Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Противоречия природной организации человека ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Понятие «человек» выражает целостность человеческого бытия, единство его жизненных функций, т.е. оно употребляется для характеристик общих качеств и свойств, присущих всем людям. Человек всегда постигается в еднистве трех модусов: тело, душа, дух. Этим модусам соответствует три типа личности: Физическое Я» (физическая личность) – это тело, телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности (мир человека, одежда, домашний очаг, защита и т.д.) 2. «Душевное Я» (социальная личность) – это душа, которая складывается в общении с людьми, начиная с первичных форм общения матери с ребенком (пренатальная общность). Социальные роли человека, формы самоутверждения в профессии, общественная деятельность, дружба, любовь. Душа человека формируется извне. Она проявляется в свойствах, качествах, навыках, умениях человека: добрый, внимательный, злой, чуткий, тупой, умный… Духовное Я» (духовная личность) – дух как невидимый стрежень ядра нашего «Я». Внутреннее душевное состояние, устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Выделение физической, социальной, духовной личности носит достаточно условный характер. Все эти стороны личности образуют систему, каждым и з элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать доминирующее значение. Категории описания феномена человека: личность, индивид, индивидуальность. Личность – это понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни. Как вы думаете, с какого момента человек становится личностью? В возрасте трех лет (соображение, проявление желаний, своего мнения). Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, родителя, т.е. личностью становится практически каждый человек в процессе развития своей индивидуальности. В принципе личность может «умереть» в еще живом человеке или в какой-то степени утратить личностные качества вследствие развития хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний, связанных с поражением центральной нервной системы. Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человека: Деятели» - охотники, рыболовы, воины, земледельцы, врачи. Для таких людей главное – активное действие, изменение мира и других людей, включая самого себя. Мыслители» - Это люди, основное занятие которых «смотреть и размышлять». Основное их оружие – слово (Будда, Иисус Христос, Конфуций, Пифагор, Соломон и др). Люди чувств и эмоций в основе их деятельности чувства, переживания и т.д. это деятели литературы, искусства. 4) Гуманисты и подвижники, отмечающиеся обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека (Мать Тереза). Понятие «индивид» было введено Цицероном как латинский аналог греческого термина «атом» (неразложимый элемент бытия социума). Индивид – это единичный представитель человеческого рода и имеет ряд отличительных признаков: две руки, две ноги, отсутствие волосяного покрова на теле, сознание. Индивидуальность – то уникальное своеобразие человека. Индивидуальность с рождения: тембр голоса, особенность поведения, характера, далее в процессе социализации – особенности общения, манеры одеваться. Система духовных ценностей в жизни человека (гедонизм, аскетизм, утилитаризм, соборность, коэволюция). Практика мировых цивилизаций определила систему духовных ценностей, выраженных в ряде концепций: Гедонизм (в пер. с греч. наслаждение) – утверждает, что главной ценностью и высшим благом является наслаждение. Причем отказываться от наслаждения с их точки зрения легко, нужно наслаждаться, не будучи рабом своих страстей. Аскетизм (от греч. упражняться в чем-либо) – утверждает ограничение или подавление чувств, желаний, жизненных благ и удовольствий ради достижения спасения, постижения высшего смысла. 3) Утилитаризм (от лат. польза, выгода) – это принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели. Главная установка – жить, принося пользу другим: жить для и во имя людей. 4) Соборность (в пер. с греч. всеобщий). Является наработкой российских мыслителей. Соборность – это общий принцип устранения бытия, характеризующий множество, собранное силой любви в «свободное и органическое единство» (Вл. Соловьев). Иначе говоря, означает добровольное, совместное действие многих во имя общего дела. 5) Коэволюция – приоритет общечеловеческих ценностей над личностными и групповыми (классовыми, расовыми, религиозными отношениями). Это идеология «Гражданина мира» (гуманистов). Три основные идеи: Цель не оправдывает средства (нельзя любыми средствами идти на пути к цели). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы