Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Криминальные нормы, традиции, обычаи.



Важнейшей психологической характеристикой криминальной среды является субкультура. В переводе с латинского термин " субкультура" (sub - под; под чем-то) означает часть основной культуры. Криминальная субкультура - это духовная жизнь относительно ограниченной части общества, а именно граждан криминальной направленности. Когда говорят о субкультуре, то имеют в виду криминальные традиции и обычаи, жаргон и татуировки, неформальные нормы поведения и особенности проведения досуга.

Криминальная субкультура сплачивает правонарушителей, выступает в качестве регулятора их поведения. Но главная ее опасность в том, что она искажает общественное сознание, трансформирует преступный опыт, расшатывает добропорядочность населения, блокирует процесс социализации молодежи, формирует общественное мнение о целесообразности нарушения определенных правовых норм (например, уклонение от налога), создает положительный имидж некоторым категориям преступников и, наоборот, осуждает граждан, способствующих правоприменительным органам в их задержании. Другими словами, криминальная субкультура является основным механизмом криминализации общностей и, прежде всего, молодежной среды.

Основные элементы криминальной субкультуры. Центральным элементом субкультуры является криминальная психология, т.е. система неписаных социальных ценностей и представлений в сознании людей, которая оправдывает и поощряет преступный образ жизни и совершение правонарушений. Среди социальных ценностей следует обратить внимание на такие, как: человеческая жизнь, семья, чувство гражданского долга, порядочность, честность, ответственность за данное слово и другие нравственные ценности.

Собственность как социальная ценность - это краеугольный камень межличностных отношений в современной криминальной среде. Проблема в том, что между старыми (советского периода) ворами и молодой " российской братвой" возникают существенные разногласия в вопросе использования криминально добытых денег, распределения так называемого " общака" и т.п. Это приводит к возникновению криминальных разборок, сопровождающихся убийствами.

Для криминальной субкультуры такие социальные ценности, как чувство гражданского долга, любовь к Родине - не типичны. Однако опыт Великой Отечественной войны показал, что когда Родина оказалась в опасности, многие преступники проигнорировали воровские требования - " не служить в армии, не брать в руки оружие", порвали с криминальной средой и пошли на защиту Отечества.

Претерпело изменение в криминальной субкультуре и отношение к семье как социальной ценности. Прежние авторитетные преступники не имели права " связывать" себя семейными узами, а современные воры считают своим долгом не просто создать семью, но и обеспечить ей должное существование.

Специфический смысловой оттенок в криминальной среде приобретают нравственные ценности: " порядочность", " честность", " свобода", " ответственность за данное слово" и т.п. Например, все осужденные, за небольшим исключением, ценят свободу (не случайно существует даже клятва " Век свободы не видать" ). Однако " порядочный" осужденный не имеет права освобождаться досрочно, сотрудничать с администрацией. Достаточно высока ответственность преступных элементов друг перед другом за данное слово, за высказанную оценку в адрес другого. Причина этого не в их высокой нравственности (по отношению к законопослушным гражданам эти ценности абсолютно не соблюдаются), а в том, что за нарушение криминальной идеологии следует нести ответственность и более сурово, чем по законам правового государства.[196]

Для реализации социальных ценностей, их поддержки и наказания виновных в преступной среде вырабатываются криминальные нормы (правила) поведения. Их основная функция - регулировать взаимоотношения и поведение представителей криминального сообщества. Криминальные нормы - это важнейший элемент субкультуры. Они регулируют все сферы жизнедеятельности криминального сообщества: социальный статус его членов и их права; отношение к правоохранительным органам и администрации исправительных учреждений; поведение в местах лишения свободы и в быту; отношение к труду; порядок разрешения межличностных конфликтов; ритуалы приема новых членов в преступное сообщество (" прописку" ); порядок проведения " сходок" и коронации " воров в законе" и т.д.

В качестве механизма поддержания криминальных норм существует система санкций по отношению к лицам, допускающим их нарушение. Это и простое порицание за незначительные и неосознанные отступления от предписаний и понижение в статусе (например, могут " опустить" за неоправданную жестокость " к своим" ), физическое воздействие и даже лишение жизни. Поэтому мотивом соблюдения криминальных норм выступают не только внутренние убеждения, но и страх наказания.

Специфическим элементом криминальной субкультуры выступает стратификация, т.е. деление людей на условные иерархические группы в зависимости от их авторитета относительно реальной власти в криминальной среде. Стратификацию криминального сообщества можно сравнить с разделением общества на социальные группы. Наиболее отчетливо стратификация криминальной среды представлена в пенитенциарных учреждениях, но она сохраняется и после освобождения из мест лишения свободы.

Специфическим элементом криминальной субкультуры выступает криминальное общение и, в частности, такие средства, как жаргон, клички, татуировки. Жаргон - это условный язык. Главная его функция - скрыть для окружающих смысл передаваемой информации. В Российском государстве зарождение криминального жаргонизма связывают в одних случаях с появлением волжских разбойников, в других - с особенностями общения офеней (торговцев - разносчиков мелкого товара). Последние с целью мошенничества использовали в общении между собой тайный язык, чтобы вводить в заблуждение обычных граждан. Отсюда до настоящего времени в криминальной субкультуре сохраняется выражение: говорить " по фене", т.е. на жаргоне. На Руси криминальный язык известен и под названием " блатная музыка". По словам В.И. Даля, эта " музыка" была разработана столичными мошенниками, карманниками и ворами разного промысла, конокрадами и барышниками.

Современный криминальный жаргон характеризуется большой распространенностью, его элементы используются не только в среде явных преступников, но и даже среди сотрудников правоохранительных органов и депутатов Госдумы; неоднозначностью (одно и то же слово может иметь различные жаргонные значения, например, слово " доносчик" имеет 125 жаргонных выражений, а " проститутка" - 180); динамичностью (жаргон меняется в зависимости от социально-экономических изменений, научно-технического прогресса и других факторов).

Клички - это персонифицированная форма жаргонного обращения к представителям криминального сообщества. Кличка не только заменяет фамилию, имя человека, но и закрепляет его статус в преступной среде, выполняет одновременно оценочную функцию (" хороший", " плохой", " злой", " добрый" человек). Авторитетный преступник никогда не может иметь оскорбительных кличек.

Если жаргон, кличка - это вербальные атрибуты общения в криминальной среде, то татуировка - знаковое, невербальное средство передачи информации.

Можно выделить следующие типы татуировок, указывающие на:

1) принадлежность личности к той или иной страте: а) авторитетные - крест на груди, один или два погона (эполет); восьмиконечная звезда на груди (вор-рецидивист); шестиконечная звезда на коленях (" Никогда не встану перед судом на колени" ); изображение церкви (" Тюрьма для вора - дом родной" или " Чист перед Богом" ); перстень с пиковой мастью и др.; б) пренебрегаемые - точка (мушка) под глазом или глаза на ягодицах - пассивный гомосексуалист (для " клеймения" данной категории криминальных элементов имеется более десяти татуировок); точка (мушка) между бровей - " помойка", " неряха"; точка на носу - доносчик, осведомитель; точка на подбородке - ворует у своих (" крысятник" ); точка на мочке уха - " опущен", так как нарушил слово; перстень с изображением цифры шесть или шести точек, как в домино, - " шестерка"; в) нейтральные: мужицкий перстень (ромб с вертикальной чертой в середине);

2) характер совершенного преступления: а) преступники сексуально-эротической ориентации: бюсты женщин, голые женщины, половые органы, циничные надписи. Они наносятся, как правило, на закрытых участках тела; б) судимые за кражу, карманники: крестовая масть в виде перстня на пальце и других частях тела; " шахматный перстень" из четырех квадратов; в) судимые за грабеж: перстень с изображением Андреевского креста на черном фоне;

3) агрессивный характер личности или совершение насильственных преступлений: изображение зверей с оскалом, гладиаторов, скелетов, гробов, черепов, кинжалов с пронзенными погонами, сердцем и др.

Большой, популярностью пользуются " блатные" песни, анекдоты, в которых проявляется бесстрашие, удаль, открытость " воров", их превосходство над сотрудниками правоохранительных органов. При этом срабатывает ряд психологических эффектов. Престижный эффект - получение удовлетворения от информации, которая прямо или косвенно поддерживает цели или ценности социальной группы, к которой принадлежит или причисляет себя субъект (в данном случае к криминальной общности). Эффект усиления позиции - удовлетворение от информации, поддерживающей его мнение по какому-либо сложному вопросу. Эмоциональный эффект - удовлетворение от получаемой эмоциональной разрядки.

Классическими формами проведения досуга криминальных элементов осталась картежная игра, обильное употребление спиртных напитков, общение с проститутками, озорное, а то и буйное поведение. Загулявшего российского криминального авторитета порой сравнивают с легендарным Степаном Разиным, который, как поется в известной песне, в состоянии эйфории утопил в Волге свою возлюбленную - похищенную персидскую царевну. Мотив прост: чтобы утвердиться в глазах своего войска, чтобы люди не думали, что он их " на бабу променял", да еще " по широте душевной" хотел преподнести подарок от донского казака.

Завершая краткое изложение психологических механизмов функционирования криминальной субкультуры, важно остановиться и на таком феномене, как интеграция криминальной среды, т.е. стремление к объединению, к сплочению. Криминальная среда, как диффузно рассредоточенное по всей России и за ее пределами сообщество, стремится к объединению и координации своих действий. Наиболее принятой формой такой координации являются всероссийские " сходки" криминальных авторитетов, на которых уточняется идеология, рассматриваются наиболее важные проблемы криминальной практики, назначаются ответственные за положение дел в различных регионах России, обсуждаются вопросы использования общих финансов (" общака" ).[197]

16.4. Воры в законе и их роль в организованной преступности в России и за рубежом.

Воры в законе. Так называют лидеров криминальной среды. Эти люди формируют не только идеологию, нравы, порядки преступного мира. Они объединили преступные группировки и сообщества, сплотили их вокруг себя и совершенствуют свои структуры. Они проникли в экономику, подкупили политиков, депутатов, готовых лоббировать те или иные выгодные криминальному миру законопроекты, они имеют своих людей во всех сферах и структурах власти, включая силовые.

В царской России к ворам относились однозначно. Власти их жаловали клеймом на лоб «ВОР» и каторжными работами. А они отвечали организацией своих преступных кланов, созданием изощренной нелегальной системы, в которой были свой язык, свои законы и нравы. В годы советской власти воры заняли приоритетное положение среди прочего уголовного люда. Они правили бал в тюрьмах и зонах, беспощадно эксплуатируя политических заключенных. В лагерях ГУЛАГа, на работах на Беломорско-Балтийском канале их ставили бригадирами, преследуя две цели – давая возможность проявить «несомненные организаторские качества» и, с другой стороны, сломить силами уголовного люда политических, которые были главными врагами системы.[198]

Воровские постулаты обязывают вора в законе не иметь социальных и иных контактов с обществом, он стоит вне жизни и деятельности общественных институтов. Это обеспечивает ему независимость и, таким образом, авторитет. Вор не должен служить в армии, сотрудничать с государственными властями. Он старается совершать разработанные преступные акции чужими руками, при необходимости быстро менять тактику в зависимости от обстоятельств. Вор в законе должен пренебрегать богатством, роскошью, уютом, не иметь собственности, но имеет право пользоваться при необходимости имуществом других воров. И вор в законе неукоснительно следит за этим. Они считают друг друга братьями, равными, поддерживают друг друга, взаимно честны, стараются не подрывать авторитет друг друга. Вор в законе всегда должен быть отважен, решителен, находчив, беспощаден, уверен в себе в любой ситуации. Малодушие, трусость не прощаются. Вор сразу теряет свой авторитет.
На зоне вор в законе находится в постоянном конфликте с администрацией. Чтобы отслеживать и влиять на события, ему необходима постоянная информация, которой его снабжает самый широкий круг людей, включая и подкупленных сотрудников администрации. У него есть различные способы навязывать свою волю руководству ИТУ.

В 60 – 70-е годы количество воров в законе значительно выросло. Не последнюю роль в этом сыграла официальная пропаганда, провозгласившая лозунг об отмирании преступности по мере строительства «светлого здания коммунизма».
В наше время в руках лидеров преступного мира сосредоточены огромные суммы, о которых не могли и мечтать воры времен «развитого социализма». Эти средства используются ими для масштабного подкупа чиновничье-бюрократического аппарата, сотрудников правоохранительных органов с целью получения информации, осуществления своих преступных намерений.
Воры в законе так или иначе возвращаются за решетку, где и должны сидеть, следуя крылатой фразе Глеба Жеглова. Но наше несовершенное уголовное законодательство не позволяло осудить их за организующую роль, что наиболее общественно опасно. В тюрьмах и зонах они, как известно, не трудятся, имеют непререкаемый авторитет среди прочих осужденных, проводят разборки конфликтов, споров. Иные организуют активное противодействие сотрудникам уголовно-исполнительной системы, оказывают психологическое и физическое давление на них, особенно на руководителей учреждений и СИЗО. Также они пытаются, и в некоторых случаях небезуспешно, воздействовать на производственно-хозяйственную деятельность.

Из плеяды старых воров 1925–1926 годов рождения умирают последние. Ведущую роль в воровском движении все более играют так называемые воры-«лаврушники», «пиковая масть» – уроженцы Закавказья. Из примерно 600 ныне здравствующих на территории СНГ воров в законе более 400 – закавказцы: грузины (как правило, из Тбилиси, Западной Грузии – Кутаиси и совсем маленьких городов – Зугдиди, Хоби, Цаленджиха), а также армяне, курды.
Воры-славяне – Расписной (Андрей Исаев, убит в Польше), Петрик (Петров), Япончик (Вячеслав Иваньков). Последний был коронован самим патриархом уголовного мира Монголом (Корьковым). О Япончике много всяких публикаций и столько же спекуляций, одна из самых распространенных – его конфликты с кавказцами, что в корне неверно. В его ближайших друзьях были как раз не русские, а ассирийцы, евреи, грузины, армяне – о чем он сам рассказывал журналистам, когда в свое время отбывал срок за вымогательство, сидя на пятом этаже нью-йоркской тюрьмы Metropolitan Correctional Center. Он в близких отношениях со многими кавказскими ворами, с которыми никогда не станет портить отношения. С ассирийской диаспорой его связывают тесные узы благодаря жене-ассирийке.[199]
Среди закавказских воров в законе наиболее авторитетные – Усоян Аслан Рашидович по кличке Дед Хасан, 1937 года рождения. По национальности – курд, был вором-карманником и начал заниматься рэкетом еще в конце 50-х годов в Тбилиси вместе с убитым в 1962 году вором в законе Ило Девдариани. Отличается природным умом, широким кругозором. В общении с людьми всегда тактичен, выдержан. Эти качества обеспечили ему авторитет среди воровской элиты стран СНГ.
Из почивших в бозе – Арсен Микеладзе, расстрелянный в декабре 1993 года в Тбилиси, куда он поехал разбираться с денежными делами. Гиви Берадзе, по кличке Резаный. Пропал без вести в январе 1993 года.
Есть категория воров, которые, придерживаясь своих постулатов и норм, стараются следовать и общечеловеческим нормам. Они уважают «честных ментов», идут на контакты, преследуя, конечно, и свои цели. И если они, например, дают честное слово человеку из органов внутренних дел, то часто слово свое держат.
В последнее время появилась новая плеяда воров в законе, как среди кавказцев, так и среди славян, которые ни разу не сидели в тюрьме, что называется, и параши не нюхали. И титул получали благодаря «мохнатой лапе» законника, а то и за банальную мзду. Капиталистические нравы «развратили» и воровскую среду, подточили ее доселе незыблемые постулаты. Среди таких – Сакварелидзе, которого арестовали в 1994 году за убийство вора в законе Гамцемлидзе Реваза Давидовича по кличке Гедемос Бичи – человека, который его же и крестил. Убил «крестного» безжалостно девятью выстрелами из импортного пистолета, совершив, по всем понятиям, небывалое святотатство. Убийство сыщики раскрыли в течение месяца.
Среди славян «звезды первой величины» – старейший авторитет – Шурик Захар (Александр Захаров). Второй Захаров – Павел Васильевич, известный Паша Цируль, скончавшийся в Бутырке. Жертвой покушения стал один из авторитетнейших воров Худо (Гасоян Худо Кароевич), 21 год отбывший в заключении, «у хозяина». Ни одна воровская разборка не проходила без его веского слова. Он контролировал поставки наркотиков. А убили его в январе 1997 года возле его же дома на Красной Пресне. По версии, взял у торговца наркотиками товара на 500 тысяч долларов, а потом банально «кинул» его. Мало того, стало известно, что он ударил барыгу, что называется, опустился до человека второсортного для его положения, поступил не по-воровски. Впрочем, скорее всего, убили его дагестанцы, с которыми и случился конфликт по товару.

Как отмечали участники совещания, «анализ криминальной ситуации в современной России свидетельствует о заметном влиянии лидеров и авторитетов уголовно-преступной среды, в том числе лиц, относящих себя к ворам в законе, на развитие организованной преступности, а также на процессы, происходящие в экономической, социальной и иных сферах жизнедеятельности государства».[200]
По данным МВД, всего на территории России действуют приблизительно 200 воров в законе. Они являются идеологами преступных группировок, а также своего рода третейскими судьями во время возникновения разногласий между преступными группами. Кроме того, воры в законе контролируют ресторанный и игорный бизнес, проституцию, незаконный оборот наркотиков.
Большое число криминальных авторитетов проживает также в Южном федеральном округе, где они контролируют гостинично-курортный бизнес и производство алкогольной продукции. По данным правоохранительных органов, в последнее время воры в законе отказываются от выполнения установленных для них криминальной средой законов. В частности, вопреки этим законам они переходят на легальный бизнес, пытаются проникнуть в промышленность; используя связи с коррумпированными чиновниками и подставных лиц, внедряются во властные структуры.

Последние задержания

По данным МВД, преступные сообщества активно пытаются распространить свое влияние за границу и наладить транснациональные связи. Они имеют хорошо налаженные контакты в 40 государствах, в первую очередь, конечно, в странах СНГ. В последнее время все криминальные формирования предпринимают попытки расширения экономической основы, они стремятся увеличить долю легальной экономической деятельности. Кроме того, преступные лидеры пытаются дистанцироваться от криминально-уголовной среды и внедриться в органы власти.[201]

 

 

Вопросы для повторения:

1. Криминальная культура как фактор организованной преступности.

2. Структура организованных преступных сообществ.

3. криминальные нормы, обычаи, традиции.

4. Воры в законе и их роль в организованной преступности в России и за рубежом.

Резюме по теме:

В последнее время все криминальные формирования предпринимают попытки расширения экономической основы, они стремятся увеличить долю легальной экономической деятельности. Кроме того, преступные лидеры пытаются дистанцироваться от криминально-уголовной среды и внедриться в органы власти.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Виды структур правовых норм: структура регулятивной нормы, охранительной, особенности структуры уголовно-правовой нормы, внутренняя и внешняя логическая структура нормы права
  2. Какие характерные особенности имеют правовые нормы, отличающие их от других социальных норм?
  3. Квалификация коллизионной нормы, ее толкование и применение
  4. Назовите элемент правовой нормы, указывающий на условия действия нормы права
  5. Нормы, отражённые в смежных отраслях права
  6. Нормы, требующие специфических средств правового воздействия.
  7. Понятие и признаки правовой нормы, ее структура. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.
  8. Понятие правовой нормы, ее признаки
  9. Понятия и признаки правовой нормы, ее структура. Соотношение нормы права и позитивного нормативного предписания.
  10. Пробел в праве – это полное или частичное отсутствие правовой нормы, необходимой для урегулирования конкретного правоотношения и практического разрешения юридического де-ла.
  11. Смежными являются уголовно-правовые нормы, которые имеют совпадающие признаки и один либо несколько несовпадающих признаков, не находящихся в отношении конкуренции.


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1550; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь