8-10 вопросов «Эрудит-лото». (Конкретные примеры этих игр – см. Приложение).

Этот вид игр является серьезным средством развития, когда в них содержится неявный, но четкий алгоритм поиска правильного решения, задание представляет из себя парадокс, и/или требует принятия парадоксального решения.

Вторую группу (относительно малораспространенную) составляют игры, которые условно можно назвать «заполнением пропусков» (во фразе пропускается или заменяется ключевое слово, которое необходимо восстановить или вспомнить), «восстановлением списков» («Кто кого любил», «Откуда взята фраза», «Поговорим на разных языках») (См. Приложение).

Третью группу составляют игры, в которых участникам предлагается сгруппировать предметы по определенным признакам, чаще всего выделяемым самими участниками. В Клубах интеллектуальных игр разработаны несколько вариантов таких игр:

«Каждый охотник желает знать». Весьма важной характеристикой пространства является его цветовое оформление. Цвет является так же основой эмоциональной памяти человека. Поэтому при коррекции пространственного элемента хронотопа, мы применяем эту игру, которая может применяться в двух вариантах – в первом из них участвует семь игроков, каждому из которых «поручен» определенный цвет (на первых этапах это цвета основного спектра, потом задания могут быть усложнены). Затем называется тот или иной объект, и за ограниченное время в условиях соревнования на этот стимул должен отреагировать соответствующий игрок. При наличии большого помещения ответ может быть затруднен необходимостью выполнить дополнительные манипуляции с пространством. В более простом варианте игры, (может участвовать не менее двух человек), каждому игроку нужно в условиях соревнования (или ограничения времени) правильно назвать цвет определенного объекта.

«Север – Юг» Эта игра так же применяется для формирования рационального образа пространства. Проводится она в форме соревнования, участвуют, обычно, пары. Ведущий называет объект (элемент географической среды, литературный), а участники должны ответить (причем отвечает только тот, за кем закреплено соответствующее направление, что требует координации в паре). Находится ли этот объект севернее или южнее (вариант – западнее или восточнее) заданного ведущим объекта). Более сложным вариантом игры является тот, при котором участники должны в виде правильного ответа изменить соответственно условиям свое пространственное положение.

Четвертую группу представляют интеллектуальные игры, в которых участникам предлагается за определенное время ответить на тот или иной вопрос. Индивидуальную форму представляет «Своя игра» (в ней обычно участвуют по три участника в каждом туре).

Однако основными играми этого типа, несомненно, являются «Брейн-ринг» и «Что? Где? Когда? ». Первая представляет из себя очное состязание команд, а вторая – турнир, в котором задача команды состоит в том, чтобы набрать максимальное количество очков.

 

Брейн-ринг

Правила игры:

 

1.В каждом матче чаще всего участвуют две команды, хотя в принципе, количество участников ограничено только возможностями аппаратуры (в частности, очень интересно проходят бои с участием четырех команд).

2.Основной принцип игры: побеждает та команда, которая большее число раз раньше других правильно ответит на заданный вопрос. Сигналом о готовности команды ответить служит звуковой или световой сигнал, которым управляет капитан или специально определенный им человек. Максимальный лимит времени составляет 1 минуту. Обычно существует запрет отвечать до определенного момента. Если команда нарушает этот запрет, ее ответ на засчитывается и она лишается права отвечать на этот вопрос.

3.Обычно отвечающего назначает капитан, однако в последних телевизионных " Брейн-рингах" введено правило, согласно которому это делает ведущий игры. Это сделано для того, чтобы повысить значение именно КОМАНДНОЙ игры и повысить роль игроков " второго плана", чтобы они отныне не могли отсидеться за спинами лидеров. Такое решение еще более увеличивает роль ведущего соревнования.

4.В случае, если первая команда отвечает на вопрос неправильно, оставшимся командам может даваться на ответ 10, 20 секунд, или время, оставшееся от минуты на момент ответа первой команды. (Чем больше команд играют одновременно, тем меньшим должен быть лимит времени, остающийся каждой последующей команде. С другой стороны, чем моложе играющие команды, тем этот лимит должен быть больше).

5.Если ни одна из команд не дала правильного ответа на вопрос, или было просрочено время, то очко считается неразыгранным. Если в турнире участвует большое количество команд (а лимит времени и вопросов, естественно, ограничен), то вводится правило " накопления очков", то есть неразыгранные очки переходят на следующий вопрос, цена которого, соответственно, возрастает.

6.Если все играющие команды, не отвечают на 3 вопроса подряд, то они дисквалифицируются и им всем засчитывается по­ражение.

Турниры по Брейн-рингу проводятся либо в групповой форме, когда все команды по жребию или по рейтингу делятся на группы по 3-4 команды и каждая играет с каждой или по " олимпийской системе" (игра на " вылет" ). В первом случае обычно разыгрывается определенное количество вопросов (например 5 или 7) и может быть зафиксирована " ничья", при олимпийской системе игра ведется до победы - кто быстрее наберет определенное количество очков. (Обычно в отборочных турнирах играют до 3 очков, в финале - до 5 или 6)

 

Что? Где? Когда?

Несомненно, что именно эта игра, являющаяся в то же время, наиболее сложной и интересной из всех игр превратила в отечественной практике интеллектуальные игры в самостоятельный вид творческой деятельности и направление в воспитании и развитии школьников и молодежи.

В традиционном телевизионном варианте игры единственная команда соревнуется с командой телезрителей и/или ведущим. В практике клубов интеллектуальных игр ЧГК проводится, обычно, в тех случаях, когда соревнуются большое количество команд (более 10). Они отвечают на вопросы письменно.

Основные правила игры:

1. В игре принимают участие команды (традиционное количество участников – шесть).

2. Для ответа на вопрос команде (командам) предоставляется ограниченное количество времени (от 30 с до 1 минуты). В случае, если на вопрос отвечает несколько команд, им дается равное время.

3. Команды могут отвечать письменно или устно. В случае устного ответа его правильность оценивает ведущий. Письменные ответы оценивает компетентное жюри, сравнивая варианты команд, с ответами автора вопроса.

4. Обычно правильным ответом считается тот, в котором содержится «ключевое» слово.

5. В случае, если в ответе команды содержаться более, чем одна версия – он не засчитывается.

6. Все команды отвечают на заранее оговоренное количество вопросов (в одном туре целесообразно использовать от 12 до 18 вопросов, количество туров зависит от количества и возраста команд, а так же от уровня подготовки команд).

7. Победителем считается команда, ответившая на большее количество вопросов. В случае равного количества правильных ответов обычно применяется рейтинг (показатель сложности вопросов, определяемый как разность между общим количеством команд и количеством команд, правильно ответивших на вопросы) или сумма мест, полученных командой в отдельных турах. (Чем меньше сумма мест, тем выше итоговое место). Возможно применение и других способов определения победителей, но нужно помнить о том, что чем проще правила, тем меньше конфликтов.

 

ГАЗЕТА «ИГРА»

Официальным органом МАК «ЧГК» является издающаяся на Украине «Газета интеллектуальных меньшинств» «Игра». Без сомнения, ее редактор - Юрий ХАЙЧИН - один из наиболее уважаемых людей нашего движения. Газета содержит хронику жизни не только движения интеллектуальных игр, но и КВН, конкурсы, лучшие вопросы, адреса и объявления о деятельности клубов. Чрезвычайно полезное и недорогое издание. (по материалам газеты Ю.Хайчиным выпущено три книги).

 

 

ГАЗЕТА «КРОТ».

Ежемесячно публикует рубрику «Интеллектуальный ресторан Георгия Жаркова».с различными играми. Большинство игр и вопросов приложения были опубликованы в этой газете. В других рубриках газеты так же содержаться аналогичные конкурсы. Детский вариант – газета «Детвора».

 

«НОВАЯ ГАЗЕТА»

Имеет регулярную рубрику Game-ландия. Которую ведут Вл. Быков и О. Деркач. 

 

Книжные серии.

 

ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в 10-ти томах.. Днепропетровск: «Сталкер».

Содержит большое количество крайне интересного и необычного материала, сгруппированного по очень объемным (до 40 страниц) статьям и представленного в виде вопросов. К сожалению, использовать эти вопросы «впрямую» не представляется возможным – уж слишком глубокой эрудицией должен обладать знаток. Способный ответить на них без длительной подготовки, а если с подготовкой, то не проще ли просто книгу прочитать? Классический пример, когда форма не отвечает содержанию.

 

РАСШИРЯЕМ КРУГОЗОР ДЕТЕЙ. - Ярославль: Академия развития, Академия К.

Очень обширная, недорогая серия, содержащая в основном тематические выпуски (например, Анашкина Е.Н. «300 вопросов и ответов о птицах» Яр, 1998). В большинстве книг можно найти все виды интеллектуальных игр. Сведения так же весьма интересные, проверенные, однако, обычно требуют чрезвычайно специальных знаний, а не сообразительности. Так же может быть использована в качестве «сырьевого материала.

 

СВОЯ ИГРА

Серия насчитывает уже 6 книг, основным автором которых является легендарная Ирина Тюрикова – участница многих телевизионных проектов и редактор передачи «Своя игра». Серия представляет из себя «бумажную версию» одноименной передачи и снабжена интересными комментариями. Незаменима для начинающих составителей вопросов.

 

Книги

 

Приложение

ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ

 

ГАСТРОНОМИЧЕСКОЕ

 

1. Чернику к столу положено подавать только вместе с лимоном ДА

2. Яичницу-глазунью положено есть ложкой ДА

3. Правоверным евреям запрещено есть лесные ягоды ДА

4. Традиционные исландские блюда готовят на прогорклом масле. ДА

5. Византийских императоров согласно этикету кормили их придворные из рук. НЕТ

6. Один из предков Пушкина прославился блинной торговлей на московских рынках. НЕТ (не торговал мой дед блинами)

7. Золотое правило - чем крепче напиток, тем меньше рюмка

(НЕТ – исключение коньяк)

8. У некоторых рыб самцы и самки имеют разный вкус. ДА

9. Банан – ягода. ДА

10. Первый советский посол в Швеции – госпожа А.М. Коллонтай предпочитала пить водку из самовара. НЕТ

11. В Португалии очень любят морковное варенье ДА

12. Раков варят только живыми. ДА

13. Анорексия – это патологическое обжорство НЕТ как раз наоборот.

14. Кочевникам разрешается пить молоко в пост. ДА

15. А. Дюма писал поваренные книги ДА

 

УГАДАЙ МЕЛОДИЮ

 

В нашем клубе угадать мелодию можно, опознав ее по «научном рассказу» о сюжете той или иной песни.

 

1.Песня человека, который готов не только питаться запахами, но и пьянеет от отечественной погоды, что, впрочем, не мешает ему ворчатна женщин

(Как упоительны в России вечера)

 

2.История двух близких родственников, страдавших типичной для их местности своеобразным нарушением цветовосприятия, по не вполне понятным причинам нарушивших основное правило дуэльного кодекса.

(Голубая луна)

 

3. Песня человека с тяжелым неврозом сомнения в реальности, с нарушенной ориентацией во времени и пространстве, обращенная к девушке с последствиями детского церебрального паралича.

(Подмосковные вечера).

4. Песня о групповой истерике в патриархальной семье, вызванной прослушиванием на искусственном носителе итальянской музыки 18 века, причем хозяйка дома готова повторять ее неоднократно.

(Под музыку Вивальди)

 

5. Песня не о вещем Олеге, в которой фигурирует говорящая лошадь, приносящая дурные вести, а так же выясняется, что не только пролетариату нечего терять, кроме своих цепей.

(Там вдали за рекой)

 

6. Складывается впечатление, что данная песня специально написана синопти­ками, чтобы не остаться без работы. В первой строке выдвигается тезис о равенстве всех климатических явлений. В дальнейшем автор старается дока­зать данное положение, для чего состояние окружающей сред соотносится с состоянием человеческой души /одиночество, горестные раздумья, бессонни­ца/ и с жизненными этапами. В заключение песни звучит пламенный призыв к радостному благословению.

7. Растение семейства жимолостных, известное в Татарстане под именем " гади балан", вступило в новую стадию развития. Одновременно молодая особь женского пола вида Homo sapiens sapiens признается слушателям в измене­нии своего отношения к молодой особи противоположного пола того же вида, однако, природная скромность и косноязычие превращают новое чувство в антитезу радости. В последних строках песни женская особь переваливает свои заботы на плечи мужской особи и предоставляет ему право решать их в традициях " Брейн-ринга".

8. В песне в качестве живых существ действуют некоторые времена года, при­родные явления и даже архитектурные сооружения. Одно из этих существ на протяжении всей песни не стоит не месте, другое упоминается лишь как ис­точник появления тонкой ткани из натурального шелка, тогда как третье существо давно впало в детство и находится в состоянии эйфории. Как позднее выяснилось, все это привиделось автору во сне. Заканчивается же все в лучших традициях мелодрамы - слезами и мелким дождиком.

Ответы:

6. " У природы нет плохой погоды..."

7. " Ой, цветет калина..."

8. " Вальс-Бостон".

В НАЧАЛЕ БЫЛО...

Правила этой игры очень просты. Я напомню вам первую фразу, по которой вы должны определить произведение и автора.

1.В одном сказочном городе жили коротышки / Н.Носов Приключение Нез­найки и его друзей

2.Не одни мраморские на славу были по каменному-то делу /

П.Бажов Каменный цветок

3.Каждый день над рабочей слободой, в дымном масляном воздухе, дрожал и ревел фабричный гудок.../ " Мать" М. Горький

4.Сидеть на траве рядом с сестрой и ровным счетом ничего не делать было крайне утомительно./ Алиса в стране чудес Л.Кэролл

5.В начале июня, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, моло­дой человек вышел из своей коморки./Преступление и наказание

Ф.Достоевский

6.Жил-был доктор /Доктор Айболит К.Чуковский

7. - Прошу садиться!

Мари Лоран опустилась в глубокое кожанное кресло
 Голова про­фессора Доуэля А.Беляев

8.В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно кра­сивая рессорная бричка / Мертвые души Н.Гоголь

9. В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных услуг, что, казалось, жители города рождают­ся лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть./Двенадцать стульев

Ильф, Петров

10. .Чтобы разум и сердце произвести не захотели, тебе оно, о! Сочуственник мой, посвящено да будет./ Путешествие из Петербурга в Москву А. Радищев

11. Техасский олень, дремавший в тиши ночной саванны, вздрагивает. услышав топот лошадиных копыт./ Всадник без головы М.Рид

12. .Я ехал на перекладных из Тифлиса / Герой нашего времени

  М.Лермонтов

13. .Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина / Мастер и Маргарита М.Булгаков

 

ЭРУДИТ-ЛОТО № 1

 

1. Гостиница «Россия» не была включена в «Книгу рекордов Гиннеса» из-за

а) Отсутствия удобств

б) Больного количества «ночных бабочек».

в) Государственной собственности на нее.

г) Из вредности.

 

2. " Двойным бриллиантом" назывался

а). Главный приз кинофестиваля в городе Куала-Лумпур.

б). Главный труд великого талмудиста 11 века Михоэлса.

в ). Первый в мире кроссворд.

г). Самогон самой высокой очистки во Владимире эпохи поздней перестройки.

 

3. Настоящий джентльмен может пригласить на танец даму, сидящую за соседним столиком только после того, как

а). Даст в морду ее кавалеру.

б). Подарит ей букет цветов.

в). Выпьет четвертую рюмку.

г). Перетанцует со всеми дамами, сидящими за его столом.

4. Японская школьная форма скопирована

а). Парадной самурайской.

б).Формы американских десантников.

в).Формы русских гимназистов.

г).Формы советских милиционеров

 

5. Некоторое время медали Чемпионаты СССР по фехтованию разыгрывались за сражения на

а). Палках

б). Офицерских кортиках

в). Штыках

г). Мечах харалужных.

 

6. В Средние века на факультете свободных искусств в основном занимались

а). Живописью и рисованием.

б). Физкультурой и спортом

в). Математикой и музыкой

г). Интригами и шашнями.

 

7. Екатерина II собиралась, да так и не собралась поставить памятник

а) Петру Великому

б) Себе самой

в) А.С. Пушкину

г) Вольтеру

ЭРУДИТ-ЛОТО № 2

1. Отель " Калифорния" прославили

а. Жуки

б. Обезьяны

В. Орлы

г. Скорпионы

 

2. В космическом полете Юрий Гагарин " от избытка счастья" пел

а. Интернационал

б. Широка страна моя родная...

в. Родина слышит, Родина знает...

г. Вдоль по Питерской

 

3. Согласно своеобразной этике, погружая меч в тело неприятеля, самурай должен

а. Извиниться за причиняемую боль

В. Женщина

г. Старик

 

5. Индийский брахман мог немедленно развестись с женой, если она оказывалась

а. Бездетной

б. Уродливой

в. Неаккуратной

Г. Сварливой.

6. Настоящий морс нельзя делать из

а. Малины

б. Облепихи

в. Рябины

Г. Вишни

7. Мусор, собираемый в одном месте, назывался по-старорусски?

А. Сволочь

Б. Таски

В. Колобок

Г. Бабья радость

 

ЭРУДИТ-ЛОТО № 3

 

1) По закону на о. Ява чтобы получить разрешение на брак молодые люди должны

a) Предъявить аттестат зрелости с хорошими отметками.

b) Принять участие в общественных работах по вывозу мусора.

c) Посадить 3 дерева.

d) Напоить кокосовым вином слона мэра.

2) Самый большой диаметр ствола в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга имеет пушка под названием:

a) Большой Дракон

b) Медведь

c) Маленькая Кошечка

d) Крутая дыра

3) Эпикурейцы называли " кратким безумием"

a) Гнев.

b) Панику

c) Восторг

d) Оргазм

4) Маленькие самоходки с облегченной броней назывались во время войны

a) Тонкобрюхими клячами

b) Вислоухими слонами

c) Ободранными обезьянами

d) Голозадыми тиграми

5) Бывший чемпион мира по боксу Майк Тайсон получил 6 лет тюрьмы за изнасилование

a) Мисс Клинтон

b) Мисс Буш

c) Мисс Рузвельт

d) Мисс Вашингтон

6) Фига присутствует на государственном гербе

a) Барбадоса

b) Гондураса

c) Пакистана

d) Татарстана

7) Спикер госдумы Геннадий Селезнев начинал свою карьеру редактором газеты

a) «Пионерская правда»

b) «Учительская газета»

c) «Трезвость и культура»

d) «СПИД-инфо»

 

ЭРУДИТ-ЛОТО № 5

 

1. Маленькая лисичка с большими ушами называется:

1.Фенька

2.Фенек *

3.Фенхель

4.Фейхоа

5.Финфилла

 

2. Крупный алмаз, найденный в 1981 году в СССР получил название:

1.Леонид Ильич Брежнев.

2.Советская Якутия

3.Московская Олимпиада.

4.26-ой съезд КПСС      *

5.АНЯ ГОСТ-2876-81

 

3. Были не правы, продавая Аляску.

1.Екатерина II и князь Потемкин.

2.Александр I и граф Аракчеев.

3.Александр II и барон Стекль. *

4.Николай II и Григорий Распутин.

5.Михаил Сергеевич и Раиса Максимовна.

 

4. Перед революцией в России имела обращение купюра, которую в народе называли:

1.Лизкой

2.Николкой

3.Петькой

4.Керенкой

5.Катькой.   *

5. Великий французский ученый Р.Декарт имел придворный титул:

1.Великого престидижитатора.

2.Великого комбинатора.

3.Великого координатора *

4.Великого математика.

5.Хранителя королевской подушки.

6. Ф.М. Достоевский сказал в свое время:

Красота спасет мир

2. Мир спасет красота.

3. Красота – это страшная сила.

4. Анна Каренина – это такая страшная красота.

5. В человеке должно быть все красиво.

 

7. Эмблемой Санкт-Петербургского клуба интеллектуальных игр является

1.Орел в очках.

2.Ворон, сидящий на яйце

Двуглавый филин

4.Корраблик, на парусах которого написано «ЧГК».

5.Портрет Александра Друзя в натуральную величину.

 

ВОПРОСЫ

«ЧТО? ГДЕ? КОГДА? »

 

1. Назовите военный орден, носивший одно и то же имя в Российской империи и в СССР?

Ответ: Орден Александра Невского.

 

2. Во время обороны Одессы в Великую Отечественную войну для размещения передвижных артиллерийских батарей, приносивших большой урон фашистам, был использован один из видов городского транспорта. Какой?

Ответ: трамвай.

3. Назовите самого известного из командиров дореволюционного Владимирского пехотного полка?

Ответ: А.В. Суворов.

 

4. Как известно писать на стенах не хорошо. Однако на стене Дрезденской галереи бережно сохраняют надпись из 4 слов масляной краской. Надпись сделана в 1945 г Последнее слово в ней - фамилия Ханутин. Назовите первые три.

Ответ: Проверено - мин нет.

 

5. Назовите два фортификационных сооружения: которые мы и сейчас можем видеть в городе Владимире?

Ответ: Золотые ворота и Козлов вал.

 

6. Памяти какого великого полководца поэт И.Бродский посвятил в 1972 г. Следующую эпитафию:

Хоть меч был вражьих тупей

блеском маневра о Ганнибале

напоминавший средь волжских степей

Кончивший дни свои глухо, в опале...

Ответ: Г.К.Жуков

 

7. В 1175 г из Москвы и Владимира вышли навстречу друг другу два вражеских войска. Почему они так и не встретились?

Ответ: заблудились в дремучих лесах.

 

8. О двух встречах этих лидеров в Овальном кабинете Белого дома напоминает ковер с изображением трубки, сигары и пенсне. Назовите их и их символы?

Ответ: И.Сталин - трубка, У.Черчилль - сигара, Ф.Рузвельт - пенсне.

 

9. Всего в мире около 300 могил такого рода. Самая старая находится в Вестминстерском аббатстве (Лондон), причем там это единственная могильная плита, на которую нельзя наступать. А что написано на аналогичной могиле в Москве?

Ответ: Отелло

29. Определение из словаря Владимира Ивановича Даля: " Сказочное лицо вроде Вечного Жида". Кто же это?

Ответ : Кощей Бессмертный.

30. Старинная финская мера длины пенникуулума равнялась примерно десяти километрам и определялась с помощью собаки. Каким образом?

Ответ: На этом расстоянии слышен собачий лай.

 

31.  Группа 1: лимон, апельсин, мандарин, морковь, помидор и др. Группа 2: тыква, виноград, земляника, лук, картофель, фасоль и др.Кто описал переход приоритета в обществе от растений первой группы ко второй?

Ответ: Джанни Родари.

 

32.  Якутская народная загадка: " Бегает - суетится, да в сотню оценивается' это пушнина. А что " лежит - полеживает, да в тысячу оценяется"?

Ответ: Бивни мамонта.

 

33. Что советовал сатирик Эмиль Кроткий тем литераторам, кто желает быть впереди классиков?

Ответ: Писать предисловия.

 

34. Закончите русскую поговорку: от черта - крестом, от медведя - пестом, а от дурака -... Чем?

Ответ: К сожалению, ничем.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.311 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь