Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Города-крепости Микены и Тиринф. «Циклопическая кладка»
Свои поселения греки-ахейцы в отличие от критян, чьи города защищало море, устраивали на высоких холмах, окружая их кольцом мощных крепостных стен - их строительство стало острой необходимостью. Архитектура этих поселений-крепостей имеет мало общего с архитектурой критских дворцов. Тиринф и Микены уже в 1400 г. представляли собой грозные крепости, за стенами которых надежно укрыт дворец правителя. Они расположены на крутых скалистых холмах. Особенно впечатляют сохранившиеся до наших дней стены Микен и Тиринфа, сложенные насухо из громадных каменных глыб, так плотно пригнанных один к другому, что создавалось впечатление монолита. Впоследствии такие поселения получили у греков название «акрополь» — «верхний город», а дворцы микенских царей стали прообразами эллинских храмов. Во время вражеских нашествий за крепостными стенами укрывалось мирное население. Древнейшие крепостные стены Микен окружали только дворец и не охватывали площадь Акрополя. Позже были возведены громадные по высоте и толщине стены из огромных необработанных, глыб камня весом в 5-6 тонн, частью неправильной формы, лежащих одна на другой. - «циклопическая кладка». Щели между глыбами заполнены глиной или мелкими камнями. Длина стены Микен - 900 м, толщина - от 6 до 10 м. Стены Тиринфа толщиной до 17, 5 м, внутри стен устраивали кладовые для хранения продовольствия и оружия. Греки верили, что стены в несколько метров толщиной, сложенные из огромных глыб, были построены гигантами-циклопами. Часть стены у ворот Микен возведена из больших, правильных по форме камней (квадров), уложенных ровными рядами. Ворота сложены из двух колоссальных плит, поставленных вертикально и перекрытых третьей плитой. Ряды кладки сходятся выше, образуя треугольник, закрытый треугольной плитой с рельефным изображением двух львиц, опершихся на пьедестал с колонной эгейского типа, суживающейся книзу. «Львиные ворота» — первый в эгейском искусстве пример монументальной скульптуры. К центральным воротам вел узкий проход между двумя бастионами, с которых защитника акрополя могли обстреливать подступавших к городу врагов. От ворот дорога поднималась на холм, где находился царский дворец, план которого отличался простотой и строгостью архитектурного замысла. В центре дворца — парадное прямоугольное помещение (12 X 13 м) с очагом в середине — мегарон. Четыре расширяющиеся кверху колонны вокруг очага поддерживали крышу с отверстием для дыма. Вокруг мегарона размещались коридоры, кладовые, ванные и жилые и гостевые комнаты. К центральному залу вел портик с двумя колоннами между антами - выступающими торцами стен. Прямоугольный план мегарона и портик с антами унаследовала античная архитектура. Как и на Крите, стены дворцов возводились из сырцового кирпича, на деревянном каркасе, изнутри их штукатурили, порой покрывали росписью. Микенский акрополь. Конец XVII-XIII вв. до н.э. План: Возле дворца были построены дома знати. У подножия холма, за пределами крепости, лежал нижний город, где жили купцы, ремесленники и простые люди. От первоначальных дворцовых комплексов микенской культуры сейчас остались только части фундаментов, но по ним можно понять, что ядром планировочного решения дворца был мегарон с расположенным в центре очагом. К этому центральному помещению, служившему залом для пиршеств, вели многочисленные коридоры, дворцы и колонные портики, пропилеи. Комнаты дворца были расписаны фресками, напоминающими критские, чаще всего сценами охоты или баталий. (10, 15-19; 12, стр. 28-30)
Архитектура Древнего мира / Эгейская (крито-микенская) культура Дворец в Пилосе Крупнейшими центрами микенской культуры были Микены и Тиринф в Арголиде, Пилос в Мессении, Афины в Аттике, Орхомен и Гулас в Беотии. Богатые дворцы были открыты в Микенах, Тиринфе и Пилосе. От первоначальных дворцовых комплексов сейчас остались только части фундаментов, но по ним можно понять, что ядром планировочного решения дворца был мегарон с расположенным в центре очагом. К этому центральному помещению, служившему залом для пиршеств, вели многочисленные коридоры, дворцы и колонные портики, пропилеи. Комнаты дворца были расписаны фресками, чаще всего сценами охоты или баталий. Предполагают, что остатки дворца и две купольные гробницы Месении - это руины легендарно дворца Пилоса, упоминаемого Гомером. Этот дворец погиб в XII в. до н.э., до этого неоднократно перестраивался. Центром его является большой мегарон (11 х 12 м), с одним входом т.н. " микенский" - с большим очагом посередине комнаты, перекрытие над которым поддерживаются 4 колоннами. Во многих городах ахейской Греции были обнаружены постройки с мегароном такого типа. В мегарон ведет антовых портик и небольшой аванзал с 4 выходами. Помещения, окружающие мегарон были двухэтажными. Относительно мегарона Пилоса единого мнения нет, возможно, он был двухэтажным или высоким одноэтажным. Во дворце также располагался малый мегарон с расписанными стенами и полом, покрытым стуком. Настенные фрески напоминают " тронный зал" Кносского дворца. Дворец в Пилосе. План: Во дворце располагались служебные помещения, примыкающие к мегарону, но не сообщающиеся с ним, в т. ч. кладовые для хранения продуктов, большие пифосы были вмурованы в кладку, тысячи терракотовых сосудов помещались на полках, в небольшой ванной комнате терракотовая ванная также была вмурована в кладку. Как и критские, микенские жилые дома и дворцы строго ориентированы по сторонам света, мегарон всегда обращен портиком на юг. Мегарон можно рассматривать как прообраз античного храма. (6, стр. 186-188; 10, стр. 15-19)
Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 2138; Нарушение авторского права страницы