Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Журналистика во времена СССР



После большевистского переворота 25 октября 1917 года, в течение года были закрыты практически все старые русские периодические издания.

Уже на третий день после взятия большевиками власти начали появляться первые советские газеты. Они носили соответствующие названия, такие как «Голос трудового крестьянства», «Гудок». Это были газеты, учрежденные официальными органами, они информировали население о деятельности новой власти в различных областях жизни страны.

После переезда правительства в Москву в 1918 году, издается газета «Беднота», рассчитанная на полуграмотных и вовсе неграмотных в своей массе читателей-крестьян. Она значительно отличалась от других центральных газет и формами подачи материала, и краткостью, популярностью их изложения. С первых же номеров редакция стремилась установить тесные связи с читателями. Их письма полностью занимали всю вторую полосу.

В 1918 году было создано первое советское новостное агентство - Российское телеграфное агентство (РОСТА). Это агентство также занималось подготовкой журналистких кадров, изданием газет и журналов для самих журналистов и литературных работников.

Для всех средств массовой информации в условиях большевистской однопартийности все настойчивей выдвигается задача пропаганды социализма в государственном масштабе. Многочисленные ленинские декреты, документы, статьи нацеливали на превращение прессы в орудие социалистического строительства, на превращение её в составную часть административного управления обществом.

Во время гражданской войны пресса продолжала развиваться. В это время существовало множество как красноармейских изданий, так и белогвардейских. Антисоветскую пропаганду белогвардейские газеты вели не без участия Американского бюро печати[источник не указан 683 дня]. В свою очередь в борьбе против антисоветской печати создаются просоветские издания на иностранных языках.

Временное введение свободы торговли после Гражданской войны, повлекло за собой создание частных издательств. Что в свою очередь дало возможность публикации оппозиционных материалов.

В остальном положение национальной прессы было очень тяжелым. Разруха в стране, нехватка кадров и бумаги приводили к тому, что некоторые газеты издавались одним человеком. Так же это ситуация являлась причиной того, что в некоторых республиках вообще не выходило никаких газет или журналов.

Но несмотря на кризис именно в 20 годы сложилась система советской журналистики, сохранившаяся на все времена существования СССР, а также создание различных типов прессы. Развиваются такие жанры как очерк и фельетон. Возраставший объём газетно-журнальной периодики требовал расширения издательской деятельности. Крупным центром советского книгоиздания становится Государственное издательство РСФСР.

В качестве средства массовой информации все большую роль играло радиовещание. Конец 20-х - 30-е годы характеризуется значительным усилием партийного контроля над средствами массовой информации. При этом возрастает тираж изданий. Интенсивно развиваются отраслевые газеты и журналы. Пресса становится мощным инструментом пропаганды.

В годы первых пятилеток (планирование экономики на пять лет) получили развитие почти все формы массовой работы, которые способствовали развертыванию массового социалистического соревнования. Последнее в свою очередь способствовало достижение целей пятилеток. Наиболее распространение получили общественно-производственные смотры, производственные переклички, выездные редакции.

Великая Отечественная война сразу же изменила весь облик советской печати. Более чем в два раза сократился тираж центральных газет. Перестали выходить многие центральные отраслевые газеты. Значительно сократилось число местных изданий. Содержание изданий было направлено на провозглашение побед Красной армии на фронте, а также на борьбу за коммунистические идеалы на завоеванных территориях. В это время впервые в истории российских средств массовой информации в редакции газет, радиовещания, информационных агентств были направлены сотни советских писателей, которые писали свои репортажи из самых горячих точек боевых действий. Что не могло не повлиять на жанры используемые в изданиях. Большую часть военной и послевоенной журналистики составляли красноречивые очерки и рассказы.

В послевоенные годы средства массовой информации каждодневно сообщали о трудовых успехах советских людей: строительство газопровода, запуск первого спутника Земли, первый полет человека в космос, открытие выставок народного хозяйства, публиковали отчеты о партийных съездах.Советская публицистика ведущей газеты страны «Известий» - второй половины 50-х - начала 80-х многое унаследовала от ведущих очеркистов, фельетонистов, репортеров тридцатых годов и послевоенных лет, не говоря уже о писательской публицистики Второй мировой войны. Постановка острых проблем, глубокое знание материала, высокое художественное мастерство - все это было присуще газетно-журнальной публицистике. Примечательно, что полное равноправие приобрела журнальная публицистика, являвшаяся до сего времени лишь «петитной гостьей» на их страницах Для публицистики этого периода стало характерным, что очеркисты к явлениям жизни подходили не только как писатели, но, прежде всего, как учёные-экономисты. Среди известных публицистов тех времен - Татьяна Тэсс, Александр Васинский.

В 1970-е и 1980-е годы появляется и развивается самиздат, подпольные газеты (Хроника текущих событий и др.), которые издают представители столичной интеллигенции - советские диссиденты.

С началом перестройки средства массовой информации продолжают развиваться как единый пропагандистский комплекс, растет количество партийных изданий, увеличивается их тираж.

Значительно расширяется деятельность информационных агентств. ТАСС имело большую разветвленную сеть корреспондентов и прочих представителей в СССР и за рубежом. Острая полемичность публицистики периода перестройки - главная её отличительная особенность. Стремясь выявить «полную правду» редакции периодических изданий стали систематически печатать статьи учёных, особенно историков.В это время стало выходить множество изданий различных общественных организаций, групп, выходившие, невзирая на формальные запреты, открыто и получившие название альтернативной прессы. Один из характерных примеров - радикальная антисоветская газета «Свободное слово», издававшаяся с 1988 года.В 1990-е годы принимаются различные законодательные акты, отменившие цензуру. Принимается закон о печати. В конце 1991 года бы ликвидирован Главлит.

5)
Ведущие журналисты России

Гиляровский Владимир Алексеевич (1853/55-1935), русский журналист, прозаик, поэт. Родился 26 ноября (8 декабря) 1853 (по др. сведениям 1855) в семье помощника управляющего лесным имением в Вологодской губ. В 1860 Гиляровские переехали в губернский город Вологду, где Владимир поступил в гимназию.

Начал печататься еще во время своих скитаний, но профессиональным литератором стал, поселившись в Москве в 1881. Около года писал статьи для различных периодических изданий, с 1882 сотрудничал как журналист в газете «Московский листок», а в 1883-1889 - в «Русских ведомостях». Печатался в газетах «Русская мысль», «Петербургский листок», «Новое время», в «Муравье», «Осе», «Русском слове» и др. изданиях. В 1889-1891 году числился штатным сотрудником в газете «Россия».

Гиляровский стал одним из лучших репортеров столичной прессы, его «коньком» были уголовная хроника и репортажи, он писал о самых заметных и нашумевших событиях, его называли «королем репортеров». Вершиной его репортерской деятельности стал очерк о Ходынской катастрофе 1896. Гиляровский был самым известным и признанным знатоком Москвы. Это проявлялась на всех уровнях: писатель блестяще знал историю города и его современность, архитектуру и географию, высший свет и московское «дно» - Хитровку, приют нищих, босяков и отщепенцев. Воображение современников поразило описание Гиляровским хитрованских притонов.

Влас Миха́ йлович Дороше́ вич (5 (17) января 1865, Москва, Российская империя - 22 февраля 1922, Петроград, РСФСР) - русский журналист, публицист, театральный критик, один из известных фельетонистов конца XIX - начала XX века.Учился в нескольких московских гимназиях, откуда неоднократно исключался; гимназический курс завершил экстерном.Работу в газетах начал, ещё будучи учеником московской гимназии. Был репортером «Московского листка», «Петербургской газеты», писал юмористические заметки в «Будильнике». Известность его началась со времени работы в 1890-х годах в одесских газетах.В 1897 году Дорошевич предпринял путешествие на Восток. Издал книгу очерков о Сахалине и о Сахалинской каторге.С 1902 по 1917 годы редактировал газету И. Д. Сытина «Русское слово». В этот период издание стало самым читаемым и тиражным СМИ Российской империи.

Антон Павлович Чехов (1860 - 1904) - великий русский писатель, драматург. Родился в Таганроге в семье купца.Обучение в биографии Чехова Антона Павловича проходило сначала в греческой школе, гимназии. Затем он поступил в университет Москвы на медицинский факультет. На протяжении всего учения в жизни Чехова приходилось всячески подрабатывать: он был репетитором, сотрудничал с журналами, писал юморески.Рассказы Чехова были впервые изданы книгой в 1884 году («Сказки Мельпомены»). Чехов занимался журналистикой. С небольшими перерывами на протяжении двух лет Чехов постоянно вёл фельетонное обозрение " Осколки московской жизни" в журнале " Осколки". На страницах своей рубрики он писал обо всём, что его окружало, начиная от страхования скота от чумы и заканчивая хищениями в банке.На творчество Чехова того периода значительное влияние оказали произведения Л. Толстого. После окончания института занимается врачебной практикой.Затем в биографии Антона Павловича Чехова было совершено долгое путешествие на Сахалин. Там писатель изучал жизнь ссыльных. Произведения Чехова «В ссылке», «Остров Сахалин», «Палата N 6» отражают его впечатления о поездке.После покупки имения Мелихово, ведет общественную деятельность, помогая людям. В то время были написаны пьесы Чехова «Вишневый сад», «Три сестры». Произведения Чехова «Чайка», «Дядя Ваня» также являются одними из самых выдающихся.Затем из-за болезни в своей биографии Чехов переезжает в Ялту, где у него в гостях бывают Л.Толстой, Куприн, Бунин, Левитан, Горький. Сочинения Чехова выходят двумя томами в 1899-1902, а также 1903 годах. Из-за обострения болезни писатель едет в Германию для прохождения лечения, где вскоре умирает.

Леонид Парфенов - российский журналист, телеведущий, автор популярных телепроектов - родился 26 января 1960 года в Череповце (Вологодска область). В 1982 окончил факультет журналистики Ленинградского университета имени Жданова. В советской прессе печатался от " Красной Звезды" и " Правды" до " Московских новостей" и " Огонька". С 1986 года работал спецкором молодежной редакции Центрального телевидения, корреспондент программы " Мир и молодежь". В 1987 году создал трехсерийный документальный фильм " Дети XX съезда" о поколении шестидесятников (в соавторстве с Андреем Разбашем). С 1988 года работал на " Авторском телевидении" (ATV), где в 1990- 1991 годах выпускал первую версию " Намедни" - еженедельные " неполитические новости". В 1990 году в соавторстве с женой - журналисткой Еленой Чекаловой выпустил книгу " Нам возвращают наш портрет: Заметки о телевидении", которая вошла в обязательную программу курса " Основы тележурналистики", и где впервые была сформулирована идея проекта " Старые песни о главном". В 1992 году создал серию программ " Портрет на фоне". С 1993 года работал на НТВ (со дня основания телекомпании), был ведущим русской версии игры " Форт Байярд". Леонид Парфенов - автор и соавтор новогодних шоу " Старые песни о главном-1, 2", циклов документальных телефильмов, в том числе: " Намедни 1961-1991. Наша эра", " Живой Пушкин", " Российская империя", " Крымская война", " Люся", " Гамбит. На месте событий", " И лично Леонид Ильич", " Вечный Олег" и др. Награжден премией ТЭФИ за программу " Намедни", а в 2004 году - специальным призом. С 3 декабря 2004 года по 20 декабря 2007 года - главный редактор журнала " Русский Newsweek". С конца 2007 года занимается подготовкой иллюстрированной серией книг " Намедни". Книги Парфенова пользуются не меньшей популярностью чем одноименный телевизионный проект, по материалам которого они написаны.

Кольцов Михаил Ефимович (Фридлянд)(1898 -1940)- писатель, журналист, общественный деятель, член-корреспондент АН СССР.

Родился 12 июня 1898 года в Киеве в семье ремесленника.Его литературные наклонности обнаружились уже во время учебы в реальном училище. Он готовил сатирические листки, а его брат Борис-”будущий известный карикатурист Борис Ефимов-”делал смешные рисунки к листкам.

Начал печататься в 1916 году. Активный участник Февральской революции и Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года. С 1922 года Кольцов постоянный фельетонист и очеркист «Правды».Писатель-публицист, был неутомимым борцом за идеи Октября, оперативно и талантливо откликавшимся на важные и острые проблемы современности. Гневно бичуя отрицательные явления действительности, высмеивая бюрократов и приспособленцев (сатирическая новелла «Иван Вадимович, человек на уровне», 1933; фельетоны «Кампанейские люди», 1927, «К вопросу о тупоумии», 1931, и др.), разоблачая врагов Советской власти (фельетоны и очерки «Хлестаков у Гатчины», 1922, «В норе у зверя», 1932, «Димитров обвиняет», 1933, и др.), Кольцов в то же время был большим мастером «положительного» фельетона, запечатлевшего характерные черты нового общества, борьбу народа за новую жизнь («145 строк лирики», 1924, «Рождение первенца», 1925, «Дача -” так дача! », 1929, «Мужественный, сильный боец. Памяти Н. Островского», 1936, и др.).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь