Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ИГРА-ЭКСКУРСИЯ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Эти игры лучше проводить после прогулок по городу, для закрепления новой информации, пережитых эмоциональных впечатлений, систематизации новых зрительных образов. Например, на песке строится панорама - вид с Троицкой площади. Что же мы здесь видим? Красавицу Неву, на берегах которой слева от нас -первый дом в городе. Домик Петра. Запомнил ты его? Создай его, пожалуйста! А что ты можешь о нем рассказать? Чем он знаменит? Справа-Заячий Остров, на нем стоит... Правильно! Петропавловская крепость. Помнишь, кто ее строил? Что ты об этом можешь рассказать? Напротив нас, через Троицкий мост - площадь Суворова, Марсово поле, Летний сад. Мраморный Дворец. Все это моделируется в песочнице. Так легко и естественно ребенок учится ориентироваться в пространстве. Схематично отражая план города, он оживляет в памяти все свои впечатления. Для осмысления и более полного закрепления материала, можно использовать изображения архитектурных объектов, вырезав их из открыток. Игру можно сопровождать любыми стихами (Например, А. С.Пушкина). А мы Вам предлагаем стихи Дмитрия Фролова: “Красив наш город Петербург! А он, ведь, строился не вдруг... Здесь раньше был лишь стройный лес, Тянулись ели до небес, Иих, как синяя кайма, Объяла славная Нева. Невой Царь Петр восхищен: “Здесь будет город заложен! ” - Воскликнул он. И топоры Под корень лес весь извели. Вот с той площади, мой друг, И начинался Петербург. Вот тут - солдаты за два дня Срубили Домик для Петра. А сами жгли вокруг костры – Так заедали комары! Царь Петр вначале строит крепость, И это вовсе не нелепость: Царь Петр флот всегда хвалил: Мосты он строить “не любил”.. Ведь город надо охранять, От шведов грозных защищать. Вот тут - есть остров небольшой, Где зайцы бегали гурьбой, Здесь зодчий Доминико Трезини Таскал, как все, с землей корзины... И стройкой всей руководил. Он план сначала начертил: Шесть бастионов будут здесь, Дом Коменданта тоже есть, Потом Большой Монетный Двор, И Петропавловский Собор. Сурова, неприступна крепость – Она грозой была всегда! Она единственная в мире – Не воевала никогда! Потом - в ней царская тюрьма, Никто отсюда, никогда Не убежал домой на волю, Здесь все свою испили долю... Где Дом Петра - там спуск к воде, И лодки царские везде. Не мало Петр свершил побед, И город постепенно рос, Но только через двести лет Здесь был построен первый мост. Но чем прекрасен юный град, Так это - дивный Летний Сад! Здесь на семи стоит ветрах Дворец Петра - он просто ах! В нем Ассамблеи Петр давал, Гостей заморских принимал, И медом нашим всех поил, А чай пить - в Чайный Дом водил. В саду растет столетний дуб, И памятник Крылову тут. На озере, где был ручей, Резвиться стая лебедей И петербургская вся знать Ходила в Летний Сад гулять... Ну как, друзья. Вы не устали? Сегодня много Вы узнали? А если нет, летим кометой Смотреть “Восьмое чудо света”! * * * Васильевский остров — самый большой, К Заливу выводит наш город речной, Мы вышли сейчас на Стрелку к нему, На кончик, которым он делит Неву. Колонны Ростральные гордо стоят, Как прежде, костры на них часто горят, Костры на колоннах - маяк кораблям: Плывите заморские гости все к нам! На Стрелке, на Стрелке - у самой воды, Стоят на подставках большие Шары, Их можно бы было слегка покатать Да вот незадача, - никак не поднять! Из камня они — их никто не катает, Они нашу Стрелку давно украшают! Построил ее Тома де Томон, Действительно, чудо создал нам он! О Стрелке, друзья, можно много сказать, Но время занятие наше кончать, Мы завтра экскурсию с вами продлим, Михайловский Замок в песке создадим. * * * Должны знать свой город Мы все “на-зубок”! И лишний на это не жалко урок! Как Вы поняли, эти игры можно проводить с детьми как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Песочными иллюстрациями можно сопровождать знакомство ребенка с мировой художественной литературой. Начиная с басен, потешек, переходя к легендам, сказаниям, былинам, мифам... Глава 3 ТАЙНЫ НАШЕЙ ДУШИ. Проективные игры на песке СОВЕТЫ АВТОРОВ Очень непросто разобраться в себе самом, а тем более соприкоснуться и ощутить “трепет” души другого. Безусловно, речь дает нам возможность понимать друг друга. Но как же быть с крылатой фразой: “Язык нам дан для того, чтобы скрывать свои мысли”? Язык желаний и чувств ближнего часто является для нас иностранным. А как же быть маленькому человеку, незначительный словарный запас которого не дает ему возможности рассказать взрослому о своих переживаниях? Как реализовать ему свои творческие потенциалы, приоткрыть перед нами тайны своей Души? Психологи скажут, что самое главное “спроецировать” свой внутренний мир вовне. Например, можно нарисовать свое состояние. Но маленькие дети еще плохо рисуют. Бывает, что ребенок расстраивается и плачет от того, что не смог выразить то, что хотел. А в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующие ситуации с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и бессознательно находит для себя те ответы, которые ему было сложно получить от взрослых. А мы, в свою очередь, получаем уникальную возможность реально увидеть внутренний Мир ребенка в данный момент -ландшафт его Души. Как это сделать Вы узнаете дальше. Первый коммуникативный опыт ребенок получает опять-таки в процессе игры с песком. Едва научившись ходить, наши малыши с удовольствием “ковыряются” в песочнице. Кто-то лепит куличики и строит дома, а кто-то с удовольствием разрушает созданное, швыряет песок в глаза другим. Наблюдая за тем, как ведут себя дети в песочнице, родители открывают в своем любимце новые, неожиданные качества. Одни могут ужасать, другие - радовать. Что же нас огорчает и озадачивает? То, что наш ребенок позволяет другим ущемлять свои интересы: бить, отнимать игрушки, прогонять. Что делаем мы в этой ситуации? Один попытается “восстановить справедливость” и “покарать” обидчика своего чада; другой - уводит рыдающего малыша домой, с чувством горечи и невыраженного протеста; третий - сразу начнет учить “давать сдачи”; а кто-то поступит по принципу: “Если деточки дерутся, лучше в драку не вступать”. Первые сложности нашего ребенка в общении с другими детьми (в сюжетно-ролевых и совместных играх) мы часто воспринимаем как личное оскорбление и проблему. К психологу молодые мамы приходят с вопросами: “Мой сын не умеет общаться с детьми - в песочнице отнимает игрушки и бросается песком, что делать? ” или “Мой сын не умеет общаться с другими детьми - в песочнице у него постоянно отнимают игрушки, а он терпит, что делать? ” Оказывается и “Агрессор” и “Тихоня” проблемны. Почему? Потому что у них обоих не сформированы, как бы сказали психологи, коммуникативные навыки. То есть умение нормально общаться. Детское творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры — есть проекция внутреннего мира ребенка. То есть перенос вовне переживаний, желаний, умений, возможностей. Поэтому мы назвали игры, с которыми сейчас будем знакомиться, ПРОЕКТИВНЫМИ. Проективные игры можно проводить индивидуально и в группе, с их помощью осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка. Пожалуй, милые Читатели, пришло время рассказать о том, что же происходит в бессознательном ребенка, когда он играет в песок. Оказывается, что строя картину из песка, ребенок переносит на песочный “лист” ландшафт внутреннего мира и “диспозицию” в нем на данный момент. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, маленький человечек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций (ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! ). Этот опыт в виде “концентрата” попадает в бессознательное (пока глубинный смысл проигранного на песке может не осознаваться). Некоторое время оно активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой “песочный” опыт! Таким образом осуществляется, если перефразировать известное явление, “круговорот переносов в природе”. Сначала внутренняя реальность переносится вовне — на песочный “лист”, потом опыт песочной сказки переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывается бессознательным и уже в виде некоторых моделей переносится на реальное поведение ребенка, и так далее. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ИГРЫ Ребенку предлагается взять плоскую корзинку или поднос, подойти к столу или стеллажу с “коллекцией” фигурок и выбрать те, к которым тянется рука, те, которые привлекают внимание. Инструкция не ограничивает ребенка выбором только того, что нравится. Он может выбирать и “злые” фигурки, проецируя на них существующее в данный момент внутреннее напряжение. Время выбора обычно не ограничивается. Каждый выбирает в своем темпе. Бессознательное уже “ощупывает” фигурки, ища в них персоналии внутренних процессов. Если ребенок берет все подряд и в неограниченном количестве - сейчас ему важно “проработать” имеющееся внутри напряжение. Взрослый в таинстве выбора не участвует. Он как-будто “растворяется”, но обращает внимание на то, что и как выбирает ребенок. Далее, ребенок приглашается к ящику с песком и ему дается “сказочная” инструкция: “Представь себе, что ты Волшебник (Волшебница). Он долго путешествовал. Он искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И, наконец, он пришел в пустыню. И задумал Волшебник превратить ее в сказочную страну и населить ее разными существами... Преврати пустыню в тот мир, какой ты захочешь”. Безусловно, это не единственный вариант “введения” в песочную среду. В зависимости от наших целей и возраста (маленький ребенок, как правило, не нуждается в инструкциях, когда видит песок), инструкции будут звучать по-разному: “Создай то, что хочешь”, “Создай наиболее яркий эпизод твоего сна”, “Создай свою семью и расскажи о ней” и др. Можно дать дополнение к инструкции: “Если окажется, что какие-то фигурки лишние, их можно вернуть обратно, а если чего-то не хватит, можно подойти и взять то, чего не достает”. Маленькому ребенку имеет смысл показать возможности песочницы: раскопать дно, показать синий цвет — воду, выстроить гору и пр. Однако, перед началом его самостоятельного процесса, необходимо все разровнять. Как только ребенок начал строить песочную картину, нам важно занять такое место, где нас не видно, но нам видно все. Некоторые начинают построение песочной картины с ландшафта: прокладывают реки, озера, моря, горы, долины и пр. После этого населяют мир разными существами. У других, создание ландшафта происходит параллельно с привнесением фигурок на песочный лист. Третьи, сразу выставляют фигурки на ровную песочную плоскость. Безусловно, это тоже важная информация для нас. Дети, создающие богатый разноплановый ландшафт, чаще всего оказываются натурами динамическими, глубоко и сильно чувствующими (правда, это может скрываться от взгляда поверхностного наблюдателя), имеющими склонность к рефлексии, исследователь по натуре и пр. “Во всем мне хочется дойти до самой сути, в работе, поиске путей, сердечной смуте”, - пожалуй, эта строчка Б.Пастернака лучше всего опишет их внутренний ритм. Если мы видим отсутствие ландшафта, или его условность (например, озеро или река выглядит как небольшое углубление в песке - до синего дна песочницы еще очень далеко, и автор картины указывает на эту ямку как на водоем), то скорее всего это проявление тенденции к внутренней стабилизации. По каким-либо причинам, в данный момент ребенку “не хочется”-углубляться в недра бессознательного. Он желает сохранить найденное равновесие. “Плоскую” песочную картину часто можно встретить у совсем маленьких детей. Последовательность появления и местоположение фигурок на песочном “листе” даст нам много интересной информации. Например, игрушка, поставленная в центр, часто символизирует “Я” ребенка, тенденцию к самоактуализации. Фигурка, которая появляется первой является символом чего-то самого важного для ребенка на данный момент. Иногда фигурки закапывают. Они символизируют ВЫТЕСНЯЕМОЕ В БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, или то, что еще неосознано. Могут закапывать камни (как потенциальные части личности), монстров (как вытесненное напряжение), ключи (как символы потенциальных путей, открытий и пр.), и многое другое. Об этих фигурках можно подробно расспросить ребенка: что это, почему закопано и пр. Когда ребенок заканчивает создание сказочной страны, мы просим его рассказать о ней: - что это за мир, сказочная страна, - какие существа ее населяют, какой у них характер, что они умеют, откуда они пришли в эту страну (можно подробно расспросить о каждой фигурке), - в каких взаимоотношениях они находятся между собой, - всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если нет, то что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить - какие события будут происходить в этой стране, что будут герои делать дальше? Последние два вопроса стимулируют ребенка вносить изменения в картину. Фантазировать, проецируя свои желания на будущее песочной страны. И здесь важно не просто воображать, а реально делать, менять -ибо фигурки легко переставляются, вносятся новые, убирается то, что больше не нужно. Некоторые дети ничего не желают менять в своей картине. Они говорят, что их все устраивает, им хочется оставить все “как есть”. Это может быть связано с переносом на песочный лист “картины”, состояния внутренней стабильности. В этом случае ребенок желает “остановить мгновенье”, полностью прожить свое состояние. То есть данная картина не содержит неразрешенного внутреннего конфликта. Для него сейчас эта песочная “диспозиция” выражает состояние динамического равновесия. Если ребенок говорит, что есть существо (или существа), испытывающее дискомфорт в песочной стране, мы спрашиваем: “А что можно сделать, для того, чтобы ему стало лучше? ” Здесь важно, чтобы ребенок не просто фантазировал, а реально разыгрывал свои фантазии на песке. После каждого изменения в картине, мы можем спрашивать: “А что было дальше? А что будет, когда герой придет туда, куда он направляется? ” и т.п. Игра продолжается до тех пор, пока уязвленный вначале герой не попадет в более благополучную ситуацию, или ребенок не скажет: “Теперь всем хорошо”. Это сигнал того, что имевшееся на начало игры внутреннее напряжение “проработано” на бессознательнео-символическом уровне. Если ребенок говорит: “Этому герою очень плохо здесь, но ничего сделать нельзя”, можно предложить ему помощь: “Мы же с тобой в сказке, а в сказочной стране невозможного не бывает. Давай подойдем к волшебному шкафу, где живут фигурки, и посмотрим - может быть, среди них есть те, кто нам поможет. Бывает, что помощники прячутся - их сразу не заметишь. Но сейчас мы будем с тобой очень внимательны.” Ежели и после этого ребенок удручен, не может найти себе помощника, - это означает, что проблема глубока и потенциальное бессознательное ее решение еще “не созрело”. В данном случае, можно построить работу по “защите” страдающего существа. “Ну что ж, и в сказке, и в жизни бывают ситуации, когда кажется, что помочь никто не может. Давай подумаем, как наш герой может себя защитить”. Таким образом, мы усиливаем психологическую устойчивость, “включаем” бессознательные защитные механизмы. Быть может, на 3—5 игру ребенок уже сможет найти помощников уязвленному герою. Один 5-летний мальчик, страдающий эпилепсией, все время строил в большей части песочного листа сказочную страну, окруженную горами, забором, рвом с водой. В этой стране жили существами, занимавшиеся созидательной деятельностью. В меньшей части песочного листа жил злой дракон. Обычно он спал. И в это время люди могли делать свои дела. Но когда он просыпался (а это было всегда непредсказуемо), он налетал на мирную страну и все разрушал. Не спасали ни горы, ни ограда. Когда дракон улетал, оставшиеся в живых люди, восстанавливали свою страну. На вопрос: “Могут ли жители этой страны как-то защитить себя? Может; им нужно обратиться к Волшебнику? ”, мальчик отрицательно качал головой. В течении 5 сеансов, дракон методично все разрушал. Складывалось ощущение, что ребенку нравится рушить то, что он сам и создавал. Наконец, мальчик сказал, что если люди хотят справиться с драконом, им нужно найти Волшебный Камень (в картине появился камень - он был закопан). Конечно, на этом сеансе люди камень не нашли, и дракон опять все разрушил. В следующий раз, малвчик заявил, что к камню может подойти только один герой, и когда он коснется камня, он узнает заклинание, способное остановить дракона. “Не победить, а остановить”, - подчеркнул ребенок. И вот герой нашел камень, дотронулся до него и услышал заклинание. Когда на страну вновь налетел дракон, мальчик, держа фигурку дракона в одной руке, а героя в другой, стал шептать заклинание (это был сложновоспроизводимый набор звуков). Было видно как он переживает, как не просто остановить дракона. Оказалось, что “просто прошептать” заклинание недостаточно. Его нужно произносить твердо. Дракон улетел, не успев серьезно повредить страну. После этого мальчик выглядел очень уставшим. На следующий день пришла мама мальчика и сказала, что с ребенком происходит “что-то странное”. Дома он стал “кукситься”, что обычно предвещало начало припадка, при этом шепча какие-то непонятные слова. Маму, конечно, это очень напугало. Но оказалось, что вслед за этим припадка не последовало. Ребенок свернулся калачиком и заснул! Он пришел у тому, чтобы произвольно гасить приступ эпилепсии. Этот эпизод показывает динамику бессознательной работы над заболеванием. Конечно, дорогой Читатель, Вам сразу стало ясно, что образ дракона - это болезнь, приступ. Долгое время он безнаказанно разрушал позитивную сферу жизни. Важно, что ребенок сам пришел к заклинанию и его форме. Это лишний раз подтверждает тот факт, что мы очень мало знаем о бессознательном и его возможностях, и конечно же иллюстрирует эффективность игры в песок. Другой пятилетний мальчик имел серьезные проблемы общения со сверстниками и взрослыми, а также общее недоразвитие речи. Входя в комнату, где были дети, он прятался в шкаф или под стол, стараясь скрыться от контактов. На песке он построил “Страну Зла”: в центре картины лежала большая ящерица, ее окружали пауки, змеи, скорпионы и другие существа, имеющие щупальца. Ящерица была хозяйкой страны, и не было силы и желания ее победить. На вопрос: “Хотел ли бы ты жить в этой стране? ”, мальчик ответил: “Ха! Да я в ней живу! ” Когда ему было предложено сотрудничество с Добрым Волшебником, он указал на героя, который был не таким злым как все, с которым можно было договориться. Этим существом оказалась Крыса. Потихоньку, с помощью Крысы, и помогающего ей Доброго Волшебника ( его фигурка находилась за пределами песочного листа и принадлежала взрослому), мальчик “договаривался” с другими героями. Кого-то из них убивал (закапывая в песок или совсем убирая из ящика), а кого-то “перетягивал” на “свою сторону”. Так продолжалось из занятия в занятие. Причем, когда следующая игра начиналась, он восстанавливал картину (правда, с меньшим количеством злых героев) и говорил: “Будем бороться со злом! ” На шестую игру он сказал: “Все, строить нечего, рассказывать не о чем, Страны Зла больше нет. Это - Добрая Страна! ” Ящерица так и не ушла из песочного листа, но мальчик с ней “договорился”. Через некоторое время, родители ребенка отметили, что он очень изменился. Если раньше из него было не вытянуть ни слова, то теперь, приходя домой, он делился своими впечатлениями, рассказывал о друзьях -они появились у него впервые в жизни. Самое главное, что мама сказала: “Такое впечатление, что мы теперь друг друга понимаем”. Совсем не обязательно заниматься интерпретацией песочных картин. Достаточно уже того, что Вы выступаете организатором среды, где ребенок чувствует себя привычно и защищенно, где у него есть собственное пространство, где он - Творец. Этим, Вы позволяете ребенку самостоятельно поработать над своей проблемой, поговорить “с самим собой”. Если Вы работаете с неговорящими детьми и взрослыми, язык песочной картины поможет Вам глубже понять внутренние процессы этих людей. По окончании игры ребенок САМ разбирает песочную картину. Таким образом закрепляется приобретенный на символического-бессознательном уровне опыт. ГРУППОВЫЕ ИГРЫ Игры с песком в группе направлены, в основном, на развитие коммуникативных навыков. То есть умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Группа может состоять та 2-х, 4-х и более детей. Если Вы имеете дело со “сложными” детьми (агрессивные, гиперактивные) лучше не собирать группу более 3-х человек - Вы будете четвертым. Детям дается следующая инструкция: “Вы - Волшебники. Вы задумали отправиться в путь, в путешествие. Для того чтобы найти страну, в которой еще никто не жил - пустыню. Там вы хотите создать цветущую сказочную страну. Сейчас вы выберите себе по ТРИ героя, которых вы бы хотели поселить в новой стране. Отдельно захватите деревья, камни, цветы, дома - все, что будет вам нужно для создания сказочной страны.” Образ Волшебника в данной инструкции является “нормирующим”: его “кодекс чести” не позволяет ссориться, бросаться песком, разрушать то, что создает волшебник рядом, актуализирует потенциальные творческие части личности и др. Когда дети выберут фигурки, можно им предложить создавать сказочную страну либо всем вместе, либо по очереди. “Каждый Волшебник создавал свой кусочек сказочной страны, стараясь не мешать другому и делать так, чтобы его часть дополняла то, что строят волшебники рядом”. Или: “Каждый Волшебник по очереди подходил к пустыне и строил то, что считал нужным, следующий Волшебник пристраивал к этому что-то свое. Так продолжалось до тех пор, пока Волшебники по очереди не построили сказочную страну, дополняя друг друга.” Для нас важно понаблюдать за тем, как дети проявляют себя в игре и контакте друг другом. Кто-то покажет себя лидером, кто-то ведомым. Один будет играть обособлено, другой ^распространится” на всю территорию песочницы. Вы заметите, что в песочных играх у детей “включается” механизм естественной регуляции игрового взаимодействия. Дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого. Так формируется эмпатия - способность к пониманию ближнего и сопереживания ему. Специалистам мы хотим предложить форму “Протокола”, куда Вы можете заносить свои наблюдения за поведением детей и стилем их взаимодействия друг с другом. ПРОТОКОЛ ГРУППОВОЙ ИГРЫ “_”_________ г. Тема________________ Качественный анализ:
Количественный анализ: Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1156; Нарушение авторского права страницы