Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социально-психологическое измерение безопасности



Безопасность - одна из характеристик и критериев функциони­рования и развития социальных, экономических, технических, эко­логических и биологических систем. Поэтому анализ системы без­опасности невозможен в отрыве от анализа эффективности разви­тия экономических и социальных систем. Из этого следует, что есть базовые явления социально-экономического и технического порядка, от которых зависит уровень безопасности.

Признаками безопасности социальной системы являются вы­сокая продолжительность, качество жизни населения и т. д. И на­оборот: низкая продолжительность жизни и высокий уровень со­циальной напряженности - симптомы опасного состояния социаль­ной системы. То же самое можно сказать и о экономической систе­ме и соответственно безопасности.

Таким образом, состояние социально-экономической системы является несущей конструкцией, каркасом безопасности. В то же время развитие, «здоровье», нормальное состояние общества и личности является целью социальной безопасности. Социальная безопасность означает выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, це­лей всего населения страны, а не какого-либо одного слоя за счет ресурсов другого и выражается в ряде показателей: качестве, про­должительности жизни, эмиграции, доверии к ней со стороны других государств и т. п.

В настоящее время на смену идеологическому пришло обще­принятое в мировой теории и практике понимание безопасности. Иначе говоря, вместо государственной речь стала идти о нацио­нальной безопасности.

Под национальной безопасностью следует понимать систему мер на разных уровнях и условиях, направленную на предотвра­щение и ликвидацию угроз для устойчивого развития личности, общества, экономики и государства.

Национальная безопасность складывается из внешней и внут­ренней безопасности.

Внешняя безопасность имеет два уровня: общепланетарный (гло­бальный) и межгосударственный. При анализе внешней безопасно­сти важно иметь в виду угрозы экологического, военного, радиаци­онного, эпидемиологического, криминального, природного и куль­турно-нравственного порядка (экспансии).

Внутренняя безопасность предполагает предотвращение угрозы экономического характера, например превращение рынка в крими­нально-монопольный, а также угрозы военного переворота, утечки информации, совершения террористических актов, чрезвычайных происшествий социального, природного, биологического и техни­ческого происхождения, соблюдение конституции и прав человека.

Обеспечение системы национальной безопасности осуществля­ется на разных уровнях: международном, государственном, регио­нальном, организационном и личностном.

В зависимости от источника происхождения можно выделить следующие типы угроз:

- природного порядка (наводнения, землетрясения, бураны, цунами и т.д.);

- эпидемиологические (эпидемии);

- техногенные (катастрофы, взрывы, пожары и т. п.);

- социальные;

- социально-психологические.

Центральными понятиями теории безопасности являются поня­тия «угроза», «опасность», «вред», «ущерб», «риск» и т. д. В одних случаях эти понятия употребляются как синонимы, в других - как нерядоположенные явления.

Опасность есть совокупность условий и факторов, вызываю­щих нарушение нормального функционирования и развития че­ловека или общества.

Процесс воздействия опасности на ту или иную систему имеет определенную структуру. Структура этого процесса совпадает со структурой любого действия. В этой связи могут быть выделены статический и динамический аспекты процесса воздействия опас­ности. Статический аспект включает: источник (субъект) опасно­сти; объект, подвергающийся опасности; средства, которыми ис­точник опасности воздействует на объект опасности. Динамиче­ский аспект включает: цель, которую ставит источник опасности по отношению к объекту; процесс самого воздействия источника опасности на объект; результат этого воздействия.

I. Относительно источника все опасности могут быть класси­фицированы:

- по сферам возникновения;

- скорости развития (нарастания) опасности;

- заряду деструктивности, заложенной в опасности.

II. Относительно объекта опасности все виды опасности могут быть классифицированы:

- по рефлексии; -восприятию;

- степени информированности об опасности;

- способности устранить опасность;

- степени подготовленности к реакции на опасность;

- степени осознания объектом возможных последствий в ре­зультате действия данной опасности;

- степени угрозы объекта;

- изученности объектом угрожающих ему опасностей.

III. Относительно средств действия опасности все опасности могут быть классифицированы:

- по структурной организации;

- возможности противодействия этим средствам.

IV. Относительно цели, имеющейся у источника опасности, все опасности могут быть классифицированы:

- по наличию цели;

- направленности цели;

-количеству объектов, на которые направлено действие ис­точника опасности.

V. Относительно процесса воздействия опасности на объект все опасности могут быть классифицированы:

- по способу воздействия на объект;

- времени воздействия на объект.

VI. Относительно результата воздействия опасности на объект все опасности могут быть классифицированы по степени допусти­мого воздействия опасности на объект.

Сложилось так, что эти понятия относятся к центральным по­нятиям теории национальной безопасности.

Однако при этом важно учитывать, что в зависимости от под­хода к толкованию данных дефиниций содержание их будет зна­чительно отличаться. Так, с правовой точки зрения опасность по­нимается по-своему, с психологической - иначе. Короче говоря, есть объективное и субъективное толкование этого явления.

Вместе с тем необходимо определять уровень опасности: высо­кий, средний и низкий. Критериями каждого из этих уровней явля­ется уровень социальной напряженности, конфликтности и т.д.

С социально-психологической точки зрения основу концепции национальной безопасности, и прежде всего международной, меж­государственной, должна составить теория социальных конфлик­тов, в том числе глобальных, геополитических, межгосударствен­ных, региональных, внутриполитических и т. п.

Конфликтологический подход к построению концепции на­циональной безопасности позволяет определить наиболее значи­мые национальные интересы, жизненно важные зоны, угрозы их существованию.

Подобное возможно лишь на основе четких представлений о причинах, динамике конфликтов внутри России, между государст­вами, входящими в СНГ, и о противоречиях глобального характера. Такой подход позволит строить внутреннюю и внешнюю политику России на основе принципа соблюдения национальных интересов.

Конфликтологический подход позволяет объяснить, почему царский режим в России объективно привел к известным октябрь­ским событиям, большевистский - к массовым репрессиям, а про­водимые с 1991 г. реформы - к социальной напряженности. Данный подход также дает возможность прогнозировать эскалацию конф­ликтов, связанных с геополитическими изменениями, обострением борьбы за сырьевые источники (газ, нефть и пр.). В свою очередь, это обстоятельство позволяет определить грамотную военную доктрину, потенциальных противников и создать армию, способ­ную обеспечить внешний контур национальной безопасности.

Иными словами, конфликтологический подход позволяет избе­жать наивного взгляда на развитие межгосударственных отноше­ний в будущем. Проблемы сырья, территорий, народонаселения, ресурсов, экологии обостряют эти отношения. Причины межгосу­дарственных конфликтов из идеологической плоскости перешли в область жизнеобеспечения населения той или иной страны. По­этому нужна адекватная готовность к такого рода событиям. Имен­но с учетом этого нужно проводить реформы армии.

При этом следует иметь в виду, что войны сегодня могут вестись и без применения военной силы, т.е. информационным способом. Попытки внедрения информационного тоталитаризма (экспансио­низма) объясняются борьбой за расширение сфер контроля с по-

мощью средств массовой информации. При этом речь идет не просто о контроле и учете общественного мнения, но и, главным образом, о массовом манипулировании, создании автоматически конформной личности. Подобный подход прямо противоположен идеям Роджерса, Маслоу, Франкла о личностном развитии, само­актуализации, поиске смысла человеческой жизни.

В связи с этим встает проблема создания информационной без­опасности личности и общества, в том числе от телевизионного насилия. Она включает в себя не только технические, юридиче­ские средства защиты, но и психологические, например идею не­насилия: отказ от применения насилия в политике, мысль о более гармоничной стратификации общества, эффективном развитии организации, ненасильственном общении и т.п.

Сегодня одна из главных опасностей - разрушение российского менталитета, культуры, психического и нравственного здоровья нации.

Соответственно одной из центральных задач национальной безопасности является сохранение высочайшей культуры россий­ского народа, здоровья нации.

Одной из опасностей для психического здоровья нации является воздействие «масс-медиа» - электронный контроль за жизнью, на­строениями, мнением граждан, политических организаций и т.д.

Специальные технические средства нового класса способны не­гативно влиять на психику, причем как на сознательном, так и на подсознательном уровне, парализовать деятельность всех систем.

Создание концепции национальной безопасности поможет ре­шить проблему нравственного и психического здоровья нации, а также государственного устройства и объединения с бывшими союзными республиками.

Вместе с тем следует отметить, что международную, государст­венную, социальную безопасность можно объяснить, исходя из теории социальных конфликтов; организационную и личностную безопасность вряд ли можно понять без обращения к иным теори­ям, в частности к теории социально-психологической компетент­ности личности.

Безопасность представляет собой совокупность условий и фак­торов, обеспечивающих нормальное функционирование и разви­тие человека и общества. При этом следует выделять высокий, средний и низкий уровни безопасности.

Социально-психологический подход к измерению безопасно­сти предполагает выделение в качестве причин ее возникновения таких явлений, как:

-конфликты;

-деформация социальных отношений, общения, общностей, ин­ститутов и личности;

- организационная культура;

- социально-психологическая компетентность;

- стрессоры, травмы;

- криминальные угрозы.

В настоящее время необходим наиболее тщательный социаль­но-психологический анализ именно криминальных угроз.

Безопасная власть

С научной точки зрения власть - многофункциональное, мно­гомерное, многоуровневое социальное явление. Иначе говоря, власть - социальный институт.

Как социальный институт в различных типах государств власть выполняет разнообразные функции: при тоталитарном режиме -одни, при демократическом - другие.

Власть - это способность и возможность оказывать определен­ное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия. Во властных отношениях предполагается не менее двух субъектов, которыми могут выступать отдельные лица, а также «коллективно действую­щее лицо» (партия, организация, комитет, совет и т.д.).

Общественные законы суть законы сотрудничества и взаимо­влияния чувств, желаний и представлений людей, вступающих в общественное взаимодействие. Однако любое сотрудничество -это действия людей, имеющих определенную направленность и предполагающих некоторую силу, а именно - власть. Власть рож­дается с самим общественным процессом, являясь одним из необ­ходимых условий его функционирования. Власть есть сила на­правляющая, но в то же время она сама порождается обществен­ными силами.

В основе разделения властей в демократическом государстве -невозможность осуществления власти из единого центра, единым властвующим субъектом. Разделение власти возможно по верти­кали и по горизонтали. Вертикальное разделение - это разделение власти между различными уровнями государственного управле­ния: общенациональным (или центральным) и местным. Между центром и местными органами власти могут быть промежуточные уровни, например региональный. В этом случае регион (область, край, город) наделяется властью, которая четко определена кон­ституцией. Такая система власти называется федеральной. Если же региональный уровень власти отсутствует, то такая система власти называется унитарной.

Горизонтальное разделение власти строится между структура­ми какой-либо системы управления одного уровня.

Если говорить о власти как о нормальном социальном институ­те, то под этим подразумевается, что основной его функцией яв­ляется обеспечение прав и свобод личности и в целом националь-

ной безопасности страны. Есть мировые стандарты, правовые кри­терии, определяющие «норму» власти, а именно:

а) разделение функций;

б) выборность;

в) верховенство закона;

г) возможность победившей партии (коалиции, блока) на выборах в условиях многопартийной системы формировать правительство и реализовывать программу, за которую проголосовало большинство;

д) контроль со стороны парламента за исполнением бюджета;

е) обеспечение прав и свобод личности;

ж) наличие легальной оппозиции и др.

Существуют также нравственные, организационно-управленче­ские, социальные, экономические критерии власти, в частности качество, благосостояние, продолжительность жизни народа.

Однако власть как абсолютно нормальный социальный инсти­тут практически не существует. В условиях социального неравен­ства всегда возникают осложнения, отношения зависимости, при­нуждения, насилия, осуществляемые с помощью сил и средств, подчиненных власти. Впрочем, данное обстоятельство не всегда говорит о деформации власти, так как выполнение ею своих функций зачастую связано с оправданным принуждением.

В строгом смысле деформация власти означает невыполнение относящихся к ее компетенции функций или выполнение дис­функций.

Признаками деформации власти являются:

1. Узурпация, отсутствие выборности, разделения функций между исполнительной и представительной властью, самоуправления на му­ниципальном уровне и прочие обстоятельства аналогичного плана.

2. Наличие двойных стандартов, преследование оппозиции, ина­комыслия, ложь, отсутствие открытости, нарушение прав и свободы личности, необеспечение национальной безопасности, ошибки стра­тегического характера, повлекшие катастрофические последствия.

Деформированная власть покоится на определенном ментали­тете, отсутствии гражданского общества.

Согласно государственной точке зрения в историографии Рос­сийское государство и его идеология играли ведущую роль в раз­витии России.

Сторонники этой школы считают, что государство всегда фор­мировало российское общество, а не наоборот. При этом безраз­лично, что понимать под государством: самодержавие или дикта­туру пролетариата, самодержца или вождя, царя-батюшку или отца народов, князя или секретаря обкома, православие или другую какую-либо идеологию.

Указанное направление также придает большое значение свое­образию российской истории, вплоть до утверждения, что Россия идет своим особым путем развития.

Власти принадлежит основное место среди государственных институтов.

Специфическая природа власти в России (ее бесконтрольность, закрытость, безответственность и т.д.) позволяла ее представите­лям обходиться без политической культуры. В свою очередь, это обстоятельство еще более деформировало институт власти.

Политическая культура складывается в процессе взаимодейст­вия властных институтов с экономическими и другими институ­тами, политики с культурой. Известно, что между ними зачастую возникают конфликты. Даже самое авторитетное правительство не может обойтись без услуг пусть даже специально сформиро­ванного отряда деятелей культуры, способных выполнить властный заказ.

Власть имеет в своем распоряжении госаппарат, суд, полицию, службу безопасности и тюрьмы. Культура же поддерживается че­рез знания, нормы и ценности и действует преимущественно через систему образования, издательства, музеи, средства массовой коммуникации, театры, язык и т.д.

Политические отношения определяются не только соотноше­нием сил или характером социальной структуры, но и сложивши­мися в обществе духовными принципами, представлениями и цен­ностями. В политической деятельности проявляется также взаи­модействие с культурным наследием, в котором общество нахо­дит (или не находит) обоснование современной модели политиче­ского устройства.

Взгляд на политику через призму культуры позволяет лучше по­нять, какая власть, в какой степени, когда и для кого является цен­ностью, а также каково взаимоотношение между различными цен­ностями, например между властью и собственностью, властью и пре­стижем, властью и религиозной святостью, властью и моралью [5].

К политической культуре относятся те ее элементы (нормы, ценности, знания и смыслы), которые влияют на отношение чле­нов общества к политическим явлениям и реализации политиче­ских акций [4].

Однако не стоит противопоставлять нечистую политику как «средоточие насилия и своеволия, систему господства и подчине­ния» и чистую политику как «средоточие моральных норм и ду­ховных ценностей».

Общественная безопасность

Как сказано выше, общественная безопасность напрямую зави­сит от состояния гражданского общества. Нормальное общество может обеспечить безопасность, деформированное - нет.

Общество в целом и конкретные общности в частности не мо­гут нормально функционировать без обеспечения их безопасно-

сти. Общественная стабильность, национальное согласие, соци­альное сотрудничество и партнерство, межгрупповое взаимодей­ствие, межэтническое общение невозможны без существования такого социального института, как безопасность.

При этом ее прежде всего следует рассматривать как социаль­ную ценность, а не как некий орган.

Безопасность является условием личностного роста, самоак­туализации «Я». Ее отсутствие приводит к деформации человека: травмированию «Я», искажению самооценки, сужению круга об­щения, духовному и культурному обнищанию. Безопасность каж­дой личности должна обеспечиваться в первую очередь. При этом государство обязано в лице соответствующего органа выступать защитником интересов нации и человека. Право же должно слу­жить гарантом этого обстоятельства, т. е. должно обеспечивать соблюдение прав человека.

Опыт убедительно свидетельствует о неспособности прежней системы безопасности реализовывать и защищать основные права и свободы, а также жизненно важные потребности и интересы гражданского общества и отдельной личности. Отсутствие научно обоснованной концепции, примат сугубо государственных приори­тетов обусловили создание такой системы безопасности, которая изначально была огосударствлена, а ее ядро составляли исклю­чительно государственные исполнительно-распорядительные орга­ны. Не случайно содержательную часть политико-правовой базы в области безопасности составляют в основном императивные формы законодательного и государственного принуждения.

Чрезвычайная уязвимость современной системы безопасности заключена прежде всего в том, что в ней нет общегражданских начал и широкой демократической базы. Эта система не включает в себя исходную посылку, а именно - социально-экономический фактор, являющийся фундаментом всех преобразований, самой системы и ее жизнеспособности. Игнорирование этого фактора и общегражданских интересов приводит к значительным перекосам в области безопасности, что порождает серьезные и даже антаго­нистические противоречия между гражданским обществом и го­сударством. На наш взгляд, ни новообразования государственных органов, никакое новое законодательство не способны преодо­леть разрушительные центробежные тенденции, нейтрализовать дестабилизирующие факторы, деструктивные силы и элементы. Новая государственная власть, возникшая именно через разруше­ние, а не реформирование прошлого режима, даже при самых благих пожеланиях не в состоянии приостановить вал опасностей для жизни, здоровья и достоинства граждан страны.

Исторический, в том числе и зарубежный, опыт показывает: только консолидация интеллектуальных усилий и практических действий общества и государства по нормализации обстановки, а

также интеграция в созидательный миротворческий процесс ши­роких слоев народа помогут избежать и стабилизировать положе­ние в обществе.

Создание инновационной системы национальной безопасности (СНБ) базируется на следующих принципах:

1. СНБ есть единство общегражданской, государственной и меж­дународной безопасности. Следовательно, системообразующими элементами СНБ являются этнос, общество, государство, мировое сообщество.

2. Взаимозависимость и взаимообусловленность СНБ и соци­ально-экономических, военно-политических, экологических, тех­нологических, информационных, культурных, нравственных, бы­товых и других факторов, соответствующих видов безопасности. Создание СНБ предполагает прежде всего решение социально-экономических, общественно-политических, культурных и нравст­венных проблем путем их кардинального реформирования и пре­образования.

3. СНБ базируется на естественной интеграции усилий граж­данского общества и государства и состоит из общественной и государственной систем безопасности, связанных целевой ориен­тацией, общностью взаимоинтересов и решаемых задач присущи­ми им методами, силами и средствами. При этом сохраняется их полная самостоятельность и независимость друг от друга. Их дея­тельность и возникающие противоречия регулируются единым за­конодательством.

4. Цель построения СНБ - защита и реализация основных прав и свобод, жизненно важных потребностей и интересов граждан, этноса, общества и государства, обеспечение стабильно устойчи­вого функционирования и развития социально-экономических и общественно-политических структур, государственного устройст­ва и институтов власти.

Гражданское общество выше государства, которое призвано ему служить. Именно общество формирует и содержит государствен­ные силовые структуры. В связи с этим оно имеет все основания направлять, оценивать и контролировать их деятельность, исходя из сложившихся представлений и законоположений. В основе граж­данского общества лежат права человека, а не привилегии какой-либо нации, бюрократии.

Другим важным аргументом в пользу общественной системы безопасности является признание приоритета общечеловеческих ценностей перед всеми остальными (групповыми, сословными, классовыми, этническими и др.), а также примата безопасности гражданина, личности над безопасностью государственных инсти­тутов и общественных образований. Тем самым личность, ее инди­видуальность признаются в качестве базисной основы человече­ского бытия, безопасности.

Только безопасность каждого предопределяет безопасность всех, общества и государства. А это означает, что в обеспечении безопасности граждан, страны нельзя полагаться только на госу­дарственные структуры. Даже в самых благоприятных условиях функционирования режима они не способны позаботиться о каж­дом. Поэтому нужны собственные усилия граждан в деле обеспе­чения безопасности, социальный контроль над ней. Активная граж­данская позиция каждого в сфере безопасности - залог нормально­го существования, духовного и материального процветания обще­ства и государства. Зрелость общества, степень осознания им угроз, реальных источников опасности во многом определяют состояние безопасности.

Наконец, история дает немало примеров вырождения государ­ства в свою противоположность, когда оно из средств безопасно­сти превращается в главный источник опасности для общества и его членов.

Общественная система безопасности образуется и осуществля­ется членами общества, их объединениями, партиями, движения­ми, фондами. В сущности, они представляют собой совокупность общественных, негосударственных структур, действующих в раз­личных сферах безопасности в самых различных масштабах - от страны до отдельной личности.

Возникновение многочисленных структур, ориентированных на безопасность, происходит, как правило, стихийно и спонтанно и нередко является реакцией людей на реальное или вероятное возникновение угрозы, опасности их укладу жизни, потребностям и интересам. Тем самым осознанно или подсознательно общество как бы включает дополнительные общественные механизмы своей защиты, пытается страховать себя от еще больших бед.

Особое, жизненно важное значение приобретает включение об­щественных механизмов защиты в условиях, когда властные струк­туры, призванные обеспечивать безопасность граждан, общества и государства, оказываются недееспособными или, более того, действуют вопреки их интересам. Если к власти приходят лица, отвечающие чаяниям народа, то они могут рассчитывать на под­держку общественных сил безопасности. В критических ситуациях такая поддержка может иметь даже большее значение, чем тра­диционная опора на государственные структуры безопасности (армию, правоохранительные органы и др.).

Главное, что объединяет участников общественной системы без­опасности, а также последнюю с государственной системой без­опасности, - это сущность конечных целей по социальному обслу­живанию общества, связанных с обеспечением условий для нор­мальной жизни людей, их потребностей в безопасности, т.е. в на­дежной защите от всего, что ставит под удар их жизнь и здоровье, материальную обеспеченность, духовные ценности, уверенность в

своем будущем. При этом речь идет об удовлетворении потребно­стей в безопасности с помощью социально-позитивных способов и средств, а не через принадлежность к общественно опасным фор­мам объединения людей: структурам организованной преступно­сти, партиям крайнего националистического толка и т. п.

Сегодня налицо потребность в безопасности среди широких слоев населения. Более того, она становится доминирующей в пе­риод кризисных социальных изменений и разрушения привычных стереотипов-идеалов, объединявших людей.

Процесс образования общественных, негосударственных струк­тур безопасности противоречив, имеет свою логику развития и специфику в зависимости от сфер жизнедеятельности, которые он затрагивает. Эти структуры имеют различные юридические и ор­ганизационные формы: ассоциации, фонды, научно-исследователь­ские и информационные центры, акционерные общества, консор­циумы, товарищества с ограниченной ответственностью, школы, клубы, службы, группы, отделы, добровольные общества, органы общественного самоуправления, военизированные формирования и т.д. При всей стихийности появления подобных многочислен­ных объединений граждан нельзя не видеть, что в своей совокуп­ности они начинают образовывать некую своеобразную, незави­симую по своей природе, статусу и источникам финансирования систему безопасности [3].

Литература

1. Носков Ю.Г. Опасность и безопасность с позиции деятельностного под­хода//Безопасность. - 1998. -№ 1-2 (41).

2. Общая и прикладная политология / Под ред. В.И.Жукова, Б.И.Крас­нова. -М., 1997.

3. Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А.Бодалева, А.Н.Сухова.-М., 1995.

4. Политическая культура: Теория и национальные модели / Отв. ред. К.С.Гаджиев. -М, 1994.

5. Сухов А.Н. Власть, общество и экономика: социально-психологический анализ. - Вологда, 1999.

Раздел V

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

НАПРЯЖЕННОСТИ И КОНФЛИКТОВ


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 683; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.047 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь