Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Организации и лидеры революционного студенческого движения в Санкт-Петербурге



 Глава посвящена рассмотрению участия студенчества в революционном движении конца 60-70 гг. Оно выражалось в создании революционных организаций, таких как «Сморгонская академия», Кушелевский кружок, общество «чайковцев», кружок Нечаева. Их деятельность была направлена как на изучение и распространение научно-политической литературы, самообразование, так и на практические методы революционной борьбы. Впоследствии многие такие организации приняли участие в «хождении в народ».

В истории студенческого революционного движения XIX в. условно выделяют два периода, в связи с чем их участников называют «шестидесятниками» и «семидесятниками».

Второй параграф освещает факторы, влияющие на формирование мировоззрения студенческих организаций. К ним относятся, прежде всего, классовый состав студенчества, а также общественно-политическая ситуация, сложившаяся в стране. Учащаяся молодежь изучала и распространяла различную политическую литературу, была восприимчива к работам теоретиков революции: Чернышевского, Герцена, Лаврова, Ткачева, Бакунина.

60-е годы XIX века открывают новый этап в освободительном движении в России. Если на протяжении первой половины столетия наиболее активным участником общественно-политической жизни являлось дворянство, то во второй половине на первое место выдвигаются представители других социальных слоев. Это так называемые разночинцы, а также учащаяся молодежь.

В истории революционного студенческого движения выделяют два этапа, а самих его участников называют «шестидесятниками» и «семидесятниками». Хронологически они относятся к периодам 1859-1864 гг. и 1868-1869 – 1879 гг.[71] Основные цели, преследуемые революционерами, совпадают, однако разными являются формы их революционной деятельности. Обратимся к их более подробной характеристике.

Первая волна антиправительственных действий со стороны студенчества связана с царским манифестом 19 февраля 1861 г. об отмене крепостного права. Несмотря на то, что крестьяне становились лично свободными, землю они должны были выкупить. В связи с этим в 1861–1862 гг. произошел подъем крестьянского движения. 

Студенты высших учебных заведений поддерживали крестьянские выступления. В Москве, Казани, Петербурге правительство было вынуждено даже временно закрыть университеты из-за разыгравшихся там студенческих волнений.

1861 - 1862 годы связаны с появлением в Петербурге «Русского центрального народного комитета», а также местных отделений организации, получившей название «Земля и воля».[72]

По замыслу основателей организации, ее название должно было отразить два главных требования крестьянских масс: земли и воли. Однако эти крестьянские требования были в целом удовлетворены реформой 19 февраля 1861 г. Название кружка отразило, таким образом, резко отрицательное отношение революционных демократов к крестьянской реформе, их непонимание прогрессивности начатых правительством Александра II преобразований в России. 

В организацию вошли братья А.А. и Н.А.Серно-Соловьевичи, А.А.Слепцов, Н.Н.Обручев, В.С.Курочкин, С.С.Рымаренко, позднее И.Н.Утин, Г.Е.Благосветов, Г.З.Елисеев, Н.С.Курочкин. Идейным ее руководителем советская историография считает Чернышевского. [73]Петербургский кружок поддерживал тесные связи с редакцией «Колокола» (Герцен позже стал главным заграничным представителем «Земли и воли»), вел с ней конспиративную переписку по вопросам программы и тактики революционных действий. К лету 1863 г. было создано около 15местных отделений «Земли и воли»: Московское, Казанское, Нижегородское, Саратовское и др.[74]

Казанский комитет (П.Ровинский, И.Умнов, Г.Иловайский, С.Клаус, Н.Шатилов) сумел подготовить и размножить прокламацию «Долго давили вас, братцы», обращенную к крестьянам.[75] Для пропаганды демократических идей использовал легальные литературные вечера, проводимые в Казани.

Центральный петербургский кружок установил связи со студенческими землячествами столицы и ряда других городов, создал подпольную типографию, в которой печатались агитационные воззвания и прокламации, а в 1863 г. – листки «Свобода» (вышло 2 номера). В них сформулированы основные программные положения «землевольцев».[76]

 Целью деятельности организации были ликвидация самодержавия, установление демократических свобод через революционное восстание. По мнению членов организации, оно должно было вспыхнуть весной 1863 года, когда истекал срок для составления уставных грамот. Когда вся Россия будет охвачена взрывом крестьянского возмущения, ситуацию можно перевести в победоносную революцию.[77]

 Деятельность «Земли и воли» была направлена на агитацию и пропаганду, которые должны были придать будущему выступлению организованный характер и всколыхнуть широкие слои народных масс.[78] Была налажена нелегальная издательская деятельность, создана типография в России, активно использовалась типография А.И.Герцена. Предпринимались попытки скоординировать русское и польское революционное движение.

Весной 1862 г. правительство нанесло ощутимый удар по революционно-демократическому движению. В связи с появлением экстремистской прокламации П.Г. Заичневского «Молодая Россия», в которой содержался откровенный призыв к свержению существующего государственного строя, были приостановлены издания журналов «Современник» и «Русское слово», арестованы Чернышевский, Н.А.Серно-Соловьевич и Рыманенко.

Весной 1863 г. были арестованы все участники «Казанского заговора» (попытки польских и русских революционеров поднять восстание в Поволжье). Сделать это предполагалось путем подложного «манифеста» от имени императора Александра II, в котором народ призывался к немедленному вооруженному выступлению и созданию органов революционной власти для передачи всей земли крестьянам. 

Однако главное разочарование, которое в 1863 году пережили революционеры, было связано с тем, что их главный расчет – на всеобщее крестьянское восстание – не оправдался. Крестьяне повсеместно сочли, что воля, дарованная им 19 февраля 1861 года, не настоящая, не «мужицкая», а поддельная, «барская» (общий говор был: «Нас обманули. Воли без земли не бывает»).[79] Поэтому восстания в Центральной России не произошло. Выступления же в Белоруссии, Литве и Польше были подавлены.

Организовать революционное выступление силами одной организации было невозможно, поэтому деятельность ее пошла на спад. Кроме того, правительство приняло меры для подавления деятельности революционеров. Так, были закрыты журналы «Современник» и «Русское слово», проведены аресты в Петербурге, Москве и других городах. Часть революционеров, спасаясь от преследований, эмигрировала. Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев, Н.А.Серно-Соловьевич были арестованы (Чернышевский, осужденный на каторжные работы, провел на каторге и в ссылке 20 лет).
В 1864 г. общество, ослабленное арестами, но так и не раскрытое, самораспустилось.

С этого времени начинается этап временного спада революционной борьбы, который продлился до конца 1868 г. Деятельность революционных организаций развивается в глубоком подполье. Происходит переосмысление всех организационных основ выступления. Среди революционеров нет единства в вопросах тактики ведения борьбы. Страницы демократической печати отражают этот спор («Современник» и «Русское слово»).

 Возникает ряд новых революционных кружков (например, Н.А. Ишутина, И.А. Худякова, Г.А. Лопатина). Один из членов кружка Ишутина, Д.В. Каракозов, 4 апреля 1866 г. в Петербурге стрелял в Александра II. Впоследствии Каракозов был казнен, а его действия вызвали новую волну правительственных репрессий.[80]

С новой силой революционное движение проявилось в конце 1868-1869 гг. В Петербурге образовался кружок, названный «Сморгонской академией».[81] Участники «Сморгонской академии» ставили задачей вести широкую пропаганду среди учащихся, собирать силы для осуществления в стране социального переворота.

Весной 1869 года студентами Медико-Хирургической академии во главе с В.М. Александровым и М.А. Натансоном был основан кружок, ставший основой для известного впоследствии общества «чайковцев». В ядро кружка входили представители трех столичных высших учебных заведений: Петербургского университета, Медико-хирургической академии, Технологического института.[82]

Важнейшим начинанием кружка было, так называемое, книжное дело, предпринятое Александровым и Натансоном. Будучи библиотекарями легальной студенческой библиотеки Медико-хирургической академии, они сумели связаться с книгопродавцами. Наряду с медицинскими книгами в студенческую среду с их помощью начала проникать литература общественно-политического содержания.

«Книжный кружок» содействовал расширению кружков самообразования, распространению демократической литературы в провинциальных городах, организации библиотек среди передовой молодежи. Он стал, таким образом, базой объединения революционных сил студенчества.[83]

В результате деятельности «Книжного кружка» передовая молодежь начала значительно активнее читать и обсуждать произведения Добролюбова, Чернышевского, Писарева, Некрасова, и др. Она интересовалась и произведениями западноевропейских социалистов: сочинениями Ф. Лассаля, «Историей Великой французской революции» Луи Блана, трудами Дж. Ст. Милля, «Капиталом» К. Маркса и др.

Читалась и естественно научная литература: «Рефлексы головного мозга» И.М. Сеченова, произведения Ч. Дарвина, Г. Спенсера и др. Кроме того, «чайковцы» сами печатали нужные для пропаганды издания: книгу Флеровского «Положение рабочего класса в России» и «Азбука социальных наук», «История 48-го года» Луи Блана, «Рабочий вопрос» Ланге.[84]

Одновременно книги издавались и за границей. Там были отпечатаны сборник статей Н.Г, Чернышевского «Об общинном владении землей», кн. Н.В. Соколова «Отщепенцы», работа К.Маркса «Гражданская война во Франции». Распространение книг по общественным вопросам явилось первым шагом на пути объединения сил революционеров.

В первой половине января 1871 года по инициативе «Книжного кружка» в Петербурге собрался съезд делегатов студенческих организаций самообразования, в котором приняли участие представители от Москвы, Киева, Харькова, Одессы, Казани. Таким образом, «чайковцы» предприняли попытку объединения революционно настроенной молодежи.[85] Это объединение кружков ряда городов составило ядро так называемого «Большого общества пропаганды».

Вскоре к «чайковцам» присоединились слушательницы аларчинских женских курсов («Кушелевский кружок»). Организаторы кружка главным делом считали самообразование. Начались систематические теоретические занятия по заранее составленной программе. Изучали логику, психологию, политическую экономию, историю революционных движений. В кружке были специально подобраны книги, отвечающие требованиям программы.

К осени самообразование перестало играть доминирующую роль, а главной задачей кружка стала практическая работа.
Общество «чайковцев» представляло собой федерацию кружков, расположенных в различных городах России: Москве, Киеве, Одессе, Херсоне. Агенты общества имелись в Орле, Казане, Вятке, Саратове, Перми, Самаре и др. Такая широкая сеть пропагандистких сил стала впоследствии основой для подготовки массового «хождения в народ» на обширных пространствах Российской империи.[86]

В организации «чайковцев» не было уставов и статусов, ограничивающих права ее членов. Все строилось на доверии и искреннем отношении к товарищам, на твердых моральных принципах, на преданности народному делу. Этим она отличалась от другого кружка – нечаевского.

С.Г. Нечаев, работавший преподавателем училища, начал свою деятельность в период подъема студенческого движения. Он пытался объединить наиболее радикально настроенную часть молодежи и с ее помощью создать всероссийскую революционную организацию.[87]

Зимой 1868-1869 г. была разработана «Программа революционных действий». Особенность этого документа заключается в том, что он призвал к политической революции: «социальная революция - конечная цель наша и политическая - как единственное средство для достижения этой цели».[88]

«Программа революционных действий» предоставляла большую инициативу провинциальным центрам. Она следующим образом планировала подготовку и проведение революции: до мая 1869г. основная работа должна концентрироваться в Петербурге, Москве и других университетских центрах; в это время намечалось провести выступления в высших учебных заведениях. С мая 1869г. основные силы предполагалось сосредоточить в провинциальных городах. Конечной целью предполагалось организовать народное восстание весной 1870 г.

Из-за репрессий администрации Нечаев вынужден был уехать за границу, а после возвращения развернул деятельность по организации «Народной расправы», используя методы запугивания, насилия, шантажа.

В организации был убит студент Иванов, не подчинившийся Нечаеву, что стало одной из главных причин распада «Народной расправы».

Члены организации впоследствии были арестованы, судебное следствие по их делу нашло отражение в печати, Нечаев был также осужден и умер в Петропавловской крепости.

Опыт нечаевской организации показал, что методы и принципы революционной борьбы, используемые ею, не являются ни нравственными, ни эффективными.

 Главным направлением в революционном движении начала 70-х годов стало народничество. Взгляды народников защищавших интересы крестьянских масс, сохраняли преемственность с положениями революционных демократов 60-х годов, т.к., по-прежнему, в российском крестьянстве они видели главную силу, способную осуществить в более или менее близком по времени будущем революционный переворот, который разрушит монархию и весь существовавший в стране экономический и социальный порядок.[89]

Деятельность народников осуществлялась по трем основным направлениям - бунтарскому, пропагандистскому и заговорщицкому. Их идеологами были, соответственно, М.А.Бакунин, П.Л.Лавров и П.Н.Ткачев.  

Революционное народничество 70-х годов представляло собой более многочисленное, чем в 60-е годы движение. Кроме того, оно имело другие организационные основы и формы деятельности.

Весной 1874 г. около 40 губерний России оказались охваченными новым массовым движением революционной молодежи, получившей название «хождение в народ».[90] Оно стало первой практической проверкой идеологии революционного народничества, предпринятой представителями молодежи.

Во главе движения находилась революционная молодежь Петербурга и Москвы. В Петербурге образовалось множество народнических кружков, здесь основательно обсуждались теоретические вопросы движения, проходили горячие споры о формах и методах пропаганды, дебатировались общие вопросы революционной борьбы. Главными очагами революционной пропаганды стали Петровская земледельческая академия и университет.[91]

Роль Москвы была несколько иной. Она была больше, чем Петербург, связана с самой практикой «хождения в народ». Москва сделалась местом встреч революционеров-пропагандистов. В ней временно оседала та часть молодежи, которая прекратила заниматься обсуждением теоретических вопросов и взялась за непосредственную деятельность в народе. Здесь же было налажено издание нелегальной литературы. Во главе этого дела находился революционер И.Н. Мышкин.

 Зимой 1873-74г. в Петербурге состоялся «первый съезд» представителей кружков. Было согласовано, что каждый кружок признается ячейкой единой организации. Отправляя своих членов в народ, наиболее крупные кружки должны были оставлять в Петербурге своих представителей для поддержания связи с ушедшими и с другими кружками.[92]

Кроме того, было решено создать общую кассу для финансирования участников «хождения в народ». Однако она никакой роли в движении не сыграла. Тогда же было решено осенью 1874г. собрать в Петербурге общий съезд всех участников «хождения в народ», на котором окончательно решить вопрос о направлении революционной деятельности.

«Хождение в народ» весной и летом 1874г. расценивалось в основном как предварительный этап, как начало работы революционной интеллигенции в народе, от результатов которой зависели последующие шаги. На съезде намечалось определить потенциальные возможности крестьянства, его способность к революционным действиям, наиболее эффективные формы пропаганды и т.д. Съезд, наконец, должен был объединить отдельные народнические кружки, приступить к созданию революционной партии, наметить пути социального переворота в России.

Под воздействием пропагандистов Петербурга и Москвы в провинции также шло сильное брожение молодежи. Во всех губерниях Среднего Поволжья, например, пропагандисты приходили к выводу: положение народа неимоверно тяжелое, его нужно изменить; единственным средством для этого является революционная борьба.

Весной 1874г. из Петербурга, Киева, Самары, Саратова и других городов десятки и сотни молодых людей двинулись на Волгу, Урал, Днепр, Дон. По их убеждению, именно в этих районах еще были живы в народе революционные традиции, идущие от восстаний Разина, Пугачева, восстаний на Днепре, на Дону.

Одни народники рассчитывали поднять народ на революцию, свергнуть царскую власть, уничтожить помещичье землевладение и установить справедливый социальный строй. Другие намеривались вести в народе длительную пропаганду социалистических идей. Третьи стремились к просвещению крестьянских масс, улучшению их жизни мирным путем.

Таким образом, массовое «хождение в народ» явилось большим общественным подъемом, всколыхнувшим самые широкие и различные круги передовой молодежи. Однако даже при наличии единого координационного центра, это движение оказалось ни достаточно подготовленным, ни централизованным. 

 Народники ходили по деревням, вели беседы с крестьянами, старались вызвать волнения и неповиновение властям. Однако скоро стало ясно, что поднять крестьянство таким образом не удастся. Не давала результатов и более длительная пропаганда в деревнях, которую вела часть народников.

Уже летом 1874 г. правительство провело массовые аресты среди участников «хождения в народ» (было арестовано около тысячи человек). Длительное следствие закончилось политическим «Процессом 193-х», центральным событием которого стала известная речь И.Н.Мышкина, в которой он выразил веру в неизбежное народное восстание в стране.[93]

«Хождение в народ» стало первой попыткой широкого непосредственного общения русских революционеров с крестьянством. Оно показало, что народ не готов к немедленному революционному выступлению, и стимулировало поиск новых организационных форм борьбы.

Успех революции связывался теперь с созданием в 1876 г. нового тайного общества «Земля и воля», ставшего крупнейшей организацией народников 70-х годов.

Первоначально она называлась «Северная революционно-народническая группа». Название «Земля и воля» было принято в 1878 г. после выхода в свет одноименного печатного органа.[94] Ядро организации составили уцелевшие от арестов участники «хождения в народ» и более молодые революционеры, которые еще осенью 1875 г. обсуждали на нелегальных собраниях в Петербурге перспективы объединения различных кружков и групп в единую общероссийскую организацию.

 В 1876 г. в центральный петербургский кружок вошли М.А.Натансон, О.А.Натансон, А.Д.Оболешев, А.Д.Михайлов, Д.А.Лизогуб, В.А.Осинский, А.А.Квятковский, О.В.Аптекман, Г.В.Плеханов, М.Р.Попов и др. Позже к обществу примкнули С.М.Кравчинский, Д.А.Клеменц, Н.А.Морозов, С.Л.Перовская, Л.А.Тихомиров, М.Ф.Фроленко и др. (многие – бывшие члены общества «чайковцев»). С местными филиалами в организации насчитывалось свыше 150 человек.[95]

В процессе обсуждения опыта «хождения в народ» были пересмотрены многие тактические и программные положения революционного народничества первой половины 1870-х годов, определены основы новой программы, которую сами участники назвали «народнической». Окончательная программа «Земли и воли» была разработана на совещаниях весной 1878 г. в Петербурге, тогда же был принят временный устав.

Считая крестьянскую общину ячейкой социализма, а русского крестьянина – прирожденным революционером, члены общества стремились приспособить цели и лозунги движения к самостоятельным революционным стремлениям, уже существовавшим, по их убеждению, в народе. Важнейшие положения программы – требование передачи всей земли крестьянским общинам с равномерным ее распределением, «разделение Российской империи на части соответственно местным желаниям», передача властных функций общинам и союзам общин (часть своих полномочий они добровольно передают избранному ими правительству), полная свобода вероисповеданий.[96]

Единственным способом осуществления социальных преобразований члены общества считали «насильственный переворот», который мыслился в форме всеобщего народного восстания. Средства подготовки восстания – «агитация» (как «словом», так и «делом» – посредством «бунтов», стачек, демонстраций), а также «дезорганизация государства» (привлечение на сторону организации офицеров, чиновников, террор в отношении предателей из среды революционеров и «наиболее ревностных» агентов правительства).

 Ядром «Земли и воли» явился «основной кружок» (около 30 человек), выделивший организационный центр и редакцию печатного органа, находившиеся в Петербурге. Общество делилось на несколько групп в зависимости от назначения: «деревенщики», действовавшие в крестьянской среде, «рабочая группа», действовавшая главным образом в пролетарских районах Петербурга, «интеллигентская группа», проводившая работу среди студенчества. Имелась специальная группа для борьбы с правительственной администрацией и «небесная канцелярия», готовившая необходимые конспираторам документы.[97]

Однако основные силы организации первоначально были сосредоточены на работе среди крестьян. Землевольцы приступили к созданию «поселений» в народе, устраиваясь в деревнях в качестве фельдшеров, земских служащих, учителей, писарей и др. Главным районом «поселений» стало Поволжье (Саратовская, Нижегородская, Самарская, Астраханская губернии), где, по мнению землевольцев, были живы традиции массовых народных движений XVIII в.

«Поселения» создавались также в регионах с казачьим населением (область войска Донского, Урал, Северный Кавказ и в Тамбовской, Воронежской, Псковской губерниях). В Казанской губернии не было создано подобных поселений, однако местные народники (Е.Ф. Печоркин, П.А. Голубев, С.Вершинина и др.) пытались вести пропаганду среди студенческой молодежи и сельского населения ряда деревень края.

Землевольцы серьезное значение придавали революционной работе среди интеллигенции и учащейся молодежи, которые рассматривались ими как главный источник новых революционных кадров. Были налажены связи со студенческими кружками различных учебных заведений страны.

Многие землевольцы активно участвовали в студенческих волнениях 1878-1879 гг. Они же создали ряд нелегальных рабочих кружков на ряде промышленных предприятий Петербурга, играли руководящую роль в стачках на фабриках Кенига, Шау и Невской бумагопрядильне столицы. В 1878-1879 гг. в Петербурге были созданы последовательно 3 хорошо оборудованные нелегальные типографии, в которых печатались газеты «Земля и воля», «Листок «Земли и воли», брошюры, листовки, воззвания и др.

Благодаря усилиям фактического руководителя организации А.Д.Михайлова, строго следившего за соблюдением требований конспирации, землевольцам в течение длительного времени удавалось избегать арестов. В 1879 г. Михайлов сумел внедрить на службу в Третье отделение своего агента Н.В.Клеточникова, который сообщал землевольцам секретные сведения о планах и действиях политической полиции.[98]

Однако постепенно многие землевольцы – участники поселений в народе, столкнувшись с реалиями жизни крестьянства, стали осознавать бесперспективность своих надежд на скорый «бунт». В их среде распространяется убеждение в необходимости борьбы за политические свободы, причем путем индивидуального террора.

Появились и первые примеры этого: вооруженные сопротивления при арестах, покушение В.И. Засулич на Петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова (январь 1878 г.), убийство С.М. Кравчинским шефа жандармов Н.В. Мезенцева (август 1878 г.) и Г.Д. Гольденбергом – Харьковского генерал-губернатора Д.Н. Кропоткина (февраль 1879 г.). Апогеем террористической деятельности «Земли и воли» стало неудачное покушение А.К. Соловьева на императора Александра II (апрель 1879 г.).[99]

К весне 1879 г. внутри «Земли и воли» сложилась группа сторонников политической борьбы и террора (Михайлов, Морозов, Тихомиров, Квятковский др.), которая начала формировать террористическую группу «Свобода или смерть». В июне 1879 г. на тайном совещании в Липецке «политики» фактически оформились в самостоятельную организацию.

Попытка добиться компромисса между «политиками» и «деревенщиками», т.е. сторонниками продолжения революционной работы среди крестьян, на Воронежском съезде (июль 1879 г.) успеха не имела. В августе 1879 г. «Земля и воля» распалась на «Народную волю» и «Черный передел».[100]

«Народная воля» - революционная, строго законспирированная, сплоченная и высоко дисциплинированная организация. Во главе ее стоял Исполнительный комитет. В его состав вошли А.И.Желябов, А.Д.Михайлов, В.Н.Фигнер, Н.А.Морозов, С.Л.Перовская, А.А.Квятковский, Л.А.Тихомиров, А.И.Баранников, М.Ф.Фроленко, М.Ф.Грачевский и другие, всего 31 человек.[101]

Вокруг этого боевого штаба организации, находившегося в Петербурге, сложилась система агентов, специальных и местных групп, охвативших определенную часть провинции. Местные группы «Народной воли», число которых насчитывалось до двадцати, были созданы в Москве, Одессе, Харькове, Казани, Саратове, Ярославле и ряде других городов страны.

Программные положения «Народной воли» говорили о том, что народ в России находится в полном экономическом и политическом рабстве, доводится до физического вырождения. Основная причина этого – государство, которое представлялось народовольцам крупнейшей капиталистической силой, единственным притеснителем народа. Государство препятствует развитию исконно народных принципов (право на землю, общинное самоуправление и пр.). Задача «Народной воли» – «снять с народа подавляющий его гнет современного государства, произвести политический переворот с целью передачи власти народу». При этом предусматривался созыв Учредительного собрания, в котором народовольцам предстояло добиваться одобрения своих идеалов, а именно – народного представительства, областного самоуправления, принадлежности земли – народу, фабрик и заводов – рабочим, осуществления политических свобод – слова, собраний, печати и т.п.

Главным средством борьбы «Народной воли» с самодержавием стал террор. Важнейшим делом партии, ставшим в центре ее внимания, являлось осуществление смертного приговора царю, который был вынесен Исполнительным комитетом в августе 1879 г. Этим и были прежде всего озабочены члены комитета, привлекавшие к подготовке покушения отдельных народовольцев – офицеров, студентов, рабочих, всего около 50 человек.

Было организовано девять покушений на Александра II. Восемь из них оказались неудачными и лишь девятое – смертельным для императора. 1 марта 1881 г. руководимые Перовской народовольцы подстерегли царскую карету на берегу Екатерининского канала и взорвали ее. Однако лишь вторая бомба, брошенная И.И.Гриневицким, смертельно ранила царя. Погиб и покушавшийся.[102]

Приговор Александру II был наконец приведен в исполнение. Однако к полному разочарованию народовольцев массовых революционных выступлений после этого террористического акта ни в столице, ни в провинции не последовало. Напротив, общество и народ погрузились в глубокий траур. Случилось первое в истории России убийство императора не какой-то группой дворян-заговорщиков, а представителями русской общественности.

Полиция начала массовые аресты народовольцев, что привело к полному разгрому всей организации. В апреле 1881 г. были повешены Андрей Желябов, София Перовская, Николай Кибальчич, Николай Рысаков, рабочий Тимофей Михайлов. Революционное народничество как одно из направлений общественного движения исчерпало себя.

 В «Черный передел» вошли видные деятели революционного народничества, которые были убеждены в необходимости продолжать пропагандистскую и организационную деятельность среди крестьян. В их числе были Г.В.Плеханов, В.И.Засулич, М.Р.Попов, Я.В.Стефанович, Л.Г.Дейч, О.В.Аптекман, П.Б.Аксельрод, Г.Н.Преображенский, В.Н.Игнатов, Е.Н.Ковальская и другие, всего 21 человек.[103]

Состав организации не был постоянным и однородным по убеждениям. Идейная программа новой организации в принципе не отличалась от землевольской. Напротив, чернопередельцы постоянно подчеркивали свою приверженность ей. Приняв название «Черный передел», участники группы указывали на поддержку крестьянства, среди которого были широко распространены слухи о «черном переделе» всей земли в пользу крестьянства и на такое же ожидание его, каким жило крестьянство перед отменой крепостного права.

Чернопередельцы считали неминуемым исходом нового напряжения обстановки в стране воздействие снизу, «вроде бунтов Разина, Пугачева и др.». они подчеркивали необходимость аграрной революции и уничтожения государства.

Однако попытка «Черного передела» продолжить дело «Земли и воли» не имела успеха. Пропагандистская работа в деревне по-прежнему не давала ощутимых результатов. Подпольная типография, где печатался первый номер «Черного передела», была разгромлена. В руки полиции попал и ряд членов тайного общества.

Спасая руководителей от ареста, чернопередельцы в январе 1880 г. переправили за границу Плеханова, Засулич, Дейча, Стефановского. Осенью того же года Аптекман заявил, что у чернопередельцев «нет организации и общего плана действий». Почти беспрерывные аресты членов организации привели ее в 1882 г. фактически к полному разгрому.

В целом деятельность народнических организаций не достигла поставленных целей, т.к. несмотря на убийство императора Александра II, с самодержавием в России не было покончено. Крестьянская революция так и произошла. Из всех слоев населения революционеров поддержало лишь студенчество и часть разночинцев.

Подводя итог материалу параграфа, можно сделать ряд выводов о студенческих организациях 60-70 гг. XIX в.

Наиболее известными и крупными студенческими организациями этого времени были «Сморгонская академия», общество «чайковцев», Кушелевский кружок (в состав которого входили слушательницы женских курсов), нечаевское общество. 

Революционные студенческие кружки возникали в различных городах России, таких как Москва, Казань, но столицей их был Петербург. Наиболее активно в общественной жизни страны участвовали студенты Петербургской медико-хирургической академии, Лесного института, Горного института, Петербургского института корпуса инженеров путей сообщения, Петербургского политехнического института, Петербургского университета. Их активно поддерживали учащиеся духовных семинарий.

Студенческие кружки 60-70 годов стали главной силой, на которой базировалось революционное движение. Студенчество представляло собой наиболее образованную, интеллектуально развитую часть общества, авангард общественной мысли.   

 

 


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.064 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь