Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Занятие с показом слайдов и кино-видеофильма «Роль и место бересты в жизни крестьян на протяжении многих столетий». ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Для демонстрации предполагается использовать диапозитивный материал (слайды), диапроектор, видеофильмы и мультимедия. Желательно отснять часть материала на природе - в поле, в лесу, на реке и т.п. В качестве тематики предлагаются следующие предметы: пестери, дудки, погремушки, украшения, лапти, корзины, туеса, солонки. Чтобы лучше представить какую роль и место в жизни простого крестьянина занимали берестяные вещи и береста как материал, попробуем перенестись в прошлые, далёкие времена, в 16-17 век. Земли России, не столь населённые как центральные, жили спокойно, размеренно, бедствия постоянных войн не доносились до этих мест. Крестьяне жили в привычном круговороте жизни. Покос - «В июле на дворе пусто, а в поле густо» - «Не топор мужика кормит, а июльская работа» Эти две поговорки дают нам возможность представить ранее утро, идущих мужиков в дальние поля на покос. При каждом из них, непременно, коса, оселок (точило-лопатка) в берестяном лопаточнике на поясе для правки косы, за плечами берестяной кузов или пестерь, лёгкий и удобный, а в нём еда на весь день и берестяной дорожный солоник с солью. По рассказу мастераДружинина Евстафия Михайловича из Сибирского сельсовета Верховажского района Вологодской области, когда во время сенокоса мужики собирались отдохнуть и пообедать, каждый доставал свой солоник и у каждого солоник имел свою неповторимую форму. У его отца тоже был свой солоник в форме кораблика - карбаса. Летний июльский день жаркий и жажда напоминает о себе, а если родник или река далеко, то брали с собой воду или молоко.Глиняную посуду не очень удобно носить в дорогу - тяжела, хрупка, да и расплескаться молоко может в дороге. И тут обращались к берестяной посуде - туесу (бурак, бурёшка) с деревянным дном и крышкой. А потому, что береста без трещин и сучков не пропускает воду и донце вставляется так прочно, что даже капля не просочится. А за ручку-дугу в крышке можно нести туесок не расплескав жидкости. А что у крестьянина на нога? - лапти. И рубля не потратишь и идти легко и по скошенному полю удобно идти, ногам не колко. Посев В то время как приходит весна всё в природе начинает оживать, крестьяне готовились к посеву. Когда идут в поле - берут большие корзины для посева зерна - севалки. Одевали чистые белые рубахи и с песней дарили земле семена, чтобы по осени собрать урожай. Горсть зерна из севалки широким движением руки разлетается по весенней пашне, раз-два, раз-два. Лес При заготовке на зиму грибов и ягод ходили в лес с корзинами (забеньками), набирухами и пестерями. По лесу, болоту и «по реке» удобно ходить в лаптях. Ноги уберегаются от сучьев и шишек. После сбора в лесу ягоды и грибы необходимо сохранить. Хранили их не только в деревянных кадках и ушатах, но и в больших берестяных теусах (до 70 см. высотой). Ягоды и солёные грибы долго сохранялись благодаря бересте. Также в быту хозяйки в бураках хранили крупы, соль, муку и т.п. Рыбалка Если шли на рыбалку, то опять брали с собой пестерь под улов и снасти. Размер такого пестеря был меньше, чем того, с которым ходили в лес, и носили его не как ранец, а на длинной через плечо лямке (как сумку). А если на рыбный промысел выходили с сетью, то грузела-камни крепились берестяной лентой с сетке, и поплавки берестяные удерживали сеть на поверхности воды, при этом не впитывая воду как деревянные. Строительство Собираются мужики всей деревней ставить избу одной семье, заготовят стройный крепкий сосновый лес - только сруб собирай. И под первый венец дома листы бересты кладут, чтобы дерево в себя влагу не вбирало и не гнило, а значит и дом долго стоял. Под подоконники также подкладывали бересту, чтобы вода не скапливалась и древесина не гнила. Забравшись на крышу избы можно увидеть, что в прослойке меж кровлей лежат берестяные пласты, защищая дом от влаги. Хозяйство - Оплетали треснувшую глиняную посуду - Оплетали рукояти инструментов (воинские меч, лук 11-12 в.в. Новгородский музей) - Веретеница для ниток и веретён - На двор к скотине ходили в ступнях, чтобы обувь не пачкать - Кипятили воду в посудине из пласта бересты - Новгородские грамоты нач. 11-15 в.в. - Берестяные донца от туесов 9 век (музей-заповедник, Старая Ладога)
Программа занятий. Первый год обучения.
Кол-во час. |
Содержание занятий | ||||||||
1 | 2 | 3 | |||||||
Октябрь | |||||||||
1 | 2 | Вводное занятие. Направление кружка. История ремесла. Материал. Инструмент. Техника безопасности | |||||||
2 | 2 | Работа с одной полоской. Изготовление бусины 3-х и 4-х гранной. | |||||||
3 | 2 | Использование и применение отходов /обрезков и полосок бересты/. Плашка и груглая бусина. | |||||||
4 | 2 | Работа с шаблоном. Розочка. Сборка деталей в букет. | |||||||
Итого | 8 | ||||||||
Ноябрь | |||||||||
1 | 2 | Знакоство с понятием оберег и его изготовление.Работа с четырмя полосами.Оберег плоский-звезда. | |||||||
2 | 2 | Оберег-колоток.Работа по шаблону. | |||||||
3-4 | 4 | Плоские плетенки и их разновидности.Изготовление закладки для книг. | |||||||
Итого | 8 | ||||||||
Декабрь | |||||||||
1 | 2 | Плетение квадратной основы с со скошенными углами.Подставка по " горячие предметы", 8*8 лент. | |||||||
2 | 2, 5 | Плетение кубика и его применение.Секркт мастерства-заплетение углов. | |||||||
3 | 2, 5 | Плетение солонки. Секрет мастерства-заплетение края. | |||||||
4 | 2 | Использование дополнительных лент в плетении для изготовления ножек. | |||||||
Итого | 9 | ||||||||
Январь | |||||||||
1-2 | 4 | Использование приобретенных навыков для изготовления игрушек.Поросенок.Предметы-заменители | |||||||
3 | 2 | Изготовление птички.Секрет мастерства-заплетение клювика. | |||||||
4 | 2 | Изготовление заготовок для воображаемого изделия. | |||||||
Итого | 8 | ||||||||
Февраль | |||||||||
1-2 | 4 | Изготовление рыбки.Принцип китайского узла. | |||||||
3-4 | 4 | " Паук" -композиция из рыбок или птичек с использованием ранее изготовленных на занятиях заготовок и изделий (бусинки, плашки и т.д) | |||||||
Итого | 8 | ||||||||
Март | |||||||||
1 | 2 | Петух.Преобразование птицы путем дополнения. | |||||||
2-4 | 6 | Кот.Плетение с использованием пробретенных навыков | |||||||
Итого | 8 | ||||||||
Апрель | |||||||||
1-2 | 6 | Корзинка.Способ косого плетения. | |||||||
2-3 | 4 | Составление и изготовление пасхальной композиции с использованием природных материалов. | |||||||
Итого | 10 | ||||||||
Май | |||||||||
1-4 | 10 | Подготовка к отчетной выставке. | |||||||
Итого | 10 | ||||||||
Всего занятий за год | 32 | ||||||||
Всего учебных часов за год | 69 | ||||||||
4. Заключение.
История берестяных ремесел огромна. Еще много можно почерпнуть и в народной памяти. То, что мы видим в музеях, - лишь малая часть материальной культуры предков. Но даже эта малая частичка дает представление о том, как жили наши предки, как умело работали с природными материалами, как бережно относились к природе. Любая частичка природы способна принести радость творчества и пользу особенно для детей.
В художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие замечательные традиции народного декоративного бытового искусства. В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа. Оно неоднородно и сегодня. Его произведения разнообразны: от маленькой брошки, сувенирной фигурки- игрушки, до громадных ковров, крупных кружевных панно, многопредметных подарочных комплектов посуды, мебели, уникальных сложных композиций миниатюрной живописи на шкатулках из папье-маше, искусной ажурной резьбы по кости и т.д. И всюду привлекает лаконичная, но выразительная пластика форм, высокая культура цвета, завершенность композиции, красота орнамента, достигаемые специфическими приемами мастерства, в которых соединяется и верный глаз, и точная рука, и неистощимая творческая фантазия, и бережно хранимые профессиональные традиции.
Также необходимо отметить что, одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей. Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. В учебной работе с младшими школьниками особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками и учителями.
О все таки по опыту своей работы с детьми младшего школьного возраста я сделала вывод, что им еще сложно плетением из бересты, у них ещё недостаточно развита мелкая моторика пальцев рук, координация движений для работы с этим материалом. Я считаю, что на самом начальном этапе необходимо брать бумагу и делать изделия из неё, постепенно переходя к работе с берестой.
Опыт мое работы показал, что если ребенку интересно, если его увлечь и заинтриговать, помочь вообразить будущее изделие, создать стимул, то он (ребенок) будет заниматься этой деятельностью долго, упорно и порой забывая про время и про то, что изделие может не получиться. Ребенок натура увлекающаяся и воспользовавшись этим качеством можно научить его и воображать и творить воображаемое изделие, но для этого его нужно вдохновить, вдохнуть в него искорку какого то замысла, какой то идеи, а в дальнейшем он все это разовьет сам. Но только в том случае, если это ему интерестно.
Список использованной литературы:
1.Арнина Н.Л. Уроки прекрасного. М., 1983г.
2.Виппер Б.Р. Очерки о живописи эпохи расцвета. М., 1962 г.
3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М., 1967 г.
4. Финягин В.В. Изделия из бересты. Мос.обл., 2001г.
5. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы: Учеб. Пособие. – М.: Высш. Школа, 1980.
6. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. – М.: Знание, 1984.
7. Выготский Л.С., «Развитие высших психических функций», -М., 1960.
Ресурсы Интернет:
Статьи, авторефераты, ссылки.
Солсо Р.Л. " Когнитивная психология". " Пер. с англ. " М., Тривола, 1996 г. П.П. Всемирная история искусств. М., 1996 г.
" Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления"
(под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.В.Петухова). МГУ, 1984.
Этапы творческого процесса.
Вудвортс Р. (из кн. " Экспериментальная психология". М., 1950)
Источник: Солсо Р.Л. " Когнитивная психология". " Пер. с англ. " М., Тривола, 1996 г.
( А.Б. Потапов Технология творчества, часть 1. Москва, 1992, НТК " Метод" )
Темерин С. М. Русское прикладное искусство.
Сорокин Б.Ф. Философия и психология творчества.
Замятин Е.И. Психология творчества.
Фролова Г.В. Спасительная возможность вообразить.
Программа студии « Матрица» Плетение из бересты СП-б 1998г.
Выдержки из книги Шутихина А.В. Доброе ремесло.
Мильтимедия:
CD-ROM « Русская береста ». Cordismedia 2003г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1:
рис.2 рис.3
рис.5 рис.4
рис.6 рис.7
рис.8 рис.9
рис.10 рис.11
рис.12 рис.13
рис.14 рис.15
рис.16 рис.17
рис.18 рис.19
рис.20 рис.21
рис.22 рис.23
Приложение 2
Приложение 3
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы