Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Человек, индивид, индивидуальность. Человек как биосоциальное существо



 

Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.

Являясь частью природы, человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид — Homo sapiens. Как любой биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков, каждый из которых может изменяться у различных представителей вида в довольно больших пределах. На подобное изменение могут влиять как природные, так и социальные процессы. Подобно другим биологическим видам, вид Homo sapiens имеет устойчивые вариации (разновидности), которые, когда речь идет о человеке, обозначаются чаще всего понятием расы. Расовая дифференциация людей предопределена тем, что их группы, населяющие различные районы планеты, адаптировались к конкретным особенностям среды их обитания и у них появились специфические анатомические, физиологические и биологические признаки. Но, относясь к единому биологическому виду Homo sapiens, представитель любой расы обладает такими свойственными этому виду биологическими параметрами, которые позволяют ему с успехом участвовать в любой из сфер жизнедеятельности всего человеческого общества.

Биологическая природа человека составляет ту основу, на которой происходит формирование собственно человеческих качеств. Биологи и философы называют следующие анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального:

а) прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие;

б) цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;

в) взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;

г) большой мозг и сложная нервная система, дающие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта;

д) сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи, т. е. произнесению определенного количества дифференцированных звуков;

е) длительная зависимость детей от родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и социализации;

ж) пластичность врожденных импульсов и потребностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких, какие имеют место у других видов, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения — все это способствует развитию сложных образцов поведения и адаптирования к различным условиям среды;

з) устойчивость сексуального влечения, влияющая на формы семьи и на ряд других социальных явлений.

Будучи, безусловно, природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в обществе подобных ему людей. Такие важные факторы жизнедеятельности человека, как сознание, речь, не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе социализации, т. е. усвоения индивидом общественно-исторического опыта предшествующих поколений. Человек с момента его рождения является индивидом, т. е. единичным природным существом, носителем индивидуально-своеобразных черт. Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек», как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. От этих двух понятий необходимо отличать понятие «личность».

Человек – существо биосоциальное. В рамках социальной теории проблема человека превращается в проблему соотношения индивида и личности. Со стороны биологической человек выступает прежде всего как индивид, а со стороны социальной — как личность.

Это различие в понимании человека как индивида и личности хорошо изучил русский философ Н.А. Бердяев. «Личность следует отличать от индивида, — писал он. — Личность есть категория ду­ховно-религиозная, индивид же есть категория натуралистически-биологическая». Однако понятие «лично­сть» включает в себя не только и не столько религиозность или нерелигиозность, сколько культуру и духовность человека вообще.

Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Индивид — это всегда один из множества, и он всегда безличен. В этом смысле понятия «индивид» и «личность» являются противоположными и по объему, и по содержанию. В понятии индивида не фикси­руется каких-либо особенных или единичных социальных качеств человека, по содержанию оно является очень бедным. За­то по объему в такой же степени богато, т.к. каждый человек — индивид.

Если мы говорим «человеческий индивид», то имеем в виду лишь видовую общность всех людей homo sapiens и единичного представителя человеческого рода, но если мы начинаем называть какие-то другие качества человеческого индивида, то не­пременно ограничиваем объем понятия, выделяем особенные соци­альные группы. Здесь действует закон обратно пропор­ционального соотношения объема и содержания понятия. Сказав «бедные люди» или «богатые люди», мы уже выделили оп­ределенные группы, отделив их от других. И чем больше мы бу­дем конкретизировать данное понятие, тем оно будет беднее по объему и богаче по содержанию. В результате путем персонификации инди­вида, отдельного человека мы придем к единственному, индивиду­альному представителю человеческого рода. Этот предель­но персонифицированный индивид и есть личность. «Личность» — это понятие, весьма богатое по социальному содержанию, вклю­чающее не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека.

Личность — это и есть социальная индиви­дуальность. Именно здесь человек рассматривается не только со стороны его общих и особенных социальных качеств, но и со сторо­ны индивидуальных социальных свойств. В понятие «личность» обычно не включают природно-индивидуальные характеристики челове­ка. Может быть это и правильно, но следует иметь в виду, что при­родная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности и влияет на социальное в человеке.

Социальная индивидуальность человека не вырастает из неоткуда и не появляется только на основе биологических предпо­сылок. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе развития практической деятельности и воспитания. Именно поэтому личность как социальная индивидуаль­ность — всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов, которые и формируют ее. А лич­ность тем более значительнее и тем в большей степени может на­зываться личностью, чем сильнее и больше она аккумулирует социокультур­ный опыт человека и в свою очередь тем самым вносит индивидуальный вклад в его развитие.

Личность имеет сложную структуру, поэтому возможны раз­личные подходы к ее рассмотрению. Все они взаимосвяза­ны между собой, но имеют и важные отличия.

Проблема личности в науке — это вопрос о том, в чем заклю­чается сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. Личность здесь рассматривается как индивидуальное выражение, как субъект общественных отношений, деятельности и общения людей. Качество общественных отношений и общения оказывает огромное влияние на формирование исторического ти­па личности, ее конкретное состояние и свойства. То же самое можно сказать и о влиянии деятельности на личность. Деятель­ность человека является основой, благодаря ко­торой происходит развитие личности и выполнение ею различ­ных социальных ролей в обществе. Только в деятельности человек выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается «вещью в себе». Сам человек может думать о себе что угодно, строить любые иллюзии, но то, чем он является в действительно­сти, обнаруживается только на деле. Не случайно знаме­нитый Конфуций не только «слушал слова людей», но и «смотрел на их действия», а известный Аристотель писал, что по­бедные венки получают лишь те, «кто участвует в состязаниях».

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1830; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь