Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Выпускная квалификационная работа. На тему Свадебный обряд как одна из форм активизации и развития творческих



Выпускная квалификационная работа

 

на тему Свадебный обряд как одна из форм активизации и развития творческих способностей человека

 

Заведующий кафедрой ________ Вильданов Х.С.

Руководитель _______________ Ильясова Р.Х.

Дипломник ________________ Скрипникова М.В.

Дата защиты 21 июня 2012

 

 

Уфа-2012


Содержание

 

Введение

Глава I. Теоретические и исторические аспекты изучения обрядовых праздников

Определение понятий «обряд», «ритуал», «обычай»

Языческие и христианские истоки формирования свадебного обряда

Глава II. Структура и особенности организации художественного творчества в свадебном действе

Игровая основа свадебных обрядов в регионах

Народные истоки в современном свадебном действе

Глава III. Социально-культурные условия возрождения старинного русского свадебного обряда на современном этапе

Методические основы, принципы и формы развития творческой активности участников свадебного праздника

Рекомендации по активизации участников свадебного праздника

Заключение

Список использованных источников и литературы

 


Введение

свадебный обряд праздник творчество

Актуальность исследования. Одним из ведущих факторов успешности личности в различных сферах деятельности является ее способность к творчеству. Именно эта способность обеспечивает адаптацию человека к меняющимся реалиям жизни, придает инновационный характер в его трудовой и досуговой деятельности. Творчество относится не только к врожденным способностям, но и к повседневному способу действия. Творчество определяет потребность личности к мотивационной деятельности, а значит к приоритету ценностных ориентаций, способности к саморазвитию, конструктивности.

На наш взгляд, в современном обществе информационных технологий, высокого ритма жизни наблюдается недостаток реальных эмоций, сфер применения своего творческого потенциала. Вместе с тем, современный период развития общества характеризуется интенсивно возросшим интересом народов к своему историческому и культурному наследию. Например, обрядовые праздники все чаще и чаще проникают в жизнь современного человека. Особенно возникает интерес к возрождению традиций старинной русской свадьбы. Думается, это вызвано не только его эстетическими, этнографическими и другими факторами. Издревле в русском свадебном празднике было заложено игровое начало, в нем есть все элементы театрализованного действа, ведь не зря все русские сказки повествуют о том, как герои «сыграли свадьбу».

Многие исследователи изучали русский свадебный обряд: историки русской культуры Лихачев Д.С., Рыбаков Б.А.; этнографы Костомаров Н.И., Бернштам Т.А., Топорков А.Л. В их работах можно проследить изменение свадебного ритуала во времени, а так то, как отличается обряд в различных регионах.

Этнограф Зорин Н.В. в работе «Русский свадебный ритуал» подробно рассматривает структуру русского свадебного ритуала Среднего Поволжья. Также в его книге рассматривается значение свадебных «ролей».

Учёные-фольклористы Балашов Д.М., Костомаров Н.И., Путилов В.П., Рыбаков Б.А. исследовали структуру обряда, его символическую основу.

Большой вклад в изучение свадебной обрядности внесли ученые Байбурин А.С., Бернштам Т.А, Жекулина В.И..

В частности, Т.А. Бернштам раскрывает значимость творческих возможностей участников обрядов, которые создают «молодой мир», новые культурные сущности. Исследователь традиционной культуры большое внимание уделяет проблеме народной игры в аспекте игрового поведения детей, подростков, молодежи, которое нацелено на подготовку к жизненным ролям.

Однако в теоретической литературе недостаточно освещаются вопросы о русском свадебном празднике как: одной из форм творческой деятельности народа, важнейшим условием и способом активизации каждого его участника, наконец, фактора раскрытия творческого потенциала человека. Именно эти стороны старинной русской свадьбы наиболее значительны, на наш взгляд, именно это определяет его суть и подлинную востребованность в современной жизни.

Цель выпускной квалификационной работы: рассмотреть разнообразные формы социально-культурной работы по развитию творческих способностей человека.

Для достижения цели нам следует решить следующие задачи:

изучить общетеоретическую литературу по поднимаемой теме;

определить специфику свадебного праздника в различных регионах в прошлом и настоящем;

выявить специфику свадебного праздника как фактора раскрытия творческого потенциала человека;

на основе изученного материала выработать практические рекомендации;

Объект исследования: обрядовые праздники как проявление творчества народа.

Предмет исследования: организация и проведение русского свадебного обряда как фактора реализации творческих способностей человека.

Метод исследования: анализ общетеоретической литературы; социологический метод (анкетирование).

Практическая значимость: изученный материал может быть использован в области свадебной индустрии, в сфере социально-культурной деятельности, в качестве методической помощи для руководителей художественной самодеятельности.

Структура данной работы: состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

 


Глава I. Теоретические и исторические аспекты изучения обрядовых праздников

Глава II. Структура и особенности организации художественного творчества в свадебном действе

Глава III. Социально-культурные условия возрождения старинного русского свадебного обряда на современном этапе

Рекомендации по активизации участников свадебного праздника

 

В ходе нашего исследования мы выявили огромный потенциал славянского свадебного обряда для активизации участников свадьбы и развития их творческих сил и способностей. Теперь рассмотрим каждый возможный элемент поподробнее.

Огромное значение здесь имеют «свадебные роли». Ведь в традиционной русской свадьбе практически все участники свадьбы имели свои «роли». И только те, кому их не хватало (что было редкостью) становились зрителями, при этом не пассивными, а обязательно активно участвовали в действе.

Кроме того, сам обряд является своеобразным театральным действом, что позволяет обеспечить единство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на его участников, породить атмосферу торжественности, эстетического творчества, а так же раскрыть актерский потенциал его участников. Свадебный обряд изначально сложился как развернутое драматизированное действо, включающее песни, плачи, приговоры и присказки, заговоры игры и танцы.

Важно значение народных обрядов в возникновении и развитии массового устного художественного творчества ныне вряд ли у кого вызывает сомнение. Это творчество, исторически подготовившее появление профессионального искусства, нельзя, разумеется, представлять по аналогии с последним как простую сумму индивидуальных усилий в развитии художественной культуры. Устное народное творчество, как правило, не знало разделения на зрителей и исполнителей: участие человека в отправлении обряда делало его одновременно и тем и другим. Обряд собирал и организовывал людей в дни радости или печали для общего выражения своих переживаний в унаследованных от прошлого художественных формах, способствовал совершенствованию этих форм в соответствии с теми изменениями в духовном мире человека, которые были вызваны прогрессом в общественной и личной жизни. И вполне естественно, что в развитии народной обрядности неизбежно наступал период, когда возникала потребность в людях, которые были бы специализированы в организации массовых обрядовых действий, в обучении молодежи песням, танцам, театрализованным представлениям.

У русского народа в середине прошлого века эту роль приняла на себя хороводница - пожилая или средних лет женщина, выделяющаяся своим умением петь, плясать, рассказывать, детальным знанием всех народных обрядов. Сельская хороводница пользовалась глубоким уважением и любовью народа. Во время подготовки ею хороводов, разучивания песен с молодежью отцы девушек безвозмездно, по доброму согласию обрабатывали поле этой женщины, снабжали ее одеждой и обувью. В появлении русской хороводницы - замечательный признак того, что народное художественное творчество естественноисторическим путем перерастало в профессиональное искусство.

Обычаи, традиции, обряды исторически приняли на себя роль организационных форм массового художественного творчества. И эта их роль выражалась не только в том, что прогрессивные для своего времени народные обычаи, традиции, обряды сберегали и передавали новым поколениям мысли, чувства и идеалы прошлых поколений, но также и в том, что переставшие отвечать требованиям реальной жизни обычаи, традиции, обряды, предметно, весомо, зримо воплощая в себе устаревшие формы нравственных отношений, вызывали общую для всех молодых поколений реакцию, единый характер переживаний. А это в громадной мере способствовало духовному сплочению новых поколений в борьбе против всего старого, реакционного, создавало общий для них социально - психологический фон - одну из важнейших предпосылок массового художественного творчества.

Русский народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. В танце отражаются мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям этноса, нации, народа. На протяжении многовековой истории своего развития русский народный танец всегда был тесно связан с бытом и обычаями русского человека (рождение, свадьба и т.п.), с трудовым сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая и т.п.) На свадьбе звучали веселые песни и устраивались русские свадебные танцы. Обычно жених отплясывал в присядку, танец же невесты, напротив, был спокойным и нежным. Иногда девушка просто стояла и взмахивала вверх платочком.

В быту русского человека значительное место всегда занимали массовые народные игры. Свадьбу невозможно представить без игры. Свадебные игры постоянно видоизменяются, вводятся новые, но на многих современных свадьбах, особенно в сельской местности, можно увидеть и старинные игры-гадания, хороводы и т.д. Испокон веков свадьба представляла собой игровое действо, организованное по принципу «кто во что горазд».

Свадьбы, проведённые в русской традиции, наполнены смыслом, весельем, молодецкой удалью, девичьей красотой и силой новой жизни.

Даже если не восстанавливать русские традиции в их исконном звучании, возможно приложить мудрость предков к сегодняшней жизни. Даже народный костюм, это желательный, но далеко не обязательный атрибут современной русской свадьбы. Итак, рассмотрим, как можно адаптировать традиционный обряд к современным условиям при этом что бы это не было вычурно, но запомнилось молодоженам и была весело гостям.

Девичник это ещё не сама свадьба, но неотъемлемая её часть. Когда-то давно у славян невеста брала себе мужа. Жених приходил в дом невесты жить и девушка, оставшись в родных покоях, намного спокойнее проживала период начала супружеской жизни. Но пришел патриархат и все перевернулось. И чтоб девушка, выходя за мужа, поскорей привыкла к чужому дому и новым порядкам, придумали девицу как бы хоронить. Так и пошла традиция невесту завтрашнюю наряжать, днём раньше, в белое, как на погост и песни петь грустные прощальные. Вроде как девушка умрёт - женщина замужняя народится, но будет это совсем другой человек. Отсюда и пошёл обряд справлять девичник.

Девушки собираются без парней. Собирают цветы и травы для венков и красоты огромной косы - символ девичества. Затем уединяются и плетут венки, каждая себе и своему другу, и все вместе плетут красоту. Разговаривают о жизни, вспоминают, что было хорошего, что плохого. Всё плохое проговаривается, чтобы завтрашний день как заново рожденной быть и все с чистого листа начать. Для этого же позже в баню невесту ведут, кладут на травы, натирают медом прямо в парной, а потом парят вениками.

К тому времени от парней с мальчишника гонцы приносят весточку. У них особая миссия, они должны невесте от жениха передать веник для бани и мыло.

На мальчишник же собираются друзья жениха, но только парни и мужчины. Присутствие женщин на мальчишнике недопустимо! На мальчишнике парни, а особенно свидетель-дружка, жениху помогают вспомнить жизнь холостяцкую, посмаковать. А когда расслабится добрый молодец, головой кивать начнёт, что мол хорошо погулял, вот тут его возьми да и спроси между делом: «А может ну её, свадьбу-то и так ведь неплохо? ». А если скажет: «Как это - ну её! ». Ему снова вопрос: «А зачем тебе жениться-то? ». И так этот вопрос время от времени снова и снова поднимать. Пока не по привычке, а от сердца, от души отвечать не начнёт. А там, уже и за полночь пора отдохнуть перед великим днём. Само собой, молодые в этот день друг друга не видят.

На выкуп надо ехать подготовленным и не только, а скорее не столько в финансовом плане. Выкуп «красоты» это дело очень важное. Красота, это коса из трав и цветов, которую девчушки на девичнике сплели, и в неё все невестины девичьи слёзы, печали и радости за разговорами да песнями вплелись да там и остались.

Подъезжая, посылают вперед гонцов-разведчиков - «засланцев». Чтобы выкуп был виден всем гостям и они не скучали в тесноте лучше всего перенести выкуп жениха на свежий воздух и широкое пространство. Вариантов масса: фонтан в парке и площадка вокруг него, любая широкая лестница парка или ДК, входная группа и вестибюль ресторана, кафе и т.д. Главные условия простор, свет, свежий воздух. Тогда и выкуп пройдёт интересно, и фотографии получаться отличные, и народ скучать не будет.

На выкупе, как правило, парней испытывают на ловкость, смекалистость, задор и хитрость. Препятствия можно придумать какие угодно, все зависит от фантазии. Но всё на самом деле сводится к одному: одни не пускают просто так к невесте, а другие «с боями» продвигаются к цели.

Поскольку невеста после свадьбы, обычно, покидает родительский дом - дочь домой может возвращаться разве что в роли гостьи. Существуют обряды, которые способствуют отделению девушки от родного дома, которые можно использовать и в наше время.

Чтобы не тянуло к маме, к родному дому, мама тарелку дочери «последнюю» из дома выносит и на глазах у молодых разбивает. А ведущая приговаривает: «Попробуй, собери кусочки назад в тарелку ладную - вот так и жизнь прежняя назад не склеится».

Так же существует гадание, чтоб слёзы мамины высушить и гостей на праздник настроить. Говорят по тому, как тарелочка разбилась: «Сколько кусочков, столько сыночков! Сосчитайте-ка!!! ». Отец невесты при этом присутствует, а для напутствия может молодым, а лучше жениху лично передать вещицу символичную семейную, что из поколения в поколение передаваться будет - еще один красивый ритуал.

Затем молодых с почестями провожают в «карету свадебную». Лучше заранее составить точный план движения свадебного поезда, с указанием мест и временем остановок. Под конец катания весь эскорт отправляется к месту свадебного пира, а сами молодые немного задерживаются. Тогда гости успеют в порядок себя привести и к встрече подготовиться.

На месте проведения непосредственно свадьбы молодых обычно встречают родители с хлебом, солью. Главное в этих действиях смысловое наполнение происходящего. В день свадьбы всегда приносят жертву богам, раньше готовили ритуальную жертвенную корову, позже хлеб в форме рогов коровы. От сюда и название - свадебный коровай. И угощали им молодых, как богов спустившихся на землю. В этот день отношение к жениху с невестой, как к небожителям.

Получив это посвящение, молодым супругам легче справиться со всеми трудностями жизни, они уже были «богами» и на всё смотрят проще. Дальше можно погадать. Жизнь прожить - не калач разломить. Молодым предлагается разломить хлеб, одной рукой или двумя, солонка предварительно убирается из центра. У кого больше кусок в руке останется тот и глава в семействе или деньгами будет управлять. Куски хлеба передаются свидетелям-дружкам, они всех гостей обносят. Существует поговорка: «кто с тобой от одного хлеба ел, тот с бедой к тебе не придёт». Далее посыпают дорогу молодых. Это лучшие зёрна, которые приносили в подарок и сыпали молодым на землю в то место, где укажут, чтоб в их поместье и проросло зернышко каждого гостя. Позже традиция обросла украшением лепестки роз, хлопушками, серпантином, но смысла изначального не утратила.

Существует такая красивая традиция, что гости проводят молодых по ручейку из ленточек, но без поцелуя дальше одной ленточки не пропускают. Потом эти ленточки гости завязывают на свадебном дереве и на каждый узел загадывают по желанию. Такие узлы называют «наузами». Считается, что они обладают реальной силой, исполнять желания. Молодым же, тем временем, предлагается отпустить в небо голубей, при этом загадать желания.

В современном варианте вместо голубей или вместе с ними можно использовать небесные фонарики, или шары наполненные гелием. На шаре написать девичью фамилию невесты.

Повивальный обряд - обряд сакральный, но в наше время обычно останавливаются лишь на его внешнем проявлении. Молодым повивают (связывают) руки расшитым рушником. Завязывают тремя узлами. Повивают молодых тремя узлами в трёх мирах. Верхний мир - мир богов, средний мир - мир людей, нижний мир - мир духов. А после трижды проводят вокруг повивального дерева, породняя новую чету. После молодых за платок ведут препоясывать и переплетать.

Перепоясывание и обряд переплетения косы это тоже часть повивального обряда. Жениха причесывают, волосы приглаживают, переодевают в ту рубаху, что для него невеста вышивала своими руками, и перепоясывают поясом-кушаком.

А невесту тем временем усаживают на скамью, закрывают платками от чужих глаз, и косу девичью переплетают в две косы женщины. Здесь существует такая примета - косы заплетают: одну женщина со стороны жениха, другую со стороны невесты, кто первый - тот первенец будет - девочка или мальчик. Покрывают голову платком и выводят к гостям показать.

Далее гости встречают молодых хороводом. Жених под песню ходит по кругу собирая родню невесты. Тем самым представляет их всем гостям и приглашает на самые почётные места за столом.

Так же можно встретить величальной песней и поднести чарки, лучше, конечно, с водой ключевой или квасом. Вслед за тем жених приглашает гостей за стол.

Есть такая присказка: «Кому горько - соседку целуй! ». На свадебном пиру все рассаживаются чинно, то есть «по чину». Кто ближе к молодым по родству, тот ближе и садится. А званые гости, общие друзья располагаются в конце стола, поближе к танцам, музыке и веселью. Первым слово держит отец семейства. Потом представляют гостей. Самый красивый способ, когда молодые сами представляют свою родню. Так же можно, например, предложить любому гостю встать представиться обязательно, сказать с кем пришёл и кем приходится молодым. Затем найти в госте с другого стола, что-то такое, что в нём уникально и всем об этом рассказать, потом спросить как зовут и кем молодым приходится. Тот, кто отвечал, продолжает дальше искать хорошие качества за противоположным столом. Условие одно: не обращаться к ранее представленным.

Во время различных игр и конкурсов нужно чтобы, по возможности, все гости выли задействованы. Например, после дарения подарков их нужно кому-то охранять. Охрану надо выбрать среди гостей. Тут подойдут любые шуточные состязания. Чаще всего победу одерживает не самый сильный, а самый хитрый или ловкий. В это время гости могут оторваться от стола, прогуляться, потанцевать, поучаствовать в играх и конкурсах.

После череды застолий и танцев приходит пора собирать подарки. Собирать подарки могут свидетели, а могут и «богатыри», доказавшие в играх своё превосходство. Молодые могут оставаться на своём месте, а могут быть пересажены на новые тронные места, что бы можно было к ним подойти поближе не через стол.

Мамы молодых в это время могут ответно одаривать щедрых гостей лакомством. Для мам это очень важно - впервые делать что-то совместно, для укрепления новой семьи.

Игр, которые можно применить на свадьбе, существует огромное множество. Традиционные игры, как правило, нацелены на то, чтоб девушек поближе познакомить с парнями. Простой пример: девушки встают во внутренний круг хороводом, держаться за руки, а парни наружным кругом, «обережным» стоят к ним спиной. Звучит песня, все под песню движутся в разные стороны, а как ведущий свистнул, так парни к девушкам поворачиваются и целуют. А сколько существует разновидностей кадрилей да ручейков, не перечесть. Когда забавы грамотно организованы, то они из одной в другую сами собой перетекают.

Забавы затевают в любой момент по ходу свадьбы. Парни в них удаль свою показывают перед девушками. Тут всё сгодится: и бой на мешках, и петушиный бой, и перетягивание на мизинчиках и армрестлинг.

Свадьба сама по себе сладка, но чтоб жизнь молодых ещё слаще начиналась, ближе к концу пира подают сладости. В наше время все чаще готовят торт. Первый (или первые) кусочки торта обычно продают. Лучше при продаже торта начинать с бесплатного предложения: «Этот кусок я не продам» - говорит дружка-тамада - «У гостей всё равно денег уже нет, а сладкое я и сам люблю. Вот есть у меня пять копеек, на пороге подобрал, на них и куплю себе этот кусок». Тут же непременно найдётся тот, кто включится в игру. И в итоге остаются двое-трое, кто действительно готов подарить молодым солидную сумму денег. Здесь самое главное не перегнуть палку. Торг не должен быть кому-то в тягость. Если вдруг торг не пошел, то нужно сразу переключаться на не денежный расчет, а на тосты, песни, поцелуи. Оставшийся кусок пирога молодые сами режут и раздают гостям с приговорами-благодарностями.

Нередко, особенно если свадьба длится 1 день, молодые от начала и до конца сами режут торт. Это уже воспринимается гостями, как проверка молодых на хозяйственность. После торта молодых ожидает очищение огнём.

Во все века человек уделял и уделяет огромное внимание Живому Огню. И в каждом народном празднике всегда применяется костёр или свечи или пиротехнические фонтаны, гейзеры. Свадьба тоже не исключение. Можно, конечно, устроить пиротехническое шоу или «отстрелять» мощный салют, но возможно, что этим уже ни кого не удивишь. А вот осмысленно, не формально, пройти огненное очищение, это дано в жизни не каждому.

Суть обряда кострового сводится к сжиганию в огне всех печалей, болезней и горестей прошлой жизни. Всё то, что было до свадьбы - сгорает вместе с какой ни будь ненужной более вещью из прошлой жизни молодых.

Прыгать через костёр обычай очень древний. Говорят, кто прыгнет через костёр в паре, тот на весь год до следующего костра любим будет. Огонь наполняет силой и гонит прочь все болезни.

Баня для всех даст лучшее исцеление и отдых души. Только, по возможности, отдельно нужно посещать разные бани молодым и гостям. Каждая настоящая баня имеет хозяина - банщика. Он и попарит и поладит и кваску поднесёт и водой ключевой окатит. А на утро будешь, как заново родившийся.

На второй день молодые муж и жена «спят» дольше всех. Им предстоят испытания на состоятельность в семейной жизни. С раннего утра идут приготовления к продолжению пира. Тут каждый сам решает, чем почивать гостей. Одежды вчерашние на второй день обычно не одевают. Наряды одевают попроще, особенно молодые, ведь и деньги с мусором мести придется.

Свадьба подходит к концу, но прежде молодые хозяева, благодарные всем гостям, вместе и каждого в отдельности благодарят. Не забудьте отблагодарить особо отличившихся гостей. Подойдет любая мелочь: медаль бумажная, брелок, значок или шарик.

 


Заключение

 

Русский свадебный обряд является одним из важнейших семейных обрядов.

Изучив общетеоретическую литературу по поднимаемой теме, мы можем сделать вывод что обрядность - составная часть культуры. Она отражает духовную сущность народа, его мироощущение в различные периоды исторического развития, сложное и многообразное явление, выполняющее функции передачи последующим поколениям опыта, накопленного в борьбе за существование, своеобразная реакция человека на жизненные условия, специфическая форма выражения народных устремлений и чаяний.

Свадебная обрядность прошла сложный путь развития, меняясь вместе с изменением общественных отношений. Однако обрядовые институты, в том числе и свадьба, обладают высокой степенью консервативности, в силу чего в составе обрядового комплекса сохраняются многие пережиточные явления, не соответствующие социально-экономическим условиям настоящего времени. Свадебный обряд впитал в себя многое от язычества и позаимствовал новое в обрядах от христианства. В структуре и некоторых деталях обряда ощущаются дохристианские истоки, присутствуют элементы магии.

Русский свадебный обряд очень разнится в разных регионах. При общем сходстве свадебного обряда на всей территории России существовало несколько основных типов и подтипов свадьбы. Это, прежде всего, южнорусские и средне- и северорусские обряды с четко выраженными и устойчивыми комплексами действий, определенными участниками и разработанным фольклорным циклом. Так, на севере России «музыкальная» часть состоит почти полностью из причетов, а на юге - почти полностью из весёлых песен, роль причета там более формальна. При этом всегда обряд представляет собой не произвольный набор песен и обрядовых действий, а систему, очень стройно организованную. Повсеместно была распространена единая композиция свадебного обряда. В нее входили три цикла: предсвадебный (предвенечный), день свадьбы и послесвадебный. Каждый имел свои внутренние части.

Свадьба - всегда яркое и запоминающееся событие в жизни человека. И все же, несмотря на то, что свадьба - довольно традиционное событие, современные тенденции в её праздновании способны превратить эту церемонию в уникальную и неповторимую.

В ходе нашего исследования мы выявили огромный потенциал славянского свадебного обряда для активизации участников свадьбы и развития их творческих сил и способностей.

Во-первых, огромное значение здесь имеют «свадебные роли». Ведь в традиционной русской свадьбе практически все участники свадьбы имели свои «чины», исполняющие определенные традицией роли. Их поведение довольно четко регламентировалось, что не исключало импровизации в рамках заданной роли.

Во-вторых, свадебная поэзия, которая отличалась огромным разнообразием. Свадебные песни - самый значительный, наиболее сохранившийся цикл семейной обрядовой поэзии. Каждому эпизоду свадьбы соответствовали свои поэтические приемы.

В-третьих, сами обряды как форма театрализованного действа, которая позволяет раскрыть актерский потенциал. Это творчество, исторически подготовившее появление профессионального искусства, нельзя, разумеется, представлять по аналогии с последним как простую сумму индивидуальных усилий в развитии художественной культуры. Обычаи, традиции, обряды исторически приняли на себя роль организационных форм массового художественного творчества.

В-четвертых, танцы. Русский народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. В танце отражаются мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям этноса, нации, народа.

В-пятых костюмы, где основные образы и элементы сочетались с творческим полетом фантазии каждой рукодельницы. Невеста-«сговоренка» сидела дома и занималась приданым, готовила дары. Шила рубаху и штаны жениху, рубаху свекру, сарафан свекрови, а также что-то деверьям и золовкам, иногда дошивала себе в приданое то, что не успела приготовить заранее. Помогали ей подруги.

Свадебный обряд состоит из множества элементов, среди них: обрядовые песни, причеты, обязательные обрядовые действия невесты, дружки и других участников. Все это позволяет реализовать тот творческий потенциал, что заложен в каждом из нас.

В наше время, почему-то, во время свадеб часто используют пошловатые игры. Намного лучше заменить их русскими традиционными. Их существует огромное множество и всегда подобрать что-то на свой вкус (Приложение 2, 3, 4).

Отход от старинных традиций и появление новых - естественный процесс, которого не стоит пугаться. Ведь современная свадьба - это не только день рождения новой семьи, но и возможность самовыражения.

Свадьбы, проведённые в русской традиции, наполнены смыслом, весельем, молодецкой удалью, девичьей красотой и силой новой жизни. Даже если не восстанавливать русские традиции в их исконном звучании, возможно приложить мудрость предков к сегодняшней жизни.

Современная свадьба - это самовыражение. В наше время большинство молодоженов делают свою свадьбу сами и хотят, чтобы она была необыкновенной. Традиционная русская свадьба - одна из возможностей сделать ее уникальной и неповторимой.

 


выпускная квалификационная работа

 

на тему Свадебный обряд как одна из форм активизации и развития творческих способностей человека

 

Заведующий кафедрой ________ Вильданов Х.С.

Руководитель _______________ Ильясова Р.Х.

Дипломник ________________ Скрипникова М.В.

Дата защиты 21 июня 2012

 

 

Уфа-2012


Содержание

 

Введение

Глава I. Теоретические и исторические аспекты изучения обрядовых праздников

Определение понятий «обряд», «ритуал», «обычай»

Языческие и христианские истоки формирования свадебного обряда

Глава II. Структура и особенности организации художественного творчества в свадебном действе

Игровая основа свадебных обрядов в регионах

Народные истоки в современном свадебном действе

Глава III. Социально-культурные условия возрождения старинного русского свадебного обряда на современном этапе

Методические основы, принципы и формы развития творческой активности участников свадебного праздника

Рекомендации по активизации участников свадебного праздника

Заключение

Список использованных источников и литературы

 


Введение

свадебный обряд праздник творчество

Актуальность исследования. Одним из ведущих факторов успешности личности в различных сферах деятельности является ее способность к творчеству. Именно эта способность обеспечивает адаптацию человека к меняющимся реалиям жизни, придает инновационный характер в его трудовой и досуговой деятельности. Творчество относится не только к врожденным способностям, но и к повседневному способу действия. Творчество определяет потребность личности к мотивационной деятельности, а значит к приоритету ценностных ориентаций, способности к саморазвитию, конструктивности.

На наш взгляд, в современном обществе информационных технологий, высокого ритма жизни наблюдается недостаток реальных эмоций, сфер применения своего творческого потенциала. Вместе с тем, современный период развития общества характеризуется интенсивно возросшим интересом народов к своему историческому и культурному наследию. Например, обрядовые праздники все чаще и чаще проникают в жизнь современного человека. Особенно возникает интерес к возрождению традиций старинной русской свадьбы. Думается, это вызвано не только его эстетическими, этнографическими и другими факторами. Издревле в русском свадебном празднике было заложено игровое начало, в нем есть все элементы театрализованного действа, ведь не зря все русские сказки повествуют о том, как герои «сыграли свадьбу».

Многие исследователи изучали русский свадебный обряд: историки русской культуры Лихачев Д.С., Рыбаков Б.А.; этнографы Костомаров Н.И., Бернштам Т.А., Топорков А.Л. В их работах можно проследить изменение свадебного ритуала во времени, а так то, как отличается обряд в различных регионах.

Этнограф Зорин Н.В. в работе «Русский свадебный ритуал» подробно рассматривает структуру русского свадебного ритуала Среднего Поволжья. Также в его книге рассматривается значение свадебных «ролей».

Учёные-фольклористы Балашов Д.М., Костомаров Н.И., Путилов В.П., Рыбаков Б.А. исследовали структуру обряда, его символическую основу.

Большой вклад в изучение свадебной обрядности внесли ученые Байбурин А.С., Бернштам Т.А, Жекулина В.И..

В частности, Т.А. Бернштам раскрывает значимость творческих возможностей участников обрядов, которые создают «молодой мир», новые культурные сущности. Исследователь традиционной культуры большое внимание уделяет проблеме народной игры в аспекте игрового поведения детей, подростков, молодежи, которое нацелено на подготовку к жизненным ролям.

Однако в теоретической литературе недостаточно освещаются вопросы о русском свадебном празднике как: одной из форм творческой деятельности народа, важнейшим условием и способом активизации каждого его участника, наконец, фактора раскрытия творческого потенциала человека. Именно эти стороны старинной русской свадьбы наиболее значительны, на наш взгляд, именно это определяет его суть и подлинную востребованность в современной жизни.

Цель выпускной квалификационной работы: рассмотреть разнообразные формы социально-культурной работы по развитию творческих способностей человека.

Для достижения цели нам следует решить следующие задачи:

изучить общетеоретическую литературу по поднимаемой теме;

определить специфику свадебного праздника в различных регионах в прошлом и настоящем;

выявить специфику свадебного праздника как фактора раскрытия творческого потенциала человека;

на основе изученного материала выработать практические рекомендации;

Объект исследования: обрядовые праздники как проявление творчества народа.

Предмет исследования: организация и проведение русского свадебного обряда как фактора реализации творческих способностей человека.

Метод исследования: анализ общетеоретической литературы; социологический метод (анкетирование).

Практическая значимость: изученный материал может быть использован в области свадебной индустрии, в сфере социально-культурной деятельности, в качестве методической помощи для руководителей художественной самодеятельности.

Структура данной работы: состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.079 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь