Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
КУЛЬТУРНЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ: «ГРУППА СОЛСБЕРИ»
С конца 70-х годов консерваторы различных направлений32 предприняли широкий пересмотр своих традиционных политических и экономических идей, их частичное «обновление» и модернизацию. Современный консерватизм претендует на роль защитника культурного наследия, окружающей среды, традиционного образа жизни и системы ценностей, экономического монетаризма и т.д. Однако явление не должно заслонять сущность. Актуализация социального и политического ландшафта носит вторичный характер по отношению к сущности консерватизма, которая практически остается неизменной. Трансформация консерватизма, его приспособление к новым реальностям в отдельных странах происходила по-разному, не совпадала по темпам и срокам, а аналогичные по сути процессы несли на себе явный отпечаток национально-исторических особенностей США, Англии, Франции, ФРГ и др. стран. Наряду с появлением элементов субстанциональной общности, идейно-политический спектр современного консерватизма имеет широкий диапазон. Так, если в США, несмотря на активное участие неоконсерваторов в практической политике 80-х годов, консерватизм продолжает оставаться преимущественно идейным течением, то в западноевропейских странах он получил оформление в рамках политических партий: европейские консервативные партии и консервативные мыслители традиционно ассоциировались с сильным государством как основой общественной жизни. В Англии и ее бывших доминионах этатистские традиции были выражены менее ярко, нежели, 32 Мы уже встречались с упоминанием экономического и культурного консерватизма. В научной литературе можно, кроме того, встретить упоминание также аристократического, технологического, антропологического и т.д. консерватизма, в зависимости от той основной идеи, которую ее сторонники выдвигают на первый план. например, в Германии, однако вклад английских консерваторов в разработку политической теории консерватизма огромен. Именно поэтому целесообразно остановиться на британской линии консерватизма особо. Попытку теоретической реконструкции традиционного консерватизма предприняла в Великобритании так называемая группа Солсбери, в которую вошли представители академических кругов, отличавшихся тем, что известный английский политический философ Майкл Оакшотт назвал в свое время «консервативной предрасположенностью». Консерваторы, как правило, либо вообще отрицают наличие подробно разработанной доктрины, либо придают своим программам и идейно-политическим установкам нарочито расплывчатую форму. Например, консервативные теоретики неоднократно повторяли, что «ни один британский консерватор не создал системы абстрактных политических идей или целостной идеологии; «у консерватизма нет рациональной философии» и т.д.33 В то же время консерваторы признавали наличие определенного социально-типического подхода к политике. Известный английский теоретик политики Р.Батлер писал, например, что консерватизм — это «не просто собрание грошовых лозунгов и эфемерных теорий», а «постоянный склад ума, система ценностей, образ жизни»34. Иными словами, подразумевался некий набор идей, составляющих ядро фактически весьма тщательно разработанной доктрины. Она всегда базируется на совокупности основных принципов: вере в высший порядок на основе религии; пессимистическом взгляде на природу человека и скептицизме в отношении возможностей разума; органицист-ской и иерархической концепциях общества; имперских амбициях во внешней политике; почтении к политической и духовной власти; подчеркивании значения традиций, преимуществ крайне медленных, осторожных изменений; обращении к нации и к народу и т.д. «История консерватизма, — отмечает английский философ А.Квинтон, — это, по существу, история повторения одного и того же свода идей, выраженных в исторически адекватных терминах»35. Несмотря на кажущуюся пестроту и разнообразие современных консервативных течений, они не просто аккумулировали перечисленные идеи, но так же, как консерваторы прошлого, сконцентрировали свое внимание на взаимосвязи между властью, государством и обществом как неким целым и человеком-членом общества. 33 Greenleaf W. The British Political Tradition. London, 1983. Vol. 2. P. 194. 34 Цит. по: The Conservative Tradition / Ed. by R.J.White. London, 1964. P. 1. 35 Quinton A. The Politics of Imperfection: the Religious and Secular Traditions of Conservative Thought in England from Hooker to Oakeshott. London, 1978. P. 16—17. Основной задачей группы Солсбери стало формулирование «твердой теоретической основы консерватизма». Это дискуссионное и исследовательское объединение философов и политологов, названное в честь третьего маркиза Солсбери — лидера Консервативной партии в 1881— 1902 гг., бескомпромиссного борца за чистоту консервативных положений, начало свою деятельность в 1978 году. Одновременно начал выходить теоретический орган группы — ежеквартальный журнал «Солсбери ревью». Уже в первом коллективном труде группы — «Консервативные эссе» (1979) — были изложены основные аспекты политической теории современного консерватизма. В 1980 г. главный теоретик групп Роджер Скрутон опубликовал серьезную теоретическую работу «Смысл консерватизма», в 1981 г. книги «От Декарта к Витгенштейну» и «Политика культуры (эссе)», в 1982 году — «Словарь политической мысли», а также другие работы. Взгляды теоретиков группы, по мнению одного из ее членов М.Коулинга, выражают консерватизм, отличающийся как от «консенсусного консерватизма, свойственного Консервативной партии в 50—60 гг., так и от экономического либерализма, который ассоциируется с ней в 80-е годы. Он более популистский, чем первый, и менее либеральный..., чем второй36. Политическая теория группы Солсбери по существу представляет собой современный вариант культурного консерватизма, имевшего традиции в английской философско-политической мысли со времен романтиков начала XIX века. Сами солсберианцы включают в число своих идейных предшественников Кольриджа, Арнольда, Карлайла, Элиота и других. Культурный консерватизм как одна из разновидностей традиционного консерватизма характеризуется акцентированием преемственности культуры (как правило, «высокой культуры») как самой по себе, так и в качестве важнейшей основы социальной и политической стабильности общества. Сторонники культурного консерватизма придерживаются убеждения, что взаимоотношения индивидов опосредуются различными институтами и практикой, которые включают общую культуру, придающую им смысл и утверждающую индивидуальный опыт. Государство рассматривается как высшее выражение общей культуры, как институт, на который возложена задача поддержания и защиты ее от внутренних и внешних врагов. Задачей культурного консерватизма является объяснение естественности неравенства, содержащегося в консервативных ценностях, а также легитимации практики данной культуры. Консерватизм, пишет Скрутон, 36 Conservative Essays. P. 194. «возникает непосредственно из ощущения, что человек относится к некой непрерывной и уже до него существовавшей общественной систе- Культурный консерватизм включает веру в сознание детерминировать политический порядок. Ему также присущ определенный интеллектуальный снобизм и элитарность, стремление наделить искусство и «высокую культуру» функциями, которые традиционно выполняла религия, тем самым сохраняя и упрочивая религиозные чувства в секуляризованной форме. Значительное влияние на формирование взглядов теоретиков группы Солсбери оказали поздние работы Людвига Витгенштейна. Дж.Кейси и Р.Скрутон попытались построить своего рода мост между поздним Витгенштейном и Гегелем, отыскав у обоих мыслителей то, что соответствовало консервативным устремлениям. В своей книге «От Декарта к Витгенштейну» Р.Скрутон утверждал, что теоретический консерватизм представляет собой противовес картезианскому подходу к философии разума. В своих трудах Р.Скрутон и Дж.Кейси использовали философскую аргументацию Витгенштейна, прежде всего, для опровержения не только абстрактного рационализма, но также и для разрушения либеральных (главным образом, утилитаристских) утверждений в отношении власти и авторитета, легитимности обычаев и институциональной практики. Антилиберализм Витгенштейна был обнаружен консерваторами в его тезисе о том, что логика и структура языка базируются на некоторых предпосылках, включенных в состав более широких целост-ностей, в состав культуры, разных видов деятельности, меняющихся с их изменением и развитием; что культурные и моральные ценности неизбежно укореняются в общественных формах социальной жизни и что они, следовательно, легитимизируются благодаря социальному обучению и образованию. Его антиутилитаристский характер выводился из утверждения, что институциональная и традиционная преемственность, создающая формы общественной жизни, в конечном счете легитимизируется без целей и основ, внешних по отношению к ней. В обоих случаях Витгенштейн, с точки зрения солсберианцев, создал в аналитической философии субстанциональную основу для политически авторитарных выводов, которые Кейси и Скрутон нашли также у Гегеля. Таким образом, представители группы Солсбери с самого начаа дистанцировались от утилитаризма Бентама и Милля, а также от критики культуры «Франкфуртской школы». Одновременно они подчеркивали «родственность» современного консерватизма по целому ряду аспектов с социализмом, а в том, что касается отрицания либерального подхода к 37 Scruton R. The Meaning of Conservatism. Harmondsworth: Penguin, 1980. P. 21. человеку как к автономному индивиду и носителю неких абстрактных прав, даже с марксизмом. Следует подчеркнуть, что реконструкция консервативных ценностей мыслилась идеологами группы отнюдь не только в связи с задачами консервативной партии. Их цель значительнее — «формирование широкого консервативного консенсуса» в обществе, призыв к которому прозвучал еще в 1834 году, затем неоднократно повторялся Дизраэли и другими консервативными идеологами и политиками. Солсберианский вариант культурного консерватизма тематически можно разделить на три основные части: ♦ отношение индивида к обществу; ♦ роль государства в современном мире; ♦ подход к политической теории и политической практике. Солсберианцы, следуя общей традиции консерватизма, рассматривают общество в качестве высшего достижения, которое, несмотря на свои несовершенства, предпочтительнее гоббсовского досоциального, «естественного состояния». Выше мы уже показали, что теоретики консерватизма, например, Э.Берк, утверждали, в противовес некоторым либеральным теориям, что общество предшествует индивидам, то есть ндивид является социальным артефактом, продуктом исторических условий, которые связываются с обычаями и ценностями, без чего индивид не смог бы состояться. Сердцевиной политической теории «группы Солсбери» является взгляд на природу человека, который по существу представляет собой компромисс между двумя совершенно разными позициями, которые солсберианцы, невзирая на трудности, пытаются совместить. Они стремятся возродить веру в «объективную природу человека, поскольку без этой веры никакие объективные нормы не могут полагаться в качестве существующих»^. Объективная природа человека трактуется консерваторами в двух взаимосвязанных смыслах. С одной стороны, она понимается ими в смысле, близком к биологической концепции «homo sapiens», человек является результатом качеств или свойств, заложенных в его генах. С другой стороны, они говорят о природе человека, как о чем-то превосходящем чисто биологическую классификацию, как о наделенной разумом, сознанием, хотя и не всегда рациональной. И здесь для них особую важность имеет гегелевский тезис о том, что самоидентификация человека детерминируется культурой. При решении проблемы консерваторы отталкиваются от критики либерального понимания самоидентификации человека. Поскольку для 38 Цит. по: Reiner J. Philosophy into Dogma: The Revival of Cultural Conservatism // British Journal of Political Science. 1968. Vol. 16. Part 4. P. 458. индивида в либеральном понимании институты и деятельность не имеют независимого источника авторитета вне его собственной оценки, то они имеют лишь условное отношение к удовлетворению его потребностей. Индивид может вступить или не вступить в отношения с институтами. С точки зрения либералов, институты и деятельность наделяются авторитетом благодаря рациональному выбору индивидов, признание же их авторитета на каких-то других условиях означало бы уступку тому, что Джон Стюарт Милль назвал в свое время «деспотизмом обычая» — нереальной и иллюзорной лояльности, базирующейся на невежестве, суевериях и «чистых эмоциях». Решение проблемы группой Солсбери заключается в следующем. Во-первых, утверждается, что институты «концептуально» связаны с самоидентификацией, что наше «я» «концептуально» соотносится с «культурными объектами», которые включают принятые в данном обществе традиции, обычаи и общий язык. Через призму самоидентификации индивида рассматривается и роль семьи как элементарной формы социальной связи, обеспечивающей преемственность поколений, а также роль дома как места сосредоточения собственности. Для консерватора собственность есть первичная связь, объединяющая человека и природу. Они представляют собой первую стадию социализации предметного мира и одновременно условие создания всех институтов. Именно через собственность человек открывает себя как существо общественное. Иными словами, здесь присутствует та самая идея, которая в свое время отмечалась еще классиками марксизма: «...не человек как citoyen, а человек как bourgeois считается собственно Во-вторых, критикуемые либералами суеверия и эмоции являются действительным выражением глубокой трансцендентной связи между самоидентификацией и культурой. Консервативный подход, утверждает М.Коулинг, «не может основываться на идеале индивидуальной свободы, которая абстрагирует личность от какой-либо исторической преемственности или личных привязанностей... культуры и всей той деятельности, с помощью которой человек постигает свою собственную суть и становится ответственным за свое существование.... Так же, как и марксист, консерватор... считает, что природа человека определяется его деятельностью в мире, а не является раз и навсегда данной и универсальной. Для консерваторов лучшим и единственным средством подхода к человеку 39 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 402. являются обычаи, пиетет, культурные, национальные, религиозные тра- __ 40 диции». Именно традиции определяют общественное бытие индивида, формируют его представления о самом себе как фрагменте большого социального организма, в то время как весь организм в целом подразумевается в этой его частице. В качестве иллюстрации консервативные философы часто приводят пример смерти родственников и друзей. Это событие вызывает глубокие личные переживания, однако они трансформируются из сферы личного опыта в «культурные объекты» через церемониал погребения. Этот ритуал имеет двоякий смысл. С одной стороны, человек разделяет свои переживания со всей культурной традицией своего общества, с другой — его чувства получают «признание», общественную санкцию, приносящую ему облегчение. То же, что солсберианцы называют «культурными объектами», по существу, идентично так называемым социальным объектам английского философа-коммунитариста Чарльза Тейлора, понимавшего под этим термином деятельность и опыт, которые становятся возможными в контексте общей практики. В своей книге «Гегель и современное общество» Тейлор подчеркивал, что «не будет экстравагантностью предположить, что мы — то, что мы есть, в силу участия в более широкой жизни нашего общества»41. В теории группы Солсбери, однако, всему этому придан несколько иной смысл. Подчеркивая приоритет «культурных объектов», консерваторы этого толка считают, что они сами по себе являются источником авторитета. Именно поэтому они столь враждебны к индивидуализму во всех его проявлениях. В то же время они признают, что индивид обладает самосознанием, может взбунтоваться против деспотии «культурных объектов», однако в этом случае он их разрушит так же, как и уничтожит «признание», которое они дают ему самому. Тем самым, в конечном счете, он разрушит и самого себя. «Субъект является социальным продуктом..., и если снять все потребности в следовании традиции, это принесет ему не самоосвобождение, а саморазрушение»42. Однако институты, обычаи и традиции одновременно являются чем-то внешним по отношению к индивиду, и они должны постоянно во- 40 Conservative Essays. Op. cit. P. 96. 41 Taylor Ch. Hegel and Modern Society. Cambridge, 1979. P. 88. 42 Reiner J. Op. Cit. P. 459. зобновляться в процессе его деятельности. «Культурные объекты» требуют соучастия. Из этого вытекает и концептуальное понимание свободы культурным консерватизмом в противовес либеральному «идеалу свободы как простой самодетерминации субъекта». «Свобода, которую ценит англичанин, не может быть особым случаем той свободы, за которую выступает американская Республиканская партия, — пишут Скрутон, — свободы пионеров-диссентеров, выступающих за общину, не имевшую истории, свободы, которая каким-то образом связана со свободным предпринимательством и рыночной экономикой. Это специфическая личная свобода — результат длительного процесса эволюции, наследия институтов, без защиты которых она не могла бы существовать. Свобода в этом смысле (единственном, которое имеет значение) является не предварительным условием, а следствием принятого социального устройства. Свобода без институтов слепа: она не воплощает ни подлинной исторической преемственности, ни... подлинного индивидуального выбора. Она равна не более, чем жесту в моральном вакууме»43. Таким образом, концепция свободы отнюдь не занимает центрального места в консервативной политической теории. Свобода является подчиненной целью по отношению к чему-то еще, организации или институту, которые и предопределяют индивидуальную цель. Говорить о свободе для консерваторов — значит говорить, прежде всего, об ограничении как ее предварительном условии, иными словами, о порядке, при котором свобода может быть обеспечена. То есть, индивид стремится не столько к свободе, сколько к «хорошему правлению». Дж.Кейси формулирует это следующим образом: «Смысл институтов заключается в том, что они освобождают индивида от индивидуализма»44, во всяком случае, от индивидуализма в его либеральном понимании, подчеркивающего личную независимость от авторитета традиций. Ему противопоставляется консервативный индивидуализм, устремленный к гармонии, «не противополагающий душу и тело, разум и страсть, порядок и беспорядок»'5. Общество — это колыбель индивидуальности, ибо оно представляет собой организацию цивилизационной деятельности, в которой принимают участие его члены. Поэтому, утверждают консерваторы, деятельность людей в обществе должна быть свободна 43 Scruton R. The Meaning of Conservatism. P. 18—19. 44 Conservative Essays. P. 99. 45 Conservative Essays. P. 56. от какого-либо вмешательства извне, однако она осуществляется в обеспеченных условиях, в рамках порядка, основывающегося на традиции и авторитете. «Для консерватора, — пишет Скрутон, — ценность индивидуальной свободы не абсолютна, а подчинена другой, более высокой ценности — правительственной власти__ Правительство необходимо для каждого человека, подчиненного дисциплине общественных отношений, и поддержание свободы входит в его компетенцию»46. Таким образом, индивид опосредуется различными институтами и практикой, которые составляют в совокупности общую культуру, придающую ему смысл и опосредующую индивидуальный опыт. В то же время — и это положение занимает весьма важное место в культурном консерватизме — политическая активность гражданина определяется тем, как он сам интерпретирует свою социальную природу. Политическая реальность не может быть понята без понимания мотивации тех, кто участвует в политике. Это положение Скрутон иллюстрирует следующим примером: лингвист может знать законы построения английской речи, но не понять, о чем идет речь, не будучи местным жителем и не зная конкретной ситуации; в то же время человек может полностью понять смысл сказанного, не имея представления о грамматических правилах, в соответствии с которыми построена фраза. Аналогично, вне зависимости от экономической, социальной или биологической детерминации человека, он самостоятельно определяет свой собственный смысл в этом поведении. Но для того, чтобы описать, выявить этот смысл со стороны, необходимо воспользоваться какими-либо политическими теориями. Однако поскольку намерения человека и его действия проистекают из его собственных взглядов на окружающий мир, то не существует и не может существовать «беспристрастный наблюдатель» человеческого поведения. Следовательно, принять участие в политической деятельности — это значит понять и разделить в равной степени общий взгляд на вещи. Это может потребовать воображаемой идентификации, но это отнюдь не означает и даже в значительной степени не совместимо с некоей нейтральной «наукой о человеке». Формулирование смысла действий субъекта зависит от наличной культуры. Иными словами, только культура обеспечивает деятельность индивида ценностями, которые представляют собой нечто большее, чем просто чье-то предпочтение. Но и эти ценности, в свою очередь, являются следствием человеческого выбора и индивидуального осмысления; они могут быть нами свободно одобрены или отброшены. 46 Scruton R. The Meaning of Conservatism. P. 19. Но коль скоро индивид остается относительно свободным в своем отношении к «культурным объектам», возникает вполне закономерный вопрос: почему он должен подходить к ним именно с консервативными мерками? Отвечая на этот вопрос, консерваторы подчеркивают значение гармонии в соотношении институтов и индивидуального опыта. Если исчезает чувство общности, придающее смысл индивидуальному существованию через причастность к «культурному объекту», то средства выражения этого чувства также исчезают. Поэтому попытки «реформировать» «культурные объекты» приводят к их разрушению, ибо общество уже не будет обладать необходимыми культурными средствами, мифами, традициями, легитимировавшими их в свое время. Они сведутся лишь к субъективным чувствам и желаниям без легитимации. В этом смысле кризисные явления, охватившие западное общество, — это не что иное, как следствие массового разрушения «культурных объектов», которое последовательно осуществлялось так называемыми прогрессивными политиками. В этом, как мы видим, «культурный консерватизм» мало чем отличается от других течений в консерватизме, ибо он при всей своей жесткости все-таки допускает возможность крайне медленных, осторожных и ограниченных преобразований в общественной жизни. Для консерваторов «реформизм» в политике представляется крайне опасным. «Мы должны отказаться от попыток подорвать то, что " установлено" », — утверждает Скрутон47. Сама по себе необходимость существования консервативного подхода объясняется стремлением к сохранению авторитета существующих институтов. Консерваторы различают понятия авторитета и власти. С точки зрения солсберианцев, авторитет выражает отношения «де-юре», а не «де-факто», то есть он означает, что какой-то институт или индивид имеют право действовать, но это отнюдь не означает, что они обладают властью действовать. Авторитет может подкрепляться властью или сдерживаться ею. Представители культурного консерватизма, вслед за Максом Вебером, выделяют три типа авторитета: рационально-легальный, традиционный и харизматический. Однако для солсберианцев особо важной является вера в авторитет — в этом случае, согласно Скрутону, сам авторитет означает установившуюся и легитимированную власть, то есть авторитет и власть совпадают. «Власть, к которой стремится государственный деятель, должна быть, иными словами, властью, которая одобрена. Она должна рассматриваться народом не просто как власть, а как авторитет. Каждое общество зависит от уважения гражданином порядка, часть которого он формирует, и самого себя как части этого порядка. Это чувство, выражающееся в 47 Scruton R. Op. cit. P. 19. патриотизме, обычае, уважении к закону, в лояльности к лидеру или монарху и в охотном одобрении привилегий тех, кому эти привилегии гарантированы, может простираться неограниченно»48. Авторитет отдельного индивида или государственного института должен складываться из двух частей: с одной стороны, быть установившимся и легитимным, с другой — содержать в себе некий «естественный дар», т.е. соответствовать природе человека и его основным ценностям. Иными словами, авторитет институтов обеспечивается также той ролью, которую они играют в самоидентификации субъектов. Без авторитета существующих институтов, считают консерваторы, невозможна благополучная жизнедеятельность индивидов, ибо, помимо всего прочего, он является еще и показателем здоровья общества. Эффективность и стабильность государственной власти также зависят от того, в какой степени ей удается совмещать авторитет и традицию, что обеспечивает «приверженность» граждан данному режиму. Благодаря «приверженности» общество конституируется в нечто большее, чем простое скопление индивидов, каким оно подставляется либеральному сознанию. «Полное понимание идеи приверженности, — пишет Скрутон, — требует, в свою очередь, понимания традиции, обычая и церемонии, всеобъемлющего характера практики, через которую гражданин способен постигнуть " приверженность" как цель»49. Для либералов же приверженность данному типу общества — не более, чем средство решения своих проблем и удовлетворения личных интересов. Таким образом, современный консерватизм стремится не просто к власти, прибегающей к насилию, а к наиболее сильному типу власти, основывающемуся на авторитете. С этих позиций солсберианцы подходят к проблеме государства. Поддержание авторитета государства всегда актуально для консерваторов. Так же, как и общество, государство традиционно рассматривалось ими в качестве высшей метафизической сущности, априорно данной человеку. Но перед консерваторами встает в этой связи вопрос: какого типа государство и каким образом следует сохранять и поддерживать? Ответ на него консерваторы традиционно искали в идее «правления через институты», а также в теориях природы и функций институтов. Учреждения и индивиды на то время, пока они их возглавляют или действуют в их рамках, наделяются властью. Эти учреждения связаны с института- 48 Scruton R. Op. cit. P. 25—26. 49ScrutonR. Op. cit.P. 38. ми, которые, в свою очередь, соответствуют обычаям и ценностям гражданского общества, являются их следствием и в то же время способствуют их сохранению. Отсюда проистекает консервативная оппозиция к формированию политических институтов на абстрактных принципах или на основе выводов теоретической науки. Институты должны возникать стихийно из самого хода событий, из практики, или же формироваться «сверху», но только тогда, когда потребность в них уже установилась. Аналогичную аргументацию использовал в свое время еще Дизра-эли. Государство понимается солсберианцами как высший институт, который в состоянии обеспечить достижение целей консервативного правления только в том случае, если оно стоит над разнообразными институтами, являющимися по отношению к нему автономными субъектами. Эти институты будут стремиться сохранить свои собственные принципы развития, и роль правительства сведется, по существу, лишь к тому, чтобы защитить их от эрозии и внешнего вмешательства и обеспечивать им законные рамки, в которых они могут отвечать интересам своих членов. Теория института как автономного субъекта сыграла важную роль в развитии консервативной мысли. И именно здесь по сей день консерваторы видят границу, разделяющую их с тоталитаризмом, ибо суть тоталитарной доктрины, как они считают, состоит в том, что ни один институт не может стать автономным по отношению к государству. Современные консерваторы, как правило, поддерживают принцип разделения властей как наилучшего средства обеспечения единства правления и индивидуальной свободы, а также автономности институтов-субъектов. Государство, как и общество, рассматривается консерваторами как комплексное образование, развивающееся по законам самосохранения. Государство не противопоставляется гражданскому обществу, а рассматривается в единстве с ним, их разделение гибельно для них обоих. Поэтому консервативный взгляд на общество всегда содержит черты интерпретации государства, и наоборот. «Общество, — подчеркивает Скрутон, — состоит из гражданских связей, которые генерируют и поддерживают институты правления»50. Государство, с точки зрения культурного консерватизма, должно играть троякую роль. Во-первых, быть единственным институтом, который в состоянии обеспечить сохранение общего культурного наследия данной национальной единицы. Отсюда проистекает неприязнь консерваторов ко всему тому, что содержит в себе хотя бы элементы либерально- J Scruton R. Op. cit. P. 27. космополитического видения мира, например, к «исследованиям проблем мира и конфликтов», «политической интеграции в ЕС» и т.д. Во-вторых, «олицетворять» все культурное наследие, которое формирует личность гражданина. Государство должно быть окружено мифами, отражающими чувство «приверженности» и глубокой почтительности по отношению к нему. В-третьих, основной заботой государственного деятеля должно быть поддержание здоровья общей культуры. Коррумпированные институты, подверженные эрозии и подрывающие «приверженность» граждан к государству, должны безжалостно уничтожаться. Эта, в целом активистская позиция, подразумевающая, что не все, что установлено, достойно консервации, на первый взгляд противоречит сказанному выше. Однако на самом деле она весьма логично вытекает из самого существа понимания консерватизмом традиции. Культурный консерватизм, как уже говорилось, понимает институты и практику как средства выражения опыта граждан. Однако можно представить себе ситуацию, при которой существующие институты в какой-то момент перестают соответствовать своему назначению и экспрессивному отношению к ним со стороны индивидов. В этом случае консерваторы допускают возможность «творческой и активной оппозиции» по отношению к существующему статус-кво. Однако политический анализ практически сводится у них к критике культуры. Поэтому в теории государства мифы, ритуалы и церемонии играют совершенно особую роль. Во-первых, поскольку с консервативной точки зрения традиции не статичны и воссоздаются в каждом отдельном политическом акте, постольку ритуал становится средством подтверждения существующей традиции. Во-вторых, в ряде случаев язык не может адекватно передать наш опыт, и тогда ритуалы и мифы вообще становятся единственным средством его выражения. Поэтому солсберианцы подчеркивают эмоциональное начало политического сознания. Чувство преданности по отношению к национальной общности и ее институтам неотделимо от опыта «признания», которое генерирует мифы и ритуалы, становящиеся в свою очередь средствами легитимации институтов. Некоторые мифы, носящие систематический характер, практически выступают в роли идеологических разработок. Если в недавнем прошлом консерваторы различных направлений избегали даже упоминания об идеологии, то теперь Скрутон, хотя и с некоторыми оговорками, пытается поднять идеологию до уровня тех «поддерживающих авторитет» идей, без которых, как он считает, невозможна политическая жизнь. Он утверждает, что современный консерватизм сопротивляется как утере идеологии, так и демифологизации. По существу, теоретики группы Солсбери соглашаются с тезисом о том, что в политической жизни ви- димость есть реальность, приспосабливая его к своим собственным целям. Ориентация современной консервативной политической мысли на идеологию выражается не только в том, что она отстаивает капитализм как систему. Ее тезис «назад к идеологии» выражается и в том, что она ведет непримиримую борьбу как против «левых», так и против либералов. Важное место в политической теории культурного консерватизма отводится антиэгалитаризму. Неравенство, для консерваторов, естественно и закономерно, ибо оно является следствием самой природы человека. Идею изначального неравенства консерваторы используют для доказательства неизбежности иерархической структуры общества, которое, как они считают, становится здоровым и динамичным только под управлением элиты. Для процветания общества его политическое, социальное и экономическое устройство должно «стимулировать и удовлетворять тех, кто может больше сделать для общего блага»51. Если же общество встает на позиции «бесталанного большинства», оно обречено на стагнацию. Ценности сильных, утверждают консерваторы, должны превосходить ценности, рожденные в положении зависимом и пассивном. Поэтому сохранение и поддержание неравенства как консервативной ценности понимается в качестве одной из целей политической деятельности государства и других общественных институтов. Таким образом, антиэгалитаризм солсберианцев — это, по существу, новая попытка оживления весьма старой идеи. Как известно, традиционный консерватизм неизменно подчеркивал значение и ответственность государственной власти. Этот подход строится на убеждении в том, что стабильность и благополучие достигаются через правильно поставленный контроль, а поскольку общество является органической иерархией, в которой естественная элита может и должны управлять, то равенство не только не желательно, но и невозможно. Фраза одного из английских адептов консерватизма: «Тори верят в правление самураев» — органично вошла в консервативную догму. Отчасти подобный подход является следствием интерпретации человеческой природы, в которой подчеркивается не столько приоритет разума, сколько чувство. Неся в себе сильное пессимистическое ощущение «первородного греха», люди, по мнению консерваторов, опасаются от себе подобных наихудшего, поэтому только власть в состоянии сдержать негативные последствия проявлений человеческих качеств, поставить страсти и эмоции под контроль. Подтверждение этому консервативному канону они находят еще у Бер-ка, говорившего в свое время о подверженности ошибкам и слабых изобретениях нашего разума и о том, что общество не может существовать без контролирующей власти над желаниями и аппетитами. И эта, почти 51 Conservative Essays. P. 141. гоббсовская идея, «красной нитью» проходит через всю историю эволюции традиционного консерватизма. Так, Т.Аттли писал в конце 40-х годов XX века, что в основе своей политика является делом применения общественной власти и что «человеческая природа склонна к насилию и хищна и может находиться под контролем только благодаря трем силам: благоволению Бога, страху перед виселицей и давлению социальной традиции, — тонко и бессознательно действующим в качестве тормозов человеческих инстинктов»52. Таким образом, в консервативной доктрине присутствует сильное авторитарное начало. Однако власть не должна быть безответственной, недопустимы также злоупотребления властью. Поэтому солсберианцы весьма внимательны к характеру правления, к служению правительства общественности, к заботе об общем благе, как они его понимают. Именно эту сторону мировоззрения консерваторов еще Герберт Спенсер называл «альтруистическим торизмом». Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1427; Нарушение авторского права страницы