Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Уровни результативной деятельности преподавателя.



БИЛЕТ № 4

Народная вышивка России.

История. Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в XIV-XVII веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь. Крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое к свадьбе (куда входило большое количество рубах, передников, сарафанов, полотенец, подзоров и столешников). Женские рубахи готовились на все случаи жизни: на свадьбу, на малые и большие праздники, на похороны, каждая рубаха имела особый характер декоративного украшения. По вещам, выполненным руками невесты, определялось, какая хозяйка входит в дом.Вышивка выполнялась крестьянками по счету нитей ткани, по сетке из выдернутых в ткани нитей по основе и утку или по целой ткани — росписью, крестом, счетной гладью, набором. На Севере России до середины XIX века была распространена роспись (полукрест) - двухсторонний шов с красным узором (линейные стежки) по белому фону; в центре изображалась женская фигура или древо, по бокам — всадники или птицы. В Калужской, Смоленской, Тульской, Орловской, Рязанской губерниях чаще всего использовалась цветная перевить: белые фигуры орнамента на фоне сквозной сетки, перевитой красной нитью, с редким включением других цветов. В Вологодской, Ярославской, Костромской, Новгородской губерниях вышивали в основном белой строчкой, с введением цветных нитей в разнообразные узоры. Вышивки на рубахах располагалась на (т.е. по вороту, рукавах, подолу, оплечья)  В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. 2 Символика в рисунках для вышивки. В славянской традиции ромб – один из самых любимых знаков. На женской одежде он встречается чаще, чем на мужской; но и женщины, и мужчины носили пояса, украшенные ромбовидным орнаментом. Ромб – Это знак земледельцев, символ родящих зерно полей, символ счастливого потомства. В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Встречаются в вышивке и крестообразные фигуры. Круг, крест, розетки - символ огня, солнечного божества, мужского начала. в русской вышивке ромба и креста, ромба и розетки - это символическое соединение женского и мужского начала. В числе любимых мотивов была " розетка", состоящая из 8 - ми лепестков. Она выступает как символ женского начала, плодородия. Цветная перевить -один из самых распространенных видов вышивки средней полосы России: Калужской, Тульской, Рязанской, Смоленской областей. Белые фигуры орнамента, выполненные чаще всего «настилом», четко выделяются на фоне прозрачной сетки, перевитой красными нитками со вставками синего, желтого, оранжевого цветов. Очень оригинальны и разнообразны вышивки по целой ткани Тамбовской, Рязанской, Воронежской областей. Сегодня в цветной перевити используются геометрические, растительные и животные орнаменты. Цветная перевить применяется для отделки скатертей, дорожек, полотенец, наволочек. Калужская цветная перевить — одна из разновидностей этого вида вышивки. Сетка перевивается частыми стежками, разноцветными мягкими нитками типа мулине, бумажными или шелковыми. Переходя от вертикальных столбиков к горизонтальным, нитка образует в местах их пересечения крестики. Золотое шить Вышивка металлической нитью называется золотым шитьем. До XI века в такой вышивке использовалось волоченое, в виде проволочек, золото и серебро. Далее начинают использовать нить, в которой тонкая полоска золота или серебра наматывалась на льняную или шелковую нить, так называемые пряденые нити. Самыми известными центрами кустарной золотой (золотной) вышивки были города Нижний Новгород, Торжок, Торопец, Каргополь, Сольвычегодск. Чтобы сделать узор рельефным, под нити вышивальщицы подкладывали вату, бересту, бумагу. В нашей стране пряжу с золочением выпускает Денисовский завод, но лучшие нитки для золотого шитья — французские. Шитье делают на атласе, шелке, бархате, реже — парче. Тонкая белая гладь Белая гладь это очень тонкая вышивка. Она выполняется тонкой иглой белыми нитками по белому фону (отсюда и название) на тонких тканях: чаще всего вышивается растительный узор из цветков и листиков, а так же монограммы. Белой гладью вышивается белье, блузки, воротники, платки, шали, носовые платки и т.п. При вышивании белой гладью используют несколько видов швов. Гладьевой валик. Цветок.

 

2. Этнокультурное образование в условиях глобализации.

 

Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития нально-культурного наследия каждого народа нашей страны. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». В этом документе подчеркивается: «Российская Федерация признает равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей, способствует созданию равных условий для сохранения и развития этих культур…». Одновременно в нем выражается стремление к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции отечественной культуры в мировую культуру. Отмечается, что «культурное наследие народов Российской Федерации - материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию». Среди культурных ценностей в данном Законе выделяются, в частности, «национальные традиции и обычаи, фольклор, художественные промыслы и ремесла». Этнокультурное образование – это целенаправленный непрерывный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре (или культурам) в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, на основе взаимодействия с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации. Этническая культура включает в себя совокупность духовных и материальных ценностей того или иного народа (этноса). В нее входят не только национальные образы мира, менталитет народа, его празднично-обрядовые и семейно-бытовые традиции, этнические стереотипы поведения в природной среде и в социуме, но и народная художественная культура (художественные ценности того или иного народа, а также этнические формы их бытования, сохранения и трансляции). Народная художественная культура (или этнохудожественная культура) представлена устным народным творчеством, народными

музыкой, прикладным творчеством, фольклорным театром и другими видами художественного творчества этноса.  Издревле она неразрывно связана с народными календарными праздниками, с повседневной жизнью и с народным воспитанием. Народная художественная культура является предметом современного этнохудожественного образования, которое рассматривается как важнейший компонент этнокультурного образования. Этнокультурное образование необходима во всех типах и видах образовательных учреждений (детских садах, общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного, среднего профессионального, высшего и послевузовского образования). Культурологический подход позволяет рассматривать процессы этнокультурного образования в русле концепций культурогенеза. Художественно-эстетический подход, позволяет соединить процесс этнохудожественного образования с воспитанием эстетической культуры личности на основе освоения специфики художественно-образной системы разных пластов искусства. Интегративный подход обеспечивает качественно новый уровень в преподавании народной культуры. Личностно-ориентированный подход. Этот подход ставит растущую личность в центр учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего личности полноценное вхождение в культуру. В данной ситуации актуализируется роль этнокультурного образования направленного на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. Более десяти лет в Кемеровской области реализуется культурно-образовательный проект «Юные звезды Кузбасса», в рамках которого проводятся конкурсы по номинациям: моделирование одежды, академическое пение, театр, вокал, народное творчество, хореография, выставка декоративно-прикладного искусства и др.

 

Методическая задача № 4.

К какому уровню результативной деятельности можно отнести деятельность педагога, ведущего занятия в коррекционной школе или в работе с детьми –инвалидами.

БИЛЕТ № 5

Методическая задача № 5.

Педагог выполнил хронометраж времени урока по сборке модульного оригами в расчете на свои умения, полагая, что обучающиеся справятся с поставленными задачами, но урок закончился только на половине поставленной цели урока. Нужно ли продолжить работу на следующем занятии или дать задание на дом по сборке модуля.

Самостоятельная работа представляет одну из форм организации учебного процесса и является его существенной частью. Для ее успешной организации и выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателя.

Главной целью самостоятельной работы является не только задания, расширение и углубление получаемых знаний, умений и навыков, но и самостоятельное изучение и усвоение нового материала без посторонней помощи. Самостоятельная работа включает репродуктивные и творческие процессы деятельности учащегося. В зависимости от этого и различают репродуктивный (тренировочный) и творческий (поисковый) уровни самостоятельной деятельности учащихся.

Репродуктивная самостоятельная работа предусматривает выполнение работы, связанной с расширением задач, выполнением таблиц, схем и т. д. 

Учащимся можно предложить самостоятельно разработать схему, инструкцию, таблицу по тому или иному виду творчества. Реконструктивная самостоятельная работа.

Предполагает перестройку решений и составление планов, тезисов, аннотаций, написание рефератов и т. д.

Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получение новой информации. Учащийся должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения, стоящей перед ним задачей.

 

БИЛЕТ № 6

1. Классификация средств обучения НДПТ.

Средства обучения - это составная часть метода обучения. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.

Классификация средств обучения

Выделяют несколько значимых факторов, которые могут быть использованы для разделения средств обучения на отдельные группы:

 

по характеру воздействия на ученика:

визуальные: слайды, карты, макеты, наглядные пособия, диафильмы;

аудиальные: аудиозаписи;

аудиовизуальные: видеозаписи, ИКТ-презентации;

по степени трудности:

средний уровень: учебники по предметам, печатные учебные пособия, объемные модели, изображения;

высокая сложность: компьютер, лингафонный кабинет, механические визуальные средства;

по происхождению:

естественные: предметы, взятые из живой природы;

символические: они представляют действительность при помощи символов и знаков;

технические визуальные и аудиовизуальные средства.

Изучали средства обучения и предложили свою их классификацию А.Е. Дмитриева и Ю.А. Дмитриева. Они выделяли следующие группы средств обучения:

 

природные, естественные объекты или их изображения;

объемные геометрические фигуры и чучела;

изобразительные;

графические;

символические;

звуковые;

мультимедиа.

2. Проблемы художественного образования и их решения.

 

Образование – важнейшая часть жизни любого общества, и отношение к происходящему в этой сфере является барометром состоятельности и социальной ответственности. Художественное и музыкальное образование являются неотделимой и значимой частью всей отечественной культуры в целом.

 

В «Концепции художественного образования в Российской Федерации», утвержденной в 2001 г., отмечается: «Целями художественного образования на современном этапе являются: …повышение общего уровня значимости культуры и искусства в общем образовании; сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений художественного образования в области культуры и искусства». Воспитательная значимость искусства и художественного творчества реально сказывается на нравственном здоровье детей и молодежи. В этом плане многое могут сделать учреждения культуры и художественного образования. Как известно, система художественного образования имеет две ведущие составляющие: художественное образование как часть общего образования и профессиональное художественное образование. Сегодня система художественного образования в России находится в кризисной ситуации. В первую очередь это касается низового звена – детских школ искусств, художественных школ. В связи с переходом на рыночные отношения уменьшилась доступность художественного образования для малоимущих слоев населения. Слабая материально-техническая и кадровая обеспеченность учреждений художественного образования негативно сказывается на их работе. Известные недоработки налогового законодательства в данной сфере также приводят к негативным последствиям и тормозят развитие художественного образования. Недостатки реорганизации в начальном и среднем звеньях художественного образования отрицательно влияют на высшее звено – художественные вузы, вузы культуры и искусств.  разработка и внедрение целостной системы критериев оценки эффективности функционирования системы художественного образования;

Решение проблем:

активное участие средств массовой информации в художественно-просветительской деятельности;

- издание новых учебников, учебных пособий, монографий по искусству, истории и теории художественной культуры;

- проведение социально-экономических и конкретно-социологических исследований для выявления состояния и динамики развития художественного образования и художественной культуры общества;

- повышение качества и развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с учетом реальных общественных потребностей, новых тенденций в развитии российской художественной культуры, мирового опыта;

- существенное укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, разработка мер по материальному стимулированию и достойной оплате труда преподавателей художественных дисциплин, устранение дискриминации в области предоставления им социальных гарантий;

- создание льготных условий налогообложения для учреждений и организаций, осуществляющих благотворительную помощь сфере художественного образования;

- повышение роли современных информационных средств и технологий в художественно-образовательном процессе.

 

БИЛЕТ № 4

Народная вышивка России.

История. Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в XIV-XVII веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь. Крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое к свадьбе (куда входило большое количество рубах, передников, сарафанов, полотенец, подзоров и столешников). Женские рубахи готовились на все случаи жизни: на свадьбу, на малые и большие праздники, на похороны, каждая рубаха имела особый характер декоративного украшения. По вещам, выполненным руками невесты, определялось, какая хозяйка входит в дом.Вышивка выполнялась крестьянками по счету нитей ткани, по сетке из выдернутых в ткани нитей по основе и утку или по целой ткани — росписью, крестом, счетной гладью, набором. На Севере России до середины XIX века была распространена роспись (полукрест) - двухсторонний шов с красным узором (линейные стежки) по белому фону; в центре изображалась женская фигура или древо, по бокам — всадники или птицы. В Калужской, Смоленской, Тульской, Орловской, Рязанской губерниях чаще всего использовалась цветная перевить: белые фигуры орнамента на фоне сквозной сетки, перевитой красной нитью, с редким включением других цветов. В Вологодской, Ярославской, Костромской, Новгородской губерниях вышивали в основном белой строчкой, с введением цветных нитей в разнообразные узоры. Вышивки на рубахах располагалась на (т.е. по вороту, рукавах, подолу, оплечья)  В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. 2 Символика в рисунках для вышивки. В славянской традиции ромб – один из самых любимых знаков. На женской одежде он встречается чаще, чем на мужской; но и женщины, и мужчины носили пояса, украшенные ромбовидным орнаментом. Ромб – Это знак земледельцев, символ родящих зерно полей, символ счастливого потомства. В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Встречаются в вышивке и крестообразные фигуры. Круг, крест, розетки - символ огня, солнечного божества, мужского начала. в русской вышивке ромба и креста, ромба и розетки - это символическое соединение женского и мужского начала. В числе любимых мотивов была " розетка", состоящая из 8 - ми лепестков. Она выступает как символ женского начала, плодородия. Цветная перевить -один из самых распространенных видов вышивки средней полосы России: Калужской, Тульской, Рязанской, Смоленской областей. Белые фигуры орнамента, выполненные чаще всего «настилом», четко выделяются на фоне прозрачной сетки, перевитой красными нитками со вставками синего, желтого, оранжевого цветов. Очень оригинальны и разнообразны вышивки по целой ткани Тамбовской, Рязанской, Воронежской областей. Сегодня в цветной перевити используются геометрические, растительные и животные орнаменты. Цветная перевить применяется для отделки скатертей, дорожек, полотенец, наволочек. Калужская цветная перевить — одна из разновидностей этого вида вышивки. Сетка перевивается частыми стежками, разноцветными мягкими нитками типа мулине, бумажными или шелковыми. Переходя от вертикальных столбиков к горизонтальным, нитка образует в местах их пересечения крестики. Золотое шить Вышивка металлической нитью называется золотым шитьем. До XI века в такой вышивке использовалось волоченое, в виде проволочек, золото и серебро. Далее начинают использовать нить, в которой тонкая полоска золота или серебра наматывалась на льняную или шелковую нить, так называемые пряденые нити. Самыми известными центрами кустарной золотой (золотной) вышивки были города Нижний Новгород, Торжок, Торопец, Каргополь, Сольвычегодск. Чтобы сделать узор рельефным, под нити вышивальщицы подкладывали вату, бересту, бумагу. В нашей стране пряжу с золочением выпускает Денисовский завод, но лучшие нитки для золотого шитья — французские. Шитье делают на атласе, шелке, бархате, реже — парче. Тонкая белая гладь Белая гладь это очень тонкая вышивка. Она выполняется тонкой иглой белыми нитками по белому фону (отсюда и название) на тонких тканях: чаще всего вышивается растительный узор из цветков и листиков, а так же монограммы. Белой гладью вышивается белье, блузки, воротники, платки, шали, носовые платки и т.п. При вышивании белой гладью используют несколько видов швов. Гладьевой валик. Цветок.

 

2. Этнокультурное образование в условиях глобализации.

 

Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития нально-культурного наследия каждого народа нашей страны. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». В этом документе подчеркивается: «Российская Федерация признает равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей, способствует созданию равных условий для сохранения и развития этих культур…». Одновременно в нем выражается стремление к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции отечественной культуры в мировую культуру. Отмечается, что «культурное наследие народов Российской Федерации - материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию». Среди культурных ценностей в данном Законе выделяются, в частности, «национальные традиции и обычаи, фольклор, художественные промыслы и ремесла». Этнокультурное образование – это целенаправленный непрерывный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре (или культурам) в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, на основе взаимодействия с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации. Этническая культура включает в себя совокупность духовных и материальных ценностей того или иного народа (этноса). В нее входят не только национальные образы мира, менталитет народа, его празднично-обрядовые и семейно-бытовые традиции, этнические стереотипы поведения в природной среде и в социуме, но и народная художественная культура (художественные ценности того или иного народа, а также этнические формы их бытования, сохранения и трансляции). Народная художественная культура (или этнохудожественная культура) представлена устным народным творчеством, народными

музыкой, прикладным творчеством, фольклорным театром и другими видами художественного творчества этноса.  Издревле она неразрывно связана с народными календарными праздниками, с повседневной жизнью и с народным воспитанием. Народная художественная культура является предметом современного этнохудожественного образования, которое рассматривается как важнейший компонент этнокультурного образования. Этнокультурное образование необходима во всех типах и видах образовательных учреждений (детских садах, общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного, среднего профессионального, высшего и послевузовского образования). Культурологический подход позволяет рассматривать процессы этнокультурного образования в русле концепций культурогенеза. Художественно-эстетический подход, позволяет соединить процесс этнохудожественного образования с воспитанием эстетической культуры личности на основе освоения специфики художественно-образной системы разных пластов искусства. Интегративный подход обеспечивает качественно новый уровень в преподавании народной культуры. Личностно-ориентированный подход. Этот подход ставит растущую личность в центр учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего личности полноценное вхождение в культуру. В данной ситуации актуализируется роль этнокультурного образования направленного на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. Более десяти лет в Кемеровской области реализуется культурно-образовательный проект «Юные звезды Кузбасса», в рамках которого проводятся конкурсы по номинациям: моделирование одежды, академическое пение, театр, вокал, народное творчество, хореография, выставка декоративно-прикладного искусства и др.

 

Методическая задача № 4.

К какому уровню результативной деятельности можно отнести деятельность педагога, ведущего занятия в коррекционной школе или в работе с детьми –инвалидами.

Уровни результативной деятельности преподавателя.

Репродуктивный уровень –преподаватель может и умеет рассказать другим то, что знает сам.

Адаптивный уровень – преподаватель может приспособить свое сообщение к особенностям учащихся и их индивидуальным способностям.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь