Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Состояние проблемы развития личности в системе гуманитарных наук (психология, педагогика, культурология, философия)



Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты исследования организационно-педагогических условий стимулирования творческого развития детей младшего школьного возраста

1.1 Состояние проблемы развития личности в системе гуманитарных наук (психология, педагогика, культурология, философия)

Исследование творческих способностей

1.3 Стимулирование как проблема исследования

Возрастно-нормативные модели развития и специфика их психического проявления

Выводы по Главе 1

Глава 2. Экспериментальное исследование организационно-педагогических условий стимулирования творческого развития детей младшего школьного возраста средствами танцевального искусства

2.1 Диагностика творческого развития детей младшего школьного возраста

Выводы по Главе 2

Глава 3. Основные направления развития организационно-педагогических условий стимулирования творческого развития детей младшего школьного возраста средствами танцевального искусства

3.1 Культурно-досуговые учреждения и их возможности в творческом развитии школьников

Характеристика танцевального клуба «Maxi Dance»

Программа по обучению детей младшего школьного возраста спортивным бальным танцам.

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

«С 2000 г. доля пожилых россиян в возрасте старше 60 лет превышает долю детей младше 15 лет.

Начиная с 2008 г. следует ожидать нового сокращения числа родившихся вследствие вхождения в репродуктивный возраст малочисленного поколения женщин рождения конца 80-х и начал 90-х годов. Очевидно, число детей и молодежи после 2007 г. будет уменьшаться.

По результатам комплексных медицинских осмотров детей и подростков России (2000 г.) только 15% детей оказались признаны здоровыми. Доля гармонично развитых детей и подростков (с правильным телосложением, соответствием роста и веса), по данным Минздрава РФ, составляет всего 8, 5% всех школьников с 1-го по 11-й классы. У 40-45 процентов школьников имеются отклонения на уровне функциональных расстройств, которые при неблагоприятных условиях могут привести к серьезным заболеваниям и инвалидности в более зрелом возрасте. Порядка 1, 1 млн. детей (до 14 лет) и 350 тыс. подростков (до 18 лет) страдают тяжелыми неврозами и душевными заболеваниями».

На фоне такого состояния российского общества начала XXI века, забота о подрастающем поколении, - проблема первоочередная и абсолютно актуальная.

Дети, как самое младшее поколение нашей страны требуют самого внимательного отношения, так как это частица нас самих, это наше будущее.

Необходимо быть образцами положительного отношения к физической культуре и спорту, к активному досугу.

Важным средством организации разнообразной художественно-творческой деятельности учащихся являются различные формы внеклассной работы: кружки и студии по литературе, музыке и изобразительному и танцевальному искусству, коллективы художественной самодеятельности, организация встреч с работниками искусства, проведение художественно-творческих конкурсов, олимпиад и т.д. В процессе этой работы школьники приобщаются к творчеству и делают первые шаги в литературе, музыке и изобразительном искусстве. Содержанием образовательных программ и посредством их разнообразия учреждения дополнительного образования создают условия для преобразования современной системы образования, ее перспективного развития в целях предоставления обществу и каждому отдельному гражданину права на выбор образования, права на образовательные услуги более высокого качества.

Привлечение детей к активным формам досуга, организационно-педагогические условия стимулирования творческого развития детей любого возраста в целом и младшего школьного возраста, в частности, является актуальной проблемой современности.

Проблема изучения стимулирования творческого развития детей многоаспектная, и поэтому является недостаточно разработанной в научных исследованиях.

Таким образом, неразработанность этой проблемы в силу ее многокомпонентности и значимости определяют данное исследование как актуальное.

Область исследования: культурно-досуговая деятельность.

Объектом исследования является творческое развитие детей средствами танцевального искусства.

Предмет исследования - танцевальное искусство как организационно-педагогические условия стимулирования творческого развития младших школьников.

Была поставлена и реализована следующая цель: исследование организационно-педагогических условий творческого развития младших школьников средствами танцевального искусства.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты задачи, позволяющие последовательно осуществить решение всех интересующих вопросов:

·   проанализировать научную литературу, включая периодические издания;

·   материалы исследований по данной тематике;

·   изучить анатомо-физиологические особенности развития младших школьников;

·   провести констатирующий эксперимент состояния творческого развития младших школьников перед началом занятий танцевальным искусством;

·   провести формирующий эксперимент, направленный на творческое развитие младших школьников спортивными танцами;

·   на основании полученных результатов, сделать выводы и заключение об организационно-педагогических условиях стимулирования творческого развития детей младшего школьного возраста средствами танцевального искусства.

Гипотеза: танцевальное искусство, а именно спортивные танцы, являются средствами организационно-педагогических условий стимулирования творческого развития детей младшего школьного возраста.

Результатом исследования является подтверждение или опровержение гипотезы.

Методы исследования:

·   анализ научной литературы, материалов периодической печати;

·   наблюдение

·   тестирование по авторской методике «Оценка успешности артиста»

·   тестирование по авторской методике «Удовлетворенность».

·   математико-статистическая обработка данных

·   анализ результатов наблюдения и тестирования;

·   выводы.

Исследование проводилось на младшей группе танцевального клуба «Maxi-Dance». Выборку составили: 1-е классы (7 лет) 13 человек; 2-е классы (8-9 лет) 8 человек. Итого: 21 человек.

Основанием для проведения эксперимента в данном клубе было то, что автор данного исследования является руководителем (тренером) этой группы детей танцевального клуба «Maxi-Dance». 21 человек - выборка достаточная для проведения эксперимента.

Работа состоит из 3-х частей:

часть - теоретический анализ данной проблемы;

часть - экспериментальное исследование;

часть - анализ полученных результатов.

Список использованной литературы содержит более 50 источников.

Этапы исследования

-й этап проходил в момент поступления в групп (предварительный), заключался в элементарном наблюдении музыкальных способностей ребенка: чувства такта, ритма и т.д., затем в течение первых двух занятий фиксировалось в журнале то, что ребенок уже может и знает, так как некоторые дети уже занимались в других группах в других клубах. Это этап констатирующего эксперимента. Календарно это было август-сентябрь в зависимости от поступления ребенка в группу.

-й этап - формирующий эксперимент - заключался в каждом занятии, на которых отрабатывались каждые па танцевального движения, создавались пары, непосредственно танец. Этот этап длился первых три месяца, результатом которого были предварительные конкурсные выступления. И затем следующие три месяца.


Глава 1. Теоретические аспекты исследования организационно-педагогических условий стимулирования творческого развития детей младшего школьного возраста

 

Выводы по Главе 1

 

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желёз, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отражённое «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй её чувств и поведения.

Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Таким образом, можно сделать вывод, что личность - это социально адекватный человек, соответственно своему возрасту.

В совокупности современная психология стремится придать изучению проблеме индивидуальных свойств личности и их роли в ее формировании интегративный характер.

Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия - это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являются и предметом изучения дифференциальной психологии.

Программы поведения человека генетически не передаются. Он приобщается к культуре усилиями своего непосредственного окружения. Впитывая в себя культуру, входящий в жизнь человек обретает свое духовное содержание - нравственные представления, взгляды, стереотипы поведения и самовыражения, эстетические вкусы и др. Культура становится способом «очеловечивания» человека. В отличие от «социализации», которая включает человека в структуру социума, делая его носителем определенных социальных ролей и общественных отношений, культурация формирует человеческую индивидуальность, сочетая с одной стороны, особенности самой культуры, а с другой - предполагая возможность выбора тех ценностей, которые данный индивид усваивает.

Традиционно проблема способностей разрабатывается психологами. Способности исследуются как индивидуально-психологические качества человека, отражающие сложную систему отношений в процессе его жизнедеятельности. Способности определяются как сложное социальное образование, выражение «сущностных сил» человека. Они проявляются и развиваются, прежде всего, в трудовой деятельности человека.

Способности человека развиваются и формируются посредством овладения знаниями, умениями и навыками, требуемыми для данной профессии. Однако следует помнить и знать, что даже прекрасные задатки сами по себе автоматически не обеспечивают высоких достижений. При отсутствии хороших задатков (но не при полном их отсутствии) человек может при определенных условиях добиться значительных успехов в соответствующей деятельности. Однако успехи на работе и в жизни в целом более зависят от представления человека о своих способностях, чем от самих этих способностей. Ничто так не способствует успеху, как уверенность в нем, поэтому надо верить в удачу, оптимистично воспринимать происходящее.

Способности как психическое явление развиваются в процессе обучения, в соответствующей деятельности.

В трудах выдающихся теоретиков психологии (Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, Б.Ф. Ломов) раскрыта многофакторная основа, влияющая на развитие способностей. Это и наследственность и среда, но главным образом, воспитание и, конечно, связанное с воспитанием, личное стремление человека к самосовершенствованию. Д. Дидро утверждал, что воспитание может много, но оно не всемогуще, а задатки у людей разные, т.е. они не родятся одинаковыми. Но в жизни не столь большую роль играют задатки, сколько личное стремление человека к самосовершенствованию, т.е. мотивация, которую можно стимулировать.

Способности - это своеобразные свойства человека, его интеллекта, которые проявятся в учебной, трудовой, научной деятельности и являются необходимым условием ее успеха. Т.е. способности называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие которые имеют отношение к успешности выполнения в какой-либо деятельности.


Выводы по Главе 2

 

Как видно из результатов эксперимента тренер оценил высоко большее количество участников после четырех месяцев занятий, чем сами дети. Это объясняется их большей осведомленностью в данной области танцев. Такие показатели будет работать как дальнейшее стимулирования для развития своих способностей.

Средняя удовлетворенность через четыре месяца работы объясняется тем, что ребенок (Катя С.) много болела и много пропустила занятий.

Подтверждением результатов эксперимента было выступление пар в конкурсе. Призовые места, занятые парами (7 пар) явились подтверждением объективности оценок тренера.

Кроме того, неожиданно появился еще один критерий стимулирования творческого развития детей средствами танцевального искусства: дети приводили в клуб своих друзей, чтобы они тоже начали танцевать. Мы считаем это самым главным показателем стимулирования!


Заключение

 

Школа дает общее образование, важное и значимое, но многогранное развитие личности, ранняя профориентация происходит именно в дополнительном образовании. И если школьное образование все дети получают примерно в одинаковом объеме, определяемом государственным образовательным стандартом, то дополнительное образование многообразно, разнонаправлено, вариативно: ведь дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом - ценность дополнительного образования: оно способствует реализации знаний, полученных детьми в базовом компоненте в школе, помогает раннему самоопределению, дает возможность полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование будет больше возможностей в зрелом возрасте сделать безошибочный выбор. Дополнительное образование определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и иной информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства».

Жизнь больших городов нашей страны, европейских столиц, мегаполисов мира - они накладывают непосильные физические, психологические нагрузки на людей. И танец позволяет человеку адаптироваться в этой среде, восстанавливать силы, устанавливать связи между людьми, странами. Поэтому развитие танцевальной культуры, масштаб этого движения закономерен, и, конечно, требует пристального внимания со стороны государства. Танцевальное движение требует развития, как на высоком уровне, так и на первичном.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

стимулирование творческого развития детей младшего школьного возраста являются профессиональные организационно-педагогические условия занятия танцевальным искусством, а именно спортивные танцы;

победа в конкурсных выступлениях является показателем профессиональной организации и педагогических условий стимулирования творческого развития младших школьников;

школа дает общее образование, важное и значимое, но многогранное развитие личности, ранняя профориентация происходит именно в дополнительном образовании, в различных культурно-досуговых учреждениях: домах культуры, Дворцах творчества юных, различных школах и клубах дополнительного образования.

В данной работе представлена программа танцевального клуба «Maxi Dance», имеющая организационно-педагогические условия стимулирования творческого развития детей младшего школьного возраста средствами танцевального искусства, а именно спортивными танцами.

Программа, представленная в данной работе предусматривает постепенное и планомерное повышение уровня подготовки учащегося от первых шагов до присвоения спортивного класса «Н», на основании плана обучения (который строится в зависимости от условий занятий, стажа работы педагога, его педагогического и профессионального мастерства). Данная программа аттестации предлагает базовую программу для школ бального танца и клубов спортивного танца, рассчитанную на 1 год, контроль за уровнем подготовки учащегося и качеством работы педагога (тренера).

Предлагаемая программа может быть адаптирована к любым коллективам бального и спортивного танца. Она позволяет без больших нагрузок подготовить детей к дальнейшим профессиональным занятиям и способствует массовому вовлечению детей в коллективы спортивного бального танца.

Более того, по мнению автора работы, уроки по спортивным бальным танцам должны быть включены в школьную программу. Так как бальные танцы дают не только хорошую физическую подготовку, психологическую разрядку, но и в будущем придают уверенность, раскрепощают детей. Детям закладывается определенная культура поведения, общения.

Таким образом, можно констатировать подтверждение выдвинутой гипотезы.


Список литературы

 

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология, -М.: АСТ; ВЕЧЕ, 1999. 126с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001. С.107.

.   Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

.   Беликова А.Н. Бальные танцы. М.: Советская Россия, 1984.125с.

.   Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.

.   Большой толковый психологический словарь Т.1, /Пер с англ. Ребер Артур. М.: Издательство АСТ; Вече, 2003.

.   Бухарова С. Танцор на пути к высшему спортивному мастерству //Вестник. 2002. №8. С. 33-34.

.   Бычкова Л. Моя философия // Танцевальный Вестник. 2004. №6. С. 1-2.

.   Васильева Т.К. Секрет танца. М.: Советская Россия. 1983. 330с.

.   Венгер Л.А. Педагогика способностей. М., 1973.

.   Волохов А.В. Будем работать вместе: Программы деятельности детских и подростковых организаций. М., 1996., 160с.

.   Волохов А.В., Рожков М.И. Концепция социализации личности ребенка в условиях деятельности детской организации. М., 1991. 226 с.

.   Гаврилова И.А. Современный бальный танец. М., 1978. 158 с.

.   Галин А.Л. Личность и творчество. М., 2002.

.   Генкин Д.М., Конович А.А. Сценарное мастерство культпросветработника. М., 1984.

16. Гинзбург В.В. Элементы антропологии для медиков. М., 1963. Цит по Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001. С.107.

17. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 1988.

.   Годфруа Ж. Что такое психология; В 2-х тт. Т.2.М., 1992.

.   Гримм Г. Основы конституциональной биологии и антропометрии. М., 1967. С.137.

.   Дюкова Н. Танцы и этикет //Вестник танцевальной жизни. 1997. №51. С.30-31.

.   Евладова Е.Б., Николаева Л.А. Развитие дополнительного образования в общественных учреждениях. М., 1996. 200 с.

.   Зейгарник Б.В. Теории личности в общей психологии. М., 1982.

.   Ивашнев В.И., Ильина К.В. Жизнь в танце. М., 1982. 220 с.

.   Конович А.А. Методики театрализации. М., 1976.

.   Кузьмина Н.В. Способности, одарённости, талант учителя. Л., 1985.

.   Куликов Л.В. Психологическое исследование: Мет. рекомендации по проведению. СПб., 2002.

.   Культурно-досуговая деятельность /Под науч. ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. М., 1998.

.   Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детские годы. М., 1984.

.   Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.

.   Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.

.   Лосева И. Танец - изначальное искусство //Танцевальный Вестник. 2004. №4.С. 5-8.

.   Луков В.А. Государственная поддержка детских объединений: Концепция и реальность//Государство и дети: Реальности России. М., 1995 200 с.

.   Маркин О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба. М., 1988.

.   Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Пермь, 1990.

.   Мессерер A.M. Танец. Мысль. Время. М.: Искусство, 1990. 355 с.

.   Методика музыкального воспитания детей: Учеб./ Под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1989.

.   Мурзина Н. Хочется спешить жить // Танцевальный Вестник. 2003. №4. С. 8-10.

.   Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2004. 456 с.

.   Немов Р.С. Психология. Кн. 1. М., 2001.

.   Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1999.

.   Одаренные дети / Под ред. М. Карне. М., 1991.

.   Петровский А.В. Личность. Деятельность, коллектив. М., 1982.

.   Подласый И.П. Педагогика: учебник, М., 2003. 356 с.

.   Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 2000.

.   Проблемы развития танцевального спорта: Материалы международной научно - практической конференции //Под ред. Белоцерковец. СПб.: СПбГУП, 2002. 32с.

.   Психология детства / Под ред. А.А. Реана. СПб., 2003. 368 с.

.   Психология и педагогика / Отв. ред. В.М. Николаенко. М.-Новосибирск, 2005.

.   Психология формирования и развития личности. М., 1981.

.   Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.М., 1990.

.   Рейнвальд Н.И. Психология личности. М., 1987.

.   Рогов Е.И.: Система работы психолога с детьми разного возраста. М: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 260с.

.   Рубинштейн С.Л. Избранные труды. В 2-х тт. Т.1. М., 1989.

.   Способности и наклонности. М., 1989.

.   Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х тт. Т.1. М., 1985.

.   Тупик Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб., 2002.

.   Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях: метод. пособие / Под общ. ред. Е.И. Якубовского. СПб., 2005.

.   Харламов И.Ф. Педагогика: учебник 5-е Мн., 1998-560с.

.   Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., 1986.

.   Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 350с

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты исследования организационно-педагогических условий стимулирования творческого развития детей младшего школьного возраста

1.1 Состояние проблемы развития личности в системе гуманитарных наук (психология, педагогика, культурология, философия)

Исследование творческих способностей

1.3 Стимулирование как проблема исследования

Возрастно-нормативные модели развития и специфика их психического проявления

Выводы по Главе 1

Глава 2. Экспериментальное исследование организационно-педагогических условий стимулирования творческого развития детей младшего школьного возраста средствами танцевального искусства

2.1 Диагностика творческого развития детей младшего школьного возраста

Выводы по Главе 2

Глава 3. Основные направления развития организационно-педагогических условий стимулирования творческого развития детей младшего школьного возраста средствами танцевального искусства

3.1 Культурно-досуговые учреждения и их возможности в творческом развитии школьников

Характеристика танцевального клуба «Maxi Dance»

Программа по обучению детей младшего школьного возраста спортивным бальным танцам.

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

«С 2000 г. доля пожилых россиян в возрасте старше 60 лет превышает долю детей младше 15 лет.

Начиная с 2008 г. следует ожидать нового сокращения числа родившихся вследствие вхождения в репродуктивный возраст малочисленного поколения женщин рождения конца 80-х и начал 90-х годов. Очевидно, число детей и молодежи после 2007 г. будет уменьшаться.

По результатам комплексных медицинских осмотров детей и подростков России (2000 г.) только 15% детей оказались признаны здоровыми. Доля гармонично развитых детей и подростков (с правильным телосложением, соответствием роста и веса), по данным Минздрава РФ, составляет всего 8, 5% всех школьников с 1-го по 11-й классы. У 40-45 процентов школьников имеются отклонения на уровне функциональных расстройств, которые при неблагоприятных условиях могут привести к серьезным заболеваниям и инвалидности в более зрелом возрасте. Порядка 1, 1 млн. детей (до 14 лет) и 350 тыс. подростков (до 18 лет) страдают тяжелыми неврозами и душевными заболеваниями».

На фоне такого состояния российского общества начала XXI века, забота о подрастающем поколении, - проблема первоочередная и абсолютно актуальная.

Дети, как самое младшее поколение нашей страны требуют самого внимательного отношения, так как это частица нас самих, это наше будущее.

Необходимо быть образцами положительного отношения к физической культуре и спорту, к активному досугу.

Важным средством организации разнообразной художественно-творческой деятельности учащихся являются различные формы внеклассной работы: кружки и студии по литературе, музыке и изобразительному и танцевальному искусству, коллективы художественной самодеятельности, организация встреч с работниками искусства, проведение художественно-творческих конкурсов, олимпиад и т.д. В процессе этой работы школьники приобщаются к творчеству и делают первые шаги в литературе, музыке и изобразительном искусстве. Содержанием образовательных программ и посредством их разнообразия учреждения дополнительного образования создают условия для преобразования современной системы образования, ее перспективного развития в целях предоставления обществу и каждому отдельному гражданину права на выбор образования, права на образовательные услуги более высокого качества.

Привлечение детей к активным формам досуга, организационно-педагогические условия стимулирования творческого развития детей любого возраста в целом и младшего школьного возраста, в частности, является актуальной проблемой современности.

Проблема изучения стимулирования творческого развития детей многоаспектная, и поэтому является недостаточно разработанной в научных исследованиях.

Таким образом, неразработанность этой проблемы в силу ее многокомпонентности и значимости определяют данное исследование как актуальное.

Область исследования: культурно-досуговая деятельность.

Объектом исследования является творческое развитие детей средствами танцевального искусства.

Предмет исследования - танцевальное искусство как организационно-педагогические условия стимулирования творческого развития младших школьников.

Была поставлена и реализована следующая цель: исследование организационно-педагогических условий творческого развития младших школьников средствами танцевального искусства.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты задачи, позволяющие последовательно осуществить решение всех интересующих вопросов:

·   проанализировать научную литературу, включая периодические издания;

·   материалы исследований по данной тематике;

·   изучить анатомо-физиологические особенности развития младших школьников;

·   провести констатирующий эксперимент состояния творческого развития младших школьников перед началом занятий танцевальным искусством;

·   провести формирующий эксперимент, направленный на творческое развитие младших школьников спортивными танцами;

·   на основании полученных результатов, сделать выводы и заключение об организационно-педагогических условиях стимулирования творческого развития детей младшего школьного возраста средствами танцевального искусства.

Гипотеза: танцевальное искусство, а именно спортивные танцы, являются средствами организационно-педагогических условий стимулирования творческого развития детей младшего школьного возраста.

Результатом исследования является подтверждение или опровержение гипотезы.

Методы исследования:

·   анализ научной литературы, материалов периодической печати;

·   наблюдение

·   тестирование по авторской методике «Оценка успешности артиста»

·   тестирование по авторской методике «Удовлетворенность».

·   математико-статистическая обработка данных

·   анализ результатов наблюдения и тестирования;

·   выводы.

Исследование проводилось на младшей группе танцевального клуба «Maxi-Dance». Выборку составили: 1-е классы (7 лет) 13 человек; 2-е классы (8-9 лет) 8 человек. Итого: 21 человек.

Основанием для проведения эксперимента в данном клубе было то, что автор данного исследования является руководителем (тренером) этой группы детей танцевального клуба «Maxi-Dance». 21 человек - выборка достаточная для проведения эксперимента.

Работа состоит из 3-х частей:

часть - теоретический анализ данной проблемы;

часть - экспериментальное исследование;

часть - анализ полученных результатов.

Список использованной литературы содержит более 50 источников.

Этапы исследования

-й этап проходил в момент поступления в групп (предварительный), заключался в элементарном наблюдении музыкальных способностей ребенка: чувства такта, ритма и т.д., затем в течение первых двух занятий фиксировалось в журнале то, что ребенок уже может и знает, так как некоторые дети уже занимались в других группах в других клубах. Это этап констатирующего эксперимента. Календарно это было август-сентябрь в зависимости от поступления ребенка в группу.

-й этап - формирующий эксперимент - заключался в каждом занятии, на которых отрабатывались каждые па танцевального движения, создавались пары, непосредственно танец. Этот этап длился первых три месяца, результатом которого были предварительные конкурсные выступления. И затем следующие три месяца.


Глава 1. Теоретические аспекты исследования организационно-педагогических условий стимулирования творческого развития детей младшего школьного возраста

 

Состояние проблемы развития личности в системе гуманитарных наук (психология, педагогика, культурология, философия)

 

Творческое развитие ребенка, как и человека вообще связано с развитием и становлением личности.

Современные исследователи отмечают: «Современный спортивный танец - понятие, связанное с широким спектром дисциплин, касающихся спорта, искусства и целого ряда таких наук, как педагогика, психология, этика, эстетика, социология, философия, режиссура».

Сегодня наука трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств.

Поскольку личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

«Человек есть личность в силу того, что сознательно определяет свое отношение к окружающему», - подчеркивал С.Л. Рубинштейн.

Решение проблем, связанных с осознанием личности, выходит на необходимость систематизировать значимые отношения личности к действительности, обобщить ее основные жизненные отношения.

«Личностью, т.е. социальным существом, включенным в общественные отношения и являющиеся деятелем общественного развития», мы можем назвать «взрослого, нормального человека» (но не новорожденного или умалишенного) - так сказано в учебнике по психологии.

«Личность - термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и социальной деятельности или 2) устойчивую систему

социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности. Личность появляется только с возникновением сознания или самосознания».

«Личность - системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности в общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения».

По определению Р.С. Немова, личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, кomoрые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. (Выделение Р.С. Немова).

Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно понятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ из этих понятий, их соотношение с понятием «личность» позволит более полно раскрыть последнее (Рис. 1).

Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков качеств.

Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества.

Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное - законам развития общества.

Индивид - это единичный представитель вида «homo sapiens». Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

При всей многогранности понятия «индивидуальность» оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не столько с понятиями «особенность», «неповторимость», сколько с понятиями «целостность», «единство», «самобытность», «авторство», «собственный способ жизни». Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.117 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь