Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Погост Никольский и Выскатка.



Памятники седой старины

Древние могильники, курганы и жальники говорят нам, что здесь уже в далеком прошлом жили наши предки. Сейчас от этих памятников остались малозаметные следы, которые еще могут показать нам старожилы. Но сохранился документ с хорошим описанием почти всех погребений X-XIV веков в нашем крае. Это книга «А.А. Спицын. Гдовские курганы в раскопках В.Н. Глазова. СПБ. 1903». В ней дана схема расположения погребений на территории нашего района и подробное описание каждого могильника. Наиболее крупные могильники были у деревни Кушела, где насчитывалось 40 курганов и жальнических могил. У деревни Малая Руя на берегу Руйки, на холме, невысокие курганы и жальники, огражденные большими гранитными плитами. У деревни Савиновщина – курганы, у деревни Патреева Гора – один курган высотой два с половиной аршина и диаметром три сажени, у деревни Куклина Гора – группа курганов.

По схеме хорошо видно, что расположены древние погребения по берегам рек, речушек, ручьев, озер и других водоисточников, как правило, на высоких берегах или где-то вблизи на холмах. У села Выскатка древних погребений нет. Значит, можно сделать вывод: в далеком прошлом на месте Выскатки наши предки не проживали. И вот почему: в этом месте нет ни речки, ни озерка, никакого водоисточника. А рыть колодцы в то время еще не умели, а лопат еще не было. А без воды и в те далекие времена наши предки жить не могли.

Когда же возникла деревня?

 

Нужда в жилье на месте Выскатки появилась в XIV-XV веках, с ростом и выделением в 1348 году Пскова из Новгородской земли. Развитие Пскова связано с ростом его торговли с западными странами. Основным торговым путем был водный – по Чудскому озеру, реке Нарове до ее устья, где товары перегружались с речных судов на морские и обратно. Но кроме водного пути нужен был и сухопутный, и он проходил по земле нашего края. От Пскова на Гдов, Добручи, Вейно, Кушелу, Монастырек, Ям, село Наровское на устье Наровы. Дороги выбирали, минуя болота, вязкие места, реки без бродов. Казалось бы, что дорога от Вейно на Попкову Гору короче через Выскатку, чем через Кушелу. Но здесь здесь дорога часто была непроходима из-за разлива реки Кушелки и вязкой дороги, о чем напоминает нам и название деревни на этом пути Вязище. А в сухую погоду и в морозную открывался прямой путь, минуя Кушелу, где был административный центр, назывался он в то время Губой. Там был староста, который оказывал содействие всем проезжим и прохожим. Предоставлял подводы, продукты и все необходимое в пути. При установлении прямого пути, более коротко, сюда на перекресток дорог, из Кушелы ВЫСКАКИВАЛА группа от губного старосты, для обслуживания проезжих по более короткому пути минуя Кушелу. Вначале здесь была временная стоянка, а со временем появились и постоянные становища с жителями. Так от группы выскакивающих на перекресток появилась деревня, которую по старому стали называть Выскаткой. А точнее согласно описания Кушельской губы Гдовского уезда, в писцовых книгах, за 1585 год, в числе других деревень есть и Выскитна, принадлежащая к Гдовскому Дмитровскому собору. В 1985 году исполнится Выскатке 400 лет.

 

Погост Никольский и Выскатка.

Карта второй половины XIX в.

Памятники северной войны

 

В годы Северной войны Петра со шведами, водный путь по Нарове был закрыт, шведскими крепостями в Сыренце и Нарве. Расположенным полкам фельдмаршела Шереметева в Пскове, пришлось пользоваться только сухопутным путем. И все годы полки Шереметева шли весною на Ладогу, к устью Невы, Капорью, Ивангороду, а осенью обратно на зимние квартиры, в Псков. Памятниками походов воинов Шереметевских полков, остались братские могилы у деревень М. Руя, Савиновщина, Клин, Воронова. У деревни Выскатки не было братской могилы, хотя она и стояла на самом пути движения полков, в ней не задерживались больные и раненные воины, а оседали в деревнях расположенных вблизи от дороги, где часть их умирала и их хоронили на старых могилах, устанавливая им православные кресты, некоторым каменные, теперь их уже нигде нет, но они описаны в книге «Гдовские Курганы». А в памяти народной они сохранились под названиями шереметевских или шведских кладбищ.

Предреволюционная Выскатка

 

В своей работе «К деревенской бедноте» В.И. Ленин писал «У крестьян при их освобождении, отрезали необходимые для них земли, отрезали выпас, выгон, отрезали лес, отрезали водопой. Крестьянам некуда деться без этой отрезанной земли, без выпаса, без водопоя. Хочешь не хочешь, а приходится к помещику идти». Отрезки составляли почти половину, притом лучшей части всей земли, которую крестьяне обрабатывали для себя, во времена крепостного права. Время шло, семьи разрастались, а земли не прибавлялись. Появились безлошадные семьи, с одним душевым наделом, полоской, где еле умещалось три рва картошки. Такие бедняцкие дворы не могли быть опорой царю, и Столыпин ликвидировал общинное владение землей, разрешив ее продажу, и выход на хутора и отруба. Кулаки стали скупать у разоряющихся крестьян землю, расслоение деревни на бедных и богатых ускорилось. Трудно теперь представить те кровавые побоища соседей из-за меж и в семьях при разделах отцовской земли. Выходом были отхожие заработки. Счастливые находили постоянную работу в городе, а большинство работало на сезонных работах, летом на земляных работах и мостовой, а зимой в лесу.

Сведений о революционных событиях в годы революции 1905 года, в с. Выскатке нет, проводили некоторую работу эсеры, о которых и скажу ниже. В Выскатке было 2-х классное училище Министерства Просвещения. Первые классы его были переполнены, к четвертому году оставалось меньше половины, а к шестому выпускному единицы. Деревенским детям некогда было учиться, нужно было работать. Окончившие училища работали писарями, приказчиками, некоторые вернулись из армии ротными фельдшерами. Была в Выскатке врачебная амбулатория и приемный покой на 10 коек. В 1912 году на здравоохранение было ассигновано 4830 рублей.

Рассказывая о прошлом с. Выскатки, нельзя не упомянуть о записках Ефима Андреева изданных в С.-Петербурге в 1863 году, страницы которых показывают человека любящего свой край, свою Родину. Его жизнь была посвящена служению народу. Он был учителем, художником, его стараниями была построена в Выскатке школа, церковь, он был в числе основателей ссудно-сберегательной кассы. Такие кассы для кулаков и торговцев создавали эсеры. Выскатская организация эсеров состояла из местных интеллигентов-учителей, агронома, землемера, мелкопоместного помещика Тягунова и нескольких крестьян. По воспоминаниям они собирали тайно в гумнах крестьян, рассказывали о народовольцах казнивших царя, пели революционные песни, как будто начинали что-то печатать, но были вынуждены утопить станок в озере. Организация была раскрыта, многие ее члены были сосланы на каторгу. После февральской революции вернулись, но Октябрьскую революцию в большинстве встретили враждебно. До создания комитетов бедноты эсеры всячески саботировали все начинания Советской власти. Исключением были некоторые крестьяне, как Степан Харитонов из д. Дубок, вступивший в ряды РКП/б/, активно участвующий в строительстве колхозов, как партизан расстрелян фашистами. Еще А.А. Морозов из д. Глазова Гора, всенародно отрекшийся от партии эсеров.

 

Комитеты бедноты

 

Для борьбы с засильем кулаков и эсеров в деревне, тормозивших и срывающих строительство новой жизни, по предложению В.И. Ленина, декретом ВЦИК от 11 июня 1918 года, создавались комитеты бедноты. Главной задачей которых было, упрочнение Советской власти в деревне, борьба с злейшим врагом кулачеством, помощь городу в борьбе с голодом. Проведение этого декрета в жизнь врагами всячески тормозилось. Выскатский волисполком только 13 октября собрал представителей деревенских комитетов бедноты. Прибыло 47 человек. Собрание было шумным, был избран волостной комитет бедности, взявший всю полноту власти в волости. В состав комитета были избраны т.т. Н.А. Ветров, Ф. Ефимов, В.А. Корюхов, А. Морозов, Н. Петухов. Членами ревизионной комиссии – Е. Демидов, А. Силантьев, А. Белов.

Первым решением новой власти было обложение чрезвычайным налогом кулаков, торговцев, спекулянтов. О жизни и работе комитета свидетельствует их наказ делегату на губернский съезд, сохранившийся в архиве. «Выскатский съезд комитетов бедноты приветствует все мероприятия Советской власти и крупным шагом идет по стопам завоеваний Октябрьской революции. Просим о посылке возможно больше агитаторских сил, литературы, книг на устройство библиотек. По земельному вопросу проводится частично передел земли по едокам, но будем принимать меры по переходу на землепользование на коммунистических началах. Да здравствует Коммунизм! »

Наказ отражал действительное положение с землей. В бывших имениях были созданы коммуны, а в некоторых деревнях делили землю уже не по мужским душам, а по едокам, одинаковую долю получали все члены семьи и мужского пола и женского, это устраивало большие семьи, а их было большинство.

По докладу Военного Комиссара А. Игнатьева было принято постановление. «Позор тем, кто уклоняется от защиты интересов трудящихся». По вопросу текущей политики была принята резолюция: «Мы бедняки Выскатской волости, в количестве 233 человек, заслушав доклады т.т. Раевского и Сорокина, одобряем шаги Советской власти во внешней и внутренней политике. Приветствуем наших братьев рабочих и крестьян борющихся с нашим вековым врагом помещиками и капиталистами. Клянемся всеми силами бороться и если нужно погибать за революцию». По решению 6-го Всероссийского Чрезвычайного съезда, комбеды были слиты с советами. После слияния основными работниками волисполкома стали члены комитета бедноты.

Но к этому времени в волости создается коллектив сочуствующих РКП/б/, который стал главной руководящей силой всей жизни волости.

 

Первые коммунисты

 

В дореволюционные годы среди отходников, уроженцев Выскатской волости, работающих на постоянной и сезонной работе в Петербурге, Нарве и других городах, мы, к сожалению, не знаем никого кто бы из них принимал участие в рабочем движении и состоял членом партии большевиков, как, например, уроженцы Осьминской волости, братья Воробьевы Исидор и Антип, или Кондратьев Иван. Они постоянно проводили революционную работу среди земляков, как в городе, так и приезжая домой в деревню. А особенно много они сделали после Февральской и Октябрьской революции.

ЦК РКП/б/ в письме местным комитетам партии, от 19 сентября 1918 г. писал: «Необходимо охватить сетью организаций все темные и глухие углы…» Созданные в деревнях комитеты бедноты, объединили лучших и наиболее сознательных людей, и они стали первыми коммунистами. 24 ноября 1918 года в Выскатку приехал последний партиец. Было создано собрание граждан Выскатской и Рудненской волостей. С докладом «О задачах создаваемого коллектива сочувствующих РКП/б/» выступил агитатор Петрогубкома т. Раевский. По докладу была принята резолюция. Мы собравшиеся граждане, клянемся в беспощадной борьбе со всеми деревенскими кулаками, эсерами и соглашателями буржуазного класса. Клянемся умереть за жизнь новой Советской России. Да здравствуют вожди пролетарской революции, товарищи Ленин и Либкнехт. Было избрано бюро коллектива в составе: Я. Ветров, И. Конт, А. Сорокин, Ф. Матасов, Ф. Ефимов, А. Сергеев, И. Терентьев. Это были грамотные, с большим житейским опытом люди, унтер-офицеры царской власти, фронтовики, питерские рабочие.

Трудно было работать первым коммунистам, но их вера в светлое будущее, желание принять участие в создании новой жизни, не останавливало ни перед какими преградами. Собрания назначались почти еженедельно. Продолжались они очень долго, до 9-10 часов вечера. Вопросы решались разные, от помощи Красной Армии до создания первых коммун. Точного распределения, что должен делать волисполком, а что коллектив коммунистов не было, но делали одно дело, да и почти все работники волисполкома были коммунистами.

Мирная передышка продолжалась недолго, в мае 1919 года наш край был оккупирован белыми бандами. Начались кровавые расправы над коммунистами, сочуствующими, комбедовцами. Жертвами белогвардейскими разгула стали: Рассадкин Г., Ветров Я., Матросов В., Иванова Е. и многие другие. По освобождении территории нашего края от белых, вновь закипела работа по восстановлению партийных коллективов, органов Советской власти, разрушенного хозяйства. Были проведены партийные недели, и новые отряды передовых людей влились в ряды коммунистической партии. Но еще больше вступило молодежи в ряды впервые создаваемого в нашем крае, Коммунистического Союза Молодежи. Нас, молодежь, не напугали виселицы и расстрелы коммунистов белыми. Мы своими глазами видели, как коммунисты дали нам безземельным землю и как вернувшиеся с белыми помещики, отбирали эту землю обратно, а нас вновь заставляли на них работать. И мы поняли с кем нам, молодежи, по пути. Новые силы с еще большим упорством и энергией продолжали дело первых коммунистов, строили коммунизм. Многие не дожили до наших дней, когда на месте старой Выскатки растет новый агрогород.

 

Сланцы 29.06.1983
Выскатка. Современная карта.

В.И. Будько

Примечания

«По схеме (? ) хорошо видно, что расположены древние погребения по берегам рек, речушек, ручьев, озер и других водоисточников (? ), как правило, на высоких берегах1 или где-то вблизи на холмах.2 У села Выскатка древних погребений нет. Значит, можно сделать вывод: в далеком прошлом на месте Выскатки наши предки не проживали. И вот почему: в этом месте нет ни речки, ни озерка, никакого водоисточника. А рыть колодцы в то время еще не умели, а лопат еще не было3. А без воды и в те далекие времена наши предки жить не могли».

1. По берегам рек располагались поселения, а не погребения.

2. Утверждение о том, что поселения располагались на холмах неверно.

3. «А рыть колодцы в то время еще не умели, а лопат еще не было.» - Спорное утверждение. Вода повсеместно была чистая. Еще до недавнего времени в некоторых деревнях ее брали из рек и озер.

 

«Нужда в жилье на месте Выскатки появилась в XIV-XV веках (? ), с ростом и выделением в 1348 году Пскова из Новгородской земли». «В псковских писцовых книгах четко прописаны деревни наших мест – совсем небольшие поселения и значительно меньше числом, чем сейчас. В районе Кушельских озер проживало в XVI-XVII веках всего около 100 человек» (Будько В.И. Север Гдовщины. Псков. 2005).

 

«Основным торговым путем был водный – по Чудскому озеру, реке Нарове до ее устья, где товары перегружались с речных судов на морские и обратно». – Спорное утверждение. Основной объем торговли Пскова с Ливонией велся посуху. Кроме Наровы иной водный путь существовал так же через реку Эмайыги на озеро Верцъярв и далее.

 

«Там был староста, который оказывал содействие всем проезжим и прохожим. Предоставлял подводы, продукты и все необходимое в пути». – Имеется в виду «губной староста». Между тем, в его обязанности входили и другие обязанности:

«… Губной староста - выборная земская власть по своему происхождению, принимавшая с половины XVI в. все более и более приказный характер. Г. старосты появляются в первой половине XVI в. для суда по разбойным делам, отвлекая таким образом от суда кормленщиков значительную часть уголовных дел; дополнительные статьи к Судебнику царя Ивана Грозного прибавляют дела татиные, а по Уложению Г. старосты ведают и дела убийственные. Таким образом в руках Г. старост постепенно сосредоточивается почти вся уголовная юрисдикция. Но вместе с расширением их компетенции происходит и превращение их в людей приказных. По-прежнему они выбираются исключительно из грамотных дворян и детей боярских (преимущественно отставных) всеми людьми уезда, по-прежнему главная цель их деятельности — борьба с «лихим» элементом в области; но самые выборы их и устроение всего Г. управления на земские средства и за земскою ответственностью становится мало-помалу не привилегией, а повинностью населения; правительство все более и более видит в Г. старостах исполнителей самых разнообразных поручений в интересах государства, рассматривая их нередко как приказных людей. Уложение царя Алексея, говоря о компетенции воевод, прибавляет к ним и Г. старост, так как последние уже по закону заменяют собою воевод там, где их почему-либо совсем нет или они временно отсутствуют из города. Что правительство перестало смотреть на Г. управление как на право земских людей, видно из того, что нередко оно поручало Г. дела другой власти, напр., воеводе или особому сыщику, присланному из Москвы, а Г. староста принужден был порою браться за совершенно не принадлежащее ему дело измерения и отвода земли во владение

…В 1669 г. Г. старосты были уничтожены, а дело их передано сыщикам; в 1679 г. Г. дело было возложено на воевод; в 1684 г. Г. старосты были восстановлены и просуществовали до 1702 г.

…Избранный в Г. старосты «прямой душою и животом прожиточный человек», непременно грамотный (случаи назначения Г. старосты правительством редки), являлся в Москву в Разбойный приказ, там приводился к присяге и получал Г. наказ. Число Г. старост в губе и срок нахождения в должности не были строго определены законом, равно как не было строго определено их отношение к воеводам и сыщикам. За исправность прохождения службы Г. старостою отвечал как сам он, так и избиратели («животами» Г. староста отвечал вдвое тяжелее сравнительно с Г. целовальниками). Г. старосты были подсудны разбойному приказу» (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПБ. 1890 – 1907).

«Губы - наименьшие территориальные единицы в Псковской земле — впервые появляются на страницах письменных источников в XIV-XV вв. Исследователи (Е. Болховитннов, И. Беляев, А. Никитский, Н.С. Суворов, А.Н. Насонов, Н.Н. Масленникова) неоднократно обращались к общей характеристике губ, рассматривая различные аспекты развития Пскова и его земли. Специальному изучению губы не подвергались из-за недостаточного количества информации о них.

Из сообщений псковских летописей и актов следует, что губами назывались небольшие сельские округи. Их названия происходили от центральных, наиболее крупных, селений; рек и озер, а также от погостских церквей. В качестве синонима термину «губа» использовался широко распространенный термин «волость».

Административными и культовыми центрами губ служили погосты — места с церковью. Сведения о погостах в источниках почти одновременны. В некоторых случаях «погост» трактовался в значении «округа» (Б.Н. Харлашов. О происхождении псковских губ (на примере Гдовского региона Псковской земли). Археология и история Пскова и Псковской земли. 1994. Псков. 1995).

«Негуба, Губин Перевоз. От знаменательного встарь понятия — губа. У новгородцев и псковичей трактовалось достаточно широко — селение, усадьба, двор, изба, дача, заимка, мыза. Вообще у русичей — страна, край, область, округ, уезд, волость. Все относящееся до географии, административного деления, поселения. Были губы — заливы, затоны, заводи и, очевидно, озера…

Важнейшее понятие «губа» — присуд, суд в нашем понятии, судебный округ, волостной или окружной суд и т. д. Для ведения губных (уголовных) дел учреждался губный староста. Ему усердствовали губные дьяки (письмоводители) и губные целовальники (присяжные поверенные). Понятен суеверный ужас местников, касающийся губы: «Умный, как губный староста, — всяк его боится! » И встарь, и сегодня судебное производство в сознании народном связывалось с непосильными денежными тратами и неволей. - «От сумы и тюрьмы не зарекайся». Если понятие уголовный произошло от слова «голова» (усечь, убрать, уделать голову), то от судебного понятия «губа» произошли слова — пагуба и гибель.

Губная грамота — устав уголовного делопроизводства для волости или округа - губы. Первое уголовное законодательство на Руси называлось «Русская правда». Оно было составлено по русским и иностранным обычаям еще при Ярославе Мудром (ХI век). Петр I ввел в уголовное право около 200 статей со смертельным наказанием. Метод умерщвления или пытки (правежа) отдавался им на усмотрение суда. В связи с этим отметим, что Ярославово законодательство не имело в виду даже битье человека, не говоря уж об умерщвлении. — Встарь все решалось системой регламентированных штрафов, причем, платили их всем миром, родом или деревней, - т.н. вервью. (ср. Вервино).

…Деревни территорий современного Сланцевского района относились к двум губам – Наровской и Кушельской.

…Псковское губное село Кушела отмечено в летописях одним из первых населенных мест в нашем районе. Очевидно, тамошняя часовня (древнейшая в микрорегионе) имела своеобразный статус храма. Легендарная канва места дошла до наших времен в значительном объеме, и это радует. В нашем случае примечательно, что губа – это чистая география.

...строго спрашивали - зачем и почему человек поселился там-то и там-то. Самовольного переселения практически не было, т.к. большинство жителей государства относились к простому званию. Равно не было свободного проезда по дорогам, - везде спрашивали проездные документы. Иностранцев не пускали даже в города» (Будько В.И. Север Гдовщины. Псков. 2005).

 

«…сюда на перекресток дорог, из Кушелы выскакивала группа от губного старосты, для обслуживания проезжих по более короткому пути минуя Кушелу. Вначале здесь была временная стоянка, а со временем появились и постоянные становища с жителями. Так от группы выскакивающих на перекресток появилась деревня, которую по старому стали называть Выскаткой» – Очевидно, это одна из легенд об образовании названия «Выскатка».

«Выскатка. Название села объясняют тем, что прежде тут был лес, и когда он выгорел, то на месте его остались пни и корни, называемые здесь «высходями», отчего и деревня здесь образовавшаяся называлась по писцовым книгам – «Выскадка», в смягченном произношении – «Выскатка». Так объяснял происхождение топонима житель Выскатки ХIХ в. Ефим Андреев. Очевидно, что он просматривал издания каких-то псковских писцовых книг, - редкость для крестьян той поры. В других писцовых книгах пишется «Выскитка». – Явно читается какой-то скит.

В Тверской области, в Удомельском районе, есть сходное название деревни – Высходня. Объясняется так же: «От выскорь, выскодь» - бурелом, вывороченное с корнем дерево».

М. Фасмер: «Выскорь, выскордь, выскордье – сваленное бурей дерево с обнаженными корнями; надрез». Далее отмечается: «скърд, оскорд – секира; возможно «выскорь» - от «корнать».

В. Даль: «Выскирь, выскорь ж., выскорье, выскордь, выскирь, выскирняк – буреломное дерево, вывороченное с корнем, буревал, бурелом, выскорча, ускорняк, вырезка из чего-либо клином».

Новгородский областной словарь дает очень обширное толкование. Это, прежде всего, «высход – вывороченное с корнем дерево, обычно сухое». Кроме того, «высходь» - место выхода кого-либо или чего-либо (высходь со двора, высходь в сени), где собираются жители деревни послушать новости («на высходи нонче мужики собирались»); перекресток дорог из одной деревни в другую («в святки-то все на высходь ходили гадать»).

«Высходняг» - тропа в лесу, по которой можно выйти из лесу. «Сбившись с пути, мы стали искать какой-нибудь высходяг». «В высходняге дрова сей год пилить буду». То есть в месте, где повалило лес. «Из-за высходняга к малине не подобраться» - из-за поваленных деревьев. Безусловно высходняком считался выход, сегодня дорога, из Вязищенской вязи, образованный лесным ручьем.

Много значений на одно слово. Подходят: тропа, перекресток, место схода, место поваленного леса, место пережога – росчисти.

Об обычае схода в выскатском Святом лесу у Большого Камня пишет тот же Ефим Андреев в Х томе Историко-статистических сведений С.-Петербургской епархии (СПБ. 1885). Это «обычай братства» на день Св. Георгия (Егория) – 24 апреля, когда выгоняли скот. Перекресток легко читается по картам. Пережог леса осуществляли, когда хотели сделать росчисть в лесу. Буревал леса у нас явление нередкое. Мне приходилось в 1999 году обходить его вблизи заброшенных выскатских теплиц. Размер буревала был около 500 м по дороге» (Будько В.И. Север Гдовщины. Псков. 2005).

Некогда существовали еще два подобных топонима в близлежащих местах:

Выскидно – на Ивангородской дороге, участок Тесовской округи («По карте А.А. Силина». Носков А.В. «Прошедших времен перекрестки». // Луга. «Провинциальные новости». № 26. 03.1999).

Выскатка - «В 1839 году составляли межевой план дачи Пожни Выскатки, отмежеванной «по полюбовной сказке», т.е. по соглашению из дачи Села Щепца Архангельского тож с сельцом, деревнею и пустошьми… владения малолетнего дворянина Арсения Васильевича владению церковнослужителей церкви св.Архистратига Михаила. Судя по плану (илл.8), пожня Выскотка находилась на другом берегу Плюссы, там где река огибает острый мыс у впадения речки Озеровки» (Село Щепец. Гдовского района Псковской области. Историческая справка. Составитель Г.К. Старицына. Санкт-Петербург. 2002. Гдовский ИКМ).

 

«Он был учителем, художником, его стараниями была построена в Выскатке школа, церковь, он был в числе основателей ссудно-сберегательной кассы. Такие кассы для кулаков и торговцев создавали эсеры».- Ефим Андреев в первую очередь был волостным старшиной. Учителем он никогда не был. Большую известность получила его книга «Историческия записки и предания о погосте Доложском, Гдовскаго уезда крестьянина Ефима Андреева. СПБ. 1863». Приведем некоторые сведения из биографии Ефима Андреева:

За 1882 год

«…Церковный староста крестьянин с. Выскатка Ефим Андреев, 51 год, согласно выбору прихожан указом СПБ Дух. Консистории утверждён в сей должности на 4-е трёхлетие: 1881, 1882 и 1883 года. За прохождение в сей должности в 1866-1868 годах преподано ему, Андрееву, благословение Святейшего Синода с грамотою при указе СПБ ДК за № 2882 от 16 июня 1872 года. (К должности весьма рачителен за 9-летнюю службу и заботливость о церкви имеет похвальный лист от епархиального начальства от 9 февраля 1882 года за № 299 — сведения благочинного надзора)».

Изыскания Н.Н. Наумовой.

Краткие историко-статистические сведения о церквах и приходах. Гдовского уезда. Из записок крестьянина Ефима Андреева. // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885. Церковь Рождества Богородицы в Выскатке.

«…При постройке главным наблюдателем был крестьянин Ефим Андреев.>

…В храме достопримечательны: 1) Икона Казанской Бож. Матери, дар митр. Исидора 4 июля 1865 г. «по просьбе» храмоздателей, в утешение им и в благословение новостроющемуся храму», как сказано в собственной надписи его высоко­преосвященства на иконе. Икона сделана метахромотипиею и принесена из Сиженской церкви, с крестным ходом 27-го июня 1865 года. В 1872 году, на икону сооружена, усердием Ефима Андреева и друг, благотворителей, сребропозлащенная риза, весом в 2 ф., а ценою в 200 р.

…Церковная библитека, из 50-ти книг, заведена Ефимом Андреевым и пополняется на церк. средства.

…В должности церковнаго старосты состоял сперва строитель церкви, Евфимий Андреев; в 1870 году его меcтo занял крестьянин деревни Руи Федор Павлов, но в 1873 году он снова стал цер. старостою и проходит эту должность уже чет­вертое трехлетие. За усердие к церкви он получил архипастырское благословение, похвальный лист и серебряную медаль. Прежде он был членом общества возстановления христианства на Кавказе, членом Кирилло - Мефодиевскаго братства, Вольно-Экономическаго общества и сотрудником по Епархиальному стат. комитету. Теперь проходит должность волостнаго старшины, заведует делом воинской повинности, служит гласным в земстве и членом попечительств Выскатской, и соседних церквей. Человек бывалый, посетивший св. места Poccии, Андреев имеет знакомых в разных сословиях, со многими ведет переписку, не раз удостоивался милостиваго внимания Высочайших особ и высокопреосв. владыки. Библиотека его состоит из 300 книг и рукописей.

…26 октября — крестный ход из церкви в часовню св. Димитроия С. Выскатка – Б.В.), по желанию строителя церкви Ефима Андреева.

…Школа открыта 3 марта 1863 года, а 22 марта 1873 г. учрежден попечительный комитет, для наблюдения за школой, под председательством волостнаго старшины. Попечителем школы избран крестьянин Ефим Андреев. 27 апреля 1863 г., крестьяне, с волостным старшиною Петром Федоровым, представлялись Государю, под­несли хлеб-соль и — 125 р. собранныя на военныя издержки.>

…Училище освя­щено 9 сентября 1880 года. За усердие, какое при этом оказал Ефим Андреев, ему, 20 декабря 1879 года, пожало­вана была серебряная медаль, для ношения на шее. В школе учится до 100 детей обоего пола».

Гдов. Пятницкая церковь.

«…Пятницкая деревянная церковь во Гдове построена прихожанами в половине 18-го века, по одному плану с церквами в Павлове (сгоревшей) и Каменном, и им современна. Она имела вотчины, вместо которых получала впоследствии 100 р. оклада. Иконостас в ней устроен в 1795 г. Иконы живописные, искусной работы, подновлены в 1849 г. автором этих записок».

Памятники седой старины

Древние могильники, курганы и жальники говорят нам, что здесь уже в далеком прошлом жили наши предки. Сейчас от этих памятников остались малозаметные следы, которые еще могут показать нам старожилы. Но сохранился документ с хорошим описанием почти всех погребений X-XIV веков в нашем крае. Это книга «А.А. Спицын. Гдовские курганы в раскопках В.Н. Глазова. СПБ. 1903». В ней дана схема расположения погребений на территории нашего района и подробное описание каждого могильника. Наиболее крупные могильники были у деревни Кушела, где насчитывалось 40 курганов и жальнических могил. У деревни Малая Руя на берегу Руйки, на холме, невысокие курганы и жальники, огражденные большими гранитными плитами. У деревни Савиновщина – курганы, у деревни Патреева Гора – один курган высотой два с половиной аршина и диаметром три сажени, у деревни Куклина Гора – группа курганов.

По схеме хорошо видно, что расположены древние погребения по берегам рек, речушек, ручьев, озер и других водоисточников, как правило, на высоких берегах или где-то вблизи на холмах. У села Выскатка древних погребений нет. Значит, можно сделать вывод: в далеком прошлом на месте Выскатки наши предки не проживали. И вот почему: в этом месте нет ни речки, ни озерка, никакого водоисточника. А рыть колодцы в то время еще не умели, а лопат еще не было. А без воды и в те далекие времена наши предки жить не могли.

Когда же возникла деревня?

 

Нужда в жилье на месте Выскатки появилась в XIV-XV веках, с ростом и выделением в 1348 году Пскова из Новгородской земли. Развитие Пскова связано с ростом его торговли с западными странами. Основным торговым путем был водный – по Чудскому озеру, реке Нарове до ее устья, где товары перегружались с речных судов на морские и обратно. Но кроме водного пути нужен был и сухопутный, и он проходил по земле нашего края. От Пскова на Гдов, Добручи, Вейно, Кушелу, Монастырек, Ям, село Наровское на устье Наровы. Дороги выбирали, минуя болота, вязкие места, реки без бродов. Казалось бы, что дорога от Вейно на Попкову Гору короче через Выскатку, чем через Кушелу. Но здесь здесь дорога часто была непроходима из-за разлива реки Кушелки и вязкой дороги, о чем напоминает нам и название деревни на этом пути Вязище. А в сухую погоду и в морозную открывался прямой путь, минуя Кушелу, где был административный центр, назывался он в то время Губой. Там был староста, который оказывал содействие всем проезжим и прохожим. Предоставлял подводы, продукты и все необходимое в пути. При установлении прямого пути, более коротко, сюда на перекресток дорог, из Кушелы ВЫСКАКИВАЛА группа от губного старосты, для обслуживания проезжих по более короткому пути минуя Кушелу. Вначале здесь была временная стоянка, а со временем появились и постоянные становища с жителями. Так от группы выскакивающих на перекресток появилась деревня, которую по старому стали называть Выскаткой. А точнее согласно описания Кушельской губы Гдовского уезда, в писцовых книгах, за 1585 год, в числе других деревень есть и Выскитна, принадлежащая к Гдовскому Дмитровскому собору. В 1985 году исполнится Выскатке 400 лет.

 

Погост Никольский и Выскатка.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 1779; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.062 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь