Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные направления в изучении смертиСтр 1 из 2Следующая ⇒
КУРСОВАЯ РАБОТА «Смерть как базовая данность гуманистической психологии»
Выполнил: Саляхова К.Р. Руководитель: Гаранькова И.Ю.
Уфа 2009
Оглавление
Введение Глава 1. О сущности смерти Что означает смерть Основные направления в изучении смерти Страх смерти Глава 2. Экспериментальное изучение психологического отношения людей к смерти Организация и проведение исследования Возрастной аспект отношения к смерти Сравнение психологического отношения к смерти в возрастных группах Заключение Список литературы Приложение
Введение
«Для нас абсолютно достоверным является тот факт, что люди умирают, животные умирают, деревья умирают, птицы умирают. Своей смерти не избежать - она может наступить завтра, а может послезавтра. Это всего лишь вопрос времени».[ 22С.3] Смерть может стать достоянием общественности, когда о ней сообщается в колонке некрологов в газете, но все же это сугубо личное событие. Понятие смерти чрезвычайно приватное, ведь за меня никто не умрет. Смерть является источником страха, это табу, о смерти предпочитают не говорить. Оказывается для того, чтобы понять жизнь, для того чтобы по-настоящему жить, а не существовать, человеку нужно познать смерть. Не нужно бояться ее, но не нужно также и стремиться победить ее. Необходимо просто познать ее, и это «познание» само приоткроет истинный смысл смерти. Жизнь и смерть неразделимы; они- две стороны одной медали. Смерть не находится в будущем, она приходит каждое мгновение. Тот, кто заявляет, что смерть связана с будущим, просто прячется от реальности и продолжает жить иллюзиями. Мы откладываем смерть на будущее потому, что наше эго не в состоянии принять смерть. Однако, понять смерть можно, отказавшись признавать эго центром нашей жизни. Смерть - единственное, что в жизни гарантировано. Эта абсолютная, горькая и неизбежная правда, наилучшим образом находит свое выражение в латинском изречении “Mors serta, hora inserta” («Самое определенное в жизни-смерть, самое неопределенное ее час»). [1С.503]. И действительно все мы знаем. что смерть неизбежна, но загадка смерти, кошмар смертного конца, венчающего человеческую жизнь, всегда преследующий человека, кажется непостижимым. В последнее время ученые разных направлений объединили свои усилия для того, чтобы выработать определенную точку к феномену смерти, склоняясь к поддержке существующей с давних времен теории о посмертном возрождении человека, о существовании души за порогом времени и пространства. Религия давно уже утвердительно ответила на вопрос о том, что жизнь продолжается и за ее порогом. Наука же категорически это отрицала. Но многие ученые собирали свидетельства о том, что во Вселенной жизнь, а не смерть является главным элементом. Появились гипотезы о существовании параллельных миров, миров, существующих над нашим и среди нашего мира. Дело в том, что до сих пор человеческое сознание не рассматривалось как составная часть картины физического мира. Но сейчас появились утверждения, что те, кто пересек порог, продолжают существовать и обитают на более высоком уровне, чем мы, и их знания шире наших. Ученые признали существование души, некой сущности, субстанции, называемой как угодно-духом, информационным полем, тонкой энергией, -которая не умирает вместе с телом, а способна переходить в другое состояние, другую энергию. Как видно, проблема человека, его жизни и смерти на протяжении многих столетий приковывала к себе внимание мыслителей. Люди пытались постигнуть тайну человеческого бытия, решить извечные вопросы: что такое жизнь? Когда и почему на нашей планете появились первые живые организмы? Как продлить жизнь? Вопрос о загадке возникновения жизни естественно, влечет за собой вопрос о смысле смерти. Что есть смерть? Торжество биологической эволюции или плата за совершенство? Способен ли человек предотвратить смерть и стать бессмертным? И наконец: что же царит в нашем мире - жизнь или смерть. Попытка ответить на эти серьезнейшие вопросы предпринята мной в этой работе. Степень разработанности проблемы: С момента появления мира и зарождения жизни на земле ученые, мыслители, художники, писатели, все человечество и каждый из нас в отдельности думали и думают по сей день над проблемой смерти, пытаясь разрешить вопросы связанные с ее тайнами. Платон, Аристотель, Эпикур и Шопенгауэр, Ницше, Фрейд, Юнг и Адлер.[28] Невозможно здесь изложить полный список психологов, философов, медиков и др., а также их взглядов относительно феномена смерти. Некоторые из них будут изложены нами ниже. Здесь же хотелось бы задержаться на работах Р. Моуди «Жизнь после смерти»[20] и Элизабет Кюблер-Росс «О смерти и умирании»[16]. Оба являются врачами занимающимися феноменом смерти. Только Р. Моуди работал со случаями, которые четко можно разделить на 3 категории: · Опыт людей, которых врачи считали или объявили клинически мертвыми и которые были реанимированы; · Опыт людей, которые в результате аварии либо опасного ранения или болезни были очень близки к состоянию физической смерти; · Ощущения людей, которые находились при смерти и рассказывали о них другим людям, находившимся рядом. Работа Элизабет Кюблер-Росс заключалась в наблюдение за людьми перед смертью. Ее целью было выявить то общее и различное, что испытывают люди находящиеся у «порога вечности». Объект исследования: В качестве объекта нашего исследования выступили жители города Уфа в возрасте от 18 до 60 лет. Предмет исследования: Предметом нашего исследования явилось наличие или отсутствие у личности таких эмоциональных особенностей, как тревожность, угнетенное настроение, страх, а также частота думанья при мысли о смерти. Гипотеза: Страх, тревога и озабоченность проблемой смерти возникает у людей в более поздние десятилетия жизненного пути. Цель исследования заключается в том, чтобы выявить наличие или отсутствие у личности таких эмоциональных состояний, как страх, тревога, угнетенное настроение при мысли о смерти в тот или иной возрастной период жизни. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: . Анализ научной литературы посвященной изучению смерти. . С помощью набора психологических тестов изучить эмоциональное состояние людей относительно смерти. . Обработка и интерпретация собранного фактического материала. Методы исследования: беседа, цветовой личностный тест М. Люшера, тест «Рисование смерти», психологический тест - опросник, первичная статистическая обработка полученных данных. Исследование сновидений
Глава 1. О сущности смерти Что означает смерть
«Смерть - источник наших побуждений, стремлений и свершений, сказал один психолог. Фрейд и Юнг утверждали, что днем и ночью, спим мы или бодрствуем, нет минуты, чтобы в нашем подсознании не было мысли о смерти, а один из мыслителей сказал, что «нет ничего такого, что так побуждало бы мыслить, как мысль о том, что всем нашим мыслям придет конец»[23С.214]. Смерть- это гибель, конец жизни. А где эта граница между жизнью и смертью, что считать ее критерием? Каковы признаки смерти, каковы древнейшие представления касательно смерти, которые прежде казались наивными, но приобрели теперь, когда к ним стали относиться более серьезно, глубочайший смысл, как складывалось и изменялось мнение людей относительно смерти на протяжении развития человечества. Современный исследователь доктор Элизабет Кюблер-Росс (США), рассматривающая мир в бинокль Фрейда и Юнга, пишет: " Если мы обернемся назад и обратимся к культурам прошлого, то увидим, что смерть во все века воспринималась человеком как несчастье, и, очевидно, так будет всегда. Для психиатра это совершенно очевидно и, вероятно, может бить лучше объяснено в терминах нашего понимания бессознательной части " я"; для не сознающего разума смерти по отношению к себе самому совершенно немыслима. Для нашего бессознательного немыслимо вообразить реальный конец собственной жизни здесь, на земле, и, если эта наша жизнь должна окончиться, конец всегда связывается с вмешательством злобных сил извне. Говоря просто, в нашем не сознающем разуме мы можем оказаться только убитыми; немыслима смерть от естественных причин или от старости. Поэтому смерть как таковая ассоциируется с пугающим действием, злым деянием. Кюблер-Росс выделила в процессе приспособления к мысли о смерти 5 стадий: 1. Стадия отрицания. Человек отказывается принять возможность своей смерти и занимается поисками других, более обнадеживающих мнений, диагнозов. 2. Как только человек осознает, что действительно умирает, его охватывает гнев, обида и зависть к окружающим - наступает стадия гнева. Умирающий испытывает состояние фрустрации, вызванное крушением всех его планов и надежд. 3. На стадии торга человек ищет способы продлить жизнь, дает обещания и пытается договориться с Богом, врачами, медсестрами или другими людьми, чтобы отдалить развязку или облегчить себе боль и страдания. 4. Когда ничего выторговать не удается или время истекает, человека охватывает чувство безнадежности. Наступает стадия депрессии. На этой стадии умирающий человек сожалеет о том, что уже потерял, о предстоящей смерти и расставании с родными и близкими. 5. На финальной стадии принятия человек смиряется со своей судьбой и спокойно ожидает развязки. Но не все люди проходят через эти стадии, и только некоторые проходят их именно в такой последовательности. На реакцию умирающего оказывают влияние многие факторы, это и культура, и религия, и личность, и собственная философия жизни, а так же продолжительность и характер заболевания. Одни испытывают гнев и депрессию до самой смерти, другие приветствуют смерть как освобождение от боли и одиночества. Прохождение процесса умирания индивидуально, и нет универсальной последовательности стадий. Присутствие в семье смертельно больного человека прекращает привычные формы деятельности, возникают эмоциональные и финансовые трудности. В зависимости от того, насколько успешно семья их преодолевает, строятся дальнейшие взаимоотношения родственников и близких умирающего человека. Кюблер-Росс описала стадии, через которые проходят близкие друзья и родственники умирающего человека, они очень похожи на те, которые проходит сам умирающий. Сначала родные отрицают наличие тяжелой болезни своего родственника. На этой стадии, общаясь, друг с другом, тема о надвигающееся несчастье является закрытой. Затем, неопределенность вызывает у них тревогу, депрессивные состояния. Впоследствии, близкие умирающему человеку люди впадают в гнев, который чаще всего направлен на медицинский персонал или на тех, кто ухаживает за больным, а так же и на самого больного, обвиняя его в происходящем. У людей, которым не грозит скорая смерть, больше времени на то, чтобы привыкнуть к мысли, что когда-нибудь они все же умрут. Свои последние годы они вспоминают прошлое и заново переживают старые радости и горести. Это обозрение жизни является очень важной ступенью, на которую индивидуум поднимается в конце своего жизненного пути. В старости человек сильнее стремиться к самосознанию, этот процесс часто ведет к настоящему росту личности: решаются старые конфликты, переосмысливается жизнь и открывается что-то новое в себе. Только в ситуации с реальным приближением смерти, человек может твердо определиться в отношении того, что для него имеет особую важность, и кто он есть на самом деле. Если смерть внезапна, то на обозрение жизни просто нет времени, но и болезнь, сопровождающаяся сильнейшими болями и ограничением подвижности, тоже не оставляет достаточного количества времени, чтобы приспособиться к смерти. Смерть и умирание как психологическая проблема очень мало изучена. Все, на что можно опираться - это история и культура древних. Изучая проблему смерти и умирания в психологии современного общества необходимо, прежде всего, рассмотреть отношение к ней в культурологическом контексте. Смерть - важнейший компонент культуры, и в этом качестве она получает отражение в коллективном сознании в виде относительно устойчивых значений. Можно предположить, что особенности отношения к смерти могут быть связаны с принадлежностью к той или иной культуре, религии. Психоаналитическая теория утверждает, что испытывать тревогу или страх при мысли о собственной смерти нормально. Согласно результатам различных исследований, то, насколько большинство людей боятся собственной смерти или поглощены мыслями о ней, часто зависит от значения, которое человек и его культура придают смерти.
Страх смерти
Трудно найти в Жизни человека хотя бы ещё несколько таких же огромных по своему значению событий, как процесс умирания и Смерть, разве что ещё рождение. Многие ли из вас готовы умереть прямо сейчас, полно и просто расширяясь за собственные пределы, ничего не изменяя и не предпринимая, просто взять и с радостью уйти, не держась ни за что и ни за кого? Мало таких людей, которые правильно понимают и воспринимают Смерть. Большинство из нас находятся в стадии глубокой спячки или, в лучшем случае, пробуждения от сна-иллюзии. Пока не умрёт Иллюзия, подлинная бессмертная Природа человека не может проявиться ни в его Жизни, ни в его Смерти. Одним из самых обычных проявлений активности нашего астрального тела является страх вообще, и страх смерти, как одно из многочисленных его частных проявлений. Страх - это самое сложное и самое опасное из всех человеческих ощущений. Он никогда не живёт в человеке в одиночку, а всегда окружён целым роем других опасных гадов, не менее разлагающих всё наиболее ценное в духовном мире человека.[6С.117]. Страх обладает способностью очень быстро заражать всё вокруг, наполняя атмосферу своими тончайшими вибрациями, каждая из которых по своей смертоносности не уступит яду гюрзы. Кто заражён этими ужасными вибрациями, тот уже подавлен как активное, разумное и свободно мыслящее существо. Страх вносит в Душу разлад и дисгармонию. Мысль только тогда может жить, чутко улавливая тончайшие интуитивные озарения, когда всё Существо человека гармонично, когда все силы его организма находятся в устойчивом равновесии. Лишь тогда - через своё сознательное - вы сможете попасть в то сверхсознательное, где обитает и творит ваша Божественная Сущность. Если же Мысль будет затиснута в парализующие тиски страха, вы ни за что не сможете раскрепостить свой Дух и оторвать своё Сознание от сосредоточенного внимания на низшей своей природе. Но мало кто знает, что каждый раз, испытывая страх, мы, сами того не подозревая, провоцируем в своей Жизни такие предельные психические ситуации, которые впоследствии ещё больше усиливают в нас это чувство и, таким образом, создают истинную опасность для нашей Жизни. Френсис Бэкон как-то по этому поводу сказал: " Люди страшатся смерти, как малые дети - потёмок, и как у детей этот врождённый страх усиливается сказками, так же точно и страх смерти".[6С.152]. Да, человек боится Смерти. На Востоке говорят, что Смерти следует взглянуть в глаза, надо глубоко заглянуть в самую её сущность, потому что именно глубоко, бесстрашно заглядывая в собственную Смерть, вы сможете преодолеть её. Заглянувший в Смерть, становится вне Смерти.[22С.147]. Если вы сумеете сделать это, если вы сумеете встретить Смерть, то вы узнаете, что в вас есть НЕЧТО, находящееся за пределами власти Смерти. Избегая Смерти, вы остаётесь под её властью. Встречая Смерть лицом к лицу, вы преодолеваете её.[27С.311]. Наш страх перед Смертью, как и перед другими, пусть даже и значительно менее опасными жизненными проблемами, постоянно существует в нашем подсознании, потому что Смерть будет оставаться для нас самым сильным и таинственным из всех переживаний до тех пор, пока мы не побываем в ней. Загадку Смерти мы разрешаем только лишь при умирании. Страх перед Смертью многообразен. Самые смелые из нас полагают, что не ведают его, до тех пор, пока, к своему изумлению, не обнаружат его внутри себя. Страх - это не какая-нибудь абстракция, он не существует сам по себе, вне связи с другим. Он проявляется лишь по отношению к чему-либо. Корни страха - в основе, в ткани самой Материи, во взаимодействии пар противоположностей - Духа и Материи. Страх является, по преимуществу, действием или следствием принципа Ума, ментальной активности человека. Но дело вовсе не в том, что человек обладает Умом; если бы он правильно использовал свой Разум, он мог бы искоренить в себе все виды страха. Истоки страха в том, что называется " Космическим Злом".[14С.263]. Весь жизненный опыт человека, все его многочисленные и многотрудные переживания, испытываемые им на протяжении Жизни, определяют и характер его Смерти. Жестокая внутренняя борьба и тяжёлая предсмертная агония тесно связаны с неразрешёнными жизненными конфликтами и психическими травмами, с активизацией агонии рождения, которая в течение Жизни остаётся не ассимилированной Сознанием. Поэтому давайте поподробнее рассмотрим то, что питает в нашем Сознании чувство страха перед Смертью. Причины страха Смерти: Страх перед неизбежностью Смерти имеет многоступенчатое основание, но всё же основными его причинами являются: 1 ужас перед неизвестным и неопределённым; 2 ужас перед окончательным отторжением от Физического Плана; 3 сомнения насчёт своего бессмертия; 4 нежелание расставаться со всем, что было дорого сердцу и с теми, кого искренне любили или к кому были сильно привязаны; 5 отождествление себя со своим физическим телом и ужас перед возможностью потерять его. Ужас перед окончательным отторжением от Физического Плана. Как дерево ежегодно сбрасывает сухие и старые листья, чтобы с началом весны поменять их на новые, так и все мы. Если бы дерево не сбрасывало с себя старые листья, то как бы оно омолаживалось? Оно бы просто погибло. Старое должно уходить, а новое должно сменять его, - таков Закон. Старое исчезает для того, чтобы уступить дорогу новому, создать пространство и предпосылки для его прихода. Заключение
Курсовая была посвящена изучению эмоционального состояния личности, а именно направлена на выявление тревожного, угнетенного настроения и присутствие страха при мысли о смерти в боле поздние десятилетия жизни человека. Тема смерти была выбрана неспроста. Несмотря на то, что наше общество, научный прогресс и все человечество в целом находится уже в XXI веке, проблема смерти, животный страх по отношению к ней так и остаются присутствовать в нашем сознании. Да, наука пошла очень далеко, изобретено клонирование человека, а ведь это и есть попытка избежать смерти, любого, даже самого ничтожного соприкосновения с ней, попытка сделать жизнь вечной. Но кто знает, может быть жить - это значит умереть, а умереть - жить. Все это натолкнуло нас на рассмотрение данной темы, а в частности отношения к ней в различные возрастные этапы. В исследовании была проведена следующая работа: проводился глубокий теоретический анализ отношения к смерти. И самое главное, изучался сам феномен смерти, чувство страха смерти, а также причины этот страх вызывающие. Помимо этого было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение эмоционального состояния личности при мысли о смерти. После проведения эмпирического исследования можно подвести следующие итоги: · Человек всерьез начинает задумываться о смерти после 30-ти лет; · Наличие страха, тревоги и угнетенного настроения чаще всего присутствует у людей в возрасте от 40 до 60 лет; Подытоживая все вышеперечисленное можно с уверенностью сказать, что люди в возрасте от 40 до 60 лет являются «группой риска», и именно в этом возрасте проблема смерти воспринимается наиболее актуально. Список использованной литературы
1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. - М., 1992. - 351с. 2. Ахмедов Т.И., Жидко М.Е. Психотерапия в особых состояниях сознания. - Х., 2001. - 768с. 3. Бардо Тодол. - М., 1997. - 632 с. 4. Бейли А. Проблема смерти. - М., 1995. - 563с. 5. Белик А. Измененные состояния сознания и психотерапия. - М., 1991. - 128с. 6. Белоусов С. Психология страха смерти. - СПб., 1993. - 271с. 7. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. - М., 1999. - 1311с. 8. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. - К., 1997. - 264с. 9. Гантимуров Е. Очерки бессмертия. - М., 2002. - 288с. 10.Гроф С. Психология будущего: уроки современных исследований сознания. - М., 2001. - 476с. 11.Гроф С. Книга мертвых: учебник жизни и смерти. - М., 1994. - 483с. 12.Гроф С. По ту сторону смерти. - М., 1994. - 512с. 13.Гроф С. Человек перед лицом смерти. - М., 2002. - 239с. 14.Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. - М., 1992. - 482с. 15.Драгенский В. Цветовой личностный тест. - Мн., 1999. - 448с. 16.Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. - М., 1996. - 645с. 17.Лосев А. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991. - 193с. 18.Мамфорд Дж. Смерть: начало или конец?. - М., 2002. - 176с. 19.Мень А. Таинство, слово и образ. Богослужение Восточной церкви. - М., 1991. - 115с. 20.Моуди Р. Жизнь до жизни. Жизнь после жизни. - К., 1994. - 415с. 21.Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1975. - 846с. 22.Ошо. Смерть - величайший обман. - К., 2002. - 208с. 23.Параманов К., Хузерман Ф. Об образе смысла смерти. - М., 1998. - 459с. 24.Порохова В. Коран. Перевод смыслов и коментарии. - М., 1997. - 797с. 25.Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. - М., 1985. - 1599с. 26.Психологические аспекты буддизма. - Н., 1986. - 239с. 27.Роуз С. Душа после смерти. - М., 1997. - 361с. 28.Сумерки богов: Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж.П. Сартр. - М., 1989. - 310с. 29.Фигуры Танатоса. Третий специальный выпуск: Тема смерти в духовном опыте человечества. - СПб., 2-4/11.1993г. 30.Хамфри Д. Психология смерти. Журнал " Человек", М., 1992, No 6. Приложение. Определение эмоционального состояния людей относительно смерти (тест М.Люшера) Назначение теста Тест Люшера основан на экспериментально установленной зависимости между предпочтением человеком определенных цветов (оттенков) и его текущим психологическим состоянием. Тест Люшера характерен тем, что может за короткое время (время проведения - меньше 5 мин) дать глубокую и обширную, причем свободную от сознательного контроля, характеристику его психологического состояния. Применение теста не ограничивается ни интеллектуальными, ни языковыми, ни возрастными рамками, ни состоянием, в котором находится испытуемый. Тест тонко работает даже с дальтониками и теми, кто, как им кажется, выбирает нарочно не то, что им нравится. Во всем мире Тест Люшера успешно применяется для: * самодиагностики и коррекции своего психологического состояния; * анализа семейных конфликтов и причин затрудняющих устройство своей личной жизни; * контроля динамики волевой и эмоциональной сферы спортсменов в процессе тренировок и во время соревнований; * отбора кандидатов в психотерапевтические группы, для более адекватного подбора психотерапевтических воздействий; Инструкция к тесту Описание процедуры теста приводится для полного варианта цветового теста Люшера. Суть процедуры тестирования представляет собой ранжирование цветов испытуемым по степени их субъективной приятности (симпатичности). Тестирование проводится при естественном освещении, на цветовые таблицы не должны падать прямые солнечные лучи. Испытуемого просят отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами и постараться выбирать цвета, только исходя из своего личного отношения. Первой предъявляется для ранжирования таблица «серого цвета» (номера таблиц, соответствуют порядку их предъявления). Испытуемого просят назвать цвет (или его номер), который ему больше всего нравится из 5-ти цветов таблицы 1. При получении ответа, экспериментатор может закрыть избранный цвет бумажным квадратиком, сходным по цвету с фоном таблицы, и заносит номер цвета в протокол на первое ранговое место и т.д. Протокол теста Люшера Ф.И.О.____ _______Пол _____ Возраст _____
. Таблица 1. (серого цвета)
. Таблица 2. (8-ми цветов) Выбор №1
Выбор №2
. Выбор цвета с помощью окошечка Оценочные числа (3-7 таблицы)
Таблица 1 КУРСОВАЯ РАБОТА «Смерть как базовая данность гуманистической психологии»
Выполнил: Саляхова К.Р. Руководитель: Гаранькова И.Ю.
Уфа 2009
Оглавление
Введение Глава 1. О сущности смерти Что означает смерть Основные направления в изучении смерти Страх смерти Глава 2. Экспериментальное изучение психологического отношения людей к смерти Организация и проведение исследования Возрастной аспект отношения к смерти Сравнение психологического отношения к смерти в возрастных группах Заключение Список литературы Приложение
Введение
«Для нас абсолютно достоверным является тот факт, что люди умирают, животные умирают, деревья умирают, птицы умирают. Своей смерти не избежать - она может наступить завтра, а может послезавтра. Это всего лишь вопрос времени».[ 22С.3] Смерть может стать достоянием общественности, когда о ней сообщается в колонке некрологов в газете, но все же это сугубо личное событие. Понятие смерти чрезвычайно приватное, ведь за меня никто не умрет. Смерть является источником страха, это табу, о смерти предпочитают не говорить. Оказывается для того, чтобы понять жизнь, для того чтобы по-настоящему жить, а не существовать, человеку нужно познать смерть. Не нужно бояться ее, но не нужно также и стремиться победить ее. Необходимо просто познать ее, и это «познание» само приоткроет истинный смысл смерти. Жизнь и смерть неразделимы; они- две стороны одной медали. Смерть не находится в будущем, она приходит каждое мгновение. Тот, кто заявляет, что смерть связана с будущим, просто прячется от реальности и продолжает жить иллюзиями. Мы откладываем смерть на будущее потому, что наше эго не в состоянии принять смерть. Однако, понять смерть можно, отказавшись признавать эго центром нашей жизни. Смерть - единственное, что в жизни гарантировано. Эта абсолютная, горькая и неизбежная правда, наилучшим образом находит свое выражение в латинском изречении “Mors serta, hora inserta” («Самое определенное в жизни-смерть, самое неопределенное ее час»). [1С.503]. И действительно все мы знаем. что смерть неизбежна, но загадка смерти, кошмар смертного конца, венчающего человеческую жизнь, всегда преследующий человека, кажется непостижимым. В последнее время ученые разных направлений объединили свои усилия для того, чтобы выработать определенную точку к феномену смерти, склоняясь к поддержке существующей с давних времен теории о посмертном возрождении человека, о существовании души за порогом времени и пространства. Религия давно уже утвердительно ответила на вопрос о том, что жизнь продолжается и за ее порогом. Наука же категорически это отрицала. Но многие ученые собирали свидетельства о том, что во Вселенной жизнь, а не смерть является главным элементом. Появились гипотезы о существовании параллельных миров, миров, существующих над нашим и среди нашего мира. Дело в том, что до сих пор человеческое сознание не рассматривалось как составная часть картины физического мира. Но сейчас появились утверждения, что те, кто пересек порог, продолжают существовать и обитают на более высоком уровне, чем мы, и их знания шире наших. Ученые признали существование души, некой сущности, субстанции, называемой как угодно-духом, информационным полем, тонкой энергией, -которая не умирает вместе с телом, а способна переходить в другое состояние, другую энергию. Как видно, проблема человека, его жизни и смерти на протяжении многих столетий приковывала к себе внимание мыслителей. Люди пытались постигнуть тайну человеческого бытия, решить извечные вопросы: что такое жизнь? Когда и почему на нашей планете появились первые живые организмы? Как продлить жизнь? Вопрос о загадке возникновения жизни естественно, влечет за собой вопрос о смысле смерти. Что есть смерть? Торжество биологической эволюции или плата за совершенство? Способен ли человек предотвратить смерть и стать бессмертным? И наконец: что же царит в нашем мире - жизнь или смерть. Попытка ответить на эти серьезнейшие вопросы предпринята мной в этой работе. Степень разработанности проблемы: С момента появления мира и зарождения жизни на земле ученые, мыслители, художники, писатели, все человечество и каждый из нас в отдельности думали и думают по сей день над проблемой смерти, пытаясь разрешить вопросы связанные с ее тайнами. Платон, Аристотель, Эпикур и Шопенгауэр, Ницше, Фрейд, Юнг и Адлер.[28] Невозможно здесь изложить полный список психологов, философов, медиков и др., а также их взглядов относительно феномена смерти. Некоторые из них будут изложены нами ниже. Здесь же хотелось бы задержаться на работах Р. Моуди «Жизнь после смерти»[20] и Элизабет Кюблер-Росс «О смерти и умирании»[16]. Оба являются врачами занимающимися феноменом смерти. Только Р. Моуди работал со случаями, которые четко можно разделить на 3 категории: · Опыт людей, которых врачи считали или объявили клинически мертвыми и которые были реанимированы; · Опыт людей, которые в результате аварии либо опасного ранения или болезни были очень близки к состоянию физической смерти; · Ощущения людей, которые находились при смерти и рассказывали о них другим людям, находившимся рядом. Работа Элизабет Кюблер-Росс заключалась в наблюдение за людьми перед смертью. Ее целью было выявить то общее и различное, что испытывают люди находящиеся у «порога вечности». Объект исследования: В качестве объекта нашего исследования выступили жители города Уфа в возрасте от 18 до 60 лет. Предмет исследования: Предметом нашего исследования явилось наличие или отсутствие у личности таких эмоциональных особенностей, как тревожность, угнетенное настроение, страх, а также частота думанья при мысли о смерти. Гипотеза: Страх, тревога и озабоченность проблемой смерти возникает у людей в более поздние десятилетия жизненного пути. Цель исследования заключается в том, чтобы выявить наличие или отсутствие у личности таких эмоциональных состояний, как страх, тревога, угнетенное настроение при мысли о смерти в тот или иной возрастной период жизни. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: . Анализ научной литературы посвященной изучению смерти. . С помощью набора психологических тестов изучить эмоциональное состояние людей относительно смерти. . Обработка и интерпретация собранного фактического материала. Методы исследования: беседа, цветовой личностный тест М. Люшера, тест «Рисование смерти», психологический тест - опросник, первичная статистическая обработка полученных данных. Исследование сновидений
Глава 1. О сущности смерти Что означает смерть
«Смерть - источник наших побуждений, стремлений и свершений, сказал один психолог. Фрейд и Юнг утверждали, что днем и ночью, спим мы или бодрствуем, нет минуты, чтобы в нашем подсознании не было мысли о смерти, а один из мыслителей сказал, что «нет ничего такого, что так побуждало бы мыслить, как мысль о том, что всем нашим мыслям придет конец»[23С.214]. Смерть- это гибель, конец жизни. А где эта граница между жизнью и смертью, что считать ее критерием? Каковы признаки смерти, каковы древнейшие представления касательно смерти, которые прежде казались наивными, но приобрели теперь, когда к ним стали относиться более серьезно, глубочайший смысл, как складывалось и изменялось мнение людей относительно смерти на протяжении развития человечества. Современный исследователь доктор Элизабет Кюблер-Росс (США), рассматривающая мир в бинокль Фрейда и Юнга, пишет: " Если мы обернемся назад и обратимся к культурам прошлого, то увидим, что смерть во все века воспринималась человеком как несчастье, и, очевидно, так будет всегда. Для психиатра это совершенно очевидно и, вероятно, может бить лучше объяснено в терминах нашего понимания бессознательной части " я"; для не сознающего разума смерти по отношению к себе самому совершенно немыслима. Для нашего бессознательного немыслимо вообразить реальный конец собственной жизни здесь, на земле, и, если эта наша жизнь должна окончиться, конец всегда связывается с вмешательством злобных сил извне. Говоря просто, в нашем не сознающем разуме мы можем оказаться только убитыми; немыслима смерть от естественных причин или от старости. Поэтому смерть как таковая ассоциируется с пугающим действием, злым деянием. Кюблер-Росс выделила в процессе приспособления к мысли о смерти 5 стадий: 1. Стадия отрицания. Человек отказывается принять возможность своей смерти и занимается поисками других, более обнадеживающих мнений, диагнозов. 2. Как только человек осознает, что действительно умирает, его охватывает гнев, обида и зависть к окружающим - наступает стадия гнева. Умирающий испытывает состояние фрустрации, вызванное крушением всех его планов и надежд. 3. На стадии торга человек ищет способы продлить жизнь, дает обещания и пытается договориться с Богом, врачами, медсестрами или другими людьми, чтобы отдалить развязку или облегчить себе боль и страдания. |
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы