Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Инициализация графического режима. Все объекты, которые входят в модуль Graph, можно использовать только после задания



 

Все объекты, которые входят в модуль Graph, можно использовать только после задания инициализации графического режима. Инициализация графического режима выполняется процедурой InitGraph: ((драйвер): integer; < режим>: integer; < путь к файлу>: string);.

Для инициализации графического режима с автоматическим распознаванием драйвера и режима достаточно присвоить переменной, отвечающей за драйвер, константу Detect или 0, присваивать какое-либо значение переменной режима в этом случае не требуется. Третий параметр указывает путь к файлу (например, EGAVGA) с расширением.bgi. Если этот файл находится в текущем каталоге, то путь может быть пустым (»). Ошибки, которые могут возникнуть при инициализации графического режима, анализируют с помощью функции GraphResult. Эта функция генерирует соответствующий код ошибки. Код ошибки равен нулю, если инициализация прошла успешно.

Для выхода из графического режима используется стандартная процедура без параметров CloseGraph. Она восстанавливает режим, существовавший до инициализации графики.

При частой работе с графикой процесс инициализации удобно оформить отдельной процедурой.


Процедуры и функции

Управление экраном и окнами

 

В графическом режиме поддерживается концепция окон. Окно представляет собой прямоугольную область экрана со своей относительной системой координат. По умолчанию окно занимает весь экран, значения координат его левого верхнего и правого нижнего углов устанавливаются автоматически процедурой инициализации (например, (0, 0) и (640, 480)).

Чтобы стереть все изображения на экране, т.е. очистить его, используется процедура без параметров СlеarDevice или процедура GraphDefauits, которая не только очищает экран, а и выполняет все стартовые установки графических параметров.

Процедура SetViewPort (X1, Y1, X2, Y2: integer; Clip: boolean); служит для организации окон. Здесь XI, Y1 - координаты левого верхнего угла, X2, Y2 - координаты правого нижнего угла. Параметр Clip определяет, будут ли фрагменты изображения отсекаться при попадании за пределы окна (Clip = True или Clip = ClipOn) или нет (Clip = False или Сliр = СlipOff). После создания окна началом координат станет верхний левый угол окна, который будет иметь координаты (0, 0).

Процедура CiearViewPort используется для очистки окна. Текущее окно при этом заполняется фоновым цветом, а текущий указатель устанавливается в точку с координатами (0, 0). Следует помнить что это координаты во внутренней системе координат, связанной с данным окном, а не в системе координат полного экрана. Перейти к системе координат полного экрана можно с помощью процедуры ClearDevice или задав в процедуре установки окна максимально возможные значения: SetViewPort (0, 0, GetMaxX, GetMaxY, True).


Управление цветом и фоном

 

Во время инициализации графического режима устанавливается палитра цветов. Палитрой называется максимальный набор цветов, поддерживаемых BGI-драйвером. Она включает 16 цветов, пронумерованных от 0 до 15, которые используются по умолчанию в режимах 640x480 для VGA (и для EGA) как в текстовом, так и в графическом режиме. Названия цветов на английском и русском языках и их номера описаны в таблице.

 

Таблица 2.2.1. Названия цветов и их номера

Имя цвета Номер цвета Название цвета
Black 0 Черный
Blue 1 Синий
Оreeon 2 Зеленый
Cyan 3 Голубой
Red 4 Красный
Magenta 5 Фиолетовый
Brown 6 Коричневый
LightGray 7 Светло-серый
DarkGray 8 Темно-серый
LighiBlue 9 Светло-синий
LightGreen 10 Светло-зеленый
LightCyan 11 Светло-голубой
LightRed 12 Светло-красный
LightMagenla 13 Светло-фиолетовый
White 14 Белый
Yellow 15 Желтый

 

Для установки цвета изображения и окна применяются процедуры SetColor и SetBkColor.

Процедура SetColor((ueeT): word); служит для задания цвета, которым будут обозначены контуры фигуры или текста. Если в качестве цвета указан недопустимый номер цвета, то текущий цвет не изменяется.

Процедура SetBkColor (< цвет>: word); устанавливает новый цвет фона.

Работа с текстом

Вывод текста

Выводимые на экран изображения лучше всего сопровождать пояснительным текстом. В графическом режиме для этого используются процедуры OutText и OutTextXY.

Процедура OutText (Textst: string) выводит строку текста, начиная с текущего положения указателя. Например, OutText (‘нажмите любую клавишу’); Недостаток этой процедуры - нельзя указать произвольную точку начала вывода.

В этом случае удобнее пользоваться процедурой OutTextXY (x, y: integer, Textst: string), где x, y - координаты точки начала вывода текста, Textst - константа или переменная типа String. Например, OutTextXY (60, 100, ‘Нажмите любую клавишу’).

Вывод численных значений

В модуле Graph нет процедур, предназначенных для вывода численных данных. Поэтому для вывода чисел сначала нужно преобразовать их в строку с помощью процедуры Str, а затем подключить посредством ‘+’ к выводимой строке.

Например: Max: =34.56;

Str (Max: 6: 2, Smax); {результат преобразования находится в Smax}

OutTextXY (400, 40, ‘Максимум=’ + Smax);

Для удобства преобразование целочисленных и вещественных типов данных в строку лучше осуществлять специализированными пользовательскими функциями IntSt и RealSt:

function IntSt (Int: integer): string; Buf: string[10]; (Int, Buf);: = Buf;;

function RealSt (R: real, Dig, Dec: integer): string; Buf: string[20]; (R: Dig: Dec, Buf);: = Buf;

end;

 

Эти функции указываются как параметры в процедурах OutText и OutTextXY. Например: x: = 5.295643871;

OutTextXY (20, 20, ‘x=’+RealSt (x, 11, 9));

В результате на экране появится x=5.29564443871

Шрифты

Вывод текста в графическом режиме может осуществляться различными стандартными (таблица 5) и пользовательскими шрифтами. Различают два типа шрифтов: растровые и векторные. Растровый шрифт задается матрицей точек, а векторный - рядом векторов, составляющих символ.

По умолчанию после инициализации графического режима устанавливается растровый шрифт DefaultFont, который, как правило, является шрифтом, используемым драйвером клавиатуры.

Большинство стандартных шрифтом не содержат русских символов. Разработка же собственных шрифтов - довольно сложный и трудоемкий процесс. Он может быть ускорен, если воспользоваться специализированными пакетами TurboFont, BgiToolKit.

Установить нужный шрифт можно процедурой SetTextStyle (Font, d, c: word), где Font - выбранный шрифт, d - направление (горизонтальное или вертикальное), с - размер выводимых символов. При организации вертикального вывода необходимо учитывать, что если не установить точку начала вывода с помощью MoveTo, то текст начинается с нижней строки экрана и продолжается вверх. Величина символов устанавливается коэффициентом с. Если с=1, то символ строится в матрице 8х8, если с= 2, то матрица 16х16 и т.д. до 10-кратного увеличения.

Например выведем 2 строки (вертикальную и горизонтальную) шрифтом DefaultFont разной величины:

SetTextStyle (0, 11); {буквы стандартной величины}

OutTextXY (200, 200, ‘Вертикальная строка’);

SetTextStyle (0, 0, 2); {размер букв увеличен}

OutTextXY (200, 220, ‘Горизонтальная строка’);

Выравнивание текста

В некоторых случаях требуется в пределах одной строки выводить символы выше или ниже друг друга. Выравнивание текста выполняется с помощью процедуры SetTextJustify (Horiz, Vert: word) как по вертикали, так и по горизонтали посредством задания параметров Horiz и Vert.

Построение графиков функций

 

До сих пор при создании рисунков использовали только первый квадрант системы координат. Для построения большинства функций в требуемом интервале изменения необходимо работать хотя бы в двух квадрантах. В общем случае полезно изображать систему координат в любой части плоскости, но наиболее наглядно располагать ее в центре экрана. В таких случаях, установив начало координат в точке (x0, y0) на экране, можно координаты (x, y) произвольной точки кривой определять разностью (x-x0, y-y0). После этого в программе можно употреблять не только положительные, но и отрицательные значения.

 


 

Рисунок 2.4.1

 

Рисунок получается маленьким, поэтому требуется увеличить масштаб изображения. Если для функции будет использован весь экран, надо увеличить рисунок по x и по y в зависимости от выбранного экрана.

Выбрать масштаб увеличения можно следующим образом:

определить горизонтальный и вертикальный размеры графика (для этого вводятся границы области значений и определяются максимальное и минимальное значение функции на заданной области определения, затем вычисляются разности максимального и минимального значений аргументов и функции, которые и являются горизонтальным и вертикальным размерами графика соответственно);

определить масштаб (сначала определяются масштабы изображения по горизонтали и вертикали с учетом размеров выбранного экрана по формуле: масштаб (г/в) = размер экрана (по г/в) / размер графика (по г/в), затем из них выбирается меньший, который и принимается за необходимый масштаб. В нашем случае графический экран имеет размеры 640 на 480.

В любом случае, чтобы высветить на экране точку, надо взять x, вычислить по данной абсциссе y и выполнить рисование точки. Так как на экране можно получить лишь ограниченное количество значений х, то их перебираем с помощью цикла.

Для перевода текущих координат точки из декартовой системы координат в систему устройства можно воспользоваться формулами:

nx: =round((x-xmin)/(maxx-minx)*nx_max);: =round((y-ymax)/(maxy-miny)*ny_max);

где: x, y - координаты текущей точки;

xmax, xmin - диапазон изменения x в декартовой системе координат;

ymax, ymin - диапазон изменения y в декартовой системе координат;

nx_max - количество пиксел по ширине экрана, можно получить при помощи функции Getmaxx;

ny_max - количество пиксел по высоте экрана, можно получить при помощи функции Getmaxy;

Их удобно оформить в виде функций. Заданную формулу для графика тоже лучше оформить в виде функции, тогда получится универсальная программа.

Лучше для рисования графика использовать процедуру line, а не putpixel, т.к. график получится без разрывов.

Рассмотрим построение графика функции, заданной параметрически. В отличие от функции, заданной в явном виде y=f(x), параметр х в этом случае также является функцией, зависящей от некоторого значения.

графический pascal программирование


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь