Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады.



тад виддхи пранипатена

парипрашнена севайа

упадекшйанти те джнанам

джнанинас таттва-даршинах

тат - знание о жертвоприношениях; виддхи - старайся об­рести; пранипатена - обратившись (всем сердцем) к духов­ному наставнику; парипрашнена - смиренными вопросами; севайа - служением; упадекшйанти - они посвятят; те - тебя; джнанам - в тайны знания; джнанинах - познавшие себя; таттва - Истину; даршинах - те, кто видит.

 

Чтобы познать Истину, иди к духовному наставнику. Смиренно обращайся к нему с вопросами и ему служи. Те, кто обрел знание о душе, посвятят и тебя в его тайны, ибо они видят Истину.

 

КОММЕНТАРИЙ: Путь духовного самопознания далеко не из легких. Поэтому Господь советует нам обратиться к ду­ховному наставнику в преемственности духовных учителей, ведущей начало от Него Самого. Того, кто не принадлежит к такой преемственности, нельзя считать истинным духовным учителем. Первый духовный наставник - Сам Господь, и тот, кто принадлежит к начатой им цепи духовных учителей, спо­собен донести Его послание до ученика в неизменном виде. Духовное знание нельзя обрести разными новомодными средствами, какие предлагают невежественные шарлатаны. В " Бхагаватам" (6.3.19) сказано: дхармам ту сакшад бхагават-пранйтам. Законы религии возвещает Сам Господь. Почему ни собственные измышления, ни утомительные философские рассуждения не приведут нас на путь истинного благочестия. Чтобы духовно совершенствоваться, недостаточно самому читать книги мудрости. За знанием нужно идти к истинному духовному наставнику. Нужно всецело ему предаться и сми­ренно ему служить, укротив гордыню. Перед тем, кто сумеет угодить учителю, откроется путь к духовному совершенству. В этом секрет успеха. Чтобы ученик мог воспринять духовное знание, он должен обращаться к учителю с вопросами и быть ему послушным. Без послушания и служения он не получит от духовного наставника ответы на свои вопросы. Учитель будет испытывать ученика, и, если тот с честью выдержит испытание, учитель поймет, что его желание искреннее, и даст ему подлинное духовное знание. В этом стихе Господь отвергает и слепую покорность, и бездумные вопросы. Уче­ник должен смиренно слушать духовного наставника и в пол­ной мере осознать услышанное, а для этого он должен сми­риться перед учителем, служить ему и спрашивать его об Аб­солютной Истине. Духовный учитель всегда добр к ученику. И если ученик ему послушен, если он всегда готов ему слу­жить, учитель ответит на все его вопросы, и тогда ученик об­ретет совершенное знание.

 

 

Шри Санатана Даса

Шри Гуру-вандана

ашрайа карийа вандон шри-гуру-чарана

джаха хаите миле бхаи кришна-према-дхана

Склонись к стопам Шри Гуру и найди у него прибежище. О брат, только так ты обретешь сокровище кришна-премы.

дживера нистара лаги нанда-сута-хари

бхуване пракаша хана гуру-рупа дхари

Чтобы спасти джив, сын Нанды, Шри Хари, приходит в этот мир в облике Шри Гуру.

махимайа гуру кршна эка кари джана

гуру-аджна хрде саба сатйа кари мана.

Знай же, что Гуру столь же велик, как Сам Кришна. Пусть на­ставления Гуру станут сокровищем твоего сердца, ибо их ис­токи - в Запредельном.

сатйа-джнане гуру-вакйе йахара вишваса

авашйа тахара хайа враджа-бхуме васа

Кто твердо верит, что в словах Шри Гуру заключена божест­венная мудрость, тот навечно пребудет во Враджабхуми.

йара прати гурудева хана парасанна

кона вигхне сехо нахи хайа авасанна

Кто стремится всегда и во всем угождать Шри Гуру, того не смутят никакие преграды.

кришна рушта хаиле гуру ракхибаре паре

гуру рушта хаиле кришна ракхибаре наре

Если ты разгневал Кришну, тебя спасет Шри Гуру, но если ты разгневал Шри Гуру, то даже Кришна тебя не спасет.

гуру мата гуру пита гуру хана пати

гуру вина э-самсаре нахи ара гати

Шри Гуру нам мать, отец, господин и учитель. Никто, кроме Шри Гуру, не даст нам прибежища в этом бренном мире.

гуруке манушйа-джнана на кара какхана

гуру нинда кабху карне на кара шравана

Даже на мгновение не допускай мысли о том, что Шри Гуру простой смертный, и никогда не слушай слов, порочащих его.

гуру ниндукера мукха кабху на херибе

йатха хайа гуру-нинда татха на йаибе

Не смотри на лица тех, кто злословит на Шри Гуру, и не ходи туда, где о нем говорят с осуждением.

гурура викрийа йади декхаха какхана

татхапи аваджна нахи кара кадачана

Даже если ты видишь, что Шри Гуру делает что-то недозво­ленное, не позволяй себе и на мгновение в нем усомниться.

гуру-пада-падме рахе йара ништха-бхакти

джагат тарите сеи дхаре маха-шакти

Кто будет безраздельно предан лотосоподобным стопам Шри Гуру, тот обретет великую силу и спасет весь мир.

хена гуру пада-падма караха вандана

йаха хаите гхуче бхаи сакала йантрана

Склонись же, о брат, к лотосоподобным стопам Шри Гуру, и тогда наступит конец всем твоим печалям.

гуру пада-падме нитйа йе каре вандана

шире дхари ванди ами танхара чарана

Я благоговею перед тем, кто остается простертым перед Шри Гуру, и касаюсь головою его стоп.

шри-гуру-чарана-падма хриде кари аша

шри-гуру-вандана каре санатана даса

Пусть же лотосоподобные стопы Шри Гуру навечно пребу­дут в моем сердце. С этой мыслью я, Санатана даса, возношу молитвы, гуру-вандану во славу Шри Гуру.

Вайшнава-махима

 

(Нароттама даса Тхакура. Прартхана, песня 43)

Прославление преданных:

 

тхакура ваишнава-пада аванира су-сампада

суна бхаи хана эка мана

ашрайа лаийа бхадже та'ре кришна нахи тйадже

ара саба маре акарана

О брат, слушай меня внимательно. Лотосоподобные стопы вайшнава - величайшее из всех сокровищ мира. Если, укрыв­шись под сенью этих стоп, ты поклоняешься Кришне, Он тебя никогда не оставит. Все прочие живут только для того, чтобы умереть.

ваишнава-чарана-джала према-бхакти дите бала

ара кеха нахе балаванта

ваишнава-чарана-рену мастаке бхушана вину

ара нахи бхушанера анта

Вода, омывшая лотосоподобные стопы вайшнава, даст тебе чистую любовь к Богу. Только она обладает такой чудотвор­ной силой. Я осыплю голову пылью с лотосоподобных стоп вайшнава, и эта пыль будет единственным моим украшением.

тиртха-джала павитра-гуне ликхийачхе пуране

се саба бхактира праванчана

ваишнавера падодака сама нахе эи саба

йа 'те хайа ванчхита пурана

Пураны славят очистительную силу воды в местах паломни­чества, но эта сила ничтожна в сравнении с силой чистых преданных. Даже все священные воды мира не обладают той чудотворной силой, которой обладает вода, омывшая лотосо­подобные стопы вайшнава. Эта вода дарует исполнение всех желаний.

ваишнава-сангете мана анандита анукшана

сада хайа кришна-пара-санга

дина нароттама канде хийа дхаирйа нахи бандхе

мора даша кена хаила бханга

Когда я с вайшнавами, мой ум радуется и помнит о Кришне. Не в силах сдержать порыв сердца, Нароттама дас громко стенает: " Почему же вайшнавы покинули меня? "

 

Словарь имен и терминов

 

А

Абхидхея (абхидхейа) - долг, который надлежит исполнять; средство достижения цели; бхакти, образ действий, опреде­ляемый нашими личными отношениями с Богом.

Аватара(аватара) - пришествие Бога, «тот, кто нисходит».

Аврита-четана (аврита-четана)— скрытое сознание.

Агйаната (аджнаната) - невежество, незнание.

Адау шраддха (адау шраддха) - начиная с веры.

Адбхута-аударья (адбхута-аударйа) - необычайное велико­душие.

Адбхута-ваданья (адбхута-ваданйа) - необычайная щед­рость.

Адбхута-карунья (адбхута карунйа) - необычайное мило­сердие.

Адвайта (адваита) - недвойственный, монизм.

Адвайта-вада (адваита-вада) - монизм; учение Шанкары об абсолютном, вечном тождестве Бога и Его энергии.

Адхибхаутика, уровень развития сознания (адхибхаутика) - отождествление себя с материей.

Адхидайвика, уровень развития сознания (адхидаивика) - представление о себе как о слуге Господа.

Адхикара (адхикара) - годность, подготовленность к чему-л., право заниматься чем-л., квалификация.

Адхокшаджа - «недоступный чувственному опыту»; запре­дельный Господь Вишну, которого нельзя познать ни чувст­вами, ни умом; трансцендентное.

Адхьятмика, уровень развития сознания (адхйатмика) - отождествление себя с телом или умом.

Амная (амнайах) - ведическая мудрость, передающаяся по цепи духовных учителей в чистом и необходимом объеме.

Анартха- «лишенное ценности»; бесполезное; зло; препятст­вие; порочная наклонность в сердце, которая лишает нас дос­тупа к чистому преданному служению.

Анартха-нивритти (анартха нивритти) - стадия уничтоже­ния анартх; избавление от всего дурного и порочного.

Апаварга – освобождение.

Апара-вичара (апара-вичара) – относительный, мирской подход; поверхностное ограниченное суждение.

Апарадха(апарадха) - грех; оскорбление в духовной жини.

Апа-сампрадая (апа сампрадайа) - неавторитетная ветвь в преемственности духовных учителей.

Апраката (апраката) - «непроявившееся», скрытое от чело­веческого глаза.

Артха - братство, материальное благополучие; обогащение как одна из четырех целей, к которым стремятся обычные люди.

Асадху (асадху) - тот, кто неблагочестив, противоположность садху - святого.

Асат-путра- недостойный сын.

Асури-варнашрама-дхарма (асури-варнашрама-дхарма) - богоотступническая, мирская варнашрама-дхарма, последо­ватели которой не предлагают плоды своего труда Господу.

Атма-дхарма(атма-дхарма) - дхарма души; ее вечная рели­гия, предназначение.

Ахам мамети (ахам мамети) - отождествление себя с мате­риальным телом; представление о мире, основанное на поня­тиях «я» и «мое».

Ачарья (ачарйа) - тот, кто учит на собственном примере; ду­ховный наставник.

Ачарья-аватара (ачарйа-аватара) - пришествие ачарйи из духовного мира.

Ачарья-лила (ачарйа-лила) - деяния Чайтанйи Махапрабху в роли ачарйи.

Ачарья-парампара (ачарйа парампара) - см. Гуру-парам­пара.

Ачетана- лишенный сознания, неодушевленный.

Ачинтья-бхедабхеда-таттва(ачинтйа-бхедабхеда-таттва) - учение Господа Чайтанйи о «непостижимом одновременном единстве и различии» Господа и Его энергий.

Ашрамы(в ед.ч. ашрама) - этапы духовной жизни; ашрамом также называется жилище отшельника или место, где живет Гуру со своими учениками.

Ашрая (ашрайа) - прибежище, опора; источник; лицо, пред­мет как вместилище тех или иных свойств или вещей.

Ашрая-виграха (премы) (ашрайа-виграха) - Господь как сре­доточие премы, как ее обладатель; Шримати Радхарани как подчиненное Божество, Бог-слуга.

Ашрая-виграха-ачарья (ашрайа-виграха-ачарйа) - духов­ный наставник как представитель Шримати Радхарани в этом мире.

Ашта-саттвика-бхава (ашта-саттвика-бхава) - восемь внешних признаков духовного экстаза, внешнее проявление духовных чувств и переживаний. К ним относятся: стамбха - оцепенение; сведа - испарина; романча - поднятие волосков на теле; сварабхеда - прерывание голоса; вепатху - трепет; ваиваранйа - изменение цвета кожи; ашру - слезы; пралайа - беспамятство.

 

Б

Баддха - «связанный, попавший в неволю»; зависимый.

Баддха-дживы (в ед.ч. баддха-джйва) - зависимые, падшие, заблудшие души.

Брахма-мадхва-гаудийа-сампрадая(брахма-мадхва-гау­дийа-сампрадайа) -сампрадайа, берущая начало от Господа Брахмы; впоследствии главными ачарйами в этой сампрадайе были Мадхва и Шри Чайтанйа Махапрабху.

Брахман – один из аспектов Абсолютной Истины; безличная, всесущая ипостась Бога; сияние, исходящее от Его тела Брахманы (в ед.ч. брахман) - представители сословия жре­цов, ученые люди, голова социальной системы.

Брахма-сутра (брахма-сутра) - см. Веданта-сутра.

Брахмачари (брахмачари) - ученик, живущий в ашраме Гуру и хранящий обет целомудрия.

Брахмачари-дхарма (брахмачари-дхарма) - обязанности и образ жизни брахмачари.

Бхагаван (бхагаван) - Всевышний Бог, в полной мере обла­дающий всеми совершенствами.

Бхагавата (бхагавата) - «Шримад-Бхагаватам». Также вели­кий преданный.

Бхагавата-дхарма (бхагавата-дхарма) - религия, запове­дующая любить и почитать только Верховного Бога.

Бхагават-сева (бхагават-сева) - преданное служение Бхага­вану.

Бхагьяван (бхагйаван) - удачливый, счастливый, обладаю­щий бхагйей – удачей, способностями, талантами.

Бхаджан(бхаджана) - поклонение, почитание; киртан; чис­тое преданное служение.

Бхаджана-крия(бхаджана-крийа) - бхаджан, процесс ак­тивного преданного служения Богу. Третья ступень духов­ного развития на пути к преме.

Бхакта – преданный Бога, вайшнав.

Бхакти - преданность; исполненное любви, преданное слу­жение Богу. Одна из энергий духовного мира – бхакти-шакти.

Бхакти-йога - соединение с Верховным Господом через пре­данное служение; метод, позволяющий развить в себе чистую любовь к Богу.

Бхакти-патха - путь бхакти.

Бхактира-мукти- вид освобождения (получивший бхак­тира-муктидействует в соответствии со своим изначальным предназначением, т.е. с любовью и преданностью служит Богу).

Бхоги (бхоги) - мирянин, жаждущий наслаждений.

 

В

Вайкунтха (ваикунтха) - духовный мир.

Вайшнав (ваишнав) - преданный Господа Вишну, Кришны.

Вайшья (ваишйа) - представитель сословия торговцев и зем­ледельцев.

Варна (варна) - каста, сословие.

Варнашрама-дхарма (варнашрама-дхарма) - ведическая система общественного устройства, которая предполагает на­личие четырех сословий (варн) и четырех этапов духовной жизни (ашрамов).

Вастава-дхарма (вастава-дхарма) - религиозные заповеди высшей реальности.

Веданта (веданта) - «вершина знания»; философия Веданта-сутры. Конечные заключения всех Вед.

«Веданта-сутра» (веданта-сутра) - философский трактат, состоящий из афоризмов, в которых изложена суть ведиче­ского знания. «Веданта-сутру»считают венцом Вед.

Ведантисты - изучающие философию Веданты либо ее зна­токи; те, кто строго следует предписаниям Вед

Викачита-четана - расцветающее сознание.

Вират-рупа (вират-рупа) - «имеющий телом вселенную»; представление о теле вселенной как о теле Господа.

Вишая(вишайа) - субъект; объект; то, что можно воспринять чувствами; то, что может быть познано с помощью священ­ных писаний.

Вишая-виграха (премы) (вишайа-виграха) - олицетворение вишайи; Господь как объект премы; Господь как главенст­вующее Божество, верховный наслаждающийся, как Бог, ко­торому служат.

Вишая-виграха-бхагаван (вишайа-виграха-бхагаван) - Гос­подь как высший предмет познания и преданного служения.

Вишишта-адвайта-вада (вишиштадваита-вада) - философ­ское учение Рамануджи, известное как особенный монизм, ограниченный присутствием различий; это учение провоз­глашает, что чит, индивидуальные души, ачит, материаль­ные миры, и ишвара, Верховный Господь, одинаково реальны и отличны друг от друга, но вместе с тем они образуют еди­ное целое.

Враджабхуми- земля Враджи, где пять тысяч лет назад Шри Кришна явил Свои лилы.

Враджендра-кумар (враджендра-кумар) - Шри Кришна, юный сын царя Враджа.

 

Г

Гаддалика-срота-ньяя(гаддалика-срота-нйайа) - логика овечьего стада, бездумно следующего за вожаком; бездум­ный, слепой выбор духовного пути или духовного учителя, сделанный исключительно по примеру других.

Гандхарвы - небесные певцы и музыканты, составляющие особую группу второстепенных полубогов.

Гарбходакашайи Вишну (гарбходакашайи вишну) - Вишну, который входит в каждую из вселенных и творит все много­образие мира.

Гаудийа-ачарья-парампара(гаудийа-ачарйа-парампара) - преемственность духовных учителей, ведущая начало от Шри Чайтаньи Махапрабху.

Гаудийа-вайшнав (гаудийа-ваишнав) - последователь Шри Чайтанйи Махапрабху или его цепи ученической преемстен­ности.

Гаудийа-вайшнава-дхара (гаудийа-ваишнава-дхара) - обы­чаи и традиции гаудийа-вайшнавов.

Гаудийа-Гуру-варга (гаудийа-гуру-варга) - то же что и гау­дийа-ачарйа-парампара.

Гауна (гауна) - непрямой, неглавный, низший, второстепен­ный.

Гауна-бхакти (гауна-бхакти) - низшая форма преданного служения; преданное служение, в котором есть примеси кармы, гйаны или йоги (его обычно практикуют те, кто еще не освободился от власти маха-майи).

Гауна-патха (гауна-патха) - худший, непрямой путь.

Гаура-прия-джана (гаура-прийа-джана) - тот, кто очень до­рог Господу Гауранге.

Грантха-бхагавата(грантха-бхагавата) - книга «Бхагава­там».

Грихастха-дхарма (грихастха-дхарма) - обязанности семей­ного человека; семейная жизнь.

Гуна (гуна) - «веревка»; качество или способ действия; одно из качеств материальной природы: благость, страсть или не­вежество (гуны властвуют над душой и держат ее в зависимо­сти).

Гуру - духовный наставник.

Гуру-крипа (гуру-крипа) - милость, благословения гуру.

Гьяна (джнана, гйана) - знание; путь духовного познания, ведущий к освобождению из материального плена.

Гьяна-шакти (джнана-шакти, гйана-шакти) - сила знания или познания; бытие души, проявляющееся в форме сознания.

Гьяни (джнани, гйани) – как правило, это последователи фи­лософии монизма, для которых умозрение есть средство по­стижения Абсолютной Истины; имперсоналисты; те, кто ищет спасения. Иногда преданные - бхакты знающие Истину.

 

Д

Дайви-варнашрама-дхарма (даиви-варнашрама-дхарма) - божественная варнашрама-дхарма, последователи которой посвящают свой труд Господу.

Данда (данда) – наказание, посох саннйаси, палка.

Даршан (даршана) - встреча, видение, аудиенция.

Двайта / Двайтавада (дваита / дваитавада) - дуализм; фи­лософское учение Мадхвы, получившее название «очищен­ного» дуализма (согласно этому учению, джива, индивиду­альная душа, и джада, мир неживой материи, всегда отличны друг от друга; вместе с тем, они полностью зависимы от Брахмана, Верховного Господа).

Двайтадвайта-вада(дваитадваита-вада) - философское учение Нимбарки, получившее название «одновременного» дуализма и монизма (согласно этому учению, энергия Брах­мана - это источник и чит, дживы, и ачит, материального мира, которым наслаждается джива; это учение признает одинаково истинными и понятие двайты, отличности всего сущего от Брахмана, и понятие адвайты, неотделимости всего сущего от бытия Брахмана).

Дварака(дварака) - город, который создан Кришной, где Он царствовал.

Джапа-мала (джапа-мала) - четки.

Джива (джива) - существо, обладающее сознанием; вечная, предельно малая индивидуальная душа.

Джигьяса (джиджнаса, джигйаса) - обращение с вопро­сами; стремление к знанию.

Дикша (дикша) - духовное посвящение, при котором ученик получает мантру и соединяется с преемственностью духов­ных учителей; передача трансцендентного знания от учителя к ученику, в результате которой ученик освобождается от бремени грехов и обретает любовь к Богу.

Дикша-гуру (дикша-гуру) – инициирующий духовный учи­тель, дающий посвящение и соединяющий ученика с преем­ственностью духовных учителей - парампарой.

Драшта (драшта) - тот, кто смотрит, видит.

Дришта (дришта) - тот, кого видят, или то, что видят.

Дурга (дурга) - богиня Дурга, олицетворение материальной, внешней энергии Господа, маха-майи; божество, повелеваю­щее материальным Миром; супруга Господа Шивы.

Дхарма - религиозные заповеди; исполнение долга; неотъем­лемые свойства предмета и его характеристики; исполнение предписаний Вед; одна из четырех целей, к которым стре­мятся обычные люди в системе варшашрамы.

 

 

И

Иша-таттва (иша-таттва) - знание о Верховном Господе.

Итарануракти (итарануракти) - «привязанность к другим вещам»; привязанность души к материальному миру.

Й

Йога - метод духовного развития, соединяющий душу со Всевышним; состояние, при котором сознание предельно ма­лой души находится в единстве или согласии с Богом.

Йог (йоги) - тот, кто занимается йогой.

 

К

Кали - «раздор»; божество, олицетворяющее Кали-йугу и властвующее в этот век.

Кали-чела(кали-чела) - приспешник Кали, ученик Кали.

Кали-юга (кали-йуга) - текущий век, век вражды и лицеме­рия, который начался пять тысяч лет назад (его общая про­должительность 432 000 лет).

Кама (кама) - вожделение; удовлетворение желаний как одна из четырех целей, к которым стремятся обычные люди.

Кангала(кангала) - бедный, нищий.

Канка (канка) - злодей.

Капата (капата) - обманщик, лицемер.

Капатья (капатйа) - порочность, лицемерие.

Карма- действие; труд ради корысти; последствия прошлых поступков; закон причины и следствия, действующий в мате­риальном мире.

Карматмака (карматмака) - человек, одержимый страстью к корысти.

Карми (карми) - тот, кто пытается наслаждаться материаль­ным миром через материальные органы чувств; тот, кто ис­полняет ведические обряды ради корысти.

Катха (катха) - разговор, беседа; рассказы о Верховном Гос­поде и Его преданных.

Киртан (киртана / киртанам) - пение во славу Верховного Господа.

Киртанакхья-бхакти (киртанакхйа-бхакти) - служение Господу через киртан.

Крипа (крипа) - сострадание, милость.

Крипана-дураджана(крипана-дураджана) - скупой, пороч­ный человек.

Кшатрии (в ед.ч. кшатрийа) - воины и правители; второе со­словие в варнашрама-дхарме.

 

Л

Лагху - легкий; низший, худший.

Лакх - 100 000.

Лила (лила) - развлечение, игра, забава.

 

М

Майя (майа) - «то, чего нет»; иллюзия; внешняя энергия Гос­пода, энергия иллюзии, которая держит живые существа в забвении об их духовной природе и о Боге.

Майявади (майавади) - имперсоналист.

Мантра - магическая формула или заклинание; гимн, стих.

Маха-бхагавата (маха-бхагавата) - наиболее возвышенный преданный Господа.

Маха-ваданьяя-аватара (маха-ваданйайа-аватара) - самое милостивое и великодушное воплощение Бога.

Махаджаны (в ед.ч. махаджана) - преданные, которые дос­тигли духовного совершенства и, благодаря этому, пользу­ются непререкаемым авторитетом у других преданных.

Маха-пуруша (маха-пуруша) - «великий человек»; святой или пророк.

Маха-пуруша-гуру (маха-пуруша-гуру) - великий ачарйа, пришедший прямо из духовного мира.

Махат - выдающийся, могущественный.

Махат-таттва - совокупная материальная энергия, которая в период сотворения мира распадается на первоэлементы и дает начало всему сущему; причинный океан; часть духовного неба, покрытая материальными первоэлементами.

Мокша - избавление, спасение; освобождение из материаль­ного плена как одна из целей, к которым стремятся обычные люди.

Мокша-камана (мокша-каманах) - желание освободиться из материального плена.

Моха (мохах) - иллюзия, игра воображения. Мукта - тот, кто обрел спасение.

Мукулита-четана – сознание, подобное бутону.

Н

Нивритти-марг (нивритти-марга) - путь к освобождению из материального плена или отказ от чувственных наслаждений.

Нитья-киртан (нитйа-киртана) - вечное, непрерывное про­славление Бога.

Нитья-киртана-дхарма (нитйа-киртана-дхарма) - долг, призывающий к вечному прославлению Бога.

Нитья-шравана(нитйа-шравана) - вечное, непрерывное слушание о Боге.

 

П

Пандит (пандита) - ученый человек.

Папа-карма (папа-карма) - греховные поступки.

Парамартха (парамартха) - высшая цель жизни.

Параматма (параматма) - Верховная Душа; Сверхдуша, Верховный Господь, пребывающий в сердце каждого (Он со­провождает падшую душу в ее странствиях по материальному миру, направляя ее из сердца и наблюдая за нею).

Параматма-таттва (параматма-таттва) - знание о Лично­сти Бога.

Парамахамса (парамахамса) - душа, познавшая себя.

Парамешвара (парамешвара) - Верховный Властелин.

Парампара (парампара) - преемственность духовных учите­лей.

Парампарья (парампарйа) - традиция; передача из поколе­ния в поколение.

Пара-таттва - величайшее благо; Шри Кришна, Абсолютная Истина; духовная философия.

Парипрашна (парипрашна) - вопрос, расспрашивание.

Правритти-марг (правритти-марга) - путь мирских наслаж­дений; идущий этим путем исполняет предписания Вед, чтобы вознестись на райские планеты.

Прайоджана- «необходимость»; высшая цель жизни; любовь к Богу.

Прайоджана-сиддхи - достижение прайоджаны.

Праката - проявившийся, зримый, доступный чувственному опыту.

Пракрити (пракрити) - энергия или природа; женское, под­чиненное начало.

Пранипата (пранипата) - поклон.

Прартхана (прартхана) - молитва, мольба.

Прасад (прасада) - «милость», остатки подношений Господу в образе пищи или других предметов.

Према - чистая, нерушимая любовь к Богу; любовь к Богу как пятая, высшая цель, к которой должен стремиться человек.

Према-бхакти - любовь и преданность Господу.

Преми-бхакта (преми-бхакта) - преданный, который обрел прему.

Преяс (прейас) - «дорогой, желанный», стремление к сиюми­нутной выгоде; действия, немедленно приносящие блага или прибыль.

Пунья-карма (пунйа-карма) - благие дела.

Пураны (в ед.ч. пурана) - священные писания, дополняющие Веды.

Пурна-викачита-четана (пурна-викачита-четана) - полно­стью расцветшее сознание.

Пурушартха (пурушартха) - цель человеческих устремлений.

Пурушоттама-кшетра- Джаганнатха Пури Дхама.

 

Р

Раджас - страсть.

Раджо-гуна (раджо-гуна) - страсть, вторая гуна материаль­ной природы.

Ратна-гарбха – «таящий драгоценные камни»; океан.

Раурава-нарака - одна из адских планет.

Рупа-шикша (рупа-шикша) - наставления, которые Чайтанья Махапрабху дал Рупе Госвами.

 

С

Садхака (садхака) - «действующий»; преданный, тот, кто чтит Бога; тот, кто стремится к духовному совершенству.

Садху (садху) - тот, кто не привязан к мирскому; человек, безраздельно преданный Богу.

Садху-санга(садху-санга) - общение с садху.

Садхья-васту (садхйа-васту) - цель, которую нужно достичь.

Сагара (сагара) - океан.

Самбандха - связь, отношения.

Самбандха-гьяна (самбандха-джнана) - знание о Всевыш­нем Господе, Его божественных энергиях и их взаимосвязях. Самбандха-дата (самбандха-дата) - устанавливающий сам­бандху, дающий самбандха-гьяну; гуру, который помогает нам восстановить нашу вечную связь с Богом.

Сампрадая (сампрадайа)— «совершенный дар»; указываю­щий, открывающий путь; цепь духовных учителей; трансцен­дентное знание, передающееся от одного учителя к другому.

Санкучита-четана (санкучита-четана) - едва пробиваю­щееся сознание.

Санньяса (саннйаса) - отречение от мира; жизнь в отречении.

Санньяса-дхарма (саннйаса-дхарма) - обязанности и образ жизни саннйаси.

Сат - благой; суть; истина.

Сатваты (в ед.ч. сатвата) - преданные Господа Вишну.

Сат-сампрадая(сат-сампрадайа) – трансцендентная цепь учителей, которая передает маха-пуруш-гуру совершенное духовное знание; истинная, вечная сампрадайа.

Саттва- благость.

Саттва-гуна (саттва-гуна) - благость, первая гуна матери­альной природы.

Сат-шишья (сат-шишйа) - истинный ученик.

Сатья-дхарма(сатйа-дхарма) - вечная истина; закон ис­тины; истинная религия.

Свадхината-ратна(свадхината-ратна) - «жемчужина сво­боды»; дар свободы выбора.

Сварупа (сварупа) - «свой облик»; наша истинная природа, настоящий облик; изначальный, вечный облик души и ее осо­бые отношения с Богом.

Сева (сева) - служение.

Севака-бхагаван (севака-бхагаван) - Бог в облике совершен­ного слуги Бога.

Севья-бхагаван (севйа-бхагаван) - Бог как тот, кому служат. Сиддханта (сиддханта) – совершенный вывод; установлен­ная окончательная истина; теория, учение.

Сукритиманта-пуруша (сукритиманта-пуруша) - человек, украшенный добродетелью, благочестием.

 

Т

Тамас - тьма; мрак; незнание, невежество.

Тамо-гуна (тамо-гуна) - невежество как третья гуна матери­альной природы.

Таранга (таранга) - волна.

Таттва - основополагающая истина; принцип; сущность; тайна, секрет.

Таттва-ачарья(таттва-ачарйа) -ачарйа, в полной мере по­знавший таттву.

Таттва-васту- основа; Верховный Господь как высшая ре­альность.

Таттва-вичара (таттва-вичара) - абсолютный, неотноси­тельный подход к предмету.

Таттва-дарши (таттва-дарши) - тот, кто видит Истину.

Таттва-джигьяса(таттва-джиджнаса) - вопросы об Абсо­лютной Истине; стремление познать таттву.

Таттва-шраванам (таттва-шраванам) - слушание настав­лений о таттве.

 

У

Упанишады - философские тексты, образующие один из раз­делов ведической литературы.

Уттама-бхакти- чистая преданность, в которой нет приме­сей кармы, гйаны и йоги.

 

Х

Хари-тошана (хари-тошана) - угождение Господу.

Хладини-шакти / хладини-свабхава(хладини-шакти / хла­дини-свабхава) - внутренняя энергия Господа, дарующая бла­женство.

 

Ч

Чаитья-гуру (чаитйа-гуру) - Господь, пребывающий в сердце каждого существа.

«Чайтанья-Бхагавата»(чаитанйа-бхагавата) - жизнеопи­сание Шри Чайтанйи Махапрабху на бенгали, составленное в шестнадцатом веке, его автор - Шрила Вриндаван дас Тхакур.

«Чайтанья-мангала» (чаитанйа-мангала) - жизнеописание Шри Чайтанйи Махапрабху на бенгали, составленное в шест­надцатом веке; его автор - Шрила Лочан дас Тхакур.

«Чайтанья-чаритамрита» (чаитанйа-чаритамрита) - жиз­неописание Шри Чайтанйи Махапрабху на бенгали, состав­ленное в шестнадцатом веке; его автор - Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами.

Четана - обладающий сознанием, способностью чувствовать.

 

Ш

Шабда-аватара (шабда-аватара) - пришествие трансцен­дентного звука; святое имя Бога; священное писание.

Шабда-брахма (шабда-брахма) - трансцендентный звук, ис­ходящий прямо из духовною мира, звук, не отличный от Са­мого Всевышнего Господа; Веды.

Шавала (шавала) - божественная энергия наслаждения, одна из энергий Господа Кришны.

Шад-госвами(шад-госвами) - шесть Госвами из Вриндавана: Санатана, Рупа, Джива, Гопала Бхатта, Рагхунатха дас и Раг­хунатха Бхатта Госвами.

Шакти (шакти) - энергия; сила.

Шастра (шастра) - богооткровенное писание.

Шикша (шикша) - наставление, поучение.

Шикша-гуру (шикша-гуру) - духовный учитель, дающий на­ставления и обучающий тонкостям духовной жизни.

Шишта(шишта) - тот, кого обучают, кем руководят.

Шишья (шишйа) - ученик.

Шраванам (шраванам) - слушание.

Шраддха (шраддха) - вера, почитание.

Шреяс (шрейас) - стремление получить высшее благо; дейст­вия, приносящие высшее благо и счастье.

Шри-мантра (шри-мантра) - божественная мантра.

Шри-нама (шри-нама) - божественное имя.

Шрота-бхакта (шрота-бхакта) - преданный, который слу­шал наставления тех, кто обладает знанием.

Шрота-гьяна (шрота-джнана) - знание, воспринятое на слух.

Шрота-пантха (шрота-пантха) - метод слушания, путь раз­вития в бхакти через слушание.

Шрота-парампарья(шрота-парампарйа) - традиция, по ко­торой трансцендентное знание передается от духовного учи­теля к ученику, из поколения в поколение.

Шуддха-адвайта-вада(шуддхадваита-вада) - «очищенный» монизм; философское учение Вишнусвами, также приписы­ваемое Валлабха-ачарье. Согласно этому учению, реально существует только Брахман, обладающий бесчисленными свойствами и силами. Он одновременно и сагуна, имеющий качества, и ниргуна, лишенный качеств.

Шуддха-двайта-вада (шуддха-дваита-вада) - см. Двайта-вада.

Шудра (шудра) - человек, принадлежащий к сословию работ­ников или слуг.

Шьямасундара (Шйамасундара) - Верховный Господь, цве­том тела подобный грозовой туче. Он вечно пребывает в Своей обители - во Врадже.

 

 

Оглавление

Мангалачарана........................................................................................................ 3

Краткое жизнеописание......................................................................................... 4

Шрилы Гоур Говинды Свами............................................................................... 4

Несколько слов о настоящей серии........................................................................ 12

Введение.................................................................................................................... 14

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ - НАСТАВЛЕНИЯ

Глава первая

Полностью расцветшее сознание............................................................................ 17

Свобода выбора..................................................................................................... 18

Виды сознания...................................................................................................... 21

Налакувера и Манигрива..................................................................................... 22

Обратись к садху и спрашивай его о таттве................................................... 23

Глава вторая

Возродить свои отношения с Богом....................................................................... 27

Пожар в океане...................................................................................................... 29

Доступно только людям....................................................................................... 31

Назначение Вед..................................................................................................... 32

Бесплодная корова................................................................................................ 34

Веды свидетельствуют......................................................................................... 35

Господь Чайтанйа наставляет Шачимату........................................................... 36

Рискуя жизнью...................................................................................................... 37

Вы пьете яд!........................................................................................................... 38

Всеобщее братство................................................................................................ 39

Глава третья

Плоды варнашрама-дхармы..................................................................................... 41

Разделение общества на варны................


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 866; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.299 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь