Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Раздел 1. Учимся познавать людей.



Цель: научить подростков составлять правильное представление о человеке.

.   Игра «Тахистокоп». Группа рассиживается в круг. Один или двое участников становятся в центр круга. Гасится свет, и стоящие внутри круга участники принимают любые позы, меняют мимику и неподвижно застывают. По сигналу готовности на короткое время включается и тут же выключается свет. В момент вспышки света сидящие в кругу стараются как можно точнее запомнить положение и мимику позирующих. После вспышки в темноте позирующие садятся на свои места. Затем включается свет, и члены группы, за исключением позировавших, совместными усилиями пытаются восстановить то, что они видели. «Натурщиков» возвращают в круг и «лепят» из них те позы, в которых, по мнению группы, они находились во время вспышки света. В эту игру можно играть и вдвоем: один позирует, другой запоминает.

.   Игра «Разведчик». Выбирается один из участников - «разведчик». Ведущий произносит: «Замерли»! - и вся группа неподвижно застывает. Каждый старается запомнить свою позу и мимику, и «разведчик» старается запомнить всех. Внимательно изучив позы, мимику, и внешний вид участников, «разведчик» закрывает глаза. В это время участники делают несколько изменений в своих позах, мимике, одежде. После того как изменения сделаны, «разведчик» открывает глаза: его задача - обнаружить все перемены.

. Игра «Мнения». В этой игре, как известно, один уходит из комнаты, а остальные называют черты его характера, которые затем перечисляются ему подряд. Он должен угадать, кто что о нем сказал. Мои знакомые ввели свое правило: называть можно только положительные черты, причем действительно присущие этому человеку. Более того, если кто-то сказал, что человек за дверью, например, добрый, а кто-то усомнился в том, то назвавший эту черту должен доказать фактами свою правоту.

. Игра «Ассоциации». Водящий выходит за дверь. Оставшиеся договариваются о том, про кого из них пойдет речь. Водящий входит и должен определить, кого из присутствующих ему надо отгадать, задавая вопросы такого типа: «Если бы это была мебель? », «Если бы это была посуда? », «Если бы это была книга? » и т, д. А остальные, отвечая на эти вопросы, называют только изящные предметы с соответствующими эпитетами, которые якобы отражают сущность того человека, которого должен угадать водящий. Например: «Элегантный стул на гнутых ножках», «Ваза для цветов севрского фарфора», «Очарованная душа» Ромена Роллана» и т. д.

. Упражнение «Анализ поведения». 1. Попробуйте со своим другом проанализировать поведение кого-либо из ваших сверстников. Сопоставьте, насколько схожи ваши восприятия и оценки. Попытайтесь выявить, чем вызваны расхождения. Порассуждайте о том, какие мотивы двигали тем или иным поступком того или иного человека, насколько они осознаны им. Опять займитесь анализом ваших расхождений во мнениях и выявлением их причин. Проверьте свои выводы, поговорив с кем-либо из сверстников или из взрослых, которым вы оба доверяете.

«Анализ поведения». 2. Вместе с другом посмотрите остросюжетный кинофильм, который идет во всех кинотеатрах. Затем проанализируйте его с точки зрения того, чем вызваны поступки тех или иных героев. Обменяйтесь мнениями, насколько те или иные поступки героев логичны, соответствуют ситуации, нет ли в них противоречий; если есть, в чем они проявляются, чем вызваны, и т. д. Если это занятие вас заинтересует, попробуйте по этой схеме проанализировать другие фильмы, а также книги.

Упражнение «Обмен мнениями». Сначала с другом обменяйтесь мнениями о каком-либо общем знакомом. Если эти мнения не совпадут, то выскажите друг другу аргументы и факты, подтверждающие или опровергающие их. Затем прикиньте, какие из качеств, отмеченные в этом знакомом, присущи тому из вас, кто их подметил.

Дополнительно можно на улице, в кино, в другом месте понаблюдать за кем-либо незнакомым. Затем повторить процедуру обмена мнениями и выявления меры проецирования. Лучше, если обе процедуры вы проделаете с другой неоднократно.

Раздел 2. Учимся общаться.

Цель: научить подростков некоторым особенностям построения общения.

. Игра «Заблудившийся рассказчик». Участники рассаживаются в круг. Первый, кому выпал жребий, назначает тему и начинает рассказ. Затем, следуя за случайными ассоциациями, он уводит рассказ в сторону от им же названной темы. Он перескакивает с одной темы на другую, стремится как можно лучше «запутать» свое повествование. Внезапно говорящий жестом передает слово другому участнику. Слово может быть передано любому, поэтому за ходом игры следуют все. Тот, на кого пал выбор, должен «распутать» рассказ, т.е. он должен коротко пройтись в обратном порядке по всем ассоциациям, переключениям своего рассказа от конца к началу. Если ему удалось «распутать» рассказ, и он вернулся к исходной теме, то он сам называет новую тему, «запутывает» рассказ, а потом передает слово кому-то другому, и т.д.

В проведении игры возможны различные вариации. Например, начавший тему перескакивает на другую и передает рассказ следующему, тот «запутывает» дальше и передает следующему и т.д. В какой-то момент один из участников вместо передачи слова партнеру предлагает ему «распутать» рассказанные всеми от конца к началу. Возможны и другие варианты.

Минипрактикум: Понаблюдайте за собой и окружающими во время бесед. Попытайтесь определить: кто не торопится высказаться, а внимательно слушает собеседников? Сколько вы сами говорите, а сколько слушаете? Дослушиваете ли до конца или торопитесь прервать собеседника? Вы обнаружите, что тех, кто слушает, значительно меньше, чем тех, кто говорит. Понаблюдайте и вдумайтесь: кто из знакомых вызывает у вас и окружающих симпатию - тот, кто больше говорит, или тот, кто больше слушает? Вы обнаружите, что «человек слушающий» вам чаше приятнее как собеседник, как друг, чем «человек говорящий». Не следует ли из этого сделать соответствующие выводы для себя самого?

Минипрактикум: Если вы хотите научиться слушать, попробуйте начать это делать, разговаривая с младшими ребятами и с родителями. Задайте им вопрос и слушайте ответ, поставьте дополнительные вопросы - наводящие и уточняющие. Младших можно спросить, например, о том, что они видели по телевизору, родителей - о каком-нибудь эпизоде из их жизни. Старайтесь заинтересоваться их рассказами, понять их отношение к тому, о чем они говорят. Участвуя в беседе сверстников, поставьте перед собой цель: не говорить, а слушать, задавая различные вопросы. Вопросы должны помочь вам правильно понять, о чем говорят товарищи, каково их отношение к рассказываемому.

Если вы разговариваете с одним из сверстников, то попытайтесь так построить беседу, чтобы он с удовольствием говорил, о себе, о своих делах, видя вашу заинтересованность, которая проявляется и в ваших вопросах, и в вашей мимике, и в репликах.

. Игра «Разговоры». Ваш партнер делает некоторое утверждение, например: «Вчера ходил в кино». Вы должны как-то ответить на это утверждение для того, чтобы ему захотелось рассказать побольше. Например, вы можете просто кивнуть головой или одобрительно хмыкнуть, сказав; «Интересно» или «Ну и как? ». В результате возникает разговор, в котором вы выполняете роль слушателя, с которым хочется поделиться, располагающего к беседе, «доброжелательного зеркала». При этом нужно следить за тем, чтобы ваши вопросы даже скрытым образом не ограничивали собеседника. Из этого понятно, что вопрос «Вам понравился фильм? » плох, поскольку заставляет выбирать между «понравился» и «не понравился». Если спросить о впечатлении, это будет лучше. И т. д.

Минипрактикум: Потренируйтесь: во время беседы, в которой участвует несколько человек, внимательно слушайте, что говорит каждый, и тут же мысленно попытайтесь повторить его идею своими словами. В аналогичной ситуации опять мысленно постарайтесь четко сформулировать вопросы к каждому говорящему и ответы на эти вопросы.

. Игра «Бой ораторов». В одной компании старшеклассников было такое развлечение, которое они называли «бой ораторов». Определялась тема. Затем каждый должен был произнести трех-пяти-минутную речь на эту тему. Причем в своей речи можно было пересказывать своими словами идеи предыдущего оратора (но абсолютно правильно! ), излагать свои возражения, согласие, ставить вопросы и т, д. Эго полезное развлечение дало неплохой результат;

. Игра «Этюды». В одной компании юношей-старшеклассников было принято периодически посвящать вечерние прогулки разыгрыванию этюдов. Этюды были на разные темы. В один вечер - знакомство с девушкой в незнакомой обстановке, в другой - поведение в компании своих родителей, в третий - разговор с незнакомым сверстником в дискотеке или в кафе и т.д.

. Игра «Проектирование». Другая группа старшеклассников увлекалась развлечениями иного рода. Задавалась ситуация: например, в фойе кинотеатра, на дискотеке, вечере в соседней школе, дне рождения приятеля на даче (все, кроме него, незнакомые) и т, п. Затем все наперебой перечисляли возможные способы завязывания контактов, наиболее подходящие темы для разговоров. Когда «фонтан иссякал», проводился краткий критический анализ предложений, отбирались наиболее удачные для той или иной ситуации

. Игра «Замороженный». Играют два человека или группой, разбившись на пары. В каждой паре игроки распределяют между собой роли «замороженного» и «реаниматора» (т.е. того, кто должен его «оживить»). По сигналу «замороженный» застывает в неподвижности, изображая существо с окаменевшим лицом и пустым взглядом. Задача «реаниматора», на решение которой отводится одна минута, «оживить», «разморозить» его. «Реаниматор» не имеет права ни прикасаться к «замороженному», ни обращаться к нему с какими-либо словами. Все, чем он располагает, - это взгляд, мимика, жест, пантомима. Признаками успешной работы «реаниматора» можно считать непроизвольные реплики «замороженного», его смех, улыбку, другие эмоциональные проявления.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь