Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РАЗДЕЛ «Методология, теория и практика современной режиссуры ТПП»



РАЗДЕЛ «Методология, теория и практика современной режиссуры ТПП»

Основные виды празднично – площадного театра и их использование в современной праздничной культуре. Уличные театры.

УЛИЧНЫЙ ТЕАТР, театр, спектакли которого происходят на открытом пространстве – на улице, площади, в парке и т.д.

Виды уличного театра многообразны, что, в свою очередь, приводит к невозможности строгой классификации его форм. Уличный театр относится к самым древним видам театрального искусства. Он во многом сохраняет архаические черты обрядово-ритуальных действ, связанных в первую очередь с явлениями календарного цикла, т.е., с циклической темой умирания и обновления природы. Эти архаичные черты в разных видах современного уличного театра живут, развиваются и акцентируются по-разному.

Пожалуй, самая распространенная особенность представлений уличного театра, наглядно демонстрирующая общность с первобытными обрядово-ритуальными действами – это отсутствие четкого разделения на актеров-исполнителей и зрителей.

Пользуясь современной терминологией, можно сказать, что представления уличного театра всегда носят интерактивный характер: зрители включены в действие не только эмоционально, как в классических видах театрального искусства, но и непосредственно участвуют в спектакле, неизбежно внося в него те или иные коррективы. Таким образом, в уличном театре особенно силен момент импровизации.

Это приводит к необходимости особой стилистики актерской игры, а значит, – и к особым методам обучения и подготовки актеров. При этом речь идет не только о воспитании импровизационных способностей; скорее можно говорить о целом комплексе необходимых навыков практически во всем арсенале профессиональных актерских средств выражения.

Скажем, – даже при наличии современных технических приспособлений: микрофонов, усилителей и т.п., – голос актера уличного театра должен звучать совершенно иначе, нежели актера классического театра. С иной энергетикой, иной направленностью, что обусловливается акустическими особенностями открытого пространства.

Иными должны быть жест и пластика; иной – манера ношения театрального костюма; иными – взаимоотношения со зрителями и т.д. Если в классическом театре весь его антураж помогает сосредоточивать зрительское внимание на сцене (в том числе – затемненный зал и высвеченные подмостки), то в уличном театре зрительское внимание рассеивается неизбежными привходящими объектами. Следовательно, от актера (и остальных художественных средств) требуется существенно большая эмоциональная и энергетическая концентрация, – чтобы не просто вызвать интерес публики, но и удержать его на протяжении представления.

Потому принципы представлений уличных театров близки цирковому искусству, с его яркой зрелищностью, экстремальным эмоциональным воздействием на зрителя, злободневностью. Недаром в уличных представлениях так распространена клоунада.

Далее: как правило, зритель уличного театра смотрит представление бесплатно. Нередко зрители сами получают то или иное вознаграждение – подарок, цветы, угощение и т.п. Это обстоятельство дополнительно активизирует желание зрителей участвовать в спектакле (интерактивную особенность уличного театра сегодня широко используют современные рекламные технологии).

Финансирование уличных театральных представлений, как правило, исторически производится двумя способами.

В случае масштабной акции расходы несет организация, заинтересованная в общественном интересе и преследующая свои корпоративные цели: администрация города; спонсоры, рекламирующие свою продукцию; цеха ремесленников; церковь и т.д.

Если же представление уличного театра является камерным, финансовый риск несет сама труппа, предлагая зрителям в финале представления внести добровольную нефиксированную плату за доставленное эстетическое удовольствие.

Существуют и отдельные площадки на открытом воздухе с платным входом (и не только эстрадные площадки в парках, но и, скажем, знаменитый театр Г.Крэга Arena Goldoni во Флоренции). Но, хотя их традиции идут от классического античного театра (древнегреческого и древнеримского), такой тип организации представлений вряд ли можно расценивать как типичный для уличного театра, или как архаический.

Эти два вида финансирования обусловили и два основных исторических направления его развития.

С некоторыми оговорками их можно назвать пропагандистским направлением (как правило, это были представления, поддерживающие официальную государственную доктрину) и оппозиционным направлением (представления, так или иначе противостоящие господствующей идеологии). В чистом виде эти направления встречаются нечасто, они постоянно пересекаются и взаимопроникают друг в друга. В пропагандистское направление очень часто «контрабандой» привносятся критические тенденции. В оппозиционном же направлении, преимущественно развивающемся в русле народного искусства, зачастую возникают мотивы, которые лоббируются той или иной общественной группой с помощью финансовой поддержки представлений.

Пропагандистское направление ведет свое начало от первобытных камланий. Помимо основной цели этих действий (удачная охота, урожайный год и т.д.) существовала и побочная – но не менее важная, – которую в современной терминологии можно определить как PR-цель: поддержание высокого авторитета шамана или жреца.

Отсюда пошли театрализованные праздники, посвященные богам, а также – театрализованные уличные представления, посвященные выдающимся событиям (в частности, военным победам и спортивным соревнованиям). В рамках этого направления возник знаменитый римский лозунг «Хлеба и зрелищ! », содержащий в себе формулу отвлечения плебса от крамольных мыслей. В средние века церковь практиковала уличные представления мистерий (в основном они были приурочены к Рождеству и Пасхе). В это время возникают первые профессиональные актерские труппы, специализирующиеся на уличных представлениях. Со становлением государственности масштаб уличных массовых представлений рос. Увеличивалось и количество профессиональных театральных коллективов, обслуживающих подобные мероприятия.

Побочным ответвлением этого направления уличного театра можно считать придворные представления, проводившиеся на открытом воздухе. Их основная цель была не столько идеологической, сколько развлекательной.

Пространственная масштабность:

а) местные, локальные праздники, распространенность к-рых ограничена,

б) региональные праздники республик, города, села, улицы (напр.. Праздник Севера),

в) национальные (напр.. Праздник Русской березки, татарский Сабантуй, Фестиваль финно-угорских народов),

г ) государственные (напр.. День Конституции, День независимости),

д) международные (напр.. Олимпийские игры. День породненных городов и т.п.);     

3) по вероисповеданию

светские (день рождения, день совершеннолетия) и

религиозные (день ангела, конфирмация и т.д.),

к-рые различаются по конфессиям (православные, католические, буддистские, иудейские и т. д.):

4) по видам человеческой деятельности и сферам бытия:

общественно-политические (1 Мая, 9 Мая, 8 Марта, и г. п.),

профессионально-трудовые (дни профессий, проводы на пенсию),

природно-экологические; (Проводы зимы, Новый год, День птиц. День охраны окружающей среды),

семейно - бытовые (дни рождения, совершеннолетия, свадьбы, новоселье и т. д),

историко-культурные и праздники искусств (праздники спортивные, праздники улиц, домов, праздник духовой музыки, песни и танца, книг и т. д.).

Профессиональные праздники

День учителя

День работника культуры

Международный день театра

День шахтера и т.д.

Профессиональные дни и праздники в современном календаре России.

Погружение в материал: изучение конкретного материала в той или иной профессии. Использование специфических знаков и символов.

Роль руководства в подготовке и проведение праздника.

Проведение традиционных или разработка новых обрядовых и ритуальных действий. Чествование лучших в профессии.

Преемственность поколений – одна из сквозных линий.

Одическая (гимническая) интонация праздника.

Динамика праздника.

Важной специфической чертой драматургии массового праздника является их синтетический, комплексный характер, при котором универсальным методом создания любого вида театрализованного массового зрелища выступает синтез. Режиссура и драматургия используют часто синтез различного рода единовременных акций, различных типов действия, синтез документа и искусства, разнообразных выразительных средств.

Массовое зрелище отличается от концерта и праздника. Отличает их, во-первых, их рабочие условия организации и проведения. Так, например стадион отличается от концертного или театрального зала, а технические условия проведения массового зрелища в городском парке отличны от тех возможностей стационарной сценической площадки.

Второе отличие - это художественная организация пространства, так как рабочая площадка является важным компонентом в общей драматургической структуре массового зрелища. Одно дело - организация пространства театрализованного концерта к концертном зале, другое - организация пространства празднования на площадях, улицах, парках, стадионах. Если пространство в театре или в концертном зале двухмерное, и видимая точка в театре одна, задана рампой, расположением сцены и зрительным залом, то стадионное пространство трехмерное, и рассматривается по кругу. На стадионе зрелище воспринимается со всех сторон, поэтому действие, а, следовательно, и художественное оформление, его конструкция создается с учетом этих особенностей.

Динамика праздника.

Важной специфической чертой драматургии массового праздника является их синтетический, комплексный характер, при котором универсальным методом создания любого вида театрализованного массового зрелища выступает синтез. Режиссура и драматургия используют часто синтез различного рода единовременных акций, различных типов действия, синтез документа и искусства, разнообразных выразительных средств.

РАЗДЕЛ «Методология, теория и практика современной режиссуры ТПП»


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 649; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь