Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философия жизни. Ф. Ницше о «сверхчеловеке» и «воле к власти»
Произведения Ф. Ницше (1844-1900) написаны в блестящей афористической литературной форме. По содержанию и социально-философской направленности их можно разделить на три группы. В общих чертах они соответствуют и трем этапам эволюции взглядов их автора. Ранние работы посвящены проблемам культуры и написаны явно под сильным влиянием А. Шопенгауэра. Это " Происхождение трагедии из духа музыки", " Философия в трагическую эпоху Греции" и " Несвоевременные размышления". Вторая группа, в которую входят " Человеческое, слишком человеческое", " Утренние зори", " Веселая наука", характеризуются отходом от идей Шопенгауэра в пользу " переоценки всех ценностей". Третья группа произведений включает " Так говорил Заратустра", " По ту сторону добра и зла", " Генеология морали", " Антихрист", " Сумерки кумиров", " Эссе Hоmо" и " Воля к власти" (наброски). В них систематически - насколько это позволяет литературно-афористическая манера - излагается философская концепция Ницше, центральное место в которой занимают наряду с понятиями" воля к власти" и " сверхчеловек" идеи " вечного возвращения" и " нигилизма". В них, по существу, идет развитие основной идеи, а именно концепции " воли к власти" как основы всякой жизни, всего общественного и культурного процесса. Уже в " Происхождении трагедии", где искусство как форма мышления, форма восприятия и отражения человеком мира рассматривается пока еще в шопенгауэровском духе, как проявление воли или, говоря шире, " жизни", имеет место противопоставление " жизненного" искусства, символизируемого образом Диониса (бог Веселья и пробуждения), интеллектуальному отношению к жизни (символизируемому образом Аполлона), разложению и умерщвлению жизни в " теории". Первым представителем мыслящей " теории" Ницше считал Сократа. Мысль о роковой противоположности " жизни" и " разума" становится, практически, центральным моментом всей полемики Ницше с представителями научного познания. Развитая в " Несвоевременных размышлениях", " Об истине и лжи во внеморальном смысле" и " Науке и мудрости в борьбе", эта противоположность " жизни" и " разума" (науки) становится основой ницшеанской теории познания - гносеологии иррационализма и релятивизма. Уже в первых произведениях Ницше важную роль играет установка философа - " радикальный аристократизм, видящий в великих людях цель истории и связанный с ним дуализм господ и рабов". " Согласно этому мы должны понять, - писал Ницше, - установить как сурово звучащую истину, что рабство принадлежит к сущности культуры. Рассмотрим основные идеи ницшеанства. В его онтологии привлекает прежде всего волюнтаризм - учение о воле как первооснове всего существующего. Волюнтаризм, как мы видели ранее, не был открытием Ницше. Последний заимствовал эту теорию непосредственно у А. Шопенгауэра, в творчестве которого видел в начале своего философского пути образец философского мышления. Но с другой стороны, Ницше, во-первых, заменил шопенгауэровский монистический волюнтаризм плюрализмом воль, признанием множества конкурирующих и сталкивающихся в непримиримой борьбе " центров" духовных сил. Во-вторых, отверг другую важнейшую идею Шопенгауэра - учение об отказе от воли, самоотречении, аскетизме как намеренном сокрушении воли путем отказа от приятного и взыскания неприятного, добровольной жизни покаяния и самобичевания ради непрестанного умерщвления воли. Шопенгауэр видел в отказе от " воли к жизни" " средство спасения". Отказу Шопенгауэра от " воли к жизни" Ницше противопоставил утверждение в жизни " воли к власти". Он считал, что жизнь стремится к максимуму чувства власти. В этих двух посылках, содержащихся в одном и том же афоризме, обнаруживается полная расплывчатость понятия " жизнь" у Ницше: оно представляет собой обобщение биологических, социологических и психологических элементов. Нередко утверждают, что, формируя концепцию воли к власти, Ницше заимствовал некоторые положения дарвинизма как учения о выживании наиболее приспособленных к борьбе за существование. " Наиболее приспособленные", - утверждает Ницше в " Воле к власти", - это как раз не " наилучшие", а " средние", " посредственные". В жизни " наиболее сильные и счастливые оказываются слишком слабыми, когда им противостоят организованные стадные инстинкты, боязливость слабых, численное превосходство". И если дарвинизм склонен видеть в эволюции исторический прогресс, то Ницше видит противоположное - регресс и декаданс, порожденный и постоянно порождаемый " культурой" упадок " высшего типа" человека. Отрицание им развития, прежде всего, выливается в форму отрицания прогресса в смысле совершенствования органических видов. В этом мире, где нет никакого постоянства и устойчивости " вещей", само познание обречено оставаться лишь средством полезной для субъекта выработки фикций, которые позволяют ему выжить и осуществить свою " волю к власти". Познание работает как орудие власти, утверждает Ницше. Поэтому оно, во-первых, не простирается далее того, что нужно для осуществления этой воли, а во-вторых, направлено не на познание мира как таковое, а на овладение им. Наконец, истина как цель познания может быть понята лишь как " полезное заблуждение". Логика есть попытка понять действительный мир по некоторой нами созданной схеме сущего, вернее, сделать его более доступным формулировке, вычислению и т.п. Исходя из этого, Ницше утверждает, что мир вовсе не адекватен логическим законам, как и они миру. Считать, например, что закон противоречия есть реальный закон, значит впасть в логический круг: ведь он есть в то же время и средство для того, чтобы мы сначала могли создать себе само понятие действительности. " Воля к власти" - это не только определенное мировоззрение, названное ницшеанством; это не только в определенном смысле оригинальная идеалистическая гносеология; это и критерий значимости явлений общественной жизни. Именно в этой последней роли она выступает в ницшеанской концепции познания, истории, нравственности, трактовки судеб человечества. " Что хорошо? - Все, что повышает чувство воли, волю к власти, саму власть в человеке. Что дурно? - Все, что происходит из слабости", - так выражает эту мысль Ницше в " Антихристе Мораль подрывает волю к власти, проповедуя любовь к ближнему, следовательно, ее следует отбросить. Воля к власти - основа права сильного. Демократия, " масса", " слишком многие" составляют оппозицию ей. " Право сильного" - основа власти мужчины над женщиной, " женское" принижает волю к власти, а потому всякое стремление к равенству прав полов есть признак упадка. Эти ходы мыслей неоднократно повторяются у Ницше, резюмируясь в конечном счете в понятия " переоценки ценностей" и " сверхчеловека". Мораль, определяющими понятиями которой всегда были " добро" и " зло", возникает, по мнению Ницше, как реализация чувства превосходства одних людей, " аристократов", " господ", над другими - " рабами", " низшими". Выдвинув этот тезис, Ницше натолкнулся на действительно классовое содержание морали и открыто встал на позицию защиты морали " аристократов", провозгласив принципы " господской морали" исходными и " естественными" принципами распознания " добра" и " зла". Для него мораль - только " восстание рабов" и наличие " вечной противоположности " господской" и " рабской" морали. Не учитывая реального различия, Ницше проводит мысль о " восстании рабов в морали" в смысле своеобразной перманентной " духовной мести" угнетенных, проходящей через всю историю. Начало этой " мести" связано с возникновением у евреев, этого " теоретического народа", первой " переоценки ценностей". " Аристократическое уравнение ценности (хороший - знатный - могучий - прекрасный - счастливый - любимый богом) евреи сумели последовательно вывернуть наизнанку. Почти цитируя Нагорную проповедь И. Христа, Ницше таким образом стремится осудить христианскую мораль. Но он не желает видеть ни того, что даже в первоначальном христианстве немаловажное значение, значительное место занимали противоположные мотивы - мотивы подчинения здесь, в земной жизни, рабов господам, ни того, что христианская мораль волей церкви поставлена на службу господствующему классу. Христианскую мораль, обещающую людям блаженство в потустороннем мире ценой примирения с угнетением и унижением в этом мире, он изображает как искренний, определяющий будто бы всю ее сущность и содержание бунтарский гнев. Христианской " морали рабов" Ницше противопоставляет возрождающуюся " мораль господ" Она исходит из якобы прирожденного неравенства людей, из того, что " высший" человек ответственен за свои действия только перед равным себе, но совершенно свободен в поступках по отношению к " низшим". Горе слабому! - таков общий смысл новой " переоценки ценностей".
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 923; Нарушение авторского права страницы