Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Февральская революция 1917 г. Двоевластие
В начале 1917 г. это всеобщее недовольство властью приводит к революционному взрыву в столице России — Петрограде. К концу февраля более 80% петроградских рабочих было охвачено забастовкой. Невский проспект оказался заполненным демонстрациями, проходившими под красными флагами и лозунгами " Долой царя". Все попытки командующего Петроградским военным округом генерала Хабалова навести порядок, не дали результата. 27 февраля солдаты запасных полков, расквартированных в Петрограде, стали переходить на сторону революции, 28 февраляХабалов, полностью потерявший контроль над положением в столице, приказал последним защитникам старого строя сложить оружие. Февральская революция в значительной степени носила стихийный характер. Однако в ходе ее возникли новые органы власти, которым предстояло переустраивать Россию. Утром 27 февраля члены Думы приняли решение о создании временного комитета во главе с председателем Думы М.В.Родзянко. Однако новорожденный Комитет не имел серьезной опоры в массах и вынужден был искать поддержку у другого органа, созданного революцией: Петроградского Совета рабочих депутатов. Первое заседание Петросовета состоялось вечером того же 27 февраля в том же Таврическом дворце — по соседству с залом, где заседала Дума. Выборы в Совет дали в нем заметное преимущество эсеро-меньшевистской интеллигенции. Председателем Петросовета был избран Н.С.Чхеидзе. Большевики оказались на вторых ролях. Подобный состав Петросовета предопределил взаимоотношения этого органа, призванного выражать интересы пролетариата, с буржуазным Временным комитетом, а затем и Временным правительством. В соответствии со своими теоретическими установками эсеро-меньшевистские лидеры Петросовета считали, что после буржуазной революции власть должна перейти к буржуазии, что пролетариат просто не сумеет управлять огромной страной, особенно в условиях войны и хозяйственной разрухи. Исходя из этих соображений, большинство Совета не поддержало предложения большевиков о создании Временного революционного правительства самим Советом. На заседании 2 марта было принято решение о передаче власти буржуазии. Совет же, как предполагалось, должен контролировать действия буржуазного правительства с позиций защиты интересов рабочих. Однако, испытывая постоянный нажим со стороны народных масс, эсеро-меныпевистское руководство этого органа время от времени вынуждено было принимать куда более радикальные решения, чем ему хотелось бы. А это, в свою очередь, лишало свободы маневра буржуазных лидеров. Так, еще 28 февраля под давлением солдатских депутатов Совет принял знаменитый Приказ №1, вводивший в армии комитеты из выборных солдат и матросов, которые должны были контролировать деятельность офицеров, распоряжаться наличным оружием и т.п. 2 марта царь, осознавший свою неспособность справиться с революцией, отрекся от престола в пользу своего брата Михаила. Однако и Михаил не рискнул взять власть в свои руки: сколько-нибудь серьезных сил, способных выступить на защиту старого порядка вещей в те дни просто не существовало. 3 марта Михаил в свою очередь отрекся от престола. Самодержавно-монархический строй в России рухнул окончательно. Формально власть перешла в руки Временного правительства — преемника Думского комитета, — главную роль, в котором играли ведущие деятели буржуазной оппозиции: Милюков, Гучков и пр. Однако на деле в стране сложилось внутренне противоречивая система управления — двоевластие, — при которой буржуазному временному правительству приходилось согласовывать свои действия с Петроградским советом рабочих и солдатских депутатов. Эти органы, выражавшие интересы столь различных слоев населения, конечно же, не могли мирно ужиться друг с другом: столкновение между ними было неизбежным. Тема XX. Русская культура начала XX в. Просвещение Общий кризис самодержавного строя, который явственно ощущался уже в конце XIX в., бурные события начала нового века — все это наложило неизгладимый отпечаток на русскую культуру. В самых разных сферах ее нашли отражение и те катаклизмы, которые потрясали Россию в это время, и то присущее многим представителям творческой интеллигенции томительное предчувствие еще более страшной трагедии, которую сулило недалекое будущее, Тяжелые времена переживала система народного просвещения и, прежде всего, высшие учебные заведения. Уже с начала 1860-х гг. студенческие беспорядки стали обычным явлением русской жизни, однако с конца XIX в. они приняли совершенно небывалый характер. Своеобразный сигнал к взрыву недовольства подала сама власть: в 1899 г. она усугубила жесткий административный надзор т.н. " Временными правилами" , согласно которым участники студенческих беспорядков подлежали отдаче в солдаты. Эта мера вызвала последствия диаметрально противоположные тем, на которые рассчитывало правительство: с 1899 г. вплоть до первой революции студенческие волнения продолжаются почти беспрерывно, время от времени перерастая в стачки, которые приводили к закрытию университетов и других высших учебных заведений. В годы революции студенчество стало одним из самых активных ее участников. В годы правления Столыпина власти, действовавшей самыми жесткими методами, удалось навести относительный порядок в высших учебных заведениях. Однако в 1911 г. вспыхнула общая студенческая забастовка, борясь с которой министр просвещения Л.А.Кассо исключил из университетов несколько тысяч студентов. Вслед за этим начался " исход" из Московского университета профессуры, составлявшей его цвет: в знак протеста против подобных репрессий в отставку подали Н.Д.Зелинский, П.Н.Лебедев, К.А.Тимирязев и многие другие. Таким образом, с конца XIX в. нормальная жизнь в высших учебных заведениях была нарушена, учеба велась урывками, политика оттеснила на задний план науку. Литература Кризисные черты русской жизни оказывали мощное воздействие и на русскую художественную культуру этого времени. В литературе, с одной стороны, продолжалось развитие реалистических традиций, унаследованных от XIX в. И.А.Бунин, А.И.Куприн, Л.Н.Андреев, А.Н.Толстой создали великолепные образцы реалистического искусства. Однако сюжеты их произведений становились год от года все более тревожными и мрачными, идеалы, которыми они вдохновлялись, все более неясными. Жизнеутверждающий пафос, который был так характерен для русской классики XIX в., под гнетом начальных событий постепенно исчезал из их творчества. В известной мере подобные черты были присущи и произведениям А.М.Горького — самого значительного и популярного в то время писателя-реалиста. Чуткий наблюдатель, исстрадавшийся от жутких, темных сторон русской жизни — крестьянской дикости, мещанской равнодушной сытости, неограниченного произвола власти — он чрезвычайно выразительно воспроизводил их в своих повестях, рассказах, очерках. Куда менее убедительными в творческом отношении были его попытки найти силу, способную противостоять этой жизни — сперва среди бунтарей-босяков, потом — в среде революционного пролетариата (роман " Мать" ). В то же время уже в конце XIX в. в русской литературе возникают модернистские течения, враждебные реализму — символизм, акмеизм и др. При всех их различиях эти течения объединяла одна общая черта — отказ от воспроизведения окружающей действительности, которая представлялась неинтересной, скучной и в то же время пугающе опасной. Поэты и прозаики модернистских направлений стремились либо создать в своих произведениях обобщенные символы человеческих чувств и жизненных явлений, оторванные от суетной повседневности, либо увлечь читателя экзотикой дальних стран или давно прошедших эпох, увести его в глубины подсознания или в надзвездные миры, поразить небывалой страстью и т.п. Для многих модернистов — особенно поэтов — характерна упорная и нередко плодотворная работа над формой своих произведений — стихи В.Я.Брюсова, К.Д.Бальмонта, Н.С.Гумилева поражают своей звучностью, изысканными, неожиданными рифмами. Что же касалось самых ярких и глубоких представителей этих течений — А.А.Блока, Андрея Белого (Б.Н.Бугаева) — то они так и не смогли отстраниться от трагических проблем русской жизни: по-своему, вне рамок реалистического искусства, эти поэты все же откликнулись на них, создав в своих произведениях неповторимую атмосферу душевного надрыва, разочарованности, ощущения неизбежного краха старого, привычного мира. Живопись С конца XIX в. влияние модернизма заметно проявляется и в русской живописи — в импрессионистских полотнах В.А.Серова и К.А.Коровина, в символистских картинах М.А.Врубеля (" Демон", " Пан", и другие). Движение передвижников в это время переживало глубинный кризис, организационный и творческий, и вполне закономерным было появление в 1898 г. нового художественного объединения " Мир искусства", члены которого решительно отвергли идейные и эстетические принципы своих предшественников. Так же, как и близкие им по духу литераторы-модернисты, мирискусники отказывались от реалистического воспроизведения действительности, призывая стремиться к " чистой красоте" — совершенству формы, изящной условности, высоким вневременным идеалам. В " Мир искусства" вошло немало талантливых художников, таких как А.Н.Бенуа, К.А.Сомов, Л.С.Бакст, которые, пренебрегая " прозой жизни", создавали изящные, эстетически привлекательные полотна, посвященные придворным празднествам времен последних Бурбонов во Франции, сценам помещичьей жизни дореформенной России и т.п. Не удивительно, что при подобном подходе к живописи наиболее значительных результатов мирискусники достигли в книжной графике и театрально-декорационном искусстве. Подчеркнутый эстетизм, сознательная отрешенность от реальной России — подобные установки, ограничивавшие творческие возможности художника, вызвали, в конце концов, оппозицию. Часть " мирискусников" вышла из этой организации и, объединившись с бывшими передвижниками, учредила в 1903 г, " Союз русских художников". В " Союзе", таким образом, произошел органичный и очень плодотворный сплав традиционного и новаторского направлений в русской живописи. В нем работали мастера различных жанров, но самыми яркими и значительными из них были пейзажисты: И.Э.Грабарь, К.Ф.Юон, А.А.Рылов. Музыка Отход от старых традиций в сторону эстетической утонченности, поисков новых форм был характерен и для русской музыки XIX- нач. XX вв. В известной степени эти поиски обогащали музыкальную культуру — во всяком случае, когда их вели такие великолепные мастера, как А.Н.Скрябин, С.В.Рахманинов, И.В.Стравинский. В начале XX в. русская музыка становится все более заметным явлением мировой культуры. Немалую роль в ее популяризации сыграли т.н. Русские сезоны, организованные в 1907-1913 гг. в Париже известным театральным и художественным деятелем С.П.Дягилевым. Архитектура Русская архитектура в начале XX в. переживает последний — короткий, но яркий период своего расцвета, связанный с появлением стиля модерн. Его создатели стремились максимально учесть те возможности, которые представляют новые строительные конструкции и материалы и, в то же время, эстетически осмыслить их, придать им художественную выразительность. В случае удачного воплощения этих замыслов здания банков, например, Азово-Донского (архитектор Ф.И.Мидваль), вокзалов — Казанского (А.В.Щусев), Ярославского (Ф.О.Шехтель), типографий — газеты " Утро России" (Шехтель) превращались в настоящие произведения искусства (все эти здания были построены в Москве, в которой модерн вообще получил наиболее последовательное развитие). В целом русская культура конца XIX — начала XX в. поражает своей яркостью, богатством, обилием талантливых людей в самых разных ее сферах. И в то же время, это была культура общества, обреченного на гибель, предчувствие которой прослеживалось во многих ее проявлениях.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 794; Нарушение авторского права страницы