Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 1. Методические аспекты изучения в школе компьютера и программного обеспечения.



Введение

Ускорение научно - технического прогресса во всех сферах деятельности человека неразрывно связано с индустрией информатики.

Широкое применение современных ЭВМ, которые характеризуются разносторонностью и простотой обращения, позволяет использовать их возможности для решения самого широкого круга информационных задач во всех областях человеческой деятельности. Это делает их доступными практически любому человеку, даже незнакомому с процессами программирования.

Поскольку любая деятельность человека начинается с обучения, то и в эту сферу с полным правом широко вторгается компьютер. А обучение начинается в школе.

Основная задача школы — воспитание гармонически развитой личности, способной плодотворно трудиться в самых различных сферах деятельности при непрерывном и нарастающем ускорении научно - технического прогресса.

Так как современный мир пронизан массой информационных потоков и связей, решение этого важнейшего вопроса неразрывно связано с проблемой как научить школьников работать с различными категориями информации, возникающими во многих объектах общенаучных исследований. Одним из первичных информационных учреждений является школа, в которой по традиции изучают основы наук, необходимых человеку для дальнейшей деятельности на благо общества.

В настоящее время в центре обсуждения находятся многие подходы к организации обучения. Информатика - один из немногих инновационных и востребованных предметов, делающих школу современной, приближенной к жизни и запросам общества. Особенно важно формировать интерес к учебной деятельности, создавать возможности для обучающихся становиться субъектом учебного процесса, легко ориентироваться в современном быстро изменяющемся мире. Очевидно, что результат обучения, напрямую, зависит от того, что выбрано основной целью обучения и какие методы, приемы и средства использует учитель на уроке.

Социальный заказ общества ориентирован на учителя, владеющего широким спектром фундаментальных знаний, компетентного в осуществлении профессиональной педагогической деятельности в школе, готового к педагогическим инновациям и способного к использованию инновационных подходов к проектированию учебной деятельности учащихся на уроках. Уроки информатики являются истинной лабораторией передового опыта, новаторства в организационных формах и методах обучения, основой интеграции предметов в школе.

 Основным в процессе обучения информатики является классно-урочная система. Ключевым ее компонентом является урок. Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебно-воспитательного процесса. В нём представлены все основные элементы этого процесса: цели, содержание, формы организации, методы и средства обучения. Главную роль среди основных характеристик играют цели урока: образовательные, воспитательные и развивающие.

К образовательным целям относятся формирование знаний, умений и навыков, касающихся информатики и вычислительной техники. Но формировать надо не только выше перечисленные, но и обще-учебные знания, умения и навыки, позволяющие более рационально организовать процесс обучения информатике.

     Для усиления воспитывающего влияния обучения учитель должен тщательно анализировать воспитательные возможности информатики и выделять воспитательную цель каждого урока.

В соответствии с целью урока отбирается содержание обучения, и прежде всего содержание урока. Поставить цель урока, рационально отобрать учебный материал – вот что является задачей учителя. В этом ему могут помочь учебные программы, учебники, методические пособия, дидактические материалы и другие. Специфика учебного предмета “информатика” такова, что изложение материала на уроке строится с сохранением логики раскрытия этой темы в школьном учебнике в зависимости от того, какой учебник выбран педагогом. Поэтому учителю всегда важно создать максимально интересный урок, не отступая от рамок стандартов.

Актуальность темы. В настоящее время происходит повышение требований к знаниям учеников, выявлению и развитию их способностей. Этому оказывают содействие такие условия, как внедрение индивидуальных учебных планов, разработка, внедрение и коррекция программ предметов развивающего цикла, преподавание новых профильных курсов. Все это требует от учителя такой самоорганизации и, соответственно, организации учебной деятельности учеников, которая бы оказывала содействие не простой передаче знаний, а развитию аналитических способностей, умений познавательной деятельности. Любые новаторские идеи в методике преподавания информатики способствуют расширению круга возможных способов подачи материала, что позволяет подобрать к каждому классу подходящее изложение.

Объект исследования–   содержание школьного курса информатики в 10-11 классах.

Предмет исследования - методика изучения компьютера и программного обеспечения в старшем звене школы.

Цель: разработать дидактические материалы по теме: «Компьютер и программное обеспечение».

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

1. Изучить нормативные документы по изучению школьному курсу информатики в старшем звене.

2. Уточнить основные понятия исследуемой темы.

3. Разработка уроков по теме: «Компьютер и программное обеспечение».

4. Подбор программного обеспечения для проведения урока по теме исследования.

 

Глава 1. Методические аспекты изучения в школе компьютера и программного обеспечения.

Нормативные документы

Концепция учебного и программно-методического комплекса

Роль курса «Информатика и информационные технологии» в системе общего среднего образования.

В соответствии с проектом Федерального образовательного стандарта общего образования курс «Информатика и информационные технологии» (ИИТ) выделен в самостоятельную образовательную область. Предмет ИИТ становится базовым общеобразовательным предметом, так как его целями и задачами являются формирование основ научного мировоззрения школьников, развитие мышления учащихся и их творческих способностей, а также подготовка к жизни и деятельности в информационном обществе.

Современная научная картина мира совмещает в себе два основных аспекта: вещественно-энергетический и информационный. В системе школьного образования именно курс ИИТ должен обеспечивать формирование информационной картины мира, систематическое изучение информационных процессов в природе, обществе и технике.

Изучение курса ИИТ имеет важное значение для развития мышления учащихся. В процессе изучения курса ИИТ учащиеся должны овладеть современными методами научного познания (моделирование и формализация, компьютерный эксперимент и т. д.). Создание и исследование моделей из различных предметных областей должны формировать системное мышление. Продолжает сохранять важное значение формирование в рамках курса ИИТ алгоритмического (операционного) мышления учащихся. Методика преподавания курса ИИТ, в частности метод проектов, способствует развитию самостоятельного творческого мышления учащихся.

В рамках курса ИИТ учащиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки в области информационных технологий, которые необходимы для жизни и деятельности в информационном обществе, — это поиск и систематизация информации, использование информационных ресурсов глобальной компьютерной сети Интернет и т. д.

Структура обучения ИИТ.

В Федеральном образовательном стандарте предусматривается возможность непрерывного изучения курса ИИТ со II по XI класс. В преподавании ИИТ выделяется три основных этапа:

В начальной школе (II — IV классы) предполагается осваивать компьютерную грамотность в рамках изучения интегрированного курса «Окружающий мир» в объеме 1 ч в неделю. На этом этапе должно происходить первоначальное знакомство с компьютером и информационными технологиями, формироваться первые элементы информационной культуры.

В средней школе (V — IX) классы на изучение курса ИИТ отводится 170 ч, при этом возможны различные варианты его преподавания, например в объеме 1 ч в неделю в V — IX классах или 1 ч в VII классе и 2 ч в VIII — IX классах. На этом этапе учащиеся должны в рамках базового курса ИИТ овладеть обязательным минимумом содержания образования.

В старшей школе (X — XI классы) количество часов, выделяемых на изучение курса ИИТ, зависит от профиля: от 1 ч в неделю для гуманитарного; профиля до 5 ч в неделю для информационно-технологического профиля.

В соответствии с содержанием курса и требованиям к результатам обучения по ИКТ данная исследуемая тема должна содержать:

Функциональное устройство компьютера. Обмен информацией между устройствами компьютера. Производительность компьютера. Устройства ввода (клавиатура, мышь, сканер, цифровые камеры, микрофон и звуковая карта). Устройства вывода информации (монитор, принтер, плоттер, акустические системы). Устройства хранения информации (магнитные и оптические носители информации).

Санитарно-гигиенические и эргономические требования к компьютерному рабочему месту. Техника безопасности в компьютерном классе.

Файловая система и ее представление с помощью графического интерфейса. Установка программ. Защита информации.

Программное управление работой компьютера. Операционная система. Основные объекты графического интерфейса (окна, панели, флажки и др.). Представление файловой системы с помощью графического интерфейса. Стандартные, служебные и мультимедиа программы. Установка аппаратного и программного обеспечения.

Прикладное программное обеспечение. Архиваторы. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. 

Учащиеся должны:

· Знать функциональную схему компьютера;

· Знать, как характеристики основных устройств компьютера влияют на его производительность;

· Перечислять состав и назначение программного обеспечения компьютера;

· Знать назначения и основные функции операционной системы;

· Уметь работать с файлами (создавать, копировать, переименовать, осуществлять поиск);

· Уметь работать с носителями информации (форматирование, «лечение» от вирусов);

· Уметь инсталлировать программы;

· Соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.

 

Тематические планирования.

· В методическом пособии для учителей предлагаются три варианта тематического планирования профильного курса ИИТ в X — XI классах: для общеобразовательного, естественно-математического и информационно-технологического профилей. Планирования курсов рассчитаны на 136 учебных часов (2 ч в неделю). В приведенной ниже таблице указано, какое количество часов рекомендуется выделить для изучения отдельных тем в каждом из профильных курсов. Курсы различаются не только количеством выделяемых часов, но и содержанием (полнотой и глубиной изложения).

· Если базовый курс ИИТ не изучался в основной школе, то рекомендуется увеличить количество часов, отводимых на изучение профильных курсов, минимум на 68 учебных часов. Дополнительные часы могут быть взяты из регионального или школьного компонента учебного плана.

Примерное распределение часов по темам в профильных курсах ИИТ

Тема

Количество часов

       

Федеральный компонент

Региональный или школьный компонент
        обще образовательный естествен -но-математичский информа-ционно-технологи-ческий    
1 Информация. Кодирование информации 10 20 20 8
2 Основы логики и логические основы компьютера 12 18 8 6
3 Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование 18 18 10 8
4 Моделирование и формализация 14 14 6 6
5 Компьютер и программное обеспечение 12 12 24 6
6 Технология обработки текстовой информации 12 4 12 6
7 Технология обработки графической информации 10 4 16 6
8 Технология обработки числовой информации 12 10 10 8
9 Технология хранения, поиска и сортировки информации 8 12 8 6
10 Коммуникационные технологии. Разработка web-сайтов 20 18 16 6
И Социальная информатика 8 6 6 2
  Всего 136 136 136 68

· Преподавание в старшей школе общеобразовательного профиля (соответствует базовому уровню обязательного минимума содержания образования) не является оптимальным, однако в реальной школьной практике это достаточно часто встречающийся вынужденный вариант, связанный с особенностями действующего федерального и региональных базисных учебных планов, отсутствием необходимой компьютерной техники и т. д. В процессе преподавания курса ИИТ по общеобразовательному профилю наибольшее внимание следует уделить следующим темам: «Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование», «Моделирование и формализация», «Информационные и коммуникационные технологии».

· В естественно-математическом профиле важное значение имеют темы «Информация. Кодирование информации» и «Основы логики и логические основы компьютера», в которых излагается материал, необходимый для успешной сдачи вступительных экзаменов в вузы.

· В информационно-технологическом профиле центральное место занимают тема «Компьютер и программное обеспечение», а также темы, посвященные углубленному изучению информационных и коммуникационных технологий.

· В планированиях по каждой теме предусмотрено выделение определенного количества часов на изучение теории и выполнение работ компьютерного практикума и решение задач. Распределение часов на изучение теории и компьютерный практикум — примерное, так как зависит от обеспеченности учебного процесса аппаратными и программными ресурсами (конфигурация компьютеров, наличие программного обеспечения, локальной сети и выхода в Интернет).

 

Гибкие магнитные диски

Гибкие магнитные диски (floppy disk) помещаются в пластмассовый корпус. Такой носитель информации называется дискетой. Дискета вставляется в дисковод, вращающий диск с постоянной угловой скоростью. Магнитная головка дисковода устанавливается на определенную концентрическую дорожку диска, на которую и записывается (или считывается) информация.

Информационная ёмкость дискеты невелика и составляет всего 1.44 Мбайт. Скорость записи и считывания информации также мала (около 50 Кбайт/с) из-за медленного вращения диска (360 об./мин)                           

                                                                                          

В целях сохранения информации гибкие магнитные диски следует предохранять от воздействия сильных магнитных полей и нагревания, так как это может привести к размагничиванию носителя и потере информации.

                                    

   

                                               Жесткий диск

Жесткий диск (HDD — Hard Disk Drive) относится к несменным дисковым магнитным накопителям. Первый жесткий диск был разработан фирмой IBM в 1973 г. и имел емкость 16 Кбайт.

Жесткие магнитные диски представляют собой один или несколько дисков, покрытых слоем ферримагнитного материала, размещенных на одной оси, заключенных в металлический корпус и вращающихся с высокой угловой скоростью. За счет множества дорожек на каждой стороне дисков и большого количества дисков информационная емкость жестких дисков может в десятки тысяч раз превышать информационную емкость дискет и достигать сотен Гбайт. Скорость записи и считывания информации с жестких дисков достаточно велика (около 300 Мбайт/с) за счет быстрого вращения дисков (7200 об./мин).

                                    

Винчестер

Часто жесткий диск называют винчестер. Бытует легенда, объясняющая, почему за жесткими дисками повелось такое причудливое название.

Первый жесткий диск, выпущенный в Америке в начале 70-х годов, имел емкость по 30 Мб информации на каждой рабочей поверхности. При его разработке инженеры использовали краткое внутреннее название «30-30». В то же время, широко известная в той же Америке магазинная винтовка О. Ф. Винчестера «Winchester 30-30» имела калибр - 0.30; может грохотал при своей работе первый винчестер как автомат или порохом от него пахло - не ясно, но с той поры стали называть жесткие диски винчестерами.

В Европе и США название «винчестер» вышло из употребления в 1990-х годах, в российском же компьютерном сленге название «винчестер» сохранилось, сократившись до слова «винт».

Емкость жестких дисков

Основным параметром является емкость, измеряемая в гигабайтах. Средний размер домашнего современного жесткого диска составляет 120 — 250 Гбайт, причем этот параметр неуклонно растет.

n 1956 — продажа первого коммерческого жёсткого диска, IBM 350 RAMAC, 5 Мб. Он весил около тонны, занимал два ящика — каждый размером с большой холодильник

n 1991 — Максимальная ёмкость 100 Мб

n 1995 — Максимальная ёмкость 2 Гб

n 1997 — Максимальная ёмкость 10 Гб

n 1999 — IBM выпускает Microdrive ёмкостью 170 и 340 Мб

n 2002 — Взят барьер адресного пространства выше 137 Гб

n 2005 — Максимальная ёмкость 500 Гб

n 2007 — Hitachi представляет накопитель емкостью 1000 Гб

Лазерные диски и дисководы

 

Лазерные дисководы используют оптический принцип чтения информации.

На лазерных дисках CD (CD — Compact Disk, компакт диск) и DVD (DVD — Digital Video Disk, цифровой видеодиск) информация записана на одну спиралевидную дорожку (как на грампластинке), содержащую чередующиеся участки с различной отражающей способностью. Лазерный луч падает на поверхность вращающегося диска, а интенсивность отраженного луча зависит от отражающей способности участка дорожки и приобретает значения 0 или 1.

                           

Царапины, загрязнение.

Устройства ввода информации

Устройства компьютера

¢ Устройства ввода – это устройства для ввода информации в память компьютера.

¢ Эти устройства преобразуют различные виды информации (графическую, текстовую, числовую, звуковую) в цифровую (двоичную) форму

¢ К устройствам ввода относятся клавиатура, мышь, сканер, микрофон, графический планшет, джойстик и другие.

 

¢  Клавиатура – стандартное устройство для ввода алфавитно-цифровой информации и команд

                               

Кроме алфавитно-цифровых клавиш клавиатура обычно имеет 12 функциональных клавиш, расположенных вдоль верхнего края. Функциональные клавиши могут программироваться пользователем. Например, во многих программах для получения помощи (подсказки) задействована клавиша F1, а для выхода из программы — клавиша F10.

Управляющие клавиши имеют следующее назначение:

Enter — клавиша ввода;

Esc (Escape — выход) клавиша для отмены каких-либо действий, выхода из программы, из меню и т.п.;

Ctrl и Alt — эти клавиши самостоятельного значения не имеют, но при нажатии совместно с другими управляющими клавишами изменяют их действие;  

Shift (регистр) — обеспечивает смену регистра клавиш (верхнего на нижний и наоборот);

Insert (вставлять) — переключает режимы вставки (новые символы вводятся посреди уже набранных, раздвигая их) и замены (старые символы замещаются новыми);  

Delete (удалять) — удаляет символ с позиции курсора;

Back Space или — удаляет символ перед курсором;

Home и End — обеспечивают перемещение курсора в первую и последнюю позицию строки, соответственно;

Page Up и Page Down — обеспечивают перемещение по тексту на одну страницу (один экран) назад и вперед;

Tab клавиша табуляции, обеспечивает перемещение курсора вправо сразу на несколько позиций до очередной позиции табуляции;

Caps Lock — фиксирует верхний регистр, обеспечивает ввод прописных букв вместо строчных;

Print Screen — обеспечивает печать информации, видимой в текущий момент на экране.

Длинная нижняя клавиша без названия — предназначена для ввода пробелов.

Клавиши ↑, ↓ , → , ← служат для перемещения курсора вверх, вниз, влево и вправо на одну позицию или строку.

Малая цифровая клавиатура используется в двух режимах — ввода чисел и управления курсором. Переключение этих режимов осуществляется клавишей Num Lock.

¢ Мышь – это устройство-манипулятор для управления курсором и для работы с графическим интерфейсом.  При перемещении мыши по коврику на экране перемещается указатель мыши, при помощи которого можно указывать на объекты и/или выбирать их. Используя клавиши мыши (их может быть две или три) можно задать тот или другой тип операции с объектом.            

                            

¢ Джойстик — устройство-манипулятор для ввода информации о движениях руки          

                     

¢ Сканер – устройство для оптического ввода изображений в память компьютера

      Если при помощи сканера вводится текст, компьютер воспринимает его как картинку, а не как последовательность символов. Для преобразования такого графического текста в обычный символьный формат используют программы оптического распознавания образов.

                               

¢ Веб-камера – устройство для ввода в память компьютера видеоинформации в режиме реального времени. Используется для организации видеоконференций.

¢ Микрофон – устройства для ввода звуковой информации. Микрофон подключается к звуковой карте, которая преобразует звук в цифровую форму

                                                   

¢ Графический планшет – устройство для ввода графической информации, рукописного текста с помощью специальной ручки.

Запуск компьютера

При поступлении сигнала о запуске процессор обращается к специально выделенной ячейке памяти. В ОЗУ в этот момент ничего нет, если бы там была какая-либо программ, то она начала бы выполнятся.

Для того чтобы компьютер мог начать работу необходимо наличие специальной микросхемы – ПЗУ. Программы ПЗУ записываются на заводе и называются BIOS.

После включения компьютера процессор начинает считывать и выполнять микрокоманды, которые хранятся в микросхеме BIOS. Прежде всего начинает выполнятся программа тестирования POST, которая проверяет работоспособность основных устройств компьютера. В случае неисправности выдаются определенные звуковые сигналы, а после инициализации видеоадаптера процесс тестирования отображается на экране монитора.

Затем BIOS начитает поиск программы-загрузчика операционной системы. Программа-загрузчик помещается в ОЗУ и начинается процесс загрузки файлов операционной системы.

Рабочий стол

После входа в систему вы увидите красочно оформленный рабочий стол. На нем можно расположить в удобном порядке значки, обеспечивающие доступ к ресурсам компьютера, локальной сети и к Интернету.

Значки

И программы, и документы обозначаются значками-иконками. Щелкнув по любому из них, вы можете запустить нужную вам программу и тут же открыть в ней документ.

Ярлыки

Ярлыки указывают на файл, находящийся в другом месте. Эти значки отличаются от обычных наличием маленькой черной стрелочки в левом нижнем углу.

Панель задач

Панель задач имеет вид полосы, которая по умолчанию располагается вдоль нижней границы экрана. Она содержит кнопку «Пуск», кнопки выполняемых задач и открытых папок и другие панели.

Кнопка Пуск

Является элементом Панели задач.

Обычно располагается в левом нижнем углу экрана.

Щелчком на этой кнопке открывается Главное меню – мощный инструмент управления, работая с которым можно сделать абсолютно все, что только можно сделать в системе Windows.

В этом особое назначение кнопки Пуск.        

Элементы окна

1. рабочая область: внутренняя часть окна,
 содержит вложенные папки или окна документов;

2. границы: рамка, ограничивающая окно с четырех
 сторон. Размеры окна можно изменять, перемещая
границу мышью;

3. заголовок: строка непосредственно под верхней границей окна, содержащая название окна;

4. значок системного меню: кнопка слева в строке заголовка открывает меню перемещения и изменения размеров окна;

5. строка меню: располагается непосредственно под заголовком, содержит пункты меню, обеспечивает доступ к командам;

6. панель инструментов: располагается под строкой меню, представляет собой набор кнопок, обеспечивает быстрый доступ к некоторым командам;

7. кнопки Свернуть, Развернуть/Восстановить, Закрыть расположены в верхней правой части окна.                

8. полосы прокрутки. Если текст или картинка полностью не помещается в окне программы, то для ее просмотра снизу или справа появляются полосы прокрутки, которые можно двигать, открывая участки, не помещающиеся на экране.

           

Файлы и файловая система

Все программы и данные хранятся в долговременной (внешней) памяти компьютера в виде файлов.

Файл — это определенное количество информации (программа или данные), имеющее имя и хранящееся в долговременной (внешней) памяти.

Имя файла

Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имя файла и расширение, определяющее его тип (программа, данные и т.д.).

Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании.

Пример:

proba.txt

Единицы измерения информации.doc

Тип файла  Расширение 
Исполняемые программы exe, com
Текстовые файлы txt, rtf, doc
Графические файлы bmp, gif, jpg, png, pds
Web-страницы htm, html
Звуковые файлы wav, mp3, midi, kar, ogg
Видеофайлы avi, mpeg
Код (текст) программы на языках программирования bas, pas, cpp

Файловая система

На каждом носителе информации (гибком, жестком или лазерном диске) может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется установленной файловой системой.

Файловая система - это система хранения файлов и организации каталогов.

Одноуровневая файловая система

Для дисков с небольшим количеством файлов (до нескольких десятков) удобно применять одноуровневую файловую систему, когда каталог (оглавление диска) представляет собой линейную последовательность имен файлов. Для отыскания файла на диске достаточно указать лишь имя файла.

      

Многоуровневая иерархическая файловая система

Если на диске хранятся сотни и тысячи файлов, то для удобства поиска файлы организуются в многоуровневую иерархическую файловую систему, которая имеет «древовидную» структуру (имеет вид перевернутого дерева).

             

Путь к файлу

Для того чтобы найти файл в иерархической файловой структуре необходимо указать путь к файлу. В путь к файлу входят записываемые через разделитель " \" логическое имя диска и последовательность имен вложенных друг в друга каталогов, в последнем из которых находится данный нужный файл.

Папка

В операционной системе Windows вместо каталогов используется понятие «папка».

Папка – это объект Windows, предназначенное для объединения файлов и других папок в группы.

Понятие папки шире, чем понятие «каталог». В Windows на вершине иерархии папок находится папка Рабочий стол. (Следующий уровень представлен папками Мой компьютер, Корзина и Сетевое окружение (если компьютер подключен к локальной сети).

Иерархии папок Windows

Стандартные действия с файлами

o Такие действия с файлами, как «создать», «сохранить», «закрыть» можно выполнить только в прикладных программах («Блокнот», «Paint», …).

o Действия «открыть», «переименовать», «переместить», «копировать», «удалить» можно выполнить в системной среде

Вирусы

Компьютерные вирусы - это программы, способные размножаться самостоятельно, дописывая свой код к другим файлам или в служебные области диска. Каждый вирус способен выполнять деструктивные или нежелательные действия на зараженном компьютере. Он может демонстрировать видеоэффекты, замедлять работу системы, похищать и уничтожать личную информацию пользователя, а также многое другое. В любом случае вирус мешает другим программам и самому пользователю работать на компьютере.

Существует множество разновидностей вирусов. Самыми старыми являются файловые вирусы. Они размножаются, используя файловую систему. Почти столь же древними являются загрузочные вирусы. Они так названы потому, что заражают загрузочный сектор (boot sector) жесткого диска. Загрузочные вирусы замещают код программы, получающей управление при запуске системы. Таким образом, после перезагрузки системы управление передается вирусу. Сегодня загрузочные вирусы встречаются редко. С середины 90-х годов получили распространение макровирусы. Эти вредители представляют собой программу на макроязыке. Макроязык - это средство создания программ, которое поддерживается некоторой системой обработки данных (например, программами семейства Microsoft Office, такими как Microsoft Word и Excel, а также другими программами, например продуктами компании " 1С" ). Для размножения макровирусы используют встроенные возможности, например, текстового или табличного редактора. Таким способом эти вредители переносят себя из одного зараженного файла в другой.

Сетевые черви

" Червей" часто называют вирусами, хотя, строго говоря, это не совсем верно. Сетевые черви - это программы, которые не изменяют файлы на дисках, а распространяются в компьютерной сети, проникают в операционную систему компьютера, находят адреса других компьютеров или пользователей и рассылают по этим адресам свои копии. Сетевые черви могут вообще не обращаться к ресурсам компьютера (за исключением оперативной памяти).

Троянские программы

Троянские программы, " троянские кони" и просто " троянцы" - это вредоносные программы, которые сами не размножаются. Подобно знаменитому Троянскому коню из " Илиады" Гомера, программа-троянец выдает себя за что-то полезное. Чаще всего троянский конь маскируется под новую версию бесплатной утилиты, какую-то популярную прикладную программу или игру.

Таким способом " троянец" пытается заинтересовать пользователя и побудить его переписать и установить на свой компьютер вредителя самостоятельно.

По выполняемым вредоносным действиям троянские программы можно условно разделить на следующие виды:

· утилиты несанкционированного удаленного администрирования (позволяют злоумышленнику удаленно управлять зараженным компьютером);

· утилиты для проведения DDoS-атак (Distributed Denial of Service - распределенные атаки типа отказ в обслуживании);

· шпионские и рекламные программы, а также программы дозвона;

· серверы рассылки спама;

многокомпонентные " троянцы" -загрузчики (переписывают из Интернета и внедряют в систему другие вредоносные коды или вредоносные дополнительные компоненты).

Напрактике часто встречаются программы-" троянцы", относящиеся сразу к нескольким перечисленным выше видам.

Признаки появления вирусов

При заражении компьютера вирусом важно его обнаружить. Для этого следует знать об основных признаках проявления вирусов. К ним можно отнести следующие:

· прекращение работы или неправильная работа ранее успешно функционировавших программ;

· медленная работа компьютера;

· невозможность загрузки операционной системы;

· исчезновение файлов и каталогов или искажение их содержимого;

· изменение даты и времени модификации файлов;

· изменение размеров файлов;

· неожиданное значительное увеличение количества файлов на диске;

· существенное уменьшение размера свободной оперативной памяти;

· вывод на экран непредусмотренных сообщений или изображений;

· подача непредусмотренных звуковых сигналов;

· частые зависания и сбои в работе компьютера.

Следует отметить, что вышеперечисленные явления не обязательно вызываются присутствием вируса, а могут быть следствием других причин. Поэтому всегда затруднена правильная диагностика состояния компьютера.

Урок №1.

Тема: «Магистрально-модульный принцип построения компьютера».

Цели урока:

- помочь учащимся усвоить магистрально-модульный принцип построения компьютера, дать основные понятия, необходимые для начала работы на компьютере.

- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

- развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.

Оборудование:

доска, компьютер, компьютерная презентация.

План урока:

I. Орг. момент. (1 мин)

II. Актуализация знаний. (5 мин)

III. Теоретическая часть. (10 мин)

IV. Практическая часть. (17 мин)

V. Д/з (2 мин)

VI. Вопросы учеников. (5 мин)

VII. Итог урока. (2 мин)

Ход урока:

I. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.136 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь