Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ



ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ XI КЛАССА

 

 

Разработали учителя русского языка и литературы МБОУ

Белугина Е.В. и Ершова А.И.

 

 

Русская литература ХХ века. 11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.П. Журавлёва. – М.: Просвещение, 2014 г.

Изучаемые произведения:

И. А. Бунин.

«Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество», «Вечер», «Последний шмель» (Наизусть одно из стихотворений).

«Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Лёгкое дыхание», «Солнечный удар».

Сборник «Тёмные аллеи»: «Холодная осень», «Чистый понедельник».

 

А. И. Куприн.

«Поединок», «Олеся», «Гранатовый браслет».

М. Горький.

«Челкаш», «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «На дне». (Наизусть монолог Сатина).

 

Лирика поэтов-символистов (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А. Белый)..

 

Н. С. Гумилев.

«Он поклялся в строгом храме…», «Жираф», «Капитаны», «Шестое чувство», «Заблудившийся трамвай»

А. А. Блок.

«Стихи о Прекрасной Даме» («Вхожу я в тёмные храмы…», «Незнакомка», (наизусть), «Ночь, улица, фонарь, аптека...» (наизусть), «В ресторане» (наизусть), «Фабрика (наизусть)». «Незнакомка» (наизусть), «Россия», «Русь», «Река раскинулась...», «На железной дороге».

Поэма «Двенадцать».

 

С. А. Есенин.

«В хате», «Письмо матери» (наизусть), «Берёза», «О красном вечере задумалась дорога…», «Низкий дом с голубыми ставнями…», «Гой ты, Русь моя родная!..», «Несказанное, синее, нежное…» , «Спит ковыль. Равнина дорогая...»,

«Русь Советская», «Я покинул родимый дом...», «Возвращение на родину», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...» (наизусть), «Не жалею, не зову, не плачу...» (наизусть), «Мы теперь уходим понемногу...», «Отговорила роща золотая…», «Сорокоуст».

 

А.А. Фадеев.

«Разгром».

 

В. В. Маяковский.

«Вам! », «Нате» (1913), «А вы могли бы? » (наизусть), «Послушайте! » (1914г.) (наизусть), «Хорошее отношение к лошадям», «Скрипка и немножко нервно», «Прозаседавшиеся», «Лиличка! », «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину»,

поэмы «Облако в штанах», «Во весь голос».

 

А. Толстой. «Пётр Первый».

 

М. А. Булгаков.

«Собачье сердце», «Мастер и Маргарита».

А. А. Ахматова.

«Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Я научилась просто, мудро жить…», «Заплаканная осень, как вдова…», «Мне ни к чему одические рати...» - наизусть, «Мне голос был. Он звал утешно…» - наизусть, «Родная земля» - наизусть, «Приморский сонет», «Мужество».

Поэма «Реквием».

 

О. Э. Мандельштам.

«Notre Dame» (наизусть), «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (наизусть).

 

М. И. Цветаева.

«Моим стихам, написанным так рано...» (наизусть), «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...») (наизусть), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Попытка ревности», «Стихи к Пушкину», «Тоска по Родине! Давно...», «Стихи о Москве».

М.А. Шолохов.

«Донские рассказы», «Тихий Дон», «Судьба человека».

 

Военная поэзия: Павел Коган. Василий Лебедев-Кумач. К. Симонов. «Жди мена, и я вернусь…», «Родина», «Убей! ».

А. Сурков. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины». О. Берггольц, «Февральский дневник».

А.Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом».

 

В.П. Некрасов.

«В окопах Сталинграда».

 

К. Воробьёв.

«Это мы, Господи!..», «Убиты под Москвой»

 

В. Быков.

«Сотников».

 

Б. Васильев.

«В списках не значился», «А зори здесь тихие…»

 

В. Закруткин.

«Матерь человеческая».

А. Приставкин.

«Ночевала тучка золотая…»

А. Т. Твардовский.

«Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «Братья», «Я убит подо Ржевом», «Две строчки», «В тот день, когда окончилась война…», «Лежат они, глухие и немые…», «Сыну погибшего воина», «Я знаю, никакой моей вины…», «Жестокая память».

Поэмы «Страна Муравия», «По праву памяти», «Василий Теркин».

Б. Л. Пастернак.

«Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Зимняя ночь» и другие стихотворения.

«Доктор Живаго»: стихотворения Юрия Живаго («Гамлет», «Март», «На страстной» - «Лето в городе» - «Ветер» - «Хмель» - «Бабье лето» - «Свадьба» - «Осень» - «Сказка» - «Август» - «Зимняя ночь» - «Разлука» - «Свидание»– «Рассвет» - «Дурные дни» - «Магдалина» - «Гефсиманский сад»).

А. И. Солженицын.

«Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор».

В.П. Астафьев.

«Пастух и пастушка», «Царь - рыба», «Людочка».

В.Г. Распутин.

«Прощание с Матерой», «Пожар».

 

Материалы для организации самостоятельной подготовки учащихся.

Введение. Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Характеристика литературного процесса начала XX века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. Направления философской мысли начала столетия.

Серебряный век, модернизм, «чистое искусство», реализм, символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм, сатира, критика.

 

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)

 

Знать

1. Важнейшие направления творчества Бунина, жанры и тематику его прозаических произведений.

2. Эволюцию взглядов писателя на суть народного характера, судьбы России и путей развития современной цивилизации.

3. Особенности писательской концепции любви, способы воплощения этой темы в творчестве.

Уметь

1. Анализировать важнейшие авторские идеи и своеобразие их воплощения в рассказах Бунина.

2. Оперировать понятиями подтекст, символика заглавия, имени героя, других образов художественного произведения.

3. Разрабатывать общий план сочинения по анализу прозаического произведения малой формы.

Вопросы и задания

1. Кто из русских писателей был награжден Нобелевской премией?

2. Какие настроения воплощает автор в рассказе «Антоновские яблоки»? О каких общественных группах повествует? Есть ли у автора надежда на сохранение традиционного российского уклада?

3. Как характеризует жизненные запросы героя рассказа «Господин из Сан-Франциско» составленный им план поездки? Как общие принципы жизни в нарисованном мире характеризуют отношение к семье господина из Сан - Франциско после его смерти?

4. Какое настроение создает автор в финале произведения и какими художественными средствами передает его? В чем может состоять символическое значение названия корабля? Какую роль играет в рассказе образ Дьявола?

5. Приведите примеры сознательного использования писателями смысла имени для выражения идей произведения? Уточните этимологию и значение имен героев рассказа «Темные аллеи».

6. Какие характерные общие черты отличают портреты действующих лиц? Как портретная характеристика влияет на идейное содержание произведения?

7. В чем особенность конфликта рассказа? Укажите сюжетно близкие ему произведения XIX в.

8. Можно ли считать, что герой некогда любил героиню? Обоснуйте свою точку зрения. А героиня? Почему Надежда «с недоброй улыбкой» вспоминает стихи Огарева?

Контрольные задания

Реферат «Традиции русской классики в произведениях И.А. Бунина»

 

А. И. Куприн (1970 - 1938).

 

Знать

1. Жизнь и творчество А.И. Куприна.

2. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Изображение кризиса армии как кризиса русской жизни.

3. Проблематику и поэтику произведений о любви.

Контрольные задания

Домашнее сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна (выбрать одну тему):

1. Истинные и мнимые ценности в изображении И.А. Бунина.

2. Философская проблематика произведений И.А. Бунина.

3. Мои мысли о прочитанном рассказе (повести) А.И. Куприна «Гранатовый браслет» («Поединок»).

4. «…что это было: любовь или сумасшествие? » (По рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет».)

5. Талант любви в произведениях И.А. Бунина и А.И. Куприна.

 

Максим Горький (1868—1936)

 

Знать

1. Важнейшие вехи жизни писателя, художественные особенности его творчества, влияние политических взглядов на творчество.

2. Основные жанровые приметы романтических и реалистических рассказов и их героев.

3. Суть идеологических и нравственных споров в пьесе «На дне», позицию персонажей и авторское отношение к ним.

Уметь

1. Анализировать важнейшие авторские идеи и своеобразие их воплощения в рассказах и драматургии Горького.

2. Оперировать понятиями романтизм, романтика, условность, мизансцена, ремарка, авторская позиция.

3. Выявлять общезначимое и индивидуальное в характерах и судьбах героев рассказов Горького и пьесы «На дне».

 

Вопросы и задания

1. Как изменялось отношение Горького к революционной идее и революционерам? Прочитайте главы из работы «Несвоевременные мысли».

2. Какие качества присущи романтическим героям рассказа «Старуха Изергиль» (Ларра, Изергиль, Данко)? В чем их коренное отличие друг от друга?

3. В чем суть претензий, предъявленных к Ларре людьми? Есть ли у него основания считать себя исключительным человеком?

4. Какие общие черты характеризуют коллективный портрет массы, толпы, народа в рассказе?

5. Какая взаимосвязь между характерными чертами портрета Изергиль и сутью ее рассказа?

7. Сам писатель считал, что рассказ «Старуха Изергиль» написан «красиво» и «стройно». Укажите логические связи отдельных частей произведения.

8. Почему «На дне» - социально-философская драма? Какова её проблематика?

9. Составьте связный рассказ на тему «Три правды в пьесе «На дне».

10. Проанализируйте логику, тематику, внутренние связи и противоречия в монологе Сатина. Разделите его на тезисы. Почему Сатин произносит этот монолог? Мог ли это сделать кто-либо другой из героев пьесы?

11. Как соотносятся восхищение возможностями человека, стремление к уважению, отрицание жалости, презрение к сытости в монологе и в пьесе в целом?

12. Абстрактный «человек» и конкретные люди — что интереснее для различных героев пьесы, автора?

Контрольные задания

Письменная работа (выбрать одну тему):

1. Мечта о героическом и прекрасном в ранних рассказах М. Горького.

2. Что лучше – истина или сострадание? (По пьесе «На дне».)

3. Человек в творчестве М. Горького.

 

Знать

1. Основные факты биографии поэта, повлиявшие на направление его творческого развития, предопределившие его роль в общественно-литературных событиях.

2. Проблематику, особенности стиля и пафоса лирических стихотворений и поэм, написанных в дореволюционный период.

3. Эволюцию стилистики, образного строя, проблематики поэзии Маяковского 20-х гг.

4. Важнейшие особенности сатирических произведений Маяковского разных этапов творчества.

Уметь

1. Анализировать важнейшие идеи и способы их воплощения в лирических стихотворениях Маяковского разной тематики и периодов творчества.

2. Оперировать понятиями строфа, лирический герой, метафора, гипербола, лирический сюжет. Выразительно читать наизусть избранные произведения поэта, отрывки из них.

3. Дать объективную оценку художественных достижений поэта, обусловленную уровнем мастерства и связью с противоречивым временем.

Вопросы и задания

1. Какое из произведений Маяковского произвело на вас наибольшее впечатление? Чем привлек или оттолк­нул поэт?

2. Какие из поднятых Маяковским проблем вам кажутся актуальными до сих пор?

3. В чем состоит суть и отличительные особенности эстетики футуризма? Как они проявились в раннем творчестве Маяковского, в стихотворениях «Нате! », «Вам»?

4. Укажите средства экспрессивно-эмоциональной выразительности в стихотворениях Маяковского. В чем особенность его метафор?

5. Укажите признаки разговорного стиля речи в стихотворениях Маяковского. Чем мотивировано его использование в художественном произведении?

6. Какие функции выполняет в стихотворениях Маяковского сюжет? Как соотносятся лирический герой и автор?

7. Каким хотел бы видеть новый мир поэт? В чем он видит роль поэта, как мысли о поэте и поэзии Маяков­ского соотносятся с суждениями на этот счет других русских поэтов? Какие новые идеалы отстаивает поэт в своем творчестве?

Контрольные задания

Сочинение по лирике А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского:

1. Тема Родины в творчестве А.А. Блока (или С.А. Есенина, В.В. Маяковского).

2. Изображение революции в творчестве А.А. Блока (или С.А. Есенина, В.В. Маяковского).

3. «Он весь – дитя добра и света…» ( Образ художника в лирике А.А. Блока.)

4. Особенности любовной лирики С.А. Есенина.

5. «Разговор с будущим» в творчестве В.В. Маяковского.

Литература 30-х годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы.

 

Знать

1. Этапы противостояния человека и писателя тоталитарной системе. Суть и эволюцию его общественно-политической позиции.

2. Проблематику и художественные особенности романов, художественно-документальных, публицистических произведений Солженицына.

3. Повороты жизненных судеб, важнейшие особенности характеров центральных героев повести «Один день Ивана Денисовича», рассказа «Матренин двор».

Уметь

1. Указать, как особенности авторской позиции воплотились в художественном творчестве.

2. Оперировать понятиями литературоведения: конфликт, языковая организация повествования.

3. Выявить общезначимое и индивидуальное в характерах и судьбах героев, авторском изображении заключенных ГУЛАГа, жизни российской глубинки.

Вопросы и задания

1. В каких сценах повести «Один день Ивана Денисовича» проявляется отношение героя к труду? Какой художественный смысл связан, на ваш взгляд, со сценой самозабвенного труда Шухова и бригады? Всегда ли труд для него радость и спасение?

2. Как проявляется документальное начало в рассказе «Один день Ивана Денисовича»? Какие качества героя ценит автор?

3. В какой степени противостояние героя тоталитарной системе осознано им?

4. С какой целью используются писателем местные, диалектные, грамматически неправильные слова и выражения в рассказе?

5. Чем отличается отношение к жизни и людям героини рассказа «Матренин двор»? Можно ли считать ее праведницей?

6. В чем состоят функции повествователя в рассказе? Чем его речь отличается от речи героев?

Контрольные задания

Сочинение (выбрать одну тему):

1. Рецензия на рассказ А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

2. Рецензия на рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор».

«Деревенская» проза в современной литературе.

 

Знать

1. Биографию В.П. Астафьева, содержание и проблематику произведений «Царь-рыба», «Людочка», «Пастух и пастушка»,

2. Биографию В.Г. Распутина, содержание и проблематику произведений «Прощание с Матерой» (или «Пожар»).

Уметь

3.Анализировать произведения малого жанра с указанием важнейших жанровых примет.

4. Соотносить сюжетно-конфликтные положения рассказов с авторской позицией.

Контрольные задания

Реферат (выбрать одну тему):

1. Нравственные проблемы в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина (на примере 1-2 произведений).

2. «Тихая лирика» и «современная проза» - возрождение традиций.

 

Обзорные темы:

1. И. А. Бродский. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта.

2. Темы и проблемы современной драматургии (А. Володин, А. Арбузов, В. Розов). А. В. Вампилов. Слово о писателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы

3. Б. Ш. Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в лирике поэта.

Искренность и глубина поэтических интонаций .

4. Основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и «неореализма», поэзия, литература Русского зарубежья последних лет, возвращенная литература.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ XI КЛАССА

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 660; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.066 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь