Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Женские образы (Эдит, Алиса Марвуд, Флоренс) и их роль в раскрытии темы. Мотивы мести и спасения



Главная героиня романа - Флоренс - светлый, почти библейский образ символизирующий душевную чистоту, любовь, способную растопить даже ледяное сердце ее отца. Общение с нею изменяет гордую неприступную Эдит, возрождая в ее душе тепло и ласку.

Обаятелен образ Хариет Каркер, ся жизнь которой посвящена служению брату Джону, помощи сирым и обездоленным.   Библейские традиции ощущаются в образе Хариет Каркер - добродетельной сестры злодея Каркера. По-христиански она покинула богатый дом брата ради того, чтобы разделить тяготы и бедность, постигшие другого брата. Показательна в этом смысле ее встреча с нищей каторжанкой, которая оказывается жертвой ее преступного брата. Хариет не только дает ей кров, но и искренне сострадает ее трагедии, отдавая ей те небольшие деньги, которые есть в доме. Хариет пытается увещевать Эллис чье сердце полно ненависти к Каркеру. «Нет ничего, чего нельзя было загладить. Никогда не поздно исправиться.» Хариет призывает Элис к раскаянию. Доброта Хариет как бы искупает вину брата, но Элис Марвуд не приемлет этого искупления. Она будет мстить Каркеру за свою сломанную жизнь.

Значительны образы Эллис Марвуд и Эдит Домби. Между женщинами, сыгравшими роковую роль в жизни Каркера, одна из которых была его жертвой, а другая сама принесла его в жертву, подчеркивается мотив двойничества. Диккенс даже делает их родственницами. Обе женщины - Эллис и Эдит - орудия мести. Элис мстит Каркеру за поруганную честь и сломанную жизнь. Эдит мстит Домби за то, что тот «купил» ее и попытался сделать вывеской для фирмы. Ее месть более высокого, мистического порядка, поскольку сам факт их брака является наказанием Домби за его душевную слепоту и гордыню.

Высшим достижением Диккенса-психолога является сцена бегства Каркера после объяснения с Эдит. Каркер, победивший Домби, неожиданно оказывается отвергнутым ею. Его козни и коварство обратились против него самого. Его мужество и самоуверенность сокрушены: «Гордая женщина отшвырнула его, как червя, заманила в ловушку и осыпала насмешками, восстала против него и повергла в прах. Душу этой женщины он медленно отравлял и надеялся, что превратил ее в рабыню, покорную всем его желаниям. Когда же, замышляя обман, он сам оказался обманутым, и лисья шкура была с него содрана, он улизнул, испытывая замешательство, унижение, испуг».

Таким образом, именно через женские образы в романе проходят основные сюжетные ходы. Именно их участие в жизни героев оказывает решающее влияние на их жизнь.

 

Тема смерти и самоубийства

Можно провести параллель между неудачным самоубийством Домби и несчастным случаем, повлекшим за собой смерть Каркера. Самоубийство Домби - наказание самому себе. Но Домби - человек и раскаяние ему доступно, а Каркер - не человек. Домби Диккенс дарует катарсис, сила любви его дочери оказывается сильнее его черствости и жестокости.

Рассмотрим смерть Каркера.

Измученный видениями, потерявшийся во времени и пространстве, он мчится навстречу смерти. Он видит солнце, божественную «несказанную и торжественную» красоту природы. Солнце «равнодушно к тем преступлениям и злодеяниям, которые с начала мира совершались в сиянии его лучей». Диккенс верен себе, он дает Каркеру возможность раскаяния. «Кто станет утверждать, что в нем не пробудилось хотя бы смутное представление о добродетельной жизни на земле и награде за нее на небе? » Это то самое - «еще не поздно», которое в агонии слышится толстовскому Ивану Ильичу - надежда на прощение и вечную жизнь.

В последние минуты перед его мысленным взором проходят образы его добродетельных брата и сестры. «Если когда-нибудь он мог вспомнить с нежностью и раскаянием о сестре или брате, кто станет утверждать, что он не вспомнил о них теперь? »

Обращает на себя внимание тот факт, что Каркер умирает потому, что не знает, как жить. Каркер находится в ситуации кризиса идентичности. Он заболел тем, что Кьеркегор называл «смертельной болезнью». «Смертельная болезнь» - это болезнь Я (т.е. субъективной самости), отчаяние быть собой, или в иных случаях, отчаяние быть не-собой. Человек, недовольный собой, своим Я, по мнению Кьеркегора, болен «смертельной болезнью», так как это недовольство собой в определенной мере, действительно, является тяжким телесным недугом. Презирая себя за какой-либо проступок: необдуманные слова, действия, мы «выражаем недовольство своим Я, мы обретаем болезнь к смерти». И вот это отчаяние как неприятие своего Я, безусловно, напоминает «умирание смертью». «Теперь для него пробил час таких переживаний. Смерть надвигалась на него. Он был вычеркнут из списка живых и приближался к могиле».

Груз преступлений и низких поступков, будучи осознаваем, раздавил Каркера. Это тоже почти сказочный мотив - злодей умирает, потому что в сказке для него нет больше места. Злодеяния совершены и наказаны.

Диккенс делает Каркера жертвой железной дороги. Железная дорога, как и море - главенствующий символ в романе. Он идеально соответствует социальному содержанию романа: Домби - выходец из прошлого, железная дорога для него - воплощение самой смерти, он также боится ее, как обитатели Садов Стеггса, чьи дома оказались помехой на пути новой северной линии. Диккенс не упускает случая показать, как прогресс изменяет жизнь обывателей в лучшую сторону. Каркер также предстает пред нами как беспринципный делец новой формации. Но его мучает экзистенциальный страх перед железной дорогой. Под колесами паровоза он гибнет - так символ прогресса становится символом возмездия.

 

Мотив наказания и мотив раскаяния: параллелизм и различия

 

Мотивы наказания и раскаяния в романе наиболее полно выражены в образе Домби. Крах его фирмы, его единственного по-настоящему любимого детища предстает как наказание за его черствость, эгоизм, его унизительное отношение к Флоренс, к его женам - Фанни и Эдит. Диккенс дарует своему герою раскаяние и новую жизнь среди любящих его людей. Гордая Эдит также в конце романа выглядит раскаявшейся в совершенном из мести. Причиной ее раскаяния служит известие о переменах, произошедших в судьбе и характере Домби. «Так как он стал другим человеком, он знает, что теперь это никогда бы не могло случиться… я бы хотела, чтоб этого никогда не было». Диккенс показывает цепную реакцию - раскаяние Домби, нравственный переворот, совершенный в его душе порождает изменения и в душе Эдит, как когда-то именно его холодность и черствость вызвали в ней чувство поруганной гордости и жажду мести.

После краха своей фирмы Домби проявляет себя с наилучшей стороны. Он выплачивает почти все долги фирмы, доказав свое благородство и порядочность. Вероятно, это результат той внутренней борьбы, которую он постоянно ведет сам с собой и которая помогает ему переродиться, вернее, возродиться для новой жизни, не одинокой, не бесприютной, а полной человеческого участия.

Однако наказание и раскаяние не всегда следуют рядом. Диккенс не дает нам понять, насколько раскаивается Каркер. Его мгновенная смерть в конце безумного бегства выглядит как наказание, но раскаяние - дар слишком светлый, слишком тонкий. Каркер его не получает.

Вывод. В романе «Домби и сын» Диккенс рисует образ Каркера-заведующего, образ почти абсолютного, беспринципного негодяя. В его образ Диккенс вносит много сказочных элементов, которые делают Каркера персонажем сказки, а не реалистического романа. Диккенс не дает Каркеру возможности раскаяния и спасения. Он внезапно погибает, как бы стирается со страниц романа, как подобает персонажу волшебной сказки.

 


Заключение

 

Тема преступления и наказания тесно переплелась в романе «Домби и сын». В судьбе негодяя Каркера встречаются векторы мести Элис Марвуд и Эдит Домби. Он является объектом мести Элис и субъектом в комбинации возмездия Эдит против Домби. Месть Каркера Домби оборачивается против самого «ложного героя», приводя его к кризису идентичности и, в конечном итоге, к смерти.

Смерть Каркера описана Диккенсом как логическое завершение его недостойной жизни. Он принимает смерть не от руки своих жертв, страх заставляет его бежать и загоняет его под колеса паровоза. Таким образом, наказание Каркера скрыто до поры в нем самом. Груз преступлений и низких поступков, будучи осознаваем, раздавил Каркера. Смерть Каркера происходит как бы сама по себе, не отданная на откуп жаждущим его смерти. Его смерть, наказание смертью ставит точку в цепной реакции мести.

Образ Каркера не вписывается в узкие рамки злодея из «рождественской сказки». Истинные мотивы поведения Каркера неясны. Можно предположить, что в психологическом отношении это один из первых «подпольных людей» в английской литературе, раздираемых сложнейшими внутренними противоречиями

К образу Каркера можно отнести слова, сказанные о героях Диккенса В.Д. Набоковым: «Персонажи Диккенса, как и Гоголя, живут своей самостоятельной жизнью, независимой ни от фабулы, ни от намерений автора. Они и исторически конкретны - в них отразились и национальные, и специфические черты эпохи».

 


Список литературы

 

1. Анисимова Т.В. Основные стилеобразующие факторы романа Ч.Диккенса «Домби и сын».// Литературоведение. №1, 1986

. Анисимова Т.В. Романы Диккенса в системе нравственно-этического воспитания учащихся. Красноярск, 1987

. Анисимова Т.В. Творчество Диккенса 1830-1840 гг. М., 1989

. Демидова Т.Э. Метафорическая тема дороги в английском и русском романе 40-х гг. XIX века. М., 1994

. Дибелиус В. Лейтмотивы у Диккенса.//Проблемы литературной формы. Сб. статей под ред. и с пред. В. Жирмунского. Л., 1928

. Диккенс Ч.Торговый дом Домби и Сын. Торговля оптом, в розницу и на экспорт. Роман. В 2 тт. Пер. с англ. А..Кривцовой. - Петрозаводск, 1954.

. История зарубежной литературы ХIХ века /Под ред. Н.А.Соловьевой. М.: Высшая школа, 1991. 637 с. С.: 532-629

. История английской литературы XIX века./Под ред. П.Палиевского. М., 1983

. Катарский И.М. Диккенс. М., 1960

. Кьркегор С. Избранное. Л., 1990

. Литературный энциклопедический словарь (под ред. Кожевникова В.М.). - М., 1987

. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1994

. Михальская Н.П.Чарльз Диккенс: Книга для учащихся. - М., 1987.

. Пропп В.Я.. Морфология волшебной сказки. М., 2005

. Сильман Т.И.Диккенс: Очерк творчества. - Л., 1970.

. Уилсон Э.Мир Чарльза Диккенса. - М., 1975.

. Честертон Г.К.Чарльз Диккенс. - М., 1982.

. Швачко М.В. Ч. Диккенс и сказка. Н. Новгород 1994

. Dickens Ch.Dombey and Son. Wordsworth Editions Limited, UK, 1995.

. Dickens Ch. Collected Papers. Vol 1. London, 1966

. Johnson E. Charles Dickens. His Tragedy and Triumph, vol.1, London, 1953

. Mackenzie. The life of Charles Dickens. Philadelphia, 1958.

. Miller H.J. Charles Dickens. The world of his Novels. Cambridge-Mass, 1968

. Ross N.Dobney. Love and Property in The Novels of Dickens. University of California Press. Berkley and L-A, 1967

. Sanders A. Ch.Dickens (Authors in Context). Oxford Univ.Press, New York, 2003

. Tillotson R. Novels of the Eighteen-Forties. Oxford Universit Press, 1961, p.157

. Wilson E. Ch.Dickens. London, 1998


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь