Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Самомаркетинг как условие становления журналиста
Для личности-журналиста, если он обладает уникальными качествами (талантом, глубоким аналитическим умом, творческой оперативностью, настойчивостью и волей и т.д.), к тому же если он работает в авторитетном средстве массовой информации, которое пользуется популярностью в массовой аудитории, открывается путь к широкой известности, к вершинам журналистской карьеры. Она начинается, конечно же, не с надежды на везение, удачу, счастливый случай, которая при пассивном ее ожидании так и останется надеждой. Для активного карьерного продвижения журналисту, на наш взгляд, следует использовать определенный механизм. Как известно, на Западе наряду с маркетингом товаров, услуг и организаций существует и маркетинг отдельных лиц. Имеется в виду деятельность, предпринимаемая для создания, поддержания или изменения позиции или поведения по отношению к конкретным лицам. Две наиболее распространенные формы этой деятельности — маркетинг знаменитостей и маркетинг политических кандидатов. Для поддержания и возвышения своего «звездного» образа знаменитые актеры нанимают пресс-секретарей, менеджеров. А политическая кампания включает в себя посещение кандидатом политического рынка избирателей и использование маркетинговых исследований и коммерческой рекламы для обеспечения максимального уровня «покупки» кандидата избирателями. Интерес к маркетинговым аспектам выборов подогрет стремительным ростом политической рекламы, распространением научных методов изучения общественного мнения, компьютерного анализа распределения голосов избирателей. Что же касается журналиста, работающего в средствах массовой информации, то о повышении своего рейтинга, привлекательности своего образа он должен позаботиться сам, в лучшем случае — с помощью социолога и психолога (заметим, что телевизионные студии имеют штатных специалистов этого профиля, газетные редакции — пока нет), т.е. речь, на наш взгляд, может идти о самомаркетинге журналиста. Это важнейший инструмент, который помог бы молодому работнику телевидения, радио или газеты добиваться успехов, ускорил бы развитие журналистской карьеры, наряду с талантом, трудолюбием, настойчивостью. Для этого он должен следовать принципам маркетинга, которые применимы не только к товару, фирме, организации, но и к конкретному лицу. Если мы говорим о сегментировании рынка труда, то подразумеваем специализацию журналиста, где лучше ему бы работалось — в газете, или на телевидении, радио, в каких изданиях, на каких каналах, по какой тематике. Позиционирование в выбранном сегменте предполагает, что если журналист специализируется по проблемам культуры, то его произведения не должны затеряться среди «культурных» публикаций коллег-соперников, а, наоборот, призваны выделяться глубиной и яркостью показа и анализа проблем. Что же касается инновации, то она выражается в постоянной работе журналиста над собой, в росте его квалификации. Наконец, важно гибко реагировать на колебания зрительского или читательского спроса (регулярные социологические замеры позволяют узнать, в какой тематике и глубине разработки проблем нуждается массовая аудитория). Но, прежде всего, нужно знать ситуацию на рынке журналистского труда. Интересно сравнить российский рынок с американским. Как пишут ученые факультета журналистики Московского университета, в ходе российско-американского исследования были «сконструированы» условные среднестатистические портреты. Типичный российский журналист — это мужчина лет сорока, русский, с журналистским образованием, женат, име- ет одного или двоих детей, работает журналистом примерно 16 лет и привержен этой профессии, беспартийный, умеренных, центристских ориентации. Среднестатистический американский журналист представлен мужчиной, имеющим степень бакалавра, полученную в общественном колледже, женатым, 38 лет, зарабатывающим около 31 тыс. долларов в год, имеющим журналистский стаж 14 лет и намеренным работать в журналистике дальше. Исследователи не показывают доход российского журналиста, Очевидно потому, что в условиях нынешней социально-экономической ситуации он несопоставим с заработком американского [12]. Важно знать и потенциальные возможности среднестатистического российского журналиста. По данным другого опроса журналистов газет, они не испытывают затруднений при самостоятельном выборе темы (76, 6% опрошенных), общении с людьми (71, 8%), но возникают проблемы при изучении документов (затруднений не испытывают лишь 42, 7% опрошенных), целенаправленном наблюдении (31, 6%), анализе и осмыслении фактов (44, 1%), поиске решения проблемы (19, 1%), подборе аргументов (29%), поиске композиции текста (39, 1%), саморедактировании (44, 5% опрошенных) [13]. При подготовке публикации журналисты региональной прессы учитывают политическую целесообразность (от 44 до 52% в зависимости от стажа), позицию главного редактора (от 21, 5 до 40, 5%), интересы учредителя (от 16, 5 до 36, 5%), интересы властей (от 18 до 28, 5%), интересы спонсоров и рекламодателей (от 16 до 41% опрошенных). Среднемесячная зарплата журналистов региональных СМИ составляет треть от средней зарплаты по стране, и 40% пишущих до падения рубля в августе 1998 г. получали от 50 до 100 долларов в месяц. «Властители дум», «буревестники перестройки» оказались, особенно в провинции, полностью зависимыми от своих работодателей. Это привело к диктату главных редакторов. Так, в 1995 г. тогдашний главный редактор «Известий» уволил в полном составе всю редакцию еженедельника «Неделя» — 36 журналистов, работавших там с момента создания приложения в 1960 г., и набрал новую команду [14]. Что же касается выбора газетного жанра, то журналисты как центральных, так и региональных изданий положительно относятся к интервью (79, 7% опрошенных), очерку (72, 2%), репортажу (66, 4%), статье (65, 1%), корреспонденции (53, 2%), но их мало привлекают отчет (положительно высказались лишь 14, 1 % опрошенных), обзор печати (22, 4%) и, как ни странно, фельетон (46, 5%) [15]. В самомаркетинге журналисту важно учитывать лучшие показатели творческого почерка среднестатистического газетчика, телерадиожурналиста и стремиться превзойти их. Конечно, необходимо следить и за настроением массовой аудитории, знать ее потребности. Посмотрим с этих позиций на основные амплуа журналистов, работающих на центральном телевидении, которых московский ученый Г. Кузнецов образно называет «гномами от журналистики» [16]. Репортер стремится оказаться со съемочной техникой и группой там и тогда, где и когда происходит что-то интересное; он умеет выбрать, отснять кадры, сопроводить их текстом для вскрытия подоплеки события. Ежедневный добытчик новостей, динамичный и достаточно молодой человек. И достаточно смелый — он всегда в горячих точках. Не успела Елена Масюк вырваться из чеченского плена, как НТВ послало ее в Боснию, а затем в Афганистан, раздираемые вооруженными конфликтами. Комментатор рассуждает, критикует, прогнозирует, обладает аналитическим умом и способностью к обобщению — этим запоминаются Евгений Киселев в «Итогах» и Николай Сванидзе в «Зеркале». Обозреватель умеет просто рассказать о сложном, он энциклопедист (не обязательно имеет диплом журналиста — вспомним Николая Дроздова из передачи «В мире животных»); находясь в стороне от политических пристрастий, он обычно уходит от острых выступлений и потому, быть может, менее заметен. Интервьюер стремится задавать острые, нелицеприятные для собеседника вопросы, к большому интервью готовится как к сражению: таковы, например, Андрей Караулов в передаче «Век в лицах» и более мягкая Светлана Сорокина в «Герое дня». Модератор сидит в центре между «правыми» и «левыми», ведет теледебаты, предвыборные беседы претендентов на высокий пост, пресекает непарламентское поведение. Должен быть хладнокровен, как, скажем, Александр Любимов в передаче «Один на один», когда участники беседы в пылу полемики нарушают порой этические нормы общения. Шоумен в отличие от хладнокровного, спокойного модератора — талантливый массовик-затейник, готовый пошутить на самую серьезную тему, находится внутри собравшейся компании. У каждого шоумена свой почерк. Волевой, наделенный чувством юмора Леонид Якубович в «Поле чудес», «Колесе истории» или эрудированный в песенном репертуаре, тактичный и доброжелательный, увлекающийся жестикуляцией Валдис Пельш в передаче «Угадай мелодию». Престиж ведущего новостей обеспечивается ежедневным появлением на экране с актуальной информацией, журналист держится уверенно, демократично; политических пристрастий, как и модератор, не показывает. Популярны телеведущие Татьяна Миткова, Александр Шашков, Нелли Петкова, Анна Прохорова, Михаил Пономарев и др. Определяя портрет тележурналиста, московские социологи опросили 149 человек — четвертую часть работников Центрального телевидения. Любопытно, что на первое место опрошенные поставили общечеловеческие качества: ответственность, принципиальность, т.е. социальные и психические свойства личности как фундамент профессии. Второе место было отведено когнитивным (знаниевым) качествам, таким, как компетентность, эрудиция, широкий кругозор, образование. На третьем оказались специфические профессиональные способности: талант, оперативность, коммуникабельность, искусство импровизации, чувство телевизионного времени, умение работать в кадре, выступать публично, ориентироваться в обстановке, артистизм. То есть нравственные и когнитивные свойства журналистов в оценке последних преобладают над волевыми, а общечеловеческие — над профессиональными. Что же касается ведущих новостей, то к списку качеств были добавлены еще и такие, как телегеничность, простота и естественное поведение на экране. «Трудно найти того, кто обладал бы всеми этими качествами, — пишут исследователи, — Один хорошо знает предмет, но не телегеничен, другой обаятелен, но не глубок, третий — с плохой дикцией, четвертый — тугодум» [17]. ^Петербургский исследователь В. В. Маринович провел опрос музыкальных ведущих и редакторов коммерческих радиостанций, чтобы выявить их мнение о том, какова роль ведущего современных Санкт-Петербургских радиостанций. Она видится следующим образом: ведущий должен быть автором вещания — 70 процентов опрошенных, звукорежиссером — 69, создателем настроения — 60, актером — 30, журналистом — 10, другом — 10, диктором — 10, импровизатором — 5, интеллигентом — 5, исполнителем — 5 процентов от числа респондентов. Руководители радиостанций предъявляют к современным ведущим такие требования (в процентах от общего числа опрошенных): коммуникабельность — 90, эмоциональность — 90, приятный голос (баритон) — 80, творческий подход — 60, знание музыки — 50, правильная речь — 50, интересная личность — 50, артистизм — 30, находчивость и реакция — 30, профессионализм — 10, умение работать с микрофоном — 10, интеллектуальный уровень — 10, кураж — 5, вкус — 5, уровень культуры — 5, образование — 5. Обращает на себя внимание две крайние позиции — коммуникабельность (с максимальным значением — 90 %) и образование — 5%. Они свидетельствуют, прежде всего, о подсознательном или осознанном неверии в возможность обучиться профессии «ди-джея». Однако многие радиоведущие имеют театральное или журналистское образование [18]. Телевизионные журналисты особенно нуждаются в оперативной информации о динамике свое популярности у зрители. Учитывая это, пресса регулярно публикует рейтинги популярных телеведущих. Так, «Независимая газета» 7 октября 1995 г. обнародовала результаты всероссийского опроса, проведенного службой Yox Populi. Картина в баллах выглядела так: А.Любимов — 12, 8 балла; В.Познер — 11, 0; Е.Киселев — 9, 1; Т.Миткова — 6, 2; В.Молчанов — 6, 0; С.Сорокина — 5, 9; С.Доренко — 4, 4; Н.Сванидзе — 3, 0; Л.Якубович — 2, 0; А.Караулов — 1, 6 балла. А.Любимов популярен среди телезрителей всех возрастных групп, Т.Миткова — среди лиц со средним специальным образованием, С. Сорокина — среди тех, у кого высшее образование. Опрос проводился в 50 городских и 25 сельских точках 25 регионов страны. Он был открытым: 1765 участникам было предложено самим назвать трех лучших тележурналистов, кто больше других нравится и кому больше всего доверяют. Такой регулярный замер сравнительной оценки общественного мнения о ведущих тележурналистах формирует в итоге их престиж. А роль последнего велика. Престиж профессии — в одном ряду с такими понятиями, как привлекательность, авторитет, уважение, мода. Он свидетельствует о положении в обществе, является средством удовлетворения профессиональной, личностной, социальной потребности журналиста в общественном признании, служит регулятором и стимулом его творческой деятельности. Подобного пристального внимания социологов, к сожалению, лишены журналисты газет. Престиж газетчика определяется в совокупности, по динамике тиража издания: растет тираж или падает. В то же время имена отдельных журналистов широко известны. Можно вспомнить всезнающего Максима Соколова из «Собеседника», скандального Александра Минкина из «Новой газеты», экономиста и политолога Отто Лациса из «Новых Известий», нестареющих Ольгу Кучкину и Василия Пескова из «Комсомольской правды». Изменения в настроениях массовой аудитории происходят довольно быстро, да и журналистская среда не статична, однако социологические опросы ведутся редко, особенно в регионах. Так, крупное исследование прессы и аудитории Северо-Запада проводилось факультетом журналистики Санкт-Петербургского университета лишь в 1990—1991 г.г. Для сравнения: рейтинг влиятельных политических деятелей России «Независимая газеты» и Служба общественного мнения Yox populi определяют ежемесячно. Глубокий анализ массовой аудитории и журналистского рынка помог бы работнику газеты, радио, телевидения четче определиться с перспективой творческого роста, правильно проводить операцию сегментирования. Удача этой операции предопределит и другой успех — позиционирование: каким образом выступление журналиста сделать ярким, заметным, привлекающим не сенсацией и скандальностью, а глубиной анализа, актуальностью, новым подходом к решению социальных явлений и концепций. Рассматривая жизненные циклы знаменитостей, Филип Котлер пишет о шести видах карьеры: 1) средний успех, 2) устойчивый подъем до уровня суперзвезды, 3) головокружительная карьера-вспышка, 4) изменчивая карьера, 5) резкое падение в безвестность с последующим возвращением популярности, 6) запоздалое признание [19]. В журналистской практике чаще всего встречаются первые два вида карьеры: средний успех и устойчивый подъем. Одни журналисты растут по вертикали, переходя из одного издания в другое, большего ранга, другие — по горизонтали — сменяя должность на более высокую в пределах одной газеты. Вот несколько судеб тех, кто работал или работает в редакции «Санкт-Петербургских ведомостей» (бывшей «Ленинградской правды»). Василий Захарько в начале 60-х, будучи экскаваторщиком, строил ленинградский Дом прессы, затем стал работать в нем корреспондентом газеты «Строительный рабочий», потом перешел в «Вечерку», после окончания заочного отделения факультета журналистики был приглашен в «Ленинградскую правду», через несколько лет стал корреспондентом «Известий», потом был избран главным редактором этой газеты, а в 1998 г. после «приватизации» издания ОНЕКСИМбанком остался членом редколлегии. В те же шестидесятые в «Ленинградской правде» начал репортерскую деятельность Игорь Чурин, два десятилетия возглавлял здесь отдел информации, был ответственным секретарем, сейчас стал заместителем главного редактора. Университетская подготовка работников средств массовой информации базируется на трех взаимосвязанных циклах дисциплин: гуманитарных (теория и история литературы и искусства, русский и иностранные языки, культурология), социально-экономических (экономика, философия, политология, история) и журналистских. Но далее выпускника ждет строгий учитель — практика. А жизнь богаче учебника. И успех придет к тем, кто верно определится в роли, статусе, функциях, перспективах, сфере деятельности и будет энергичен и настойчив в реализации своих целей, опираясь на инструмент самомаркетинга, который представляет собой творческую деятельность журналиста, предпринимаемую для создания, поддержания и (или) изменения поведения по отношению к массовой аудитории. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1031; Нарушение авторского права страницы