Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Усиление освободительной борьбы народных масс на Правобережье и западноукраинских землях. Семен Палий



 

Захватив Правобережье, польские магнаты и шляхта усиливали социальное и национальное угнетение трудящихся масс. Крестьяне и рядовые казаки не повиновались феодалам. В 1663 г. вспыхнуло восстание крестьянско-казацких масс Паволочского полка. Вскоре освободительное движение охватило всю территорию Правобережной Украины — на Киевщине действовали отряды атаманов Ивана Сербина и Дацка Васильевича, на Подолии — Василия Дрозденко. Только при помощи регулярных войск королевскому правительству и его ставленникам из украинских феодалов удалось расправиться с повстанцами. В 80-е годы XVII в. территория правобережного Поднепровья, которая в результате агрессивных нападений турецких и татарских захватчиков была существенно опустошена, начала интенсивно заселяться. Здесь возникло несколько казацких полков, со временем ставших заметной силой в борьбе против польско-шляхетского господства.

Видная роль в организации и формировании полков принадлежала Семену Филипповичу Гурко (Палию). Родом с Левобережной Украины, он некоторое время находился на Запорожье. Принимал активное участие в походах казаков против Крымского ханства и султанской Турции, проявлял личный героизм. Став фастовским полковником, Семен Палий со своими соратниками и ближайшими помощниками Самуилом Ивановичем (Самусем), Андреем Абазиным, Захаром Искрой возглавил освободительное движение на Правобережной Украине.

Казацкие полки освободили большую территорию Киевщины и Подолии. В руках повстанцев находились города-крепости Фастов, Корсунь, Брацлав, Богуслав. Семен Палий стремился воссоединить Правобережную Украину с Россией. В течение 80—90-х годов XVII в. он не раз обращался к царскому правительству с просьбой принять казацкие полки в состав Российского государства. Однако царское правительство, боясь осложнения отношений с шляхетской Польшей и султанской Турцией, предлагало С. Палию со своими полками сперва перейти в Запорожскую Сечь, а позже на Левобережную Украину.

Острая и напряженная антифеодальная борьба происходила на западноукраинских землях. В течение 50—70-х годов вспыхивали народные восстания в Долинском старостве, а через некоторое время в Дрогобычском и Жидачевском поветах в Прикарпатье. Но самой острой формой борьбы народных масс края оставалось движение опришков. Скрываясь в труднодоступных Карпатских горах, опришки совершали успешные нападения на польскую шляхту и католическое духовенство, нагоняли страх на местных богачей. Количество отрядов опришков из года в год увеличивалось, более организованными и смелыми становились их действия. В течение 70-х годов в Коломийском уезде действовал отряд прославленного опришковского вожака Бордюка, который на протяжении нескольких лет громил местную шляхту. Почти шесть лет продолжалась борьба народных мстителей Ивана Винника и Василия Глеба. Перепуганная шляхта оставляла свои имения и искала защиты за стенами городских крепостей.


Развитие культуры на Украине

Просвещение, научные знания и книгопечатание

 

Освобождение Украины из-под польско-шляхетского господства и воссоединение Украины с Россией оказало большое положительное влияние на развитие культуры украинского народа. Изменения, происшедшие в общественно-политической жизни края, содействовали быстрому развитию просвещения, литературы, искусства, отразились на духовном сближении двух братских народов. Как и раньше, основным центром просвещения на Украине являлся Киев. В городе действовал знаменитый Киевский коллегиум (с 1701 г.Киевская академия). В нем было 8 классов, обучение в которых продолжалось 12 лет. В стенах этого учебного заведения студенты изучали разные языки, историю, философию, учились писать стихотворения, получали знания по географии, арифметике и другим предметам. Здесь работали такие известные ученые, как Лазарь Баранович, Иоаникий Галятовский, Иннокентий Гизель, Стефан Яворский и другие. Они внесли значительный вклад в развитие философии, исторических знаний, педагогики. На учебу в Киев приезжали юноши из России, Белоруссии, Молдавии, Сербии, Болгарии, Греции. В малочисленных сельских и городских начальных школах при церквях и монастырях детей казацкой старшины и духовенства, зажиточных казаков, крестьян и мещан учили читать, писать, считать, петь. Основными учебниками, по которым обучались ученики, были часослов и псалтырь. Использовались также «Букварь» Симеона Полоцкого и «Грамматика» Мелетия Смотрицкого.

На Правобережье и западноукраинских землях польско-шляхетские власти использовали иезуитские и униатские школы для духовного порабощения украинского народа. Этой же цели они стремились подчинить и открытый в 1661 г. Львовский университет.

Во второй половине XVII в. действовали старые, а также создавались новые типографии. Самые крупные из них работали при Киево-Печерском монастыре, в Новгород-Северском, Чернигове, Львове. Типографии, как правило, издавали правительственные документы, произведения известных писателей, школьные учебники.

Литература и устное народное творчество

 

Большую популярность приобрели новые полемические произведения. В первую очередь это «Разговор белоцерковский» и «Фундаменты» Иоаникия Галятовского, публицистическое произведение «Наветы», работа «Новая мера старой веры» Лазаря Барановича. Их авторы выступали против католицизма и униатства, разоблачали антинародную деятельность папы римского. Развивались и другие жанры литературы: проповеди, описания жизни святых, повести и рассказы. Они имели преимущественно религиозную направленность. Но во многих произведениях отражалась и реальная жизнь. Писатели осуждали различные пороки общественного строя, прославляли борьбу украинского народа против иноземных угнетателей.

В конце XVII в. на Украине появился ряд исторических трудов. Наиболее значительными среди них были «Синопсис» неизвестного автора и «Хроника из летописцев стародавних» Феодосия Сафоновича. На их страницах была украинского народа с древнерусских времен и до второй половины XVII в.— изображены его связи с русским и белорусским народами, показана борьба против польско-шляхетских и турецких угнетателей. «Синопсис», по сути, был первым учебником по отечественной истории и пользовался большой популярностью среди широких слоев населения. События освободительной войны украинского народа освещались в летописи Самовидца, где высоко оценивается воссоединение Украины с Россией. Наряду со стихами на религиозную тематику появилась поэзия светского характера, в которой изображался человек, его внутренний мир.

Всенародная борьба против польско-шляхетских поработителей оставалась в центре внимания устного народного творчества. Это и думы, и песни, и острые сатирические произведения. Лучшие из них — «Козак Голота», «Загрустила Украина», «В Царьграде на рыночку», «Маруся Богуславка», «Побег из турецкой неволи» изображают настоящих богатырей-казаков и их сестер-пленниц. Во многих песнях и думах воспевались славные победы народа под Желтыми Водами, Корсунем, Пилявцами, прославлялись Богдан Хмельницкий, Данила Нечай, Максим Кривонос, Иван Богун, Мартын Пушкарь, Нестор Морозенко и другие вожаки. Исторический эпос отражал ненависть к иноземным захватчикам, стремление украинского народа к единению с братским русским народом. Тема дружбы народов-братьев преобладала в преданиях, сказках, легендах.

 

Театр и музыка

 

Во второй половине XVII в. на Украине дальнейшее распространение получил кукольный театр-вертеп. Как правило, представления показывали во время ярмарок и базаров. Действующими лицами были герои любимых народных сказок, легенд, песен. Необыкновенную популярность у зрителей имел образ запорожца — защитника обездоленных масс.

В Киевском коллегиуме значительное развитие получил школьный театр. Студенты ставили спектакли на исторические и бытовые темы.

Издавна неотъемлемой частью духовной жизни украинского народа была музыка. Трудящиеся слагали исторические песни и думы, в которых рассказывали о своей тяжелой жизни, воспевали героическую борьбу против феодального гнета и иноземных поработителей. Распространяли песни странствующие казаки-бандуристы. Они часто и сами сочиняли песни и музыку.

Продолжала развиваться профессиональная музыка. В это время распространилось многоголосое пение без инструментального сопровождения. Значительная роль в развитии музыкального искусства принадлежала Николаю Дилецкому — украинскому композитору, автору «Грамматики музыкальной» (1677). Его жизнь и творчество связаны с Киевом, Москвой, Петербургом, Смоленском, Львовом, Вильно, Краковом. Дилецкий внес значительный вклад в укрепление русско-украинских связей в искусстве.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь