Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ордынское владычество на Руси.
Новгород Великий и Псков попали, вместе с другими русскими землями, в вассальную зависимость от Золотой Орды, или улуса Джучи — одного из четырех улусов, на которые в середине XIII в. распалась огромная держава монголов". Великим князем владимирским, после гибели Юрия Всеволодовича, стал его брат Ярослав. По требованию Бату-хана он явился в 1243 г. в ханскую ставку Сарай-Бату, Князь, принятый “с великою честью”, получил волей хана власть над всей Русью, и южной, и северной. Бату-хан и его наследники власть на Руси осуществляли не сами непосредственно, а через вассалов — русских князей. При этом ханы постоянно стравливали князей друг с другом, ревниво следили за их политикой, не давая никому чрезмерно усиливаться. Князя Михаила Всеволодовича черниговского, не " склонного к покорности, убили в Орде. Другой князь — гордый Даниил галицкий, тоже вызванный к Бату-хану, вынужден был стать его вассалом. Всех князей утверждали на престолах в Сарай-Бату, позднее— в Сарай-Берке, куда после смерти Бату-хана перенесли столицу Золотой Орды. Князьям выдавали ярлыки — ханские грамоты, утверждавшие их назначение. Не избежал злой участи и Ярослав Всеволодович — его отравили в Каракоруме в 1246 г. Туда же вызвали и сыновей погибшего—Андрея и Александра. Однако братья, опасаясь, что и с ними поступят так же, как с отцом, не спешили. Тем временем в Золотой Орде назначили преемника на русский великокняжеский стол — Святослава, брата Ярослава. Наконец, в Каракорум прибыли (1247 г.) Александр и Андрей Ярославичи. Великим князем там назначили Андрея Ярославича, а Александр получил Киевское княжество. Таким образом завоеватели, очевидно, хотели поссорить братьев. Лишь через пять лет в 1251 г. Александр стал “старейшим” на Руси, но “из рук” Бату-хана. Власть над Русью Орда поддерживала с помощью постоянного террора. В русских княжествах, городах расположились ордынские карательные отряды во главе с баскаками; их задача — поддерживать порядок, послушание князей и их подданных, главное же — наблюдать за исправным сбором и поступлением в Орду дани с Руси, того “ордынского выхода”, о котором с горечью и болью упоминают летописи и сказания. С целью учета плательщиков дани их “сочли в число”, т. е. провели перепись населения. Начали ее еще в середине 40-х гг. в Киевской земле; одни русичи должны были платить дань натурой—звериными шкурками, других продавали в рабство. В 1257 г. ордынские “численники” переписали население в Суздальской и Рязанской землях. Людей при этом разделили на десятки и сотни, тысячи и десятки тысяч. Так Орде легче было облагать народы завоеванных стран налогами, всякими поборами, исчислять поступление денег и воинов в ордынское войско — ханы, помимо прочего, “гоняли людей, велели им воевать вместе с собой”. От налогов ханы освободили только духовенство — они понимали, что священники имеют немалое влияние. Ханы давали иерархам русской церкви ярлыки (грамоты) на льготы в податях и повинностях. Александр Невский и митрополит Кирилл добились образования в Сарае русской епископии (его главу звали епископ сарайский, затем сарский и подонский). Она обслуживала религиозные потребности русских людей, которых немало скопилось в Орде. Церковные земли охранялись ханскими чиновниками, однако во время набегов они также нередко подвергались разорению. С жителей брали не только дань, но и другие налоги: поплужное (подать с плуга), ям (сбор для поддержания ямской гоньбы— почтовой службы), “корм”, собирали подводы, воинов, ремесленников. Восстания на Руси. В 1257 г. весть, пришедшая из Суздальской Руси, взбудоражила новгородцев: они узнали, что ордынцы начали там перепись жителей. Вскоре появились “численники” и в Новгороде. Но местные жители отказались от переписи. Начались волнения, восстания. Их участники расправились с посадником Михаилом Степановичем. Переписи особенно активно противились “меньшие люди”, “большие люди” — бояре, другие богатые люди — склонялись к послушанию Орде. В Новгород приехали Александр Невский и ордынские послы. Сопротивление продолжалось. Сын Александра Василий, сидевший князем в Новгороде, был на стороне новгородцев, не соглашался с отцом; в знак протеста он уехал в Псков. Отец же понимал, что бросать вызов Орде Руси не под силу. Последовали расправы над мятежниками—одним носы отрезали, другим выкалывали глаза. Сыну же Александр Ярославич приказал оставить Псков, и тот не стал перечить отцу — перебрался в суздальские пределы. Под угрозой появления ордынских войск новгородцы капитулировали—зимой 1259 г. в “Господине Великом Новгороде” появились, в сопровождении Невского и иных русских князей, “численники” из Орды. Они приступили к делу. Новгородцы снова “издвоишася”— разделились надвое: бояре уговаривали “меньших людей” пойти на перепись, а те не хотели: лучше, мол, умрем, но на ордынские поборы не согласимся. Но их сопротивление снова подавили, и монголы начали ездить по дворам, переписывать их обитателей. В те же 50-е гг. жители Галицко-Волынской Руси во главе с князем Даниилом выступали против ордынского военачальника Куремсы (1254 г.). Его орду отбили от Владимира-Волынского и Луцка, а князь Даниил захватил семь городов, занятых ранее ордынцами (Болохов, Межибожье и др.). Правда, пять лет спустя талантливый ордынский воевода Бурундай восстановил зависимость Галицко-Волынской Руси от Золотой Орды. В 1262 г. восстали жители Владимира, Суздаля, Ростова, Ярославля, Устюга Великого. Начали ростовцы — на вечевых сходках потребовали убрать из города откупщиков-мусульман, которым ханы давали право на сбор податей; некоторых из них убили. В Ярославле от рук восставших пал бывший монах Изосима. Он перешел в мусульманство и вместе с откупщиком Титямом собирал дани-пошлины. Восстания, прокатившиеся по Северо-Восточной Руси в 60-е гг., стали одной из причин отмены позднее откупной системы и передачи сбора податей в руки русских князей. В 1263 г., возвращаясь из Орды, в Городце на Волге умер Александр Ярославич, возможно, отравленный в ханской ставке. “Зашло солнце земли Суздальской”, — сказал на его отпевании митрополит Кирилл. С новой силой разгорелись несогласия, усобицы между князьями. Их разжигали ханы и баскаки. Сыновья Невского — переяславский князь Дмитрий и Андрей городецкий — схватились в борьбе за владимирский стол. Он переходил то к одному, то к другому, в зависимости от благорасположения ордынских повелителей. При этом Андрей не гнушался приводить из Орды татарские отряды, и они огнем и мечом проходили по градам и весям Руси, жгли и грабили, уводили пленников. Снова и снова русские люди, доведенные до отчаяния тяжкими данями, поборами и вымогательствами, поднимались на ордынцев. Куряне во главе с князем Святославом громят слободу баскака Ахмата. В ответ отряд, присланный из Орды, беспощадно карает жителей Курского княжества. Восставшие ростовчане изгоняют из своего города ордынцев (1289 г.). А ярославцы не пускают к себе ханского посла. В 1293 г. Андрей городецкий, снова выступивший против брата, приводит на Русь ордынцев. Возглавляет их Тудан. Вместе с дружинами городецкого и других князей они опустошают. Владимир, Суздаль, Юрьев, Москву, Волоколамск и другие города. Надолго им запомнилась и эта страшная “Дюденева рать”, и другие “рати”, за ней последовавшие: набег Токтомеря на Тверь, “татарская рать” на Русь 1297 г. и др. То же повторялось и в дальнейшем. Но Русь начинает все активнее противостоять Золотой Орде. Батыево нашествие положило неизгладимый рубеж в истории Руси, поделив ее на две эпохи — до “Батыева нахождения” и после него, домонгольскую Русь и Русь под владычеством монголов. Именно с этого времени началось отставание Руси от ряда европейских стран. Если там продолжался хозяйственный и культурный прогресс, возводились прекрасные сооружения, создавались литературные шедевры, не за горами была эпоха Возрождения, то Русь лежала, и еще довольно долго, в руинах. Ордынское иго на Руси сыграло, несомненно, отрицательную роль. Это признает подавляющее большинство ученых-историков, публицистов, литераторов. Хотя и в прошлом, и в нынешем столетиях высказывались мнения о том, что иноземное владычество оказало и положительное воздействие на развитие Руси — укрепление там государственного порядка, ослабление княжеских усобиц, заведение ямской гоньбы. Конечно, почти двух с половиной вековое господство ордынцев привело, помимо прочего, к обоюдным заимствованиям — в хозяйстве, быту, языке и прочем. Но главное — нашествие и иго отбросили русские земли назад в их развитии. Ордынские властители отнюдь не содействовали централизации на Руси, объединению ее земель; наоборот, препятствовали в этом. В их интересах было разжигать вражду между русскими князьями, не допускать их единства. Все, что делалось в этом плане, делалось против их воли, волей русских людей, оплачивалось ими дорогой ценой. Застрельщиком здесь выступал, снова и снова, русский народ.
|
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы